Автор Тема: А.А.Алябьев (1787-1851), мастер русского романса, водевиля и инструментальной музыки  (Прочитано 29578 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Александрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

http://www.belcanto.ru/alyabiev.html



"Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не "фельетониста от музыки", с вниканием в запросы сердца своих современников..."

(Б. Асафьев)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%FF%E1%FC%E5%E2,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
11
НОЯБРЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00

Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»
К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сайт, посвященный Алябьеву:

http://aliabiev.psn.ru/music.html

Особенно интересен раздел "Музыка":
http://aliabiev.psn.ru/music.html


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
18 ноября, воскресенье, в 16:00 в Концертном зале галереи Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина при участии Ассоциации «Культура России» состоится вечер, посвященный композитору Александру Александровичу Алябьеву. Это редкая возможность услышать не только вокальную, но и замечательную инструментальную музыку композитора.

Исполнители – лауреаты международных конкурсов:

Анастасия Верещагина (сопрано)
Сергей Борзов (тенор)
Алексай Неберикутин (скрипка)
Глеб Степанов (виолончель)
Ведущая – кандидат искусствоведения Людмила Когтева.

http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9746

14 ноября в 19.00 часов в концертном зале музея «П.И.Чайковский и Москва» состоится постановка Водевиля «Лунная ночь или домовые» к 225-летию А. Алябьева.

Исполнители: ансамбль солистов «Орфарион».
http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9794
О музее - http://www.glinka.museum/about/museum_of_moscow_tchaikovsky/
« Последнее редактирование: Октябрь 24, 2012, 13:41:11 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
11
НОЯБРЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00

Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»
К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева

Вот тут есть более подробная информация:

I Всероссийский музыкальный фестиваль К 225-летию со дня рождения А. АЛЯБЬЕВА (1787 – 1851) и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Московская консерватория им. П.И. Чайковского
(Рахманиновский зал)

    11.11 вс 14:00

    Александр ВЕДЕРНИКОВ, Петр ГЛУБОКИЙ, Дмитрий СТЕПАНОВИЧ, Михаил ГОЛОВУШКИН, Максим КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ, Илья УШУЛЛУ, Федор ТАРАСОВ (все – бас), Мария ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано), Екатерина ЛАХТИНА (сопрано), Анастасия КОЛЧИНА (меццо-сопрано), Дмитрий ШАТИЛОВ (бас), Андрей БАЛЫБЕРДИН (тенор), Людмила ДУХАН и Михаил ЧЕНЦОВ (фортепиано). Концертмейстеры – Наталья ГУРЕЕВА, Светлана ЕФИМОВА, Наталья КОПЫЛОВА. В программе: Алябьев

http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=28422&rep=321729

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, кстати, я вспомнил любопытные подробности обнаружения большого количества рукописей композитора - подробности, которые в своё время меня просто шокировали ! В это трудно сегодня поверить, но нынешним нашим обладанием довольно большим количеством произведений Алябьева мы обязаны ..... слепой случайности ! А кто-то скажет, что наоборот - Провидению ?
Те из вас, кто ознакомится с обстоятельствами трагической судьбы композитора, в которой всё та же случайность сыграла роковую роль, удивятся, на каком волоске иной раз висит судьба культурного наследия ! Что уж говорить об Алябьеве, если великий Бах целое столетие пребывал в полузабвении, а его вещами интересовались лишь выдающиеся профессионалы. В этом плане судьба наследия Алябьева напоминает судьбу баховского наследия с той только разницей, что Баха актуализировали в середине XIX века, а Алябьева - лишь в середине ХХ ! Разумеется, у меня и в мыслях не было и нет сравнивать профессионализм и значение Баха со значением Алябьева для мирового музыкального искусства - разумеется, фигура Баха грандиознее любой другой музыкальной фигуры за всю историю музыки, и с этим вряд ли можно поспорить. О нет, я не свожу всю музыку к Баху - и кроме него были на свете великие композиторы ! :) Я просто желаю более-менее объективно подойти к рассматриваемому вопросу.
Но музыка Алябьева ценна и весьма значима для нашей отечественной культуры, а она, его музыка, тем не менее, тоже, как и баховская, лежала под спудом целое столетие, ибо подавляющее большинство алябьевских произведений никогда не издавалось, пребывая в архиве автора в виде рукописей в единственном экземпляре. И вот волею судеб какая-то часть этих рукописей была случайно обнаружена в архивах Московской консервтории во время Великой Отечественной войны: рукописи хранились - вернее сказать, валялись ! - в подвале, предоставленные всем невзгодам подвального хранения - они тлели, гнили, отсыревали, а ведь старинная бумага была очень плоха, чернила - ещё хуже, и всё это рвалось и расплывалось.
Конечно, в МГК чуть ли не с самого её основания творилась по этой части форменная неразбериха: никто и не думал там работать с тогдашней "современной" музыкальной литературой, что-то систематизировать, а тем более, копаться в рукописях начала и середины XIX века, принадлежавших перу каких-то "дилетантов", каковым тогда слыл и Алябьев.
И вдруг ...... Грянула Великая Отечественная война, в МГК начали наводить порядок, разбираться в старых залежах, искать место для бомбоубежища и т.п. - тут-то СЛУЧАЙНО были найдены какие-то отсыревшие нотные материалы, которые тут же были отправлены на просушку, и это оказались ...... рукописи Алябьева ! Конечно, это была сенсация, ибо даже из тогдашних профессионалов никто не ожидал, что наследие Алябьева окажется столь велико и разнопланово ! Это было нечто невероятное, потому что всё уже было забыто ! Из тьмы истории вдруг выплыло выдающееся русское композиторское имя !
Конечно, историки сразу поняли, в чём дело и какое значение для истории русской музыки имеет эта находка, поэтому рукописи были приведены в порядок и отправлены на хранение в более комфортных условиях. Вот так аукнулась другая - Великая Отечественная - война в память об участнике предыдущей Отечественной войны - Алябьеве. Тем более, что во время Великой Отечественной войны имел место громадный патриотический подъём, когда историческая память была всем нашим людям, в т.ч. и музыкантам, особенно дорога. В этом смысле находка в подвале МГК пришлась очень кстати, и Алябьев моментально был поднят на щит.
Сразу по окончании войны были организованы концерты и студийные записи произведений Алябьева, многие рукописи были изданы, правда, я и сегодня не вполне уверен, что издано всё, что было найдено в МГК во время войны.
Любопытно вспомнить рассказ, который я слышал от одного из участников событий 40-х гг., связанных с Алябьевым и его произведениями. Дело в том, что к изданию нот, к исполнению и к записям его проивзедений в студии были привлечены лучшие редакторские и исполнительские силы тех лет: достаточно указать имена Гилельса, Аносова и Свешникова, чтобы понять, какое значение придавалось в те годы - победные послевоенные годы ! - увековечению имени и памяти Алябьева.
Любопытно, что когда Гилельса попросили поучаствовать в записи камерных ансамблей Алябьева, Эмиль Григорьевич поначалу недоверчиво спросил: дескать, что там изучать и играть у этого дилетанта ? ("дилетант" - такое мнение об Алябьеве укрепилось ещё в середине XIX века, ведь основной массив произведений его так и не был издан в те времена) И всё-таки Гилельса попросили посмотреть и поиграть кое-что: Эмиль Григорьевич взял ноты, подошёл к роялю, но ...... играть с листа не стал ! Высказал желание посмотреть ноты и позаниматься дома ! Уж он-то, будучи настоящим профессионалом мирового класса, лишь одним глазком глянув в ноты, не мог не понять, что это такое ! Как рассказывали очевидцы, Гилельс даже на записи сбился, ибо фортепианная партия оказалась всё же довольно витиеватой и не столь простой для запоминания !
Вот так Алябьев, вот так "дилетант" !
Честь и хвала Эмилю Григорьевичу, что он способствовал укреплению памяти Алябьева и приложил руку к внедрению его сочинений в отечественный концертный обиход.
И я надеюсь, что нынешнее 200-летие событий 1812 года, а также 225-летие выдающегося русского композитора будут способствовать продолжению бытования многих его сочинений - а не одного лишь легендарного "Соловья" ! - в контексте отечественной концертной жизни. Впрочем, и гениального "Соловья", который как был, так и остался эмблемой творчества Алябьева, я бы тоже не сбрасывал со счетов: да, это всего лишь символ, но это такой яркий символ, который не позволил имени композитора окончательно кануть в Лету после его смерти. Думаю, не будет преувеличением сказать, что "Соловей" вечно подогревал интерес к Алябьеву и вызывал желание спросить, каковы же остальные произведения этого автора и где они ? :)
И вот это желание было удовлетворено спустя век после смерти композитора.
Вечная и светлая память !
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2012, 08:21:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, записи Гилельса алябьевских ансамблей с квартетом Бетховена и скрипичная  соната с Д. Цыгановым - это жемчужины, наверное, лучшее, что осталось в записи. А были ли изданы записи п/у Н. Аносова (увертюры, полонез)? На алябьевсокм сайте только ознакомительные фрагменты. Невольно думаешь, а правильно ли начинать русский симфонизм с Глинки? Во всяком случае, в светлановской антологии рус. симф. музыки Алябьева очень не хватает.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
I Всероссийский музыкальный фестиваль К 225-летию со дня рождения А. АЛЯБЬЕВА (1787 – 1851) и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Московская консерватория им. П.И. Чайковского
(Рахманиновский зал)

    11.11 вс 14:00

    Александр ВЕДЕРНИКОВ, Петр ГЛУБОКИЙ, Дмитрий СТЕПАНОВИЧ, Михаил ГОЛОВУШКИН, Максим КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ, Илья УШУЛЛУ, Федор ТАРАСОВ (все – бас), Мария ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано), Екатерина ЛАХТИНА (сопрано), Анастасия КОЛЧИНА (меццо-сопрано), Дмитрий ШАТИЛОВ (бас), Андрей БАЛЫБЕРДИН (тенор), Людмила ДУХАН и Михаил ЧЕНЦОВ (фортепиано). Концертмейстеры – Наталья ГУРЕЕВА, Светлана ЕФИМОВА, Наталья КОПЫЛОВА. В программе: Алябьев

Ух ты ! Столько басов, и разных поколений !

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ух ты ! Столько басов, и разных поколений !

Да вообще очень милый концертик ! Не знаю, как остальные, а я не люблю именно в воскресенье вечером ходить в концерты, а вот днём - пожалуйста ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD


Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Александр Александрович Алябьев — выдающийся русский композитор»

К 225-летию со дня рождения А. А. Алябьева

К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года

Солисты Большого театра России

Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР
Александр Ведерников (бас)

Народный артист России
Пётр Глубокий (бас)

Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов

Солисты МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Дмитрий Степанович (бас)
Михаил Головушкин (бас)

Солист Московского театра «Новая опера», приглашенный солист Римской оперы
Максим Кузьмин-Караваев (бас)

Приглашенный солист Большого театра России
Фёдор Тарасов (бас)

Солист Москонцерта
Илья Ушуллу (бас)
Мария Загоринская (сопрано)

Студенты Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке

Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов
Екатерина Лахтина (сопрано)
Анастасия Колчина (меццо-сопрано)
Дмитрий Шатилов (бас)
Андрей Балыбердин (тенор)

Лауреаты международных конкурсов
Людмила Духан (фортепиано)
Михаил Ченцов (фортепиано)

Концертмейстеры:

Лауреаты международных конкурсов
Светлана Ефимова
Наталья Копылова

Концерт ведет — доктор искусствоведения, профессор
Е. М. Левашев

Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров
http://w.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=133114

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров

Вот почему в этом концерте так много басов ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Автор и организатор программы — председатель Народного клуба любителей русских басов
В. А. Сидоров

Вот почему в этом концерте так много басов ! :)
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЧТЕЦА «СЛОВО»
Литературный музей Льва Толстого (ул.Пречистенка,11)
22 ноября 19-00
четверг
Первый Всероссийский музыкальный фестиваль
«А.А.Алябьев – выдающийся русский композитор»
П Р Е М Ь Е Р А
«ПРИТЧА О РУССКОМ СОЛОВЬЕ»
литературно-музыкальный спектакль
к 225-летию со дня рождения Александра АЛЯБЬЕВА
В спектакле использованы воспоминания, письма, последние архивные разыскания историков Н.Молевой и Ю.Беспалова.
Прозвучат известные и неизвестные романсы и фортепианная музыка
Александра АЛЯБЬЕВА
Участвуют
лауреат Международного театрального фестиваля
"Дар бесценный - речь" Ольга БЛАГАЯ (автор)
и лауреаты Международных конкурсов
Светлана АБЗАЛОВА (сопрано) и Ольга ЗИМИНА (рояль)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/

Их алябьевская программа: http://www.rusbass.ru/AA-afisha-fest.html

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/
Да я уже на сайт конечно заглянула :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А интересный клуб, однако! А почему я раньше о нем ничего не слышала? :)

Вот он: http://www.rusbass.ru/

Их алябьевская программа: http://www.rusbass.ru/AA-afisha-fest.html

Да, хорошо размахнулись !
Скопирую для памяти. а то с их сайтов всё время всё пропадает ! Хоть мы, может, переживём кой-кого ! :))

====================================

Посвящается:                                                                                               
225-й годовщине со дня рождения А.А.Алябьева (1787- 1851)
200-й годовщине победы  России в Отечественной войне 1812 года
ПЕРВЫЙ  ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ФЕСТИВАЛЬ
"Александр Александрович АЛЯБЬЕВ - выдающийся русский композитор"


№№ КОГДА ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ КТО ОРГАНИЗУЕТ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ
Примечания
-------------------------------------------------------------

     1 14.03.2012
16 часов Круглый стол по теме "А.А.Алябьев
и духовная музыка его времени в России" Москва, Музей С.С.Прокофьева ВМОМК им. М.И.Глинки,
Народный клуб любителей русских басов
при Творческом объединении "Музыкальная юность" (далее - Клуб басов),
Государственный институт искусствознания Проведено

     2 В течение года
Мастер-классы с певцами,
участвующими в программах Клуба басов Москва Народный артист Советского Союза А.Ф.Ведерников, Клуб басов Проводятся
перед
концертами

     3   8.04.2012
 15 часов
Открытие Первого Всероссийского музыкального фестиваля
27-ой программой Народного клуба любителей русских басов
"Александр Александрович АЛЯБЬЕВ
- выдающийся русский композитор"

       Москва, Конференц-зал
Российской государственной библиотеки Российская государственная библиотека
Творческое объединение "Музыкальная юность"
Клуб басов
 Проведено

     4 17.04.2012
17 часов Романсы и песни А.А.Алябьева
в исполнении Ларисы Даниловой (сопрано)
и Александра Орлова (фортепиано)  Москва, Музей С.С.Прокофьева Московский театр Музыки и Слова
Владимира Лесового "Золотая лампада",
Ассоциация землячеств Проведено

      5 31.05. 2012
    14 часов Районный конкурс вокального искусства
им. А.Алябьева Село Рязанцы (Усадьба Исленьева)
и городское поселение Фряново
Щёлковского района Московской обл.
(Усадьба Лазарева, Краеведческий музей)
Администрация Щёлковского района
Московской области Проведено

     6    27.06.2012
    19 часов Вечер, посвящённый А.А.Алябьеву
 "Торжество муз".
Из цикла "Тайны Новинского бульвара" Москва,
Мемориальная усадьба Ф.И.Шаляпина
ВМОМК имени М.И.Глинки
Ассоциация "Культура России" Проведено

      7  05.08.2012
   15 часов Концертная программа Клуба басов
из произведений А.А.Алябьева  Смоленск,
ЦПКО "Лопатинский сад (Массовое поле)  Министерство культуры Российской Федерации
Администрация города Смоленска
Клуб басов  Проведено
 
      8   14 и 18.08.2012
  Концертная программа из произведений А.А.Алябьева в исполнении Дмитрия Степановича (бас), Екатерины Чудаковой (сопрано), Михаила Ченцова (фортепиано) и беседа Вячеслава Сидорова по теме «Жизнь и творчество А.А.Алябьева» Теплоход "Михаил Булгаков"
на турмаршруте Москва-Плёс-Москва Межрегиональный Шаляпинский центр
Круизная компания "Мостурфлот"
Клуб басов  Проведено

 
      9    18.08.2012
   15 часов
Литературно-музыкальный вечер,
посвящённый жизни и творчеству А.А.Алябьева
 Пятигорск Ставропольского края
(Дом-музей А.А.Алябьева) Дом-музей А.А.Алябьева при Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова в Пятигорске Проведено
 


     10    22.09.2012
  18 часов          23.09.2012
  12 часов 1. Программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года.
2. Пресс-конференция:  "А.А.Алябьев и концертная практика"  Тобольск Тюменской области
(Дворец культуры "Синтез")
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация города Тобольска
Клуб басов Проведено

      11
 12.10.2012
    12 часов 13.10.2012
   15 часов   
1.Конференция "А.А.Алябьев - выдающийся русский композитор"     
2. Программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года Коломна Московской области
(Культурный центр "Дом Озерова")
  Администрация города Коломна
 Клуб басов
 Проведено

       12    16.10. 2012
    16 часов
Круглый стол по теме "Композитор А.А.Алябьев,
поэты Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Ф.Н.Глинка, В.А.Жуковский - участники Отечественной войны 1812 года"

 Москва,
Российская государственная библиотека
("Дом Пашкова")  Российская Государственная Библиотека
Клуб басов  Проведено

     13     20.10.2012
      15 часов Концертная программа Клуба басов, посвящённая 225-летию со дня рождения А.А.Алябьева и 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года Пущино Московской области
(Концертный зал Детской музыкальной школы  им. А.А.Алябьева) Администрация города Пущино
Клуб басов  Проведено

     14    11.11.2012
    14 часов Концертная программа Клуба басов
из произведений А.А.Алябьева Москва, Рахманиновский зал
МГК им. П.И.Чайковского МГКонсерватория им. П.И.Чайковского
Творческое объединение "Музыкальная юность"
Клуб басов   

     15 18.11.2012
    16 часов Алябьевский вечер "А.А.Алябьев -
знаменитый житель  Новинского бульвара" Москва,
Мемориальная усадьба Ф.И.Шаляпина ВМОМК имени М.И.Глинки
Ассоциация "Культура России"   

     16 22.11.2012
    19 часов Литературно-музыкальный спектакль "ПРИТЧА О РУССКОМ СОЛОВЬЕ" (премьера) в исполнении Ольги Благой (автор),
Светланы Абзаловой (сопрано), Ольги Зиминой (фортепиано) Москва, Литературный музей Льва Толстого
(ул.Пречистенка,11) Московский театр чтеца "СЛОВО"
 С 25 окт. билеты в Музее

      17   22.11.2012
Научно-практическая конференция
"А.А.Алябьев и русская культура: взгляд из XXI-го века".
Концерт из произведений А.А.Алябьева
 Оренбург, Государственный институт искусств
им. Л. и М. Ростроповичей Администрация города Оренбурга
Институт искусств им. Л.и М. Ростроповичей   

      18     9.12.2012
   15 часов
Закрытие Первого Всероссийского музыкального
фестиваля концертной программой Клуба басов
на основе произведений А.А.Алябьева
и произведений, посвящённых победе России
в Отечественной войне 1812 года

 Москва, Конференц-зал
Российской государственной библиотеки
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, коллеги, я давно уже пытаюсь уточнить, для какого голоса в оригинале был написал знаменитый алябьевский "Соловей" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
На камерных площадках Москвы клуб любителей басов давно и достаточно известен. Мне казалось, что он возник в трудное для российской культуры время, чтобы поддержать действующих русских басов. А вот в последнее время я про него мало слышал - и теперь понятно, почему на концерте басы так широко представлены.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
понятно, почему на концерте басы так широко представлены.

Mikky, так вы там побывали ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Нет, увы  :(
Всего лишь звонил вечером того же дня одному из выступавших басов  :D

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
А оперу Алябьева перенесли на 30 ноября. Увы, не могу пойти в этот день, но очень хочется послушать эту вещицу:

30 ноября в 19:00 часов в концертном зале музея «П.И.Чайковский и Москва» состоится постановка водевиля «Лунная ночь или домовые» к 225-летию А. Алябьева.

Исполнители: ансамбль солистов «Орфарион».

Водевиль «Лунная ночь или Домовые» Александра Алябьева – автора всемирно известного романса «Соловей», героя войны 1812 года - перенесет вас в атмосферу русской усадьбы начала XIX века. Обитатели этой усадьбы находчивы и хитры, наивны и глупы. Но укрощенная страхом деспотичность и напускная храбрость патриархальных помещиков уступают влюбленности и озорству молодого поколения.

Музыка Александра Алябьева - легкая, светлая. Между тем, для двухактной комической оперы Алябьева "Лунная ночь или домовые" либретто водевиля написали Пимен Арапов – драматург, летописец русского театра и Петр Муханов – офицер, публицист, историк, впоследствии ссыльный декабрист и исследователь реки Ангары. Опера была поставлена с большим успехом 19-го июня 1822 года, в большом театре в Петербурге. Это был дебют Алябьева на музыкальном поприще. "Музыка этой оперы, — говорит летописец театра, — замечательна, в особенности увертюра и дуэт "Так поцелуй в любви залог"

Цена билета: от 300 руб.

http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=9794

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нет, увы  :(
Всего лишь звонил вечером того же дня одному из выступавших басов  :D

:) Ну вот, как же так ? Вам как фанату басов и как басу собственной персоной как же можно было пройти мимо такого концерта ? :) Непатриотично по отношению к басовому цеху ! :) Я в тот период буквально забегался по концертам, ходил каждый день и не успевал на всё.
Ну ничего, авось не последний раз собиралось это общество.

А водевильчик Алябьева - да, любопытен ! Никаких фонограмм, конечно, не имеется ? Или были, Максим ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
А водевильчик Алябьева - да, любопытен ! Никаких фонограмм, конечно, не имеется ? Или были, Максим ?

Нет, увы.
Конечно, по хорошему, можно было бы собрать все лучшее из того, что было записано Алябьева в стародавние золотые времена. Но это в основном камерная музыка (романсы, песни, фортепианные сочинения). До сих пор ведь, кажется, не изданы симфонич. записи Алябьева п/у Н. П. Аносова. Когда их слушаешь даже во фрагментах на алябьевском сайте, понимаешь, что без них рус. симфонич. музыка довольно сильно обеднена. Много редких романсов Алябьева записал мой любимый баритон радио Владимир Петрович Захаров ("русский Джузеппе де Лука", как я его называю про себя). Но эти записи никого не интересуют - никто даже не знает, как много записал В.П. Захаров классического камерного репертуара, потому что ни одна (!) из этих записей не была издана.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё это печально и свидетельствует только об одном: нет никакой политической воли продвигать традиции и национальные традиционные достижения, в т.ч. и в области искусства. Не так уж много денег требует тотальный выпуск ВСЕХ фонографических залежей, который можно было бы не только организовать, но даже и осуществить с прибылью. Но на государственном уровне в этом нет нужды и нет охотников этим заниматься.
А у тех, у кого есть охота, нет доступа к архивам. Этим самым образуется тупик, который мы много раз обсуждали и из которого нет выхода на нашем уровне. Здесь нужен именно государственный подход, а его-то и нет в нашем отечестве уже, как минимум, четверть века. В былые времена худо-бедно эта работа шла, а в наше время, когда как раз появились колоссальные технические ресурсы, которых не было и быть не могло четверть века назад, не говоря уже о более ранней эпохе, этим просто никто не хочет заниматься. Вот так у нас верхи "пекутся" о культуре, особенно же о русской культуре.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
водевиль Алябьева
« Ответ #25 : Декабрь 01, 2012, 14:42:16 »
Страшно любопытно, обязательно постараюсь пойти. Кстати. билеты можно купить в Музее Глинки и в музее Чайковского.

Так что же - вы побывали на водевиле Алябьева ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Водевиль прозвучал, о нём - в теме об Алябьеве:

Скажите, что Вы побывали и сделали запись!  :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Там должны была побывать Ренне, поэтому я ждал её отклика. А она молчит ! :))
Да, я тоже там побывал - я вообще впервые побывал в этом зале на чердаке, который правильно было бы назвать "Под крышей у Чайковского" :)))) Это последний этаж, прямо над ним - крыша, никаких перекрытий. Я так понял, это какая-то пристройка, вернее, надстройка, с одного боку которой, по-видимому - бывшая наружная стена здания, а по плану там должен был быть то ли балкон, то ли веранда, то ли крыша нижнего этажа, а вот обустроили это в виде симпатичного чердачка.
Водевиль Алябьева просто чудесный - замечательная музыка часа на полтора (!), сюжет самый простенький, но дивные вокальные ансамбли, хорошая инструментальная проработка, в общем, композиторская работа высокого класса.
Между прочим, там были микрофоны, так что вполне вероятно появление официальной записи на 2-х дисках.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Водевиль Алябьева просто чудесный - замечательная музыка часа на полтора (!), сюжет самый простенький, но дивные вокальные ансамбли, хорошая инструментальная проработка, в общем, композиторская работа высокого класса.

Спасибо большое! ))

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Да, и билеты уже купила, но, возвращаясь из Консерватории с концерта Березовского, брела по колено в снежной жиже и свалилась с жуткой простудой! Прошу всемилостливейше меня извинить!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, и билеты уже купила, но, возвращаясь из Консерватории с концерта Березовского, брела по колено в снежной жиже и свалилась с жуткой простудой! Прошу всемилостливейше меня извинить!

Боже, что делается ! Восстанавливайтесь, желаю вам крепкого здоровья !
А именно в тот день - да ! Такое на улицах творилось, что ни подойти, ни подъехать ! Сугробы в метр высотой, а между ними - лужи, которые только в сапогах переходить. В центре кое-где машины тонули, не то что прохожие.
Но я всё же доплыл дотуда :))
Там было тепло, светло и уютно - в зале "Под крышей у Чайковского" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Спасибо сердечное за сочувствие! Лечусь. А зал в центре Чайковского. действительно, очень симпатичный и по формату, и по атмосфере. И события бывают очень любопытные. Как я поняла, водевиль Алябьева периодически показывают, так что надеюсь в следующий раз его увидеть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Спасибо сердечное за сочувствие! Лечусь. А зал в центре Чайковского. действительно, очень симпатичный и по формату, и по атмосфере. И события бывают очень любопытные. Как я поняла, водевиль Алябьева периодически показывают, так что надеюсь в следующий раз его увидеть.

А я и не знал, что его дают там регулярно !! Очень симпатичный ! И инструментальная часть тоже незаурядна !
А вот, кстати, записи камерных ансамблей Алябьева с участием Эмиля Гилельса:

Алябьев Александр Александрович — Соната для скрипки и фортепиано ми минор
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано), скрипка-Цыганов (2-я половина 1940-х гг.)

http://classic-online.ru/ru/listen/41271

Алябьев Александр Александрович — Фортепианное трио ля минор
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано), скрипка - Цыганов, виолончель - Ширинский (1947 г.)

http://classic-online.ru/ru/listen/40981

Алябьев Александр Александрович — Квинтет для фортепиано и струнного квартета
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано) и Квартет им.Бетховена (2-я половина 1940-х гг.)

http://classic-online.ru/ru/listen/41269
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Еще один фильм про Алябьева (2008, ведущий - Л. Николаев):

http://video.mail.ru/mail/svitlana-odessa/24450/24821.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера оперы "Буря" Алябьева состоится в Москве

http://ria.ru/culture/20141128/1035589778.html

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Мировая премьера оперы Александра Алябьева "Буря", созданная по одноименной пьесе Шекспира, пройдет в Москве в рамках фестиваля "Английские сезоны в "Царицыно".

Этот проект осуществлен Московской консерваторией им. Чайковского при поддержке министерства культуры РФ. Спектакль состоится 30 ноября в концертном зале Государственного музея — заповедника "Царицыно".

"Открытие шедевра — всегда волнующий момент. Рукопись партитуры оперы Алябьева "Буря" ровно 175 лет ждала возможности быть услышанной, — сказала в интервью РИА Новости художественный руководитель фестиваля, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. — Ноты более столетия хранились в архивах — с начала в Музее Московской консерватории, а затем — в Музее музыкальной культуры им. Глинки, пока не стали предметом изучения в кандидатской диссертации Ярославны Кабалевской ""Буря" Шекспира в музыкальном искусстве".

По словам Кривицкой, на пути к постановке оперы потребовалась особая исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. "Буря" написана в жанре семи-оперы или драматического спектакля с увертюрой и музыкальными номерами, расставляющими важнейшие смысловые акценты. Этот жанр существовал как в Англии, так и в России.

"Слушая музыку к "Буре", зритель откроет для себя "нового" Алябьева — не автора салонных романсов, в том числе и знаменитого "Соловья", но композитора, органично соединяющего традиции отечественного романса с принципами романтической оперы, — отметила Кривицкая. — Как пьеса, так и спектакль рассказывают историю любви главных героев, которые должны пройти испытания, чтобы завоевать право быть вместе. И несмотря на то, что Шекспир написал "Бурю" более 400 лет назад, она, конечно, и про нас".

Музыкальный руководитель постановки известный дирижер Феликс Коробов. В спектакле занят Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории, солисты Большого театра и драматические артисты. Режиссер Петр Татарицкий, лауреат премии "Персона России", выступает в этой работе в двух ипостасях — постановщика и исполнителя роли Просперо.

Читайте полностью http://ria.ru/culture/20141128/1035589778.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мировая премьера оперы "Буря" Алябьева состоится в Москве

Мировая премьера более чем через полтора века после смерти автора - это круто! :))) Только Вивальди ждал дольше! Даже великому Баху пришлось полежать в архивах всего лишь век!
Между прочим, премьера Алябьева - это сенсация. И неплохой подарок слушателям.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Второй раз эту оперу споют 4 декабря в Музее им. А.С. Пушкина

04.12 – «Буря», опера А.  Алябьева по У. Шекспиру – Денис Макаров (бас), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Сергей Радченко (тенор), Дарья Давыдова (сопрано), Камерный оркестр и хор Московской консерватории, дирижер Феликс Коробов, орган – Евгения Кривицкая, режиссер и актер Петр Татарицкий, артисты Московских театров.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/sviatoslav_richter_100/index.php
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Второй раз эту оперу споют 4 декабря в Музее им. А.С. Пушкина

Ну вот, я сегодня побывал в Царицыно и, получается, захватил как бы кусочек "Декабрьских вечеров" нынешнего года? :)
Действо в целом мне понравилось, хотя я шёл, конечно, из-за музыки, в основном. Мне показалось, драматические актёры переигрывали, но певцы выступили хорошо. Роли там были разделены.
Музыки, к сожалению, маловато :(( Но опера осталась, как выяснилось, недописанной, так что уж чем богаты, тем и рады. Спектакль из неё вполне можно слепить, причём, неплохой.
Мне показалось, что драматическая мысль была донесена не очень хорошо, но это я списываю на мою неготовность проглотить такое количество драмтеатра наряду с чистой музыкой.
Алябьев - гений. Шикарный мастер. И тоже трагическая судьба.
Там выступала со введением Кривицкая, рассказывала об этом всём - и о постановке. Удивился, увидев Кривицкую: я читал её книги об органном искусстве и почему-то представлял её себе старой мымрой, а она оказалась милой длинноносой женщиной, причём, довольно обаятельной :)) Вот так и поймёшь, что нельзя судить о людях заочно :)) Как так получилось, что я её не видел, не знаю - наверное, не попадал туда, где она чаще всего мелькает.
Спектакль в интерьерах Хлебного дома был настолько импозантен, что я получил истинное наслаждение. Там и лесенки, и несколько входов-выходов, и закулисные помещения дворца, так что для представления вполне удобно, хотя сама площадочка, может, и маловата. На полу внутреннего дворика, накрытого стеклянной крышей, на одном уровне со зрителями.
Но очень-очень милое помещение, можно рекомендовать.
Одно только: зимой одевайтесь тепелее и берите с собой шарфы или даже тёплую одежду :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера оперы "Буря" на музыку Александра Алябьева состоялась в "Царицыно"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/124482
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Премьера оперы "Буря" на музыку Александра Алябьева состоялась в "Царицыно"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/124482

они вот тут пишут:

-------------------------------------
Царицынский ансамбль – идеальные декорации к романтической опере Алябьева. А крытый двор хлебного дома как будто создан для пения: акустика здесь как в соборе
-------------------------------------

Это правда! Акустически там вполне прилично, но ещё лучше - внутренние постройки, лестницы, они и правда смотрелись как декорации для Шекспира!
И я хочу сказать, что просто не представляю себе, как после простора внутреннего дворика Хлебного дома Царицына они всё это впихнут в маленький музейный зальчик "Декабрьских вечеров".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера оперы Алябьева «Буря»

Валентин Предлогов, 05.12.2014 в 20:36
 
Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), выдающегося композитора, мастера русского романса, водевиля и инструментальных жанров, известно каждому отечественному любителю классической музыки хотя бы потому, что его гениальный «Соловей» ещё при жизни автора сделался одним из символов русского музыкального искусства наряду с самыми яркими романсами М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Показателен тот факт, что алябьевского «Соловья» переложил для фортепиано Ференц Лист, чрезвычайно чуткий ко всему новому, свежему и качественному в художественном отношении.

http://www.belcanto.ru/14120504.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Неоконченная «Буря» для камерного хора с оркестром

http://portal-kultura.ru/articles/music/73918-neokonchennaya-burya-dlya-kamernogo-khora-s-orkestrom/

11.12.2014

Александр МАТУСЕВИЧ

«Декабрьские вечера» и Московская консерватория представили оперу Алябьева «Буря».
Традиционно зимний музыкальный сезон в столице открывается «Декабрьскими вечерами Святослава Рихтера». Вокальные программы разного формата всегда составляли важную часть «Вечеров»: не зря супругой и многолетним сценическим партнером Рихтера была выдающаяся камерная певица Нина Дорлиак (когда фестиваль стартовал, она уже не выступала, но на сцене блистали ее многочисленные знаменитые ученики). Не стал исключением и нынешний 24‑й фестиваль, одним из важных событий которого оказалась мировая премьера оперы Александра Алябьева «Буря». В основу ее легла одноименная пьеса Шекспира.

Доглинкинская русская музыкальная культура (название условное, хронологически простирающееся фактически до середины XIX века) в России по-прежнему представлена мало, а если уж и исполняются те старинные произведения, то в основном только самые популярные. Алябьева это касается в первую очередь: что, кроме хрестоматийного «Соловья», знает рядовой меломан или даже музыкант-профессионал из наследия композитора? Поэтому инициатива музыковеда Московской консерватории Ярославы Кабалевской, не только «раскопавшей» в недрах Музея Глинки фрагменты неоконченной «Бури», но и вложившей вместе с профессором Евгенией Кривицкой много сил в то, чтобы опера стала достоянием слушателей, заслуживает всяческих похвал.

На Западе сегодня не только стряхивают архивную пыль со многих произведений, но и стремятся их обязательно исполнить и записать. У нас с этим пока не блестяще, а жаль, ибо есть интересные образцы как русского барокко, так и доглинкинского пласта, о которых мы даже не подозреваем.

Прозвучавшая на «Декабрьских вечерах» музыка алябьевской «Бури» по-настоящему прекрасна — ярка, выразительна, волнующа, в ней чувствуется несомненная витальная энергия, чарующая нежность и одухотворенная возвышенность. Ощущается веберовское влияние, творчеством которого в 1830‑е годы в России были очарованы все поголовно. Блистательна алябьевская увертюра, восхитительны хоры, бальзамом для меломанских ушей звучат его изящные и одновременно эмоционально выпуклые арии, очевидно незаурядное мастерство в ансамблях, драматическое чутье композитора в контрастах и развитии музыкальной мысли. Жаль только, что Алябьев не окончил оперу: у публики осталось ощущение недосказанности, недополученных эмоций.

В исполнении приняли участие Камерные хор и оркестр Московской консерватории, обеспечившие высокий уровень музицирования (дирижер — Феликс Коробов). Бас Денис Макаров (Просперо), меццо Александра Кадурина (Миранда), сопрано Дарья Давыдова (Ариэль) доставили удовольствие красивыми голосами и выразительным пением.

За недостатком музыкального материала «Бурю» дополнили драматической составляющей, тем более что замыслу Алябьева и его практике как автора опер-водевилей это не противоречит. Однако постановка Петра Татарицкого, сделавшего интересную инсценировку, и игра молодых театральных актеров (главные персонажи были поделены между ними и вокалистами), оказались недостаточно убедительными, чтобы тягаться с прекрасной музыкой Алябьева, ставшей подлинным открытием и главной героиней вечера.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 683
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
От «Соловья» до «Бури»

http://www.trud.ru/article/16-12-2014/1320553_ot_solovja_do_buri.html

 22 декабря - последняя возможность насладиться спектаклем. Фото: из открытых источников.
Наталья Филиппова
 
Московская консерватория заканчивает премьерную серию спектаклей оперы «Буря»

22 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории — последний показ премьерной серии спектаклей оперы «Буря» классика отечественной музыки XIX века Александра Алябьева по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Рукопись партитуры никогда не издавалась и более столетия хранилась в архивах.

...

Автор инсценировки, режиссер и исполнитель роли Просперо — лауреат премии «Персона России» Петр Татарицкий — придумал необычный формат, «досказав» недостающие страницы оперы вкраплением драматических сцен.

В отзывах критиков на первое представление в Царицыно читаем: «Спектакль в интерьерах Хлебного дома был настолько импозантен, что доставил истинное наслаждение».

Музыкальный руководитель премьеры — заслуженный артист России, дирижер Феликс Коробов (на фото). Вместе с ним на сцену Рахманиновского зала выйдут Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель — Александр Соловьев), солистка Московского музыкального театра «На Басманной» Ирина Суханова (меццо-сопрано), приглашенные солисты Большого театра Дарья Давыдова (сопрано), Сергей Радченко (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас).
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 184
«Буря мглою небо кроёт…»: неизвестная опера Алябьева

Нет, нет, речь пойдёт не о стихотворении Пушкина и не о русской зимней вьюге, а о мировой премьере неизвестной оперы русского композитора XIX века Александра Алябьева «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира. Классическая

История её появления такова. Рукопись оперы, которой исполнилось 175 лет, никогда не издавалась и хранилась в архивах. Сначала в Музее Московской консерватории, затем — в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Но вот настал момент выхода из забвения алябьевского опуса — им заинтересовалась Ярослава Кабалевская, когда работала над диссертацией «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве». После успешной защиты диссертации родилась идея постановки неизвестного доселе произведения Алябьева, которую осуществила Московская консерватория при поддержке Министерства культуры России в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры Москвы.

Художественным руководителем проекта стала доктор искусствоведения, профессор Евгения Кривицкая, а исполнительным продюсером и научным консультантом — Ярослава Кабалевская.

Конечно, для постановки «Бури» была необходима исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. Часть ее оказалась бесследно утраченной. Решили ввести сюжетнообразующие фрагменты из шекспировской «Бури» для целостного восприятия оперы. К тому же выяснилось, что Алябьева еще ранее интересовала «Буря» Шекспира, он создал музыку к ней в русскоязычной версии князя Шаховского и сочинил как самостоятельное произведение оркестровую пьесу под тем же названием. Над партитурой оперы трудился Кузьма Бодров, сделав специальную редакцию для камерного оркестра и включив в неё оркестровую пьесу «Буря».

В постановке приняла участие серьёзная творческая бригада: два коллектива Московской консерватории: Камерный оркестр и его музыкальный руководитель, и дирижёр Феликс Коробов и Камерный хор под художественным руководством Александра Соловьёва, автор сценической версии, режиссёр и актёр Петр Татарицкий, молодые певцы, в том числе выпускники и студенты Московской консерватории, и драматические актёры.

«Бурю» Алябьева показали три раза: в Концертном зале Хлебного дома Музея-заповедника «Царицыно», на фестивале «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в Рахманиновском зале Московской консерватории. Я побывала на последнем представлении. Оно оказалось очень удачным. Замечательная акустика, наличие сцены, где было удобно оркестру, певцам и актёрам, и верхняя галерея для хора.

Проект Московской консерватории познакомил слушателей с другими гранями творчества русского композитора. Для широкого зрителя Алябьев известен как автор салонных романсов и прежде всего знаменитого «Соловья». Здесь же мы услышали композитора, исповедующего эстетику романтизма, умело соединившего традиции русской романсовой культуры и принципы немецкой романтической оперы, в том числе и Вебера. Конечно, строго говоря, «Бурю» назвать чистой оперой трудно. Она приближается к жанру музыки к драматическим спектаклям, что было распространено и во времена Шекспира, и в годы творчества Алябьева. Но сочиненные композитором арии, дуэты и ансамбли принадлежат оперному искусству. И постановка, наполненная подтекстами и скрытыми смыслами, осуществлённая Московской консерваторией, несмотря ни на что, позволяет причислить «Бурю» Алябьева к оперному жанру.

...

«Бурю» посвятили двум датам — 450-летию со дня рождения Шекспира и 175-летию с момента написания оперы Александром Альябьевым. Спектакль получился не о прошлом, а о настоящем. Он никого в зале не оставил равнодушным, потому что в яркой сценической форме поднял извечные проблемы человеческих взаимоотношений в их контрастности: жажда власти, предательство и чистая любовь, победа человеческого разума и низость людских поступков…
 
Хочется, чтобы «Буря» Алябьева-Шекспира не осталась только единожды представленным проектом, а продолжала свою активную творческую жизнь.

Елизавета ДЮКИНА

Полностью:

NEWSmuz.com. 14/01/2015 - 18:20
http://newsmuz.com/news/2015/burya-mgloyu-nebo-kroyot-neizvestnaya-opera-alyabeva-33243
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 376
    • Русское исполнительское наследие на CD
Очень хорошее исполнение романсов Алябьева (А. Федин):

http://www.youtube.com/watch?v=a1HIh7PXCZI