Автор Тема: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор  (Прочитано 51091 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #125 : Август 29, 2014, 18:50:32 »
Это как раз тот желанный случай, о котором вы говорили: когда и исполнители желают спеть, и публика желает услышать. Я понимаю теперь, почему вы связывали премьеру с конкретными исполнителями - всё же при благожелательном отношении и при условии доброй воли сделать можно больше и лучше.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #126 : Август 29, 2014, 22:01:27 »
Это как раз тот желанный случай, о котором вы говорили: когда и исполнители желают спеть, и публика желает услышать. Я понимаю теперь, почему вы связывали премьеру с конкретными исполнителями - всё же при благожелательном отношении и при условии доброй воли сделать можно больше и лучше.
Это действительно так. Кроме того, у Стаценко должен получиться превосходный Влад, у Агунды получается прекрасная Люси, это уже давно ясно, а голос Елены Терентьевой, как мне кажется, очень подойдет для партии Мины (и наоборот). Алексей Татаринцев тоже собирается участвовать.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #127 : Август 29, 2014, 22:50:00 »
Кроме того, у Стаценко должен получиться превосходный Влад, у Агунды получается прекрасная Люси, это уже давно ясно, а голос Елены Терентьевой, как мне кажется, очень подойдет для партии Мины (и наоборот). Алексей Татаринцев тоже собирается участвовать.

Отличный состав!
Che mai sento!

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #128 : Сентябрь 14, 2014, 22:14:24 »
Видеозапись фрагмента "Лунный кораблик" (Серенада Влада) из оперы "Дракула". Исполняет Борис Стаценко. 12 сентября 2014 г., Новая Опера, концерт-юбилей Бориса Стаценко.

https://www.youtube.com/watch?v=AuONNSky_eI
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #129 : Сентябрь 23, 2014, 16:57:20 »
То же самое, но в очень хорошем качестве: http://youtu.be/sV8OLEv7jNI
А это пресса:
Цитировать
После превосходной плакатной Эпиталамы Виндекса из «Нерона» Рубинштейна Стаценко столь же уверенно и блестяще спел тесситурно непростую Серенаду Влада из оперы Андрея Тихомирова «Дракула», хорошо прочувствовав удивительно красивый привкус этой музыки, оставляющей надежду, что современная опера все-таки имеет шансы на жизнь!
Евгений Цодоков, «Opera News» http://www.operanews.ru/14092205.html
Цитировать
Серенада Влада» из оперы Андрея Тихомирова «Дракула» достойно вписалась в ряд классических оперных номеров. За несколько минут Серенада музыкальными средствами развивает действие, показывая изменение душевного состояния героя, одновременно позволяя исполнителю продемонстрировать возможности голоса в череде запоминающихся мелодий. Музыкальная ткань арии включает элементы легкой музыки XX века и отличается изысканной изобразительностью.
Конечно, для первого публичного исполнения фрагмента оперы в полноценной оркестровке требуется выдающийся певец, способный в сотрудничестве композитором заложить фундамент — исполнительские традиции, на которые будут ориентироваться другие артисты. То, что опера «Дракула» заинтересовала такого именитого певца, как Борис Стаценко, говорит о привлекательности материала для опытных исполнителей, что само по себе уже немало.
Федор Борисович, «Belcanto»
http://www.belcanto.ru/14092201.html
Цитировать
Подробнее остановлюсь на Серенаде Влада из уже упомянутой оперы Андрея Тихомирова «Дракула». Трудно судить по короткому номеру, но хотелось бы думать, что вся партитура окажется столь же мелодична и свежа по звучанию оркестра, как «Лунный кораблик в бархатном небе»… Ничего нарочито злодейского «с клыками» – ну влюбился всё ж таки Дракула, тонкий налёт фольклора, мотив, обречённый на запоминание. Правда, эффектные скачки в нижний регистр наверняка трудны для голоса, и лишь у опытного Стаценко они проскользнули играючи.
Татьяна Елагина, «Opera News»
http://www.operanews.ru/14092204.html

Конечно, концертная версия фрагмента, вынутого из оперной сцены, немного меняет его смысл, который в контексте целой оперы будет восприниматься иначе: Влад в этой сцене еще не влюблен, он именно вампир, который изображает галантного кавалера, выманивая свою жертву. Но для концерта это все не имеет особого значения.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Alexanbar

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #130 : Октябрь 22, 2014, 22:41:28 »
Хотелось бы узнать (расчётную) общую продолжительность оперы "Дракула", какие инструмены-голоса используются и сколько времени у Вас заняла работа над ней, если это не секрет.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #131 : Октябрь 25, 2014, 19:46:38 »
Хотелось бы узнать (расчётную) общую продолжительность оперы "Дракула", какие инструмены-голоса используются и сколько времени у Вас заняла работа над ней, если это не секрет.
Продолжительность оперы 2 час. 45 мин.
Технические требования:

1) Сольные партии - сопрано, два меццо-сопрано (вторая партия очень небольшая), три тенора, два баритона,  два баса.
2) Оркестр полный. В партитуре есть также партии фортепиано и синтезатора, который выполняет функцию, аналогичную той, которую выполнял некогда клавесин.
3) Хор
4) Артисты балета

Действующие лица и распределение  по голосам:

КНЯЗЬ ВЛАД ЦЕПЕШ, он же ДРАКУЛА (род. в 1431 г.)

Знаменитый валашский господарь, полководец, ученый. Жертва рока и собственной гордыни. Неадекватным поведением навлек на себя кару небесную и был осужден на «жизнь после смерти». С середины XV века и до окончания спектакля – бродячий кровососущий мертвец, вампир или, выражаясь языком науки,
n o s f e r a t u (баритон)

ДЖОНАТАН ЛИТТЛ, молодой юрист, жених Мины Хаккер (тенор)

КВИНСИ МОРРИС, американец, поклонник Люси Истерн (тенор)

ГЕНРИ СЬЮАРД, друг детства и поклонник Люси Истерн (баритон)

ДЖЕЙМС ХАККЕР, пожилой джентльмен, оккультист-любитель, отец Мины (бас)

1-й ВРАЧ, ПСИХОАНАЛИТИК (тенор)

2-й ВРАЧ, ТРАДИЦИОНАЛИСТ (бас)

МИНА ХАККЕР, дочь Дж. Хаккера (сопрано)

ЛЮСИ ИСТЕРН, впоследствии  ЛЮСИ-ВАМП, кузина Мины, живущая в доме Хаккеров (меццо-сопрано)

ЭКОНОМКА ФАННИ ТЕЙЛОР (меццо-сопрано)

А также: гости на вечеринке в доме Хакеров, медсестры, вампиры и вампирессы.


Работа над оперой с большими перерывами заняла более 10 лет.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Alexanbar

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #132 : Октябрь 25, 2014, 22:40:51 »
а литературный источник, автор либретто?

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #133 : Октябрь 26, 2014, 12:10:12 »
а литературный источник, автор либретто?
Либретто Ольги Файницкой по мотивам романа Брема Стокера. Но в опере его сюжет подвергся существеннй трансформации.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #134 : Октябрь 30, 2014, 14:52:47 »
Che mai sento!

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #135 : Ноябрь 28, 2014, 15:59:16 »
Два фрагмента черновой записи наших с Борисом Стаценко занятий по "Дракуле" в Дюссельдорфе. В течение почти месяца работали над партией Влада - было очень интересно. Качество звука неважное, но тут уж ничего не поделаешь.
За всех персонажей, кроме Влада, петь приходится, естественно, композитору. :)

1. Картина 1 Сцена, фрагмент
http://youtu.be/I8wNpJXl3Cc
2. Картина 4, Сцена, фрагменты
http://youtu.be/kbvczxApkZw


Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #136 : Ноябрь 28, 2014, 18:00:01 »
Интересно! Будем ждать премьеру :)
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #137 : Декабрь 03, 2014, 01:27:26 »
Премьера (концертное исполнение оперы) состоится, надеюсь, 17 июня, а не 18-го, как было объявлено раньше.
А пока вот еще один фрагмент записи наших с Борисом Стаценко репетиций.
https://www.youtube.com/watch?v=79PoeD271p0
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #138 : Декабрь 06, 2014, 17:08:50 »
Репетируем фрагмент финала "Дракулы". В опере Влад поет это после того, как двум тенорам, баритону и басу не удалось его совместно победить и уничтожить.)) В описании ролика есть русский текст.
http://youtu.be/F234swAo-s0
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #139 : Декабрь 20, 2014, 00:57:51 »
http://youtu.be/Plq5jEzTjCY

"Средневековые ландшафты" - фортепианный триптих, одна из первых вещей, написанных мною после более 10 лет сочинения исключительно атональной музыки.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #140 : Декабрь 22, 2014, 18:59:28 »
А вот и первый трейлер по "Дракуле":
https://www.youtube.com/watch?v=RPxM4Y8mIG4
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #141 : Декабрь 23, 2014, 22:36:23 »
http://youtu.be/Plq5jEzTjCY

"Средневековые ландшафты" - фортепианный триптих, одна из первых вещей, написанных мною после более 10 лет сочинения исключительно атональной музыки.
Дорогой Oleander, а можно поинтересоваться почему «исключительно атональной»? Это было освоение нового поля или естественно занесло? Как вам видится, она - атональная - спрогрессировала за почти столетие или осталась на уровне первооткрывателей? Все-таки огромный отрезок времени прошел. Или, может, продвинулась междисциплинарная музыка; смесь тонально-атональной? Ваш триптих по первости оставляет похожее впечатление. Если проводить аналогии, то что-то типа Прокофьев+ (по мелодике). Плюс здесь в смысле «вкрапления нетональности». Не воспримите «прокофьев» как обиду. Это характеристика общей характеристики. Я специально задаю вопрос в общем виде, не желая проникать в частности. Нечто вроде предложения собирания камней и взгляда сверху, но не вообще, а конкретного индивида. Всякий деятель, по прошествии некоторого времени, волей-неволей задается подобными «камнесобирательными» вопросами. Это естественное течение мозговой деятельности.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #142 : Декабрь 24, 2014, 20:20:35 »
Дорогой Oleander, а можно поинтересоваться почему «исключительно атональной»? Это было освоение нового поля или естественно занесло? Как вам видится, она - атональная - спрогрессировала за почти столетие или осталась на уровне первооткрывателей? Все-таки огромный отрезок времени прошел. Или, может, продвинулась междисциплинарная музыка; смесь тонально-атональной? Ваш триптих по первости оставляет похожее впечатление. Если проводить аналогии, то что-то типа Прокофьев+ (по мелодике). Плюс здесь в смысле «вкрапления нетональности». Не воспримите «прокофьев» как обиду. Это характеристика общей характеристики. Я специально задаю вопрос в общем виде, не желая проникать в частности. Нечто вроде предложения собирания камней и взгляда сверху, но не вообще, а конкретного индивида. Всякий деятель, по прошествии некоторого времени, волей-неволей задается подобными «камнесобирательными» вопросами. Это естественное течение мозговой деятельности.
Дорогой maximav, спасибо за вопрос. Дело в том, что в музыкальном училище по классу композиции я занимался у Галины Уствольской, признанного лидера "ленинградского" авангарда на тот момент. Галина Ивановна обладала сильнейшей личностной харизмой, и я, естественно, подпал под ее влияние. Правда, она ни в грош не ставила нововенцев (а я напротив очень увлекался Бергом). Но в принципе тому, кто хотел стать "серьезным композитором" в понимании Галины Ивановны, о тональной музыке следовало забыть. Если она замечала что-то такое, хотя бы компромиссное, в музыке своих коллег, немедленно следовал суровый вердикт: "Этот -избля...ался!".  :)
Безусловно, в моей музыке пост-консерваторского периода (да и далее тоже) можно услышать влияние Прокофьева: я ценю его творчество чрезвычайно высоко. Не вижу в этом ничего обидного: в музыке самых выдающихся композиторов прошлого можно легко обнаружить множество следов их влияния друг на друга, порой очень сильного. Это абсолютно естественная и даже необходимая часть общего творческого процесса. Важно только не стать чьим-то эпигоном - но это уж зависит от степени одаренности композитора.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #143 : Январь 04, 2015, 12:12:30 »
Статья музыковеда Галины Заднепровской по ее докладу на международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры. Памяти профессора У.Д. Розенфельда», проходившей 16-17 октября 2014 года в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.

«ДРАКУЛА» АНДРЕЯ ТИХОМИРОВА: ВОЗРОЖДЕНИЕ ОПЕРНОГО ЖАНРА В XXI ВЕКЕ?
…Не бывает, чтобы все стало, как было. <…>
– Не бывает, вы говорите? – сказал Воланд. – Это верно. Но мы попробуем.
М. Булгаков
Опера еще не поставлена, а полемика вокруг нее ширится. Одни говорят о рождении оперного шедевра, другие спорят о жанре «Дракулы». Вероятно, теперь, когда «золотой век» оперы остался в далеком прошлом, следует признать, что в понимании жанра ни среди композиторов, ни у критиков и музыковедов нет абсолютного единства. Устойчивое представление об опере как о синтетическом действе, включающем академическое пение, игру актеров, декорации, костюмы, хореографические сцены и пр. (при безусловно доминирующей роли музыки), существенно подорвано как современными оперными опусами, так и спецификой функционирования жанра в пространстве российского музыкального театра начала столетия.
Если взглянуть на более чем четырехсотлетнюю историю оперы с отдаленной дистанции XXI века, становится очевидным, что подобное «рыхлое» состояние жанра характерно для эпох, которые постепенно, но вместе с тем интенсивно ведут к появлению новых ее жанровых разновидностей. Таковы первая половина XVII, переход от XVIII к XIX и от XIX к XX вв., таков, по-видимому, и рубеж XX-XXI вв. Об этом свидетельствует, прежде всего, современная композиторская практика, в усиленных поисках нового все более расшатывающая глубинные признаки оперного жанра. Казалось бы, настало время оперной реформы, подобной тем, которые воплотились в теоретически обоснованных и подтвержденных в творческой практике идеях П. Метастазио, К.В. Глюка, Р. Вагнера и др. Между тем до последнего времени желающих декларировать масштабную и системную оперную реформу, где определились бы те самые сущностные знаки современного жанра, в России не было . И вот в 2013 г. появляется «Дракула» Андрея Тихомирова – произведение, которое с огромной долей вероятности можно считать поворотным моментом в развитии отечественной оперы начала XXI века. Композитор работал над «Дракулой» около десяти лет. По словам автора, у него с самого начала было ясно оформленное намерение создать, точнее, возродить жанр, условно названный им «оперной» оперой. Однако по мере работы ему пришлось столкнуться с целым рядом сложнейших проблем, и выполнение поставленной перед самим собой задачи отняло намного больше времени, чем он мог даже предположить.
Свои эстетические принципы, организованные в стройную, логически обоснованную и определившую музыкальные драматургию и язык «Дракулы» систему, композитор неоднократно излагал на страницах интернет изданий, в интервью (1, 2), а также в беседах с автором данной статьи. Они сконцентрированы вокруг трех важнейших взаимосвязанных и актуальных понятий: опера, современный музыкальный язык, постмодернизм.
Что же есть опера в понимании Андрея Тихомирова? Обратимся к идеям композитора.
1. OPERA – это действие, выраженное музыкой, изначально именно это принципиальным образом отличает ее от оратории или концерта. Опера – синтетический жанр, в котором отдельные элементы сосуществуют в симбиозе, но не являются равноправными. Музыка выражает смысл сцены, эмоции персонажей, их отношения, а не иллюстрирует текст либретто. Текст либретто – всего лишь канва, хотя и необходимая.
2. Опера – это не музыкальная драма, а драма, воплощенная в музыке и предназначенная как для музыкантов, так и любителей музыки (публики). Это и не философский трактат.
3. Опера была и остается искусством, апеллирующим к эмоциям, а не к логическому мышлению. Это музыкально-сценический жанр, где самым главным являются чувства, взаимоотношения и реакции персонажей. Сегодня надо исходить из этого тезиса точно так же, как и во времена высшего расцвета оперы в XIX веке.
4. Хорошая опера не та, которая кажется таковой, когда изучаешь ее по клавиру, а та, которая хороша в театре. Театр – то место, где опера проходит главный тест на качество, причем в течение длительного времени.
5. Красивое пение – одна из главных основ жанра: необходимо учитывать «спортивный» аспект этого искусства. Опера – это, прежде всего, мелодия.
6. Оперные формы (арии и речитативы различных видов, ариозо, ансамбли, хоры и т.д.) сложились в ходе многовековой «коллективной» композиторской практики. Их упразднение влечет за собой разрушение жанра. Однако проблема заключается в том, что их использование требует владения определенной, очень серьезной композиторской техникой, которое для композиторов прошлого было нормой, а сегодня скорее является исключением.
Именно владение подобной техникой композиции, базирующееся на особом понимании музыкального языка, и определяет «современность» звучания оперы. «Музыкальный язык, которым пользуется композитор, должен быть понятен слушателю, но при этом современен, – полагает А. Тихомиров, – в противном случае композитор не достигнет цели (если, конечно, его целью является воздействие на слушателя). Музыка может быть устроена чрезвычайно сложно, она может демонстрировать чудеса композиторского интеллекта, но на слух должна восприниматься легко. Собственно, в этом и состоит высший пилотаж композиторского искусства» .
В чем же суть такого музыкального языка применительно к опере? По мнению композитора, в нем должны присутствовать два важнейших качества, во многом утраченных академической музыкой уже в XX веке, – ассоциативность и тесная связь с «легкими» жанрами.
«Нормативный язык» классико-романтической музыки базировался на ассоциативном «строительном» материале: композиторы постоянно отталкивались от различных музыкальных ассоциаций, составляющих интонационный словарь эпохи. Одну из важнейших задач современного оперного композитора Тихомиров видит в возвращении слушателя к системе ассоциативных цепочек.
Не менее существенно и другое качество музыкального языка. По мысли композитора, опера всегда демонстрировала тесную связь со всем музыкальным языком своего времени: прежде всего, с так называемыми «легкими» жанрами. Эта связь редко бывала прямолинейной: «в дело», как правило, шли «отстоявшиеся» за последние десять-двадцать и более лет музыкальные элементы бытовых жанров, которые становились к тому моменту уже просто языком эпохи, и шедеврами «на века» становились те произведения, в которых композиторы сумели сказать на этом, современном для слушателей языке, нечто важное и новое. «В конце XIX – XX века этот симбиоз был почти полностью разрушен, что и явилось одной из главных причин тяжелейшей «болезни» оперы, – говорит Тихомиров. – Необходимо восстановить такую связь, опираясь на те элементы «легких» жанров ХХ столетия, которые сегодня наш слух воспринимает как актуальные». К ним относятся танцевальная музыка начала ХХ в. (уанстепы, тустепы, фокстроты, регтаймы и т.д.); джаз классического периода; рок; диско; киномузыка (голливудские шлягеры, музыка французского, итальянского, советского и др. кино); латиноамериканская танцевальная музыка; французский шансон; советская песня; итальянская песня; военные марши; бардовская песня и др. «Это и есть язык ХХ столетия, наш язык. Между прочим, ни один век не может похвастаться таким богатством материала, такой потрясающей «почвой», с которой почему-то до сих пор не собран «урожай», – считает композитор. – Но к этому богатейшему материалу надо относиться честно, бережно и с любовью, руководствуясь собственным музыкальным слухом и композиторской интуицией, а не идейными предрассудками, заставляющими многих композиторов недавнего прошлого (да и настоящего) видеть в популярном танце или прилипчивой эстрадной мелодии чуть ли не орудие дьявольского искушения, примету «падения нравов» и оскудения духовности».
Склад музыкального языка А. Тихомирова подводит к последнему, важному для оперной эстетики композитора, пункту: автор в пространстве постмодерна. Тема эта – обширна, многозначна и требует отдельного исследования и потому в ограниченных рамках статьи коснусь лишь наиболее существенного ее аспекта. Для Тихомирова характерно глубокое отторжение такого основополагающего принципа постмодернистской эстетики, как отказ от прямого высказывания. Этот подход противоположен его композиторским убеждениям: «Я могу шутить, играть, перемигиваться с классиками, но о том, что меня волнует всерьез, всегда говорю искренне, от первого лица». В эстетике постмодернизма Тихомиров видит и еще один чуждый ему принцип: это игра с музыкальными стилями. «У меня был такой период, но даже и тогда игра была все-таки не главным. Скорее, я как будто открыл любимую в детстве книжку и заново узнавал забытое. А потом просто стал говорить своим языком, который развился на основе всего словарного запаса классической эпохи музыки и усвоенного мною на слух «словаря» бытовых жанров XX века».
Практическое воплощение оперной эстетики композитора «Дракула» – опера с актуальным и вызывающим все возрастающий интерес публики названием и сюжетом. Написанная по мотивам одноименного романа Б. Стокера, она соединяет жанровые признаки мелодрамы, комедии и «готического» триллера. «Вампирский» сюжет трансформирован здесь в романтическую трагедию, где образы главных героев имеют яркую музыкальную характеристику, создаваемую, прежде всего, развитой, индивидуальной и неповторимой вокальной линией, а их чувства, действия и взаимоотношения выстраивают эмоциональную драматургию, выраженную в превосходной музыкальной логике композиции. Театральное мышление Тихомирова, безупречное интуитивное ощущение законов сцены в союзе с пониманием драматургии как искусства сочинения создали в «Дракуле» особый ритм, чередующий моменты сконцентрированного эмоционального напряжения и спадов-расслаблений. Переключение действия и музыки в разные планы, где трагическое и мистическое в момент достижения ими предела нарастания сменяются комическим, заставляет вспомнить о жанре dramma giocoso. Столь характерная для оперы в прошлом, но давно забытая номерная структура плотно спаяна в «Дракуле» интонационным единством, лейттемами, темами-реминсценциями, помещенными в кульминационные точки драмы. Таковы, к примеру, тема Влада-Дракулы или тема сарабанды, звучащая в момент смерти Люси-вамп в финале Пятой картины.
В «Дракуле» возрождаются традиционные оперные жанры: Песня и Серенада Влада Цепеша – валашского господаря Дракулы, Баллада о Дракуле, которую поют Мина Хаккер и Люси Истерн, Песенка американского жениха Люси мистера Квинси Морриса, Колыбельная Люси-вамп, Молитва Мины. Здесь есть разнообразные по типу арии, ариозо, ансамбли, речитативы secco и accompagnato, хоровые, балетные и пантомимические сцены. Введены элементы музыкально-бытовых жанров разных эпох – от старинной сарабанды, через популярные в начале XX века фокстрот и танго до современных эстрадной песни, мюзикла и даже рэпа. Соединение в «Дракуле» профессиональной академической техники с интонациями и ритмами повседневно звучащей музыкальной среды – открытие А. Тихомирова, которое позволяет возродить классико-романтические традиции «оперной» оперы, написанной подлинно современным музыкальным языком.
«Дракула» Андрея Тихомирова указывает новый вектор в развитии жанра в начале XXI века и перемещает оперу на ту траекторию, от которой, по мнению композитора (а также многих исследователей оперы), она отклонилась после пика своего расцвета в XIX веке. Появление «Дракулы» дает надежду на выход современной оперы из состояния кризиса и возвращает слушателя к осознанию прекрасного и духовного на уровне восприятия эмоционального – через мир чувствований ее героев. В ней есть все признаки возрождения той оперы, которую Е. Цодоков назвал «самым оригинальным, несравненным цветком европейской художественной культуры Нового времени» (3).
1. Гопко А. Московские впечатления и мысли на тему «Жива ли опера». Режим доступа : http://www.operanews.ru/13122205.html.
2. Тихомиров А. Диалоги об опере. Режим доступа : http://www.operanews.ru/12111107.html; http://www.operanews.ru/12111810.html; http://www.operanews.ru/archive2012_page4.html; http://www.operanews.ru/12120202.html.
3. Цодоков Е. Опера – «уходящая натура», или Поминки по жанру. Режим доступа : http://www.operanews.ru/history54.html
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 400
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #144 : Февраль 14, 2015, 22:46:15 »
Новая опера

17 июня 2015 г., среда, 19:00

Андрей Тихомиров
«ДРАКУЛА»
Опера в концертном исполнении
Премьера


Либретто Ольга Файницкая

Дирижер Александр Жиленков
Режиссер Сергей Морозов
Хормейстеры: Юлия Сенюкова, Андрей Лазарев

Пожилой британский джентльмен Джеймс Хаккер, увлекаю­щийся оккультизмом и мечтаю­щий о научной славе, пытается установить связь с потусторонним миром, вызвать оттуда кровожадного демона “носферату” и заставить его служить прогрессу. Во время очередного эксперимента его занятия прерывает экономка. Хаккер покидает кабинет, но дверь в иную реальность уже открыта…

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201506171900
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #145 : Март 12, 2015, 22:51:52 »
"ТРИ КАРТЫ" , ДВЕ "ХОВАНЩИНЫ" и ОДИН ВАМПИР. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Александр Журбин

...Но я собирался писать совсем не об этом. Просто, начиная писать заметку о «вампирской опере» хотелось вспомнить все сочинения на эту тему в области музыкального театра.

Их немного: помимо уже упомянутой, есть современная опера некоего Патрика Морганелли, которая сейчас идет в Лос-Анжелесской опере, есть несколько мюзиклов: провалившийся на Бродвее мюзикл «Лестат» где музыку (ужасную!) написал Элтон Джон, и вполне удачный немецко-австрийский мюзикл «Танцы с Вампиром», ( шел в России),  а также два мюзикла под названием «Дракула». Один шел у нас в Москве, был он чешского производства, продержался недолго. Второй был с музыкой печально-известного Фрэнка Уайлдхорна (его имя вызывает в Америке такую же реакция, как если бы я сказал: это мюзикл Стаса Михайлова). Он шел в Нью-Йорке, и тоже недолго, всего 6 месяцев, 157 представлений.

Можно сделать нехитрый вывод. Написать о вампирах для музыкального театра очень сложно. С одной стороны, да, в вампирах есть какая-то мистическая притягательность, магическая сила, вспомним про гигантские тиражи книг Энн Райс, или про успех фильмов про вампиров из серии «Сумерки» (вообще фильмов о вампирах существует более сотни).

Но есть и нечто отталкивающее: смотреть как на сцене кто-то кого-то кусает, как течет кровь, а еще под мрачную музыку как-то не тянет…

В общем вампирская тема не работает в музыкальном театре. Это - общепринятое мнение…

http://snob.ru/profile/28646/blog/89226
Che mai sento!

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #146 : Март 13, 2015, 23:36:35 »

Но есть и нечто отталкивающее: смотреть как на сцене кто-то кого-то кусает, как течет кровь, а еще под мрачную музыку как-то не тянет…

В общем вампирская тема не работает в музыкальном театре. Это - общепринятое мнение…

http://snob.ru/profile/28646/blog/89226
Очень тонкое замечание! Куда приятнее смотреть, как на сцене кто-то кого-то режет кинжалом или душит. :)
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #147 : Март 23, 2015, 21:57:00 »
И что же всё-таки случилось с июньским "Дракулой"? Почему его отложили?

Разве откладывали? Хотя в афише нет...
http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201506

Может быть, Андрей Тихомиров ответит на возникший вопрос. Ведь многие действительно ждали первого исполнения оперы "Дракула".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #148 : Март 23, 2015, 22:44:03 »
Ответ нашёлся в ФБ, в группе Opera Dracula:

Андрей Тихомиров
20 Март в 0:40 · София

https://www.facebook.com/groups/1443537739207102/permalink/1691584354402438/

Дорогие друзья! Я собирался сделать это грустное объявление завтра, но раз вы уже знаете, сообщаю. Сегодня я получил уведомительное письмо из театра о том, что по причинам технического порядка исполнение "Дракулы" 17 июня состояться не может и переносится на следующий сезон. Никакой иной информацией я, к сожалению, не располагаю, кроме того, что в театре шла активная подготовка к исполнению, партии разучивались, а буквально накануне состоялась первая спевка солистов, которая прошла очень успешно. Вероятно, на странице Новой Оперы появятся какие-то разъяснения, подождем их.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 400
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #149 : Июнь 27, 2015, 07:02:40 »
ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕД НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ПРЕМЬЕРОЙ

Планируя беседу с композитором Андреем Тихомировым, я предполагал, что она будет посвящена концертному исполнению его оперы «Дракула», запланированному театром «Новая опера» на 17 июня. Выдающийся баритон Борис Стаценко намеревался спеть титульную партию, о чем неоднократно упоминал в своих интервью. В театре шла активная подготовка, в кассе продавались билеты, но 19 марта спектакль внезапно исчез с афиши.

Матусевич Александр

http://gazetaigraem.ru/a2201506
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау