Автор Тема: А.А.Алябьев (1787-1851), мастер русского романса, водевиля и инструментальной музыки  (Прочитано 29199 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Александрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

http://www.belcanto.ru/alyabiev.html



"Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не "фельетониста от музыки", с вниканием в запросы сердца своих современников..."

(Б. Асафьев)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%FF%E1%FC%E5%E2,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
11
НОЯБРЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00

Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»
К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сайт, посвященный Алябьеву:

http://aliabiev.psn.ru/music.html

Особенно интересен раздел "Музыка":
http://aliabiev.psn.ru/music.html


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
18 ноября, воскресенье, в 16:00 в Концертном зале галереи Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина при участии Ассоциации «Культура России» состоится вечер, посвященный композитору Александру Александровичу Алябьеву. Это редкая возможность услышать не только вокальную, но и замечательную инструментальную музыку композитора.

Исполнители – лауреаты международных конкурсов:

Анастасия Верещагина (сопрано)
Сергей Борзов (тенор)
Алексай Неберикутин (скрипка)
Глеб Степанов (виолончель)
Ведущая – кандидат искусствоведения Людмила Когтева.

http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9746

14 ноября в 19.00 часов в концертном зале музея «П.И.Чайковский и Москва» состоится постановка Водевиля «Лунная ночь или домовые» к 225-летию А. Алябьева.

Исполнители: ансамбль солистов «Орфарион».
http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9794
О музее - http://www.glinka.museum/about/museum_of_moscow_tchaikovsky/
« Последнее редактирование: Октябрь 24, 2012, 13:41:11 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
11
НОЯБРЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00

Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»
К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева

Вот тут есть более подробная информация:

I Всероссийский музыкальный фестиваль К 225-летию со дня рождения А. АЛЯБЬЕВА (1787 – 1851) и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Московская консерватория им. П.И. Чайковского
(Рахманиновский зал)

    11.11 вс 14:00

    Александр ВЕДЕРНИКОВ, Петр ГЛУБОКИЙ, Дмитрий СТЕПАНОВИЧ, Михаил ГОЛОВУШКИН, Максим КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ, Илья УШУЛЛУ, Федор ТАРАСОВ (все – бас), Мария ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано), Екатерина ЛАХТИНА (сопрано), Анастасия КОЛЧИНА (меццо-сопрано), Дмитрий ШАТИЛОВ (бас), Андрей БАЛЫБЕРДИН (тенор), Людмила ДУХАН и Михаил ЧЕНЦОВ (фортепиано). Концертмейстеры – Наталья ГУРЕЕВА, Светлана ЕФИМОВА, Наталья КОПЫЛОВА. В программе: Алябьев

