Автор Тема: Советский "золотой век" исполнительства и интенсивность нынешней концертной жизни наших столиц  (Прочитано 4777 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

regards

  • Гость
Мне кажется, на сайте возник некоторый застой, поскольку заявленная концертная жизнь Москвы и Петербурга оказывается, на поверку, крайне скудна, и сводится к обсуждению полдюжины имён не первой величины, а за неимением лучшего - более или менее отличающихся от глухого стандарта программ.

Давайте попытаемся расширить географию. У всех нас есть друзья по всему миру, и было бы правильно привлечь их. Конечно, реализация не так проста - недостаточно иметь просто друзей, надо иметь друзей, регулярно посещающих концерты, причём "правильные".

Конечно, главное - обеспечить оперативную поставку записей.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 22:07:48 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне кажется, на сайте возник некоторый застой, поскольку заявленная концертная жизнь Москвы и Петербурга оказывается, на поверку, крайне скудна

Ничего подобного: жизнь наших столиц по обилию концертов классической музыки не идёт ни в какое сравнение с Европой, где и в самом деле наблюдается "крайняя скудость" по этой части. За Америку говорить не буду ! :)) Но Америка уж очень далеко ! Да и что с неё толку ? В принципе американские концерты можно по интернету или по радио услышать, но у нас даже на своих артистов не хватает пороху !
Москва и Питер поставляют нам довольно много интересных концертов, но мы-то как раз посещаем те, которые наиболее интересны и которые отличаются знаковыми именами, поэтому на остальные просто нету ни времени, ни сил, ни желания.
Когда-то я ходил в оперу и на концерты чуть ли не каждый вечер, но эти благословенные времена давно прошли.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 12:56:53 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Да, и у меня был такой период.

Возможно, мне будут страстно возражать, но сообщу, что я был крайне разочарован уровнем классных концертов знаменитого "золотого века" МГК.

Так вот, я был поражён совершенно неожиданным уровнем студентов МГК того времени. Да, были Иголинский и музыканты его уровня и выше, да, были в расцвете своего преподавательского таланта знаменитые профессора, но "средний по палате" уровень классных вечеров был низок: студентка второго курса могла безнадёжно запутаться в первой части Аппассионаты, и уйти со сцены.

В общем, я не разделяю тезиса о золотом веке. Я давно не был на классных вечерах, но подозреваю, судя по участию в них пианистов класса Сергея Кузнецова и Юрия Фаворина, да и по программам, которые цитирует лорина, что их уровень на порядок выше.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 22:09:06 от regards »

regards

  • Гость
А что жизнь Москвы и Питера интереснее Европы - это просто не так. Аргументы просты. В России играют 5 пианистов, в Европе - все остальные. В Сан-Франциско только за последние пару месяцев было несколько потрясающего класса событий, включая постановки Генделя. Кто-нибудь слышал в Москве Генделя?

Если надо, можно легко привести аргументы и факты. Не приведу сам, ибо жутко загружен зарабатыванием денег на мартель насущный.
« Последнее редактирование: Январь 13, 2012, 19:32:54 от regards »

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 704
Про Генделя - очень даже многие слышали, и совсем недавно, в прекрасном исполнении Les Arts Florissants.

А что касается расширения горизонтов - лично я за!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А что жизнь Москвы и Питера интереснее Европы - это просто не так. Аргументы просты. В России играют 5 пианистов, в Европе - все остальные

Ну не 5, конечно ... Из лучших наших молодых я называл, как минимум, 12-15, а то и 20. И кому они нужны остальные-то ? У нас таких "остальных" тоже очень много, кстати, я подозреваю, что большинство из них как раз и создаёт этот фон в Европе ! :)
Более того, я просто в ужасе от тех западных "мировых звёзд", которые заезжали к нам в последние годы - лучше бы сидели они в своей Европе.

В Сан-Франциско только за последние пару месяцев было несколько потрясающего класса событий, включая постановки Генделя. Кто-нибудь слышал в Москве Генделя?

:)) Вы же пишете, что мало интересуетесь оперой, а между прочим в Москве и Питере регулярно исполняют в концертах вещи Генделя, в т.ч. и очень крупные, а т.ч. и с приглашёнными иностранными певцами, и с иностранными дирижёрами, а иногда и с иностранными оркестрами.
Я не думаю, что Москве и Петербургу нужно большее количество Генделя, нежели нам регулярно преподносят. Мы всё же не Германия, здесь другие запросы.

Но с другой стороны, если у вас появится интересная информация о зарубежных концертах и кто-то живущий за рубежом сможет внятно изложить свои впечатления и поделиться ими с нами, то почему бы и нет ?
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 12:57:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Я рад узнать, что в Москве исполняют Генделя, но не думаю, что Гендель - вне интересов московской публики. Я просто вспомнил письмо друга, который рассказывал о роскошном составе исполнителей и своих впечатлениях. Я бы процитировал письмо, но давно удалил.

Буду искать доказательную базу по концертам за холмами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Возможно, мне будут страстно возражать, но сообщу, что я был крайне разочарован уровнем классных концертов знаменитого "золотого века" МГК. Прошу понять меня правильно: я сейчас говорю не с позиции сноба, а просто рассказываю свои тогдашние непосредственные впечатления.
...
"средний по палате" уровень классных вечеров был низок: студентка второго курса могла безнадёжно запутаться в первой части Аппассионаты, и уйти со сцены.
...
В общем, я не разделяю тезиса о золотом веке

:)) Так "золотой век" определяла не масса, а умение разыскать в этой массе таланты. Как известно, чем больше народу ....... тем меньше кислороду ! :)))))) Нет, я не это хотел сказать ! Чем больше народу приходит на отбор, тем больше хорошего материала может попасться в этот фильтр.
Почему раньше было так много плохих студентов в МГК ? Этот вопрос было бы интересно переадресовать специалистам, но вот один из них недавно ответил мне на схожий вопрос, но не по МГК, а по питерской Консерватории:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5635.0

Почитайте, там вообще много интересного сказано, причём, теми людьми, которые в курсе дела.

Я давно не был на классных вечерах, но подозреваю, судя по участию в них пианистов класса Сергея Кузнецова и Юрия Фаворина, да и по программам, которые цитирует лорина, что их уровень на порядок выше

О да. Я читал выше ваши высказывания об уровне вечеров ф-п КЛАССОВ - я могу подтвердить, что в ТЕ годы на них встречалась слабая и даже убогая игра, так что возникал вопрос об уровне МГК в целом. К счастью, уровень определялся не массой, а её авангардом - лучшими пианистами, которых отправляли на конкурсы и всячески продвигали. Кстати, об остальных Жванецкий в своё время сказал - "может, в Консерватории что поправить" ? (с) :))) Он имел в виду именно эту МАССУ, которая, получив музыкальный диплом, на который всю эту шушеру за уши тянули, занималась по окончании Консерватории чёрт знает чем с ВО МГК в кармане. Сегодня эта шушера предпочитает получать дипломы других профилей, но её крысиная сущность от этого ничуть не изменилась !
Но ведь не о них я говорил в связи с "Золотым веком" ! "Золотой век" - это 40-50-60-е и - уже за его излёте - 70-80-е ! Это старики - Игумнов и Гольденвейзер, чуть более молодые Г.Г.Нейгауз и Фейнберг, а далее Софроницкий, Юдина, А.Д.Каменский, Г.Р.Гинзбург, А.Ведерников, Флиер, Оборин, Тамаркина, С.Г.Нейгауз, Т.П.Николаева, Я.Зак, Е.Малинин, Доренский, Башкиров, Крайнев, Слободяник, Р.Хунцария, А.Любимов, Н.Петров, Г.Соколов, Э.Вирсаладзе, Р.Керер, Л.Н.Берман, Д.К.Алексеев, и как венец всего - Гилельс и Рихтер: вот что такое "ЗОЛОТОЙ ВЕК" русского пианизма ! Это я назвал старшее и среднее советское поколение, а ведь тогда уже - в тени этих корифеев - выходило в жизнь последнее поколение советских пианистов: С.С.Бунин, Б.Петров, Б.Петрушанский, А.Гаврилов, М.Плетнёв, В.Кулешов, Л.Зильберштейн, а также уехавшие за рубеж Б.Блох, Ю.Егоров и т.д. - список отбывших и оставшихся можно продолжать :)) .... Уж как они распорядились своей жизнью - это другой вопрос.
Но если это не "золотой век" был, то что же ?? Такого созвездия блестящих имён в истории пианистической России не было никогда - ни до, ни после. Я считаю, что именно от корней этой мощной плеяды выросли и все нынешние наши молодые пианисты, ничуть не уступающие сегодня своим "предкам". Я это могу утверждать, потому что большинство из них я слышал лично в концертных залах, чем, собственно, и объясняется моё почти ежедневное посещение концертов (всегда кто-то где-то что-то играл), а тех, кого не слышал лично, изучил по записям.
Так что разделяет ли кто "тезис" о "золотом веке" или нет, а объективные свидетельства подтверждают, что он у нас в СССР был. Собственно, СССР - это один из способов существования России, так что сегодня можно уже не юродствовать с терминами "советский", "российский" или "русский". Ясное дело, что это было продолжение линии русского пианизма - линии Рубинштейна-Рахманинова.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 12:57:55 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Только что по ТВ-"Культура" в программе "Контекст" Ю.Полякова был затронут тот вопрос, с которого начинается этот поток: был ли музыкальный "золотой век" в СССР, и остался ли он в прошлом или имеет шансы на продолжение ?
Специалисты, приглашённые Поляковым для освещения событий фестиваля "Возвращение", говорили не столько о самом фестивале, сколько о причинах его возникновения и о перспективах его продолжения. Я напомню, что это фестиваль камерной музыки, на котором выступают музыканты, уехавшие в "лихие 90-е" за рубежи СССР якобы "учиться" (или просто оставшиеся в бывших союзных республиках, а не в России), а на самом деле устремившиеся оглядеться и обустроиться на Западе. Как со смехом сказала приглашённая критикесса, на Западе после российских учебных учреждений - в которых до сих пор сильна ещё советская закваска, которая и ученикам передаёт профессионализм советской закалки (хотя, конечно, не во всех специальностях) - "учиться" особо нечему, поэтому тогдашняя российская музыкальная моложёжь (70-х гг. рождения) просто стремилась под этим благовидным предлогом побыстрее смыться из "реформируемой" - а на деле целенаправленно разрушаемой - страны, т.е. ельцинской России. На всякий случай я напомню, что мы до сих пор живём в ельцинской России, потому что с течением времени выяснилось, что Путин - это самый радикальный и упёртый последователь ельцинизма гайдаровского пошиба в духе 90-х гг..
Так вот, что же делали эти люди за рубежом ? Они осели в Германии и на Британских островах, причём, в Германии они имели возможность получать БЕСПЛАТНОЕ муз.образование, как и на Британских островах до сих пор действует муз.система с предоставлением СТИПЕНДИЙ одарённым музыкантам. Так что наши ОДАРЁННЫЕ музыканты там без проблем устроились.
А что же гонит их назад в Россию, на фестиваль "Возвращение" ? Как с юмором сказала та же критикесса, правильнее было бы назвать этот фестиваль не "Возвращение", а "Отъезд" ! :)))
Она же высказала опасение вот какого плана: если раньше в центральные муз. учреждения СССР (то бишь тогдашней России в обличьи и в границах СССР) пробивались очень одарённые ученики со всего СССР, причём, те, кто родился в 70-е, поступали в музыкальные ВУЗы ещё в обстановке высочайшего престижа музыкальной специальности, который по факту поддерживался в СССР, то кто придёт вслед за ними ?
Что дальше ? Кто дальше ? - вопрошала критикесса.
Поляков ей поддакнул: раньше на центральные муз.учреждения работала громадная система поиска и отбора муз. талантов по всей стране, то теперь той системы фактически не существует. Критикесса, правда, попыталась на это что-то возразить, но тут же попритухла: она могла возражать из упрямства, но факты - это тоже вещь очень упрямая. Мало того, что система народного муз.образования разрушена, так вдобавок ещё и почти все преподавательские кадры разбрелись по другим странам, в т.ч. по Азии - Китай, Корея, Япония и т.д. Об этом недавно говорил и Мацуев, когда с тревогой ставил вопрос о том, КТО БУДЕТ УЧИТЬ подрастающее поколение малышей музыке ? Кто будет на местах по всей России вести музыкальные классы ? Да, кстати, престиж музыкальной профессии - и классической музыки в целом - как таковой тоже упал. Вернее сказать, рухнул ещё в "лихие 90-е" !
В общем, проблема кадров стоит очень остро.
Однако раздаются и достаточно оптимистичные голоса:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5635.0

Сказал я и дал ссылку на поток под названием "Петербургская консерватория как учебное заведение - рухнула ?" ! :)) - будем считать это одним из парадоксов нашей нынешней жизни.
Так вот что рассказал мне один из профессионалов, вхожих в питерский храм музыки.

Цитата:
-------------------------------
Да, конкурс сильно упал. Престиж профессии невысок - всем ясно, что учиться надо долго и мучительно, а прилично жить будут единицы. С другой стороны, в [музыкальную] школу теперь почти не идут ради "престижу", а кто действительно одарён, всё же туда идёт. Лет 20-30 назад конкурс был выше, но слабых и беспомощных по большому счету была половина.
-------------------------------

Это, кстати, ответ на недоумение regards'а по поводу "золотого века", когда он мне написал, что застал в советскую эпоху чрезвычайно низкий уровень вечеров ф-п классов (в 60-70-х гг.). Я ему на это возражал примерно в том же духе, в каком мне повествовал питерский профессионал: теперь идут не ради "престижу", а лишь те, кто реально одарён.
Выходит дело, не столь одарённые другие, на кого намекал в своё время Жванецкий словами "может, в Консерватории что поправить ?" ("Консерватория, концертмейстерство, зарубежные поездки, валютные махинации, суд, Сибирь"), теперь поступают для этого не в Консерваторию, а в учебные учреждения ИНОЙ профессиональной направленности ! :))) К тому же для того, чтобы заниматься воровством и валютными махинациями, теперь не нужно ездить за рубеж: всем этим можно заниматься здесь, в России.
Вот, собственно, и ответ на вопрос об "уровне" музыкантов - тогдашнем и теперешнем. В те годы было много балласта, но талантов было тоже предостаточно: по окончании ВУЗа таланты занимались музыкой, а балласт - махинациями. И вся недолга !
Знаете, раньше я об этом просто не думал, а теперь у меня теперь такое убеждение вызрело, что в советские годы музыкальные ВУЗы были кузницей кадров не только первоклассных музыкантов, но и спекулянтской шушеры, которой для осуществления своих махинаций нужно было получить ВО и официальную возможность выезда за рубеж в профессиональных (якобы) целях. Вполне естественно, что на классных вечерах эта шушера отнюдь не блистала "музыкальными талантами".
А в наши дни музыкой занимаются те, кто делает это по зову души - я думаю, исключения есть и сегодня, но, конечно, они не имеют такого массового характера, как при Совке, когда муз.диплом нужен был лишь для проформы, "чтобы куда-нибудь пристроиться".
Так что regards, хотя он и справедливо возмущается отдельными представителями тогдашней советской системы муз.образования, должен признать, что о состоянии системы в целом судить по этим деятелям нельзя. "Золотой век" определяли не они.
И вот теперь вопрос, поднятый критикессой в передаче Полякова - а что дальше ? кто придёт за ними ? - мне кажется довольно тревожным и требующим прояснения: кто придёт за тем поколением музыкантов, которое родилось в СССР в 70-х, а возмужало уже за рубежом в 90-х ?
Кто бы нам его прояснил и где бы об этом можно было услышать или почитать. Давайте поищем.
« Последнее редактирование: Январь 16, 2012, 13:40:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Я бы хотел таки оговориться, что "чрезвычайно низкий уровень" не есть абсолютная характеристика. Приехав в 16 лет в Москву, я пришёл в МГК, как на Олимп, ожидая чего-то совершенно сверхъестественного, и мои охи относятся к тому ОТНОСИТЕЛЬНОМУ разочарованию, которое я испытал.

Говорить это в абсолютных терминах было бы абсолютно несправедливо, и те, кто не слышал тогдашних классных концертов, могут вообразить картину, совершенно не соответствующую действительности.

Конечно, было много хороших и замечательных музыкантов, и многие из них играли на порядок круче того, что мне было доступно тогда в смысле понимания, "как это делается", то есть возможности, в принципе, сыграть самому. Надеюсь, понятно, что я имею в виду: я не был профессиональным музыкантом, мало имел возможностей заниматься, и потому совершенно не имеет значения, что я реально тогда играл или мог сыграть, но понимание не пропьёшь. Так вот, многие студенты играли на голову выше моего тогдашнего разумения, так что я не имею никакого права огульно очернять их в глазах сегодняшних читателей.

Я имел в виду только некую среднюю температуру по палате, не подумав, что мои слова можно истолковать совсем уж ужасно.

Возможно, что те так запомнившиеся плохие студенты были как раз из числа поступавших по каким-то связям именно ради престижного тогда диплома, хотя и тогда уже проблема трудоустройства выпускников любых музыкальных вузов, даже МГК, была очень тяжёлой.
« Последнее редактирование: Январь 16, 2012, 22:07:10 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чем дальше, тем всё более ясно становится, каким культурным богатством мы обладали в СССР, несмотря ни на какие "но". Для меня неразрешимой загадкой остаётся тот факт, что мы все – если иметь в виду нашу музыкальную и околомузыкальную общественность – так мало ценили это … Даже если не брать широко, а рассматривать только фортепианное искусство, то можно прийти к выводу, что в послевоенные годы в России имело место цветение русского пианизма. Г.Г.Нейгауз в своих статьях тех лет пишет, что мечтает о том, чтобы любители не только слушали музыку, но и сами исполняли её.
Кто-то скажет "утопия" – но смотря как рассуждать ! Само по себе появление такой мечты в те годы означало констатацию высочайшего статуса, которым обладало тогда классическое музыкальное искусство. Разве сегодня, спустя полвека после смерти Нейгауза, кто-нибудь мечтает о том, чтобы слушатели сами умели играть и изучали бы тонкости, к примеру,  пианизма на собственном опыте ? :)) На мой взгляд, в наши дни это выглядит гораздо более утопично, потому что вся обстановка изменилась, поменялись социальные ориентиры, произошли социальные и научные перевороты, пришли новые технологии, на первый план выдвинулись другие области знания, у широкой публики появились другие интересы и другие хобби.
Хорошо ли это, плохо ли, но факт остаётся фактом: Золотой Век русского пианизма позади, и мы должны стремиться сохранять и изучать его интеллектуальные богатства, потому что всё это никогда уже не повторится, как не повторится ситуация, в которой возникала великая музыка прошлого и рождались великие её интерпретаторы.
Отголоском этой великой эпохи является также исполнительство Евгения Малинина, о котором я недавно вспоминал на нашем форуме (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3600.msg72775#msg72775) и который был наследником яркого направления мирового пианизма, укоренённого в глубине веков, питавшего художественную фантазию пианистов прошлого и дошедшего до наших дней.
Ну и кто в те годы понимал, что является свидетелем уникальных выступлений в главных концертных залах, ни одно из которых нельзя пропустить, чтобы не проворонить что-нибудь интересное ? А ведь я помню почти пустые залы на концертах выдающихся музыкантов - из нашего "прекрасного далёка" я понимаю, почему они играли перед малочисленными аудиториями и не обижались и не смущались: такое было в норме вещей и наблюдалось почти на каждом концерте, если не брать, конечно, концерты корифеев "золотого века". Разумеется, на выступления Нестеренко, Образцовой, Левко, Синявской, Вишневской, Штоколова, Д.Ойстраха, Ростроповича, Рихтера, Гилельса, Мравинского, Светланова, тогдашнего состава квартета им.Бородина и др. (если брать не только пианистов) был страшный лом и попасть было очень тяжело, но речь ведь не только о них !
И сегодня, когда издаются фонограммы всех остальных артистов "золотого века", сделанные в рабочем порядке кабинетами звукозаписи при концертных залах - я в те времена даже и понятия не имел, что почти всё сплошь записывается ! - а также извлекаются раритеты 40-50-х гг., то становится ясно, каков был тогдашний размах и качество музицирования, если даже артисты, не причисляемые ТОГДА к корифеям, могли обеспечить такой художественный уровень, что их фонограммы обладают художественной значимостью и сегодня и являются, в полном смысле этого слова, бесценными.
Я даже не знаю, что мне подсказывало тогда, что нужно ходить на всё подряд - меня ведь никто особо не направлял ! :)) Видимо, качество самой игры меня притягивало неудержимо, если я до сих пор помню детали исполнений столь далёких лет, которые с некоторым даже трепетом узнаЮ в издаваемых ныне фонограммах. Тот, кто не испытал этого чувства, вряд ли сможет понять, что это такое - вдруг встретить на дисках то, что считал достоянием своей памяти и никогда уже не чаял услышать ещё раз ! :)) В этой жизни по крайней мере. Это похоже на чудо возвращения с того света - как будто дорогие люди и воспоминания вдруг материализовались и продолжили своё существование в реальном мире. Хотя ......... быть может, так оно и есть и подобные слова не являются слишком большим преувеличением.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вопрос художественного уровня нынешних концертов возникает вновь и вновь:

Но: лично я иду на концерты Воскресенского и Алиханова, которые Вы оценили, как "можно не ходить", колбасная нарезка Crescendo не в сфере моих интересов, но думаю будет востребована.
Господин Predlogoff, Вы совершенно правы, что многие концерты надо разносить по разным разделам, но тогда их так трудно находить!!!Не все так мастерски ориентируются на Форуме, как Вы. Я бы никогда не нашла концерт арфовой музыки и соответствующего потока.
Еще повторяю: я буду ОЧЕНЬ сдержанно размещать афиши. В конце концов наверное никому не нужны мои личные интересы, а мой план прослушивания концертов  о-го-го какой немаленький.


У меня тоже планы ого-го, у меня за сезон насчитываются сотни билетов на разные концерты, уже сейчас десятки закуплены впрок, но о многом я даже не говорю здесь, потому что бездарные дирижёры, инструменталисты и певцы не заслуживают даже упоминания: если я на них попадаю, то стараюсь забыть их концерты, как кошмарный сон, а уж тем более, если я хоть раз на них побывал, то уж хотя бы на словах постараюсь не допустить, чтобы на них клюнул кто-то ещё.
В нашей концертной жизни очень много шлака и брака, и незачем его тащить на наш форум.


У меня давно копошится ещё более мрачная мысль: такое ощущение, что изменилась сама атмосфера концертов. Раньше она была - до полной гибели всерьёз, а сейчас концерт воспринимается как какое-то техническое мероприятие: даже у пассионарного Любимова получился пшик, поскольку кроме халтурщика Батагова не из чего сотворить мистерию.
Не думаю, что это ощущение - из серии "и деревья были зеленее". Это - не ленивый скепсис, а реальное разочарование: услышать настоящий концерт очень хочется, но нету.

И всё же кое-что выискать можно, но для этого нужно ИСКАТЬ.
Да, у меня тоже такое ощущение, что раньше шлака было меньше. Я имею в виду отнюдь не технический, а художественный уровень. Техника инструменталистов, как мне кажется, в наши дни намного выше, чем даже 20-30 лет назад, но она приобрела какой-то самодовлеющий характер. Когда-то выдающиеся консерваторские профессора за это ругали своих студентов, а сегодня, наверное, уже рукой на всё махнули.

Но даже Любимов не сплошь туфту гонит: вот ведь был его выдающийся концерт из произведений Дебюсси - все 24 Прелюдии. Ну это было нечто ........ В духе "золотого века", именно это сравнение мне приходило тогда. А его авангардистские шалости - это дань его юношескому "шестидесятническому" максимализму.
И сегодня есть что и есть кого послушать, случаются даже и откровения :)) Но вы правы в том, что ПРОХОДНЫХ концертов сегодня стало гораздо больше.
Особенно меня раздражает т.н. "профессорская игра": о да, это и добротно, и солидно и т.п., но и столь же необязательно к прослушиванию. К сожалению. Это не та "профессура", что полвека назад, когда мог выступить какой-нибудь Софроницкий, Фейнберг, Нейгауз или Флиер и всех потрясти. На профессуре тяжесть ушедшего века тоже сказалась - "отягощённые злом", как выразились Стругацкие.
Но это беда не только исполнительства, не только музыки, но и искусства в целом. Искусство как таковое переживает какой-то страшный кризис, которого никогда ранее не бывало даже в самые лихие времена - кризис ненужности и никчёмности. Гляньте на прозу, поэзию, живопись, ремёсла, драматический театр - разве там не то же самое? Даже хуже.
« Последнее редактирование: Ноябрь 07, 2013, 12:37:50 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 155
Re: Советский "золотой век" исполнительства
« Ответ #12 : Ноябрь 07, 2013, 13:15:48 »
Predlogoff, Январь 13, 2012, 17:53:56

Цитировать
Когда-то я ходил в оперу и на концерты чуть ли не каждый вечер, но эти благословенные времена давно прошли.


regards, Январь 13, 2012, 18:58:19

Цитировать
Да, и у меня был такой период.

Оказывается ежедневные "выходы на концерты" – опасная болезнь ???, которая передается через Форум – вот ВЫ ОБА меня и заразили ею…. То-то я теперь два дня без концерта прожить не могу - скоро из дома выгонят... ;D ;D ;D



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну я не каждый день хожу, иначе я давно бы уже скончался, т.к. художественная сторона оставляет желать много лучшего, но всё же довольно часто оказываюсь на концертах и в театрах. Я стараюсь теперь выбирать либо что-нибудь необычное, либо обычное, но очень качественное. Те времена, когда я ходил на всё подряд, и впрямь прошли - у меня на это просто ни сил, ни терпения нету.
А что эта болезнь - ходить на музыкальные мероприятия - передаётся через форум - это факт: если бы не форум, я бы не ходил так часто на концерты и спектакли и не держал бы руку на пульсе музыкальной жизни. Пульс этот, правда, очень неровный, что я и отмечаю, собственно. И я тут не один такой энтузиаст, я это вижу по нашим публикациям :)
Но я ещё раз хочу отметить, что смотря с чем сравнивать: если уж считать нас её частью и сравнивать с Европой, то скажу, что, побывав в десятках европейских городов, в т.ч. и в столицах, и сравнив их музыкальную жизнь с оной же в Москве и Санкт-Петербурге, могу засвидетельствовать, что в наших столицах она просто бьёт ключом. Такое, как у нас в Мск м СПб, наблюдается только в самых известных европейских городах с вековыми музыкальными традициями, а в среднем европейцы весьма прохладно относятся к классической музыке и в массе своей знают её плохо. Впрочем, они ко всему относятся прохладно, так что классика не исключение.
С другой стороны, очень удручает, что художественная составляющая нашей страны, как и до Октябрьской революции, сосредоточена, в основном, в столицах. Такая централизация свидетельствует о большом упадке культуры по стране в целом и не может не тревожить. Мы же знаем, чем это закончилось в 1917 году. Так что остаётся уповать лишь на то, "чтобы войны не было". Кто его знает, не будь 1914-го года, возможно, не было бы и 1917-го. Другой вопрос, что считать "войной" :)) Фактически гражданская война - то в активной, то в вялотекущей фазе - идёт на нашей территории с 1986 года.
В каком-то смысле наша столичная музыкальная жизнь - это островок отрицательной энтропии посреди развала и разброда, который, по моему разумению и по мнению экономистов, будет продолжаться, как минимум, до середины XXI века, если, конечно, в середине века о нашей всё более отстающей от остального мира стране вообще ещё можно будет говорить как о "государстве". Поэтому в каком-то смысле наша музыкальная жизнь - это деятельное противостояние разрушительным тенденциям и вполне очевидному политическому и экономическому самодурству и застою:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7662.msg119630.html#msg119630
Примерно в таком же качестве она существовала у нас тут и в XIX-XX вв., поэтому даже при самых одиозных режимах, которые были куда как круче нынешнего, музыкальное искусство удерживалось на плаву и удерживало и поддерживало тех, кто им занимался и интересовался как средством духовного спасения. Именно в этом качестве оно существует и сегодня.
Поэтому тем более объективно мы должны оценивать его состояние и тем более требовательно относиться к его носителям. По крайней мере я в своих оценках исполнителей и новейших сочинений исхожу именно из этого: мне халтура не нужна и художественный брак для меня неприемлем.
« Последнее редактирование: Ноябрь 07, 2013, 15:12:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица