Автор Тема: «Евгений Онегин» в постоновке Жолдака в Михайловском театре  (Прочитано 19765 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://calendar.fontanka.ru/articles/67
Андрий Жолдак: «Мой "Онегин" – это будет тест культурному Петербургу: насколько он готов к таким вещам»

Михайловский театр выпускает одну из самых интригующих премьер сезона: режиссёр из Украины Андрий Жолдак, известный авангардными и во многом провокационными драматическими постановками, взялся за "наше всё" – Пушкина и Чайковского. В последнюю неделю октября он представит своё прочтение оперы "Евгений Онегин". Творческий процесс строго засекречен, но "Фонтанке" художник согласился кое-какие свои секреты раскрыть.

Сам Андрий Жолдак утверждает, что авангардистом его называют только в России, а в Германии, Швеции, Финляндии, Румынии и во всех странах Европы, где он ставил свои спектакли, его считают практически классиком. Но "Федра", перенесённая в сталинский санаторий с крысами, или "Дядя Ваня", где новым действующим лицом становится бассейн посреди сцены, а герои объясняются в любви, кромсая и пожирая яблоки, заставляют с большим любопытством ждать, что же сделает Андрий Жолдак с оперой Чайковского по пушкинскому роману в стихах.

И вот – чёрный зал. Здесь гуляет ветер, здесь даже время сбилось с ритма. Нервно мечется женщина в чёрном, переводит застывшие стрелки часов. Такое теперь начало у третьего акта "Онегина", которое мы помнили по балу и бравурному полонезу. Нынче лишь хрусталь в углу да пять фуршетных столиков на авансцене говорят о том, что к балу здесь готовятся. Под знаменитый полонез не скользят по паркету разодетые пары, а в зал влетают через распахнутые окна чёрные обугленные листья… Это – фрагмент репетиции, который удалось увидеть корреспонденту "Фонтанки" до разговора с режиссером.

– Ваши спектакли насыщены визуальными деталями, и "Онегин", судя по репетиции, тоже. Но оперу всё-таки слушают. Ваши метафоры не помешают музыке?

– В этом спектакле всё чередуется: сначала – очень простые мизансцены, и вдруг -  такие вот метафоры, как вы говорите. И у меня в спектакле, и у Чайковского в музыке присутствует два времени: время реальное и время метафизическое. Можно я использую аналогию? Есть два пути: первый – детально рассказать историю, концентрируясь на человеческих отношениях, второй – изложить ее, пользуясь средствами высокой поэзии. Вспомните стихотворения Арсения Тарковского, Пастернака – там очень сложные рифмы. Недавно я перечитывал Пастернака, у него есть эта постоянная тема окон, занавесок, сада… Так же и у Чайковского – это большой поэт, который рифмует музыкальные темы. Будет ли в спектакле перегрузка? Зрители увидят. Оперная публика всё-таки очень специальная: она чувствительнее, она может больше прочитывать. Опера – самый высокий вид искусства. И для меня опера – это тоже такая очень высокая…гора.
 
– Что вы изменили по сравнению с известными классическими постановками?

– Думаю, что в этом спектакле мы попробуем прорваться в Зазеркалье, в запредельный мир. В мир, который подразумевается, но не все его видят. Например, знаменитая ария Ленского перед дуэлью вся построена так, что он постоянно говорит с Ольгой. Это их диалог. Но я не иду против Чайковского! Я иду от него. Просто я смотрю на это современными глазами. Мы не делаем исторический музейный спектакль, мы пробуем рассказать эту историю с точки зрения людей, которые живут в 21 веке, но знают историю предыдущих веков.

– История Татьяны и Онегина сама по себе подходит для любого века. Что вы в ней хотите «осовременить»?

– Я не думаю: вот здесь у нас будет «осовременено». Мне неинтересен сам по себе «Евгений Онегин»: я могу почитать Пушкина или дома спокойно послушать CD с музыкальной записью. Но мне было бы интересно прийти в кино и посмотреть, например, как Бергман снял «Онегина», как бы Тарковский посмотрел на «Онегина» или Ларс фон Триер. А я рассказываю свою историю.

– Какую?

– Это вы уже после спектакля объясните, что за историю я рассказал.

– Почему в вашем спектакле Онегин влюбляется в Татьяну? Насколько я поняла, не потому, что изменилась она…

– В третьем акте Онегин возвращается после своих скитаний. Он убил Минотавра в его лабиринте. Он спускался, как Одиссей у Гомера, в ад, участвовал в войнах между тёмными и светлыми силами. Он обжигал свою душу. В первой части, когда он отказывает Татьяне, не принимает её любовь и довольно иронично, даже цинично, рекомендует ей, как жить дальше, Онегин – это современный мизантроп. Гамлет. Это связано не с Татьяной, а с тем, что Онегин имеет комплекс 20 века – проблему со своим «я». Как писал Данте, «свой путь земной пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Это – Онегин в первой части. Во второй части он, убив Минотавра в лабиринте, выходит из огня на воздух, снова видит солнце – и вдруг понимает самые простые вещи… Помните – король Лир, потеряв королевство, власть, сидел, как нищий, в степи с шутом, начал крошить хлеб на ладони, к нему прилетела маленькая птичка – и вдруг он увидел этот малый мир и понял, что, оказывается, эта птица, которая клюёт хлебные крошки, намного важнее всего, чем он жил раньше… Вот так же и Онегин возвращается к жизни.

– Получается, что у вас главная фигура – Онегин, и меняется он, а не Татьяна?

– Я ещё сложнее закручиваю. Финал истории Татьяны и Онегина предрешен с самого начала. С самого начала герои знают, чем всё закончится. Вот мы начинаем историю – очень ясную и простую, о любви, о человеческом счастье, о гармонии, о чувствах. Но одновременно с круговоротом Вселенной та же история раскручивается в другую сторону – зеркально. Поэтому в нашем спектакле я уделяю много внимания тёмным силам. Возникают образы чёрных куриц, чёрных собак, карликов…

– Пушкин говорил, что Татьяна – это он сам…

– Но я же не Пушкина ставлю! Чайковский тоже переделал Пушкина, и мы ставим всё-таки оперу. Гарсиа Лорка говорил, что такое искусство. Есть виноград, который созревает, вбирает солнечные лучи, – это Пушкин. Потом появляется Чайковский, он берёт виноград, отжимает сок – получается вино. И это уже не виноград, это уже – другое произведение. А я, как интерпретатор, режиссёр, встречаюсь не с виноградом, я работаю с соком!..

– …И получается что-то ещё более крепкое и терпкое, да? Коньяк, может быть?

– Может быть. Коньяк имеет долгую выдержку. Я как бы пропускаю через сито эту красоту и замораживаю отрицательную энергию. У нас много льда в спектакле. Мне трудно сейчас проанализировать. Когда я репетирую, ко мне подходят актёры и спрашивают, что это такое. Я говорю: пока не могу ответить.

– Какие ещё секреты вы можете приоткрыть?

– Когда Онегин убивает Ленского, он убивает часть себя. У меня Ленский и Онегин в начале спектакля появляются как копии: они идентичны в костюмах и в поведении.

– Они же, наоборот, "лёд и пламень"…

– Это вы где взяли?

– У Пушкина…

– У Пушкина – да. Но не у меня.

– Взяться за оперу и именно за "Онегина" – это была ваша идея или вам предложил театр?

– Мы давно с Владимиром Кехманом вели переговоры. Три или четыре года назад я показал в Петербурге свой знаменитый румынский спектакль "Жизнь с идиотом" по повести Виктора Ерофеева. А два года назад возникла идея, чтобы я поставил в Михайловском театре оперу Шнитке по этому тексту. По разным причинам это не пошло, риск был очень большой. Слишком экспериментальная опера.

– Хотя Шнитке, мне кажется, должен быть очень ваш композитор.

– Шнитке – это сложно. И мы плавно перешли на другую идею – на Чайковского. Это правильно, что я делаю первый в своей жизни оперный проект с этой великой музыкой. Для меня Чайковский выше, чем Пушкин. Нет, я не говорю, что Пушкина не люблю, это великий поэт, но мне ближе более сложные поэты – я уже называл их. Или Артюр Рембо – вот это мой поэт. А музыка Чайковского меня захватила. Это безумно сексуальная музыка, она опьяняет.

– Какой реакции вы ждёте в Петербурге на "Онегина"?

– Я жду, что в Петербурге появится современная опера на музыку Чайковского на пушкинский сюжет в постановке довольно сложного режиссёра. И это будет тест Петербургу, культурным людям – насколько они готовы к таким вещам.

– И если мы пройдём ваш тест?

– В город будут приезжать большие, мощные художники.

– А у вас есть планы, связанные с Петербургом?

– Я в Петербург по-настоящему влюблён! У меня есть несколько таких городов – Петербург, Венеция, Барселона, Амстердам: я чувствую, как будто я здесь жил. С Петербургом я не расстаюсь. Мы ищем тему.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»
« Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2016, 14:42:49 от Александр П. »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Цитировать
В третьем акте Онегин возвращается после своих скитаний. Он убил Минотавра в его лабиринте. Он спускался, как Одиссей у Гомера, в ад, участвовал в войнах между тёмными и светлыми силами. Он обжигал свою душу. В первой части, когда он отказывает Татьяне, не принимает её любовь и довольно иронично, даже цинично, рекомендует ей, как жить дальше, Онегин – это современный мизантроп. Гамлет. Это связано не с Татьяной, а с тем, что Онегин имеет комплекс 20 века – проблему со своим «я».
Ну и бреда нагородил этот режиссёр! Ещё раз повторюсь - мне безумно жаль старый красивейший спектакль Гаудасинского, когда всё на сцене было безумно красиво.

Цитировать
– Когда Онегин убивает Ленского, он убивает часть себя. У меня Ленский и Онегин в начале спектакля появляются как копии: они идентичны в костюмах и в поведении.
– Они же, наоборот, "лёд и пламень"…
– Это вы где взяли?
– У Пушкина…
– У Пушкина – да. Но не у меня.
Вот так и хочется спросить у таких режиссёров: "А ты собственно кто такой, чтоб что-то править у Пушкина и Чайковского?". Эх, когда же театр вернётся в нормальное русло, а режиссёры поймут, что они - не авторы, а такие же исполнители, как певцы, музыканты, дирижёры?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну и бреда нагородил этот режиссёр!
........
Вот так и хочется спросить у таких режиссёров: "А ты собственно кто такой, чтоб что-то править у Пушкина и Чайковского?"

Так режиссур сам себя выдал: по-видимому, он тоже "имеет комплекс 20 века – проблему со своим «я»".
Якает много.
Очередной "режиссёр Якин" - будто из кинокомедии Гайдая.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ruf

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 92
Когда я репетирую, ко мне подходят актёры и спрашивают, что это такое. Я говорю: пока не могу ответить.

 ;D мощный творец, как же до него не донесли, что его основная работа - объяснить актеру, что происходит.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Эх, когда же театр вернётся в нормальное русло,
а режиссёры поймут, что они - не авторы, а
такие же исполнители, как певцы, музыканты, дирижёры?
1. Когда все остальные перестанут это терпеть и вступятся за Оперу.
2. Им будет очень сложно с этим смириться. Потому что они уже попробовали кино и знают, что там они - авторы и вообще боги.))
3. Нет, совсем не такие исполнители, как певцы, оркестранты и дирижеры. Перечисленные Вами люди - профессиональные музыканты. У современных режиссеров, приходящих в оперу, обычно нет музыкального образования и серьезного слухового опыта тоже нет.((
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Еще о том же авторе из "Известий"

- Чем для вас отличается постановка драматического спектакля от оперного?
- По большому счету ничем.
[...]
- Вы создали десятичасовую версию «Дяди Вани» для критиков и пятичасовую — для зрителей. Не перебор ли это?
- Когда я репетирую, я не думаю о зрителе. Я делаю спектакль для себя, для актеров — как чувствую.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Еще о том же авторе из "Известий"

- Чем для вас отличается постановка драматического спектакля от оперного?
- По большому счету ничем.
[...]
- Вы создали десятичасовую версию «Дяди Вани» для критиков и пятичасовую — для зрителей. Не перебор ли это?
- Когда я репетирую, я не думаю о зрителе. Я делаю спектакль для себя, для актеров — как чувствую.


В общем, если для него драматический спектакль ничем не отличается от оперного, то это означает, что режиссёр попросту дремуч. А тот факт, что он не думает о зрителе, означает, что он не является профессионалом. Почему-то вот композитор - автор оперы - думал и об оркестрантах, и о дирижёре, и о певцах, и о слушателях и даже о постановщиках, а нынешние "гении" от режиссуры "выше этого" - они делают "для себя", в лучшем случае - "для актёров".
Так может, это ....... как его ...... пускай бы они и показывали свои поделки друг другу, а ? Зачем нам-то их показывать, да ещё и за наши же деньги да с привлечением государственных дотаций ? С какой стати ?
Пусть ищут деньги САМИ и ставят, что хотят, в т.ч. и для себя, и друг для друга, но ЗА СВОЙ СЧЁТ, а ? Я лично не против.
Но пусть при этом НАМ подадут постановщиков, которые думаю О НАС, а не о себе и не друг о друге. Чёрт подери, ну где же т.н. "культурная политика" ? Где Мединский с его претензиями на патриотическую линию ?

Но сейчас такое время: мало того, что режопера - это общемировая чума, так она (чума) в условиях нашей страны ещё дополнительно усугубляется медведевщиной - это вообще уже полная труба: мало того, что эти выскочки "от культурки" над классикой и над нами издеваются, так их ещё поощряют первые лица государства и швыряют им кучу денег на их профанации !
Вот что меня возмущает ! Добро бы они только друг другу морочили голову и мозги пудрили - мало того, что они вываливают свои поделки на нас, так они вдобавок ещё делают это за наш и за государственный счёт.
И знаете, так у нас везде, не только в театре ! К примеру, на днях была телепередача, фрагмент которой я случайно увидел: обсуждалось плачевное состояние нашей малой авиации, которой в нашей стране - с её-то пространствами ! - почти нет ! Выяснилось, что "свыше" заботятся не о населении, не о пассажирах, а ..... об авиакомпаниях ! Т.е. у нас какое-то "государство наоборот": вместо того, чтобы думать о гражданах и преследовать ИХ, т.е. НАШИ интересы, чтобы граждане могли ездить и летать, куда надо, чтобы могли покупать, что надо, причём, по минимальным рыночным ценам, все наши родимые "бизнесмены" и прикрывающие их госдеятели всех уровней заботятся друг о друге и о бизнесе друг друга !
А разве не то же самое и в театрах ? О ком заботится государство, поддерживая в области режиссуры чёрт знает кого, разве о зрителях, о слушателях ? Кого они нам подсовывают " идейные вожди" ? Этих вот прощелыг, самозваных режоперников ?
Просто зла не хватает.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Информация с сайта театра: http://www.mikhailovsky.ru/afisha/

Евгений Онегин Премьера
26 .10 / Пт 19:00

лирические сцены в 3-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

Татьяна — Татьяна Рягузова
Онегин — Янис Апейнис
Ольга — Софья Файнберг
Ленский — Евгений Ахмедов
Гремин — Андрей Гонюков



Дирижер — Михаил Татарников
________________________________

Евгений Онегин Премьера
27 .10 / Сб 19:00

лирические сцены в 3-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

Татьяна — Гелена Гаскарова
Онегин — Янис Апейнис
Ольга — Ирина Шишкова
Ленский — Евгений Ахмедов
Гремин — Вячеслав Почапский

Дирижер — Михаил Татарников

И билетов-то в продаже нет! :-\
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2012, 16:48:47 от Porgolovo »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И билетов-то в продаже нет! :-\

А почему ? Такая бешеная популярность ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
И билетов-то в продаже нет! :-\

А почему ? Такая бешеная популярность ?
Жолдак -Кехман умело пестуют  скандал ;) Ни я, ни мои знакомые на этот спектакль не собирались, возможно, нашлось достаточно  желающих и без нас!
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2012, 22:57:36 от Porgolovo »

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
И билетов-то в продаже нет! :-\

А почему ? Такая бешеная популярность ?
Господин Должанский дает подробнейший  ответ на Ваш вопрос ;)

Главную русскую оперу в Михайловском театре в Санкт-Петербурге ставит знаменитый украинский режиссер Андрей Жолдак. Не в обиду солистам, дирижеру Михаилу Татарникову и музыкантам оркестра будет сказано, но именно фамилия постановщика привлекает к премьере повышенное внимание наблюдателей. Жолдак — такой режиссер, что при упоминании его имени редко кто из видевших прежде его работы остается равнодушным. У одних радостно екает сердце — уж он-то устроит опять что-то невиданное, тревожное и энергичное, другие поджимают губы — ну ясно, опять выпендреж и надругательство над благопристойностью.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2047698

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Главную русскую оперу в Михайловском театре в Санкт-Петербурге ставит знаменитый украинский режиссер Андрей Жолдак. Не в обиду солистам, дирижеру Михаилу Татарникову и музыкантам оркестра будет сказано, но именно фамилия постановщика привлекает к премьере повышенное внимание наблюдателей

Наблюдателей, но не публики ! Вряд ли публику настолько интересует режиссура, чтобы она ломилась на спектакль, расхватав все билеты на 2 дня подряд: её интересуют прежде всего, конечно, исполнители, режиссура же вызывает не "интерес", а гораздо более сильные и отнюдь не положительные эмоции ! :))
Также забавно, что "Евгений Онегин" назван "главной русской оперой": я бы на месте обозревателей не злоупотреблял такими хлёсткими утверждениями :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
С.-ПЕТЕРБУРГ, 26 окт - РИА Новости. Михайловский театр Санкт-Петербурга представит 26, 27 и 28 октября новую версию оперы "Евгений Онегин" на музыку Чайковского, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

Постановщиком премьеры выступил известный украинский театральный режиссер Андрий Жолдак, дебютировавший этим спектаклем в опере.

"Как ни странно, я даже не переключался с драмы на оперу, я репетировал оперу как драматический спектакль", - рассказал РИА Новости постановщик.

Жолдак является автором более 30 постановок в драматических театрах не только Украины и России, но и Европы. Режиссер известен своим свободным подходом к тексту и необычными интерпретациями, и, по словам генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана, приглашение в Петербург Жолдака было для него сознательным риском.

Впрочем, сам режиссер подчеркивает, что сдерживал свой радикализм и постарался сделать "тонкий психологический спектакль".

"Есть мир реальный и мир метафизический, в метафизическом мире присутствует то, что нельзя объяснить с помощью обычной логики. В нашем спектакле в белый девственный мир Татьяны постепенно вторгается черный цвет, сначала это просто рассыпавшиеся черные бусы, потом черные пятна и детали возникают все чаще и становятся все больше, пока, наконец, мы не приходим к антимиру - абсолютно черному пространству", - пояснил РИА Новости Жолдак.

Практически весь спектакль решен в черно-белой цветовой гамме. Художником-постановщиком "Евгения Онегина" выступила Моника Пормале, известная по своим работам в Новом Рижском театре. Что касается костюмов, то дизайнеры Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа попытались найти компромисс между историческим костюмом начала позапрошлого века и современной модой.

Одним из неожиданных для зрителя решений режиссера станет появление на сцене героя, отсутствующего в классических постановках оперы. Этот персонаж проходит через весь спектакль, появляясь с самой первой сцены в усадьбе Лариных. В программке Жолдак решил его обозначить как "слугу Онегина", играет его карлик с большой бородой, цвет которой меняется в разных сценах. По сути этот герой не вмешивается в само действие, но выступает как посланец неких высших сил, которые не позволяют сценическим событиям развиваться иным образом.

Сам Жолдак считает, что тема судьбы и рока является центральной в его постановке. "Я бы сказал, что еще дальше пошел за Чайковским - в спектакле еще больше драматизма, мы еще больше сгущаем напряжение. Когда я делал спектакль, то обращался не только к Пушкину; я пытался искать параллели и метафоры в античной трагедии, у Данте, Гете, Байрона", - отметил Жолдак.

Также режиссер указывает на параллели в спектакле между сюжетом пушкинского "романа в стихах" и судьбой самого Чайковского.

"Чайковского я воспринимаю как очень современного композитора", - подчеркивает постановщик.

Традиционно считается, что сложность в постановке "Евгения Онегина" заключается в определенной бедности оперы на яркое сценическое действо, однако сам Жолдак придерживается иного мнения. "Эта опера имеет очень большие постановочные возможности - но недооцененные, скрытые. Моя работа была похожа на работу со старым деревом; как рубанком, я снял с него верхний слой, и мы увидели его текстуру, рисунок древесины и даже смогли почувствовать запах", - добавил режиссер.

В роли Онегина 26 октября в день премьеры на сцену поднимется латвийский тенор Йонас Апейнис, роль Татьяны исполнит Татьяна Рягузова, а Ленского - Евгений Ахметов. За дирижерский пульт встанет Михаил Татарников.

Украинский режиссер называет свой дебют в опере "тестом культурному Петербургу". Михайловский театр, в свою очередь, принял решение о том, чтобы оставить в своем репертуаре также и классическую версию "Евгения Онегина".

Источник - http://www.ria.ru/culture/20121026/906896073-print.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вообще говоря, я не уверен, что такое элементарное решение, как переход от белого к чёрному и и постепенное погружение в чёрный цвет, оправдывает постановку столь масштабного действа, как "Евгений Онегин". Стоит ли овчинка выделки ? Уж больно примитивно, чтобы столько народу мучить: об этом можно было бы объявить на уровне идеи, да и удовлетвориться этим - все бы похвалили за "фишку", похлопали бы режиссёра по плечу, да и будя с него ! "Чего же боле ?" (с) :))

Украинский режиссер называет свой дебют в опере "тестом культурному Петербургу"

Какая наглая самоуверенность и самонадеянность ! Впрочем, подобный наглёж - это тоже своего рода пункт "теста" на принадлежность к режоперной плеяде. Как они все чванливы, эти самозваные доморощенные гении, просто сил нет.

Михайловский театр, в свою очередь, принял решение о том, чтобы оставить в своем репертуаре также и классическую версию "Евгения Онегина"

А вот это мудро ! Мода модой, выпендрёж выпендрёжем, а классика - всегда в цене. Убеждён вослед за Головановым, что в опере главное - ХОРОШО ПЕТЬ ! Ну и играть - тоже :)) А всё остальное - ерунда. Были бы певцы, которые делают кассу и держат на себе оперу, а постановка-обстановка - это уже дело десятое. О да, я понимаю, что амбициям режоперных деятелей мои слова не потрафили бы, буде они их прочли бы ! :)) Да они и не прочтут, а мне и дела нет до этого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
А почему ? Такая бешеная популярность ?

Небольшой театр + популярная опера (на неё и без премьеры в основном аншлаг) + премьера.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
А почему ? Такая бешеная популярность ?

Небольшой театр + популярная опера (на неё и без премьеры в основном аншлаг) + премьера.
И это тоже! Но  мне представляется, что именно режиссура и ожидание скандала  вызвало такой интерес к данной постановке. Искусственно созданная интрига, умело, небольшими дозами  вбрасываемая информация о режиссере, тайна какая-то: по слухам, даже открытого прогона не было, ни одной фотографии с репетиций, ни одного комментария солистов! Все это и сработало на  кассу. К тому же, господин Должанский замечает, что пресно Питер живет: Тем более что официальная петербургская культурная диета в последние месяцы неудержимо тяготеет к пресным просвиркам. Почему-то все хотят нас развеселить и скоромненьким попотчевать???
По составу солистов ничего не могу сказать, возможно, для кого-то он представляет интерес. Я слышала только Рягузову в последней Иоланте: неплохо, но не более того!
« Последнее редактирование: Октябрь 26, 2012, 14:40:55 от Porgolovo »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
По составу солистов ничего не могу сказать, возможно, для кого-то он представляет интерес. Я слышала только Рягузову в последней Иоланте: неплохо, но не более того!

Шишкова в ЕО МТ (20.10.2012)

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
По составу солистов ничего не могу сказать, возможно, для кого-то он представляет интерес. Я слышала только Рягузову в последней Иоланте: неплохо, но не более того!

Шишкова в ЕО МТ (20.10.2012)
Просмотрела :(   Шишкова мне понравилась, даже очень!!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я решил выделить обсуждение этой постановки в отдельный поток.
Кстати, только что в новостях показали фрагменты спектакля Жолдака: действительно, мало того, что он решён в чёрно-белой гамме, так он ещё и "актуализирован" - мелькали какие-то то ли стиральные машины, то ли что-то в этом роде, и т.п.
Я надеюсь, что появится более вменяемая и полная информация. Пишу "вменяемая", а сам думаю, может ли быть вменяемой информация о невменяемом :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну и бреда нагородил этот режиссёр! Ещё раз повторюсь - мне безумно жаль старый красивейший спектакль Гаудасинского, когда всё на сцене было безумно красиво

Администрация утверждает, что после того, как эта чума минует, на сцену будет возвращён прежний спектакль, который никуда не исчезнет, а продолжит своё существование параллельно с авангардистскими версиями. Полагаю, жолдаковская в этом плане - не последняя; а классика всегда нужна, чтобы было с чем сравнивать, иначе критерий "авангардизма" будет утрачен. Вон, сам Жолдак утверждает, что в Европе его считают чуть ли не "классиком", а о чём это говорит ? Разве не о том, что в Европе утратили критерии оценки ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица


Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://operanews.ru/12102809.html

28.10.2012 в 17:13, Кирилл Веселаго.
«Довольно, выслушал я вас: безумны вы!», или Слава Герострата
Премьера «Евгения Онегина» в Михайловском театре

В Михайловском театре прошла первая премьера оперного сезона — «Евгений Онегин» в постановке украинского режиссёра Андрия Жолдака.

Можно было бы сказать — «долгожданная» премьера, но это слово, как-никак, несет в себе какие-то радужные ожидания! А что же вышло на самом деле?

Михайловский, активно осваивающий все модные течения продвинутых западных театров, пошёл по проторённой там уже, наверное, с 80-х годов прошлого века дорожке. Принцип здесь прост и незатейлив:

неважно, хороша или дурна постановка, важен скандал вокруг неё.

Этот путь, бесспорно, всегда ведёт к успеху. Успеху медийному, в слухах и шорохах «бизнес-элиты», в публикациях бульварных газеток, и далее.

Конечно, «премьерным зрителям» — то бишь, банковским воротилам или, например, магнатам в сфере производства, допустим… шарикоподшипников — глубоко плевать, что и почему происходит на сцене («представьте, какая прелесть! – всё это так ново, да ещё и под музыку!»). Но просочившимся на премьеру подлинным любителям и ценителям оперы, которых в городе, по понятным причинам, становится всё меньше и меньше, тем не менее, это не безразлично.

Впрочем, обо всём по порядку. Фигура режиссёра Андрия Жолдака всплыла в Михайловском впервые, когда оставивший ныне театр главный дирижёр Петер Феранец искал постановщика для весьма эпатажной оперы Шнитке «Жизнь с идиотом». Затем театр расстался с Феранцем, рискованный проект как-то испарился сам собою, а вот Жолдак остался. И руководство Михайловского театра решило вручить постановку жемчужины русского оперного наследия в руки «творца», ранее, кстати, никогда в опере не работавшего и мыслящего, согласно публикациям в прессе, примерно в таком ключе:

«Музыка этой оперы очень сексуальна. Многое в ней идет от той приватной части жизни Чайковского, которую он скрывал в свете, но не мог утаить в творчестве». Видимо это главное, что узрел режиссер в опусе великого композитора…

 * * *

В степени профессионализма постановочной команды зрители убедились хотя бы на примере того, что перемена декораций (не ахти, каких сложных) в спектакле с двумя антрактами происходила «молниеносно»: первый длился сорок пять минут, второй — тридцать пять! Кстати, над чем там было трудиться, по большому счёту, вообще непонятно: куб из стен и потолка, разве что цвет меняется. Хотя возможно, что упрёк этот должен быть адресован в первую очередь Монике Пормале (она в программке делит с Жолдаком лавры художника-оформителя). А цветов в постановке, кстати, только два: белый и чёрный. Как это тонко и оригинально (сразу на ум приходит последний «Онегин» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — прим. ред.)!

Когда открывается занавес, сразу вспоминается постановка глайндборнского фестиваля (режиссёр Грэм Вик): та же «коробка» с окном и с дверьми, тот же дощатый пол. Как это у Довлатова: «Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком»! Жолдак решил, все-таки, отличиться от всех, избрав для этого достаточно немудрёный способ: он внёс в своё… гм, простите, «прочтение» творения Чайковского столько бессмысленных и абсурдных идиотизмов (простите, но иных слов в данном случае просто подобрать невозможно), что

опера (или, как охарактеризовал своё сочинение сам композитор, «лирические сцены») превратилась в смесь балагана, цирка, варьете и, наконец, просто примитивной демонстрации дурного вкуса и отсутствия музыкального слуха.

Спектакль начинается с того, что во время интродукции по сцене снуют Татьяна и маленькая девочка. Из ведёрок и ваз на пол с грохотом сыплется какой-то чёрный горох. Затем на глаза публике является некий персонаж, никому из тех, кто знаком с содержанием оперы, не известный: непрерывно трясущийся, агонизирующий и нелепый человек — более всего смахивающий на действующее лицо из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Поначалу это смешно. Однако постепенно этот заходящийся в пляске святого Витта немой участник действа (попутно выполняющий функции бутафора, рабочего сцены и, вероятно, какого-то слуги в семье Лариных), начинает откровенно раздражать.

Но дальше — больше: на сцене появляется карлик. Откуда он взялся, зачем и почему — никому не ведомо.

Поэтому здесь я позволю себе некоторое отступление. Когда-то, в 60-70-е годы прошлого века, в Европе возникла так называемая «фрик-культура», от английского слова freak — урод, чудак, извращенец, и так далее. В отечественном шоу-бизнесе ярким примером может служить некий Шура — «певец» из провинции, когда-то шокировавший Москву своими гнилыми зубами, маргинальными повадками и вызывающим отсутствием вкуса в манере одеваться.

Андрий Жолдак — это тот самый фрик в театре.

На Западе эту «фишку» давно уже пережили, но у нас это пока ещё в новинку. По опыту общения во время немногочисленных встреч с прессой сложилось впечатление, что режиссёр груб, нахален, и весьма хамоват. Это, впрочем, видно и из его постановки: няня уговаривает Татьяну лечь спать, схватив её за лацканы халата и изо всех сил потрясая её за грудки. Все остальные персонажи общаются точно так же: они дёргают друг друга за руки, пихают, толкают и пинают. Например, Ленский (со словами: «Мы вслед за вами») отвешивает Лариной оплеуху и пинок, выпихивая пожилую женщину за дверь. Сама же Ларина, к слову сказать, почти с самого начала пребывает на сцене, скажем так, в состоянии сильного алкогольного опьянения (забегая вперёд, отметим, что и Ротный-Зарецкий тоже напился так, что с трудом держался на ногах).

В России, как известно, пьют много: вот и Ленский, выпивши мутно-белой жидкости (видимо, браги) из бутыли, вдруг брызжет жидкостью изо рта и раздражается бессмысленным визгливым хохотом на словах Онегина «Но, Боже мой, какая скука!». После слов «Нет, няня, я здорова» Татьяна (видимо, в подтверждение этой фразы) с ухмылкой разбивает об пол огромную гипсовую вазу.

Когда в первой картине няня открывает потаённую дверь в стене, за которой скрываются три поставленные друг на друга стиральные машины, и начинает активно отжимать бельё, в зале поднимается хохот.

Кстати, о вышеупомянутом карлике: он практически не сходит со сцены; скорее всего — это некий мем, или alter ego самого режиссёра.

Функции его непонятны, а введение такого персонажа в спектакль разумно объясняется только одним: в других постановках, сходных по бессмыслице, бездарности и непониманию того, о чём вообще идёт речь в партитуре, карликов ещё не было! Если бы господин Жолдак продвинулся по Инженерной улице метров восемьсот в сторону Фонтанки (а именно — в петербургский цирк) — там, бесспорно, его идеи прижились бы куда лучше, чем в академическом (в прошлом — Императорском) театре оперы и балета.

Забавно, что неким «консультантом по музыкальной драматургии» в программке означен бывший сотрудник литчасти театра Дмитрий Ренанский. Именно благодаря ему, видимо, публика обязана тем, что «Скажи, которая Татьяна?» Онегин поёт, обращаясь непосредственно к Татьяне (!), а «Пойдёмте в комнаты» Ларина изрекает, изо всех сил дёргая Онегина к двери, ведущей в сад (!), а тот, в свою очередь, дико сопротивляется.

При всех таких режиссерских «изысках» дуэты решены строго, по-армейски: Татьяна и Ольга, Ленский и Ольга поют стоя по стойке «смирно» в разных концах сцены.

Режиссёр имеет свой взгляд на молодость и дворянство: Татьяна и Ольга непрерывно бегают туда-сюда (молодёжь, что поделаешь!), а вот диалоги ведут по-иному: Онегин и Татьяна исключительно стоя на подоконнике, а вот Ленский и Ольга — сидя на каминной полке.

Зал уже не хохочет, простите, а ржёт: это в начале второй картины, где на сцене появляется холодильник. Татьяна его открывает — а в нём сидит… вездесущий карлик! (Именно в этот момент с криком «Позор!» из партера вышла первая возмущённая зрительница — первая, но не последняя).

Впрочем, холодильник — не единственное озарение г-на Жолдака: в финале второй картины няня разогревает завтрак для Татьяны в микроволновой печи, что стоит на каминной полке (а в сцене дуэли на холодильнике появляется пылесос).

Но затем няня открывает потаённую дверцу в стене, за которой скрывались стиральные машины, а там уже — о, радость! — не прачечная, а шкаф, в котором целых три полки трёхлитровых банок с брагой.

«Ах, ночь минула! Спокойно всё. Пастух играет!» — на этих словах Татьяны за окном спальни возникает некий персонаж-«козерог» с огромными рогами, как бы играющий на флейте. Чуть позже это винторогое создание возникнет в опере в качестве Гильо, секунданта Онегина: во время дуэли он будет сосредоточенно и неопрятно есть ложкой кашу из кастрюли. Ленского (после того, как его на дуэли убил Онегин) укладывают в футляр от напольных часов, и тут же начинают активно заливать «труп» мутно-белой брагой из вышеозначенного потайного шкафчика. В этом месте наиболее несдержанная часть консервативной петербургской публики вновь начала покидать зал, не дожидаясь антракта.

Как должно в опере исполнять хор? Правильно — спиной к зрительному залу! Ахинея должна быть полной, иначе это не опера.

С хором режиссёр не церемонится: в кульминационных местах он всегда оказывается либо спиной к залу, либо за кулисами. Кстати, надо заметить, что г-н Жолдак тонко чувствует разницу между оперой и балетом: в постановке нет ни одного танца. Какие там котильоны, вальсы или мазурки? Баловство это. Правда, Онегин, Ленский и Татьяна порой начинают совершать под музыку движения сродни тем, которые демонстрировал публике персонаж Моргунова из фильма «Кавказская пленница» во время обучения праздной публики новомодному твисту. Публика хохотала, свистела и улюлюкала.

Полонез в постановке выглядит какой-то неудачной рекламной акцией фарфорового завода: на авансцене расположено несколько столов, на которых персонажи оперы с бóльшим или меньшим успехом пытаются раскручивать большие тарелки. Чуть позже, в арии Гремина, Онегин и князь перекидываются через стол фарфоровой чашкой. К передаче «Что, где, когда?» отсылает волчок, который крутит Ольга в начале сцены дуэли — всю свою предсмертную арию Ленский поёт, обращаясь к ней! При этом девица вполне недвусмысленно пристаёт к поэту — ну а тот, как водится, с силой и ненавистью её отпихивает. Затем, в начале заключительного акта, волчок крутит уже Татьяна.

Греминский бал — это сцена свидания Татьяны с Онегиным; на чёрной и бедно освещённой сцене никого, кроме них, нет.

«И здесь мне скучно!» поёт Онегин, обращаясь непосредственно к Татьяне. Но здесь всё тонко, в духе «психологического театра»: чтобы остаться неузнанной, супруга Гремина ходит в кромешной тьме в огромных солнечных очках. Онегин, в свою очередь, «косит» под мистера Икс: его лицо скрыто огромной полумаской.

«Княгиня Гремина! Смотрите!..» — выкрикивают артисты хора, запоздало пытаясь появиться на сцене и всем гуртом штурмуя узкую дверь — точь-в-точь как армия пассажиров на трамвайной остановке в час пик.

Кто-то не попадает в дверь, кто-то — в ноты.

В заключительной сцене Онегин методично выбрасывает в окно предметы обстановки из будуара Татьяны (и без того обставленного крайне скудно), а затем хватает за шиворот и вышвыривает за окно бедного карлика (в этом месте ещё человек десять оставили партер). Слова «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!» Онегин поёт в кромешной темноте.

А дальше… Вы не поверите! Уж не знаю, чья это заслуга — самого режиссёра или вышеупомянутого «консультанта по музыкальной драматургии», но факт остаётся фактом:

сразу за заключительными аккордами оперы вдруг начинает звучать интродукция к опере!

Народ движется к выходу из зала, а на сцене Гремин, Татьяна и маленькая девочка изображают приторно-умильную картину семейного счастья в стиле телепередачи «Пока все дома». Однако либо у меня, либо у руководства театра явно «не все дома»: иначе я не могу объяснить такое вот необыкновенное музыкальное открытие, которое явила публике эта удивительная постановка.

О солистах говорить трудно. В такой постановке волей-неволей уже не до пения, и начинаешь переживать, как бы Онегин (Янис Апейнис) в сцене ссоры с Ленским (Евгений Ахмеров) не поранил последнего, поскольку баритон в это время увлечённо расстреливает из пневматической винтовки надувные шарики, развешанные на стене над головой у тенора. Или, не дай Бог, не поранился бы сам, когда во время ариозо «Увы, сомненья нет: влюблён я» расшвыривает вокруг себя ножи, вонзая их в пол, на зависть солистам северо-осетинского ансамбля танца «Алан».

Безусловно, хороши, без оговорок, были солистка Мариинки Гелена Гаскарова (Татьяна) и солист Большого Вячеслав Почапский (Гремин), певшие вторую премьеру (27 октября) Солисты Михайловского театра на премьере тоже показали себя достойно, но в пении чувствовалось огромное утомление. Оркестр во главе с Михаилом Татарниковым играл весьма корректно, но традиционного премьерного воодушевления не показал: прочитав всё вышеизложенное, нетрудно догадаться — почему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какой ужас.
Я ожидал чего-то в этом роде, когда читал отрывочные материалы об этой постановке, но такое впечаление, что действительность превзошла самые смелые мои ожидания.
И вопрос по прочтении статьи остаётся всё тот же, если иметь в виду подобные постановки: кому это нужно и кто и для кого это заказывает ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
http://www.youtube.com/watch?v=UPiWlC15f2s

Вот тут хорошее видео, но это в группе Михайловского театра ВКонтакте, на ютубе его не нашла.
http://vk.com/mikhailovsky_theatre?z=video-17712371_1990%2Fstatus

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Легок на помине. Три дня назад в теме про 25 лет правления Гергиева я вспоминал Веселаго в контексте "что-то давно его не было" - и вот, нате, кушайте с кашей. Автор в своем неподражаемом стиле - с наслаждением купается в этой зловонной луже, тщательно и в подробностях смакуя мерзости. Фу.

Не пойму зачем было приглашать режопермена издалека, когда в Питере есть свой, проверенный Александров - неужто он Кехману не по карману? Или Александров окончательно стал передвижником и теперь ставится исключительно за пределами двух столиц?