http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=28422&rep=321729

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, кстати, я вспомнил любопытные подробности обнаружения большого количества рукописей композитора - подробности, которые в своё время меня просто шокировали ! В это трудно сегодня поверить, но нынешним нашим обладанием довольно большим количеством произведений Алябьева мы обязаны ..... слепой случайности ! А кто-то скажет, что наоборот - Провидению ?
Те из вас, кто ознакомится с обстоятельствами трагической судьбы композитора, в которой всё та же случайность сыграла роковую роль, удивятся, на каком волоске иной раз висит судьба культурного наследия ! Что уж говорить об Алябьеве, если великий Бах целое столетие пребывал в полузабвении, а его вещами интересовались лишь выдающиеся профессионалы. В этом плане судьба наследия Алябьева напоминает судьбу баховского наследия с той только разницей, что Баха актуализировали в середине XIX века, а Алябьева - лишь в середине ХХ ! Разумеется, у меня и в мыслях не было и нет сравнивать профессионализм и значение Баха со значением Алябьева для мирового музыкального искусства - разумеется, фигура Баха грандиознее любой другой музыкальной фигуры за всю историю музыки, и с этим вряд ли можно поспорить. О нет, я не свожу всю музыку к Баху - и кроме него были на свете великие композиторы ! :) Я просто желаю более-менее объективно подойти к рассматриваемому вопросу.
Но музыка Алябьева ценна и весьма значима для нашей отечественной культуры, а она, его музыка, тем не менее, тоже, как и баховская, лежала под спудом целое столетие, ибо подавляющее большинство алябьевских произведений никогда не издавалось, пребывая в архиве автора в виде рукописей в единственном экземпляре. И вот волею судеб какая-то часть этих рукописей была случайно обнаружена в архивах Московской консервтории во время Великой Отечественной войны: рукописи хранились - вернее сказать, валялись ! - в подвале, предоставленные всем невзгодам подвального хранения - они тлели, гнили, отсыревали, а ведь старинная бумага была очень плоха, чернила - ещё хуже, и всё это рвалось и расплывалось.
Конечно, в МГК чуть ли не с самого её основания творилась по этой части форменная неразбериха: никто и не думал там работать с тогдашней "современной" музыкальной литературой, что-то систематизировать, а тем более, копаться в рукописях начала и середины XIX века, принадлежавших перу каких-то "дилетантов", каковым тогда слыл и Алябьев.
И вдруг ...... Грянула Великая Отечественная война, в МГК начали наводить порядок, разбираться в старых залежах, искать место для бомбоубежища и т.п. - тут-то СЛУЧАЙНО были найдены какие-то отсыревшие нотные материалы, которые тут же были отправлены на просушку, и это оказались ...... рукописи Алябьева ! Конечно, это была сенсация, ибо даже из тогдашних профессионалов никто не ожидал, что наследие Алябьева окажется столь велико и разнопланово ! Это было нечто невероятное, потому что всё уже было забыто ! Из тьмы истории вдруг выплыло выдающееся русское композиторское имя !
Конечно, историки сразу поняли, в чём дело и какое значение для истории русской музыки имеет эта находка, поэтому рукописи были приведены в порядок и отправлены на хранение в более комфортных условиях. Вот так аукнулась другая - Великая Отечественная - война в память об участнике предыдущей Отечественной войны - Алябьеве. Тем более, что во время Великой Отечественной войны имел место громадный патриотический подъём, когда историческая память была всем нашим людям, в т.ч. и музыкантам, особенно дорога. В этом смысле находка в подвале МГК пришлась очень кстати, и Алябьев моментально был поднят на щит.
Сразу по окончании войны были организованы концерты и студийные записи произведений Алябьева, многие рукописи были изданы, правда, я и сегодня не вполне уверен, что издано всё, что было найдено в МГК во время войны.
Любопытно вспомнить рассказ, который я слышал от одного из участников событий 40-х гг., связанных с Алябьевым и его произведениями. Дело в том, что к изданию нот, к исполнению и к записям его проивзедений в студии были привлечены лучшие редакторские и исполнительские силы тех лет: достаточно указать имена Гилельса, Аносова и Свешникова, чтобы понять, какое значение придавалось в те годы - победные послевоенные годы ! - увековечению имени и памяти Алябьева.
Любопытно, что когда Гилельса попросили поучаствовать в записи камерных ансамблей Алябьева, Эмиль Григорьевич поначалу недоверчиво спросил: дескать, что там изучать и играть у этого дилетанта ? ("дилетант" - такое мнение об Алябьеве укрепилось ещё в середине XIX века, ведь основной массив произведений его так и не был издан в те времена) И всё-таки Гилельса попросили посмотреть и поиграть кое-что: Эмиль Григорьевич взял ноты, подошёл к роялю, но ...... играть с листа не стал ! Высказал желание посмотреть ноты и позаниматься дома ! Уж он-то, будучи настоящим профессионалом мирового класса, лишь одним глазком глянув в ноты, не мог не понять, что это такое ! Как рассказывали очевидцы, Гилельс даже на записи сбился, ибо фортепианная партия оказалась всё же довольно витиеватой и не столь простой для запоминания !
Вот так Алябьев, вот так "дилетант" !
Честь и хвала Эмилю Григорьевичу, что он способствовал укреплению памяти Алябьева и приложил руку к внедрению его сочинений в отечественный концертный обиход.
И я надеюсь, что нынешнее 200-летие событий 1812 года, а также 225-летие выдающегося русского композитора будут способствовать продолжению бытования многих его сочинений - а не одного лишь легендарного "Соловья" ! - в контексте отечественной концертной жизни. Впрочем, и гениального "Соловья", который как был, так и остался эмблемой творчества Алябьева, я бы тоже не сбрасывал со счетов: да, это всего лишь символ, но это такой яркий символ, который не позволил имени композитора окончательно кануть в Лету после его смерти. Думаю, не будет преувеличением сказать, что "Соловей" вечно подогревал интерес к Алябьеву и вызывал желание спросить, каковы же остальные произведения этого автора и где они ? :)
И вот это желание было удовлетворено спустя век после смерти композитора.
Вечная и светлая память !
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2012, 08:21:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, записи Гилельса алябьевских ансамблей с квартетом Бетховена и скрипичная  соната с Д. Цыгановым - это жемчужины, наверное, лучшее, что осталось в записи. А были ли изданы записи п/у Н. Аносова (увертюры, полонез)? На алябьевсокм сайте только ознакомительные фрагменты. Невольно думаешь, а правильно ли начинать русский симфонизм с Глинки? Во всяком случае, в светлановской антологии рус. симф. музыки Алябьева очень не хватает.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
I Всероссийский музыкальный фестиваль К 225-летию со дня рождения А. АЛЯБЬЕВА (1787 – 1851) и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Московская консерватория им. П.И. Чайковского
(Рахманиновский зал)

    11.11 вс 14:00

    Александр ВЕДЕРНИКОВ, Петр ГЛУБОКИЙ, Дмитрий СТЕПАНОВИЧ, Михаил ГОЛОВУШКИН, Максим КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ, Илья УШУЛЛУ, Федор ТАРАСОВ (все – бас), Мария ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано), Екатерина ЛАХТИНА (сопрано), Анастасия КОЛЧИНА (меццо-сопрано), Дмитрий ШАТИЛОВ (бас), Андрей БАЛЫБЕРДИН (тенор), Людмила ДУХАН и Михаил ЧЕНЦОВ (фортепиано). Концертмейстеры – Наталья ГУРЕЕВА, Светлана ЕФИМОВА, Наталья КОПЫЛОВА. В программе: Алябьев

Ух ты ! Столько басов, и разных поколений !

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ух ты ! Столько басов, и разных поколений !

Да вообще очень милый концертик ! Не знаю, как остальные, а я не люблю именно в воскресенье вечером ходить в концерты, а вот днём - пожалуйста ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD


Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»

К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева

К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года

Солисты Большого театра России

Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР
Александр Ведерников (бас)

Народный артист России
Пётр Глубокий (бас)

Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов

Солисты МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Дмитрий Степанович (бас)
Михаил Головушкин (бас)

Солист Московского театра «Новая опера», приглашенный солист Римской оперы
Максим Кузьмин-Караваев (бас)

Приглашенный солист Большого театра России
Фёдор Тарасов (бас)

Солист Москонцерта
Илья Ушуллу (бас)
Мария Загоринская (сопрано)

Студенты Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке

Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов
Екатерина Лахтина (сопрано)
Анастасия Колчина (меццо-сопрано)
Дмитрий Шатилов (бас)
Андрей Балыбердин (тенор)

Лауреаты международных конкурсов
Людмила Духан (фортепиано)
Михаил Ченцов (фортепиано)

Концертмейстеры:

Лауреаты международных конкурсов
Светлана Ефимова
Наталья Копылова

Концерт ведет — доктор искусствоведения, профессор
Е. М. Левашев

Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров
http://w.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=133114

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров

Вот почему в этом концерте так много басов ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров

Вот почему в этом концерте так много басов ! :)
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЧТЕЦА «СЛОВО»
Литературный музей Льва Толстого (ул.Пречистенка,11)
22 ноября 19-00
четверг
Первый Всероссийский музыкальный фестиваль
«А.А.Алябьев – выдающийся русский композитор»
П Р Е М Ь Е Р А
«ПРИТЧА О РУССКОМ СОЛОВЬЕ»
литературно-музыкальный спектакль
к 225-летию со дня рождения Александра АЛЯБЬЕВА
В спектакле использованы воспоминания, письма, последние архивные разыскания историков Н.Молевой и Ю.Беспалова.
Прозвучат известные и неизвестные романсы и фортепианная музыка
Александра АЛЯБЬЕВА
Участвуют
лауреат Международного театрального фестиваля
"Дар бесценный - речь" Ольга БЛАГАЯ (автор)
и лауреаты Международных конкурсов
Светлана АБЗАЛОВА (сопрано) и Ольга ЗИМИНА (рояль)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/

Их алябьевская программа: http://www.rusbass.ru/AA-afisha-fest.html

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/
Да я уже на сайт конечно заглянула :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/

Их алябьевская программа: http://www.rusbass.ru/AA-afisha-fest.html

Да, хорошо размахнулись !
Скопирую для памяти. а то с их сайтов всё время всё пропадает ! Хоть мы, может, переживём кой-кого ! :))

====================================

Посвящается:                                                                                               
225-й годовщине со дня рождения А.А.Алябьева (1787- 1851)
200-й годовщине победы  России в Отечественной войне 1812 года
ПЕРВЫЙ  ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ФЕСТИВАЛЬ
"Александр Александрович АЛЯБЬЕВ - выдающийся русский композитор"


№№ КОГДА ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ КТО ОРГАНИЗУЕТ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ
Примечания
-------------------------------------------------------------

     1 14.03.2012
16 часов Круглый стол по теме "А.А.Алябьев
и духовная музыка его времени в России" Москва, Музей С.С.Прокофьева ВМОМК им. М.И.Глинки,
Народный клуб любителей русских басов
при Творческом объединении "Музыкальная юность" (далее - Клуб басов),
Государственный институт искусствознания Проведено

     2 В течение года
Мастер-классы с певцами,
участвующими в программах Клуба басов Москва Народный артист Советского Союза А.Ф.Ведерников, Клуб басов Проводятся
перед
концертами

     3   8.04.2012
 15 часов
Открытие Первого Всероссийского музыкального фестиваля
27-ой программой Народного клуба любителей русских басов
"Александр Александрович АЛЯБЬЕВ
- выдающийся русский композитор"

       Москва, Конференц-зал
Российской государственной библиотеки Российская государственная библиотека
Творческое объединение "Музыкальная юность"
Клуб басов
 Проведено

     4 17.04.2012
17 часов Романсы и песни А.А.Алябьева
в исполнении Ларисы Даниловой (сопрано)
и Александра Орлова (фортепиано)  Москва, Музей С.С.Прокофьева Московский театр Музыки и Слова
Владимира Лесового "Золотая лампада",
Ассоциация землячеств Проведено

      5 31.05. 2012
    14 часов Районный конкурс вокального искусства
им. А.Алябьева Село Рязанцы (Усадьба Исленьева)
и городское поселение Фряново
Щёлковского района Московской обл.
(Усадьба Лазарева, Краеведческий музей)
Администрация Щёлковского района
Московской области Проведено

     6    27.06.2012
    19 часов Вечер, посвящённый А.А.Алябьеву
 "Торжество муз".
Из цикла "Тайны Новинского бульвара" Москва,
Мемориальная усадьба Ф.И.Шаляпина
ВМОМК имени М.И.Глинки
Ассоциация "Культура России" Проведено

      7  05.08.2012
   15 часов Концертная программа Клуба басов
из произведений А.А.Алябьева  Смоленск,
ЦПКО "Лопатинский сад (Массовое поле)  Министерство культуры Российской Федерации
Администрация города Смоленска
Клуб басов  Проведено
 
      8   14 и 18.08.2012
  Концертная программа из произведений А.А.Алябьева в исполнении Дмитрия Степановича (бас), Екатерины Чудаковой (сопрано), Михаила Ченцова (фортепиано) и беседа Вячеслава Сидорова по теме «Жизнь и творчество А.А.Алябьева» Теплоход "Михаил Булгаков"
на турмаршруте Москва-Плёс-Москва Межрегиональный Шаляпинский центр
Круизная компания "Мостурфлот"
Клуб басов  Проведено

 
      9    18.08.2012
   15 часов
Литературно-музыкальный вечер,
посвящённый жизни и творчеству А.А.Алябьева
 Пятигорск Ставропольского края
(Дом-музей А.А.Алябьева) Дом-музей А.А.Алябьева при Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова в Пятигорске Проведено
 


     10    22.09.2012
  18 часов          23.09.2012
  12 часов 1. Программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года.
2. Пресс-конференция:  "А.А.Алябьев и концертная практика"  Тобольск Тюменской области
(Дворец культуры "Синтез")
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация города Тобольска
Клуб басов Проведено

      11
 12.10.2012
    12 часов 13.10.2012
   15 часов   
1.Конференция "А.А.Алябьев - выдающийся русский композитор"     
2. Программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года Коломна Московской области
(Культурный центр "Дом Озерова")
  Администрация города Коломна
 Клуб басов
 Проведено

       12    16.10. 2012
    16 часов
Круглый стол по теме "Композитор А.А.Алябьев,
поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, В.А.Жуковский - участники Отечественной войны 1812 года"

 Москва,
Российская государственная библиотека
("Дом Пашкова")  Российская Государственная Библиотека
Клуб басов  Проведено

     13     20.10.2012
      15 часов Концертная программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года Пущино Московской области
(Концертный зал Детской музыкальной школы  им. А.А.Алябьева) Администрация города Пущино
Клуб басов  Проведено

     14    11.11.2012
    14 часов Концертная программа Клуба басов
из произведений А.А.Алябьева Москва, Рахманиновский зал
МГК им. П.И.Чайковского МГКонсерватория им. П.И.Чайковского
Творческое объединение "Музыкальная юность"
Клуб басов   

     15 18.11.2012
    16 часов Алябьевский вечер "А.А.Алябьев -
знаменитый житель  Новинского бульвара" Москва,
Мемориальная усадьба Ф.И.Шаляпина ВМОМК имени М.И.Глинки
Ассоциация "Культура России"   

     16 22.11.2012
    19 часов Литературно-музыкальный спектакль "ПРИТЧА О РУССКОМ СОЛОВЬЕ" (премьера) в исполнении Ольги Благой (автор),
Светланы Абзаловой (сопрано), Ольги Зиминой (фортепиано) Москва, Литературный музей Льва Толстого
(ул.Пречистенка,11) Московский театр чтеца "СЛОВО"
 С 25 окт. билеты в Музее

      17   22.11.2012
Научно-практическая конференция
"А.А.Алябьев и русская культура: взгляд из XXI-го века".
Концерт из произведений А.А.Алябьева
 Оренбург, Государственный институт искусств
им. Л. и М. Ростроповичей Администрация города Оренбурга
Институт искусств им. Л.и М. Ростроповичей   

      18     9.12.2012
   15 часов
Закрытие Первого Всероссийского музыкального
фестиваля концертной программой Клуба басов
на основе произведений А.А.Алябьева
и произведений, посвящённых победе России
в Отечественной войне 1812 года

 Москва, Конференц-зал
Российской государственной библиотеки
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, коллеги, я давно уже пытаюсь уточнить, для какого голоса в оригинале был написал знаменитый алябьевский "Соловей" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
На камерных площадках Москвы клуб любителей басов давно и достаточно известен. Мне казалось, что он возник в трудное для российской культуры время, чтобы поддержать действующих русских басов. А вот в последнее время я про него мало слышал - и теперь понятно, почему на концерте басы так широко представлены.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
понятно, почему на концерте басы так широко представлены.

Mikky, так вы там побывали ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Нет, увы  :(
Всего лишь звонил вечером того же дня одному из выступавших басов  :D

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
А оперу Алябьева перенесли на 30 ноября. Увы, не могу пойти в этот день, но очень хочется послушать эту вещицу:

30 ноября в 19:00 часов в концертном зале музея «П.И.Чайковский и Москва» состоится постановка водевиля «Лунная ночь или домовые» к 225-летию А. Алябьева.

Исполнители: ансамбль солистов «Орфарион».

Водевиль «Лунная ночь или Домовые» Александра Алябьева – автора всемирно известного романса «Соловей», героя войны 1812 года - перенесет вас в атмосферу русской усадьбы начала XIX века. Обитатели этой усадьбы находчивы и хитры, наивны и глупы. Но укрощенная страхом деспотичность и напускная храбрость патриархальных помещиков уступают влюбленности и озорству молодого поколения.

Музыка Александра Алябьева - легкая, светлая. Между тем, для двухактной комической оперы Алябьева "Лунная ночь или домовые" либретто водевиля написали Пимен Арапов – драматург, летописец русского театра и Петр Муханов – офицер, публицист, историк, впоследствии ссыльный декабрист и исследователь реки Ангары. Опера была поставлена с большим успехом 19-го июня 1822 года, в большом театре в Петербурге. Это был дебют Алябьева на музыкальном поприще. "Музыка этой оперы, — говорит летописец театра, — замечательна, в особенности увертюра и дуэт "Так поцелуй в любви залог"

Цена билета: от 300 руб.

http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9794

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нет, увы  :(
Всего лишь звонил вечером того же дня одному из выступавших басов  :D

:) Ну вот, как же так ? Вам как фанату басов и как басу собственной персоной как же можно было пройти мимо такого концерта ? :) Непатриотично по отношению к басовому цеху ! :) Я в тот период буквально забегался по концертам, ходил каждый день и не успевал на всё.
Ну ничего, авось не последний раз собиралось это общество.

А водевильчик Алябьева - да, любопытен ! Никаких фонограмм, конечно, не имеется ? Или были, Максим ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
А водевильчик Алябьева - да, любопытен ! Никаких фонограмм, конечно, не имеется ? Или были, Максим ?

Нет, увы.
Конечно, по хорошему, можно было бы собрать все лучшее из того, что было записано Алябьева в стародавние золотые времена. Но это в основном камерная музыка (романсы, песни, фортепианные сочинения). До сих пор ведь, кажется, не изданы симфонич. записи Алябьева п/у Н. П. Аносова. Когда их слушаешь даже во фрагментах на алябьевском сайте, понимаешь, что без них рус. симфонич. музыка довольно сильно обеднена. Много редких романсов Алябьева записал мой любимый баритон радио Владимир Петрович Захаров ("русский Джузеппе де Лука", как я его называю про себя). Но эти записи никого не интересуют - никто даже не знает, как много записал В.П. Захаров классического камерного репертуара, потому что ни одна (!) из этих записей не была издана.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё это печально и свидетельствует только об одном: нет никакой политической воли продвигать традиции и национальные традиционные достижения, в т.ч. и в области искусства. Не так уж много денег требует тотальный выпуск ВСЕХ фонографических залежей, который можно было бы не только организовать, но даже и осуществить с прибылью. Но на государственном уровне в этом нет нужды и нет охотников этим заниматься.
А у тех, у кого есть охота, нет доступа к архивам. Этим самым образуется тупик, который мы много раз обсуждали и из которого нет выхода на нашем уровне. Здесь нужен именно государственный подход, а его-то и нет в нашем отечестве уже, как минимум, четверть века. В былые времена худо-бедно эта работа шла, а в наше время, когда как раз появились колоссальные технические ресурсы, которых не было и быть не могло четверть века назад, не говоря уже о более ранней эпохе, этим просто никто не хочет заниматься. Вот так у нас верхи "пекутся" о культуре, особенно же о русской культуре.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD