Автор Тема: Азучена и Амнерис - почему Верди потребовались отличающиеся тесситуры для меццо-сопрано ?  (Прочитано 7485 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не могу разобраться, почему я был абсолютно убеждён в том, что Агунда будет петь Азучену в новой постановке "Трубадура" в НО ? Или её имя где-то мелькало в связке с этой ролью ?
Или это были всего лишь наши мечты по результатам прослушивания её живых концертов и записей ?
Я не слышала об Азучене. Речь шла об Амнерис.  Надо бы попытаться узнать.))) Сейчас Агунда в Новосибирске.

Ну низковато же для теперешнего состояния голоса, ну :)

Вы натолкнули на интересную тему ! Быть может, развить её в отдельном потоке ?
Ведь и в самом деле, Азучена и Амнерис, партии которых созданы для меццо-сопрано, в самом деле сильно отличаются: Амнерис выше выписана тесситурно, да и сам образ меццо, явленный через неё, другой.
В чём дело ? Изменились взгляды Верди ? Изменились вокальные запросы эпохи ? Или сценарий потребовал дать другой голосовой типаж ? Как полагаете, коллеги ? Что по этому поводу пишут исследователи и сами артисты ?
Совершенно очевидно, что самыми плодотворными у Верди были 40-50-е гг., когда и был сочинён "Трубадур" (1853 г.), зато в более поздние годы ("Аида" - 1871 г.) были созданы сплошь шедевры: "Сила судьбы", "Дон Карлос", уже упомянутая "Аида", "Отелло", "Фальстаф" ...... Так что же - требования к меццо из каких-то соображений менялись ? Из каких же ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Не могу разобраться, почему я был абсолютно убеждён в том, что Агунда будет петь Азучену в новой постановке "Трубадура" в НО ? Или её имя где-то мелькало в связке с этой ролью ?
Или это были всего лишь наши мечты по результатам прослушивания её живых концертов и записей ?
Я не слышала об Азучене. Речь шла об Амнерис.  Надо бы попытаться узнать.))) Сейчас Агунда в Новосибирске.

Ну низковато же для теперешнего состояния голоса, ну :)

Вы натолкнули на интересную тему ! Быть может, развить её в отдельном потоке ?
Ведь и в самом деле, Азучена и Амнерис, партии которых созданы для меццо-сопрано, в самом деле сильно отличаются: Амнерис выше выписана тесситурно, да и сам образ меццо, явленный через неё, другой.
В чём дело ? Изменились взгляды Верди ? Изменились вокальные запросы эпохи ? Или сценарий потребовал дать другой голосовой типаж ? Как полагаете, коллеги ? Что по этому поводу пишут исследователи и сами артисты ?
Совершенно очевидно, что самыми плодотворными у Верди были 40-50-е гг., когда и был сочинён "Трубадур" (1853 г.), зато в более поздние годы ("Аида" - 1871 г.) были созданы сплошь шедевры: "Сила судьбы", "Дон Карлос", уже упомянутая "Аида", "Отелло", "Фальстаф" ...... Так что же - требования к меццо из каких-то соображений менялись ? Из каких же ?
Насколько я знаю, многие оперные партии писались под конкретных исполнителей, которые и собирались выступать на мировой премьере оперы. Возможно, с этим связано и их различие. И с веяниями эпохи. Которые, наверно, оказывали влияние на подготовку вокалистов прошлого. Первые исполнители оперных партий в ряде случаев даже диктовали композитору свои условия. Так была написана, например, знаменитая ария Тоски - примадонна возмутилась, что ей негде показать свой талант. Очень многие подобные интересные факты рассказывает пианист Виталий Матвеев в промежутках между номерами концертов, на которых он аккомпанирует вокалистам.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насколько я знаю, многие оперные партии писались под конкретных исполнителей, которые и собирались выступать на мировой премьере оперы. Возможно, с этим связано и их различие

О да !

И с веяниями эпохи. Которые, наверно, оказывали влияние на подготовку вокалистов прошлого

Всё-таки между созданием "Трубадура" и "Аиды" прошло почти 20 лет ! За это время поколение певцов сменилось, поэтому мысль об исторических тенденциях я тоже не отбрасывал бы.

Первые исполнители оперных партий в ряде случаев даже диктовали композитору свои условия. Так была написана, например, знаменитая ария Тоски - примадонна возмутилась, что ей негде показать свой талант. Очень многие подобные интересные факты рассказывает пианист Виталий Матвеев в промежутках между номерами концертов, на которых он аккомпанирует вокалистам.

Это где, прошу прощения, он аккомпанирует ? Я ни разу в концертах не слыхал, чтобы аккомпаниаторы комментировали исполняемое ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Это где, прошу прощения, он аккомпанирует ? Я ни разу в концертах не слыхал, чтобы аккомпаниаторы комментировали исполняемое ! :))
Пианисты очень часто выступают в роли ведущих. В том числе, на многих выездных концертах "Новой Оперы". В большинстве случаев они просто объявляют автора, произведение и исполнителя (-ей), но некоторые пианисты предпочитают давать подробные комментарии исполняемым вокальным и фортепианным произведениям. Так предпочитают вести концерты, например, Виталий Матвеев (в бывшем Английском клубе, ныне Музей современной истории) и Людмила Когтева (в Доме Шаляпина). В принципе, среди участвовавших в тамошних концертах вокалистов были и очень яркие исполнители, но, к сожалению, таковыми были далеко не все.

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Амнерис и Эболи партии для драмсопрано

Helene

  • Гость
Амнерис и Эболи партии для драмсопрано

Но эти партии прекрасно исполняет меццо-сопрано Агунда Кулаева. Правда, есть одно мнение (авторитетного человека), что она как раз-таки драмсопрано. ) А иногда пишут, что она контральто. Вокал - не точная наука.)))

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Амнерис и Эболи партии для драмсопрано

Но эти партии прекрасно исполняет меццо-сопрано Агунда Кулаева. Правда, есть одно мнение (авторитетного человека), что она как раз-таки драмсопрано. ) А иногда пишут, что она контральто. Вокал - не точная наука.)))
Я весной 2010 года слышал в зале на концерте сопрано, что Агунда - контральто. Тогда она пела Леонору Доницетти. Тогда я ещё не мог разобраться во всех её достоинствах, поэтому лучшая Леонора-фаворитка на моей памяти - это Яровая.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
А если предположить, что Амнерис написано выше тесситурно, поскольку она ну совсем немного моложе Азучены будет :)))))

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
А если предположить, что Амнерис написано выше тесситурно, поскольку она ну совсем немного моложе Азучены будет :)))))
Амнерис существенно моложе Азучены. Она примерно как Манрико по возрасту.

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Но эти партии прекрасно исполняет меццо-сопрано Агунда Кулаева. Правда, есть одно мнение (авторитетного человека), что она как раз-таки драмсопрано. ) А иногда пишут, что она контральто. Вокал - не точная наука.)))

Но не настолько ж неточная ! Если границу между контральто и меццо иногда бывает трудно провести, то уж контральто и сопрано разделить можно гораздо надёжнее.
Кроме того, разница между меццо и контральто отнюдь не сводится лишь к тесситуре: меццо обладают характерными "жгучими" низами, без которых этот типаж вряд ли можно представить. Поэтому даже если контральто берётся за меццовые партии и наоборот, что часто случается, то при этом замена не всегда бывает адекватной. Например, Графиню в "Пиковой даме" вряд ли можно поручать контральто, т.к. у контральто тембр более ровный во всём диапазоне и в целом более светлый, чем у меццо, особенно в низах. А Полину (в партитуре - контральто) некорректно поручать меццо, потому что в её партии как раз не требуются такие низы, а нужен более светлый в целом голос, тем более, что она и в пасторали может участвовать, а там "тёмный" голос не нужен.
Тоже самое можно сказать и о сопрановом типаже в сравнении с меццовым: даже если сопрано обладает очень крепкими низами, но они при этом лишены типично меццовой густоты, то замена будет неадекватной. Интересный типаж был у легендарной Марии Максаковой: они числилась меццо и пела меццовые партии, а Голованов пишет, что она была, по существу, "сопрано без верхов".
Поэтому я бы так выразился: это не "вокал наука неточная", а человеческий голос не является чем-то "научным". Наука может быть точна, но человеческий голос нельзя подогнать под требуемые теоретические абстракции, потому что это товар штучный, и он не обязан соответствовать научным классификациям, ибо они сделаны на большой статистике, а певческая индивидуальность не обязана в каждом конкретном случае под эту статистику подпадать. В этом разнообразии как раз и прелесть, хотя в театрах проще всего, конечно, было бы иметь дело со стандартными голосами. Но таких "не делают" ! :)) Ведь певцов не на заводе производят в соответствии с ГОСТом и не в инкубаторах растят.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А если предположить, что Амнерис написано выше тесситурно, поскольку она ну совсем немного моложе Азучены будет :)))))

Амнерис существенно моложе Азучены. Она примерно как Манрико по возрасту.

Верно !
Но это в опере не главный критерий выбора вокального типажа.
Вот классический пример: "Евгений Онегин". Ольга ведь моложе Татьяны, не так ли ? А её партия поручена ..... контральто ! Обратите внимание - именно контральто, а не меццо-сопрано, как это практикуется обычно в театре. Меццо наделена Ларина, а также няня - ввиду особенностей этого голоса сие отнюдь не случайно.
А почему контральто ? На эту тему можно сделать целую диссертацию, а может, она уже написана. Ведь казалось бы, Ольга "беззаботна и шаловлива", да ещё и моложе Татьяны, вот, дескать, и поручить бы её партию сопрано, да ? А Татьяна мечтательна и задумчива, вот и поручить бы её партию низкому томному голосу, не правда ли ? Но у автора были свои резоны - и это помимо того, что он должен был "развести" типажи главных героев оперы по разным тембрам и тесситурам ради их не только сюжетной, но и вокальной индивидуализации. По всей видимости, наделение Татьяны сопрано подчёрчивает более возвышенный (и не только в тесситурном смысле), отрешённый характер героини, в чём-то "неземной", а контральто Ольги должно, по-видимому, подчёркивать более телесный, приземлённый характер героини. Ольга даже более женственна, чем Татьяна, в том плане, что в Ольге больше от "обычных" женщин, которые ближе к земле, к женской натуральной, земной сущности.
Кстати, исходя из этих соображений, я ужасно не люблю Вишневскую в партии Татьяны: вот уж у кого никогда не было "возвышенного идеала" ! Она ужасно приземляла Татьяну, делала из неё какую-то деревенскую бабу, что более подошло бы Ольге, "не способной к грусти томной", да и то - сомнительно. Т.е. важна не только тесситура и "номинальное" соответствие голоса, но и тембровые, и интонационные характеристики, манера подачи: Татьяна - это всё же не леди Макбет Мценского уезда, не Дездемона и даже не "земная" Купава (в противовес "неземной" Снегурочке).
Кстати, выбор Чайковским для Ольги именно контральто, а не меццо, лишний раз напоминает о том, что партию Ольги необходимо пропевать более светлым тембром, не забывая и о максимально естественной её подаче, чтобы она тоже не слишком огрублялась и не выглядела надуманной. Потому что когда иные меццо пропевают слова Ольги "я беззаботна и шаловлива" этаким глубоким, жгучим тембром, то вместо беззаботной девушки представляется этакая матёрая дама, тяжело вздымающая свои перси и с коровьей томностью повествующая о своей шаловливости. Это скорее из арсенала записной кокотки, демонстрирующей свою доступность и тем самым завлекающей мужчин в свои сети.
В общем, о голосах и их распределении по героям можно рассуждать очень много, но прямой связи именно с возрастом персонажей я не улавливаю: такая связь, конечно, вполне возможна в конкретном случае (и таких примеров можно привести великое множество), но это далеко не единственный и не самый главный критерий. Я больше говорил бы в этом плане о характерности, а не о возрасте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
А мне кажется, что имеют значения ещё и некие клише: в случае с П.И. Чайковским - точно!
Сочетаемость голосов по чисто инструментальным, тембровым принципам - вот не последний критерий.
Самый трудный ансамбль в опере - самое начало ("Слыхали львы...")))). Ну и как бы это звучало, будь Ольга "полегче" голоском. Что касается характеров и их голосовых характеристик - абсолютно от требований тогдашнего оперного театра. Прима и Секонда - всё!
Кстати! Я слышал, как Иоанну (Орл. дева) пели и сопрано, и меццо. Так вот, более духовно и экзистенциально звучит как раз меццо. Только Раутио со своим тёмным бархатом достигала высот, заложенных Чайковским в эту сумасшедшую партию.
Леонору в Фиделио поют и сопрано (даже лирические - Яновиц), и меццо. Замечательно звучат и гвинет Джоунс, и Ризанек. и Нильссон. Но только Людвиг проникает в самое сердце, добавляя в общее патетическое пространство щемящую краску обречённости, таинственноти, жертвенности.
Сильный характер под силам и сопрано. Но именно меццо в нужных местах может передать некие настроенческие краски ЕСТЕСТВЕННО, безо всякой химии.
Азучена и Амнерис...
Вот когда Амнерис поют сопрано (а это бывает нередко) с драматическим потенциалом, хорошим низом и соответствующим тембром, то это очень интересно. Но только меццо добавляют образу глубину, делают его тёплым. Если у меццо есть сверкающий сопрановый верхний регистр, то образ вообще получается мощнейшим по наполнению, многогранным.
Азучена другое. Тут мать (сестра ), у которой всё внутри. Давно уже внутри! И месть, и кошмарные воспоминания, и тайна, которая мучает. Голос должен быть понятным, чтобы ошеломить в самом конце. До степени экзальтации Амнерис Азучена добирается только в самом-самом конце оперы, когда открывает страшную истину. И вот тут хорошо бы певицам резко стать и моложе, и "сопрановей" по посылу. Чтобы зритель обалдел от того, что и не старуха она вовсе, и не убогая...Но это уже роскошь! Правильно. Обе партии у Верди буквально завершаются настоящими воплями отчаяния, ужаса, безысходности.
Для меня есть единственная певица, которой (на моей памяти) под силам были бы задачи по раскрытию этих образов. Образцова, конечно. даже по чисто внешним параметрам. Как бы там её не уродовали гримёры в Азучене!