Автор Тема: Авангард XXI века: творчество или шарлатанство ?  (Прочитано 47792 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Concerto grosso № 1 на ура? Вы шутите?

:)) Он не шутит, он смеётся!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Concerto grosso № 1 на ура? Вы шутите?
У меня складывается впечатление, что ни вы, ни Предлогов не слышали эту музыку. Она действительно легко воспринимается даже неподготовленными слушателями. В Concerto Grosso №1 использованы узнаваемые мелодии из киномузыки композитора. Например, танго из фильма "Агония", некоторые темы — из фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" и мультфильма «Бабочка», в третьей части — тема из фильма «Восхождение».

Первая тема, исполняемая на подготовленном рояле (между струнами зажимаются монеты), взята из картины А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Там была колядовая песня в звучании детских голосов: «О человек, недолог твой век, печален и смертною скорбью жален». Из фильма колядка потом выпала. А саму музыкальную тему («на разбитом пианино»), словно хриплую музыку часов, Шнитке провел через все Concerto grosso в качестве фатального рефрена. Во второй части, начинающейся быстрой темой a la Вивальди, проводятся другие темы из того же «Арапа». В третьей части — серьёзной, наполненной интонациями плача, скорби,— использована музыка из фильма «Восхождение» Л. Шепитько. При переходе к пятой части вступает кружащаяся тема из мультфильма А.Хржановского «Бабочка». В ту же пятую часть инкрустируется танго из «Агонии».

Очень рекомендую послушать!
« Последнее редактирование: Июнь 20, 2014, 11:08:29 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Concerto grosso № 1 на ура? Вы шутите?

У меня складывается впечатление, что ни вы, ни Предлогов не слышали эту музыку

А у меня складывается впечатление, что вы взялись за мной маньячить и не слышите меня.
Я сразу сказал, что если бы не позднесоветская пропаганда, то имя Шнитке осталось бы лишь в титрах кино- и мультфильмов. А вы мне в качестве "возражения" привели сочинение, в котором как раз и использована музыка оттуда, лишь бы нарочно ляпнуть что-нибудь поперёк моих слов. Вот и ляпнули: типа, "подискутировали".
Кстати, компиляторская сущность Шнитке проявилась в этом примере максимально отчётливо. И дело вовсе не в использовании собственных фрагментов и не в том, что он из чего угодно мог состряпать псевдоакадемическое сочинение, дело в принципе.
Давным-давно, ещё где-то на Классике, я уже спорил по этому поводу, и мне тогда было сказано, что Шнитке - это бэкграунд для кинематографа, с чем я согласился. С тех пор ничего не изменилось. Его сочинения принципиально фоновы, а большие формы принципиально компилятивны, если только закономерности их построения не подчинены счётно-умозрительным принципам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Concerto grosso № 1 на ура? Вы шутите?
У меня складывается впечатление, что ни вы, ни Предлогов не слышали эту музыку. Она действительно легко воспринимается даже неподготовленными слушателями.

Не знаю, как Предлогов, а я слушала! И была уверена, что это музыка к какому-нибудь документальному фильму об ужасах атомной войны. ( В фильме про арапа, видимо, не так критично, потому что есть и видеоряд, но и там мне не всё нравится, теперь понятно, почему.) Скрипачей было откровенно жаль - столько лет учится, чтобы воспроизводить подобное. И очень хотелось посмотреть в глаза тем, кто голосовал за эту мелодию (это был концерт "на заказ", в итоге вместо 2-х концертов Баха, как в других случаях, там был только один, после него, в принципе, можно было и уйти).
Программа концерта: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/17/2_1900/
А могло быть так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/14/2_1900/
или так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/10/2_1900/

Ещё я слышала «Сюиту в старинном стиле», тоже не пошло. У Наймана интереснее получается.

Sergey

  • Гость
.....Скрипачей было откровенно жаль - столько лет учится, чтобы воспроизводить подобное. И очень хотелось посмотреть в глаза тем, кто голосовал за эту мелодию (это был концерт "на заказ", в итоге вместо 2-х концертов Баха, как в других случаях, там был только один, после него, в принципе, можно было и уйти).
Программа концерта: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/17/2_1900/
А могло быть так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/14/2_1900/
или так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/10/2_1900/
Ну вот видите, вы сами привели неизвестный мне доселе пример, когда публика проголосовала за включение в программу этого сочинения. Я бы тоже проголосовал.

Что же до скрипачей, которых "откровенно" жаль....То первая запись Кончерто гроссо была сделана Ансамблем солистов московской Консерватории п/у Юрия Башмета, партию скрипок там исполняли Гидон Кремер и Татьяна Гринденко

Т.е. таким скрипачам как Кремер и Гринденко (не самым плохим, между прочим) нравилась эта музыка, они хотели её играть и не только играли (на одном из концертных исполнений Кончерто гроссо я даже был), но и записывали. Между прочим, я не большой поклонник современной музыки - в моей фонотеке её очень мало, например, Наймана там нет вообще. А вот виниловую пластинку с Кончерто гроссо Шнитке я приобрел еще в советские времена. Как и альтовый концерт.
« Последнее редактирование: Июнь 20, 2014, 11:09:08 от Sergey »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
А у меня совсем нет Шнитке и много Наймана. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С "послушать" нет никаких проблем:

http://classic-online.ru/ru/production/800

Хоть обслушаться.
Полагаю, в свете вышесказанного как раз и нужно слушать глубоко прижизненную запись 70-х гг. с участием Кремера и Гринденко.
Но знаете, то, что тогда казалось прикольным, сегодня даже не смешно. Аршинова опять-таки права, ибо устами младенца глаголет истина: слушать ТАКОЕ, а тем более ломиться на это с конной милицией, будут лишь в том случае, если это объявить оппозиционным и противоречащим основам существующего строя, потом запретить, а затем неожиданно объявить концерт в БЗК.
И недаром же она просекла фишку и ёрничала по поводу того, что только ЗАПРЕТ может позволить воспрянуть давно уже погрязшему в ничтожестве авангарду.
Кстати, нумерацию своих симфоний и концерто-гроссо Шнитке решил пересечь: у него кончерто-гроссо №4 одновременно является симфонией №5, а дальше нумерация опять расходится. Насколько я понял этот странный на первый взгляд поступок, он пожелал "перекрестить" своё творчество.
Но это он так думал, а я считаю, что он этим "крестом" перечеркнул его.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Цитата: Predlogoff
А у меня складывается впечатление, что вы взялись за мной маньячить и не слышите меня.
Я сразу сказал, что если бы не позднесоветская пропаганда, то имя Шнитке осталось бы лишь в титрах кино- и мультфильмов.
Делать мне больше нечего, чем "маньячить за вами"!

А ларчик просто открывается. На вопрос о том, сторонником какой партии я являюсь (а мне его тут не раз задавали), всегда отвечаю, что я - член партии ЗСиЧОФ: здравого смысла и честного отношения к фактам. Поэтому терпеть не могу, когда врут. Как в данном случае. В конце 1970-х и в первой половине 1980-х, т.е. до начала перестройки, не было никакой "подзднесоветской пропаганды" музыки Шнитке, скорее наоборот, исполнение его музыки в то время сдерживалось всякими чиновниками из Союза композиторов и Мос, Рос и Гос - концертов. Когда же все-таки эти концерты проходили, то они собирали полные залы - чему я непосредственный свидетель. Причем собирали полные залы не только в Москве, но, как следует из рассказа дирижера Рождественского (см выше), но и в городе Горьком (Нижнем Новгороде).

А вот когда, в начале 1990-х Шнитке стали настойчиво пропагандировать (как Демьянову уху), популярность его музыки снизилась. Впрочем в те годы снизилась популярность и посещаемость концертов любой музыки - не только соврменной, но и классической, даже рок и чпок.
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2014, 13:01:01 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... очень хотелось посмотреть в глаза тем, кто голосовал за эту мелодию (это был концерт "на заказ", в итоге вместо 2-х концертов Баха, как в других случаях, там был только один, после него, в принципе, можно было и уйти).
Программа концерта: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/17/2_1900/
А могло быть так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/14/2_1900/
или так: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/10/2_1900/

Они хотят сказать, что вот эта программа была сформирована "по заявкам трудящихся"? :))

----------------------------------------------------


Цитата: ПРОГРАММА 1
Программа концерта сформирована по итогам голосования слушателей.


В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 5
Солисты: Станислав Измайлов (скрипка), Николай Мохов (флейта), Юрий Мартынов (клавесин)


Альфред Шнитке
Concerto grosso № 1
Cолисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка), Валерия Румянцева (подготовленное фортепиано и клавесин)


Гия Канчели
«Утренние молитвы»
Солисты: Николай Мохов (флейта), Валерия Румянцева (фортепиано), Демьян Городничин (электро бас гитара)


Джованни Соллима
«Виолончели, вибрируйте!»
Солисты: Марио Брунелло (виолончель) и Владимир Юнович (виолончель)


Оркестр Мариинского театра
Дирижер – Марио Брунелло

----------------------------------------------------


Так я и "поверил"! Они что, совсем нас дураками что ль считают? :))
Видимо, считают, ибо можно взглянуть на две другие программы, чтобы понять, откуда и у 1-й ноги растут:

----------------------------------------------------

Цитата: ПРОГРАММА 2
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
Солисты: Станислав Измайлов (скрипка), Михаил Рихтер (скрипка), Дина Зикеева (скрипка), Артур Косинов (альт), Андрей Петушков (альт), Евгений Барсов (альт), Марио Брунелло (виолончель), Владимир Юнович (виолончель), Оксана Мороз (виолончель), Кирилл Кариков (контрабас), Валерия Румянцева (клавесин)


Альфред Шнитке
Concerto grosso № 1
Cолисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка), Валерия Румянцева (подготовленное фортепиано и клавесин)


Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051
Солисты: Юрий Афонькин (альт), Александр Шелковников (альт), Марио Брунелло (виолончель), Владимир Юнович  (виолончель), Оксана Мороз (виолончель), Кирилл Кариков (контрабас), Валерия Румянцева (клавесин)


Джованни Соллима
«Виолончели, вибрируйте!»
Солисты: Марио Брунелло (виолончель) и Владимир Юнович (виолончель)


----------------------------------------------------

Цитата: ПРОГРАММА 3
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 4
Солисты: Станислав Измайлов (скрипка), Светлана Емельянова (блокфлейта), Александр Кискачи (блокфлейта), Валерия Румянцева (клавесин)


Филип Гласс
«Музыка в форме квадрата»
Солисты: Николай Мохов (флейта), Александр Озерицкий (флейта)


Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 5
Солисты: Станислав Измайлов (скрипка), Николай Мохов (флейта), Юрий Мартынов (клавесин)


Джордж Крам
«Голос кита»
Солисты: Николай Мохов (флейта), Марио Брунелло (виолончель), Эдуард Кипрский (подготовленное фортепиано)

----------------------------------------------------

:)) Просто смехотворно! Брунелло СЛУЧАЙНО оставили возможность "повибрировать" на виолончели?
А Канчели?? Да в публике вообще не знают, что это такой! А Соллима?? Все прям там и проголосовали за него? :)) Про Шнитке тут же забыли, как только прекратилась госпропаганда, и вспомнить о нём могут лишь те, кто на этом всю жизнь спекулировал, но никак не публика.

В общем, цирк.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
....Про Шнитке тут же забыли, как только прекратилась госпропаганда, и вспомнить о нём могут лишь те, кто на этом всю жизнь спекулировал, но никак не публика.

В общем, цирк.
Действительно цирк. Если вы что-то забыли - это еще не повод для широких обобщений!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Тут всё честно, я думаю. Концертов было всего 4, в первых трёх прозвучали 6 концертов Баха. Я думаю, что в целом большинство голосовало за Баха, но из-за такого количества произведений голоса "распылились". Вот в итоге и получилось то, что получилось.
Вот первый концерт: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/7/2_1900/
P.S. Конечно, лучше ругаться из-за Шнитке, чем из-за Путина :), но нельзя ли совсем без этого? Или das ist fantastisch?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В конце 1970-х и в первой половине 1980-х, т.е. до начала перестройки, не было никакой "подзднесоветской пропаганды" музыки Шнитке, скорее наоборот, исполнение его музыки в то время сдерживалось всякими чиновниками из Союза композиторов и Мос, Рос и Гос - концертов

Во-первых, я говорил о пропаганде 80-х годов, когда "всё можно" стало, так что не надо перевирать мои слова. А во-вторых, если что и сдерживалось в 60-70-х гг., то по факту исполнений заметить это было невозможно.

Когда же все-таки эти концерты проходили, то они собирали полные залы - чему я непосредственный свидетель. Причем собирали полные залы не только в Москве, но, как следует из рассказа дирижера Рождественского даже в городе Горьком (Нижнем Новгороде)

Бесстыжее враньё.
По поводу Нижнего Новгорода я уже прокомментировал слова самого Рождественского, так что не надо опять перевирать, а по поводу "полных залов" на Шнитке попрошу читателям лапшу на уши не вешать! В те годы никто в широкой публике даже не знал, кто это такой, ибо не все читали титры мультфильмов, а консерваторские музыканты, проходя мимо афиш, ничего, кроме шуточек, по этому поводу не отпускали. Шнитке с киноэкранов в концертные залы продвигали, видимо, по линии Союза композиторов, потому что нормальные люди, которые знали, что такое музыка, на эту дребедень не ходили. Такое даже в кошмарном сне не могло присниться, и не надо нам тут пудрить мозги.
Не то качество творчества.
На этих посиделках, как и всегда в таких случаях, когда объявлялись концерты современной музыки, сидели родственники, коллеги, ученики и зеваки. Да и кому вообще это надо? Так было всегда на всех советских фестивалях современной музыки - в гробу её видали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тут всё честно, я думаю. Концертов было всего 4, в первых трёх прозвучали 6 концертов Баха. Я думаю, что в целом большинство голосовало за Баха, но из-за такого количества произведений голоса "распылились". Вот в итоге и получилось то, что получилось.

Да уж, "распылились" недурно.
Но ладно там Шнитке, коим плешь проедали долгие годы, а некоторые, как видим, продолжают это делать, но Канчели?? Вибрирующие виолончели?? Прям вот публика взяла и проголосовала за это? И без всякой связи с тем, что в ней Брунелло возжелал повибрировать?
Свежо предание.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
В конце 1970-х и в первой половине 1980-х, т.е. до начала перестройки, не было никакой "подзднесоветской пропаганды" музыки Шнитке, скорее наоборот, исполнение его музыки в то время сдерживалось всякими чиновниками из Союза композиторов и Мос, Рос и Гос - концертов

Во-первых, я говорил о пропаганде 80-х годов, когда "всё можно" стало, так что не надо перевирать мои слова...
Видимо прав все-таки Antares, когда полагает, что под ником Предлогов сейчас пишет другой человек. Потому что тому, прежнему Предлогову, было (судя по его постам) где-то в районе 60-ти. И он, естественно, хорошо помнил первую половину 1980-х годов и не мог написать, что во времена позднего Брежнева (Брежнев умер, между прочим, в конце 1982 г), Андропова (умер в 1984 г.) и Черненко "всё можно стало". Тот, прежний, прекрасно знал, что далеко не все.

Вот в конце 1980-х действительно стало можно все. И тот прежний Предлогов вряд ли перепутал бы эти времена. А этому новому - похоже, где-то не больше 40 и он эти годы знает только понаслышке.
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2014, 14:23:09 от Sergey »

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Из воспоминаний дирижёра С. Сондецкиса о московской премьере Concerto Grosso No.1:

Цитата: С. Сондецкис
Трудно описать атмосферу концерта Шнитке в БЗК! Сенсация! Вся музыкальная Москва "повалила" в Большой зал. Как говорили, "люди висели на люстрах". Счастливцы, получившие входные билеты, забили зал до отказа. Во всех проходах, где только можно было втиснуться, стояли люди. Такой интерес вызывали разве выступления И. Стравинского или гастроли впервые появившихся тогда американских оркестров.

Успех концерта был адекватен интересу к нему. После Concerto grosso, завершившего первое отделение концерта, восторгу публики, овациям конца не было. Автор многократно вызывался на сцену. Победа очевидная, но нас тревожила мысль: "А что скажут "судьи"?" - т. е. те, от слова которых зависит дальнейшая судьба гениального произведения. О возможном предложении включить в программу нашей поездки новое произведение А. Шнитке я предварительно высказался в репертуарном отделе "Госконцерта", поэтому на следующее утро побежал туда рассказать о триумфальном успехе Concerto grosso. меня встретили с пониманием. и обратились к закупочной комиссии музыкальных произведений Министерства культуры. оттуда поступил ответ, что получены положительные отзывы о Concerto grosso и министерство готово приобрести произведение. Пожалуй, это был первый опус Шнитке, удостоенный такого признания.

Отзыв Союза композиторов был высказан более извилисто и дипломатично: "Кто это распространяет слухи, якобы мы против Шнитке? Мы против плохой музыки... Вот написал человек хорошее произведение - мы его рекомендуем закупочной комиссии и поддерживаем ходатайство "Госконцерта" о показе произведения за рубежом..." Мы - автор и исполнители - были счастливы. После невиданного успеха надеялись и на соответствующую официальную реакцию: ведь 1977 год - уже не 1937-й, и даже не время "ждановских постановлений".

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Вот в конце 1980-х действительно стало можно все. И тот прежний Предлогов вряд ли перепутал бы эти времена. А этому новому - похоже, где-то не больше 40 и он эти годы знает только понаслышке.

Совсем не обязательно. Мне про начало 2000-х иногда такое говорят... И вроде с возрастом понятно, и жили в одной стране... А теперь зашибло...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Sergey сообщал, что он лечится, но, видать, не от того. Антарес уже пришёл в норму, а Sergey - ещё нет.
Sergey, хватит идиотничать. Если ваши мозги заскорузли настолько, что вы не понимаете, что происходит сейчас, неспособны поменять точку зрения на происходящее и не помните детали 80-х годов, то я ещё с ума не сошёл.
Но об этом ниже, а сначала хочу прокомментировать отклик Сондецкиса о "висящих на люстрах", а заодно пройтись по тому, что было "можно", а что "нельзя".
Во-первых, все преувеличивают свои подвиги, совершённые в те времена - и Сондецкис, и Рождественский. И это понятно: та эпоха настолько демонизирована, что когда я сегодня сообщаю о том, что в 70-е годы ходил мимо афиш с именем Шнитке, на которые плевали и над которыми ёрничали консерваторцы, то мне мало кто верит. Но вот ведь тот же Сондецкис сообщает, что произведения Шнитке ИСПОЛНЯЛИСЬ. По поводу количества народу могу сказать только одно - это весьма контекстное событие. "Висение на люстрах" можно было довольно просто организовать, и я эту технологию выше изложил, вопрос лишь в том, что это как выстрелившее ружьё - один раз бабахнуло, и заряд израсходован. НУ НЕВОЗМОЖНО зазывать на ЭТО постоянно.
Эту же технологию, кстати, не так давно использовал Большой театр, чтобы завлечь на "Воццека" громадное количество людей, не имеющих отношения к сфере искусства, которым по барабану и Большой театр, и Воццек, и опера, и музыка вообще. Тем не менее, в Большой вдруг ринулись тысячи людей, которых попросту накрутили рекламой, заморочив им голову. Дескать, увидят и услышат нечто несусветное. Другое дело, что в советские времена реклама была другого рода - исполнять то, что "под запретом", лучшей рекламы тогда было не придумать.
Но как только рекламный шум спадает, как только слушатели САМИ начинают выбирать, на что пойти, как пузырь тут же лопается, и количество посетителей мероприятий устремляется к нулю, потому что то, о чём мы говорим, НИКОГДА не входило в сферу интересов массовой публики, ибо искусственно раздувалось небольшой кучкой "оппозиционных" музыкантов.
О да, ОДИН РАЗ В НЕСКОЛЬКО ЛЕТ можно было "выстрелить" каким-то исполнением, раздув из него "сенсацию", окружив ореолом "запретности" и даже чуть ли не "секретности", но концерт проходит, время идёт, и публика ...... НЕ ХОДИТ на то же самое, забыв о том, на что ещё недавно ломилась, как под действием наркотиков.
Знаете, не будем рекламные и политические технологии смешивать с ПОДЛИННО МАССОВЫМ интересом к тому или иному явлению. Вот именно ЭТО я и хотел сказать.
Что касается замечания о том, что я "не знаю", дескать, что происходило в начале 80-х, то Sergey, видимо, сам этого не знает и не может дифференцировать эти тонкости по годам.
А я напомню!
Прежде всего, мощная раскачка началась ещё до смерти Брежнева - когда умер Суслов. Брежнев рыдал на его похоронах, это опрометчиво показали прямо по ТВ, и мы все говорили, что он тоже скоро отбросит копыта и сыграет в ящик. Люди приготовились к переменам, уже было ясно, что система трещит по швам. Конечно, затрещала она по-настоящему после смерти Брежнева, уже при Андропове. Вышла интересная книга Андропова, где он, в частности, поведал о разнообразии форм социализма и посоветовал обратить внимание на другие страны соцлагеря. Это уже был СИГНАЛ!
Никита Михалков, выступая по ТВ, говорил о заскорузлости телепрограмм и репертуара ТВ, говорил о необходимости перемен, о том, что перемены уже имеют место, и вдруг спросил у зала, где проходила запись: "Скажите, давно ли вам стало интересно смотреть программу "Время"?" Что было встречено бурными продолжительными аплодисментами, потому что после смерти Брежнева программа "Время" ив самом деле сделалась менее идеологизированной и намного более интересной и разнообразной.
Уже в 1983 году начались такие вещи и прошли такие веяния, которые ещё год назад были немыслимы. Sergey же сам пишет, в каком году исполнили кантату "Фауст", а это, извините, ещё не "перестройка"! После смерти Андропова пришёл Черненко, который астматически-задыхающимся голосом прочитал речь над гробом Андропова, и все заговорили о том, что он тоже не жилец, а заодно и об "откате назад", а уже когда сыграл в ящик Черненко в 1985-м, пришёл к власти Горбачёв, и тут уже началась настоящая свистопляска. Тем не менее, последним более-менее нормальным годом я считаю 1989-й - до того Горби ещё не успел расшатать совок, который был очень крепок, чтобы начались гражданские войны и междуусобицы. А после - уже пошло-поехало.
Это я всё к тому, что "вольности" начались уже в 1981-82 гг., когда началось бурление и народ начал откровенно плевать на мнение верхов и на идеологические указания. Именно в эти годы началась буйная шниткомания и пропаганда - ещё в рамках советской музыкальной системы, о чём говорит и Сондецкис, упоминая, как отступал и отбрёхивался от них Союз композиторов. Кстати, этот Союз ведь тоже был весьма неоднородным, так что не стоит думать, что в нём имело место единомыслие. Это не так! И позиции всяких тогдашних радикалов там были достаточно сильны. Из-за чего он, собственно, и сгнил на корню.
Союз композиторов превратился в богадельню, в кузницу никому не нужных кадров, в клоаку, порождающую никому не нужную макулатуру, которую невозможно слушать. Я имею в виду отнюдь не только Шнитке, а и многое другое, в т.ч. и вполне благообразное внешне, но пустое изнутри. Этого добра тоже хватало - тонального барахла. Не будем кривить душой, что было то было: и в тональности можно сочинить немало дерьма, а не только в свободной атональности, 12-тоновой системе или тотальном сериализме. Иначе Союз комп-в не выродился бы.
Ну короче, в Союзе тоже юлили и Шнитке как "советского композитора", как видим, продвигали - если не все там дружно, то наиболее активная часть это делала.
Так что дела обстояли именно так.
И я считаю, что Аршинова опять-таки права: если бы не гнобление, если бы не запреты, если бы не ореол "секретности", то не было бы никакого Шнитке, а был бы ещё один советский автор - такой же серый, как все остальные. Пописывал бы музычку к мультикам и получал бы свой гонорар. И всё! Собственно, для меня он на этом уровне и остался, хотя после понаписал кучу симфоний и концертов.
Но политика - это великое дело! Без политики не было бы "великой" Вишневской, "великого" Ростроповича, "великого" Шнитке, потому что если бы не "борьба их тяжкая", то по ОБЪЕКТИВНЫМ показателям вся их деятельность никогда не вышла бы на ту орбиту, где она оказалась в силу удачной конъюнктуры.
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2014, 15:13:46 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Ростропович - великий виолончелист, безо всяких но и если.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ростропович - великий виолончелист, безо всяких но и если.

Но его превозносили не за это - ему ведь дали в Америке оркестр, да и в Союзе он успел кое-что записать, в т.ч. и с Вишневской, что по большей части невозможно слушать.
Мне кажется, мы должны постепенно от этих политизированных пузырей избавляться, ибо не Ростропович является олицетворением русского дирижёрства, не Вишневская является олицетворением русского вокала и не Шнитке является олицетворением русской композиторской школы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Не знаю, за что его превозносили тогда, но сейчас он известен как виолончелист. Именно в этом качестве его и вспоминают. Про то, что Ростропович - олицетворение русского дирижёрства, впервые слышу.

Sergey сообщал, что он лечится, но, видать, не от того. Антарес уже пришёл в норму, а Sergey - ещё нет.

Это, видимо, чтобы мы все окончательно убедились в том, что каким ты был, таким ты и остался.

Sergey

  • Гость
Не знаю, за что его превозносили тогда, но сейчас он известен как виолончелист...
Конечно, Ростропович прежде всего выдающийся виолончелист. Но не только... Читаем в русской Вики см. тут
Цитировать
Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич — советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель....
....
С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.
Смотрим в англоязычной Вики:
Цитировать
Mstislav Leopoldovich Rostropovich was a Soviet and Russian cellist and conductor.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Вопрос был, можно ли считать его великим дирижёром, если я правильно поняла.

Sergey

  • Гость
Вопрос был, можно ли считать его великим дирижёром, если я правильно поняла.
Конечно великим дирижером он не был.  К тому же я, например, вообще против применения эпитета "великий" применительно к исполнителю. Исполнитель, как вытекает из самого слова, прежде всего должен исполнять! А великими, с моей точки зрения можно называть только творцов первого рода, т.е. композиторов (в музыке).

Но вот что Кирилл Кондрашин говорил о Ростроповиче как дирижере, причем это относилось к самому началу его деятельности в этом качестве:
Цитировать
Помню, как-то раз состоялся довольно длительный визит в Горький. Там раз в три года проходят музыкальные фестивали. Мы там были, наверное, в 1972 году. Ростропович взялся дирижировать оркестром. До этого мы с ним играли концерт, и он попросил остаться, чтобы я его курировал. Надо сказать, что дирижировал он неуклюже, хотя его волевой посыл и авторитет знающего музыканта были настолько сильны, что он компенсировал этим свою неудачную технику. К тому же он репетировал так интересно, что я сидел в зале, просто затаив дыхание, боясь упустить какое-нибудь его замечание. На репетиции он говорил необыкновенно ярким и образным языком. Например, в финале Пятой симфонии Прокофьева, в начале коды начинается суетня у струнных инструментов, которые играют каноном и, вступая, все время перебивают друг друга. Они создают особый шумовой эффект, на фоне которого идет мелодия у медных духовых. В одном месте наступает восьмая пауза, когда все струнные в унисон очень сильно должны сыграть гамму вверх. Ростроповичу хотелось, чтобы эта гамма, идущая у всех в унисон к паузе, которой раньше не было, прозвучала необыкновенно ярко. Как он ни пытался, но добиться нужного эффекта не мог. Тогда он говорит:
— Представьте себе: коммунальная кухня, стоит восемь столов, восемь примусов, каждый скребет на своем столе, никто не слушает друг друга, стоит страшный шум. И вдруг кто-то снизу кричит: "Лососину дают!" Тут все всё бросают и кидаются вниз, в магазин.
Все посмеялись. Но когда это место подошло, и он крикнул в паузе: "Лососина!" — то, действительно, музыканты рванули необыкновенно эффектно.


источник: книга В.Ражникова "Кирилл Кондрашин рассказывает"

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192

И я считаю, что Аршинова опять-таки права: если бы не гнобление, если бы не запреты, если бы не ореол "секретности", то не было бы никакого Шнитке, а был бы ещё один советский автор - такой же серый, как все остальные. Пописывал бы музычку к мультикам и получал бы свой гонорар. И всё! Собственно, для меня он на этом уровне и остался, хотя после понаписал кучу симфоний и концертов.


Ключевые слова: "для меня". Вы имеете неотъемлемое право испытывать к музыке и к личности Шнитке любые чувства, но не надо подводить под них доказательную базу и выдавать за ОБЪЕКТИВНЫЙ взгляд! Против Вашего личного мнения - мнения десятков выдающихся музыкантов, пропагандировавших музыку Шнитке задолго до того, как это стало конъюнктурно выгодно (ещё в 1960-е). Не находили ли они в этой музыке некие музыкальные достоинства, которые вы услышать не в состоянии?

Хотелось бы поменьше эмоций. Своё личное отношение к музыке Шнитке я не считаю нужным выражать, оно вовсе не однозначно положительное. Гением я его точно не считаю :) Но давайте задумаемся, что можно утверждать ОБЪЕКТИВНО?

ОБЪЕКТИВНО: из советских композиторов Шнитке и по сей день остаётся одним из самых исполняемым и востребованных. И это сейчас, спустя уже почти четверть века после развала совка, когда всем уже плевать с высокой колокольни на то, что когда-то "запрещали", "разрешали", "закупали", "пропагандировали", "навязывали" и т. д. Вы говорите, что в своё время музыку Шнитке неистово пропагандировали как "запретную", потом подняли на щит когда "всё стало дозволено". Но тому уж скоро четверть века. Объясните, почему тогда фортепианный квинтет (который так потряс в своё время Рождественского) в мире остаётся самым исполняемым среди всех советских фортепианных квинтетов, написанных после Шостаковича? Где хвалёные квинтеты Голубева, Капустина, Волконского и т. д.? Если брать шире - где музыка Хренникова, Кабалевского, Эшпая, исполняемая лишь по юбилейным случаям? А Шнитке играют и по поводу, и без повода. Только в этом году я трижды замечал на консерваторских афишах фортепианные произведения Шнитке в исполнении студентов и аспирантов: "Прелюдия и фуга", "Импровизация и фуга", "Вариации на один аккорд". Я порасспрашивал - выяснилось, что это вовсе не воля педагогов, студенты сами узнают, самостоятельно находят ноты, загораются и выучивают. Играют в МГК и струнные квартеты (один знакомый состав ездил на конкурс с Третьим), постоянно звучат скрипичные сонаты (чаще первая; вторая каждый год звучит на экзаменах ФИСИИ), 1я виолончельная уже вошла в хрестоматийный репертуар виолончелистов. Сколько пианистов по всему миру, далеко не только российских и далеко не все с руки Крайнева, сыграло концерт для фортепиано и струнного оркестра, уже и не сосчитать!

О кино- и театральной музыке, а также о стилизациях, говорить не будем, хотя они ещё более популярны, однако предсталяют собой ПОБОЧНЫЙ продукт композиторской деятельности Шнитке (как бы вы ни пытались представить его малоталантливым кинокомпозитором, пописывающим на досуге нечто неудобоваримое в академических жанрах).

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Как я уже говорил, время вершит свой суд. Ясно, что бОльшая часть наследия Шнитке уйдёт со временем из поля зрения исполнителей. Но многое уже завоевало своё место под солнцем, как и отдельные произведения тех же Губайдулиной (Чакона постоянно исполняется на конкурсах) и Денисова (Соната для кларнета соло - стандартный репертуар духовиков). Уже благодаря этой ОБЪЕКТИВНОЙ, хотя и узкой, я согласен, популярности, нельзя так однозначно заявлять, что Шнитке как композитор ничего из себя не представляет. Давайте хоть немного считаться с фактами, а?

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
О кино- и театральной музыке, а также о стилизациях, говорить не будем, хотя они ещё более популярны, однако предсталяют собой ПОБОЧНЫЙ продукт композиторской деятельности Шнитке (как бы вы ни пытались представить его малоталантливым кинокомпозитором, пописывающим на досуге нечто неудобоваримое в академических жанрах).
Пример того, как по-разному можно смотреть на одно и то же. Я вот считаю киномузыку Шнитке его главной удачей. И уверен, что без нее совершенно точно не было бы того, благодаря чему некоторые его произведения, написанные в академических жанрах, по-прежнему востребованы.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov