Автор Тема: «Борис Годунов» Мусоргского в Большом театре  (Прочитано 43567 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #25 : Декабрь 04, 2011, 16:57:31 »
Я поговорила со спекулянтами по душам насчет их будущего. Удостоверили, что все в порядке, все продумано, и они ничего не потеряют. И гордо добавили, что их сервис нужен людям, а потому вечен как левый извоз

Да, их ненавязчивый сервис будет нужен до тех пор, пока продажи билетов будут включать в себя простаивание в очередях и общение с тупящими кассиршами.
Вообще, с этим надо что-то решать: достало уже до крайности. Получается какая-то ерунда: даже если в кассах есть билеты, то купить их перед началом спектакля практически невозможно, потому что это так медленно, что хоть вешайся, а если выкупать или даже просто получать ранее заказанное по другим каналам, то всё равно нужно идти к ним на поклон.
Я полагаю, необходимо внедрять нечто вроде электронных билетов на пассажирских перевозках и чтобы билеты выдавались специальными автоматами, чтобы и выбор места, и платежи, и получение электронных билетов было полностью автоматическим. Если же хоть где-нибудь на этом "светлом пути" опять будет сидеть кассирша, то дело погибнет на корню.
Естественно, регистрация д.б. по паспортным данным, с паролем и т.п. Более того, можно даже штрихкод получить, распечатать, а к автомату прийти и лишь прислонить к датчику. В этом случае и спекулянтов можно будет ловить по повторяющимся паспортным данным.
И я продолжаю настаивать на том, чтобы все билеты были именными и чтобы, как минимум, фамилия распечатывалась прямо на билете - и впускать в театр лишь при совпадении данных. Другого выхода я не вижу, половинчатые меры ничего не дадут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #26 : Декабрь 04, 2011, 17:04:54 »
По составу на 2 дек. мне очень понравились Губский и Кадурина. Дурсенева мне показалась никакой. Тихомиров не убедил, а Почапский не зацепил. А вообще я в эйфории от счастья. А мое отношение к Роме разделила белая лошадка, которая, как только он запел, попыталась тихонько увезти его за кулисы. Жаль, не дали

Да, Самозванцы были плохи в обоих составах. Между нами говоря, Марину тоже предпочёл бы послушать в исполнении одной лишь Манистиной.
А Белосельский что же ?? Вы о нём ничего не сказали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #27 : Декабрь 04, 2011, 17:07:18 »
А Белосельский что же ?? Вы о нём ничего не сказали.

Нашёл ! :)

Первым делом, спасибо всем, кто уговорил меня пойти на спектакль.
Это триумф, полный и безоговорочный!
Я Белосельского последний раз видела в театре на его самых первых дебютах. Теперь это совсем другой артист, уверенный, органичный, умеющий держать зал. Появилась какая-то новая пластика, очень яркие краски. Спектакль, по моему ощущению , по-настоящему начался, когда Белосельский во втором акте вышел на сцену. Публика наконец затихла и начала внимать. А я через 5 минут забыла, что на сцене Белосельский, и начала сопереживать герою. А потом не только простила того урода в трениках, который продал мне билет за 3 цены, но даже почувствовала к нему благодарность.
Особенно выразительны у Дмитрия молитвенные  фрагменты партии Бориса. Голосом и интонацией владеет в совершенстве.
А когда он вышел на поклонах, зал буквально взорвался аплодисментами и взвыл.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #28 : Декабрь 04, 2011, 20:23:59 »
... различия между редакциями состоят в различных купюрах и различном порядке следования картин. Главное же различие (если говорить именно об известных редакциях БГ) проявляется в оркестровке. Это, разумеется, очень существенно, но все же не создает для певцов непреодолимых преград

Отнюдь не только в оркестровке ! Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть в ноты или послушать записи.
Но есть и свидетельства самих певцов, которые меня удивили парадоксальностью своих высказываний:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5529.msg70149#msg70149

Цитата:
----------------------------------
Сейчас на историческую сцену Большого театра возвращается версия 1948 года с оркестровкой Римского-Корсакова. А на Новой сцене в 2007 году постановка опиралась на вторую авторскую версию Мусоргского. Любопытно, что партии и в той, и в другой партитурах исполняли одни и те же солисты.

Например, исполнитель партии Шуйского Максим Пастер, участник многих зарубежных постановок и обеих в Большом театре, признался, что попадал порой в казусные ситуации, когда в памяти фрагменты разных редакций вдруг непроизвольно смешивались. О том, какая музыкальная партитура ближе ему по духу, Максим Пастер рассказал в интервью "Голосу России":

"Наверно, Римский-Корсаков. Хотя по накалу и драматизму больше, наверное, все-таки редакция, которая была поставлена в 2006 году. Она, конечно, сложнее по исполнительству, потому что весь оркестр написан в середине диапазона, и его надо пробивать. Здесь писал Римский-Корсаков, гениальный мастер оркестровки, который сделал настолько прозрачную оркестровку, она очень свежо и светло звучит, и через оркестр это все спокойно поется. За границей очень любят ламовскую редакцию. Единственное, что я не спел, это редакцию Шостаковича. А так я все спел".
---------------------
(конец цитаты)

Что смешиваются редакции, это и впрямь очень "опасно" в живом спектакле ! Это то, о чём я говорил, и вряд ли следует приветствовать такую "многостаночную" работу. Но певец удивил меня не этим, а рассуждениями об оркестровке Мусоргского и Римского-Корсакова. Он утверждает, что авторскую оркестровку "труднее пробить".
Ха-ха, вот те раз ! Она как раз намного "беднее" всех "соавторских" редакций. Разумеется, "беднее", если её сравнивать с тем, как оркестровали тогда же в Европе и тогда же, а тем более, позднее в России. Другое дело, что авторская оркестровка не дублирует вокальные партии и даёт мало опоры певцу, в результате чего трудность не в том, чтобы "пробивать" оркестровку как таковую, а в том, что певец вынужден проводить индивидуальную канву своей партии, которая идёт наравне со всем остальным оркестровым музыкальным материалом и идёт именно от солиста, почти не имея в оркестре опоры. В этом смысле петь под авторский оркестр сложнее, это факт !
Но хорошо ли, переоркестровывая, отступать от авторского способа музыкального мышления ? Ведь это и впрямь уже получается не "оркестровка", а соавторство в полном смысле этого слова. Я считаю, что это ныне недопустимо и что вообще не должно существовать никаких "оркестровок", кроме авторской. Ни Асафьева, ни Ламма, ни Шостаковича, ни даже, прости господи, Римского-Корсакова. В этом вопросе я радикал, хотя, конечно, послушать интересно любой вариант, тем более, что мы, слушатели, на выбор варианта никак повлиять не можем ! :))
« Последнее редактирование: Декабрь 04, 2011, 20:35:30 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #29 : Декабрь 04, 2011, 22:03:15 »
Но хорошо ли, переоркестровывая, отступать от авторского способа музыкального мышления ? Ведь это и впрямь уже получается не "оркестровка", а соавторство в полном смысле этого слова. Я считаю, что это ныне недопустимо и что вообще не должно существовать никаких "оркестровок", кроме авторской. Ни Асафьева, ни Ламма, ни Шостаковича, ни даже, прости господи, Римского-Корсакова. В этом вопросе я радикал
А ведь  действительно,  какой-то чудовищный перекос получается - все шумят по поводу  изменения костюмов, декораций, сценографии, времени действия и пр., а принятая испокон веков манера   переделывать, дополнять,  урезать,   "улучшать", а фактичеси искажать   первооснову оперного спектакля -музыку автора, никого не колышит. Здесь дело, наверно,  не в  вашей радикальности,Predlogoff, а в том, что большинству людей  оперный спектакль дается прежде всего в зрительных впечатлениях, а не в слуховых.  А во 2-х, в музыкальном материале разобраться на порядок  сложней, нежели в том, что анализируется органами зрения.
...хотя, конечно, послушать интересно любой вариант, тем более, что мы, слушатели, на выбор варианта никак повлиять не можем ! )
Что-то здесь вы далеко уходите от своего "радикализма" ;)
А посмотреть новую постановку, новые костюмы не интересно7 тем более, что мы, зрители, на выбор варианта никак повлиять не можем...
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #30 : Декабрь 05, 2011, 00:18:31 »
...хотя, конечно, послушать интересно любой вариант, тем более, что мы, слушатели, на выбор варианта никак повлиять не можем ! )
Что-то здесь вы далеко уходите от своего "радикализма" ;)
А посмотреть новую постановку, новые костюмы не интересно7 тем более, что мы, зрители, на выбор варианта никак повлиять не можем...

Куда это я ухожу ?
Я имею в виду, что выбор редакции и даже оркестровки определяется вкусами профессионалов, и тут уж мы вряд ли можем что-то сделать, как не можем и заставить певцов петь лучше, а вот влиять на постановочные тенденции мы можем вполне, потому что для того, чтобы сообразить, соответствует ли смысл постановки смыслу музыки и насколько она с нею сочетается, не требуется быть семи пядей во лбу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #31 : Декабрь 05, 2011, 19:27:49 »
У меня спрашивают, какой из составов был лучше - 1 или 2 декабря ! :)
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что не на одном лишь Борисе держится весь спектакль. Хорош был Губский - и вокально, и в плане образа: такой хитрый, вкрадчивый, скользкий. Певец всё это показал великолепно и вокально, и внешне.
Марина была определённо лучше у Манистиной. Самозванец был плох в обоих составах, поэтому не берусь обсуждать, в каком хуже.
Конечно, наиболее радикальные отличия наблюдались в исполнении партии Бориса Казаковым и Белосельским. Казаков всё больше налегал на внешне-драматические моменты, форсировал, не избегал и прямого крика и, как мне показалось, при этом сильно переигрывал. Иной раз мне казалось, что он под конец эпизода криком компенсировал то, что ему не удалось выразить вокально. А в эпизоде смерти Бориса он, буквально не жалея себя, так грохнулся плашмя со всего росту с лестницы перед троном, что весь зал вздрогнул - убеждён, что певец серьёзно ушибся, но наличие синяков не проверял ! :) На мой взгляд, это чересчур внешний приём, и так нельзя в опере, иначе все артисты перекалечатся.
Белосельский же был вокально настолько выше, что сравнивать их невозможно: это был просто другой уровень вокала, какого Казаков вряд ли когда-либо достигнет. Я не хочу сказать, что Казаков пел "плохо", о нет - он пел в нужных местах звучно, а где надо и сдерживал свой темперамент, но он пел неточно, довольно много фальшивил, короче, совершенного владения голосом не продемонстрировал. Белосельский же был монументален и "играл", в основном, голосом, мало прибегая к внешним приёмам и не срывался без нужды на крик, хотя в некоторых моментах было заметно явное шаляпинское влияние - но куда уж без него ! :)
В общем, если говорить о том, какой состав лучше, то "лучшей" была бы, вероятно, какая-то смесь обоих составов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #32 : Декабрь 05, 2011, 20:56:16 »

Белосельский сделал  Большому театру Годунова! Даже ИМХО ставить не буду!
А то что "народ московский православный " не был готов к такому поразительному исполнению и пребывает до сих пор в некоем  эмоциональном шоке , говорит даже немногочисленное количество откликов  на нашем форуме.
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2011, 21:01:00 от Porgolovo »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #33 : Декабрь 12, 2011, 18:12:53 »
Белосельский сделал  Большому театру Годунова! Даже ИМХО ставить не буду!

Да, безусловно.
Но я и на саму постановку, и на декорации половину успеха положил бы. Помните, выше по потоку говорили о "немых сценах", когда массовка вдруг застывала в полных динамики позах. Одна из таких сцен на меня произвела совершенно неизгладимое впечатление: когда в сцене восстания под Кромами в самом конце картины весь сценический народ со своими дубинами подбегает к краю оркестровой ямы и, замахнувшись своими "орудиями" прямо в зал, застывает в угрожающих позах и долгое время выдерживает их до закрытия занавеса, то буквально в дрожь бросает. Кажется, что вот-вот и всё это реально полетит в зал ! А разве не так было на мюзикле при чудовищном захвате "Норд-Оста" ? В этом есть какая-то жуть - кажется, что художественное произведение, как в каком-то кошмаре, вот-вот выскочит прямо в жизнь, ворвётся в зрительный зал.
Я смотрел ведь этот спектакль 2 раза (в разных составах 1 и 2 декабря) перед самыми выборами 4 декабря, когда уже было ясно, какой на выбрах будет чудовищный мухлёж с голосами и миллионами открепительных удостоверений (уже было примерно известно их количество - я ужаснулся, когда прочитал об этом безумии). И я смотрел на театральную имитацию бунта и с содроганием думал о том, что народ наш никуда пока не делся, что власть, как ни старалась, пока ещё не сумела его извести под корень своим "мудрым руководством", следовательно, народ ещё способен в этом плане на многое, в частности, на крайнюю степень озверения. Что если, как назло, сегодня случится вдруг неурожай несколько лет подряд, как тогда, в аккурат в годы годуновского правления, когда как раз был т.н. минимум Маундера и земля годами не родила ? А что если сегодня не холод, а жара ударит, как в прошлом году, когда Путин как раз незадолго до того разогнал весь штат лесников, потому что эти люди не приносили "дохода" ? Что тогда будет, когда всё будет гореть и реальный продовольственный кризис нас настигнет - где вспыхнут метафизические "Кромы" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #34 : Декабрь 12, 2011, 20:40:59 »

уважаемый Predlogoff  спасибо за поддержку!!!!
Хочу немного дополнить свой предыдущий пост

Фурланетто был великолепен - но полное ощущение, что он перетягивал на себя весь спектакль: такой мощный голосище, такие выразительные интонации. После его выступления сразу понятно, чем восторгалась Надежда, говоря о его Борисе Годунове  Я так понимаю - у кого хоть раз по-настоящему получился Борис, тот везде и всегда будет перетягивать на себя все спектакли  Нечто подобное случается и у Бородиной - она превращает "Царскую невесту" в "Любашу", потому что поёт так убедительно и мощно, что становится вокальным центром всей оперы. Ей-то, может, как и Фурланетто, на сцене хорошо, но вот всем остальным певцам, которые суетятся тут же рядом с ними, каково бывает ? )
Не узнаете? Это Ваше высказывание ,уважаемый Predlogoff ,я случайно обнаружила в потоке Фурланетто аж за 2008 год. ;D Мне кажется, что заменив фамилию Фурланетто на Белосельский  этими же словами можно описать дебют Белосельского в «Годунове»
 Михаил Казаков прекрасный артист, и  уж точно- не нуждается в моих комплиментах ;)
Но он 200 раз пел Бориса ,и еще 200 раз прекрасно споет ( дай Бог ему) – но  никто в зале не содрогнется  при мысли о трагедии несчастного Бориса Годунова  и не заплачет  над ним. И такого уровня вокала, как у Белосельского, такого внутреннего драматизма  и выразительности - Большой театр давно-давно  не слышал.
Спасибо Большому театру  !!!  Великая опера гениального русского композитора  на  великой русской сцене, исполненная  великими русскими певцами - большой подарок всем нам.
Не скажу что все партии исполнялись первостепенно-виртуозно , однако, Белосельский в роли Годунова - на высоте.

Оффлайн Margarita

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 29
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #35 : Декабрь 13, 2011, 01:37:13 »
Интересно, "Борис Годунов" в Большом и выборы - совпадение? Что это: авторский гений, Промысел, случайность? Может, новая традиция?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #36 : Декабрь 13, 2011, 01:44:22 »
Интересно, "Борис Годунов" в Большом и выборы - совпадение? Что это: авторский гений, Промысел, случайность? Может, новая традиция?

:)) Наверное, традиция:

ГКЧП - "Лебединое озеро"
Освистание Путина и провальные выборы  - "Борис Годунов"

Да, любопытные параллели.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Margarita

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 29
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #37 : Декабрь 13, 2011, 21:45:18 »
У Мусоргского ещё и "Хованщина" есть...

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #38 : Декабрь 14, 2011, 10:56:34 »
Точно: "А вы величайте!" ( Иван Хованский). Акт 4, картина 1.
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2011, 11:16:19 от sedoy »

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #39 : Декабрь 14, 2011, 13:46:05 »
Баратовский "Борис" - это колосс, глыбище, фундамент послевоенного Большого. За 21 год активного посещения театра был на этом спектакле множество раз. И  даже бывая на представлении в энный раз, в сцене коронации всегда испытывал необычайный душевный подъем. В остальном тоже полный восторг!!!
Весьма рад тому, что наладили хорошую акустику. Хотелось бы узнать как в нынешних условиях звучат на этой сцене небольшие голоса. Упоминаю об этом потому, что сегодня исполнилось 50 лет со дня открытия КДС. Печальный памятник тому, что в нашей стране никто и никогда не мог перечить первому лицу государства. Абсолютный архитектурный нонсенс в стенах Кремля. Но это только пол беды. А катастрофа в музыкальном мире была связана с тем, что филиал Большого передали оперетте, которая после последующего ремонта театр загубила, уничтожив уникальнейшую акустику этого здания. Катастрофа не только для любителей оперы, но для многих певцов, потерявших свой репертуар. Не буду называть фамилии, но хорошо известно, что голоса целого ряда исполнителей, прекрасно звучавшие в филиале,  безнадежно растворялись в кубатуре Большого. О оперных постановках в КДС даже упоминать не хочу - полное микрофонное безобразие...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #40 : Декабрь 06, 2012, 14:42:17 »
У нас уже был поток о возобновлённой постановке Баратова:

"Борис Годунов" в Большом театре (сезон 2011-2012 гг.)
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5516.0

И всё же я решил открыть ещё одну тему, потому что с другим исполнительским составом эта постановка по-иному воспринимается.

----------------------------------------------------------------------------------------

"Борис Годунов"
1 декабря 2012

Дирижер - Василий Синайский
Борис Годунов - Ферруччо Фурланетто

Ксения, его дочь - Алина Яровая
Федор, его сын - Александра Кадурина
Мамка Ксении - Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский - Максим Пастер
Андрей Щелкалов, думный дьяк - Эльчин Азизов
Пимен, летописец-отшельник - Алексей Тихомиров
Самозванец под именем Григория - Всеволод Гривнов
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы - Екатерина Губанова
Варлаам, бродяга - Владимир Маторин
Мисаил, бродяга - Юрий Маркелов
Хозяйка корчмы - Татьяна Ерастова
Юродивый - Станислав Мостовой
Никитич, пристав - Николай Казанский
Митюха, крестьянин - Григорий Шкарупа
Ближний боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Кромской боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Две бабы - Юлия Мазурова, Ирина Удалова

----------------------------------------------------------------------------------------


"Борис Годунов"
5 декабря 2012

Дирижер - Василий Синайский
Борис Годунов - Паата Бурчуладзе

Ксения, его дочь - Нина Минасян
Федор, его сын - Александра Кадурина
Мамка Ксении - Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский - Максим Пастер
Андрей Щелкалов, думный дьяк - Эльчин Азизов
Пимен, летописец-отшельник - Петр Мигунов
Самозванец под именем Григория - Всеволод Гривнов
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы - Елена Заремба
Варлаам, бродяга - Алексей Тановицкий
Мисаил, бродяга - Вадим Тихонов
Хозяйка корчмы - Татьяна Ерастова
Юродивый - Станислав Мостовой
Никитич, пристав - Николай Казанский
Митюха, крестьянин - Григорий Шкарупа
Ближний боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Кромской боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Две бабы - Надежда Карязина, Ирина Удалова
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #41 : Декабрь 06, 2012, 15:21:49 »
О Борисе в подаче Фурланетто мы говорили в его потоке:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=912.45

Паата Бурчуладзе:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5452.0

О Варлааме-Маторине здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1007.0

О Марине-Губановой:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=188.30

О Мостовом-Юродивом:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6004.210

О Пимене-Тихомирове:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3034.225
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #42 : Декабрь 07, 2012, 01:26:01 »
Итак, благодаря отмене премьеры «Князя Игоря» в Большом театре образовались свободные дни, на которые были назначены дополнительные спектакли. Таким образом блок из трех первоначально запланированных спектаклей «Бориса Годунова» увеличился до шести спектаклей. А перекупщики, похоже, сориентировались не сразу, поэтому у нормальных людей появилась счастливая возможность закупиться в кассах БТ «по номиналу». Этой счастливой возможностью я и воспользовался, «затарившись» сразу на четыре спектакля и надеясь потом уже разобраться с составами. План удался, и мы с приятелем по-братски разделили удовольствие. Я был на спектаклях 30-го ноября (билет на этот спектакль дополнительно удалось купить в кассе перед началом) , 1-го и 5-го декабря, а он – 2-го и 4-го декабря. К тому же, участие в одном из составов знаменитого грузинского баса Пааты Бурчуладзе, как я понял, тоже объяснялось именно тем, что он приехал в Москву готовиться к премьере «Князя Игоря». Одним словом, счастливый случай! Который позволил насладиться этим замечательным спектаклем целых три раза подряд. Кто пел в спектаклях 1-го и 5-го декабря Вы уже знаете (см.выше). А вот кого я слышал 30-го ноября:
Дирижер   Павел Сорокин

Борис Годунов   Михаил Казаков

Ксения, его дочь   Анна Аглатова

Федор, его сын   Елена Новак

Мамка Ксении   Ольга Надеждина
Князь Василий Иванович Шуйский   Михаил Губский

Андрей Щелкалов, думный дьяк   Андрей Григорьев

Пимен, летописец-отшельник   Александр Науменко

Самозванец под именем Григория   Роман Муравицкий

Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы   Елена Манистина

Варлаам, бродяга   Валерий Гильманов

Мисаил, бродяга   Вадим Тихонов

Хозяйка корчмы   Александра Дурсенева

Юродивый   Марат Гали

Никитич, пристав   Владимир Красов

Митюха, крестьянин   Александр Короткий

Ближний боярин   Леонид Виленский (Бомштейн)

Кромской боярин   Леонид Виленский (Бомштейн)

Две бабы   Юлия Мазурова
Ирина Удалова


Очень давно я хотел послушать одного из любимых моих певцов Михаила Казакова в партии Бориса. И вот представился такой случай. Ну, что я могу сказать? Вокально Казаков мне, безусловно, понравился. Как всегда. Просто мне очень нравится его тембр с настоящей басовой фактурой и мягкой окраской. Прекрасный, хорошо сфокусированный звук большого объема с таким плавным легато, блестящее форте. Дикция у него очень хорошая, что очень важно в этой партии, артикуляция, правда, достаточно своеобразная, но я к ней давно привык. В голосе очень много обертонов, пение весьма выразительное, но иногда акцентов, пожалуй, даже слишком много и получается почти скандирование. В принципе, это не раздражает, но все-таки очень заметно, особенно в сравнении с весьма аскетичной и лапидарной трактовкой Дмитрия Белосельского, которого я слышал в этой партии весной. Ну, наверное, сравниваться этих двух исполнителей не имеет никакого смысла. Казаков достаточно часто в самых драматических моментах, как мне показалось,  иногда «вылезал» за пределы нотной строчки, но, честно говоря, в принципе все время оставался в рамках русских вокальных традиций. А вот что мне действительно не понравилось – так это то, как он играл эту роль: на мой взгляд, слишком крупными мазками, видимо, так, чтобы было хорошо видно с балкона четвертого яруса. Но я сидел в партере, и мне это показалось переигрыванием. Особенно в сцене у Василия Блаженного, где Борис вздрогнул, отшатнувшись метра на два. В сцене в Грановитой палате Казаков, изображая припадок Бориса, вышел на сцену с большим красным платком в руках, хотя он, вроде, не Джулия Ламберт из знаменитого фильма и романа Моэма «Театр» (кстати, и знаменитой паузы тут тоже ох как недоставало). А сцена смерти Бориса вызвала серьезное беспокойство зрителей не столько за судьбу несчастного царя, сколько за здоровье артиста, ибо в финале Казаков грохнулся на ступени под троном с таким звуком, что все без исключения потом с тревогой ждали его выхода на поклоны и вздохнули с облегчением, лишь окончательно убедившись, что с артистом все в порядке. Я ни в коем случае не хочу обидеть одного из моих любимых певцов, просто свои впечатления по ходу спектакля воспроизвожу. На самом деле, я считаю, что если он так привык и ему удобно так петь и играть, пусть так все и остается, певцов надо уважать, тем более что каждый имеет право на свою собственную трактовку. Особенно такой хороший певец, как Казаков. Голос-то у него действительно для Большого театра.
Анна Аглатова спела Ксению очень трогательно и нежно, правда, мне показалось, что в нижнем регистре звучность все же была недостаточной.  У Мамки Ксении в исполнении Ольги Надеждиной нижний регистр тоже звучал не лучшим образом, а может быть, мне просто так показалось. У Елены Новак в партии Федора голос звучал ровно, но, кажется, голосу все-таки недостает объема и звучит он недостаточно ярко.
Очень понравился Шуйский в исполнении Михаила Губского. Как удивительно хорошо легла на его голос эта партия! Вот где была настоящая звучность и яркость! И очень хорошая актерская игра! Пожалуй, еще одно из самых ярких впечатлений в спектакле! Человек явно на своем месте!
Уж и не знаю, какой раз я слушал Александра Науменко в партии Пимена! У него неплохой голос, внятный звук, но в верхнем регистре мне что-то не нравится, какая-то там есть сдавленность, хотя, наверное, это чисто субъективное впечатление. И еще я заметил, что эту партию Науменко всегда поет совершенно одинаково. Конечно, стабильность следует приветствовать, но со временем она в рутину превращается, на мой взгляд.
Самозванца в этом спектакле пел Роман Муравицкий. Что касается вокала, то, увы, он был слабоват. Голос достаточно приличного объема звучал несфокусированно в середине и глуховато внизу, а вверху – еще и чуть сипловато. Звук временами просто расплывался. Но зато актерски образ авантюриста Гришки Отрепьева Муравицкому, пожалуй, удался. (Во всяком случае, так мне показалось после другого исполнителя этой партии, которого я слушал весной в одном спектакле с Белосельским – Олега Кулько. На фоне весьма достойного вокала Кулько тогда демонстрировал полное нежелание хоть что-нибудь изобразить и просто все время смотрел в пол. Честно говоря, мне это было настолько непривычно и тяжело видеть, что я поймал себя на желании покинуть зал уже в самом начале партии, на слове «неотвязный», а потом вернуться на сцену в тереме, но это было невозможно, и я все это выслушал до конца, сделав для себя вывод, что певец тогда, видимо, плохо себя чувствовал).  Так вот: Муравицкий, напротив, отыгрывал все достаточно ярко, в частности, когда Гришка убирает голову в плечи под знаменитый аккорд после слов «..не пировать за царскою трапезой», и во многих других, любимых мною еще с прошлого века местах. А фраза в корчме «Мирянин из пригОрОда, прОвОдил старцев дО рубежа, и иду вОсвОяси», произнесенная с полузабытым псковско-вологодским акцентом и вовсе вернула меня в 1989 год. Я уж думал, что Муравицкий в конце этой сцены и сапоги снимать будет (видали мы такое!), но до этого дело не дошло, и он выскочил в окно, обойдясь без знаменитого «Ууух!» В сцене у фонтана Муравицкий играл тоже весьма ярко и органично, мне только показалось несколько странным, что свои далекоидущие честолюбивые планы Самозванец излагал, сидя развалясь на скамейке. Но в целом, я должен признать, что одним из самых необходимых качеств для Самозванца – сценическим темпераментом (который, как известно, не купишь) Муравицкий, безусловно, обладает. Я даже простил ему, что он два раза перепутал слова. Еще был бы у него голос в лучшем состоянии! Тогда бы и высокая нота на «чаровнице» лучше получилась бы.
С нетерпением ждал я появления в партии Марины Мнишек одной из моих любимых певиц Елены Манистиной, ведь я до этого не слышал ее в этой партии. Мне очень понравилось, как она звучала. Чарующий голос, всегда такой объемный, плотный, ровный, звучный и наполненный.На этот раз мне даже показалось, что у нее улучшилась дикция. И внешне она была хороша: такая очень серьезная и опасная польская женщина. Гордая и надменная. Честно говоря, это был тот случай, когда я пожалел о пропущенной картине в замке Марины. Как бы она спела знаменитую арию, как бы сыграла!
Что касается Варлаама, то Гильманов был неплох, но все-таки звука ему регулярно не хватало, особенно в сцене под Кромами. Играл он достаточно ярко, впрочем, в традиционном ключе. А вот Мисаил – Вадим Тихонов классно звучал, причем в обоих спектаклях, где он участвовал (только во втором его ансамбль с Тановицким был не таким сыгранным).
Александра Дурсенева в партии Хозяйки корчмы играла такую «веселую вдову», все время заигрывая с «посетителями». Но вот звук мне у нее не очень понравился: какой-то гулкий, но невнятный, и дикция тоже не очень хорошая.
Юродивого в этом спектакле пел Марат Гали – своим своеобразным, кстати, достаточно крепким, но «слоистым» и чуть дребезжащим голосом, впрочем, для Юродивого вполне допустимым. Фразировка в некоторых местах в сцене у Василия Блаженного показалась мне спорной. Но играл он, как мне показалось, не столько совсем уж слабоумного, а скорее, просто очень уставшего, больного и несчастного человека. А в сцене под Кромами мне даже понравилась эти его исступленные, навязчивые повторения ритмического рисунка фраз. В итоге этот трагический осадок после «Кром» все-таки остался. Хотя я очень люблю и ценю эту постановку, но все-таки считаю, что если поменять две последние картины местами, спектакль получился бы еще более сильный и трагичный.
Мне осталось сказать всего несколько слов о персонажах с небольшими партиями. Андрей Григорьев неплохо исполнил партию Щелкалова, голос у него по-прежнему красивый. Немного глуховато, кажется, прозвучал Александр Короткий в партии Митюхи. Леонид Бомштейн в своих двух маленьких партиях яркого впечатления произвести не успел. Владимира Красова (Пристава) как не было слышно раньше, так не слышно и сейчас. Что касается Двух баб (певших во всех трех составах),  то фразу Ирины Удаловой я уже выучил наизусть, потому что ее слышно всегда, и очень даже ярко, а вот из фразы Мазуровой я запомнил только начало, а в нижнем регистре ее слышно пока плоховато.
Вот так прошел второй спектакль серии с составом, который условно будем называть вторым. Продолжение следует.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #43 : Декабрь 07, 2012, 14:11:27 »
участие в одном из составов знаменитого грузинского баса Пааты Бурчуладзе, как я понял, тоже объяснялось именно тем, что он приехал в Москву готовиться к премьере «Князя Игоря»

Откуда такая информация, что Бурчуладзе должен был петь в "Игоре" ? Из прессы ?

Одним словом, счастливый случай! Который позволил насладиться этим замечательным спектаклем целых три раза подряд

О да ! Иногда меня спрашивают, неужели мне не надоело смотреть один и тот же спектакль ?! :)) Интересно, может ли "надоесть" смотреть на Мадонну или Джоконду Леонардо, на пейзажи Левитана и Айвазовского, пересматривать "Войну и мир" Бондарчука, "Гамлета" Козинцева или "Орфея" Кокто, любоваться Смольным или Миланским собором ? Может ли "надоесть" Колизей или собор Парижской Богоматери ? Может ли надоесть Петербург или Венеция ?
Кроме того, спектакль, в отличие от живописи, скульптуры и архитектуры, в самом прямом смысле этого слова ЖИВЁТ, будучи зависимым от многих факторов, а сильнее всего - от исполнительского состава.
Вы дальше говорите о восстании под Кромами - это же просто шедевр ! Сколько бы я ни смотрел эту постановку в театре, она всякий раз захватывает своей стихийностью, так что хочется погружаться в неё снова и снова и именно вживую, а не по телевизору ! Мой любимый момент, когда народ куролесит с огнями, а затем выбегает к оркестровой яме с дубинами в руках и застывает, замахнувшись ими на партер ! :)) Мощно.

[Казаков] в сравнении с весьма аскетичной и лапидарной трактовкой Дмитрия Белосельского, которого я слышал в этой партии весной. Ну, наверное, сравнивать этих двух исполнителей не имеет никакого смысла

Нет, отчего же ! :)) Я как раз собираюсь попробовать это сделать, и надеюсь, что у меня что-нибудь получится. И я читаю ваши отклики в том числе и для этого - чтобы проверить свои ощущения. Пока мы с вами в наших наблюдениях и выводах совпадаем до мельчайших деталей.

В сцене в Грановитой палате Казаков, изображая припадок Бориса, вышел на сцену с большим красным платком в руках, хотя он, вроде, не Джулия Ламберт из знаменитого фильма и романа Моэма «Театр» (кстати, и знаменитой паузы тут тоже ох как недоставало)

:)))) Я не успел дочитать ваше предложение про красный платок, как Джулия Ламберт в подаче Артмане встала перед моим внутренним взором как живая. Уж очень затасканная деталь, этот красный платок, наполненная для отечественного зрителя вполне конкретными коннотациями ! :))
И знаете, я ведь в прошлом сезоне был на Казакове, но не могу припомнить никакого платка ! То ли его не было, то ли я его прозевал что ли ? Да нет, не мог я прозевать ! Вероятно, эта деталь появилась позднее.
А что же - Казаков им размахивал, как на параде ? :))

А сцена смерти Бориса вызвала серьезное беспокойство зрителей не столько за судьбу несчастного царя, сколько за здоровье артиста, ибо в финале Казаков грохнулся на ступени под троном с таким звуком, что все без исключения потом с тревогой ждали его выхода на поклоны

Любопытно! Когда я смотрел спектакль с ним, у меня было такое же впечатление ! Конечно, падая, можно нарочно вызвать много шума, но грохот был такой сильный, что было ясно, что и удар был нехилый ! Неужели Казаков в таком экстазе находился оба раза ? Чтой-то не верится ! Это явно сделано с расчётом на то, что публика вздрогнет, но певец падает со всего росту, да ещё прямо на ступени - неужели ему не больно, даже если он научился осторожно, хотя и столь эффектно падать ?

Очень понравился Шуйский в исполнении Михаила Губского. Как удивительно хорошо легла на его голос эта партия! Вот где была настоящая звучность и яркость! И очень хорошая актерская игра! Пожалуй, еще одно из самых ярких впечатлений в спектакле! Человек явно на своем месте!

О да ! :)) Губский подаёт такого мерзкого, скользкого Шуйского, что прям плюнуть хочется ! :)) Такой хитрый и подлый червяк !
Кстати, по истории - что он так вертел, чего хотел ? Ну ладно, Бориса он сгноил в т.ч. и своими интригами, но ведь и сам не удержался. Недооценил польскую опасность ? Плохо знал свой народ ? Судя по всему, он был придворный интриган, а не широкомасштабный политик. Вот и допрыгался.

На фоне весьма достойного вокала Кулько тогда демонстрировал полное нежелание хоть что-нибудь изобразить
я все это выслушал до конца, сделав для себя вывод, что певец тогда, видимо, плохо себя чувствовал

Он себя "плохо чувствует" уже больше 20 лет, слушатели кроют его уже четверть века, а всё поёт и поёт.

С нетерпением ждал я появления в партии Марины Мнишек одной из моих любимых певиц Елены Манистиной, ведь я до этого не слышал ее в этой партии. Мне очень понравилось, как она звучала. Чарующий голос, всегда такой объемный, плотный, ровный, звучный и наполненный.На этот раз мне даже показалось, что у нее улучшилась дикция. И внешне она была хороша: такая очень серьезная и опасная польская женщина. Гордая и надменная. Честно говоря, это был тот случай, когда я пожалел о пропущенной картине в замке Марины. Как бы она спела знаменитую арию, как бы сыграла!

Эту сцену вернуть не проблема, тем более, что она абсолютно никак не повредит постановке Баратова и идеально и логично в неё впишется - раньше это было технически не очень удобно, но в будущем, уверен, этот эпизод вернётся.

трагический осадок после «Кром» все-таки остался. Хотя я очень люблю и ценю эту постановку, но все-таки считаю, что если поменять две последние картины местами, спектакль получился бы еще более сильный и трагичный

А знаете, наверное не в этом суть ! Дело в том, что в данном случае "от перемены мест слагаемых" сумма не особо изменится: эти эпизоды идут как бы параллельно во времени. Мы знаем, что хотя в реальности основные события под Кромами развернулись после смерти Бориса, измена началась там ещё до смерти Бориса, который даже успел отреагировать на неё, так что какая разница ?

Что касается Двух баб (певших во всех трех составах),  то фразу Ирины Удаловой я уже выучил наизусть, потому что ее слышно всегда

:)) Хорошая певица ! До сих пор в форме.

Продолжение следует.

С нетерпением жду продолжения !! Тем более, что на следующих посещённых вами спектаклях я тоже был (с Фурланетто и Бурчуладзе), так что нам есть чем поделиться ! :)) В прошлом сезоне я был и на Казакове, и на Белосельском.
Ещё вы говорили выше о не очень удачном Варлааме - после этого номера аплодисменты Гильманову были или нет ? На днях я впервые присутствовал на спектакле, когда Варлаам спел так слабо, что даже не было аплодисментов после "Как во городе было во Казани" !! Это на моей памяти беспрецедентно ! А на вашей, Александр ?
Пишите дальше, очень интересно !!
« Последнее редактирование: Декабрь 07, 2012, 15:04:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #44 : Декабрь 07, 2012, 14:27:59 »

А сцена смерти Бориса вызвала серьезное беспокойство зрителей не столько за судьбу несчастного царя, сколько за здоровье артиста, ибо в финале Казаков грохнулся на ступени под троном с таким звуком, что все без исключения потом с тревогой ждали его выхода на поклоны

Любопытно! Когда я смотрел спектакль с ним, у меня было такое же впечатление ! Конечно, падая, можно нарочно вызвать много шума, но грохот был такой сильный, что было ясно, что и удар был нехилый ! Неужели Казаков в таком экстазе находился оба раза ? Чтой-то не верится ! Это явно сделано с расчётом на то, что публика вздрогнет, но певец падает со всего росту, да ещё прямо на ступени - неужели ему не больно, даже если он научился осторожно, хотя и столь эффектно падать ?

Школа Огнивцева :D. Владимир Анатольевич Маторин очень интересно об этой сцене рассказывал в одном из интервью. Ничего нового, а тем более  опасного для жизни ;)
http://zavtra.ru/content/view/rasseetsya-mrak-2012-10-31-000000/
Владимир Маторин
Сейчас я всё чаще задумываюсь над таким Борисом, но в ту пору меня волновали совсем другие проблемы.

- Какие же?

- Думал, как я возьму верхнюю ноту, или как упаду. В то время я гулял по Москве с милой девушкой и говорил: «смотри сугроб!» И падал в сугроб. А однажды упал прямо у посольства. Милиционер выскочил: «скорую вызывать?» «Да нет, мы играем! Играем! (смеется) Мы - артисты!» Это я учился падать, как падал Огнивцев. Он так падал: вот стоит к Вам лицом и вдруг «бах!» падает с трона головой через две ступеньки.

- Я запомнила такое Ваше падение. Душа вон!

- Однажды так упал, что подумал – реактивным самолет взлечу. Упал позвонком на ребро ступеньки. Потом раскрыл секрет. Огнивцев стоял в шубе, такой красивый, черные дуги бровей, и сначала он приседал, но облачения столь громоздки, ария к тому же идет, что зрителю это не видно, и потом только он падал. А впечатление – Борис Годунов сразу винтом вниз.


Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #45 : Декабрь 07, 2012, 14:35:37 »
Если вы обратили внимание, Казаков падает в точности, как это делал Нестеренко в известной записи этого спектакля. Очень рискованый способ падения, хоть и очень эффектный. Он лежит потом головой вниз и раскинув руки крестом как распятый.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #46 : Декабрь 07, 2012, 15:14:17 »
Огнивцев стоял в шубе, такой красивый, черные дуги бровей, и сначала он приседал, но облачения столь громоздки, ария к тому же идет, что зрителю это не видно, и потом только он падал. А впечатление – Борис Годунов сразу винтом вниз

:)) Но простите, в толстой шубе и я эффектно упаду ! А Казаков-то без громоздкой шубы грохается с соответствующим звуком. И что-то я не заметил, чтобы он сильно приседал !
Да, я понимаю, что его учили и он тренировался, дабы упасть эффектно, но не до смерти, как сам Годунов ! :)) И всё равно, это смотрится ужасно. И мне кажется, здесь артист переходит какую-то границу, которая разделяет театр и реальную жизнь, и мне неприятно было бы узнать, что после очередного такого "падения" его увезли в больницу.
Случаев травматизма и без того на театрах предостаточно по неосторожности и по производственным причинам. В своё время Маквала Касрашвили слетела с креста в "Орлеанской деве", Заремба себе руки ломала, Вишневская горела, да и вообще, мало ли происшествий всяких, зачем же добавлять их искусственно ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #47 : Декабрь 07, 2012, 16:47:01 »
Зато в блогах все потом дружно пишут, как испугались за артиста. А то бы ничего не написали. ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #48 : Декабрь 07, 2012, 19:28:49 »
Зато в блогах все потом дружно пишут, как испугались за артиста. А то бы ничего не написали. ;)

:)) Это уже почти цитата из Грибоедова:

Упал вдругорядь — уж нарочно, —
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.  (с) :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #49 : Декабрь 08, 2012, 00:00:18 »
Уважаемый Predlogoff! Постараюсь ответить на все Ваши вопросы. Информацию о предполагавшемся участии Бурчуладзе в «Князе Игоре» я прочитал вчера на  нашем форуме вот здесь: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6600.45
---------------------------------------------------------------------------
Борис Годунов выручил Князя Игоря
 Газета "Вечерняя Москва"

 http://vmdaily.ru/news/boris-godunov-viruchil-knyazya-igorya1354624286.html
 
Данную историческую и музыкальную подмену в Большом театре «режиссировал» Юрий Любимов.

А судьба устроила уникальное соперничество одних из самых знаменитых басов современности – итальянца Ферруччо Фурланетто и грузина Пааты Бурчуладзе в роли русского самодержца.

Конечно, обычно театры не идут на такое мощное столкновение звезд. Во-первых, это слишком дорогое удовольствие. Во-вторых, знаменитости, тем более конкурирующие в одном амплуа, естественно, опасливо избегают прямого сравнения. Но спектакли Фурланетто были объявлены заранее, а Бурчуладзе должен был петь хана Кончака в премьере «Князя Игоря» Бородина. Но, как известно, из-за болезни мэтра режиссуры главный театр страны был вынужден аннулировать назначенную на середину декабря премьеру и в экстренном порядке переиграть свои репертуарные планы, объявив полтора десятка новых спектаклей. Так в афише Большого возникли «Травиата» Верди, «Турандот» Пуччини и даже балет Чайковского «Лебединое озеро». Но самым эффектным, бесспорно, получилось появление именно «Бориса Годунова» Мусоргского.

«Борис Годунов» для русской оперной истории вещь каноническая, символическая, но и неизменно актуальная. Именно этот легендарный спектакль 1948 года режиссера Леонида Баратова и художника Федора Федоровского 30 июня 2005 года «закрывал» историческую сцену Большого театра на реконструкцию. И после вынужденной паузы в шесть с половиной лет назад вернулся пышно восстановленным четырёхчасовым действием. И тут же доказал, что все разговоры о том, что «театр-музей» умер – чушь. Публика с невероятным воодушевлением встречает «открыточные» виды спектакля и аплодирует, еще не услышав ни одной ноты. И совсем не изнывает от скуки, хотя на сцене нет никаких новомодных режиссерских экзерсисов, а оркестр под управлением своего музыкального руководителя Василия Синайского звучит масштабно и благородно, но моментами медитативно медленно.

Надо заметить, что у Большого театра, есть и собственные Годуновы – Михаил Казаков и Дмитрий Белосельский, который, правда, сейчас делает головокружительную международную карьеру, и редко бывает в Москве. Ферруччо Фурланетто и Паата Бурчуладзе – равновеликие, но абсолютно разные Борисы.

У синьора Фурланетто русский царь очень чувственная натура. Он, прежде всего, любящий отец, готовый ради детей на любой поступок. И, естественно, певец испытывает заметные трудности с фонетикой русского языка, хотя понятно, что он точно знает значение каждого спетого им слова. У батоно Бурчуладзе – царь Борис – тонкий политик, наслаждающийся властью, и лишь в финале, в сцене смерти, он дает волю личным эмоциям.

Еще один примечательный образ – Марины Мнишек, ныне был отдан также двум знаменитостям. В одном спектакле пела Екатерина Губанова, сосредоточенная на красоте вокала; в другом – Елена Заремба, создавшая яркий образ гордой полячки. Еще очень хороши были Владимир Маторин (задорный Варлаам), Алина Яровая и Александра Кадурина (царские отпрыски – Ксения и Федор) и Станислав Мостовой, чей Юродивый не только жалок, но и грозен. Но некоторым исполнителям, например, Максиму Пастеру (Шуйский) и Всеволоду Гривнову (Самозванец), сверхзадача, продиктованная «дефицитом кадров» в Большом, спеть два спектакля кряду оказалась не по силам. Поэтому данный подвиг, к сожалению, можно записать лишь в пассив ведущим тенорам театра.

Однако, в целом, Большой театр с честью вышел из экстремальной ситуации, предложив зрителю зрелище мирового уровня. А Юрий Любимов, наконец, выписался из больницы. И тут же пообещал обязательно приступить к репетициям «Князя Игоря» в мае следующего года. Премьера неоконченной, а потому и многострадальной оперы Бородина, радикальную редакцию которой уже сделал композитор Владимир Мартынов, оставив от авторской партитуры лишь 110 минут звучания без антракта, теперь назначена на июнь. Кстати, у 95-летнего режиссера на этом оперные планы не исчерпываются. Достигнуты договоренности, что в новом театральном сезоне в столичной «Новой Опере», он осуществит постановку уже оригинальной двухактной оперы Владимира Мартынова по комедии Мольера «Школа жен».
___________--------------------


Между прочим, автор статьи, как я понял,  тоже посмотрел все три состава, но в другие дни, потому что первый и третий составы он видел друг за другом и сетовал на то, что Пастеру и Гривнову пришлось петь два дня подряд и «им это оказалось не по силам»

Я тоже обожаю все девять картин этой постановки, но сцена под Кромами – самая любимая, безусловно.
В последней картине, пятясь из двери задом, Казаков вышел, и мне показалось, что платок уже был у него в правой руке, он им размахивал внизу и  в то же время как бы отмахивался от него, боялся его, крича: «Чур, дитя, не я твой лиходей!» Я сам обалдел, когда такое увидел, уж больно это было неожиданно. Хотя, вполне можно объяснить навязчивой идеей, красный – цвет крови, слишком явная, конечно, ассоциация, но тем не менее.
Вообще, мне показалось, что Казаков в своей трактовке, в том числе и вокальной,  явно ориентируется на Нестеренко. Я несколько раз слышал Нестеренко в 80-е годы. Платка, правда,  не припоминаю. И, вроде, падал Нестеренко эффектно, но не с таким звуком все-таки.
Если вернут сцену в замке Марины, это будет очень здорово!
«Как во городе было, во Казани» Гильманов как раз спел хорошо – ярко, артистично, задорно, интересно. И получил свои заслуженные аплодисменты! И вообще, в сцене в корчме к нему никаких вопросов не возникало. А вот в сцене под Кромами мне показалось, что ему немного звука не хватало… Кстати, на спектакле 30 ноября публика была самая восторженная, самая добрая и снисходительная. Она так ахала и аплодировала декорациям каждой картины, так хотела поприветствовать каждого артиста после каждой удачно спетой арии, что аплодисментов  в сумме было в два раза больше, чем на спектакле 1-го декабря и в три раза больше, чем на спектакле 5-го декабря. Я говорю именно о спонтанно возникающих аплодисментах по ходу спектакля.  Пожалуй, и на моей памяти зловещая тишина после «Как во городе…» впервые. Конечно, спето было неважно, но все-таки не так уж ужасно, чтобы совсем уж не похлопать.
Продолжение пишу потихонечку.
А пока вот фото с поклонов на спектакле 30 ноября 2012 г. Михаил Казаков.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/510329/
Другие участники спектакля.Слева направо: Григорьев, Муравицкий, Губский, Манистина, Гали

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/510330/
« Последнее редактирование: Декабрь 09, 2012, 22:03:42 от Schwarzenstein »