Автор Тема: Как исполнять Скрябина ?  (Прочитано 197275 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #525 : Январь 03, 2013, 02:18:11 »
Любопытный вариант ор. 42 №5 от С. Фиорентино
http://www.youtube.com/watch?v=HHmqN8_u5ZA

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #526 : Апрель 08, 2013, 14:02:02 »
Никита Волов

Скрябин — Соната №2
http://www.youtube.com/watch?v=ZErIwM6Eghs

Вот это я послушал.
А что ?? Очень даже ничего себе ! Хорошо !
Текст донесён довольно внятно, пианист особо не гремел, вспоминал, кто такой Скрябин ! :) И всё же я должен отметить, что ГП финала лучше всего прозвучала при последнем проведении :)) Поначалу пианист словно приспосабливался к ней, а нужный звук и тембр обрёл лишь к концу. И ещё - кульминации должны быть более постепенными, нельзя вылетать на них слишком быстро, а то теряется острота кульминационного гребня, потому что если на гребне продолжать усиливать и ещё больше греметь, то это будет уже не Скрябин, а какой-то другой автор :); а если не усиливать, то гребень размазывается. Так что необходим тонкий творческий расчёт.
И ещё одна вещь, которую у нас как-то всегда искажают: после изучения скрябинских фонограмм и их текстуальных лобановских расшифровок мне представляется вполне очевидным, что многие типично скрябинские нагнетания связаны не столько с усилением динамики и попутным ускорением, сколько с "уплотнением" темпов без особого усиления. Нечто подобное можно наблюдать в игре клавесинистов (а иногда и органистов) - ведь динамика клавесина может варьироваться лишь посредством регистровки, а если исполняется однородный фрагмент без смены регистра, то впечатление нагнетания вызывается лишь фактурно-артикуляционными средствами, наращиванием "массы" звучания через усложнение фактуры, увеличения количества звуков на единицу времени через обогащение орнаментикой и уплотнение темпа. Отдалённое сходство с клавесином в том, что у Скрябина-пианиста верхний динамический предел был весьма ограниченным, как это следует и из словесных описаний его исполнения, и из анализа его игры, поэтому сие нужно учитывать и при реализации его кульминаций, на подходе к которым нужно не столько наращивать динамику, сколько уплотнять темп, приберегая предельную динамическую - и весьма невысокую, не слишком гремящую ! - точку для гребня.
Тут же нужно отметить, что в ключевых кульминациях у Скрябина может наблюдаться и обратное - замедление с динамическим усилением. Т.е. у Скрябина было 2 основных приёма выполнения кульминаций, которые связаны с его принципами формообразования. Но там, где усиление идет параллельно с ускорением, ни в коем случае нельзя спешить с физическим усилением звука, а нужно именно уплотнять за счёт увеличения количества звуков в единицу времени, а не силы каждого отдельного звука. Если привлечь природные ассоциации, то морские волны должны не биться, а как бы пениться. Я вот пишу это, а сам понимаю, что НАУЧИТЬ этому невозможно, хотя в скрябинской игре всё это есть и вполне поддаётся анализу, подражанию и творческому "присвоению".
Кроме того, октавные ходы ни в верхнем регистре, ни в басу не должны быть затянутыми и тяжеловесными, как у Софроницкого, который этим грешил, и как это уместно было бы при исполнении Чайковского или Рахманинова - скрябинские же октавы должны быть более лёгкими и стремительными, опять же темпово уплотнёнными почти без наращивания динамики. В басу они должны быть достаточно тембристыми, но без грубости - образно говоря, в них должна быть глубина, а не острота. А по пути к верхнему регистру нужно играть всё острее и острее, но тоже не грубить.
Ох. Музыку словами не разъяснишь. Но когда играют так, как я пишу, это же сразу слышно.
Но в целом у Волова 2-я соната получилась намного лучше, чем у подавляющего большинства слышанных мною пианистов, это тоже факт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #527 : Июнь 13, 2013, 13:45:59 »
Вот что я нашёл в каталоге советского винила, но чего никогда не слышал :))

--------------------------------------------

СМ 03533-4

1972 г.

НОВИЦКАЯ Екатерина, фортепиано

А. Скрябин. Соната-фантазия N 2 соль диез мин., соч. 19; Три этюда из соч. 42: фа диез мин. [N 2], фа диез маж. [N 3], фа диез маж. [N 4]; Три этюда из соч. 8: фа диез мин. [N 2], си маж. [N 4], соль диез мин. [N 9]; Соната N 9, соч. 68; Две пьесы из соч. 56: Иронии [N 2], Нюансы [N 3]; Две пьесы из соч. 52: Загадка [N 2], Поэма томления [N 3]; Фантазия си мин., соч. 28.


Вдруг у кого найдётся диск или даже оцифровка ??

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #528 : Июль 09, 2013, 21:39:25 »
Вот что я нашёл в каталоге советского винила, но чего никогда не слышал :))
СМ 03533-4
1972 г.
НОВИЦКАЯ Екатерина, фортепиано
....<skipped>...
Вдруг у кого найдётся диск или даже оцифровка ??
И таки нашлось сегодня (при том, что не искала специально  :) ) У немца из Берлина, активно выкладывающего  на Youtube в большом количестве собственную оцифровку LP-дисков (Много ГДРовских; послушала наугад концерт для ф-но неизвестного мне композитора ГДР .Оказалось очень даже съедобно!

Alexander Scriabin - Piano Sonata No. 9, Op. 68 aka The Black Mass Sonata YEKATERINA NOVITSKAYA - Piano recorded from rare Russian Vinyl LP
https://www.youtube.com/watch?v=lXS_RxeJNM0

Alexander Scriabin - Fantaisie in B Minor, Op. 28 (1900) YEKATERINA NOVITSKAYA - Piano recorded from rare russian Vinyl LP STEREO
https://www.youtube.com/watch?v=lSfuaJx_vOc


SCRIABIN - Three Etudes from Op 8 - F - sharp Minor No 2 (A capriccio, con forza) - B Major - No 4 - Piacevole - G-sharp Minor - Alla Ballate - No 9
https://www.youtube.com/watch?v=NS4tGIhewzY

Alexander Scriabin 2 pieces from Op 56 : Ironies (No 2 ) & Nuances (No 3) 2 pieces from Op 52 : Enigma (No 2 ) & Poeme languide (No 3 )
https://www.youtube.com/watch?v=qFM33iF7LzE


SCRIABIN - Three Etudes from Op 42 - F - sharp Minor No 2 - F.sharp Major - No 3 -Prestissimo - F.sharp Major - No 4 - Andante
https://www.youtube.com/watch?v=FA8QaMI1Xok


SCRIABIN - Piano Sonata No. 2 in G sharp minor, (Op. 19, also titled Sonata-Fantasy) YEKATERINA NOVITSKAYA
https://www.youtube.com/watch?v=puWK3meTXKY
https://www.youtube.com/watch?v=_5Il3ai4LtM
(такой вариант Второй сонаты мне куда более по нутру, нежели то, что  Рана на Клайберне изобразила)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #529 : Июль 09, 2013, 22:22:35 »
О-ооооо!
Записи Скрябина Новицкой !
Между прочим, этой пианисткой восторгался даже такой предельно едкий мизантроп, как Павел Гаук, сын дирижёра Гаука, который выпустил книгу о своей жизни и о советской эпохе, в которую он жил. Вернее, о её музыкальном и бытовом срезе, но это детали.
Так вот, он пишет о Новицкой в превосходных тонах.
Спасибо за информацию и хлопоты. Послушаем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #530 : Июль 13, 2013, 21:28:41 »
Вот что я нашёл в каталоге советского винила, но чего никогда не слышал :))
СМ 03533-4
1972 г.
НОВИЦКАЯ Екатерина, фортепиано
....<skipped>...
Вдруг у кого найдётся диск или даже оцифровка ??
И таки нашлось сегодня (при том, что не искала специально  :) ) У немца из Берлина, активно выкладывающего  на Youtube в большом количестве собственную оцифровку LP-дисков (Много ГДРовских; послушала наугад концерт для ф-но неизвестного мне композитора ГДР .Оказалось очень даже съедобно! )

Вы не поверите, но я прослушал ВСЁ! Причём, я не "листал", а именно слушал всё подряд.
Впечатление колоссальное!
Где-то в глубине души я осознаю, что это весьма относительный "скрябинизЬм", потому что правильнее было бы говорить об ОБЩЕЙ музыкальной подготовке пианистки, великолепном слухе и технических данных, а не о "скрябинских" удачах как таковых. Т.е. такое исполнение подошло и бы и какой-то ДРУГОЙ музыке, не только скрябинской. Но не шумановской и не шопеновской, а, наверное, листовской, брамсовской, быть может, в какой-то части - бетховенской.
Ещё более удивительно, почему этот диск в своё время прошёл мимо меня ? Я же по мере сил следил за винилом и самое, на мой взгляд, интересное собирал. Не может быть, чтобы это не показалось мне интересным, а тем не менее, я в те годы прошляпил 3-ю сонату Хиндемита в исполнении Д.К.Алексеева и вот эту скрябинскую пластинку в исполнении Новицкой. Наверное, и ещё что-то. Допускаю, что как раз в то время я был больше увлечён какими-то своими похождениями, нежели классической музыкой :))
Что ж, игра Новицкой меня убеждает - но она убеждает именно в этой подборке, а что было бы, будь она какой-то другой? Например, если бы это была не 9-я, а 10-я соната, или не "Фантазия", а 4-я соната или "Трагическая поэма", то что было бы тогда ? Убедило бы или нет ? Не знаю .............
Но всё равно прекрасно и замечательно, что мы ознакомились с этим диском. Удивительно, что его кто-то сохранил, ещё удивительнее, что его кто-то оцифровал, и уж совсем поразительно, что его кто-то выложил, а вы его нашли ! Вот уж чего не ждал, того не ждал :))
Спасибо за информацию.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #531 : Июль 14, 2013, 20:26:54 »
Вы не поверите, но я прослушал ВСЁ! Причём, я не "листал", а именно слушал всё подряд.
Впечатление колоссальное!
Отчего же? Скажу более, предполагала, что Вам понравится. Честно! :)

Цитировать
Удивительно, что его [диск - waretada] кто-то сохранил, ещё удивительнее, что его кто-то оцифровал, и уж совсем поразительно, что его кто-то выложил, а вы его нашли !
Череда забавных  случайностей началась раньше.
13.06 я набредаю на архив конкурса Елизаветы линейным списком. В таком виде обнаружить его было не то что бы совсем тривиально, отчего решила его просмотреть.  Среди прочего попадается видео ролик с Новицкой. Подозреваю, не я  одна запомнила это имя в связи с регардсовыми рассказами не здесь и не сейчас.*

Буквально на следующий день поступает Ваш запрос о пластинке.  Действительно ни секунды не разыскивая - и не собираясь разыскивать! - тем не менее, первой на нее набредаю именно я 09.07.

Цитировать
Где-то в глубине души я осознаю, что это весьма относительный "скрябинизЬм", потому что правильнее было бы говорить об ОБЩЕЙ музыкальной подготовке пианистки, великолепном слухе и технических данных, а не о "скрябинских" удачах как таковых. Т.е. такое исполнение подошло и бы и какой-то ДРУГОЙ музыке, не только скрябинской. Но не шумановской и не шопеновской, а, наверное, листовской, брамсовской, быть может, в какой-то части - бетховенской.
Ровно те же слова, – что  «такое исполнение подошло и бы и какой-то ДРУГОЙ музыке, не только скрябинской» - но в еще большей степени, можно адресовать Ране во Второй Сонате Скрябина.  В большей – потому что «пианизьм» последней совсем далек от «скрябинизьма»  как такового. Обеим, и Новицкой, и Ране, на мой взгляд, не хватает природной импульсивности – того, что роднит Скрябина с Шуманом.  Но у Новицкой хотя бы туше ближе к «скрябинской истине». Туше Раны - рахманиновско-брамсовское. Стиль Шопена такому туше никак не противоречит. А самое интересное для меня в исполнении Раны из услышанного на сегодня - op.28 Шопена. Причем с большИм отрывом от всего остального.

Цитировать
Что ж, игра Новицкой меня убеждает - но она убеждает именно в этой подборке, а что было бы, будь она какой-то другой? Например, если бы это была не 9-я, а 10-я соната, или не "Фантазия", а 4-я соната или "Трагическая поэма", то что было бы тогда ? Убедило бы или нет ? Не знаю .............
Но всё равно прекрасно и замечательно, что мы ознакомились с этим диском.

Этого мы никогда не узнаем. Но свои догадки касательно Бетховена с Новицкой Вы таки можете проверить, если еще этого не сделали.  Все тем же немцем из Берлина оцифровано, похоже, все, что у него с Новицкой имелось. В том числе op.111  Бетховена.

----------------------------------
(*). Приснопамятные потоки о Скрябине 7-8 летней давности совсем на другой площадке. События там порой развивались столь стремительно, что о летавших молниях и бушевавших там ночами громах следящие узнали лишь по утренним невнятным следам. Духом изгнанья в ту далекую эпоху выступала совсем иная фигура, а некий «Боря» упоминался ею не иначе как хозяин серпентария  :))). Новицкая, впрочем, как вспоминаю, больше упоминалась здешним Духом Изгнанья Нынешним в связи с Прокофьевым. Как истинный, скрябинист, не реализовавший, к сожалению своего потенциала по целому ряду причин упоминался ее старший брат.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #532 : Ноябрь 04, 2014, 09:43:04 »
Пётр Айду играет "Сатаническую поэму" Скрябина

http://www.youtube.com/watch?v=KI_7bGTFSqM

Фёдор Амиров играет 5-ю сонату Скрябина:

http://www.youtube.com/watch?v=mrq3VDWjR3Y

Что скажете?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
Re: Как исполнять Скрябина ?
« Ответ #533 : Ноябрь 04, 2014, 13:23:54 »
Исполнение П. Айду мне показалось больше похожим на его собственную импровизацию в ресторане )