Автор Тема: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)  (Прочитано 18883 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #25 : Октябрь 13, 2015, 10:35:20 »
Риккардо Мути: «Цель развития — восстановить утраченное»
 
Александр Курмачёв Оперный обозреватель

http://operanews.ru/15101203.html

Призываю всех обратить внимание на это живое и небанальное интервью Александра Курмачёва с маэстро Риккардо Мути.
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #26 : Октябрь 13, 2015, 12:34:10 »
Риккардо Мути: «Цель развития — восстановить утраченное»
 
Александр Курмачёв Оперный обозреватель

http://operanews.ru/15101203.html
На мой взгляд, хорошо сказано:
Цитировать
Сегодня великаны вымерли?

Вымерли. Мы приходим к возрасту тех, кто сегодня воспринимаются как легенды, и – что? Они в наши годы уже были величинами космического масштаба, а кем стали сегодня мы? Что мы сегодня из себя представляем?
Действительно хорошее интервью. Спасибо Александру!
« Последнее редактирование: Октябрь 13, 2015, 13:36:51 от Читатель »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мути отказывается дирижировать операми - из-за режиссёров. Говорит, что ему осталось не так много лет прожить, чтобы тратить своё время на дискуссии с глупыми людьми.

http://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2016/01/10/muti-basta-opere-offeso-dai-registi_572eaf1a-bd52-4399-b5df-a4be05acfb66.html
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
При этом в его заявлении упоминается одно конкретное имя - Черняков.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Черняков упоминался в связи с "Травиатой" в Ла Скала.

Есть ещё большая заметка на итальянском, но мне пока некогда было вникнуть
http://www.corriere.it/spettacoli/16_gennaio_10/muti-no-false-tradizioni-aida-non-musical-bf8ef36c-b7da-11e5-8210-122afbd965bb.shtml
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #30 : Февраль 15, 2016, 21:21:46 »
Пишет AMOIT

Дорогие друзья,

с сегодняшнего дня я ввязываюсь в увлекательное приключение под названием "Читаем Риккардо Мути". На просторах интернета, в разных местах, мне уже не раз приходилось цитировать книгу Риккардо Мути "Verdi, l'italiano", и при очередном упоминании о ней, мне и подбросили эту замечательную идею. К великому сожалению, "Verdi, l'italiano" пока не переведена на русский язык, что резко ограничивает круг её читателей. Для меня это издание ценно и интересно по трем причинам: поскольку речь в нем идет об опере, о великом Верди и собственно, потому что написана книга Риккардо Мути.

Всю книгу, я конечно же, не смогу для вас "прочитать"/перевести, поэтому буду выбирать из нее лишь некоторые отрывки на свое усмотрение. Надеюсь, что вам будет интересно. Делитесь своими впечатлениями и пожеланиями.

_______________________________

"Представим, что во времена Верди не существовало авторского права, по причине чего, как только партитура попадала в руки к импресарио, и он, и исполнители могли с ней поступать так, как им заблагорассудится.
Читайте далее http://amoit.livejournal.com/157764.html
_______________________________

"С другой стороны, равно как в музее директор имеет обязательство показывать посетителям вверенное ему достояние, тоже самое относится и к музыке. Кто мне дал право не исполнять отдельные партии? Помню случай связанный с постановкой "Травиаты"...
Читайте далее http://amoit.livejournal.com/158692.html
_______________________________

"Быть верным партитуре однако не означает быть несвободными в исполнении. Если послушать мои выступления, имея перед глазами партитуру, которые могут нравится или нет, то можно отметить, что некоторые из моих темпов очень традиционны, а временами сдержанны.
Читайте далее http://amoit.livejournal.com/160352.html
_______________________________

"К сожалению, ссылаясь на непреклонность Верди, я породил антипатию по отношению к себе: меня часто упрекали в том, что я дирижер, который желает подчинения певцов и не позволяет им блистать. Но Верди писал не для того, чтобы заставить блистать тенора или сопрано: он писал исключительно потому, что посредством их голосов, хотел выразить свои чувства.
Читайте далее http://amoit.livejournal.com/163024.html
_______________________________

Еще одна незабываемая для меня Травиата состоялась 3 июня 1995 года, в вечер памятной забастовки оркестра, объявленной, к моему неведению, в 5 часов по полудню. Тогда я отыграл полностью всю оперу, сидя на сцене за роялем, и это вызвало небывалый резонанс во всем мире.
Читайте далее http://amoit.livejournal.com/166281.html
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 214
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #31 : Февраль 24, 2016, 23:17:11 »
Речь Рикардо Мути (о профессии дирижера) http://www.youtube.com/watch?v=xUdjlx5CQIk

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Риккардо Мути отмечает 75-летие

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/154689
Che mai sento!

Оффлайн Arraycell

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Roma 2011.Strepitosa doppia esecuzione del " Va pensiero " al Teatro dell'Opera di Roma, da parte dell'impareggiabile Maestro Riccardo Muti.
https://www.youtube.com/watch?v=HKYjsKrtrow&list=PLfV7xFh8KTUPB8zoBtfFPu3vbL5zifUXC

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Два фрагмента с репетиций оперы "Набукко" под управлением Р. Мути. Он неплохо поёт :))

https://www.youtube.com/watch?v=0jgftgFeomc

https://www.youtube.com/watch?v=E8CO4cEddmk
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 214
Re: дирижёр Рикардо Мути / Riccardo Muti (р.1941 г., Неаполь)
« Ответ #35 : Февраль 16, 2017, 00:02:12 »
Из блога Евгения Пономарева http://evg-ponomarev.livejournal.com/120192.html
20 января
Teatro alla Scala (Милан)

Итак, обещанный экскурс.
В январе этого года в Ла Скала произошло исключительное событие, на которое отреагировали не только итальянские и ломбардские СМИ, но даже новости на мониторах миланского метро. Событие получило заголовки "Возвращение Мути в Ла Скала". Риккардо Мути был художественным руководителем Скала 20 лет, до 2005 года. С тех пор, более десяти лет, ни разу не появлялся в этом театре. Но для миланцев он по-прежнему родной и любимый. Нужды нет, что в этот раз он приехал на гастроли с Чикагским симфоническим оркестром. Едва маэстро вышел из-за кулис, началась грандиозная овация. Крики "Браво!" перемежались с какими-то более развернутыми фразами, которые кричали из лож. Одним словом, выход Мути напоминал не выход музыканта, а выход кандидата в президенты к своим сторонникам. Это был совсем не тот восторженный ор толпы, увидевшей полубога, который воцаряется у нас на выходе суперзвезды (Доминго, например, в Петербурге всегда кричат "Браво" просто за то, что он есть), это был теплый, домашний прием по-настоящему любимого исполнителя, когда практически каждому есть что сказать музыканту - по-свойски, но от сердца.

Дирижер взял микрофон, который лежал на пульте, зал стих, наиболее активные почитатели этим воспользовались. Почти в тишине раздался вопль "Bravissimo, Maestro!", и зал уже взорвался снова, но Мути, спокойно, по-домашнему ответил в микрофон "Mille grazie" и произнес короткую речь, в которой упоминался Тосканини (наверное, судьбу великого дирижера XX века Мути отчасти проецирует на себя - с уходами из Ла Скала и длительной работой в Америке). Итальянский, конечно, простой язык, но только в тексте знакомых опер. Закончилась речь минутой молчания - надо думать, в память туристов, погибших под лавиной (дело происходило 20 января), когда дирижер поднял театр эффектным жестом, каким обычно поднимает оркестр. Тут пришлось замолчать всем. В этом вербальном вступлении, перешедшим в невербальный ритуал, прочитывалось тонкое желание Мути дирижировать своим триумфальным возвращением: ввести в рамки народный восторг и перейти к серьезной симфонической музыке, напомнив о трагичности нашего бытия.

В качестве зачина Чикагский симфонический исполнил пьесу Альфредо Каталани "Созерцание (Contemplazione)" - композитор был тесно связан с Ла Скала, так что начало можно было понять как приношение Милану и театру. Сочинение медитативное и мелодичное, настраивающее на философский лад и позволяющее оркестру показать умение работать с оттенками пиано, а также профессионализм струнных. Далее шла симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Дон Жуан" с поэтикой дословных повторов и резких переходов от меланхолии к героике. Не первый раз слушаю Рихарда Штрауса в исполнении Мути и каждый раз поражаюсь, как у него получается оживить эту мертвенную музыку, разогнать в ней кровь и подать по-настоящему интересно. Благодаря легким новым штрихам на повторах начинаешь следить за прочерченным дирижером внутренним сюжетом. Вместо раздражения "ну вот, в третий раз та же тема" возникает вдруг понимание внутренней логики повтора, а затем накрывает изысканная красота музыки, которая более не кажется фарфорово-могильной, а кажется сначала умно-механической, а потом почти живой, вроде Коппелии-Олимпии.

К слову, об оркестре. Не первый раз слушаю Чикагский симфонический, но вот снова и снова ловлю себя на том, что во всех практически американских оркестрах, которые довелось слушать, нет такого собранного звука, какой дают лучшие европейские коллективы. В лучших оркестрах Северной Америки, к каковым, безусловно, относится Чикагский, каждый музыкант по отдельности очень хорош. Но когда вступают вместе, звук почему-то тонок и несобран, нет ощущения обволакивающего звука, доходящего до сердца. В чем причина такой географии акустики?

Главным событием вечера стало исполнение 4 симфонии Чайковского во второй части концерта. Начало неприятно удивило. Мощные трубные звуки интродукции Мути сделал не торжествующими и летящими вверх, а такими же грязно-смазанными, будто фанфары забиты сурдинами, как обычно играет эту симфонию Гергиев. Молчаливый вопрос "Неужто теперь Гергиев задает тон абсолютно всем по части русской музыки?" сменился ощущением "Я понял". Мути в своей трактовке существенно снизил безысходную тоску главной партии, подчеркнув красоты и философическое спокойствие побочной, практически переставив их местами. Так же смазав и судьбоносную тему вступления. За счет феноменальной работы кларнета побочная партия превратилась в неторопливое, изысканно-роскошное течение реки жизни, которому явно мешала и тоска главной, и приближенная к ней героика медных духовых. Культурный шок, испытанный мной, не отразился на итальянских слушателях - они симфонии Чайковского, наверное, слушали не так часто. Не скажу, что я получал удовольствие, но мне было безумно интересно следить за ходом мысли дирижера. Четвертую симфонию я слушал, как в первый раз. Во второй части за счет выделения нескольких невыделяемых обычно мест я открыл для себя нового Чайковского. Соло гобоя произвело сильнейшее впечатление. И дальше я как-то примирился с трактовой Мути. То ли начиная с изысканно сделанного пиццикато Мути уже играл более-менее как принято, то ли меня захватила дирижерская идея. Так что к концу в сердце пульсировало божественное наслаждение.

Да, к Мути не надо ехать за эталонным исполнением русской музыки - каким радовал нас когда-то Клаудио Аббадо. Мути - очень умный дирижер, часто экспериментатор и автор новых интерпретаций. Но, к сожалению, нам давно уже негде послушать эталонного Чайковского. Вот и приходится иногда отправляться за русской музыкой в Италию - на концерт американского оркестра и итальянского дирижера. Послушать мутиевского Чайковского было бы крайне интересно, если бы в Петербурге, как прежде, по несколько раз в год мы слышали эталонного Чайковского от Мравинского. Но с эталоном все хуже: как исполняет Чайковского Темирканов, мне откровенно не нравится. А про Гергиева промолчу. Кое-что получается у Федосеева, но его оркестр Чайковского далек от эталона.

По окончании Чайковского овация началась с новой силой. Домашний разговор из лож полился на второй-третий выход дирижера. Милан начал заказывать бис. Но тут Мути снова взял микрофон и сказал что-то о традициях театра. После чего прозвучала увертюра к "Набукко". Вот тут маэстро целиком и полностью избавился от экспериментальных идей. И попытался сыграть особую для итальянцев музыку (там в серединке "Va, pensiero" звучит) супер-традиционно и супер-энергично. Восторгам не было конца. Одним словом, bellissimo, как сказал один дедушка-меломан другому на выходе из театра.