Автор Тема: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор  (Прочитано 48861 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Хотелось бы рассказать о необычном мероприятии, которое прошло почти незамеченным на данном форуме.

Речь идет о презентации оперы Андрея Тихомирова "Дракула", состоявшейся в помещении концертного зала Фонда Ирины Архиповой при организационной поддержке и активном личном участии Владислава Ивановича Пьявко.

Мне захотелось рассказать о своих впечатлениях, из чего внезапно:) получилось внушительных размеров эссе.


О первом знакомстве

Как большинство любителей оперы я давно смирился с "музейностью" этого жанра, а на словосочетание "современная опера" выработалась стойкая аллергия, т.к. обычно за ним скрывается сомнительного пошиба  эпатажный театральный выпендреж, мало общего имеющий не только с оперой, но и с музыкой. Такие шоры оберегали мой душевный покой, а потому нисколько не смущали - я продолжал ходить в оперные театры, слушая оперы со сроком изготовления от 70 до 200 лет назад.

Несколько месяцев назад я познакомился с Андреем Тихомировым, пообщался и прочитал объемные "Диалоги об опере" и другие интервью с ним на профильных ресурсах и публицистические статьи на тему настоящего и будущего оперы. При этом у нас обнаружилось много общего во взглядах на оперу - в том числе такого, что я ранее чувствовал лишь интуитивно, но не мог сформулировать. Естественным образом, состоялось мое знакомство и с "Дракулой".

"Идеология" оперы - несколько постулатов

Во-первых, опера должна быть оперной:) Три кита: оперный вокал, оперный сюжет, оперная драматургия. В понятие "оперная драматургия" входит музыка, т.к. развитие действия в опере идет за счет музыки (в отличие от мюзикла и оперетты, где важную роль играют диалоги и хореография). Жанровые границы оперы сегодня размыты - этим словом называют что угодно - например, скрип напильников в инсталляциях из ржавой арматуры в подвале недостроенного дома. Необходимо вернуть оперу в прежний статус величественного и при этом - самого демократичного классического жанра.

Во-вторых, опера вбирает как музыкальное наследие прошедших лет, так и новые музыкальные стили на момент написания оперы. Не как вставные номера, а как материал для музыкального языка. Именно так это было в пору расцвета оперного жанра. В этом опера сходна с опереттой и мюзиклом.

В-третьих, опера пишется не для коллег-композиторов. Не для музыкальных критиков. Не для гурманов от музыки, пресыщенных деликатесами и ищущих странного. Опера пишется для широкой публики - в том числе и для меня:)

Большой победой Андрея Тихомирова стала реализация полуконцертного исполнения "Дракулы" в 2008 году, благодаря чему появились записи нескольких фрагментов оперы в исполнении молодых певцов под небольшой оркестр, по которым можно составить впечатление о музыке.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что реакцией на первое прослушивание у любителя оперы любой степени подготовки будет удивление: "что это?":) Действительно использование современного нам музыкального наследия и музыкальных стилей, не столь отдаленных во времени заставляет удивленно улыбнуться. После третьего-четвертого прослушивания приходит понимание. Во-первых, действительно оперной сложности вокальных партий. Во-вторых, отрадного для меня факта: опера построена на запоминающихся мелодиях, что для опер последних лет 80 не характерно. Незаметно я втянулся, поочередно расслушав все фрагменты и подцепив мелодии из них.

Но опера - нечто большее, чем набор запоминающихся номеров, и здесь не поможет даже чтение либретто, поскольку важно развитие действия в музыке. По этой причине я был воодушевлен известием о том, что Андрей прилетает в Москву и в один из дней устроит открытую презентацию "Дракулы", на которую был приглашен и я.


О восприятии

В коротком вступлении Андрей рассказал, что будет целиком показано первое действие, т.к. (как я только что заметил) исполнение фрагментов не дает представления об опере.

В советское время были "учебные" записи опер, где перед каждым действием диктор рассказывал либретто. Помнится, Риголетто я впервые слушал именно в такой записи. В таком же формате проходила презентация: Ольга Файницкая, автор либретто, перед каждой картиной зачитывала ее содержание, затем Андрей под концертный рояль показывал картину в музыке - под рояль, при помощи одного голоса - своего.

Здесь не могу не выразить восхищение умением Андрея доносить материал своей оперы до слушателей. Исполнение исключительной выразительности - звучание оркестра и оперных голосов домысливались мной без особого труда. Ну, разве что автору оставалось петь одновременно несколькими голосами в ансамблевых сценах:) Андрей, это было потрясающе! Не говоря о том, что даже просто петь соло полтора часа с небольшими перерывами - уже суровое испытание.

Читая мои впечатления надо учитывать, что я не отношусь к большинству посетителей оперных театров, которое Тито Гобби характеризовал как "чудовище, которое необходимо непрерывно развлекать, чтобы оно не уснуло". Будучи достаточно подготовленным слушателем я, вдобавок, не умею скучать и могу долго слушать оперу, сохраняя остроту восприятия. Это очень пригодилось на встрече-презентации. Конечно же пригодилось и то, что все выложенные в интернет фрагменты уже были хорошо наслушаны, поэтому я мог не тратя сил на первичное восприятие материала наблюдать за развитием музыкального действия.

Даже знакомые оперы очень редко слушаю в виде избранных арий - в контексте развития действия те же арии производят гораздо большее впечатление. С "Дракулой" получилась интересная и, как мне кажется, правильная последовательность - сначала наслушав отдельные фрагменты в "полуконцертной" записи, на презентации под клавир я собрал их на нитку музыкального развития, а затем с удовольствием переслушивал те же записи, но уже на другом уровне. Теперь герои стали, как родные:) Теперь я знаю в каждый момент что герои уже пережили и что их ждет на протяжении оставшегося действия.

*** продолжение следует ***

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
*** продолжение ***


О действии

Понравилось наличие интродукции (к сожалению, в записи она озвучена без должной выразительности) - сразу вешается интрига. Любители искать сходства, наверняка, вспомнят первую картину "Фауста" Гуно, где похожим образом потустороннее извергается в наш мир, причиняя беды столкнувшимся с ним людям. Но сходство это больше внешнее, т.к. разница характеров и мотивации Фауста и Хакера принципиальна.

Слушая действие целиком я почувствовал, что чередование сцен с разными настроениями подчинено канонам оперного жанра. Здесь еще раз отмечу одну из главных удач - текст либретто, в котором лексикон соответствует характеру происходящего на сцене: лирика, драматические переживания, действие. И, конечно, - юмор, поскольку, по-моему, одна из тончайших и необходимейших задач в серьезной опере - в нужный момент заставить слушателя улыбнуться (из известных мне серьезных опер юмор в полной мере есть только у Пуччини да, пожалуй, в "Доне Жуане" Моцарта).

Еще на этапе первого знакомства непривычным показался выбор сюжета, т.к. личная драма вампира - сюжет, скорее, для мюзикла. Ведь катарсис в оперном финале обычно обеспечивается формулой "все умерли" или трагической смертью протагониста от фатальных причин. Но умирающий главный герой всегда - человек из плоти и крови, тогда публика сочувствует ему по-человечески. А чтобы очеловечить Влада для публики нужно очень постараться, поскольку сознание того, что он - нежить, блокирует подсознательное сопереживание (т.е. самые темные силы, ответственные за запуск механизма катарсиса). Но из общения с Андреем я понял, что эту ловушку он знает, и титульный герой не так прост. Если у Брэма Стокера человеческая сущность Влада - лишь средство, дающее возможность пребывать среди людей для поиска новой жертвы, то в опере Андрея Тихомирова в Дракуле живут две сущности, до определенного момента пребывающие в согласии, а затем... К сожалению, отпущенное время и объем материала (а музыкальный материал оперы полностью имеет длительность 2 часа 45 минут) не позволили послушать второе действие полностью, чтобы "утрясти" его по аналогии с первым.


О музыке

Музыка - завораживает! На презентации я незаметно и неожиданно для себя, что называется, "превратился в одно большое ухо" - состояние сродни трансу, в котором обычно слушаю оперу в театре. Слушая феерию музыкальных стилей я ловил себя на мысли, которую позже высказал Антон Гопко - что в стилистическом многообразии нет никакой притянутости, и перетекающие друг в друга номера в разных стилях не отталкиваются, как чужеродные, а плодотворно сосуществуют, естественным образом создавая музыкальную характеристику героев или основу для развития сценического действия.

В полном соответствии декларацией Андрея о роли музыки - музыка определяет всё. Вот Мина - выражает свои мысли в несложных формах, сродни мюзиклу и эстраде. Вот Влад - натура эээ... многогранная:) поэтому у него в арсенале есть и куплетные формы серенады (с соответствующей стилизацией лексики), и сложные "потусторонние" музыкальные фразы, и формы, присущие опере "золотого" XIX века. Самый музыкально сложный для неподготовленного уха образ - Джонатан. Когда он пребывает "меж двух миров", в состоянии измененного сознания от происходящего с ним (как жаль, что на фрагменте с танго искажен звук!) его образ сопровождает хроматика с колючими нотами - даже в речитативах. Ну а арию Джонатана оценит каждый серьезный любитель оперы (кстати, вставлена в действие эта ария по лекалу белькантовых опер). Скажем, у Щедрина похожим языком написаны все оперы, и слушая их я, признаться, скучаю по простым и красивым мелодиям - хочется, чтобы хоть иногда конец фразы попадал на тонику. Музыка "Дракулы" в своем развитии гораздо более демократична - не "зависает" надолго ни на простых мелодиях, ни на зубодробительной хроматике - и, тем самым, не дает слушателю соскучиться.

Чисто разговорных диалогов нет - по канонам оперного жанра музыкальные номера соединяются мелодичными речитативами, часто - с необычным обыгрыванием слогов.


О певцах

Появление Андрея в Москве не случайно случилось в период приезда Бориса Стаценко, потрясающе исполнившего Риголетто в Новой опере. Знаменитый оперный певец - не просто давний ценитель этой оперы. Борис Стаценко застолбил для себя в будущей премьере партию Влада и принимает деятельное участие в судьбе оперы.

Другой исполнительницей, не только выразившей одобрение музыкальному материалу оперы, но и уже записавшей фрагмент партии Люси, стала Агунда Кулаева, представлять которую посетителям этого форума, думаю, излишне.

Под занавес встречи очень удачно зашла Дарья Терехова, также не нуждающаяся в представлении после блестящего выступления в телешоу "Большая опера". Насколько понял, у Дарьи, также заинтересовавшейся "Дракулой", была договоренность с Андреем поработать над партией Мины и, похоже, певица была удивлена многолюдием (надо сказать, за прослушиванием оперы и разговорами мы засиделись, побив все мыслимые временные рамки). Последовал короткий диалог:
- Споешь арию с вокализом?
- Спою.
И спела. Так в качестве бонуса удалось послушать фрагмент оперы в исполнении оперного голоса - это еще одно сильное впечатление от встречи.


О будущем

Презентацию оперы "Дракула" я назвал "необычным мероприятием". С одной стороны это определение интригует - "необычное" же:) С другой - печалит, поскольку таких событий должно происходить гораздо больше - новые оперы должны рождаться непрерывно, должна быть конкуренция. Конечно, это предполагает в основе интерес зрителей, для которых современная опера должна превратиться из скрипучего пугала в любимое и близкое чаяниям явление. Конечно, важен интерес театров, которые уже привыкли, что новые оперы не особо нужны - куда прибыльнее в очередной раз перелицевать "Травиату". И здесь мне от души хочется пожелать Андрею Тихомирову, чтобы его опера, являющаяся на сегодня уникальным явлением, не только нашла "свой" театр и "своего" постановщика, но и как можно скорее потеряла уникальность, показав композиторам возможности возрождения оперы как жанра и катализировав появление новых ОПЕРНЫХ опер.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2013, 11:21:09 от buffone »

Helene

  • Гость
Благодарю Вас, уважаемый buffone, за этот рассказ. Событие,  о котором Вы пишете, было давно желаемым и ожидаемым  - уже, наверно, полгода, как мы болеем за "Дракулу" в одной группе ВК.))) И у меня было приглашение на презентацию, но ... не смогла приехать.((( Будем  ждать новых известий.) Кстати, не нашла на форуме потока Бориса Стаценко. А в свете последних событий о нём писали довольно много - надо бы открыть тему.)

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
По странному стечению обстоятельств ;) я тоже был на презентации "Дракулы" и остался крайне доволен. Живое исполнение "Дракулы" производит неизгладимое впечатление даже под рояль в вокальном исполнении автора "композиторским" голосом. Музыка очень интересна, при этом актуальна, современна, легко воспринимается, запоминается и при этом разнообразна. Опера очень грамотно выстроена - нет ничего, что казалось бы слабее других фрагментов и что хотелось бы убрать, при этом энергетика идет по нарастающей от интродукции к финалу. Я был удивлен, что нашим современником написана опера, которая на мой вкус ничуть не менее интересна, чем самые выдающиеся оперные шедевры прошлого вплоть до "Травиаты" и "Кармен". Слышу такое в первый раз. Предыдущие попытки ознакомления с операми современных композиторов радостных чувств мне не доставили... Очень хотел бы, чтобы автору наконец удалось преодолеть инертность музыкального и театрального руководства и добиться постановки "Дракулы" в театре! Забыл еще похвалить либреттиста. Очень интересный, крепкий текст!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Живое исполнение "Дракулы" производит неизгладимое впечатление даже под рояль в вокальном исполнении автора "композиторским" голосом.

На встрече вспомнили известную историю про Римского-Корсакова, когда на отказ студента (молодого композитора) подпеть из-на слишком низкой тесситуры Николай Андреевич назидательно сказал: "голос у композитора должен быть семь октав!" - после чего подпел себе сам. Андрей владеет этим секретом - пел за бас, баритон, меццо и сопрано с игрой голосом (интонациями, акцентами), а главное для презентации незнакомого произведения - с отличной дикцией.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Дорогие buffone и Alfredo Germont, большое спасибо за отзывы! Мне было очень приятно показывать свою оперу Вам и другим собравшимся в зале: это была превосходная аудитория! Именно для таких людей, как вы, я и стараюсь. Рад, что не только само произведение, но и мое исполнение понравилось. Надо будет превратить это в традицию и после постановки "Дракулы" в театре  ;) устроить такой же показ "Забавы дев" - следующей оперы, над которой я работаю. Там мне придется петь не только за теноров, баритонов, басов и сопрано, но и за евнуха (пикантная подробность). )))
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Там мне придется петь не только за теноров, баритонов, басов и сопрано, но и за евнуха (пикантная подробность). )))

А евнухи, это у нас кто? Авангардисты что ли? :)
Вы за них будете и сочинять, и петь, и вообще .........
Шучу.
Я очень рад такому дружному успеху вашей музыки у понимающих людей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
Вот ссылки на фрагменты, записанные при исполнении "Дракулы" в Петербурге в 2008 году:

фрагменты
1. Интродукция: http://www.youtube.com/watch?v=_d1Mdfr_BGY
2. Сцена и песня Влада: http://www.youtube.com/watch?v=W-iNvr0p-pI
3. Сцена и баллада о Дракуле: http://www.youtube.com/watch?v=3I7SWjbHikQ
4. Серенада Дракулы и инициация Люси: http://www.youtube.com/watch?v=eEskrmvSNFg
5. Молитва Мины: http://www.youtube.com/watch?v=7UfQojF2xPE
6. Дуэт Влада и Мины: http://www.youtube.com/watch?v=gPb5M3urGzA
7. Песенка Квинси и превращение Люси в вампирессу: http://www.youtube.com/watch?v=GFGQS0J1v-o
8. Ария Мины и ее полет с Владом: http://www.youtube.com/watch?v=LyGVvJBmljI
9. Танго-стриптиз (Джонатан и вампирессы): http://www.youtube.com/watch?v=81FQ_JYUB-I
10. Сцена и ария Джонатана: http://www.youtube.com/watch?v=AEiXp7jnVPY
11. Склеп и вскрытие гроба Люси: http://www.youtube.com/watch?v=oFZFMFDFvQI
12. Склеп и уничтожение Люси вамп: http://www.youtube.com/watch?v=2F3zWFgRaHo

Еще бы надо синопсис выложить (если конечно автор не возражает).

Helene

  • Гость
ОПЕРА «ДРАКУЛА» АНДРЕЯ ТИХОМИРОВА

Жанр: в опере тесно переплетены элементы мелодрамы, комедии и “готического” триллера.

Время звучания: 2 часа 45 минут. Композиция «Дракулы» складывается из интродукции и восьми картин, которые могут идти с одним либо с двумя антрактами.

Технические требования:

1) Сольные партии - сопрано, два меццо-сопрано, три тенора, два баритона, два баса.
2) Оркестр полный. В партитуре есть также партии фортепиано и синтезатора, который выполняет функцию, аналогичную той, которую выполнял некогда клавесин.
3) Хор
4) Артисты балета

Действующие лица и распределение по голосам:

КНЯЗЬ ВЛАД ЦЕПЕШ, он же ДРАКУЛА (род. в 1431 г.)

Знаменитый валашский господарь, полководец, ученый. Жертва рока и собственной гордыни. Неадекватным поведением навлек на себя кару небесную и был осужден на «жизнь после смерти». С середины XV века и до окончания спектакля – бродячий кровососущий мертвец, вампир или, выражаясь языком науки,

n o s f e r a t u (баритон)

ДЖОНАТАН ЛИТТЛ, молодой юрист, жених Мины Хаккер (тенор)

КВИНСИ МОРРИС, американец, поклонник Люси Истерн (тенор)

ГЕНРИ СЬЮАРД, друг детства и поклонник Люси Истерн (баритон)

ДЖЕЙМС ХАККЕР, пожилой джентльмен, оккультист-любитель,
отец Мины (бас)

1-й ВРАЧ, ПСИХОАНАЛИТИК (тенор)

2-й ВРАЧ, ТРАДИЦИОНАЛИСТ (бас)

МИНА ХАККЕР, дочь Дж. Хаккера (сопрано)

ЛЮСИ ИСТЕРН, впоследствии ЛЮСИ-ВАМП, кузина Мины, живущая в доме Хаккеров (меццо-сопрано)

ЭКОНОМКА ФАННИ ТЕЙЛОР (меццо-сопрано)

А также: гости на вечеринке в доме Хакеров, медсестры, вампиры и вампирессы.
Интродукция. Джеймс Хаккер, мечтающий о научной славе, пытается установить связь с потусторонним миром, вызвать оттуда кровожадного демона “носферату” и заставить его служить прогрессу. Во время очередного эксперимента работу Хаккера прерывает экономка. Хаккер покидает кабинет, так и не поняв, что дверь в иную реальность уже открыта…

Картина I.

Во время вечеринки, устроенной в честь его помолвки с Миной, Джонатан рассказывает друзьям о своем новом клиенте, знатном и щедром иностранце князе Владе, которому Джонатан помог купить старый особняк по-соседству с Хаккерами. Кстати, князь Влад обещал зайти к ним, когда стемнеет.
Люси иронизирует над заморским иностранцем, купившим этот “склеп” и подтрунивает над мужчинами, думающими только о бизнесе и не способными на настоящую страсть.
Появляется Влад. Отзываясь на просьбу Люси, он рассказывает о своей далекой родине, производя сильное впечатление на присутствующих. Предложив свое гостеприимство Джонатану, который наутро должен уехать на континент по делам, Влад уводит его к себе в дом. Люси в смятении: она уже ощущает воздействие удивительного гостя, ее томит неопределенный страх.

Картина II.

Джонатану не по себе в доме князя Влада. Хозяин куда-то исчез, обстановка кажется угрожающей, а покинуть дом нет возможности. Свет меркнет, и рядом с Джонатаном появляются странные существа. Это вампирессы, цель которых – соблазнить его. Они сообщаюют Джонатану, что его участь – навсегда остаться с ними. Джонатан понимает, что попал в ловушку.

Картина III.

Люси в своей спальне готовится ко сну. Мина встревожена ее нездоровым видом и пытается развлечь кузину разговором о ее поклонниках – Генри Сьюарде и Квинси Моррисе. Девушки поют свою любимую балладу о рыцаре Дракуле, чей романтический образ кажется им намного интереснее окружающих их реальных мужчин. Пока Люси засыпает, Мина раздумывает над странной телеграммой от Джонатана: его возвращение откладывается на неопределенное время. Наконец, она задремывает в кресле и не слышит волшебной серенады, которую поет для Люси Влад-Дракула. Зато Люси слышит ее и, повинуясь во сне этому зову, впускает монстра в окно. Вампир овладевает ею.

Картина IV.

Мина гуляет в саду перед домом. Генри Сьюард приходит навестить тяжело заболевшую Люси. Мина молится о выздоровлении кузины. Появившися рядом Влад заводит с ней разговор о тщете упований на Божью милость и людское сострадание. Он рассказывает о своем преступном “предке” (то есть о себе самом), которому отказано в прощении как людьми, как и Небом, и с удивлением обнаруживает, что Мина полна сочувствия к его судьбе. Влад и Мина ощущают взаимное притяжение.

Резкий звук клаксона нарушает тет-а-тет. Это прибыл Квинси, который доставил из города двух знаменитых медиков. Их задача – разобраться в причинах странной болезни Люси. Каждый из врачей полон желания доказать, что именно его школа медицины является наилучшей.

Картина V.

У постели впавшей в забытье Люси идет медицинский консилиум. Рядом встревожанные Хаккер, Генри Сьюард и Квинси Моррис. Хаккер подозревает вмешательство нечистой силы, а Квинси предлагает собственный метод излечения больной: брак с ним и “небольшое кругосветное путешествие” впридачу. По мнению Квинси, “девочке нужна свежая кровь”. Эта сентенция заставляет Люси пробудиться от сна, но перед Квинси предстает уже не та девушка, в которую он был влюблен, а почти сформировавшийся вампир. Присутствующие шокированы. Обессиленная приступом Люси предупреждает подошедшую к ней Мину, что “хояин” скоро придет и за ней, и вновь погружается в летаргию. Невидимые окружающим духи уводят душу Люси за собой, оставляя на постели ее бездыханное тело.

Картина VI.

Ночь. Оставшаяся в одиночестве Мина грустит на террасе. Входит Хаккер, чтобы пожелать дочери спокойной ночи. Он думает, что Мина все еще тоскует о Джонатане, которого видели в городе в обществе женщин сомнительной репутации, и советует девушке забыть о женихе, оказавшемся недостойным ее руки. Хаккер удаляется: ему еще нужно поработать.

На террасе неведомо как возникает Влад, и Мина не знает, пришел ли он к ней наяву или в красивом сновидении. Влад рассеивает ее тревогу и обещает исполнить любое желание пробудившей в нем человеческие чувства девушки: ведь они пребывают “на границе сна и яви, а значит, все возможно – все, что пожелаешь”.

Мина рассказывает Владу о своей детской мечте - летать над землей подобно птице. Для Влада осуществить такую мечту проще простого. Он берет Мину за руку, и пара исчезает в облаках.

Сад перед домом наполняется движением и звуками: вампирессы резвятся с плененным Джонатаном, который, будучи морально устойчивым викторианцем, не желает добровольно принимать участие в их вакханалии и покоряется только насилию.

Шум привлекает внимание экономки. Ее появление вынуждает вампиресс исчезнуть, а растерзанный Джонатан наконец получает свободу, узнав попутно, что Хакер среди ночи зачем-то отправился на кладбище. Джонатан мечтает о скорой встрече с Миной. Внезапно он слышит ее голос откуда-то сверху и видит свою невесту в объятиях того, о ком он уже знает, что это чудовище. Джонатан в отчаянье.

Картина VII

В фамильный склепе появляется Хаккер; с ним Квинси и Генри, принесшие по его просьбе целый набор инструментов – от топора до осинового кола. Хаккер объясняет им, что они должны вместе открыть гроб Люси. Молодые люди шокированы, однако Хаккеру удается убедить их помочь ему – иначе той, кого они любили, “придется вечно ходить по пылающему пути”. И вот гроб открыт: он пуст!

Появляется Люси в образе вампира с похищенным ребенком на руках.

Мужчины подпадают под гипнотическое воздействие ее колыбельной, и только голос вбежавшего Джонатана приводит их в чувство. Объединенными усилиями им удается загнать Люси-вамп в гроб и “вернуть покойницу к смерти”. Душа умершей наконец очищена от скверны. Но мужчинам необходимо еще спасти Мину и уничтожить общего врага – Дракулу.

Картина VIII

Влад и Мина находятся в доме Влада, они совершенно поглощены друг другом: оба чувствуют, что их встреча и любовь – то, что было предрешено судьбой. Но постепенно сцена начинает все больше напоминать то, что происходило в спальне Люси. В тот момент, когда Влад превращаентся в вампира, вбегают Джонатиан, Квинси, Генри и Хаккер. Джонатан тверд в своем намерении вырвать Мину из лап демона, но она не верит правде о Владе. Однако Влад сам разбивает ее иллюзии: он действительно монстр и не может изменить свою природу, как бы он этого ни желал. Однажды, много столетий назад, он совершил тягчайший грех и с тех пор вынужден блуждать во мраке, сея зло и смерть, чтобы продлевать свое противоестественное существование. Мина готова взять на себя его вину. Она просит Бога забрать ее жизнь, но вернуть душе Влада свободу и покой. Ее готовность к самопожертвованию дает Владу шанс сделать выбор, и он использует его. Теперь его душа освобождена из векового адского плена, а мир станет чище и добрее. Возможно.

Музыкальная драматургия:

Структура оперы номерная с элементами сквозного развития. В «Дракуле» использована богатая палитра традиционных оперных форм: это, казалось бы, исчезнувшие безвозвратно в горниле новаторских экспериментов ХХ столетия разнообразные по типу арии, ариозо, дуэты и другие ансамбли, речитативы secco и accompagnato. В опере есть хоровые, балетные и пантомимические сцены.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Эти старые записи с питерского исполнения, к сожалению, у многих создают ложное впечатление о моей опере, т.к. исполняли совсем не тем составом, который предусмотрен в партитуре, а главное - вместо речитативов почти сплошь разговоры, что придает опере сходство с мюзиклом или опереттой.
Конечно, тогда я был рад и такому варианту, тем более что публика приняла его очень тепло. Но на самом деле, это, конечно, далеко от моего замысла.
Будучи только что в Москве, я записал в студии три фрагмента под ф-но с Агундой Кулаевой и Дарьей Тереховой. Мне кажется, эти записи ближе к истине, хоть и не под оркестр. Скоро выложу их на Ю-тюб и дам ссылки.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Helene

  • Гость
А вот какой отзыв написала одна дама, присутствовавшая на презентации "Дракулы", но , к сожалению, не пишущая на нашем форуме.

"Я, конечно, столько умных слов не знаю. Не устаю удивляться, как наша ниша дилетантов привлекательна - каждый со своими ферматами-легатами примазаться норовит! Как говорил незабвенный Петя Говорков, "Я, Василий Фомич, не знаю, какой звук открытый, и какой, я извиняюсь, закрытый, но только я бы спел так..."
Меня здесь заинтересовали два момента:
Момент первый. Как уже было сказано компетентными товарищами, на презентации были очень опытные музыканты, журналисты и даже режиссеры (не в ругательном смысле этого слова)) Так вот, было невероятно любопытно наблюдать с какой жадностью он набросились на эту музыку - как голодные! Видимо, отсутствие чего-то нового, не по рецепту Керосинова, а НАСТОЯЩЕГО - музыкантами ощущается довольно остро. И судя по их реакции, настоящее - СЛУЧИЛОСЬ.
Момент второй. Я очень много спорила с Андреем про соотношение мюзикла и оперы и про то, не мюзикл ли это. Андрей, дорогой, за мной выстроится еще длинная очередь желающих назвать это мюзиклом. Я уступаю им место! Дело в том, что в звуковом представлении широкой публики (не имея ввиду, разумеется, наших уважаемых рецензентов) опера - это мелодика Верди-Чайковского-Пучини. Очень трудно прийти к мысли, что ТОГДА это было самой настоящей попсой, потому что так звучало всё вокруг! А представить себе еще сложнее) Поэтому музыкальная ткань Дракулы поначалу и звучала для меня как мюзикл - не как опера. Там всё знакомо - как вокруг))) И когда Андрей убеждал меня, что с точки зрения вокала это ну никак не мюзикл - моей фантазии на это не хватало... Пока я не услышала арию Мины в исполнении Дарьи Тереховой. Да, это опера. Да, от Баллады отвязаться КРАЙНЕ сложно! Да, я очень хочу это увидеть на сцене - и услышать, в исполнении оркестра и прекрасных солистов, таких как Дарья и Агунда - и неподражаемый Борис Стаценко!!! И с удовольствием буду висеть на люстре - как и положено широким массам дилетантов в подобных случаях))))))"  http://vk.com/club47811323

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Пока я не услышала арию Мины в исполнении Дарьи Тереховой. Да, это опера.

Сюрприз: оперный вокал и оперная сложность арий не делают произведение оперой. Хрестоматийный пример - "Летучая мышь" с ариями, в которых зачастую бледно смотрятся даже весьма заслуженные оперные певцы.

Александр Борисович Журбин тоже пишет качественные мюзиклы с двухоктавными ариями и непростой музыкой (в Московской оперетте можно услышать живьем "Цезарь и Клеопатра"). Он их называет "операми", но все-таки де-факто это мюзиклы.

Видимо, автору процитированного мной поста было бы полезно поглубже вникнуть в "ферматы-легаты":) И разобраться с отличиями мюзикла от оперы не только с позиции "а мне кажется, что это..." Все-таки, по моему глубокому убеждению, фразу "академиев мы не кончали" надо произносить с истовым смущением, а не с гордостью.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Друзья, мне будет неприятно, если Вы поругаетесь тут из-за моей оперы!
Я рад, что она нравится очень разным людям: ведь и публика в зале никогда не бывает однородной.
Что же касается путаницы в вопросе "опера или мюзикл", то причина этого мне вполне понятна. За последние 70 лет люди попросту отвыкли от мелодий в опере, от того, что оперный композитор говорит с ними на близком и понятном им языке, лексика которого складывается из близких по времени песенных и танцевальных ритмоинтонаций. Но ведь именно это и есть современный музыкальный язык, а вовсе не скрежет пенопластом по стеклу, как думают некоторые мои коллеги. Разница в том, что в мюзикле эти песенные и танцевальные ритмы и интонации подаются прямо, даже прямолинейно (и так должно быть, таковы условия этого жанра!), а в опере проходят сложную обработку в композиторском котле, так сказать, смешиваясь и переплавляясь с текучим музыкальным материалом предшествующих эпох. На выходе получаются обманчиво-простые и легко запоминающиеся мелодии, но у них очень непростой "бэкграунд".
Но и вокал тоже важен, конечно. И драматургия, и оперные формы, и звучание оркестра. Словом, нет какого-то единственного различия, здесь все определяется пропорциями, контекстом и методом работы с материалом.
Кстати, в опереттах вокал действительно бывает виртуозным ("Летучая мышь" - это как раз хороший пример такой оперетты). Но оперетта и мюзикл все-таки не одно и то же, хоть жанры и близкие.
Прошу прощения за эту импровизированную лекцию. И еще раз прошу вас не ссориться. Вы моя публика, которую я люблю и для которой стараюсь в меру своих сил и способностей. ))
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2013, 02:37:13 от oleander »
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Helene

  • Гость
Пока я не услышала арию Мины в исполнении Дарьи Тереховой. Да, это опера.

Сюрприз: оперный вокал и оперная сложность арий не делают произведение оперой. Хрестоматийный пример - "Летучая мышь" с ариями, в которых зачастую бледно смотрятся даже весьма заслуженные оперные певцы.

Александр Борисович Журбин тоже пишет качественные мюзиклы с двухоктавными ариями и непростой музыкой (в Московской оперетте можно услышать живьем "Цезарь и Клеопатра"). Он их называет "операми", но все-таки де-факто это мюзиклы.

Видимо, автору процитированного мной поста было бы полезно поглубже вникнуть в "ферматы-легаты":) И разобраться с отличиями мюзикла от оперы не только с позиции "а мне кажется, что это..." Все-таки, по моему глубокому убеждению, фразу "академиев мы не кончали" надо произносить с истовым смущением, а не с гордостью.
Дело в том, уважаемый Buffone, что эта крылатая фраза (или её варианты) часто произносится людьми как раз -таки "кончавшими академии", но предпочитающими подавать своё мнение скромно, зачастую  с юмором и даже некоторой долей иронии по отношению к себе (!), а не "с учёным видом знатока", ибо на каждого ооочень продвинутого специалиста всегда найдётся ещё более продвинутый, который первого ... поучит уму-разуму. В сфере наших оперных интересов, весьма далёких от точных наук, нет чётких определений ЧТО  есть опера (особенно современная), оперетта или мюзикл. Поэтому всегда будут споры   в стиле  "а я так вижу".  Всё зыбко и условно.  И не ровен час, явится Доктор Дулькамара и попросит некоторых предъявить диплом, что уже как-то раз произошло. ))) 

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Пока я не услышала арию Мины в исполнении Дарьи Тереховой. Да, это опера.

Сюрприз: оперный вокал и оперная сложность арий не делают произведение оперой. Хрестоматийный пример - "Летучая мышь" с ариями, в которых зачастую бледно смотрятся даже весьма заслуженные оперные певцы.

Александр Борисович Журбин тоже пишет качественные мюзиклы с двухоктавными ариями и непростой музыкой (в Московской оперетте можно услышать живьем "Цезарь и Клеопатра"). Он их называет "операми", но все-таки де-факто это мюзиклы.

Видимо, автору процитированного мной поста было бы полезно поглубже вникнуть в "ферматы-легаты":) И разобраться с отличиями мюзикла от оперы не только с позиции "а мне кажется, что это..." Все-таки, по моему глубокому убеждению, фразу "академиев мы не кончали" надо произносить с истовым смущением, а не с гордостью.
Да, Розалинда - это драматическое сопрано, а не какое-нибудь там, и я не преувеличиваю, у других голосов эта партия звучит не так впечатляюще. Ну и Адель - лирико-колоратурное сопрано. А насчёт "Цезаря" Журбина несколько лет назад даже поклонники в основном оперетты, а не оперы, писали, что музыка слабая и либретто слабое. Этого "Цезаря" ни в коем случае нельзя сравнивать с настоящими операми. Хотите послушать положенный на музыку сюжет о Цезаре (пусть и несколько другой) - идите в театр Покровского на "Цезаря" Генделя с Ферзбой в партии Клеопатры. Или надо было ловить момент лет 10 назад, когда Клеопатру пела Лесничая. Вот кусаю теперь локти...

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Из своей последней поездки в Москву, кроме яркого впечатления от "Риголетто" с Борисом Стаценко, я привез еще и три записи фрагментов моей оперы с замечательными Агундой Кулаевой и Дарьей Тереховой. Представляю их Вашему вниманию.
Вообще, наутро после презентации «Дракулы» в Архиповском фонде, я внезапно проснулся знаменитым... исполнителем собственной оперы. И даже получил несколько восторженных посланий, авторы которых выражали уверенность, что ни в одном театре не сумеют исполнить моего «Дракулу» так превосходно, как это делаю я сам. С одной стороны, я чувствую себя польщенным, но с другой стороны, я абсолютно убежден в обратном. Чтобы проверить, кто тут прав, нужно совсем немногое – поставить оперу в театре. Ну, а пока это не случилось, можем просто послушать, как отрывки из нее поют артистки двух прекрасных московских театров.   

http://www.youtube.com/watch?v=iPS0fvUdX-U

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=5y74YmeOTgw

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=EYY79iiiZ3E

Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
получил несколько восторженных посланий, авторы которых выражали уверенность, что ни в одном театре не сумеют исполнить моего «Дракулу» так превосходно, как это делаю я сам

Все уже забыли, как это делается, потому что то, что пишут под видом "опер" нынешние наши запутавшиеся в своих многочисленных направлениях авангардисты-модернисты, просто невозможно "показывать"! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
получил несколько восторженных посланий, авторы которых выражали уверенность, что ни в одном театре не сумеют исполнить моего «Дракулу» так превосходно, как это делаю я сам

Все уже забыли, как это делается, потому что то, что пишут под видом "опер" нынешние наши запутавшиеся в своих многочисленных направлениях авангардисты-модернисты, просто невозможно "показывать"! :))
К сожалению, это правда: в наше время композиторы редко могут показывать свое сочинение сами. Для этого ведь нужно владеть инструментом и хотя бы тем голосом, который дала природа. Это даже если оставить в стороне качество и стиль самого материала. ))
Но в данном случае я очень доволен, что сделал запись с Агундой и Дарьей и благодарен им за сотрудничество и теплое отношение к моему сочинению.
Дашин тембр голоса был очень уместен в партии Мины, и ей ведь удалось совладать с очень непростым в ритмическом отношении вокализом, который имеется в арии. Агунда не только великолепно спела оба номера, но и блестяще справилась со сложным образом Люси. И обе певицы, приложив некоторые старания, отлично спели речитатив перед Балладой.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Необычные ощущения дает прослушивание оперы, когда в заинтересовавших местах нельзя заглянуть в партитуру, но главное - когда нет напластований исполнительских традиций, нет возможности сравнить пяток записей. Поначалу непривычно и даже дискомфортно. Но затем появляется радость непосредственного восприятия и начинаешь завидовать любителям оперы XIX века, для которых подобная новизна услышанного была будничной. Поскольку новые оперы создавались непрерывно, а композиторы, как и сегодня, боролись за внимание театров, но по неведомой сейчас причине - из-за жесткой конкуренции (ведь правда забавно - например, Доницетти первое время находился в тени Россини и Беллини).

Интересная получилась последовательность. Сначала видеофрагменты полуконцертного исполнения. Затем полное исполнение первого действия под рояль. И вот теперь записи в исполнении профессиональных оперных певиц. На каждом этапе "Дракула" открывается с новой стороны. Например, свежие записи хорошо показывают сложность материала.

Меня сильнее всего впечатлил дуэт - баллада, предваряемая речитативом. Речитатив необычен сочетанием характерных для разговорной речи приемов и сложного певческого интонирования - "его зовут Квинси". Баллада с одной стороны трогательно напоминает песни, которые девочки любят петь друг другу, с другой - песни менестрелей времен, о которых идет речь в балладе. Очень красиво сходятся-расходятся голоса певиц, а разнообразие ансамблевых приемов пения не дает заскучать на повторяющейся балладной мелодии (это уже характерно для оперы - ничто не повторяется в точности).

В сольном номере Дарья, судя по голосу, не распелась - верхние ноты пестрят и живут своей жизнью, но музыкальность певицы вызывает восхищение - по-моему, она сумела донести мелодичность арии со всеми вариациями и, главное, вокализ - совсем непростой номер.

Агунда Кулаева, без сомнений, - мастер. Она не только владеет огромной палитрой изобразительных средств голоса, но и обладает редким чувством вкуса, что позволило найти точные интонации для каждой фразы - и вкрадчивость, и игривость, и кровожадность. "Тот, кто ведает путь будет пойман и убит" - если я скажу, что фраза спета гениально - не преувеличу или преувеличу ненамного:) На высокотесситурном рефрене уплывает дикция, но это дело наживное, главное - в "Колыбельной" уже найдены элементы готового вокального образа высочайшей пробы для Люси-вамп (как в дуэте - элементы образа Люси Истерн).

В общем, я переживаю очередной приступ дракуломании - новые записи со мной дома и в дороге, я извожу домашних самопальным их исполнением. Симптомы налицо, но приглашать докторов для чесночных компрессов - не хочется. Теперь хочется (вот ненасытные мы, оперные маньяки, - куда Владу Цепешу до нас) услышать фрагменты в полноценной оркестровой обработке. Или, как минимум - записанные под клавир другие хитовые арии и ансамбли, которых в "Дракуле" еще немало.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #94 : Декабрь 23, 2013, 02:01:50 »
http://www.operanews.ru/13122205.html
Тут есть кое-что и про "Дракулу".
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #95 : Декабрь 23, 2013, 12:40:35 »
http://www.operanews.ru/13122205.html
 :)

Статья интересная, многое очень метко сказано.
В частности, я очень рад, что автор помимо вашего "Дракулы" выделил оперу Владимира Кобекина "Холстомер", которую я специально ходил послушать в театр им.Покровского. На мой взгляд, это выдающееся произведение.
Интересно саркастическое замечание автора статьи по поводу того "жива ли опера" - он иронизирует над самой постановкой вопроса, ибо классическая опера на слуху и необычайно популярна, оперные театры великолепно посещаются, так что говорить о "смерти" в присутствии живого и здравствующего явления несколько преждевременно. "Слухи о моей смерти сильно преувеличены", - острил Марк Твен в ответ на появление в прессе сообщения о его кончине.
Автор интересно рассуждает о "трёх источниках и трёх составных частях" оперы - что является её родовыми признаками, что отличает её от мюзикла и т.п.
Мне понравилась его фраза в адрес тех, кто утверждает, что вся музыка уже написана: "Не надо быть Аристотелем, чтобы заметить, что данные доводы не выдерживают проверки формальной логикой". :))
Но кое-что можно было в его взглядах и покритиковать. К примеру, автор пишет, что "во все времена великие композиторы боролись с академизмом в музыке". Ну и что? Автор ведь утверждает, что "мы склонны идеализировать прошлое", а дальше сам отмечает, что "некоторые современные композиторы и их апологеты апеллируют к другой, противоположной, нашей слабости – склонности идеализировать будущее. «Эта музыка будет понятна только через пятьдесят (сто, двести, триста...) лет», - такого рода аргументы мне тоже приходилось встречать".
Но чем же эта позиция "некоторых" отличается от его собственной? Они как раз и спекулируют на том, что "сегодня - как вчера, а завтра - как сегодня", что "ничего не меняется", что "всегда были новаторы и консерваторы" и что "наше время ничем не отличается от времён Баха и Букстехуде". Это их любимый конёк!
Вот и Гопко поёт ту же песню! А разве это соответствует нынешней реальности? Разве нынешняя эпоха ничем не отличается от эпохи Баха в том смысле, который он преподносит? В том-то и дело, что этим самым он льёт воду на мельницу "некоторых", которые утверждают то же самое - что их не понимают, как не понимали в своё время Баха, а вот, дескать, пройдёт 100 лет, и какой-нибудь Мендельсон будущего поставит их ноты на пюпитр и сыграет, а все скажут, "как это хорошо, это же гений".
НЕ СКАЖУТ! И, на мой взгляд, это абсолютно ясно уже сегодня - зачем же ждать 100 лет? Типа, Баху пришлось ждать, так почему бы и теперь не подождать? Но Бах не был известен не потому, что он был слишком большим новатором, а потому банально, что в те времена не было информационного общества, которое могло бы эффективно распространять внутри себя информацию, оперативно донося её до всех потенциальных потребителей. И только поэтому! А не потому, что Бах был таким несусветным новатором, что его "не поняли". Как давно уже стало ясно, Бах не столько открывал что-то "новое", сколько гениально обобщал и подводил итог многому на тот момент уже имеющемуся! И в этом плане он был не столько новатором, сколько традиционалистом, а вот, к примеру, Гендель был в этом отношении гораздо бОльшим новатором! Но он же был блестящим светским человеком и стал очень широко известен! Получается парадокс? Или наоборот, всё логично, а известен не тот, кто новатор или консерватор, а тот, кто вращается в свете, активно участвует в текущей конъюнктуре и имеет выход на каналы распространения информации, вот и всё?
Да, говорю я, это именно так и есть. И именно поэтому ничтожество уже сегодня можно смело назвать ничтожеством, ничуть при этом не боясь, что через 100 лет оно вдруг будет объявлено "гением"! НЕ МОЖЕТ ЭТОГО БЫТЬ в информационном обществе! Даже если ошибся один критик, ошибся другой, ошиблись 10, 20, то 100, 200, тысяча и десятки тысяч людей, имеющих доступ к той же информации, "ошибиться" не могут!
Так что товарищ Гопко идейно смыкается в этом пункте с теми, кого он на словах критикует: он тоже оставляет возможность выявления "гения" в будущем, как будто уже сегодня нельзя вынести точное суждение. Поди не во времена Баха живём, ей-богу, чтобы не заметить то гениальное, что сразу бросилось бы в глаза и в уши.
При всей его одиозности Мартынов прав в одном, хотя он это так формулирует, что его никто не понимает. Он прав в том, что ПРОГРЕССА больше не будет, но неправ в том, что он это состояние называет "смертью", ибо сам по духу своему прогрессист, тогда как это вполне стабильное состояние весьма далеко от такого определения, т.е. от смерти :)) Во времена Баха и позже - в эпоху Гайдна, Глюка, Моцарта, Бетховена, Вебера, Россини, Шуберта, Беллини, Глинки, Шопена, Доницетти, Шумана, Верди, Листа, Чайковского, Римского-Корсакова, Брамса, Вагнера, Пуччини, Рихарда Штрауса, Рахманинова, Метнера, Прокофьева, Хиндемита, Шостаковича, и т.д., и т.д. - прогресс был возможен, и это вполне очевидно. Но прогресс в музыке ограничен!
Усложнение гармонии имеет свои пределы, ибо с выходом за эти пределы начинается хаос; пределы усложнения фактуры и формы тоже имеются, ибо если они приобретут черты математической конструкции, то выйдут тем самым за пределы музыкального искусства! Между прочим, Римский-Корсаков прекрасно понимал, что завещанная Глинкой идея использования фольклора при создании профессиональных сочинений имеет свои пределы и вполне исчерпаема! Николай Андреевич прямо говорил, что фольклор уже близок к исчерпанию, что невозможно вечно брать от него, не повторяясь, поэтому искусство будущего сделается по необходимости каким-то другим, в т.ч. и русское музыкальное искусство. А Танеев прямо указал этот путь - музыка ХХ века будет музыкой полифонической, ибо иные возможности развития, если иметь в виду прогресс, уже исчерпаны! Фейнберг в своей книге прямо указывает на то, что гармония Скрябина дошла до того самого предела исчерпания, за которым либо хаос, либо конструктивизм, т.е. он прекрасно понимал, что прогресс в области гармонии имеет свои пределы и что они уже достигнуты Скрябиным!
Все эти музыканты, жившие век назад, УЖЕ ТОГДА понимали, что музыкальный прогресс во-первых, имеет свои пределы, а во-вторых, что в их времена эти пределы уже достигнуты. Это было в начале XX века, а что же тогда можно сказать по прошествии ХХ века в начале XXI-го?? Кто-то продолжает нам рассказывать о "неисчерпаемости музыкальных возможностей"? Да как это может быть, если они ОБЪЕКТИВНО исчерпаемы и если это было ясно уже век назад?
Гопко пишет: "Говорить «я занимаюсь серьёзным искусством» - это даже не снобизм, это мания величия, причём в острой клинической форме. Это всё равно что просто сказать: здравствуйте, я гений, будущий классик".
Как это ни смешно, НО ИМЕННО ЭТО говорят те самые "некоторые современные авторы", о которых он пишет! Я даже мог бы назвать конкретные имена - они прямо уподобляют друг друга Мусоргскому, Бетховену, Рахманинову, называют друг друга живыми классиками, которых поймут через 100 лет, как Баха, и при этом даже не краснеют! Т.е. наглость просто беспримерная! Да! Да! Они прямо так и говорят: "здравствуйте, я гений, будущий классик".
Наверное, это диагноз, но это ведь и в самом деле наблюдается!
И они, кстати, заключили бы товарища Гопко в свои братские объятия как раз за то, что он ТОЖЕ утверждает, что "сегодня всё обстоит так же, как и все последние века - есть консерваторы, есть новаторы, кто-то борется с академизмом, а кто-то цепляется за старое" и т.п. О да! Они, наверное, прыгали бы от радости, если бы прочитали это в статье своего вроде бы "оппонента", который именует их "посредственностями". Ведь он повторяет их слова - что прогресс бесконечен, что музыка по своим возможностям беспредельна, что впереди путь не менее славный, чем позади, и т.п.
Увы, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, нельзя раздуть прогресс на истощённой почве. Нельзя много раз поднимать одну и ту же целину и при этом утверждать, что она "неичерпаема".
Но!
Но можно в музыкальном плане жить дальше не в смысле ныне невозможного "прогресса", а в том смысле, что можно актуализировать громадный объём классики, который сегодня нам известен лишь в самых выдающихся своих образцах. Это первое. Во-вторых, можно сочинять в рамках прошлых стилей, при желании расширяя эти рамки, ибо вполне очевидно, что тот стилистический объём, который создан во времена рождения стилей прошлого, далеко не доверху заполнен сочинениями, существование которых возможно в рамках этих стилей. Действительно, глупо было бы утверждать, что "вся музыка написана"! Проживи Шуберт ещё лет 20, сколько бы он создал?? Проживи Шопен ещё лет 10 хотя бы, даже дух захватывает, если представить, какими гениальными творениями обогатился бы мир! А если бы Шуман не сошёл сума? А если бы Моцарт не погиб от цирроза? А если бы Чайковский не умер от холеры? А если бы Скрябин не скончался от заражения крови? А если бы Рахманинов не уехал из России? А если бы Шостакович замкнул цикл своих квартетов по всем тональностям? А если бы Прокофьева гипертония свалила в 1963-м, а не в 1953 году?
О нет, музыка не "вся" была ими сочинена!
Но с другой стороны следует понимать, что ПРИНЦИПИАЛЬНО новой в сравнении с той, что уже была ими создана, их музыка не была бы. И, кстати, Скрябин в этом отношении опять же исключение: он пережил столь стремительную ЛИЧНУЮ эволюцию, что в рамках исторического музыкального процесса она заняла бы века, а он проскочил этот путь за пару десятилетий! Разве это не удивительно??
К тому моменту что-то произошло в самом обществе, в социуме, в начавшей уже формирование информационной его структуре, когда нельзя и невозможно уже было сидеть в своём провинциальном углу, как Бах, изучая уже созданную другими музыку и творя что-то своё "в стол". Не те уже были времена!
А уж сегодня и подавно не те!
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2013, 13:20:15 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #96 : Декабрь 23, 2013, 14:25:57 »
Позволю себе не согласиться с некоторыми Вашими замечаниями. Все дело в том, что Баха как раз-таки очень хорошо ПОНИМАЛИ при жизни! И он был весьма востребован как композитор.
Его стиль (и не только его, а вообще - всю высокую полифонию!) отвергали молодые композиторы последующих двух поколений, и связано это было с усилением роли гомофонно-гармоического письма и ростом популярности нового стиля в обществе.
В ХХ же столетии не наблюдалось ничего похожего. Как не понимали Шенберга, Штокхаузена и Лахенмана 99% меломанов и музыкантов-исполнителей, так и не понимают до сих пор. И вот это, действительно, приговор.
Но и продолжать классику в том смысле, чтобы просто копировать ее, невозможно. Классики всегда продолжали друг друга, но по-своему, каждый от имени своего поколения и от своего собственного имени, конечно, тоже.
Живи сегодня Чайковский, он писал бы по-другому. И в его музыке мы слышали бы не интонации "жестокого" романса, Гурилева, не  и т.п. музыки "легкого" жанра той эпохи, а биение ритмов рока, джаза и др. "легкой" музыки, современной нам. Я убежден в этом на 100, на 300%!
Другой вопрос, что для того, чтобы переварить все это богатство и сделать частью своего АКАДЕМИЧЕСКОГО языка, нужны определенные музыкальные способности. Каковыми, к сожалению, обладают не все выпускники композиторских отделений. Что, впрочем, в порядке вещей.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #97 : Декабрь 23, 2013, 15:15:01 »
Позволю себе не согласиться с некоторыми Вашими замечаниями. Все дело в том, что Баха как раз-таки очень хорошо ПОНИМАЛИ при жизни! И он был весьма востребован как композитор.
Его стиль (и не только его, а вообще - всю высокую полифонию!) отвергали молодые композиторы последующих двух поколений

В т.ч. и его собственные сыновья. А кто же его тогда "хорошо понимал", если уже следующее поколение отодвинуло его в сторону и понадобился целый век, чтобы его имя вернулось на концертную площадку - но уже не придворную, а на демократическую эпохи романтизма?
Востребован же он был при жизни слишком локально, а в более широких кругах его имя знали лишь специалисты, и такое положение дел сохранялось почти до середины XIX века, когда его произведения романтики вытащили из запасников.
Вот я и говорю, что ТАКОЕ могло случиться лишь в том обществе, в котором очень слабы горизонтальные информационные связи - сегодня такое попросту невозможно, как невозможны и одинокие фигуры гениев, творящих в тиши своих кабинетов. Если уж такое мощное явление, как Бах, оказалось отодвинуто в сторону, то что же говорить о фигурах меньшего масштаба, которые просто сметал вал сочинений новейших авторов?
Но это я упомянул к вопросу о том, как так получалось, что гении были по-настоящему широко востребованы лишь века спустя? А Вивальди? Он же ждал своего часа даже не один, как Бах, а целых 2 века! Ведь его считали чем-то вообще второстепенным, ничтожным и не заслуживающим внимания, чем-то вроде "Ласкового мая" или "Modern Talking" тех времён, и только с приходом, вернее, возрождением интереса к старинной музыке, не отягощённой в смысло-символическом отношении и не перегруженной в фактурном, лёгкий, сверкающий гений Вивальди был оценён и запущен в музыкальный обиход - прежде всего камерный. На его флейтовых сочинениях одно время в 60-70-х гг. все были просто помешаны, даже те, кто вообще не имел отношения к музыкальным профессиям, и я это прекрасно помню. Тогда ещё песенку пели: "Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди" - уже вдогонку этой эпохе какой-то повальной к нему любви, пришедшей к нам с Запада вместе с игрой западных музыкантов, поднявших Вивальди на щит. Казалось бы, что мешало понять и переоткрыть его раньше?
И тоже - столь долгий путь Вивальди к широчайшей популярности, которой у него никогда не было ни при жизни, ни когда-либо ещё до середины XX века, абсолютно никак не связан с качеством его безусловной гениальности - а с чем? С информационной недоступностью, с профессиональным снобизмом и нелюбопытством музыкантов-исполнителей.
Но опять же - в наши дни такое явление не могло бы оказаться пропущенным, это просто невозможно. Но оно и возникнуть в наши дни не могло бы - ныне возможны лишь стилизации в этом духе. Да, между прочим, чем-то в этом роде занимается, к примеру, Рыбников, и у него неплохо получается.
Это я всё к тому, что СЕГОДНЯ делать вид, что ничего принципиально не изменилось, несколько странно, потому что изменилась сама среда существования и бытования музыки. Я так думаю, что сегодня уже невозможны какие-то "открытия" новых музыкальных миров, но зато возможно бесконечное изучение и существование в недрах прежних и смыкание их границ. И уж конечно, возможно и даже желательно создание новых музыкальных произведений, потому что великие авторы прошлого, образно говоря, "проскакали по верхам" или "сняли сливки" с тех открытий, которые сами совершили. Они вышли на оперативный простор, а глубокой разработки и обживания этих пространств так и не последовало, потому что авторы не всесильны и не бессмертны, физический ресурс их ограничен, а в дальнейшем последующие авторы также пытались изобретать что-то своё, но это получалось всё хуже и хуже, пока - в наши дни - почти уже совсем не загнулось.
Мне кажется, последний, кто открыл - или изобрёл - свой оригинальный мир, был Мессиан.
Но я не вижу ничего зазорного в том, чтобы быть традиционалистом - я считаю это совершенно нормальным и даже типичным. Так и должно быть по результатам полутысячелетия непрерывного прогресса. И если предрассудок прогрессизма будет преодолён, а новое положение дел без истерики осознано, то нас ждёт ещё громадный расцвет композиторского творчества. Если же прогрессизм не будет преодолён, то тогда настанет "конец времени композиторов", о котором на каждом углу вещает Мартынов, не без основания подмечая его симптомы. Но сам-то он прогрессист, поэтому особой веры его прогнозам у меня нет, потому что с прогрессистской точки зрения наступила "смерть". Но знаете, считать "смертью" достижение возраста зрелости довольно странно: это всё равно что объявить вышедшего из детства человека "умершим" на том основании, что организм его перестал расти. Ну и что, что перестал? Человек перешёл в фазу зрелости, в которой будет находиться несколько десятилетий - гораздо дольше, чем длилось его "детство золотое". Вижу в этом аналогию с музыкальным прогрессизмом последней половины музыкального тычячелетия: исчерпание резервов роста не означает наступление смерти, а означает переход в стабильное, зрелое состояние.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #98 : Декабрь 23, 2013, 17:46:28 »
В т.ч. и его собственные сыновья. А кто же его тогда "хорошо понимал", если уже следующее поколение отодвинуло его в сторону и понадобился целый век, чтобы его имя вернулось на концертную площадку - но уже не придворную, а на демократическую эпохи романтизма?
Важно, что его понимало его собственное поколение! Прихожане его церкви, заказчики его кантат и т.д. Баху не приходилось объяснять им, что его органные прелюдии, кантаты и концерты - это, мол, музыка будущего.
А то, что сыновья отвергали - это как раз вполне понятно. Для них он был "музыкой прошлого". Смена стилей произошла, и не в каких-то "композиторских лабораториях", а в обществе, которые стало потреблять более светскую музыку. В которую и музыка Баха позже благополучно вошла. А не была бы она адекватно воспринята при его жизни - так и потом бы не пригодилась. Тут не стоит питать никаких иллюзий.

По поводу так наз. "прогресса" в искусстве тоже не стоит обольщаться. Иначе Верди автоматически был бы "прогрессивнее" Моцарта.  )))) А что касается пресловутого традиционализма, то как раз-таки музыкальная традиция, выработанная в течение столетий, и состоит в том, чтобы говорить со своими современниками на современном им языке, а не на языке прошлых столетий! Но и не на мертворожденных языках изобретателей "новых звучаний".
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2013, 20:57:35 от oleander »
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Андрей Тихомиров (р.1958), композитор
« Ответ #99 : Декабрь 23, 2013, 21:56:03 »
На протяжении последних веков "прогресс" проявлялся в постепенном усложнении - мелодики, ритмики, полифонии, а в дальнейшем - гармонии, фактуры. Какие-то идеи и стили отодвигались в сторону течением событий, а затем в том или ином виде возвращались уже усложнёнными и взаимообогащёнными.
Но я сегодня вижу это дело так - всё же есть предел сложности! :)) На каком-то этапе дальнейшее усложнение оказывается неотличимым от хаоса, и это сигнал к тому, чтобы отойти на какие-то предыдущие позиции. Теоретики музыки говорили об этом прямо в лоб - что дело зашло слишком далеко и что технологии начинают давить музыкальное естество. По-моему, апофеоз этого буйства технологий пришёлся на середину ХХ века - на послевоенное время. И в выигрыше оказались те, кто понял, что всё зашло слишком далеко и что нужно сдать назад. Вопрос, на какие позиции.
Я считаю, что откатиться можно НА ЛЮБЫЕ!!
Это не значит, что не будет ничего "нового", как раз это не так, и новое неизбежно будет, ибо сочетаний очень много. Но "прогресса" в прежнем понимании слова уже не будет - прогрессировать некуда! Но простор для творчества как раз громаден, ибо он уже завоёван, и можно актуализировать любой арсенал и любые технологические сочетания.
Кстати, вы же сами именно это и демонстрируете в своём творчестве :)
И конечно, было бы невероятно интересно услышать вашу оперу поставленной в настоящем масштабном варианте, в боевой оркестровке, на большой оперной сцене.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица