Автор Тема: Зубин Мета  (Прочитано 4627 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Зубин Мета
« : Август 06, 2012, 13:30:50 »
Зубин Мета – поэт тона
http://www.zavtra.ru/content/view/zubin-meta-poet-tona/
Марина Алексинская


http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=PeEx-u5FNJI
Вот уже второй месяц каждый день почти я прослушиваю «Славянский танец» Дворжака в исполнении Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты и вспоминаю концерт. Концерт Израильского симфонического оркестра под управлением Зубина Меты, солист – Денис Мацуев, что состоялся 20 мая 2012 года в Концертном зале имени Чайковского. В огранке двух сочинений - увертюры к трагедии Гёте «Эгмонт» и Седьмой симфонии Бетховена - прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. И то были незабываемые переживания. Слушая Концерт, полный щемящей славянской меланхолии, смятенного немецкого духа, я вспоминала библейское «нет ни эллина, ни иудея» и вспоминала вопрос, заданный маэстро во время пресс-конференции. «Кем вы считает себя, человеком мира?» «Конечно же, индусом! – парировал Зубин Мета. - Я – сто процентный индус! К сожалению, на родине не часто бываю, но связь всегда поддерживаю, слежу за тем, что там происходит». В контексте российской действительности, где что ни «звезда» - то «человек мира», ответ маэстро прозвучал откровением. Божественное – вне национальности. Национальное – божественно.
«Дирижер от Бога» – говорят о Зубине Мета. Зубин Мета родился в Бомбее, в музыкальной семье. Его отец, Мели Мета, - основатель Бомбейского симфонического оркестра, руководил молодежным симфоническим оркестром в Лос-Анжелесе. В 17 лет Зубин Мета, распрощавшись с медицинским факультетом университета, поступил в одно из самых престижных музыкальных заведений - Венскую академию музыки, а через семь лет уже дирижировал лучшими оркестрами мира - Венским и Берлинским симфоническими оркестрами. Более чем кто-либо, тринадцать лет, Зубин Мета возглавлял Нью-Йоркский симфонический оркестр, а с 1977 года - художественный руководитель Израильского филармонического оркестра. Зубин Мета – почетный дирижер филармонических оркестров Вены, Мюнхена, Лос-Анжелеса, оркестра фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и Баварского государственного оркестра. В родном Бомбее на средства Зубина Мета более двухсот детей получают классическое музыкальное образование. Дирижер - лицо симфонического оркестра. Он задает оркестру ту тональность, интонацию, благодаря которым оркестр становится узнаваемым. Приди на прослушивание виртуоз из виртуозов, он может оказаться вне оркестра в том случае, если исполнение его не совпадет с той идеальной музыкой, что звучит в небесах только для дирижера оркестра. Обаяние личности, интеллекта, судьбы дирижера как-то быстро оборачивается в одежды мифа, до которых столь охоча публика всех континентов. «Зубин Мета – поэт тона»… «Зубин Мета – маэстро мудрости»… «Зубин Мета - мастер художественного высказывания, что устремлено к самому Духу музыки».

«Настоящий музыкант весь живет творением, которое он воспринял в духе мастера, и в том же духе исполняет, пренебрегая так или иначе выставить свою личность» - эти слова Гофмана я вспоминала, слушая Первый концерт Чайковского. Зубин Мета - высокий, статный, могучий - он походил на древнегреческого бога-громовержца, расправлявшегося в лучах софитов с массивами музыки. Создавался такой эффект, природа которого мне неизвестна, словно величайшая музыка Первого концерта Чайковского волнами находила на оркестр от стен Концертного зала, с потолка, и оркестр оказывался лишь нечто вроде звезды, что излучает отраженный свет. Поразительное было ощущение. Заслуга, безусловно, и в классе Израильского симфонического оркестра, и в способности маэстро прочувствовать, ощутить, пережить глубоко русское произведение Чайковского на родине композитора, в России. Свежестью и самобытностью первого концерта современники Чайковского находили в народности сочинения, способного увлечь и захватить большие аудитории.

Первый концерт в интерпретации Зубина Меты в исполнении Израильского филармонического оркестра с солистом Денисом Мацуевым (фортепиано) оказался своего рода разделом между веком минувшим и веком нынешним. В какой-то момент вдруг обозначилась со всей очевидностью проблема «отцов и детей». Музыканты, давно вознесенные на пьедесталы, кто властвовал умами и настроениями в ХХ веке, уступают красную дорожку славы музыкантам века ХХI. Какие они?

Денис Мацуев – одно из ярких имен. Он любим публикой, он срывает аплодисменты. Несколько лет назад на фестивале «Флорентийский май» Денис Мацуев услышал интерпретацию Зубином Метой концерта Рахманинова. Тайное желание пианиста выступить с оркестром под управлением Зубина Мета стала явью в Москве, 20 мая 2012 года.

ХI Международный конкурс имени Чайковского в Москве открыл граду и миру дарование Дениса Мацуева Денис Мацуев стал победителем конкурса, карьера пианиста быстро взметнулась к апогею. Было это в 1998 году, когда музыканты, заметим, рвались из Рашки, как от чумы, в Европы. Поступок Дениса Мацуева не погнаться за длинным долларом, вне всяких сомнений, заявил еще и как о личности. Но жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, миновать «правил игры» не по силам. И талантливый музыкант Денис Мацуев волей-неволей стал превращаться в медийную персону: презентации, коктейли, открытия ресторанов, бутиков, глянец. Столичная круговерть «бомонда» выхолащивает тайну, лишает в высоком смысле артистизма. Как-то всё излишне просто. Просто подойти к роялю, просто втопить педаль. Вышел-сыграл-поклонился – скорость то ли век диктует, то ли что-то еще не пережито – не пережито? Понятен ответ Марии Юдиной в 1945-м: «Мы выиграли, и потому Бетховен должен звучать сегодня так, победоносно!» (у пианистки спрашивали почему так громко?» И не совсем понятно сверхмощное звучания рояля в Первом концерте Чайковского. Но я не сомневаюсь, пройдет год-другой и Денис Мацуев выйдет к роялю в звании подлинного Артиста.

P.S. В фойе зала после концерта я слышала разговоры о пианизме выдающегося русского музыканта, Владимира Софроницкого. Актуальные тренды «ции» начала ХХI века – модернизации- оптимизации – с «измами» начала ХХ конкуренции не выдерживают.


Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Зубин Мета
« Ответ #1 : Сентябрь 16, 2014, 18:12:58 »
«Я вырос на русской музыке»

Иркутский репортер: 16 сентября 2014

Всемирно известный дирижёр Зубин Мета побывал на Байкале http://www.vsp.ru/social/2014/09/16/546770

Записала: Алёна МАХНЁВА

Фестиваль академической музыки «Звёзды на Байкале» в этом году взял новую высоту – 14 и 15 сентября в музыкальном театре имени Загурского состоялись два концерта с участием Израильского филармонического оркестра под руководством Зубина Меты. Иркутск стал первым российским городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где выступил легендарный дирижёр. Кроме репетиций и концертов маэстро успел окунуться в Байкал, пообщаться с журналистами и дать небольшое интервью нашему изданию.

Зубин Мета – звезда первой величины в мире классической музыки. Будущий дирижёр  родился в 1936 году в Бомбее, где начал заниматься музыкой под руководством отца – скрипача и дирижёра. Отец, по его словам, был главной, самой влиятельной фигурой в его жизни до отъезда в Вену. Именно отцовская увлечённость не оставила Зубину выбора – он впитал любовь к музыке с детства, музыка окружала его с самого рождения. В восемнадцать лет Зубин Мета покинул Бомбей и, хотя был хорошо знаком со многими произведениями, впервые услышал симфонический оркестр живьём. «Казалось, что мои уши взрываются», – вспоминает маэстро первую встречу с Венским филармоническим.

В двадцать три он дебютировал как симфонический дирижёр, в двадцать пять, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, был назначен его художественным руководителем, став самым молодым дирижёром, которому был доверен один из лучших оркестров мира, одновременно возглавив Симфонический оркестр Монреаля, в тридцать лет стал автором собственной биографии.

В Иркутске Израильский филармонический оркестр, который сейчас возглавляет Зубин Мета, отыграл два концерта в рамках IX Международного фестиваля академической музыки «Звёзды на Байкале». Иркутская публика услышала Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса, симфоническую поэму «Жизнь героя» Штрауса. Солировал народный артист России и художественный руководитель фестиваля «Звёзды на Байкале» Денис Мацуев. Именно он пригласил маэстро выступить в Сибири.

..
Новые – байкальские – глубины открыл для себя и маэстро, который после бани окунулся в воды озера.

– Здравствуйте, очень приятно, – приветствовал он журналистов по-русски, прежде чем поделиться впечатлениями о Байкале. – Я надеюсь, что наш концерт будет большой успех. О’кей? – и, с улыбкой переходя на английский, добавил: – Это весь мой русский репертуар. Я вырос в Бомбее, наш дом выходил прямо на берег Индийского океана, где я купался мальчишкой. Теперь я живу в Калифорнии и Израиле, но уже много лет не плавал ни в океане, ни в Средиземном море. Вчерашнее погружение в Байкал было настоящим шоком. Потрясла не только температура, но и сам факт, что я оказался глубоко в воде. Почувствовал себя как дома. Ныряя, я попробовал воду на вкус, она была очень приятной. 

...О Байкале, самом глубоком и чистом озере планеты, маэстро узнал ещё школьником. Он сказал, что вообще любит бывать в России, впервые он приехал в Советский Союз в 1962 году с Монреальским симфоническим оркестром, выступив в Москве, Ленинграде и Киеве.

– Сибирь была незнакомой, поэтому мы так хотели тут побывать. На Байкале я попробовал лучшие блины в моей жизни! А сметана, а омуль! – восхищался маэстро. – Однажды мы надеемся поехать в полноценный тур по всей России, посетить как можно больше городов.

Зубин Мета – настоящий человек мира: он чувствует себя как дома в разных странах и на разных материках.
...

Маэстро говорит, что вырос на русской музыке.

– Мой отец играл в струнном квартете в Бомбее Чайковского и других русских композиторов. В Вене я ходил на русские оперы. Великие музыканты, с которыми мне посчастливилось работать, как сейчас с Денисом, всегда играют концерты Чайковского и Рахманинова, так что я знаю не меньше пятидесяти версий, – улыбается дирижёр. – И, конечно, следующее поколение – Стравинский, Прокофьев и другие – это часть нашего репертуара. Когда в 1962 году мы приехали в СССР с Монреальским симфоническим оркестром, я привёз симфонию Стравинского в трёх частях. Мы не знали, что это было первое исполнение той вещи в России. Маэстро Кондрашин пришёл с небольшим магнитофоном, чтобы записать выступление. Всю жизнь мне невероятно везло выступать с лучшими русскими музыкантами – Ойстрахом, Ростроповичем, Гилельсом. А теперь и с Денисом Мацуевым, который представляет новое поколение.

Музыка, которая отсутствует в репертуаре Израильского филармонического оркестра, – произведения Вагнера.

– Среди наших гостей всё ещё есть люди, которых принуждали слушать Вагнера в концентрационных лагерях. Музыка – эмоционально сильный язык. Слышать музыку композитора, которого превозносили нацисты,  для людей, всё ещё носящих лагерные номера на руках, очень тяжело. Из уважения к ним мы Вагнера не играем. Но, возможно, будем когда-нибудь позже.

...В прошлом году с оркестром мы побывали на моей родине, в Кашмире, где противостояние между индуистами и мусульманами существует с 1947 года. В прекрасном саду сидело почти две тысячи человек, среди которых были те и другие, вместе они слушали музыку, можно сказать, в первый раз. Небольшая исламистская секта пыталась помешать проведению концерта. С нашим оркестром играли кашмирские музыканты. Им угрожали смертью, если они будут играть с нами, но они все пришли. Сад был полон людей, телевидение транслировало концерт в прямом эфире, и 70% жителей Кашмира его посмотрели. Шумиха, которую пытались поднять исламисты, не оказала влияния. Так что мы – и музыка – сделали кое-что хорошее.

Несмотря на крайнюю занятость, Зубин Мета нашёл время для короткого интервью нашей газете.

– Может ли Иркутск в будущем претендовать на статус одного из центров классической музыки благодаря проведению здесь фестиваля «Звёзды на Байкале»?

– Да! Люди здесь любят музыку, театр, культуру. Фестиваль поможет городу стать культурным центром. Конечно, нужно кое-что ещё. Иркутску необходим новый концертный зал. Существующий, со всем уважением, не раскрывает в полной мере звук рояля и оркестра в целом. К счастью, зал небольшой, и, несмотря на неидеальную акустику, оркестр звучит хорошо. Мы делаем прекрасную музыку, отдаем всё, что у нас есть, но в другом зале вы услышите разницу. Я сказал Денису: построите зал, и мы приедем ещё.

– Действительно ли сегодня классическая музыка переживает некий ренессанс, а в особенности опера? С чем это связано?

– Трудно судить о ситуации в России, у вас столько талантов, столько чудесных музыкантов, оркестров и театров, особенно на западе: в Санкт-Петербурге, Москве. Обновление Большого театра и новый театр Валерия Гергиева показывают, что власти поддерживают культуру, и это прекрасно.

В мире у классической музыки в целом дела не столь хороши. Особенно в таких странах, как Италия и Испания, культура не получает должной финансовой поддержки от правительств. Это печально, поскольку то, что мы сегодня называем культурой, во время Ренессанса возникло именно там, а через сто лет пришло в Германию. И в Германии поддержка гораздо серьёзнее.

Я говорю о культуре в целом, в том числе современной. Рок-н-ролльные мальчики и девочки на больших стадионах не нуждаются в господдержке, а классический театр, музыка, наука должны её получать. У нас, симфонических оркестров, нет таких прибылей, как у поп-музыкантов. При этом мы не можем себе позволить ездить в туры в убыток. Поездка в Иркутск не приносит Израильской филармонии никакой прибыли, хотя, если говорить об оркестрантах, они, конечно, получают зарплату. Мы всегда путешествуем, поскольку выступления нашего оркестра в разных городах и странах очень важны для Израиля как государства. Мы представляем культуру этой страны, а для неё музыка, искусство и наука очень важны...

Полностью здесь http://www.vsp.ru/social/2014/09/16/546770
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #2 : Февраль 24, 2015, 22:40:55 »
Рихард Вагнер и Зубин Мета. Два титана в Театре Сан Карло

Подробнее:

Неаполь по-славянски
http://napoli1.com/news/rikhard_vagner_i_zubin_meta_dva_titana_v_teatre_san_karlo/2015-02-22-4816
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #3 : Март 29, 2015, 19:41:44 »
Анна Ефанова

«В Израиле нельзя не быть политиком»

Дирижер Зубин Мета — о котлетах по-киевски, туфлях китайского вице-президента и о том, как Ростропович выбирал победительниц конкурсов красоты

Итальянский оркестр «Флорентийский музыкальный май» выступил в Москве в рамках VI Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Корреспондент «Известий» встретилась с пожизненным руководителем коллектива, прославленным индийским дирижером Зубином Метой.

Далее:

Известия. 29 марта 2015 г., 15:02
http://izvestia.ru/news/584694
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #4 : Сентябрь 04, 2015, 05:36:02 »
Легендарный дирижер Зубин Мета в Ереване: исполняется впервые

http://style.arka.am/ru/music/legendarnyy-dirizher-zubin-meta-v-erevane-ispolnyaetsya-vpervye
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #5 : Март 21, 2016, 10:32:11 »
"Я вырос на русской музыке"

Дирижер Зубин Мета — о дружбе с Мстиславом Ростроповичем. Беседовали Анна Сабова и Александр Трушин

Дирижер Зубин Мета о фестивале Ростроповича, который открывается на этой неделе, дружбе с маэстро и о том, почему музыканты не чувствуют разницы в возрасте

http://kommersant.ru/doc/2932610
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Зубин Мета
« Ответ #6 : Апрель 21, 2016, 14:33:24 »
21.04.2016  Дирижер-легенда

http://nautilus.co.il/Pages/pgsPress/pgVmakPress.aspx?artID=989&menuID=6&srcPPack=ru%2C0%2C0

Перлман и Мета играют в две руки.Есть редкие люди, по отношению к которым превосходные степени оказываются вполне впору и не выглядят преувеличениями. Один из таких - дирижер Зубин Мета. В 23 (!) года он дебютировал с Венским филармоническим оркестром, сделавшись самым молодым дирижером, когда-либо стоявшим за пультом этого коллектива, а чуть позже - и Берлинского филармонического.

Виктор Лихт

В 1961 году его пригласили главным в Монреальский симфонический оркестр, через год он параллельно возглавил и филармоников Лос-Анджелеса, сменив таких китов, как Игорь Маркевич и Эдвард ван Бейнум, и установил сразу два новых рекорда, став самым молодым из американских главных дирижеров и к тому же первым, кому довелось быть художественным руководителем одновременно двух оркестров в Новом свете. С 1978 года Мета - музыкальный директор Нью-Йоркского филармонического оркестра. Он занимал этот пост в течение 13 лет. Пока это тоже рекорд, так долго нью-йоркским коллективом не руководил никто (Курт Мазур, сменивший Мету, продержался 9 лет).

Однако главные рекорды Зубина Меты связаны с нашей страной. Он появился за дирижерским пультом Израильского филармонического оркестра в 1961 году. И с тех пор стал здесь постоянным и желанным гостем. Насчет того, когда именно он сделался художественным руководителем ИФО, разные источники сообщают разное. Будем придерживаться версии сайта ИФО, который называет 1969 год. Зато точно известно, что Мета был первым музыкальным директором коллектива, до того обходившегося без единоличного художественного руководителя. В 1981 году израильский оркестр пошел на новый беспрецедентный шаг, мгновенно позволивший Мете установить еще один рекорд, который, по-видимому, уже никто и никогда не превзойдет. Он был избран пожизненным музыкальным директором коллектива.
 
Парс по происхождению, родившийся в Индии, этот дирижер был с еврейской страной и с ее главным оркестром в самые трудные минуты, каковых в истории Израиля хватило бы на несколько государств взятых. Имея ангажементы по всему миру, руководя оркестром в Нью-Йорке, фестивалем во Флоренции, оперным театром в Баварии, он никогда не отменял запланированных приездов в Израиль (единственное на моей памяти исключение - когда Мета не захотел покидать находящегося при смерти отца), зато порою откладывал свои концерты за рубежом, чтобы поддержать своих подопечных. Авторитет Меты всегда привлекал в Израиль выдающихся музыкантов. Кроме того, Зубин не раз помогал привлечь финансовые средства в Израиль, вкладываемые не только в филармонические проекты. Напомню, что именно по его инициативе миллиардер Бухман вложил деньги в захиревшую было Тель-Авивскую музыкальную академию, ставшую Высшей школой музыки имени Бухмана - Меты.
 
Этому уникальному человеку 29 апреля исполняется 80 лет. Поздравлять с днем рождения заранее не принято, но не артиста, у которого жизнь расписана на годы вперед. И вот, в середине апреля в Тель-Авиве прошли три концерта Израильского филармонического оркестра, посвященные предстоящему юбилею маэстро. Вся насыщенная программа прозвучала наилучшим образом.
 
Юбиляр продемонстрировал безупречную форму в 1-й симфонии Малера, которую традиционно для себя исполнил в первоначальном пятичастном авторском варианте. Пианист Денис Мацуев блеснул во 2-м концерте Прокофьева не только привычной для него напористостью и виртуозным совершенством, но и неожиданно тонким лиризмом и типично прокофьевским сарказмом, которые раньше за ним не замечались. В трактовке грузинской пианистки Хатии Буниатишвили и Зубина Меты часто лоснящийся сальными пятнами и местами затертый до неприличия 1-й концерт Чайковского предстал словно впервые, как беседа давно не видевших друг друга и радующихся новой встрече людей.
 
Не подвели и давние друзья маэстро, израильские скрипачи, с которыми связаны годы его молодости. Ицхак Перлман сыграл 1-й концерт Бруха с несколько старомодно слушающейся сегодня, но трогательной романтической горячностью. А у Пинхаса Цукермана скрипичные концерты Баха (ля-минорный, в котором он выступил и как дирижер) и Брамса, напротив, дышали божественным спокойствием и совершенством, страсть ощущалась лишь подспудно, хотя и мощно. Она выплеснулась наружу в Двойном концерте Брамса, где присоединившаяся к мужу виолончелистка Аманда Форсайт неожиданно взяла на себя инициативу.
 
И во всех сочинениях, включая "Карнавал" Дворжака и увертюру к "Летучей мыши" И. Штрауса, радовал своей игрой оркестр, в чьей безупречной исполнительской форме немалая заслуга его пожизненного директора.
 
Все три вечера прошли удивительно тепло. Президент Израиля Реувен Ривлин не ограничился формальным официальным приветствием, а приправил его детскими воспоминаниями о том, как мать водила его на концерты ИФО. Публика не скупилась на аплодисменты. Свечи на огромном торте, который вывезли на сцену, как ни старались их задуть, загорались вновь и вновь - точно так, как уже много лет загорается и не гаснет наш 80-летний юбиляр. До 120!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #7 : Июнь 28, 2016, 22:45:59 »
В Вене чествовали Зубина Мету и Дмитрия Хворостовского

Текст: Андрей Золотов-мл

Два всемирно известных артиста - дирижер Зубин Мета и баритон  Дмитрий Хворостовский - стали в понедельник вечером главными лауреатами Австрийской премии в области музыкального театра.

https://rg.ru/2016/06/28/v-vena-chestvovali-zubina-metu-i-dmitriia-hvorostovskogo.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Зубин Мета
« Ответ #8 : Декабрь 27, 2016, 17:29:13 »
Зубин Мета уйдет с поста руководителя Израильского филармонического оркестра
 

Всемирно известный дирижер, руководитель Израильского филармонического оркестра (ИФО) Зубин Мета намерен покинуть свой пост в октябре 2019 года.

К моменту отставки Мета отметит 50-летие своего пребывания во главе израильского оркестра. В 1981 году дирижеру было присвоено пожизненное звание руководителя ИФО.

http://stmegi.com/posts/40947/zubin-meta-uydet-s-posta-rukovoditelya-izrailskogo-filarmonicheskogo-orkestra/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау