Автор Тема: Скорбим о Сальери...  (Прочитано 37408 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Скорбим о Сальери...
« : Январь 15, 2008, 00:06:10 »
Однажды я заговорил с другом о Пушкине и Сальери - мол, Пушкин непонятно что имел ввиду, когда написал реплику Сальери "поверил я алгеброй гармонию". Вообще-то теория музыки математически  очень строгая... начал было я. 
- Сальери? Да он бездарный был! - Вырвалось у моего друга.
Я воспринял это как личное оскорбление. Это сказал человек, который повелся на пафос маленькой трагедии "Моцарт и Сальери", и не знает произведений ни того, ни другого.

Мне стало грустно. Я представил себе учеников, которые со школьной скамьи впитывают одно - Сальери - подлый и гнусный завистник, отравивший небесного гения. И конечно это самый бездарный композитор в мире. Они не представляют себе жизнь этого человека, они даже смутно представляют себе, что он был человеком. Путаница художественного образа с реальной личностью остается у них в мозгах, надолго.
Да уж, Пушкин, имевший репутацию хулигана и повесы, хулиганил до конца, - погнавшись за "красным словцом" и цельностью образа "завистника", он опустил все детали и условности. 
***Говорят, что искусство требует жертв. В данном случае искусству понадобилось человеческое жертвоприношение*** пишет Борис Кушнер в книге "В защиту Антонио Сальери".

Эта книга написана сочувствующим человеком. Она развенчивает множество мифов, которое создает богатое общественное воображение.

Я предлагаю вам изучить этот большой труд и разобраться в недоразумениях вокруг Пушкина, Моцарта и Сальери. 

http://www.peoples.ru/art/music/composer/salieri/index.html



Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #1 : Январь 17, 2008, 15:00:48 »
Спасибо за интересный материал !
Сальери как композитор был весьма плодовит и оказал заметное влияние на музыкальную жизнь своего времени, потому сбрасывать его со счетов никак нельзя.
Даже сегодня многие коллективы записывают оперы Сальери и выступают с его инструментальными произведениями, так что считать его "забытым" нельзя, но и "популярным", пожалуй, тоже.
Я хотел было эту тему перенести в раздел "Композиторы", но потом подумал и оставил её здесь - дело в том, что всё зависит от вектора развития этой темы: если она станет повествованием о "житии" Сальери и о его произведениях, то это одно, а если она сделается площадкой для обсуждения легенд и литературных небылиц, в т.ч. и пушкинских, имеющих значение ХУДОЖЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННОЕ, а не мемуарное, а также если зайдёт речь о соотношении легенд о великих людях и той исторической правды, которая на самом деле имела место, то это как раз тема для "бесед на галёрке" :)) Возможно также обсуждения типажей, представленных двумя выдающимися людьми - Моцартом и Сальери, и характера их взаимоотношений.
Да мало ли о чём ещё можно поговорить в этой многовекторной теме .............
« Последнее редактирование: Январь 17, 2008, 15:02:46 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #2 : Январь 17, 2008, 22:53:15 »
Даже сегодня многие коллективы записывают оперы Сальери и выступают с его инструментальными произведениями, так что считать его "забытым" нельзя, но и "популярным", пожалуй, тоже.
Совершенно верно! Часто приходится слышать произведения Сальери по "Орфею", оттуда же узнаешь, что его ставят и играют лучшие театры мира... неизвестно по каким причинам, однако факт.
А как вам анекдоты? В тему да?

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #3 : Январь 18, 2008, 07:15:23 »
Я представил себе учеников, которые со школьной скамьи впитывают одно - Сальери - подлый и гнусный завистник, отравивший небесного гения. И конечно это самый бездарный композитор в мире... Путаница художественного образа с реальной личностью остается у них в мозгах, надолго.

Да уж, Пушкин, имевший репутацию хулигана и повесы, хулиганил до конца, - погнавшись за "красным словцом" и цельностью образа "завистника", он опустил все детали и условности. 

Ничего подобного!!!
Как раз у А.С. Сальери далеко не бездарен.
Пушкинская тема - ТАЛАНТ vs. ГЕНИЙ и раскрывается она виртуознейшим образом!
Сделано это настолько тонко, что совершенно ускользает от поверхностного читательского наблюдения :)))

В связи с этим, позвольте порекомендовать всем БЛИСТАТЕЛьНУЮ статью Гаспарова «ТЫ, МОЦАРТ, НЕДОСТОИН САМ СЕБЯ»: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v77/v77-115-.htm
Если кто не читал, прочтите обязательно - ОБАЛДЕЕТЕ :))))

 
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #4 : Январь 18, 2008, 11:45:38 »
Пушкинская тема - ТАЛАНТ vs. ГЕНИЙ и раскрывается она виртуознейшим образом!
:) Именно.
Прочитав ваши слова, я вспомнил знаменитое высказывание. Не суть в его точной формулировке, но смысл в том, что талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.
Я вижу, что данная тема имеет перспективу раскрыться именно в таком ключе, поэтому она остаётся в этом разделе. Впрочем, это не исключает обсуждения творчества Сальери, если кто пожелает высказаться :)

Подолью масла в огонь - один деятель искусства высказывается следующим образом:

"Мой подход к искусству элементарно прост - живое оно или нет.
Живая душа чувствует живое искусство без объяснений и анализа.
Неживая прибегает к холодной рассудочности в своих оценках, теоретизированию, псевдонаучности, бесконечному мусору псевдофилософских терминов и т. п. и... остаётся неживой. Всё в таком случае превращается в бесконечный фарисейский бред самодовольной бездарности".

Оставим эмоциональную оценку аналитического подхода, т.к. в данном случае меня интересует другое - в цитате чётко обозначен примат ИНТУИТИВНОГО начала.
Отсюда вопрос - а действительно ли творчество, в т.ч. и музыкальное, в т.ч. и творчество музыканта-исполнителя всегда и везде должно осуществляться исключительно на основе инуитивного подхода ?
Не указывает ли принципиальный отказ от "объяснений и анализа" на тот простой факт, что человек не хочет дружить с собственной головой ?

А помните ещё одну поразительную вещь у Пушкина - этот его "спор" о том, чем отличается "поэт" от "импровизатора" ? :))
Разве не та же идея ?
Но что любопытно - Пушкин тоже всегда артикулирует мысль о "живом искусстве", но он никогда не забывает о "ремесле", как "подножии искусства" и, между прочим, поручает эти слова ...... Сальери:

"...Ремесло
Поставил я подножием искусству"

А помните слова другого писателя:
"Искусству всегда угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником".

Разве не поразительно ? :))
Очень даже по теме.

Я только хотел бы, чтобы мы отделяли "Сальери пушкинского" от "Сальери реального".
Кстати, было бы любопытно уточнить одну вещь, до которой я не удосужился добраться - имелось ли на самом деле в чертах характера Сальери нечто такое, что явилось основой для произведения Пушкина - ведь легенду об отравлении Моцарта придумал не Пушкин !

котдор

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #5 : Январь 18, 2008, 12:26:16 »
а если вместо этих славословий  просто взять, да и послушать диск бартоли? все сразу и станет понятно без пушкина, кушнера, и тд. и тп. ;D ;D что ж мы так любим перепевки вместо собственных впечатлений?
надо ж, скорбим о сальери.. ну просто родственник скончался :D

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #6 : Январь 18, 2008, 12:43:50 »
позвольте порекомендовать всем БЛИСТАТЕЛьНУЮ статью Гаспарова «ТЫ, МОЦАРТ, НЕДОСТОИН САМ СЕБЯ»: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v77/v77-115-.htm
Если кто не читал, прочтите обязательно - ОБАЛДЕЕТЕ :))))
А вы не хотели бы прокомментировать статью по вашей ссылке ? :)

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #7 : Январь 19, 2008, 01:38:49 »
Котдор взял и послушал диск Бартоли - и что ему стало понятно?

(и перестаньте меня цеплять, вы серьезно разговаривать умеете?)

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #8 : Январь 19, 2008, 13:49:06 »
...талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.

Конечно.
Весь цимес однако в том КАК у Пушкина обозначена сия (невидимая для Сальери) цель, причем не абстрактная, а вполне КОНКРЕТНАЯ, связанная с конкретным эпизодом конкретной моцартовской оперы, на которую недвусмысленно указывается.
Как пишет Гаспаров, "перед нами не просто тип художника, не олицетворенное «моцартианство», но именно Моцарт, который БУКВАЛьНО СОЗДАЁТ свою музыку на наших глазах, и создает её такой, какой она предстает в реальных произведениях композитора."
В свете этого выявляется скрытый подтекст одного из ключевых моментов трагедии - сцены со слепым скрипачом, смысл которой, без этой пушкинской идеи, остался бы не вполне понятным.

...один деятель искусства высказывается следующим образом:

"Мой подход к искусству элементарно прост - живое оно или нет.
Живая душа чувствует живое искусство без объяснений и анализа.
Неживая прибегает к холодной рассудочности в своих оценках, теоретизированию, псевдонаучности, бесконечному мусору псевдофилософских терминов и т. п. и... остаётся неживой. Всё в таком случае превращается в бесконечный фарисейский бред самодовольной бездарности".

Оставим эмоциональную оценку аналитического подхода, т.к. в данном случае меня интересует другое - в цитате чётко обозначен примат ИНТУИТИВНОГО начала.
Отсюда вопрос - а действительно ли творчество, в т.ч. и музыкальное, в т.ч. и творчество музыканта-исполнителя всегда и везде должно осуществляться исключительно на основе инуитивного подхода ?

Но тот же самый деятель высказывался и иначе, что мол "надо учить историю, быт, нравы каждого времени, изучать
"персональное дело" каждого композитора под микроскопом." :))) Так что... Понимаете, не в декларациях дело...
Тот же Рихтер говорил о своей нелюбви к анализу. А его фантастические музыкально-литературно-художественные ассоциации - это что, результат аналитической работы? :))) Да ни в коем случае! Однако же рихтеровское искусство трудно назвать интуитивным : )))

Что касается приведенной цитаты (безотносительно к автору)- то мне все это представляется редкостным бредом и даже пошлостью; собственные ощущения, сколь бы тонкими они ни были :), не могут являться критерием гениальности и общецивилизационной значимости. Все эти разговоры, что "живая" душа, дескать, че-то там почувствует - уже достали! НИ ЧЕРТА никто не "почувствует"!!! Точнее, непосредственному восприятию доступна лишь верхушка айсберга (в лучшем случае). Идеи гения нетривиальны и понимание их никому не гарантировано, никакому интуиту с живой душой, который не просто до них не докопается, а даже не поймет, что вообще надо где-то копать :)))
Да вот, к примеру, - та же пушкинская идея, прекрасно описанная Гаспаровым. Ну как это можно, любопытно узнать, просто взять и "почувствовать", не обладая исчерпываюшим знанием музыки Моцарта и содержащейся в ней специфической и нетривиальной символики??

По поводу же теоретических изысканий  - да любому теоретику, который сумел хотя бы приблизить нас к пониманию авторского замысла, надо памятник поставить нерукотворный, а не нести всякий бред по поводу холодной рассудочности и т.п.  Вообще, поразительная наглость - ученый-аналитик безвозмездно (т.е. ДАРОМ :)))) дает ответ, на поиски которого можно потратить жизнь (и так и не найти). И вместо бесконечной благодарности начинаются какие-то высокомерные бредни: это, мол, не "живое", где же "душа" etc. Поразительно!
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #9 : Январь 19, 2008, 23:48:54 »
Но тот же самый деятель высказывался и иначе, что мол "надо учить историю, быт, нравы каждого времени, изучать "персональное дело" каждого композитора под микроскопом." :)))

:))
Вы тоже отметили это противоречие в его высказываниях ? :))
Я так думаю, что он сам не помнит, что написал раньше.
Ну "интуит", одно слово - сегодня брякнет одно, а завтра противоположное, а сам и не заметит даже .....

...талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.

Конечно.
Весь цимес однако в том КАК у Пушкина обозначена сия (невидимая для Сальери) цель, причем не абстрактная, а вполне КОНКРЕТНАЯ, связанная с конкретным эпизодом конкретной моцартовской оперы, на которую недвусмысленно указывается.
Как пишет Гаспаров, "перед нами не просто тип художника, не олицетворенное «моцартианство», но именно Моцарт, который БУКВАЛьНО СОЗДАЁТ свою музыку на наших глазах, и создает её такой, какой она предстает в реальных произведениях композитора."
В свете этого выявляется скрытый подтекст одного из ключевых моментов трагедии - сцены со слепым скрипачом, смысл которой, без этой пушкинской идеи, остался бы не вполне понятным.

Да !
ТАКАЯ трактовка идеи Пушкина меня "пробила" !
Я впечатлился !
Но должен отметить, что многое из "объяснений" этой статьи остаётся всё же в области домыслов и предположений ......
« Последнее редактирование: Январь 19, 2008, 23:51:11 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #10 : Январь 20, 2008, 17:20:29 »
На этом сайте есть подборка материалов по теме "Моцарт и Сальери":
http://mozart.belcanto.ru

И еще, одна из последних статей на эту тему:

Елена Антонова
ТАЙНА МОЦАРТА
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/733/82.html

Небольшая цитата:

     Заговор сильных мира сего, увидевших в Моцарте с его ярким гением, чувством собственного достоинства и нонконформизмом угрозу вечной своей власти, так же, впрочем, как потом в Пушкине и Лермонтове, тоже обреченных на раннюю насильственную смерть, без статистов свершиться не мог. А их, готовых ради сиюминутных привилегий безоговорочно исполнять все приказы, во все времена предостаточно. В книге эти статисты, сыгравшие разную роль в гибели Моцарта, и обрисованы по-разному. Вот — один из самых близко стоящих к маэстро в последние месяцы людей, его ученик и почти что прислужник — Франц Ксавер Зюсмайр. Да-да, тот самый, который завершил его Реквием и по его подсказке написал некоторые, не слишком значимые фрагменты "Милосердия Тита", так как сам Моцарт просто не успевал все сделать в спешно заказанной ему Леопольдом II для коронации в Праге опере. Но ведь Зюсмайр, попросившийся к Моцарту в ученики, прежде был учеником Сальери, все время сохранял к нему добрые чувства и хорошие отношения, а в 1794 году по протекции Сальери был сделан капельмейстером Венского оперного театра! Так что маэстро Сальери даже не требовалось самому подсыпать в чашу Моцарта яд. Да и так близок в последние месяцы был к моцартовскому семейству этот "свинмайр", что часто, когда сам композитор был занят (а занят он был постоянно), тот сопровождал на воды в Баден жену Моцарта Констанцию, которая и стала, как считали тогда многие венцы, его любовницей и даже родила от него сына — Франца Ксавера Моцарта. Плохо, однако, кончают свои дни апологеты и статисты зла. В 1803 году 37-летний Зюсмайр скончался при симптомах, похожих на симптомы Моцарта и был похоронен в общей! могиле. Кстати сказать, 1803 год был критичен и для властных недругов Моцарта: в этот год приказали долго жить Зальцбургский архиепископ Иеронимус Колоредо и Венский архиепископ Кристофоро Мигацци. Ну а уж смерти, как у Сальери, в психиатрической лечебнице никто не пожелает.

котдор

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #11 : Январь 21, 2008, 12:06:05 »
Котдор взял и послушал диск Бартоли - и что ему стало понятно?

(и перестаньте меня цеплять, вы серьезно разговаривать умеете?)
странно, что никому кроме меня после прослушивания диска бартоли не стало ничего понятно ;D композиторское наследие сальери в полной мере подкреплено выдающимся мастерством всемирноизвестной певицы. но не впечатляет и не застявляет себя любить с первой ноты, как музыка моцарта. дарования не равны, более того, и рядом не стояли. так что - у сальери был, разумеется,  мотив, но к сожалению из области уголовного права ;D
по поводу вашей просьбы- это обоюдно. узнаю руку мастера, из прошлой жизни ;D человек может поменять имя, он не способен поменять свою сущность. так что - не начинайте первой, и не получите отдачи :D

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #12 : Январь 21, 2008, 12:16:48 »
На этом сайте есть подборка материалов по теме "Моцарт и Сальери":
http://mozart.belcanto.ru

Да, на сайте, к которому прикреплён форум, имеется много информации. Жалею, что сразу не догадался дать ссылку, т.к. полагал, что те, кто приходит на форум, посещают соответстующий сайт :)

А вот что касается музыки Моцарта и Сальери, я должен рассказать о любопытном факте.
Дело в том, что стилистически эти композиторы весьма близки, т.к. жили в те времена, когда ещё можно было рассуждать о "стиле эпохи", и не всякий профессионал, если только он не знаком с творчеством Моцарта в ПОЛНОМ объёме, иной раз сможет различить музыку этих композиторов.
"Хиты" Моцарта всем известны, профессионалы знакомы с более широким кругом его произведений, но если взять громадный пласт редкоисполняемой музыки Моцарта, т.е. второстепенной, проходной в его творчестве, то запросто можно впасть в заблуждение, если сыграть или спеть что-либо из Сальери, а потом из Моцарта.
Не всякий профессионал возьмётся в такой ситуации распознать имя автора !

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #13 : Январь 22, 2008, 12:44:25 »
Вот ещё любопытная ссылка.

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_334.html

Многие идеи тут носят ключевой характер, поэтому я хотел бы чуть-чуть процитировать:

"Платов:
Вот что я обнаружил, работая с моими студентами. Я им играю музыку Сальери и задаю вопрос: Моцарт это или нет? Ввести студентов в заблуждение легко. Музыка Сальери и музыка Моцарта стилистически настолько похожи, что только эксперт способен их различить".

"Кантнер:
Повсюду можно прочесть: Моцарт намного более велик, чем Сальери. Но у меня есть любимое выражение: я не знаю композиторов, я знаю только произведения. У Моцарта есть сочинения, которые превосходят все, что написано его современниками. Но есть и такие, которые не исполнялись бы никогда, если б не были сочинены Моцартом. Моцарт демонстрирует более высокое мастерство в инструментовке и в развитии тем, в обработке и в масштабности развертывания - в этом Моцарт выше".

"Платов:
Влияние на творчество Моцарта оказывали не столько отдельные конкретные фрагменты или мелодии, сколько то обстоятельство, что Моцарт, регулярно посещая оперу, мог видеть, какие из произведений имели успех у публики. Сам он пытался работать в том же духе.
Слушая музыку Сальери, Моцарт получал четкое представление о вкусах венской публики. Множество ходов обеспечивает их сюжетную и стилистическую связь".

"Кантнер:
В известной мере Сальери, вместе с Паизиелло, являлся музыкальным образцом для Моцарта. Не надо забывать, что после больших успехов Моцарта как вундеркинда в Милане в его карьере наступил определенный застой, и Зальцбург с точки зрения музыкальной жизни был скорее провинциальным. Был, конечно, Мюнхен, но и Мюнхен далеко не Вена. До Вены, до его венского периода, Моцарт сочинил, если отвлечься от его юношеских произведений, только один шедевр - "Идоменео".
В Вене Моцарт сразу попал под влияние последних достижений в области оперного творчества - Паизиелло, Сальери и Чимароза. Эти три композитора были хозяевами репертуара в Вене, все трое и стали для Моцарта образцами".

"Кантнер
Что Сальери завидовал гению Моцарта - это взгляд романтизма XIX века. Конечно же, Сальери сознавал, что Моцарт был гением. Себя с ним он вел всегда по-дружески. И Моцарт сам в последний год жизни добивался расположения Сальери. Он взял Сальери с собой на одно из представлений "Волшебной флейты". Он пишет: "Сальери все очень понравилось". Стало быть, радуется, что Сальери его похвалил. Для зависти к Моцарту у Сальери не было причин, у Сальери было вполне прочное положение".

"Успех Сальери был огромный. И вообще его оперы ставились гораздо чаще, чем оперы Моцарта. Чем это объяснить? Вот что говорит об этом чешский музыковед Камила Халова.

Халова:
В восемнадцатом веке музыку, в частности оперу, воспринимали иначе, чем воспринимают ее в наше время. Это нужно учесть, если мы хотим понять, почему, например, творчество Сальери воспринималось в свое время с восторгом и почему в наше время это не происходит. Оперные зрители того времени имели совсем другой музыкальный опыт, и эстетические критерии, эстетические требования, предъявляемые к опере, были другие. Было иное ощущение времени и, следовательно, темп жизни был другой.
Современный оперный зритель знаком не только с оперой XVIII и предыдущих веков. Но и с оперой последующих двух столетий, то есть XIX и ХХ веков".

"Кантнер:
В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось.
От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию - "итальяшки" - и все валил на "итальяшек". Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это ему представлялось препятствием для собственного успеха. И именно Моцарт, несмотря на то, что произведения его заслуживают самой высокой оценки, пытался оттеснить от императора итальянцев ради собственного преуспеяния".


---------------------


Чем больше погружаешься в эту тему, тем больше удивительных вещей выплывает из тьмы времён :))

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #14 : Январь 26, 2008, 02:20:16 »
Спасибо! Очень!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #15 : Март 17, 2008, 14:37:31 »
Ещё любопытный материал, на сей раз "Бетховен и Сальери" :)

http://www.21israel-music.com/BeetSal.htm

Отсюда любопытный штришок к характерам и Бетховена, и Сальери.

Цитата:
---------
     Музыканты же, учившиеся у него (у Сальери), или люди, тесно общавшиеся с ним, либо просто не придавали значения этим слухам, как Бетховен, либо вставали на защиту оклеветанного старика. Так поступили, например, первый биограф Сальери - И.Мозель, автор первого некролога Сальери - Ф.Рохлиц, автор брошюры в защиту Сальери - Дж.Карпани, а также И.Мошелес, донесший в своих воспоминаниях слова Сальери, сказанные на пороге смерти в момент просветления рассудка: "Поскольку это моя последняя болезнь, то я могу искреннейше заверить Вас, что весь этот абсурдный слух не содержит ни йоту правды; Вы же знаете, говорят, будто я его отравил. Но нет же, тут злоба, обычная злоба; скажите это всему миру, милый Мошелес; это Вам говорит старый Сальери, который скоро умрет".

     Не верил в сплетню и Россини, отважившийся однажды пошутить с маэстро по этому поводу, заявив ему: "Какое счастье, что Бетховен из чувства самосохранения избегает приглашать вас к столу, - иначе вы бы и его отправили на тот свет, как сделали это с Моцартом". "Я по-вашему похож на отравителя?" - спросил Сальери. "О нет! Вы больше похожи на отъявленного труса", - ответил я, а он таким и был".

---------

:)
Однако, Россини всегда был довольно бесцеремонным........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #16 : Апрель 22, 2008, 15:51:43 »
Сальери далеко не бездарен.

Кстати, не пришла ли пора послушать парочку его опер ?
Таких, к примеру, как "Тарар" и "Фальстаф" ?
К сожалению, они у меня на DVD, но если кто-то предложит программку и способ перевода в аудиоформат, то я переведу :)

Также имеет смысл ознакомиться с его концертами и др. инструментальными произведениями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кристи

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 114
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #17 : Апрель 22, 2008, 21:33:50 »
Вышла новая художественная книга Геннадия Смолина "Гений и злодейство". Очередное подражание Дэну Брауну.
"Увлекательным остросюжетным романом Геннадия Смолина "Гений и злодейство" открывается новая серия книг автора по тематике "Слава и безумие, гениальность и злодейство", предназначенной как для специалистов, так и для массовой читательской аудитории. Интеллектуальная трагедия Геннадия Смолина будет интересна читателям - это загадочная история жизни, любви и смерти Бога музыки Вольфганга Амадея Моцарта, тонко переплетенная с современностью. Сюжет романа динамично разворачивается в пределах трех европейских государств: России (Москва), Германии (Берлин, Мюнхен, Майнц) и Австрии (Вена, Зальцбург) в XVIII веке и в наши дни. Автор романа подводит читателя вплотную к раскрытию одной из величайших тайн XVIII века, закодированной в гениальном шедевре А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"."

Кое-что по теме:  http://vamozart.narod.ru/
http://vamozart.narod.ru/1.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #18 : Апрель 23, 2008, 10:52:19 »
Вышла новая художественная книга Геннадия Смолина "Гений и злодейство". Очередное подражание Дэну Брауну.

Да, материал сам по себе интересен, особенно меня заинтересовали ссылки на "Бюллетень по атомной энергии" - или по второй ссылке как раз приведён текст из бюллетеня ?
Любопытны все обстоятельства, особенно же более подробное пояснение к истории происхождения "волос Моцарта", а также к экспертизам химического состава этих волос - неужели только в 2007 году додумались провести экспертизу на наличие ртути в этих волосах ? Любопытно, насколько прочно обоснование того, что это именно Моцарта волосы ? Предположение об отравлении Моцарта соединением ртути было высказано очень давно, в т.ч. и в советской ещё печати оно тоже появлялось, поэтому более чем странно, что при наличии важнейшего "вещественного доказательства" никакие работы нигде не были проведены. Ведь, к примеру, "волосы Наполеона" давно уже исследовали на предмет наличия мышьяка. Как бы не столкнуться на этой почве с ещё более изощрённой мистификацией :)) Кстати, в статье сказано, что есть ещё одна прядь волос Моцарта - посмертно ли срезана прядь или при жизни Моцарта - я не понял. Параллельная экспертиза другой пряди была бы крайне уместна - вот это будет настоящий фурор, когда подтверждение поступит из другого источника.
Доводилось также в разных источниках видеть радикальные высказывания о жене Моцарта как о сообщнице убийцы, которая хотела избавиться от мужа-неудачника (в плане карьеры) - насколько достоверны такие выводы ? Ведь Моцарту кто-то должен был подсыпать яд в пищу - и этот "кто-то" должен был быть рядом с ним, чтобы незаметно подмешивать отраву.
Но причём тут Сальери в таком случае ? Он "руководил операцией" ? Или тут был целый заговор и они все по очереди подмешивали ?
Ещё что меня смутило в данной истории, так это то, что Смолин явно что-то досочинил, использовав известные факты.
Я всегда в таких вопросах сохраняю "нейтралитет", который заключается в том, что меня интересуют любые гипотезы, и я приму любые выводы, если они имеют достаточное подтверждение.
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2008, 11:04:31 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buldy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #19 : Сентябрь 03, 2009, 11:14:08 »
Если посмотреть откуда, вообще, пошел слух об отравлении Моцарта? Его источник? И что его подкрепило? То получается что основа всего - это взаимный предсмертный бред этой вечной пары: Моцарт и Сальери. Моцарт умирая от просовидной лихорадки повторял в бреду, что кто-то его отравил. Это зародыш сплетни. А подкрепил её сам Сальери через 30 с лишним лет, также в предсмертном бреду "сознавшись" в том, что именно он и отравил гения: Моцарт и Сальери

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #20 : Август 25, 2010, 21:30:42 »
Моцарт нервно дергался и непроизвольно матерился

http://medportal.ru/mednovosti/news/2004/09/01/mozart/

Британский композитор Джеймс Макконел (James McConnel), сам страдающий синдромом Жиля де ля Туретта, утверждает, что Моцарт также страдал этим расстройством, сообщает Medical Condition News.

Синдром Жиля де ля Туретта, известный также как синдром генерализованных тиков - это врожденное неврологическое заболевание, характеризующееся непроизвольными двигательными и речевыми тиками. В некоторых случаях болезнь сопровождается неконтролируемым выкрикиванием ругательств.

Французский невропатолог Жиль де ля Туретт первым в XIX веке описал свою пациентку, маркизу де Дампьер, с детства страдавшую странным заболеванием. У нее были многочисленные импульсивные подергивания мышц лица и рук (из-за чего больная не могла писать, держать в руках ложку и т. д.), сочетавшиеся с непроизвольным выкрикиванием бранных слов.

По мнению Макконела, пристрастие Моцарта к каламбурам, его навязчивый характер и засвидетельствованные многими современниками подергивания указывают на то, что Моцарт страдал этим редким неврологическим расстройством.

Этим же заболеванием, как полагают теперь, страдал и английский писатель Самуэль Джонсон. У него были лицевые тики, а его речь иногда прерывалась странными восклицаниями.

Синдром де ля Туретта не лечится, однако его проявления сглаживаются с возрастом. В некоторых случаях симптомы полностью исчезают в зрелом возрасте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #21 : Август 25, 2010, 21:32:00 »
Врач насчитал 118 возможных причин смерти Моцарта

http://www.lenta.ru/news/2010/08/25/mozart/


 
Доктор Уильям Доусон (William J. Dawson), хирург-ортопед на пенсии, проанализировал научную литературу, посвященную кончине Моцарта, и насчитал 118 гипотез о причинах смерти композитора. Результаты исследования Доусона, работающего библиографом Медицинской ассоциации исполнительских видов искусства, пересказывает The New York Times.
Доусон, который сам играет на фаготе, разделил все версии на пять типов: отравление, инфекция, болезнь сердечно-сосудистой системы, заболевание почек и все прочие диагнозы. Пускание крови как метод лечения также мог ускорить смерть композитора. Версии об отравлении были в основном отвергнуты как основанные на слухах; по некоторым данным, Моцарт сам сначала считал, что был отравлен, однако затем переменил мнение.

Среди наиболее вероятных диагнозов - уремия, ревматизм, туберкулез, септический эндокардит. Сам Доусон заявил, что если бы ему пришлось поставить два цента на одну из гипотез, он бы выбрал почечную недостаточность. Проанализировав все версии, Доусон пришел к выводу что среди них нет одной наиболее убедительной, а следовательно, дискуссии на этот счет будут продолжаться.

О течении болезни Моцарта не осталось письменных свидетельств, вскрытие произведено не было, а тело захоронили в общей могиле. Историки вынуждены полагаться только на свидетельства сына композитора, его вдовы и ее сестры, сделанные много позже смерти композитора. Также остались записи врача, который беседовал с медиками, лечившими Моцарта. Исследователи изучали и болезни родственников Моцарта.

Композитор слег 20 ноября 1791 года после периода напряженной работы, когда были созданы "Волшебная флейта", "Милосердие Тита", концерт для кларнета с оркестром, "Маленькая масонская кантата" и части "Реквиема". У него были жар, тошнота и общая апатия. Врача к 35-летнему композитору вызвали лишь вечером 4 декабря; в час ночи 5-го Моцарт умер. Врач назвал болезнь милиарной лихорадкой, однако современные медики считают, что это скорее описание, нежели точный диагноз.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #22 : Февраль 03, 2011, 19:24:09 »
Реквием от Сальери

http://www.rg.ru/2011/02/02/salieri.html

Московская филармония представила детектив

Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5396 (20) от 2 февраля 2011 г.

 
Фото: Википедия 
Очередной органный перформанс, вкус к которым в филармонической аудитории прививает известная органистка Екатерина Мельникова и постановщик, пианист Юрий Берестенников, оказался посвящен "делу" Антонио Сальери.

Вопреки мифу, придуманному человечеством и навеки утвержденному Пушкиным в гениальной трагедии "Моцарт и Сальери", "делом" итальянского маэстро было вовсе не страшное убийство Моцарта, а "Школа Антонио Сальери", через которую прошли многие гении того времени: Бетховен и Шуберт, Карл Черни и Ференц Лист. Особо одаренных Сальери учил бесплатно, в том числе и сына Моцарта - Франца Ксавьера, которого к Сальери привела вдова Моцарта Констанца. Маэстро при жизни ценили Глюк и Россини, Бомарше и Бетховен. Он имел невероятный успех в Вене и лично рекомендовал Моцарту либреттиста да Понте, с которым Моцарт написал лучшие оперы - "Свадьба Фигаро", Cosi fan tutte, "Дон Жуан".

Однако в истории маэстро остался не как успешный музыкант, а как черный завистник, интриган и убийца, отравивший величайшего гения музыки. И хотя в эту "молву" не верили его современники, а двести с лишним лет спустя, в 1997 году, на специальном судебном процессе, проходившем во Дворце юстиции Милана, Сальери был посмертно оправдан "за отсутствием состава преступления", проклятие с его имени не сошло. Потому что бессмертны слова Пушкина о его предназначении: "Судьбе моей: я избран, чтоб его (Моцарта. - И.М.) остановить - не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки...". Правда, у Пушкина Сальери "убивает" гения сам, подсыпав ему яд в бокал вина. Изощренная же венская версия отводит Сальери место посредника в сложной цепи масонского заговора: эрцгерцог Леопольд II - граф Вальзегг цу Штуппах, заказавший Моцарту "Реквием", - Антонио Сальери - Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик и секретарь Моцарта, убравших гения посредством "меркурия" (ртути).

Странным образом исполнение программы, придуманной Екатериной Мельниковой в жанре музыкального перформанса-"расследования", совпало с днями памяти Моцарта, родившегося 27 января. Как заметила Мельникова, "вышло это случайно, никаких параллелей не планировалось". Наоборот, по набору композиторских имен в афише выяснялось, что цель участников перформанса, выходящих на сцену во время повествования Нарратора (засл. арт России Виктор Шутов), "увести" Сальери от мифа в реальный жизненный и музыкальный контекст. По традиции Екатерина Мельникова сделала органные транскрипции всех исполняемых сочинений Моцарта и Сальери, Черни, Глюка, Россини, Бетховена, Шуберта, Листа. И звучание этих транскрипций было таким же неожиданным, как и детали самого "детектива". Торжественный органный звук, переступающий мерными крупными аккордами, создавал новую музыкальную краску и шубертовским песням в романтически-приподнятом исполнении юной Термине Егиазарян, и "Грезам любви" Листа, и Рондо-каприччио в азартном исполнении пианиста Рустама Мурадова. Кульминацией же самого "детектива" и одновременно его эпилогом стало первое в Москве исполнение "Реквиема" Сальери (Мельникова и Московский молодежный хор под руководством Рината Бикташева). И надо заметить, что традиционные части этого "Реквиема" меньше всего соответствовали образу Сальери с его сухим, "алгебраическим" талантом. Это была величественная картина "красоты", с ажурным движением голосов, со струящейся в тихих аккордах гармонией. Реквием, не погружающий в скорбь, но возвышающий. И музыка все сказала о своем творце.

----------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
оперы Сальери...
« Ответ #23 : Февраль 04, 2011, 20:59:19 »
Коллеги, а не послушать ли нам какую-нибудь выборку из самых известных опер Сальери ? Кто может предложить названия, хорошие исполнения и ссылки на них ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #24 : Февраль 04, 2011, 21:13:49 »
Поддерживаю Вашу идею и предлагаю послушать его оперу "Признанная Европа"

ПРИЗНАННАЯ ЕВРОПА.
Музыкальная драма в 2 действиях.
Европа      Diana Damrau
Семела      Désirée Rancatore
Астерий    Genia Kühmeier
Иссей        Daniela Barcellona
Эгист         Giuseppe Sabbatini
TEATRO ALLA SCALA DI MILANO
Дирижер Риккардо Мути
2004 г.
http://intoclassics.net/news/2009-09-14-8822

Опера была впервые поставлена при открытии театра «Ла Скала» 3 августа 1778 года.
Действие оперы происходит в Тире, опера рассказывает историю любви, жестокости и политической борьбы в древние времена. Главный персонаж, Европа, была когда-то любовницей Зевса; она помогает разрешить все разногласия, открыв свою подлинную личность — отсюда название «Признанная Европа»

А вот полное либретто на итальянском
http://www.librettidopera.it/zpdf/euroric.pdf