Автор Тема: «Большая опера» на телеканале «Культура» (2011—2016)  (Прочитано 86453 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Недавно на 1 телеканале был запущен проект "Призрак оперы", о котором мы немножко поговорили: http://classicalforum.ru/index.php?topic=5018.0

Теперь телеканал "Культура" запускает новый проект - "Большая опера":

09.10.11 Премьера. «Большая опера». Конкурс молодых исполнителей
     
9 октября 2011 г. в 19:55 телеканал «Россия - Культура» представляет новый телевизионный проект «Большая опера», цель которого открыть для публики новые имена талантливых молодых вокалистов, привлечь внимание широкой телевизионной аудитории к оперному искусству, а также рассказать о национальных оперных школах, формах и жанрах современного музыкального театра. Ведущие – Святослав Бэлза и Алла Сигалова.

«Большая опера» – беспрецедентный телевизионный конкурс молодых исполнителей.

Выступления конкурсантов будет оценивать высокопрофессиональное жюри, в составе которого: знаменитая оперная певица, народная артистка СССР Тамара Синявская; Генеральный директор Латвийской Национальной Оперы Андрейс Жагарс; доцент Академии хорового искусства, Художественный руководитель Молодежной оперной программы Государственного Академического Большого Театра России Дмитрий Вдовин.

Возглавляет жюри звезда мировой оперной сцены, народная артистка СССР Елена Образцова.

Режиссёр-постановщик «Большой оперы» – художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера», народный артист России Дмитрий Бертман.

Участники проекта «Большая опера» будут выступать в сопровождении камерного оркестра Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского под управлением Феликса Коробова.

Из претендентов, представляющих многие оперные театры России и стран СНГ, консерватории Москвы и Санкт-Петербурга, Центр оперного пения Галины Вишневской, было отобрано 16 конкурсантов, которые выйдут на сцену в первой программе «Большой оперы» 9 октября в 19:55.

В их исполнении прозвучат арии из опер русских и западноевропейских композиторов, романсы, популярные вокальные произведения ХХ века, фрагменты из оперетт и мюзиклов.
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2016, 10:55:02 от Александр П. »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кто хочет высказаться по поводу этого проекта, коллеги ?
Что это - альтернатива проекту "Призрак оперы" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Пока трудно сказать. Меня насторожили несколько моментов. Во-первых, проводятся как бы соревнования по голосам в парах, а арии берутся, ну, уж совершенно несопоставимые по сложности и даже жанру. Пели и народную песню (ее предлагалось сравнить с цыганской песней Кармен!), и неаполитанскую (точнее, песню Тости) – ее сравнивали с балладой Герцога, и оперетту (ну, тут хотя бы два баритона в одной паре взяли опереточные арии). Но как можно сравнивать арию Лауретты и арию Русалки??? Во-вторых, никак не могу назвать состав отобранных шестнадцати участников ровным. И по каким же критериям их отбирали, как сказали из тысячи человек? В-третьих, что-то у нескольких хорошо знакомых мне участников их телевизионное пение уж очень сильно отличается от их пения «живьем», и, как Вы понимаете, не в худшую сторону…И наконец, в- четвертых, Бэлза пообещал исполнение оперных арий «в стиле кроссовер», что меня совершенно не вдохновило… Впрочем, посмотрим…

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что касается интересных голосов, то сейчас очень мало меццо и мало басов. Небывалый случай, чтобы в России не было басов, но сегодня почти все театры мучаются такой проблемой. Ну, а теноров всегда было мало. Сопрано, баритоны – пожалуйста, сколько хочешь!

Что это она такое говорит ? Когда это баритонов, да ещё хороших, было "сколько хочешь" ?
Кто может прокомментировать это странное заявление ?
Что мало басов и меццо - это факт. Кстати, любопытный - интересно, чем бы это можно было объяснить ?
Между прочим, вчерашняя передача по ТВ "Культура" - телеконкурс "Большая опера" показала, что Елена Васильевна права. Лучшими на этом конкурсе были именно баритоны. А вот с басами, тенорами и сопрано (разумеется, за исключением Джиоевой) дела обстояли так себе. Мягко говоря.

Она права в том отношении, что самый распространённый диапазон мужского голоса соответствует баритону. Но баритон - это не только диапазон, а это ещё и характерная его окраска в низах, определённый характер звукоизвлечения и экспрессии в верхах.
Т.е. Образцова, конечно, права, но правда и то, что хороших баритонов было очень мало, потому что природным данным нужна ещё тщательная шлифовка и профессиональное развитие, и проблема, я так думаю, была именно в этом - как придать "стандарту" профессиональный блеск.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пока трудно сказать. Меня насторожили несколько моментов. Во-первых, проводятся как бы соревнования по голосам в парах, а арии берутся, ну, уж совершенно несопоставимые по сложности и даже жанру

Да, это очень странно ... Но я объясняю это форматом данного шоу - это ведь именно шоу, не так ли ? :) Другое дело, выбирали ли сами артисты те номера, которые должны были позволить им предстать в наивыгоднейшем свете, или же их назначили им к исполнению. Было бы любопытно узнать, но кто нам об этом скажет ?

никак не могу назвать состав отобранных шестнадцати участников ровным. И по каким же критериям их отбирали, как сказали из тысячи человек?

Да уж. Мы недавно возмущались способом отбора на конкурс Чайковского и его результатами, а уж здесь совсем в тумане, "что за комиссия, создатель". Где их искали, кто их рекомендовал, кто их отбирал, каковы были критерии, почему 16 человек и из какой "тысячи" было отобрано это число ? В общем, истина скрыта во тьме.

что-то у нескольких хорошо знакомых мне участников их телевизионное пение уж очень сильно отличается от их пения «живьем», и, как Вы понимаете, не в худшую сторону…

И это тоже любопытно: аппаратная обработка голоса и отбор из напетых вариантов - это, конечно, хорошо, но насколько это объективно ? Насколько певцы, представшие на экране, похожи в вокальном отношении сами на себя в реальности ? :))
Большой вопрос - особенно же для тех, кто не воспринимал их голоса в реале, а слышал только с экрана ! :)
« Последнее редактирование: Октябрь 10, 2011, 14:19:49 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Воланд за компанию
 http://www.rg.ru/2011/10/11/tv.html
<....>
Вызов и ответ

Теперь мы можем воочию сравнивать "оперных призраков" Киркорова, Билана, Лещенко, Валерию, Лорак с реальными оперными артистами, что участвуют в конкурсе на "Культуре" в уникальной программе "Большая опера".

Скажу так: дистанция огромного размера.

На Первом играются в оперу. Там всеми силами и неправдами стирается граница между оперным вокалом и эстрадным пением в пользу последнего. Даром что ли "Призрак", едва начав с оперных арий, дальше стал спускаться по жанровой лестнице со ступеньки на ступеньку - оперетта, мюзикл, романс, итальянская песня... В результате мы видим оперную самодеятельность, которую снисходительно поощряют профессионалы, образовавшие жюри - Любовь Казарновская, Зураб Соткилава и Роман Виктюк.

На "Культуре" поют оперу. Строго говоря, это не шоу, а конкурс - состязание с элементами шоу, под коими я подразумеваю телеведущих Аллу Сигалову и Святослава Бэлзу, их конферанс, а также комментарии членов высокого жюри. Имена тоже высокие - Тамара Синявская, Елена Образцова, Генеральный директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс, доцент Академии хорового искусства Дмитрий Вдовин, кинорежиссер Владимир Хотиненко.

Оба жюри авторитетны, да функции у них заметно различны.

Первое напоминает бригаду тостующих на некоем торжестве - столь велеречивы их сказания, предваряющие оценки, столь пафосны их вердикты. "Лещенко! Вы есть сама музыка!!!" - провозглашено Виктюком.

Роман Григорьевич - несомненный чемпион по славословию. Каждая его здравица - отдельное произведение искусства. Прочее на шоу уже не так занимательно.

Вторая коллегия, кажется, всерьез занята своим непосредственным делом - выявлением лучших из лучших, а пикировка с шоуменами, кокетливые реверансы в сторону публики и дирижера Феликса Коробова у них на втором месте. Не знаю почему, но этой судейской коллегии я доверяю. С оценками этих судей я проверяю свои эстетические впечатления и ощущения, словно чувствую себя на экзамене у них.

Противостояние "Призрака оперы" и "Большой оперы" вот в каком отношении поучительно. Высокие и низкие жанры в художественной культуре обречены на сосуществование и даже на взаимодействие, и более того, на взаимопроникновение, но слить их в один котел невозможно. Напрасный труд. Телевидение - великий миксер, но и оно бессильно, как показал вызов "Призрака оперы", ответом на который явилась "Большая опера".
<....>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Напоминаю, что сейчас (для тех, у кого передачи выпускаются по московскому времени) по каналу ТВ-Культура идёт очередной выпуск "Большой оперы".
Сегодня Бэлза чётко сказал, что номера для выступления выбирали сами участники (в прошлый раз я мог этот момент пропустить мимо ушей).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сейчас Кунгуров поёт самый знаменитый фрагмент из "Алеко" Рахманинова.
В который уж раз слышу эту вещь и знаю, что эта опера была написана Рахманиновым для консерваторского диплома - умом я это понимаю, но на эмоциональном уровне никак не могу поверить, что такую вещь мог создать столь молодой автор, сразу, кстати, осознавший своё признание мастера компактных опер.
Джиоева тоже выбрала для выступления "Алеко" - не менее знаменитый номер Земфиры.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Странно: писклявая Джиоева, которую еле слышно со сцены, подана с экрана как маститая и сочная "оперная дива" ! :)) О великая электроника ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полпудин нещадно фальшивил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн arghee

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Марфа не нравится. Главное, из за косы. Коса - жесть

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Где их искали, кто их рекомендовал, кто их отбирал, каковы были критерии, почему 16 человек и из какой "тысячи" было отобрано это число ? В общем, истина скрыта во тьме.

Прийти на кастинг, насколько мне известно, мог любой студент консерватории.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пение Полпудина судьи размазали. В общем, поделом.
А Женечка-Марфа получила 2 балла. Тембр и впрямь обаятельный, как и вокальный образ Марфы получился (об этом говорили и Синявская, и Образцова), хотя ещё далеко не ясно, что из неё получится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Судьи очень интересно поясняют свои оценки и даже сами пропевают некоторые фрагменты - в т.ч и пародируя интонацию участников ! :)) Как сказал Бэлза, такое судейство напоминает мастер -класс ! :))
Один из судей сказал, что Миминошвили был похож не на Варлаама, а на Мефистофеля в ресторане ! :))))))
Я обхохотался, потому что когда он пел, у меня возник тот же сатирический образ "из другой оперы".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Мне кажется, что интерес к этой передаче примерно такой же, как к спортивным передачам.
Ненамного меньше, чем к реальным конкурсам.
Т.е. она может функционировать постоянно.

Во всяком случае, таким образом можно узнавать малоизвестные имена и таланты.
Это - их шанс себя проявить.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
 Да, непонятно, что все так расхваливают Джиоеву -я ее слышала в Дон-Жуане, голос посредственный, техника, правда,  неплохая, на сцене ей не хватает раскрепощенности и вхождения в образ - это и в Земфире проявилось.
Марфа, говорят, ученица Образцовой. Голос у нее приятный, чистый, но коса -жуть.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сейчас идёт sms-голосование по кандидатурам следующего тура, которое продлится до завтра. Интересно, кстати, что будет, если мнение народа разойдётся с мнением жюри ! :)) И что тогда делать ?
Я не знаю, какое решение предусмотрено на этот случай, который более чем вероятен !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Воланд за компанию
 http://www.rg.ru/2011/10/11/tv.html
<....>
 Строго говоря, это не шоу, а конкурс - состязание с элементами шоу, под коими я подразумеваю телеведущих Аллу Сигалову и Святослава Бэлзу, их конферанс, а также комментарии членов высокого жюри.
<....>
А мне после второй передачи стало назойливо казаться, что это шоу с элементами конкурса. Причем, давно набившее оскомину ледовое шоу во всех его телевизионных ипостасях. А вот жюри подлинное, настоящее, и слушать их сплошное удовольствие, даже интересней,чем участников.
А еще у меня ощущение, что оркестр во время исполнения слышен плохо,(и не только мне, но и самим поющим). Хотя допускаю, что мне померещилось.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А еще у меня ощущение, что оркестр во время исполнения слышен плохо,(и не только мне, но и самим поющим). Хотя допускаю, что мне померещилось.

:)) Вам не померещилось ! Он ещё и играет плохо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
А мне показалось, что певцы порой почти говорят, как на эстраде, надеясь на усиление микрофона.

Во всяком случае Алеко у басов звучит обычно помощнее и пополётнее, чем у Кунгурова.
Велик соблазн перейти на эстрадную подачу - ведь не требуется заполнять звуком огромные оперные залы.
Но разница в звуке слышна, ИМХО.

И почему выбрали именно этих участников?
Я бы пригласил, например, Мовсесяна из Новосибирска - у него полновесный баритон:
http://www.youtube.com/watch?v=-pO4ukZS3vs
« Последнее редактирование: Октябрь 17, 2011, 19:52:50 от garans »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Судьи очень интересно поясняют свои оценки и даже сами пропевают некоторые фрагменты - в т.ч и пародируя интонацию участников ! :)) Как сказал Бэлза, такое судейство напоминает мастер -класс ! :))
Один из судей сказал, что Миминошвили был похож не на Варлаама, а на Мефистофеля в ресторане ! :))))))
Я обхохотался, потому что когда он пел, у меня возник тот же сатирический образ "из другой оперы".

Это просто внешний вид певца соответствует скорее Мефистофелю  ;D
Тогда уж гримироваться надо.

Мне кажется, что интерес к этой передаче примерно такой же, как к спортивным передачам.
Ненамного меньше, чем к реальным конкурсам.
Т.е. она может функционировать постоянно.

Конечно, ответ может дать только рейтинговый опрос, но не сомневаюсь, что шоу на 1-м канале имеет более высокую популярность, как и, конечно, спортивные передачи (по крайней мере с популярными видами спорта). Поэтому я с Вами не согласен, что передача может функционировать постоянно. Даже для канала "Культура" у нее, несомненно (для меня), далеко не самый высокий рейтинг.

Увы, чем меньше профессионализм (профессиональных деталей), тем больше шоу и тем больше популярность у зрителя.

А мне показалось, что певцы порой почти говорят, как на эстраде, надеясь на усиление микрофона.

А разве это не просто звукозаписывающие микрофоны - т.е. без усиления ?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Судьи очень интересно поясняют свои оценки и даже сами пропевают некоторые фрагменты - в т.ч и пародируя интонацию участников ! :)) Как сказал Бэлза, такое судейство напоминает мастер -класс ! :))
Один из судей сказал, что Миминошвили был похож не на Варлаама, а на Мефистофеля в ресторане ! :))))))
Я обхохотался, потому что когда он пел, у меня возник тот же сатирический образ "из другой оперы".

Это просто внешний вид певца соответствует скорее Мефистофелю  ;D
Тогда уж гримироваться надо
.

Дело не только во внешнем виде - дело ещё в интонации, в настроении, с которым он пел: ощущалось очень хорошо, что это "из другой оперы" ! :) Недаром же Образцова тоже пометила в своём блокноте, что исполнительский образ - т.е. отнюдь не только внешний - больше соответствовал Мефистофелю, нежели Варлааму.
Я должен уточнить своё собственное отношение к этому вопросу: я не считаю, что Варлааму чужды мефистофельские черты ! Всё же мы должны помнить, с кем мы имеем дело: Мусоргский - автор песен и плясок смерти, автор знаменитой песни о блохе и прочей чертовщины ! :) Сатанинские интонации вовсе не чужды и партии Варлаама, но я всё же считаю, что проецировать один образ на другой некорректно; нужно искать какие-то особенности, которые позволили бы в вокально-художественном отношении чётче отделять одну роль от другой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
А разве это не просто звукозаписывающие микрофоны - т.е. без усиления ?

Микрофон стоит метров на 5 от певца.
Если он передаёт то, что "слышит", то это - совсем не то, что будет слышно за 30 метров.
Туда долетит только полётная часть тембра/голоса.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
От сопоставления двух "оперных шоу" никуда не деться. Мне не нравится ни одно.

На первом канале - действительно шоу. Оно могло бы посодействовать популяризации оперы, но IMHO жюри нужно все-таки обращать внимание и на недостатки вокалистов, чтобы массовый зритель понял, где плохо, и потенциально (в будущем) мог бы оценить нормальные исполнения оперными певцами. 

На "Культуре" в шоу на порядок меньше шоу - очевидно, и бюджет гораздо ниже. Это все-таки вроде как мастер-класс, но хуже - я не слышу "исправленных" вариантов. Единственно, что сегодня порадовало - это комическое танцевальное исполнение Миминашвили. Ясно, что это привлекает широкую аудиторию, и это хорошо. Но сам по себе вокал здесь не причем.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Удивлён невероятно: Джиоева лидирует по оценкам жюри.
Джиоева, которой вообще не слышно в реальном зале и которую можно расслышать только в том случае, когда все остальные молчат !
Что за чудеса.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица