Автор Тема: «Борис Годунов» Мусоргского в Большом театре  (Прочитано 46226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я думаю, можно будет обсудить здесь сразу всю серию спектаклей, если кто-то из наших посетителей на них побывает.
Кто был в Большом этим вечером - 01/12/2011 ?
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:24:19 от Александр П. »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #1 : Декабрь 02, 2011, 17:13:35 »
Что-то вчера там никто не был что ли ! :))
В таком случае начну я.

Побывал я вчера на спектакле – впечатление от постановки потрясающее: последний раз я видел нечто подобное вживую ещё при Брежневе (в дальнейшем смотреть на умирающий Большой театр и ходить туда не очень хотелось, хотя я там и бывал в 90-2000-х гг.). Как сообщали очевидцы первых представлений оперы ещё при жизни Мусоргского, на сцене была явлена словно бы настоящая страница истории России. Спектакль возрождён очень хорошо, начало каждой новой картины после открытия занавеса при виде декораций встречалось аплодисментами зала.
Как пели и играли ? Одни прилично, другие – не очень хорошо. Оркестр был достаточно прилично подготовлен, а лучше всех был, пожалуй, хор. И это отлично соотносится с идеей Пушкина и Мусоргского о народе как живом лице истории и её движущей силе. Мне не нравится, когда сцену под Кромами ставят не в конце, а предваряют ею смерть Бориса – такое решение кажется мне необоснованным, и сам автор по этому поводу сомневался. Да, так оно и есть, но спектакля в целом это не испортило: в конце концов, эти события можно мыслить параллельными во времени, поэтому от их перестановки меняется – и даже, пожалуй, выигрывает - разве что степень эффектности действия, но не драматургия целого, несомненно проигрывающая при этом. Ведь вполне логично и правильно заключить оперу именно народной сценой – и именно тем разгулом, который показал Мусоргский.
Об этом можно рассуждать бесконечно и приводить аналогии как с другими операми, так и с музыкальными (и не только музыкальными) произведениями иных жанров: можно припомнить, как авторы меняли финалы и даже всю компоновку крупных своих произведений, когда понимали, что логика развития должна обрести другую форму или что финал должен был иным.
Вообще, поразительно, как это всё может впечатлять сегодня ! Я даже не ожидал такого эффекта от "Бориса Годунова", хотя, конечно, всегда понимал, что не режиссёрскими "актуализациями" сильна опера и не режиссёрским же ВНЕШНИМ погружением в сегодняшний день через банальное копирование знакомых зрителю атрибутов и идеологии сегодняшнего дня и т.п. И вот этот возрождённый спектакль как раз очень хорошо демонстрирует на примере ДАВНЕЙ истории аналогии с историей современной, которую мы прожили и в которой мы сегодня живём. Этот спектакль очень хорошо доказывает, что можно режиссёрски вполне внятно, мощно и убедительно НА ЛЮБОМ материале, не перенося его безо всякой нужды в другую эпоху и не адаптируя к современной ситуации, продемонстрировать все те же идеи, которые волновали и Пушкина, и Мусоргского, и тогдашних и будущих правителей России вплоть до сегодняшних дней. Удивительно (по духу) современно выглядит толпа оборванцев, выкатывающаяся на сцену за Юродивым и столь же дружно впоследствии убегающая. Потрясающее впечатление производит сцена, в которой народ, слепо следуя за Самозванцем, впускает вместе с ним на Русь и ставит над собой поляков-оккупантов, в своей ненависти к Борису, умело раздуваемой его врагами, не осознавая или не желая осознать, что он, народ, является орудием в руках авантюристов - поразительная аналогия с 80-90-ми гг. ХХ века ! Мне вспомнилась на этом места фраза, сказанная о нас одним прибалтом: "Мне жаль россиян, их страна им не принадлежит". А что, разве сегодня наша страна принадлежит её народу ?
Когда в сцене у фонтана был явлен настоящий фонтан, в публике это вызвало восторг, хотя, казалось бы, чем можно удивить сегодняшних посетителей всевозможных шоу ?? И всё же живой фонтан, живая лошадь на сцене – всё это, конечно, продолжает производить впечатление в сегодняшнем оперном театре, разрушая границу между сценической фантастикой и реальностью окружающего мира. Единственное что, мне не понравилось в этой сцене выключение фонтана задолго до конца этой картины, потому что иначе его, видимо, не успели бы демонтировать перед следующей картиной (как мне сказали те, кто сидел на ярусе и видел фонтан сверху, его демонтировали какие-то гастарбайтеры :)) ), а также чтобы он не мешал дуэту Самозванца и Марины. Но в художественном отношении решение о досрочной ликвидации фонтана ошибочно, т.к. образ фонтана и словно бы шум струящейся воды и её лёгкая пыль не исчезают из музыки до самого завершения свидания Самозванца и Марины. Вот так сама музыка подсказывает правильное сценическое решение.
Размах оперы грандиозен – спектакль закончился примерно в 23.30, как будто это был Вагнер по продолжительности ! А слушалось и смотрелось всё на одном дыхании.

В перерывах я рассматривал театр, оценивал, какое впечатление он производит после ремонта. Я остался недоволен: хотя зрительный зал сделан хорошо, но везде за пределами зала я обнаружил какой-то евроремонт. Я не узнавал тот театр, который знал всю жизнь: театр стал другим, и я не верю, что это "другое" обрело какие-то "исторические " черты давно минувшей эпохи. Ничего похожего. Как я оцениваю на глаз, Большой театр стал ещё менее похож сам на себя 100-летней и ещё большей давности. В своё время ругали коммунистов, что они там всё перестроили и перекрасили, но то, что сделали теперь, не похоже ни на то, что осталось после большевиков, ни на то, что было до них.
Но слава богу, акустика, вроде, хороша ! Нужно, конечно, побегать по театру и оценить слышимость в разных точках зала, но в партере и на нижних ярусах слышно отлично.

В общем, на возрождённого "Бориса Годунова" в Большой театр ходить можно и НУЖНО !
Хочу поблагодарить всех, что это чудо возродил и сохранил, словно музейную драгоценность, которая чем старше, тем всё более ценной становится.
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2011, 17:33:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #2 : Декабрь 02, 2011, 17:36:50 »
Возвращение "Бориса Годунова" на сцену Большого встретили с восторгом

http://ria.ru/culture/20111202/504105050.html

03:21 02/12/2011

МОСКВА, 2 дек - РИА Новости, Наталия Курова. Легендарный спектакль "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в постановке 1948 года привлек необычайно много посетителей на свое триумфальное возвращение. Зрители до отказа заполнили историческое здание Большого театра, где 1 декабря произошло это знаменательное событие. Главный оперный шедевр "большого стиля" - первый из знаменитых больших спектаклей театра, вернувшихся после реконструкции на родную сцену.

Среди зрителей были и те, кто видел эту легендарную постановку еще до реконструкции, и предвкушали радость встречи с прекрасными декорациями и костюмами Федоровского, и те, кто только слышал об этой постановке и мечтал убедиться воочию в величие и красоте оперного спектакля, созданного Николаем Головановым, Леонидом Баратовым, Федором Федоровским и Леонидом Лавровским.

Хотя современный зритель не привык к многочасовым представлениям, за четыре с половиной часа, что длится опера "Борис Годунов", никто не ушел, и каждую новую картину встречали и провожали аплодисментами.

Нынешний спектакль особенный - он посвящен юбилею народной артистки России, солистки Большого театра Валентине Левко, на сцене которого она пела более 20 лет. Об этом было объявлено перед началом представления, и в зале раздались аплодисменты, зрители приветствовали знаменитую певицу, которая сидела в директорской ложе, где глава Большого театра Анатолий Иксанов вручил ей цветы.

"Я впервые после реконструкции пришла в Большой, и мне все нравится, - сказала в интервью РИА Новости Валентина Левко. - Здесь я отмечаю уже второй свой юбилей, что очень приятно. Еще не посмотрела "Руслана и Людмилу", оперу, в которой состоялся мой дебют в Большом в 1959 году. А в "Борисе Годунове" пела партию "хозяйки корчмы" в этой же постановке в 1966 году. Я довольна тем, что увидела и услышала: декорации и костюмы превосходны, хороший оркестр, отменный хор, большой молодец Михаил Казаков в роли царя Бориса. Замечательная акустика, что необычайно важно, особенно для музыкального театра. Возвращение на историческую сцену "Бориса Годунова" - это потрясающее событие, которого мы давно ждали. Большой театр возрождается".
Декорации и костюмы Федоровского впервые европейская публика увидела и восхитилась ими еще во время дягилевских "Русских сезонов". Ученик выдающихся наставников - Врубеля, Коровина, Серова, он посвятил много лет жизни и сил Большому театру, где создал ряд оперных и балетных спектаклей. Но все-таки самым главным для художника стал именно "Борис Годунов", где Федоровский выразил всю свою любовь и уважение к России, ее традициям, ее истории. На сцене оживают картины Соборной площади Кремля, храма Василия Блаженого, Новодевичьего монастыря. Одна картина сменяет другую: зритель попадает в келью Пимена в Чудовом монастыре, а затем в покои царя Бориса, видит роскошный польский дворец в знаменитой сцене встречи у фонтана Марины Мнишек и Самозванца.

В спектакле вместе с хором занято около 400 человек, и у каждого свой индивидуальный костюм. Как рассказала РИА Новости художник по восстановлению костюмов Елена Зайцева, подготавливать костюмы начали еще до начала реконструкции театра. И уже успели показать их в Лондоне, где в 2006 году Большой представил с огромным успехом "Бориса Годунова".

"Мы восстанавливали все точно по образцам и эскизам Федоровского, стараясь как можно ближе быть к замыслу художника, сохранить стиль исторической достоверности, который он исповедовал. И следуя его завещанию, создавать каждый костюм с учетом индивидуальности персонажа и индивидуальности каждого исполнителя. Мы использовались настоящие дорогие ткани: шелка, бархат, парчу, причем все костюмы создавались вручную с уникальной авторской вышивкой и росписью"
Вся эта красота предстала перед зрителями сегодня в спектакле. Не подвела и техника Основной сцены, которая еще проходит непростой период апробации и настройки. Все прошло, как говорят в штатном режиме, и даже живая белая лошадь, на которой выезжал на сцену Самозванец, вела себя достойно, как бы сознавая ответственность и торжественность момента.

По завершении спектакля зрители аплодировали, кричали браво, и долго не отпускали артистов, благодаря за доставленное наслаждение высоким искусством.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #3 : Декабрь 02, 2011, 17:38:27 »
Да, действительно, я забыл сказать, что перед началом спектакля ложу перед сценой ярко осветили - оттуда приветствовала слушателей легендарная Валентина Левко.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #4 : Декабрь 02, 2011, 20:04:36 »
Ну, наконец-то, ревнители традиционных постновок могут успокоиться, надо было этим историческим спектаклем и открывать театр.  А интересно, какая группа работала над ним?  Костюмы и декорации, понятно. восстановили по эскизам, а как насчет сценографии? И кого, кроме М. Казакова можно выделить в этом спетакле.
По поводу евроремонта я согласна, внешние помещения, холлы, коридоры, Белый зал и пр стали неузнаваемыми и совсем не напоминают то, что было до реконструкции. Но и было ведь сплошное убожество, особенно старый тесный буфет и некоторые др.помещения.  При восстановлении Белого зала видно, что пошли по пути наименьшей стоимости работ.  А вот буфет отгрохали шикарный -на последнем этаже, почти на всю площадь этажа и очередей почти нет.
Я бы тоже пошла на БГ, только надоело у спекулянтов покупать билеты. А интересно, как вы, Predlogoff, достали билет в Большой? И кто нибудь знает, как теперь протекает продажа билетов по паспортам?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #5 : Декабрь 02, 2011, 20:54:07 »
Как жаль уважаемый Predlogoff, что Вы были на первом показе :(
Меня же  второй состав интересует-очень , очень!
На Классике есть счастливцы, которым удалось побывать на генеральной  репетиции второго состава -отзывы превосходные!
Исполнение Белосельского потрясло :D
Я бы тоже пошла на БГ, только надоело у спекулянтов покупать билеты.  И кто нибудь знает, как теперь протекает продажа билетов по паспортам?
Одни и те же вопросы  у всех  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #6 : Декабрь 02, 2011, 23:48:00 »
Как жаль уважаемый Predlogoff, что Вы были на первом показе :(
Меня же  второй состав интересует-очень , очень!

:)) А я и на 2-м побывал только что.
Но мне любопытно, что другие посетители напишут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #7 : Декабрь 02, 2011, 23:49:53 »
По поводу евроремонта я согласна, внешние помещения, холлы, коридоры, Белый зал и пр стали неузнаваемыми и совсем не напоминают то, что было до реконструкции. Но и было ведь сплошное убожество, особенно старый тесный буфет и некоторые др.помещения

:))))))) Театр всё же начинается не с буфета, а с вешалки, как известно !
Зато теперь я знаю, что вас больше всего интересует в опере ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #8 : Декабрь 02, 2011, 23:58:36 »
Ну, наконец-то, ревнители традиционных постновок могут успокоиться, надо было этим историческим спектаклем и открывать театр

Понимаете ли вы, дорогая lorina, смысл слова "намолено" ?
Если такие исполнения, такие постановки и такие артисты, которые вошли в историю наравне с самим произведением. К примеру, царя Бориса нельзя будет оторвать от Шаляпина, Юродивого - от Козловского, Марину - от Максаковой и Архиповой и т.д., можно дальше перечислять.
То же самое можно сказать и о художественном оформлении, и о режиссуре. Я понимаю, что какой-нибудь ничтожный Черняков считает себя, любимого, вправе топать любые традиции, но большинство публики за ним этого права не признаёт и НИКОГДА не признает ! Он вторичен по своей сущности, по складу ума, потому что он - попугайничает или обезьянничает вослед за прогнившей и окончательно уже сходящей с ума Европой. Те, кто этого не видит - или слепцы, или вымучивают из себя толерантность, ну или "раба по капле выдавливают" принародно, чтобы все видели - им лучше знать.
А то, что я видел 2 дня подряд - ЭТО НАШЕ ! "Чернозёмное", если применить словечко Мусоргского.
Я вижу, многим этого никогда не понять, т.к. они - отрезанный ломоть.
А спектаклю этому суждена вечная жизнь, как и самой музыке оперы, самой её идее, пока существует Россия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #9 : Декабрь 03, 2011, 00:08:24 »
Но мне любопытно, что другие посетители напишут.
А были ли другие? А вдруг не напишут?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #10 : Декабрь 03, 2011, 00:11:57 »
Но мне любопытно, что другие посетители напишут.
А были ли другие? А вдруг не напишут?

:)) Коли не напишут, тогда я напишу !
Оба состава заслуживают внимания в различных своих частях.
 
----------------------
1 декабря 2011
----------------------

Дирижер   Павел Сорокин

Борис Годунов - Михаил Казаков
Ксения, его дочь - Алина Яровая
Федор, его сын - Елена Новак
Мамка Ксении - Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский - Максим Пастер
Андрей Щелкалов, думный дьяк - Андрей Григорьев
Пимен, летописец-отшельник - Александр Науменко
Самозванец под именем Григория - Виталий Таращенко
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы - Елена Манистина
Варлаам, бродяга - Валерий Гильманов
Мисаил, бродяга - Юрий Маркелов
Хозяйка корчмы - Татьяна Ерастова
Юродивый - Марат Гали (Галиахметов)
Никитич, пристав - Владимир Красов
Митюха, крестьянин - Александр Короткий
Две бабы - Надежда Карязина, Ирина Удалова


----------------------
2 декабря 2011
----------------------

Дирижер - Павел Сорокин

Борис Годунов - Дмитрий Белосельский
Ксения, его дочь  -  Алина Яровая
Федор, его сын  - Александра Кадурина
Мамка Ксении  -  Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский  -  Михаил Губский
Андрей Щелкалов, думный дьяк  -  Алексей Лавров
Пимен, летописец-отшельник  -  Алексей Тихомиров
Самозванец под именем Григория  -  Роман Муравицкий
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы  -  Елена Жидкова
Варлаам, бродяга  -  Вячеслав Почапский
Мисаил, бродяга  -  Вадим Тихонов
Хозяйка корчмы  -  Александра Дурсенева
Юродивый  -  Станислав Мостовой
Никитич, пристав  -  Григорий Шкарупа
Митюха, крестьянин  -  Николай Казанский
Две бабы  -  Надежда Карязина, Ирина Удалова
« Последнее редактирование: Декабрь 04, 2011, 19:14:53 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #11 : Декабрь 03, 2011, 00:33:12 »
Да, я забыл попросить: если в интернете появятся ссылки на какие-либо технические видеозаписи спектакля, прошу сообщить и разместить. Насколько я понял, никаких "художественных" видеозаписей пока не производилось, а такой спектакль недостаточно просто слышать, его необходимо видеть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #12 : Декабрь 03, 2011, 02:13:29 »
Вот так фокус! Впечатлившись рецензией ув.Predlogoffа, я решила забронировать себе по-честному, без перекупщиков, 2 билета по паспорту. Зашла на сайт БТ и решила, что по позднему времени у меня двоится в глазах! Смотрю - в репертуаре 2 оперы "Борис Годунов" -одна в 4 действиях, другая - в 5-ти. И обе в репертуаре. Оказывается, с марта можно будет пойти на возобновленную постановку 1871 года.
Так что вопрос, как и куда записываться, еще более усложнился!  :D :D
Пойду обратно на сайт за подробностями.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #13 : Декабрь 03, 2011, 02:40:49 »
2 оперы "Борис Годунов" -одна в 4 действиях, другая - в 5-ти. И обе в репертуаре. Оказывается, с марта можно будет пойти на возобновленную постановку 1871 года.
Так что вопрос, как и куда записываться, еще более усложнился!  :D :D

Считаю маловероятным, что в более ранней постановке будут петь те же заглавные артисты, что задействованы в головановско-баратовской - отличия там весьма существенные, и солисты могут запутаться.
Кстати, Гергиев давным-давно уже записал обе авторские редакции и даже в авторской оркестровке. Мусоргский был, быть может, недостаточно оркестрово-технически оснащён и подготовлен, но отказать ему в своеобразном слышании оркестра и его тембров никак нельзя. Всё же Римский-Корсаков как дитя уже вагнеровской и поствагнеровской эпохи очень сильно симфонизировал оркестровую ткань, более простую у Мусоргского. Зато у Мусоргского она не мешает петь, если иметь в виду её меньшую плотность, но она и не помогает петь, потому что певец редко встречает хорошую тематическую опору в оркестре и должен вести свою партию сам, вплетая её в оркестровую ткань как дополнение и развитие общей музыкальной картины. В этом плане Римский-Корсаков считал себя - да и был по существу ! - гораздо более умелым технарём, чем Мусоргский, он писал более технично и удобно в профессиональном плане, но он имел совершенно другие звуковые идеи и исповедовал другие принципы взаимодействия певцов и оркестра, не говоря уже о том, что он взлелеял свой мелодико-гармонический мир, гораздо более приглаженный, чем колючий и суровый мир Мусоргского. По сути Р-К был не только редактором и оркестровщиком, но и соавтором опер Мусоргского.
« Последнее редактирование: Декабрь 03, 2011, 02:58:06 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #14 : Декабрь 03, 2011, 03:00:59 »
Вот так фокус! ...
Оказывается, с марта можно будет пойти на возобновленную постановку 1871 года.

Боюсь, что Ваш пост, уважаемая Passer-by, может вызвать недопонимание. Скорей всего, Вы имели в виду не постановку, а редакцию1871 г,  Что же касается самой постановки, то она не такая древняя. Ставил эту версию "Бориса Годунова" в 2007 г. Александр Сокуров Да, действительно, Большой театр решил иметь в репертуаре оба варианта БГ. Что касается возможности участия солистов в двух разных спектаклях, не берусь судить, насколько это трудно, но твердо помню, что Казаков пел Бориса на премьере спектакля Сокурова. Он же поет и в постановке Баратова. Значит, это возможно.

Кстати, помнится, в разгар скандальной дискуссии по поводу премьеры черняковского "Евгения Онегина" раздавались уверения в том, что БТ после открытия исторической сцены будет держать в репертуаре две версии ЕО. Может быть, со временем и вернется на сцену "настоящий Онегин" :).

По ассоциации вспомнил, что шли на сцене БТ одновременно два варианта "Лебединого Озера" (в разных хореографиях). Впрочем, это совсем другая история...

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #15 : Декабрь 03, 2011, 12:14:26 »
Цитата от tol:
Цитировать
Скорей всего, Вы имели в виду не постановку, а редакцию1871 г
Конечно, спасибо. 

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #16 : Декабрь 03, 2011, 12:27:26 »
Вот, нашла на сайте БТ:
"В возобновлении спектакля приняли участие музыкальный руководитель театра Василий Синайский, маэстро Павел Сорокин, режиссер Игорь Ушаков, художники Алена Пикалова, Елена Зайцева и балетмейстер Екатерина Миронова."
И все-таки меня интересует вопрос сценографии -каким образом ее восстанавливали -есть какие-то записи, или видеосъемки?
Не так давно смотрела по ТВ-Культуре фильм-оперу "Борис Годунов" постановки БТ 1954 г (Пирогов, Ханаев, Нэлепп,Михайлов, Козловский...),  не та ли это  постановка (в каких-то моментах)?

:))))))) Театр всё же начинается не с буфета, а с вешалки, как известно !
Зато теперь я знаю, что вас больше всего интересует в опере ! :))
Ничего подобного,  просто моей сестре захотелось выпить чашечку кофе, поэтому мы поднялись по лестнице на самый  верхний этаж (а на лифт не пробьешься). Я, напротив, считаю себя автором уникальной(!) методики поддержания фигуры  в форме- ходить 3-4 раза в неделю   на концерты и театры и с гордым видом проходить мимо буфетов  ;)

А коллегу  Predlogoff'a  новые правила приобретения билетов в БТ http://www.bolshoi.ru/visit/buying/, как видно, совсем не касаются ;)))
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 285
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #17 : Декабрь 03, 2011, 12:37:54 »
Ну, наконец-то, ревнители традиционных постновок могут успокоиться, надо было этим историческим спектаклем и открывать театр


попугайничает или обезьянничает вослед за прогнившей и окончательно уже сходящей с ума Европой.  вымучивают из себя толерантность
Я вижу, многим этого никогда не понять, т.к. они - отрезанный ломоть.

Я вижу,например,что Вам г-н Предлогофф как то не понять,что существуют любители оперы,принимающие и "классику" и "авангард".(условно говоря).Я ,хоть убей,не понимаю,почему непременно нужно любить что то одно, полностью отрицая  другое. :o К "попугайничанию",как Вы изволили выразится,это не имеет никакого отношения.Разные эстетики могут быть привлекательны,а не толька та,которую Вы считаете обязательной.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #18 : Декабрь 03, 2011, 14:11:02 »
Что касается возможности участия солистов в двух разных спектаклях, не берусь судить, насколько это трудно, но твердо помню, что Казаков пел Бориса на премьере спектакля Сокурова. Он же поет и в постановке Баратова. Значит, это возможно.

Тогда я могу высказать предположение, что эта "ранняя редакция" была получена путём чисто механического урезания более поздней. Иначе придётся допустить мысль, что певцы выучили одну и ту же свою партию в двух вариантах. При всём уважении я не готов это даже предположить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #19 : Декабрь 03, 2011, 14:19:10 »
Вам г-н Предлогофф как то не понять,что существуют любители оперы,принимающие и "классику" и "авангард".(условно говоря).Я ,хоть убей,не понимаю,почему непременно нужно любить что то одно, полностью отрицая  другое

Я уже несколько подустал разъяснять мою позицию, но не поленюсь сделать это ещё раз ! :))
Я вовсе не против новых постановочных решений и разных там "новых идей" - ради бога ! - я просто считаю, что всему своё место. В имперском Большом театре должны иметь место имперские же традиционные постановки, а этому его назначению прекрасно соответствуют дошедшие до нас постановки сталинских времён, которые тоже были, без сомнения, имперскими. Понимаете ? Несколько воплощений Российской империи - в том числе и советское её воплощение - сошлись в своём вИдении подобных произведений.
Если Большой театр является государственным и не превратился ещё в частную лавочку, то извольте своими постановками соответствовать и слову "академический", и слову "государственный".
Кто-то недоволен ? Скатертью дорожка в любой частный театр - и там на свои денежки и на денежки спонсоров ставьте, что угодно !
А в Большом извольте соответствовать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #20 : Декабрь 03, 2011, 19:17:25 »
     На сайте БТ открыта продажа билетов через Интернет! Выбор, правда, небольшой, но администрация обещает
увеличить количество продаваемых таким образом билетов. Сама процедура довольно проста: необходимо
зарегистрироваться на сайте БТ, найти в "АФИШЕ" нужный спектакль, выбрать места, перенести в "корзину" и
оплатить банковской карточкой, потом распечатать квитанцию и в ЛЮБОЙ день до начала спектакля получить
по этой квитанции оплаченные билеты. На один спектакль можно приобрести не более 2-х билетов.
Я таким образом оплатила билеты на "Бориса Годунова" 8 февраля. Посмотрим, как меня встретят в кассе. :D

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #21 : Декабрь 03, 2011, 20:24:47 »
Что касается возможности участия солистов в двух разных спектаклях, не берусь судить, насколько это трудно, но твердо помню, что Казаков пел Бориса на премьере спектакля Сокурова. Он же поет и в постановке Баратова. Значит, это возможно.

Тогда я могу высказать предположение, что эта "ранняя редакция" была получена путём чисто механического урезания более поздней. Иначе придётся допустить мысль, что певцы выучили одну и ту же свою партию в двух вариантах. При всём уважении я не готов это даже предположить.

Думаю, что все несколько облегчается тем, что различия между редакциями состоят в различных купюрах и различном порядке следования картин. Главное же различие (если говорить именно об известных редакциях БГ) проявляется в оркестровке. Это, разумеется, очень существенно, но все же не создает для певцов непреодолимых преград (поют же они одни и те же произведения в одном случае под оркестр, а в  другом - под рояль). Случаи, когда певец поет Бориса в разных редакциях - не такая уж редкость. Объясняется это главным образом тем, что оперные театры бывшего СССР чаще всего ставили позднюю редакцию, тогда как за рубежом обычно предпочитали так называемую авторскую редакцию (хотя часто, то, что ставили, лишь с оговоркой можно считать буквально авторской редакцией).

Кстати, в этом отношении судьба "БГ" не так уж уникальна. Взять, хотя бы "Дон Карлоса" с различными редакциями, довольно сильно отличающимися друг от друга.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #22 : Декабрь 03, 2011, 23:59:37 »
Вот первые отзывы! Долго спит Москва :D Или все уже это видели?
http://www.proza.ru/2011/12/03/1069
Первое, отчего просто захватывает дух, как только открывается занавес, это великолепие декораций, представляющих старинный вид Красной площади, и не меньшее – костюмов. Причем декорации не демонстративно-помпезны, как этого можно было ожидать, они истинно художественны, сочетание красок создает настроение тревоги, настроение грядущей трагедии.  Хор, который в этом произведении Мусоргского еще современниками его признавался  главным действующим лицом, в прологе производит не очень радостное впечатление: слишком громок звук, слишком резко меняется он от слишком высокого к низкому. Некоторая несогласованность.
 Но начинается следующая картина, и Пимен (Алексей Тихомиров) производит благоприятное впечатление.  Отлично звучит хор за сценой.
    «В корчме» отлично смотрелась хозяйка (Александра Дурсенева), не только как певица, но и благодаря актерской игре (как она кокетничает с самозванцем, просто прелесть. Фактически, она вытягивает его роль, показывая привлекательность этого героя, некое присущее ему «обаяние зла», без которого он, может быть, и не преуспел бы. Сам Самозванец (Роман Муравицкий) – ни рыба, ни мясо, ни игры, (даже знаменитый эпизод с Варлаамом, когда он «читает» приметы Отрепьева выглядит вяло), ни пения: голос гуляет от верхних до нижних нот бессистемно,  силы и выразительности нет.
 Жаль, что Варлаам (Вячеслав Почапский) отлично справившийся с комедийной составляющей роли, «не вытянул» «Как во городе да во Казани» - один из самых выдающихся музыкальных номеров оперы. Прозвучало вяло и неинтересно. Правда, артист немолод, и, наверное, это объяснимо.
 В «польской» сцене совершенно великолепен танец: много участников, дымы все в одинаковом, в белом, мужчины  - в разных костюмах. Хоть это совершенно нежизненно, но зрелищно.
 Сцену «у фонтана» вытянула Марина Мнишек (Елена Жидкова), а Самозванец опять был «никакой».
  Но вот и ключевая сцена, где царь Борис  (Дмитрий Белосельский) вначале общается с семейством, затем с Шуйским, затем предается покаянным переживаниям.  Артист провел ее просто потрясающе: забываешь о том, что смотришь оперный спектакль и воспринимаешь происходящее на сцене как высокую драму! Нежность к детям, тревоги об их будущем, проницательность правителя, отлично знающего козни Шуйского, но не имеющего возможности без него обойтись, и финальное  -«чур» - обращенное к призраку царевича Дмитрия, - все согласованно, сыграно. И еще великолепное пение!
 В сцене «под Кромами» хор уже на высоте. Самозванец на настоящей лошади и в синем плаще: сразу становится ясно, что это чуждая сила.
    Действие снова возвращается в Москву. Юродивый хорош, и пение, и игра, а в особенности хороша сцена, где народ, сперва просящий хлеба у царя и получающий в ответ только обещания, отворачивается от властителя и обращается мольбы к Юродивому. Финал ее: Юродивый – последняя надежда, возвышающийся над коленопреклоненным и протягивающим к нему руки народом,  - столь символичен, столь современен, что даже не хочется об этом говорить. Застывшая каритны всеобщей мольбы Богу. Фреска. Поворот истории: вчера народ рукоплескал Борису, сегодня тот же народ видит в нем причины всех бед. Вообще в спектакле несколько таких сцен, когда хор застывает в довольно трудной для исполнителей статичной позе. Что-то в этой постановочной детали есть, какое-то ощущение «застывшего» мгновения истории.
      Сцена смерти царя - финальная. Здесь главный – исполнитель роли Бориса, на нем держится драматизм. Непосредственно смерть Бориса представлена «по-оперному», с излишеством движений, падение по ступенькам,  перекатывания, как в сценическом бою,  смотрятся плохо, да и оперный артист все же не каскадер. Но это мелочи, игра актера ( в программке указано – первое выступление) , пение – на высоком уровне.
 Хороша с мизансцена, где внимание зрителей переходит к Шуйскому (Михаил Губский). Артист  убедителен и в других сценах, так ведет свою роль, такая игра голоса, что его коварство зрителю явственно ощутимо. И здесь великолепно сыгран драматический эпизод:  царевич подходит к опустевшему трону, а Шуйский веско кладет руку на подлокотник, давая понять, что у наследника нет прав на царство.  Царевич падает на тело отца, и спектакль завершается с настроением тревоги, грядущего смутного времени.
   Удивительно, что опера не оставила у меня ни малейшего ощущения музейности, «нафталина». Живые страницы истории, практически полностью понятные речитативы и арии, - все это вызывает настоящий эмоциональный отклик. Так что опере для того, чтобы владеть сердцами зрителей, не так уж нужны «мобильники и стриптиз» на сцене, а нужны: достойное оформление, хорошее пение, умение артистов раскрыть драматический сюжет и характеры.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #24 : Декабрь 04, 2011, 15:50:07 »
По составу на 2 дек. мне очень понравились Губский и Кадурина. Дурсенева мне показалась никакой. Тихомиров не убедил, а Почапский не зацепил. А вообще я в эйфории от счастья. А мое отношение к Роме разделила белая лошадка, которая, как только он запел, попыталась тихонько увезти его за кулисы. Жаль, не дали.
 Я поговорила со спекулянтами по душам насчет их будущего. Удостоверили, что все в порядке, все продумано, и они ничего не потеряют. И гордо добавили, что их сервис нужен людям, а потому вечен как левый извоз.