Автор Тема: Полиинструментализм  (Прочитано 9509 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн прохожий

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Полиинструментализм
« : Январь 09, 2008, 15:43:09 »
Я оказался на этом форуме благодаря анонсу на форуме Лифановского, который почитывал время от времени, но на котором так и не сподвигся осесть.

Меня заинтересовала тема полиинструментализма (неуклюжее слово, готов заменить) в связи с анонсом концерта Джулии Фишер "Австрийская артистка Джулия Фишер сыграет на двух инструментах в Филармонии" http://www.rosbalt.ru/2008/01/04/445041.html

Концерт, видимо, состоялся, но ни одного отчета о нем я так и не нашел.

Может быть, кто-то из посетителей форума был свидетелем этому событию?

Хотелось бы так знать мнение специалистов, были ли в истории случаи профессионального владения несколькими инструментами так, чтобы это представляло художественную ценность. Мне на ум приходит только Джордже Энеску, который помимо фантастического владения скрипкой, концертировал также на фортепиано. Хотя опять же, великим пианистом его не назовешь.

Как же в этом свете оценивать деятельность Джулии Фишер? Для чего она играет на двух инструментах на публике? И чего ожидает публика, идя на такие концерты?



Basil

  • Гость
Re: Полиинструментализм
« Ответ #1 : Январь 09, 2008, 17:11:23 »
Хотелось бы так знать мнение специалистов, были ли в истории случаи профессионального владения несколькими инструментами так, чтобы это представляло художественную ценность. Мне на ум приходит только Джордже Энеску, который помимо фантастического владения скрипкой, концертировал также на фортепиано. Хотя опять же, великим пианистом его не назовешь.

Как же в этом свете оценивать деятельность Джулии Фишер? Для чего она играет на двух инструментах на публике? И чего ожидает публика, идя на такие концерты?

Трудно сказать, чего ожидает публика, но я думаю, в данном случае публику привлекает широта устремлений, разнообразие навыков и эрудиция исполнителя. Ну и налёт необычности, конечно.
Но по большому счёту такое явление "редкостью" назвать трудно - на самом деле, даже если брать 20-й век, многогранных исполнителей было довольно много - отнюдь не один только Энеску прилично играл на других инструментах.
Можно вспомнить, что из дирижёров Фуртвенгер, Бернстайн, Голованов, Светланов великолепно владели фортепиано, а Д.Ойстрах, П.Коган и В.Спиваков - скрипкой :)) Кусевицкий был профессиональным контрабасистом, а Ростропович - виолончелистом. Кстати, он же был ещё и прекрасным аккомпаниатором-пианистом.
Нетленный пример, конечно, Рахманинов, но это уникальный случай - гениальный композитор, гениальный дирижёр и гениальный пианист: как о нём говорили, "он жёг свою свечу с 3-х сторон" :))
Рихтер брал в руки палочку. Впрочем, кто только не пробовал брать её в руки - в т.ч. Доминго :)
Однако можно возразить, что дирижёры это люди, не обязанные владеть сольным инструментом виртуозно, но вот тот же Ростропович не вписывался в это правило, как и Рахманинов. Правда, если говорить о действительной виртуозности, то Ростропович всё же остался в истории выдающимся виолончелистом, но отнюдь не пианистом и не дирижёром.

Но даже если говорить только об инструменталистах, то и у нас в стране таковые имеются – у примеру, Т.Сергеева, играющая на разных клавишных. На различных клавишных играет также А.Любимов. Впрочем, тут тоже можно возразить, что пианисты и органисты могут считаться "клавишниками", а потому, дескать, эти специальности похожи. Ну до какой-то степени ……….. Между прочим, и Г.Гродберг получил пианистическое образование, и Л.Ройзман прекрасно владел фортепиано и оставил великолепные в смысле их "аутентичности" редакции баховских клавирных пьес. Г.Гульд тоже пытался играть на органе и т.п.
С другой стороны, имеется такой пример – А.Князев: он играет на виолончели, на фортепиано и на органе. Я его недавно слышал в его "органной" ипостаси – он, правда, немного налажал, играя в БЗК, но всё же в целом оказался вполне профессионален в этой области.
Всякий органист, а также пианист, пробовавший органную клавиатуру, вам скажет, что играть на органе существенно сложнее в смысле физических усилий и специфики игры – особенно на инструменте с механической игровой трактурой: постоянное напряжение рук многим просто недоступно.
Видимые (слышимые) усилия прилагал также и Князев – ему было трудно и это было слышно, но всё же он играл.
Вспоминаю также баловство Башмета за клавиатурой рояля, а также его игру на скрипке (да-да !).
А вот замечательная певица Н.Казанцева была отличной пианисткой.

И вот вопрос – что же по поводу всего этого сказать ? Как относиться ?

Ну если взять аспект "исторический", где нам опять же из глубины веков светит гений великого Баха, то на его примере можно наблюдать потрясающее в профессионально-композиторском смысле владение различными инструментами – и органом, и клавесином, и скрипкой, и виолончелью. Думается, что как исполнитель он владел клавишными лучше, нежели струнными, однако легенда гласит, что и скрипичная его игра была достаточно совершенна. Каким-то боком мы можем судить об этом по его переложениям одной и той же музыки для разных инструментальных составов и по его сольным скрипичным произведениям.

С другой стороны, можно быть абсолютно уверенными в том, что ОСНОВНОЙ инструмент всё же должен быть один – исключение тут опять же составляет дирижёрство, которое не обязательно должно сопровождаться виртуозным владением каким-либо сольным инструментом.
Дело в том, что я просто не верю, что можно на должном уровне, требуемом современной исполнительской практикой, овладеть несколькими инструментами РАЗЛИЧНОЙ природы с одинаковым совершенством – я думаю, что у исполнителя просто не хватит времени, чтобы добиться нужной степени мастерства. Т.е. я могу это предположить теоретически, но на практике мы всё же наблюдаем ту или иную СКЛОННОСТЬ к игре на каком-либо одном инструменте.
С другой стороны, не во всех произведениях требуется такая виртуозность, чтобы нужно было дни и ночи сидеть зубрить пассажи и т.п., дабы подать его в концерте в приличном виде. Если присмотреться к полиинструменталистам, то можно заметить, что они не берутся за СЛИШКОМ виртуозные произведения :)
Кстати, минувшим летом на конкурсе Чайковского мы имели возможность услышать англ. пианиста Вундера, который относительно недавно уселся за клавиатуру, а до того был …….. скрипачом :))) Но он, впрочем, и не продемонстрировал подлинной виртуозности, хотя выказал и отменный вкус, и тонкое понимание музыки, так что данный пример вряд ли склоняет в сторону признания полезности полиинструментализма :))
Всё же навыки игры на конкретном инструменте вдалбливаются с самого детства, мышление исполнителя слишком конкретно привязывается к некоему инструменту и конкретной технике игры, чтобы можно было легко пересесть за другой инструмент. Это я к тому, что подлинная виртуозность в высоком смысле этого слова подразумевает исчерпывающее РЕМЕСЛЕННОЕ владение инструментом, когда музыкальные способности исполнителя, конечно, тоже очень важны, но недостаточны в том случае, когда человек меняет инструмент.
По-видимому, нельзя пренебрегать специализацией, т.к. только она через долгий многолетний труд может гарантировать подлинное овладение инструментом.
Но я повторяю, тут всё зависит от репертуара – если он в техническом плане не слишком сложен, то почему бы и не поиграть на каких-либо других инструментах ??
А если вспомнить о Хиндемите, который был "по профессии" альтистом, а создал гениальные произведения для органа и фортепиано и неплохо владел этими инструментами, особенно фортепиано ?
По всей видимости, ХХ-й век ознаменовался не только возвращением к композиторской "полистилистике" на новом витке исторической спирали, но и к "полиинструментализму" - и композиторскому, и исполнительскому.
« Последнее редактирование: Январь 09, 2008, 18:29:40 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн прохожий

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Полиинструментализм
« Ответ #2 : Январь 10, 2008, 00:41:01 »

Я, уже написав, подумал, что надо было сделать оговорку, исключающую из рассмотрения дирижеров. И еще больше сузить круг обсуждения, ограничив его инструментами различной природы. Это как раз тот случай, к которому относится Фишер.

Дело в том, что я просто не верю, что можно на должном уровне, требуемом современной исполнительской практикой, овладеть несколькими инструментами РАЗЛИЧНОЙ природы с одинаковым совершенством – я думаю, что у исполнителя просто не хватит времени, чтобы добиться нужной степени мастерства. Т.е. я могу это предположить теоретически, но на практике мы всё же наблюдаем ту или иную СКЛОННОСТЬ к игре на каком-либо одном инструменте.

Всё же навыки игры на конкретном инструменте вдалбливаются с самого детства, мышление исполнителя слишком конкретно привязывается к некоему инструменту и конкретной технике игры, чтобы можно было легко пересесть за другой инструмент. Это я к тому, что подлинная виртуозность в высоком смысле этого слова подразумевает исчерпывающее РЕМЕСЛЕННОЕ владение инструментом, когда музыкальные способности исполнителя, конечно, тоже очень важны, но недостаточны в том случае, когда человек меняет инструмент.

Вот это о, что я и думал услышать. В то же время в Википедии о Фишер сообщается, что она выиграла 5 скрипичных и 3 фортепианных конкурса http://en.wikipedia.org/wiki/Julia_Fischer
То ли перед нами какой-то супервундеркинд, то ли таковы были эти конкурсы  :)

Жаль все-таки, что никто вообще никак не отреагировал на ее «двойной» концерт в Петербурге. Опять же, будь это чем-то выдающимся, рецензии наверняка появились бы.

Мне довелось слышать ее Сонаты и Партиты Баха для скрипки соло, - очень и очень качественно, но последняя запись Кремера интереснее.

Нетленный пример, конечно, Рахманинов, но это уникальный случай - гениальный композитор, гениальный дирижёр и гениальный пианист: как о нём говорили, "он жёг свою свечу с 3-х сторон" )
Энеску жег ее с 4-х сторон. Для румын (и на только) это тоже уникальный случай. Энеску был еще и выдающимся дирижером и композитором. Причем сам считал себя композитором прежде всего.

Рихтер брал в руки палочку.
Один раз, кажется? (Этого хватило, чтобы понять, что дирижерству тоже надо учиться  :)?)

Всякий органист, а также пианист, пробовавший органную клавиатуру, вам скажет, что играть на органе существенно сложнее в смысле физических усилий и специфики игры – особенно на инструменте с механической игровой трактурой: постоянное напряжение рук многим просто недоступно.
А запаздывание звука относительно момента нажатия клавиши – это, наверно, самая большая проблема для пианиста.

Вспоминаю также баловство Башмета за клавиатурой рояля, а также его игру на скрипке (да-да !).
Башмет на скрипке – впервые слышу. И как это звучало?

Кстати, Рахлин часто играет на альте. Венгеров играл. Ойстрах.
Паганини тоже играл - но без фурора.

Каким-то боком мы можем судить об этом по его переложениям одной и той же музыки для разных инструментальных составов и по его сольным скрипичным произведениям.
Как-то сомнительно, чтобы Бах мог исполнить свои сольные сонаты и партиты. Слишком сложно ;D Во всяком случае уж точно не в современных ритмах. Даже Шеринг, классик сольного Баха, играл их значительно медленнее, чем теперь, а он отстоит от нас всего на несколько десятилетий.

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Полиинструментализм
« Ответ #3 : Январь 10, 2008, 20:08:56 »
...минувшим летом на конкурсе Чайковского мы имели возможность услышать англ. пианиста Вундера, который относительно недавно уселся за клавиатуру, а до того был …….. скрипачом :))) Но он, впрочем, и не продемонстрировал подлинной виртуозности, хотя выказал и отменный вкус, и тонкое понимание музыки, так что данный пример вряд ли склоняет в сторону признания полезности полиинструментализма :))
Всё же навыки игры на конкретном инструменте вдалбливаются с самого детства, мышление исполнителя слишком конкретно привязывается к некоему инструменту и конкретной технике игры, чтобы можно было легко пересесть за другой инструмент. Это я к тому, что подлинная виртуозность в высоком смысле этого слова подразумевает исчерпывающее РЕМЕСЛЕННОЕ владение инструментом, когда музыкальные способности исполнителя, конечно, тоже очень важны, но недостаточны в том случае, когда человек меняет инструмент.
По-видимому, нельзя пренебрегать специализацией, т.к. только она через долгий многолетний труд может гарантировать подлинное овладение инструментом...

Ингольф Вундер (Ingolf Wunder), участвовавший в упомянутом конкурсе, - австриец. Родился в Остеррайхе (Osterreich).Согласно сведениям из Сети, всерьез занялся  игрой на фортепиано с 14 лет по настоятельным советам.
    Поздно ли это?
Можно вспомнить Аркадия Володося, лет до 15-16 тоже не сильно утруждавшего себя потением за черным ящиком. Между тем, Аркадий обладает мощным пианистическим аппаратом, похвастаться каким может далеко не каждый пианист, посаженный родителями в тяжелую за «инструмент с ременно-приводным механизмом» в самом нежнейшем возрасте.
Впрочем, и уникальным – настаиваю! - звуком, коим владеет Вундер, могут похвастаться разве что  единицы из концертирующих ныне пианистов.  И запись, к сожалению, совсем  не передает этот чуть ли не главный индивидуальный козырь исполнителя.
   Далее. Из концертирующих ныне пианистов, можно вспомнить Якова Кацнельсона, игру которого в целом  - в том числе и с технической стороны -  не вызвала в свое время каких-либо особых претензий  даже у такого строгого просвещенного и резкого на язык критика как г-н Predlogoff V.V.  :) Между тем Яков имеет  духовое детство-отрочество и , если не ошибаюсь, лишь в старших классах гнесинской ССМШ, перешел на фортепианное отделение.
   Так что,  как видим  из приведенных  примеров,  все сугубо индивидуально .
Более того, будь у Вундера рояль первым инструментом с 4 лет, сильно сомневаюсь, чтобы он вырос  в пианиста володосиевского типа. Конституционально он походит не на высокого массивного толстяка  Володося, а на вышеупомянутого Кацнельсона. Последнему, между прочим, тоже  не свойственна  силовая игра. 

Словом, мощную универсальную виртуозность,  (равно как и  уникальный звук, кстати)  путем простого  понижения порогового возрастного уровня начала занятий, с гарантией  все равно не удастся добиться.
Все сложнее.

И возвращаясь к истокам  темы. 
Если  допустимо в теме рассматривать голос в качестве инструмента, можно вспомнить имя Терезы Карреньо, которая в разные периоды жизни засветилась   и как  пианистка-солистка, и на поприще певицы. Правда, стоит  вспомнить, что певцы рано все равно не начинают, за рояль же Тереза была посажена отцом-композитором  раннем детстве.

Что же касается вопроса зачем играют на двух инструментах на публике, то почему бы и нет? Ведь подобное не часто встретишь  в афишах, а значит, может  подогреть общий интерес к концерту. 
Стоит ли замыкаться на одном инструменте или нет, зависит от темперамента и таланта.
 Кто-то не любит распыляться (как вариант: или в принципе не способен),  другому скучно всю жизнь заниматься чем-то одним. При  наличии свободы – внутренней и/или финансовой – человеку может быть даже не столь важно, сможет он достичь своих же высот на другом, параллельном, поприще.
« Последнее редактирование: Январь 10, 2008, 20:12:05 от waretada »

Trovatore

  • Гость
Re: Полиинструментализм
« Ответ #4 : Январь 10, 2008, 20:19:07 »
Ингольф Вундер (Ingolf Wunder), участвовавший в упомянутом конкурсе, - австриец. Родился в Остеррайхе (Osterreich).

Österreich - это Австрия на немецком языке.

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Полиинструментализм
« Ответ #5 : Январь 10, 2008, 20:22:21 »
Спасибо, буду знать :) Пардон!

Basil

  • Гость
Re: Полиинструментализм
« Ответ #6 : Январь 11, 2008, 11:38:09 »
Якова Кацнельсона, игру которого в целом  - в том числе и с технической стороны -  не вызвала в свое время каких-либо особых претензий  даже у такого строгого просвещенного и резкого на язык критика как г-н Predlogoff V.V.  :) Между тем Яков имеет  духовое детство-отрочество и , если не ошибаюсь, лишь в старших классах гнесинской ССМШ, перешел на фортепианное отделение.
Как раз с чисто ТЕХНИЧЕСКОЙ стороны его игра вызывала замечания вышеупомянутого критика "с языком", но в то время я не знал корней этого явления - мало ли какие случайности могли быть тому причиной.
Теперь буду знать - фортепиано не было его первой специальностью.
Я не слишком часто слушал Кацнельсона, но, к примеру, по прослушивании Этюдов Дебюссии я вполне оценил его музыкальность и качество звука, но технические сложности некоторых Этюдов превосходили его возможности, в частности, Этюд со скачкАми.
Однако, я думаю, если он вернётся к своей первой специальности, то на первом поприще дела в гору у него не пойдут :)) Так что о каком-либо "полиинструментализме" применительно к нему речи идти не может.
Мне кажется, проблема Вундера в том же, т.е. в присутствии замечательной музыкальности и тембровой чуткости и в отсутствии должного, ещё в детстве вбитого долгими занятиями профессионализма.
К тому же как он мог вырасти в "володосиевский" тип ? :)) С какой стати вообще говорить об этом ?
А что касается Володося, то "утруждал" он себя или нет - это вопрос другой, но вряд ли его расслабленные занятия в хоровом училище можно считать "первой специальностью", а из инструментов он занимался именно на фортепиано (даже не "специальном", а "общем" фортепиано) и ни о каком "полиинструментализме" тут тоже речь не идёт. Мне кажется, что это совсем другой случай - это педагогический просмотр, когда только Егиазарова сумела разглядеть его редкостную пианистическую хватку.
Но зачем тут всплыло имя Володося в связи с полиинструментализмом - вообще непонятно. С таким же успехом можно было вспомнить, что Мацуев мечтал быть футболистом, а в нём пианиста разглядели :))
Шучу.
Короче, эти примеры лишь подтвержают мою точку зрения - ЗАНИМАТЬСЯ НАДО на своём инструменте и желательно с детства. А примеры выдающихся музыкантов, открывших в себе некие экстраординарные способности, своей исключительностью лишь подтверждают правило - заниматься желательно с детства и желательно не разбрасываться.
Ведь сколько музыкантов так и не сумели "угадать" , чем им надо заниматься: на каком инструменте и как. И если бы только музыканты - кто вообще может сказать, тем ли мы все занимаемся по жизни, чем должны были бы "по призванию" ? :))
Тут вопрос другой - кто и к чему нас "призывает" и как это распознать.
Многие музыканты играют на нескольких инструментах, но чаще всего мы об этом не знаем именно потому, что их самокритичность не позволяет им выходить на публику в том амплуа, в рамках которого они не достигли достаточного профессионализма, по крайней мере такого же, как в рамках своей основной специальности.
Вопрос может быть поставлен по-другому - а что если нет "основной" специальности и с самого начала человек занимался на нескольких инструментах и продолжает это делать ?
Свой ответ я уже дал - скорее всего в этом случае у него не хватит времени ни на то, ни на другое, чтобы добиться подлинно виртуозного владения обоими инструментами. Но если применительно, например, к органу и фортепиано, а с другой стороны - к скрипке и альту, взятым попарно, можно представить музыканта, виртуозно владеющего обоими инструментами, то представить себе ГЕНИАЛЬНОГО "скрипача-пианиста" я как-то не могу ........
Вот выше было сказано, что Джулия Фишер побеждала на конкурсах по обеим специальностям - интересно, кстати, на РАЗНЫХ конкурсах или сразу по обеим специальностям на одном и том же конкурсе ? :))
Если последнее, то это, конечно, уникальный случай, который опять же не может служить "правилом", а если на разных - то это свидетельствует в пользу той точки зрения, что в данную единицу времени надо заниматься чем-то одним, чтобы достигнуть пика формы. К тому же надо ещё проверить, что за конкурсы такие она выигрывала.
И, конечно, надо послушать эту самую Фишер - быть может, игра её одинаково невзрачна как на скрипке, так и на фортепиано ? :))
Как говорится, "не слушал и не скажу".
Давайте записи, проверим.
« Последнее редактирование: Январь 11, 2008, 11:41:47 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн прохожий

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Полиинструментализм
« Ответ #7 : Январь 11, 2008, 20:21:26 »

Короче, эти примеры лишь подтвержают мою точку зрения - ЗАНИМАТЬСЯ НАДО на своём инструменте и желательно с детства. А примеры выдающихся музыкантов, открывших в себе некие экстраординарные способности, своей исключительностью лишь подтверждают правило - заниматься желательно с детства и желательно не разбрасываться.
Боюсь, что это всеобщее жизненное правило, особенно в эпоху конкуренции.
Пока ты будешь расширять кругозор, приобретать различные полезные для жизни и для души умения, другие, которые долбят в одну точку, просто обскочат тебя. И потом уже никому не докажешь, что ты, как личность, интереснее.

Насчет Фишер, кстати, обнаружилась еще одна ее ипостась - она профессор скрипки во Франкфурте на Майне (информация отсюда http://www.middlebury.edu/arts/performing/archive/Julia+Fischer+07.htm) Остается только развести руками. Видно, у нее действительно повышенный градус жизни. Материальными причинами это профессорство объяснить невозможно.

И, конечно, надо послушать эту самую Фишер - быть может, игра её одинаково невзрачна как на скрипке, так и на фортепиано ? :))
Как говорится, "не слушал и не скажу".
Давайте записи, проверим.
В скрипичном качестве она слегка представлена на youtube.com

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полиинструментализм
« Ответ #8 : Февраль 03, 2011, 19:45:41 »
Александр Князев: виолончелист и органист

«К виолончели отношусь не как к девушке, а как к спутнице жизни»

http://www.aif.ru/culture/article/40072

Из зала они смотрятся очень эротично: мужчина во фраке, обнимающий точёную женскую фигуру. Маэстро и его виолончель

Виолончелист Александр Князев сегодня входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы. По статистике Московской филармонии, Князев один из немногих, кто способен собрать аншлаги. Отыграв в Концертном зале им. Чайковского произведения Шостаковича, он ещё дважды выходил на бис. А я, вместо того чтобы говорить с музыкантом о высоком, задаю дурацкий вопрос:

«АиФ»:  - Александр, а вы к виолончели, которую так нежно обнимаете, как относитесь - как к живому существу или как к рабочему инструменту?

А.К.: - Как к девушке я к виолончели всё-таки не отношусь. А как к спутнице жизни - наверное, да. Потому что столько вместе и пройдено, и сыграно. И в аварию мы с ней вместе попали, после чего мне пришлось восстанавливаться и виолончель лечить. Мне тогда очень помог Мстислав Ростропович - порекомендовал парижского мастера Ватло (он считается одним из лучших мастеров в мире). Но когда я пришёл за отремонтированным инструментом и попытался на нём заиграть, понял, что звук абсолютно потерян. Помню, я сидел в мастерской: настроение чудовищное, из глаз чуть ли не слёзы текут, пытаюсь что-то играть, но понимаю, что инструмент потерян навсегда. Ватло почувствовал моё состояние. Подошёл, положил мне руку на плечо и сказал: «После операции на сердце человек не может встать и побежать. Должно пройти время, пока он придёт в себя». И действительно, через 9 месяцев - срок, равный рождению новой жизни, - в одно утро виолончель вдруг зазвучала, как раньше.
Жизнь с нуля


 
Князев со своей спутницей

 «АиФ»: - Ваш инструмент восстанавливал искусный мастер. А кто возвращал к жизни вас?

А.К.: - Та автомобильная авария в ЮАР была страшная - в ней погибла моя жена, пианистка Екатерина Воскресенская. Я сам пострадал мало и физически восстановился очень быстро, а морально… Я потерял интерес вообще ко всему, не только к музыке. Тот год прошёл как чёрная дыра. Случись такое сейчас, мне бы, наверное, уже не выбраться. Но мне тогда было 33 года… В один из дней я посмотрел на себя в зеркало - и испугался. До аварии я следил за собой, а тут увидел на лице результаты прожитого года - там ведь много всего было плохого, в том числе и алкоголя. Я понимал, что с каждым днём скатываюсь всё глубже. И сказал себе: выбирай - либо снова начать жить, либо махнуть на себя рукой.

Я выбрал первый вариант - попробовать ещё разок начать всё сначала. И выбрался. А помогла мне в этом музыка. Я тогда увлёкся Бахом. А его музыка действительно лечит. И через несколько лет я восстановился.

«АиФ»: - Вы стали самым молодым лауреатом Конкурса им. Чайковского. В 17 лет легче переносить свалившуюся на тебя славу?

А.К.: - Не могу сказать, что слава тогда так уж меня тяготила. Я хоть и стал лауреатом, но получил лишь третью премию. Из-за чего, честно говоря, расстроился, потому что рассчитывал на большее. Но возраст был юный, обида быстро прошла. Тем более что на том конкурсе у меня случился большой роман. К тому же меня стали приглашать с концертами, я получал за них вполне приличные деньги и был безумно счастлив. Правда, счастье это длилось недолго, потому что через два года после конкурса я очень тяжело заболел. Это было первое из череды испытаний болезнями.

Вы представляете, что это такое - в юности, на старте, выпасть из жизни на пять лет?! У меня было заболевание, связанное с мышцами. Абсолютный приговор! 9 из 10 невропатологов, к которым я обратился за помощью, были категоричны: какая сцена! Какая виолончель! Дай бог в инвалидном кресле всю жизнь не провести. И только один сказал: «Я тебя вылечу». Я до сих пор благодарен ему.

Пока я лечился, меня коллеги-музыканты со счетов списали, крест поставили и землю вокруг «могилки» утрамбовали. И передо мной встал выбор, что дальше делать в жизни: оставаться в музыке или пробовать что-то другое (я тогда очень сильно интересовался медициной)? Решил остаться в музыке. Восстановился. И очутился в вакууме - ни одного концерта! Единственный способ вновь заявить о себе - ещё раз выиграть Конкурс им. Чайковского. Что и произошло в 1990 году. Я тогда получил уже вторую премию. И это дало мне возможность двигаться дальше.

«АиФ»: - А за те пять лет вам как удалось не сломаться?

А.К.: - Я воспользовался моментом и выучился играть на органе. Так что теперь у меня две профессии - виолончелист и органист. Но мне всё-таки удалось победить Судьбу - вновь пошли и концерты, и зарубежные приглашения. Меня взяли в очень крупное французское агентство - в нём состоят Вадим Репин, Евгений Кисин, Борис Березовский. Уровень высочайший.


Классика - это не страшно!

«АиФ»: - Новый год вы с коллегами - Борисом Березовским и Сергеем Крыловым - откроете мощнейшим концертом. Но многие потенциальные слушатели пугаются: «Классическую музыку так тяжело слушать!»

А.К.: - Чтобы в зрелом возрасте не бояться того же Шостаковича, надо начинать пораньше слушать его. На мой взгляд, имело бы смысл ввести в школах какой-нибудь минимальный курс классики. Сейчас во многих школах преподаются азы религиозной культуры. И это правильно. Так же нужно поступить и с классической музыкой - хотя бы рассказать ребёнку о том, что это явление существует, что эту музыку не надо бояться. Пусть большинство услышанное и не тронет. Но ведь будут и те, кого эта музыка зацепит!

«АиФ»: - Кисин, Мацуев, Репин, Князев. Список исполнителей - пианистов, скрипачей, виолончелистов - можно продолжать. За счёт чего в стране, где классическая музыка, мягко говоря, в загоне, рождаются такие бриллианты?

А.К.: - Россия - страна с непонятной, дикой, безумной судьбой. И я не всегда в восторге от того, что в моей стране происходит. Но вы взгляните на тот же ХIХ век - какой расцвет произошёл и в литературе, и в музыке, и в живописи! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов... В ХХ веке - ещё одна плеяда талантов. А в Швеции, которая не воевала, по-моему, последние несколько веков, кроме гениального режиссёра Бергмана и писателя Стриндберга и вспомнить больше некого. А ведь это одна из самых благополучных стран, где уже в 60-е годы был построен социализм с человеческим лицом. Так что, может быть, именно благодаря нашей тяжелейшей истории, лишениям, преградам, которые необходимо было преодолевать, эти бриллианты появлялись. В России удивительным образом сочетается несочетаемое. А когда плюс с минусом находятся в такой близи, между ними неизбежно проскакивает искра. И этот разряд в России всё время выходил в творчество. Несмотря на то что бизнес сегодня вышел на первый план, верю, что творческое начало в стране не заглохнет никогда.

Досье
Александр Князев родился в 1961 г. Окончил Московскую консерваторию по классу виолончели, позже - Нижегородскую консерваторию по классу органа. Победитель престижнейших международных конкурсов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полиинструментализм
« Ответ #9 : Сентябрь 17, 2011, 23:31:16 »
http://www.countertenors.ru/sinkovsky/



Дмитрий Синьковский родился в Москве в 1980 году. В 1999 году закончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а в 2005 году — оркестровый факультет консерватории по классу скрипки (класс профессора А.П.Кирова). В настоящее время является аспирантом Московской консерватории (класс барочной и классической скрипки, класс камерного ансамбля). С 2008 года занимается вокалом с Яной Иваниловой и Майклом Чансом. Как вокалист-контртенор участвовал в исполении «Страстей по Иоанну» И.С.Баха (BWV 245) 4, 5 и 6 апреля 2008 года в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (ансамбль старинной музыки «Pratum Integrum», художественный руководитель — Павел Сербин).

=======================================

27 СЕНТЯБРЯ 2011 года
ВТОРНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Вечер старинной музыки
Лауреаты международных конкурсов

Дмитрий Синьковский (контртенор, скрипка)
Александра Коренева (клавесин)
В программе:
И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Кастелло, Г. Ф. И. фон Бибер, И. Г. Шмельцер, Дж. П. да Палестрина, Дж. Б. Фонтана, Дж.

Фрескобальди
« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2011, 23:48:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полиинструментализм
« Ответ #10 : Январь 15, 2014, 13:22:13 »
19:00 29 января 2014 г.
Светлановский зал 

И.С.Бах. Гольдберг-вариации
Александр Князев, орган

«Гольдберг-вариации» И.С.Баха – знаменитый клавирный шедевр эпохи барокко, который из-за сложности далеко не каждый пианист включает в свою программу, не говоря уже об исполнении этого творения на органе.

Александр Князев более известен как замечательный виолончелист, и у нас ему посвящён именной поток:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,5550.0.html

Тем не менее, музыкант выступает также в другой своей ипостаси - как органист. И вот вскоре состоится его органный концерт - в каком-то смысле уникальный.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица