Автор Тема: «Евгений Онегин» Чайковского в МАМТ  (Прочитано 23171 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
К тителевщине отношусь крайне отрицательно. Рискнули сходить на "Онегина" - плевались потом несколько месяцев.

С точки зрения постановки там плеваться не с чего. Костюмы и актерские работы традиционные, режиссерские забабахи есть, но немного и в рамках разумного.

Я на этом "Онегине" в Стасике был как раз вчера. Вынес оттуда устойчивое ощущение, что эта опера Чайковского гениальна от первой до последней ноты. Живьем это чувствуется значительно сильнее, чем в каких угодно хороших записях.

Из певцов реально понравился Роман Улыбин - Князь Гремин. Довольно большой и красивый голос, и самое главное - блестящая дикция, четко слышно каждое слово! Браво.

Затем мне очень понравились Зарецкий (Феликс Кудрявцев) и Трике (Валерий Микицкий).

Остальные пели "на троечку". Основная претензия к певцам - плохая дикция. Илья Павлов (Онегин) и Сергей Балашов (Ленский) примерно равноценны - у обоих небольшие и не особо интересные голоса. С актерской точки зрения - весьма неплохо. Балашов в роли Ленского заметно лучше, чем в роли Альфредо в Травиате. Дикция у обоих хромает - разобрать можно процентов 60-70 текста. Хотя по сравнению с сегодняшими девушками и это - выдающееся достижения.

Все четыре основные девушки
Татьяна - Елена Гусева
Ольга - Лариса Андреева
Ларина - Наталья Владимирская
Филипьевна - Вероника Вяткина
запомнились полным отсутствием какой-либо дикции. На фоне общей каши только изредка можно было разобрать какие-то слова, не более 20-25% текста. В последней картине повторился старый бородатый анекдот - Татьяна четко (!) спела дословно следующее "Онегин, я тогда моложе и лучше качеством была." Причем именно эту фразу и именно в таком виде было слышно очень разборчиво...
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:39:40 от Александр П. »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #1 : Январь 09, 2013, 01:21:09 »
В спектаклях «Евгений Онегин» в Театре Станиславского и Немировича Данченко уже в течение какого-то времени наблюдается интересное явление: руководство играет со зрителями в увлекательную игру «Угадай исполнителей»  (не путать с известной игрой «Угадай мелодию»). Не далее, как месяц назад, состав на этот спектакль был объявлен всего за три дня, я еще тогда пошутил, что, может быть, вообще нигде не писать состав, люди придут, сами всё (и всех) увидят (и услышат). А кто не придет, тот сам виноват – не угадал. Но я забыл, что в каждой шутке есть доля правды, так вот: в моей эта доля оказалась чрезмерно велика. Состав на сегодняшний спектакль «Евгений Онегин» (включая и дирижера!) был любезно вывешен на сайте сегодня (!) где-то около 14.00. Но самое интересное, что я практически угадал его еще раньше, за исключением одного исполнителя. Так что меня не проведешь. Ну, а если серьезно, то вся эта захватывающая неопределенность на двух спектаклях была связана, как я понимаю,  с тем, что в Стасике просто совпали планирующиеся вводы нескольких исполнителей и болезнь (а точнее, как я слышал, травма) главного дирижера. В прошлый раз спектакль провел Евгений Бражник, а в этот – сам Феликс Коробов, который, кстати, весьма бережно отнесся к исполнителям. В прошлый раз в спектакль вошли Нажмиддин Мавлянов в партии Ленского и Ирина Ващенко в партии Лариной. А на этот раз к ним еще добавились молодые Мария Макеева (в партии Татьяны) и Ксения Дудникова (в партии Ольги). Так что состав теперь обновился больше, чем наполовину, поэтому смотреть и слушать было вдвойне интересно.
У Марии Макеевой голос небольшой и пока не очень ровный, но чистого и приятного тембра. Она очень старалась! В самом начале она, видимо, очень волновалась, и даже глотала концы некоторых фраз. Впрочем, это выглядело так трогательно и естественно для такой молодой мечтательной девушки! Возможно, это происходило и от того, что голос просто терял опору, и, соответственно, сразу и звучность. Так что пение сначала было неровным, каким-то рваным, не получилась и пара верхних нот – они были тремолирующими и не совсем точными. Но некоторые очень неплохо спетые фрагменты все-таки свидетельствовали, что со временем певица усовершенствует свой вокал в этой партии. Письмо Татьяны тоже началось с рваного ритмического рисунка и неровно спетых фраз, а в одном месте даже откуда-то вылез какой-то акцент, похожий на грузинский. Но Макеева не сдавалась, и, отдышавшись немного в середине, запела более уверенно, в том числе и верх. На некоторые кусочки сил все-таки немного не хватило, и они прозвучали уж очень отчаянно и беспомощно. Но это, кстати, точно соответствовало душевному состоянию Татьяны. В третьей картине она спела свою небольшую сцену гораздо увереннее. А вот заключительную сцену Макеева спела абсолютно уверенно и надежно, включая и си-бекар. По-моему, эта сцена у нее хорошо впета. Голос звучал гораздо ровнее и более наполненно. Думаю, Макеевой надо еще поработать над остальными сценами оперы, в особенности над фразировкой, но я думаю, что тут еще дело было в волнении и в небольших технических недостатках. А заключительная сцена, кажется, уже готова. Больше всего мне понравилось, что она спела и сыграла все очень эмоционально. Особенно эту заключительную сцену.
Очень понравилось мне первое выступление в партии Ольги симпатичной Ксении Дудниковой. Конечно, партии Ольги и Татьяны нельзя сравнивать по объему, но, тем не менее, Дудникова сегодня пела так, что я бы никогда не подумал, что она впервые выходит в этой партии. Ровный, но, пожалуй, немного прохладного тембра голос звучал очень уверенно и надежно. Прозвучивался весь диапазон, благодаря хорошей дикции не потерялось ни одного слова. Правда, немного не хватало динамических оттенков и обертонов, а в арии я заметил некоторую тенденцию к скандированию фраз, но эти недостатки легко исправить. И еще мне показалось, что Ольга у Дудниковой получилась холодноватой, но это еще на фоне певшей прошлый раз Ольгу сверхэмоциональной и очень артистичной Ларисы Андреевой. Впрочем, почему бы Ольге не быть холодноватой по темпераменту? Это вполне укладывается и в музыку, и в концепцию спектакля.
Месяц назад Ирина Ващенко, честно говоря,  не очень понравилась мне в партии Лариной. Мне показалось, что она пела неровно, у нее получались звуковые провалы. На этот раз она спела просто прекрасно: не только ровно, но и мягко, округлым звуком, такими выразительными фразами, можно сказать, с удовольствием пела. Это было очень здорово.
Онегина сегодня пел Илья Павлов. Спел, как всегда – голосом приятного тембра и очень лирического оттенка, но с явным недостатком звучности, особенно в монологах в двух последних картинах и периодическими трудностями при исполнении высоких нот. Но сегодня он мне все-таки  тоже больше понравился, чем 30 июля. Потому что всё звучало более внятно.
А партию Ленского сегодня во второй раз на сцене этого театра исполнил Нажмиддин Мавлянов. Я писал в теме. Посвященной Мавлянову, что в прошлый раз его исполнение поразило меня не только своей внешней легкостью, но и необыкновенной цельностью, а также  полным контролем над звуком. Я мог бы сказать, что он спел еще лучше, но вряд ли  я найду аргументы для подтверждения этого умозаключения, ибо куда уж лучше-то? Голос как масляный по залу растекается на любые расстояния... Отдельные моменты все-таки особенно запомнились. Какое было это «Аааах» в ариозо «Я люблю Вас, Ольга»! Кстати, там фермата длиннее стала, на «одна душаааааа поэта только любит», а вот после этого такой взрыв эмоций  и ударение на «ТЫ одна в моих мечтаньях…», а дальше такое ускорение, что слова там просто водопадом понеслись. Вот только я не уверен, что у Чайковского так быстро было. Впрочем, не будем придираться. Вообще больше никаких проблем не было, ибо замок на Ольгином зонтике Мавлянов освоил еще в прошлый раз, и на этот раз застегнул зонтик быстро и с чувством глубокого удовлетворения. В сцене ссоры некоторые реплики стали более острыми и акцентированными, в том числе и «принять мой вызов», а какие были верхние ноты на фразах: Ах, ОООльга, ООООООльга, прощаааай навек!». Вообще, верх у Мавлянова стал просто исключительно надежным. Фрагмент арии был спет на таком изумительном пиано, что одна женщина в ложе даже достаточно громко произнесла вслух: «Ну, надо же, он поёт совсем тихо, а я слышу каждое слово, как это так может быть?». А  слова «Желанный друг, приди, я твой супруг» были спеты горячо и даже как-то требовательно. А в каноне «Враги…враги…» Ленский сначала сухо констатирует факты, а потом звук наполняется сожалением, но затем в голосе звучит непоколебимая решимость. Я вот написал всё это и подумал, что даже отдельные детали выделить трудно, потому что деталей практически нет – всё спето целым куском! Как на одном дыхании. Браво!
Гремина опять очень здорово спел Дмитрий Ульянов. Я его уже слушал в этой партии 30 июля 2011 года, и тогда еще отмечал, что мне очень понравилось его глубокая, я бы сказал, философская трактовка. Так вот: в этот раз понравилось еще больше. По-моему голос даже лучше звучал. Первая часть он поет в полный голос, очень выразительно и убедительно. Правда, кажется, в середине он немного с оркестром разошелся, но, возможно, мне это только показалось. Вторую часть Ульянов спел таким задушевным пиано! Вообще, исполнение было бы идеальным, если бы на предпоследнем «счааастье» ни закралась крошечная хриплинка. Но она, конечно, впечатление не испортила.
 
http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/523367/
Слева направо: Павлов, Макеева, Мавлянов, Дудникова, Ульянов и маленький Артём Мелентьев после спектакля «Евгений Онегин» 8 января 2013 года в МАМТ СНД.
Как Вы поняли, сегодняшний «Онегин» мне показался очень интересным. Всем спасибо!


Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #2 : Июль 27, 2013, 22:34:04 »
26 июля я посетил фактически последний в этом сезоне (не считая сегодняшнего «Кавалера розы») московский оперный спектакль – «Евгений Онегин» в Стасе. Это был уже мой десятый «Онегин», который (возможно, наряду с «Князем») является моей самой любимой русской оперой. В этой постановке, конечно, купюр меньше, чем в новооперной (возможно, их и вообще нет, этого не могу сказать точно, возможно, это Александр знает), например, полонез исполняется целиком, а также не вырезан дуэт передачи письма (Татьяны и няни), но некоторые упрощения (которые, однако, меня мало волнуют) всё-таки имеются. Например, насколько я понимаю, сцена полонеза изначально исполнялась как балетный номер, что я и наблюдал позапрошлым летом в совершенно классической постановке на основной сцене Мариинки – с двумя антрактами и завершением исполнения почти в 11 ночи. Балет меня мало интересует, однако нынешняя опера, к сожалению, испытывает острый дефицит классических постановок, несмотря на то, что мне, например, в первую очередь хочется, чтобы хорошо пели, а уже потом – чтобы в адекватных декорациях – лишь бы они были адекватными в плане акустики. В этот раз мне удалось купить билет в кассе за час с небольшим до начала, но место было, может быть, не самое удачное с точки зрения звука и, возможно, не очень удобное для фотографирования, поэтому фотосессия на финальных поклонах сорвалась. Интересным режиссёрским ходом ещё на первом посещении этой постановки 1 июля 2009 года мне показалось то, что убитого Ленского как бы выметали со сцены мётлами, что символизирует то, что Ленский уже никому не нужен вместе с его поэзией, прямо как он поёт в арии – «Забудет мир меня…». Однако присутствие уборщиков с мётлами во время полонеза, вообще, мягко говоря, противоречит замыслам авторов. В принципе, присутствующий во многих постановках театра мост в некоторых случаях очень уместен как часть интерьеров и экстерьеров дома и поместья Лариных. Однако писать письмо на мостике – это уже как-то странно – ведь Татьяна пишет письмо в своей спальне – и какой там мостик? К счастью, по моим наблюдением с разных спектаклей, пение на мостике слышно ничуть не хуже, чем на полу сцены. Однако в целом и это посещение Стаса подтвердило, что акустика в зале оставляет желать лучшего – я ничуть не хочу театр обидеть, это просто моё личное мнение – голоса в некоторых случаях звучат, как кажется, несколько далеко, часть звука гасится, что чуть-чуть притупляет впечатление, потому что немного труднее поддерживается эмоциональный контакт между солистами и слушателями. Хотя, в принципе, где я в этот раз с краю сидел, голоса лучше долетали, чем на «Богеме» – в центре зала. Однако гораздо больше, чем тогда, слушать вокал, особенно слова, мешал оркестр. Не сказать, чтобы кто-то, за некоторыми исключениями, прямо терялся на фоне оркестра, однако (по крайней мере с моего места) казалось, что оркестр играет хоть и на мой дилетантский взгляд чисто, но что-то уж очень громко в некоторых местах. Возможно, такое впечатление возникает из-за подзвучки. Но когда оркестр переходил на форте, то казалось, что солисты поют неразборчиво. А в целом почти все симфонические фрагменты мне понравились, и хор тоже. Самым ярким впечатлением от спектакля стало выступление в партии Татьяны великолепной Натальи Петрожицкой, которая провела первый акт, на мой взгляд, просто выше всяких похвал (восторженные подробности будут чуть позже в теме певицы). Нажмиддин Мавлянов стал одним из лучших Ленских, на которых я попадал. Его голос тёмного тембра с несколько более светлыми и более красивыми верхами с самого начала казался объёмным, летящим и завораживающим, очень впечатлила кантилена, связность звуков была потрясающей, особенно в главной арии. Сомнения возникли только несколько нот в первом акте, в которых певец потерялся на фоне оркестра. Вообще, с Ленскими мне всегда везло, в отличие от Татьян – неужели в Татьяны обычно ставят певиц, у которых ничего другое не поучается? И поэтому все достойные Татьяны, кроме как раз Петрожицкой, остаются без выступлений в этой партии (по крайней мере в Москве). Ещё меня очень порадовал Дмитрий Ульянов (Гремин). Он и по звучности всех превзошел, наряду с Петрожицкой в первом акте и, может быть, Мавляновым в некоторых местах, и тембр у него ни на чей не похожий, и пение ровное, и разнообразие в динамике очень хорошее. Сам Онегин (Дмитрий Зуев) в целом нормально спел, не считая самого начала, где целые фразы проваливались, но голос небольшой и иногда почти теряющийся в этом зале, поэтому и тембр кажется неинтересным. На фоне Ульянова (конкретно в небольшом диалоге перед арией «Любви все возрасты покорны») Зуев, к сожалению, звучал еле-еле. Из партии Евгения больше всего впечатлили дуэт «Враги, враги…» (в том числе и благодаря Ленскому) и финальный дуэт (естественно, ещё благодаря Татьяне). Елена Максимова (Ольга) меня после двух прежде услышанных в уже ушедшем в историю теперь сезоне исполнительниц этой партии меня как-то не убедила. Нет, я совершенно не говорю о каких-либо серьёзных недостатках – Максимова пела вообще стабильно, за исключением низов в «Слыхали ль вы», и середина у неё вообще прекрасная, и вообще я остаюсь её поклонником, просто нет у неё в голосе волшебной сочности и мягкости, к которой я привык в партии Ольги. И даже последние её слова «Владимир, успокойся, умоляю!» по выразительности и звуку не идут ни в какое сравнение с предыдущим услышанным мной исполнением. С Лариной мне редко когда везет, но Ирина Ващенко, пусть и эта роль небольшая, провела один из лучших своих спектаклей на моей памяти. Всё у неё было нормально, кроме самых низов. У няни (Эллы Фейгиновой) голос был немного жестковат, особенно, опять же, внизу, однако певицу было слышно и понятно (в плане дикции, но только не всегда на фоне плотного оркестра), и вообще такое звучание, как я уже писал насчёт Эммы Саркисян, может расцениваться как часть образа няни и, следовательно, в этой партии – ни в коем случае не как недостаток. Спасибо всем исполнителям за интересное завершение московского оперного сезона!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #3 : Июль 28, 2013, 03:45:32 »
Евгений Онегин

25 июля 2013

Татьяна - Елена Гусева
Евгений Онегин - Илья Павлов
Ленский - Сергей Балашов
Ольга - Лариса Андреева
Гремин - Роман Улыбин
Трике - Чингис Аюшеев
Ларина - Ирина Ващенко
Филиппьевна - Элла Фейгинова
Зарецкий - Денис Макаров

Дирижер - Феликс Коробов

26 июля 2013

Татьяна - Наталья Петрожицкая
Евгений Онегин - Дмитрий Зуев
Ленский - Нажмиддин Мавлянов
Ольга - Елена Максимова
Гремин - Дмитрий Ульянов
Трике - Чингис Аюшеев
Ларина - Ирина Ващенко
Филиппьевна - Элла Фейгинова
Зарецкий - Роман Улыбин
Ротный - Денис Макаров

Дирижер - Феликс Коробов

Из оперного сезона в Москве остался только сегодняшний "Кавалер розы" в БТ, а я завершил московский сезон посещением двух спектаклей "Евгений Онегин" (теперь ведь не скажешь в простоте - "двух Онегиных" - пуристы-опероманы заподозрят в любви к балету:)) Из четырех московских постановок я посещаю две - академичное попурри в "Новой опере" (о котором как-нибудь при случае) и менее купированный, но тоже своеобразный спектакль в Станиславского, о котором пойдет речь. Писал вдумчиво, два вечера с перерывами, и если решили дочитать до конца, мужайтесь - букв много.

Постановку знаю наизусть и считаю ее несомненной удачей театра. Музыкальное решение Феликса Коробова, напротив, каждый раз вызывает у меня недоумение и чувство, близкое к отторжению. По единственной причине - одиозные темпы. Я не поклонник знакомых с детства усыпляющих темпов советских записей - под них хорошо убаюкивать внучков. Но всему должен быть предел, а при постановке "Евгения Онегина" чувство меры, как мне кажется, отказало Феликсу Павловичу.

Первая жертва - Ольга. Интересно было бы отследить по партитуре что именно "нахимичено" и почему все Ольги (за неожиданным и приятным исключением дебютировавшей в этом году Ксении Дудниковой) отстают от оркестра и комкают фрагмент "мне будет жизнь всегда-всегда мила..." а с ним и дальнейшую часть арии.

Вторая жертва - Ленский. Знаменитая ария в пятой картине ускорена ненамного - ровно настолько, чтобы уничтожить созерцательность "темных и вялых" стихов. А поющие ее тенора едва успевают перехватывать дыхание между фразами (как правило, успевают).

Третья - самая обидная и непростительная жертва - ариозо Онегина в шестой картине. В предшествующем речитативе темп нарастает до совсем неприличного, и музыка попросту душит певца, превращая изумленное признание самому себе в скороговорку. Оркестр при этом гремит так, что певца не слышно. Как результат - один из кульминационных номеров стабильно превращается в провальный.

Хор "Вот так сюрприз...", также ведомый в совершенно невменяемом темпе, даже если чуть сбивается в начале в дальнейшем выправляется и превращает действие в трюковой номер с реактивным вальсированием. Здесь уместно восхититься солистами, которые грациозно, не хуже балетных, кружатся в заданном дирижером бешеном темпе. Бал получается не унылым, как в "метрономных" исполнениях, а действительно праздничным. Да, в смысле зрелищности хор в начале четвертой картины выигрывает от радикального ускорения. Затем происходит резкий спад темпа до номинального, танцующие замирают, и на смену экспрессии темпа приходит экспрессия эмоций в подчеркнуто статичных декорациях, где перемещаются только приметно одетые главные действующие лица. Пора до них добраться.

ТАТЬЯНА

Если со школы популярны диспуты о том, что роман Пушкина надо было назвать "Татьяна Ларина", то оперу Чайковского точно можно было назвать именем Татьяны - если по драматургии ее главенство можно оспорить, то 11-минутная "сцена письма" без сомнения делает партию Татьяны главной в опере.

Елену Гусеву я прошлый раз слышал Татьяной больше года назад, и тогда впечатление сложилось неважное - голос в середине очень приятный, ровный, но как только дело доходило до верхнего регистра - на mezza voce начиналось зауживание (как следствие - потеря тембра и "писк" вместо голоса), а на форте - форсирование с "махрением" звука. В "Сказках Гофмана" 12 июля Елена в том же ключе спела Антонию - верхи были крикливыми, что помешало в полной мере ощутить катарсис, к которому я уже привык, дважды в этом сезоне слушая Антонию в вокально и драматически великолепном исполнении Натальи Петрожицкой. Но о ней чуть позже, а критические замечания выше подводили к тому, что Елена Гусева приятно удивила в спектакле 25 июля, исполнив партию хоть и с несколькими погрешностями в интонировании, но приятным ровным звуком с культурным округлением верхушек.

В "Письме" есть четыре-пять мест, где в советских записях сопрано обязательно вопят - более или менее истошно, нарушая очарование от своего тембра и образа героини. Елена, полноценно "отоваривая" все ключевые форте, не злоупотребляла громкостью, что пошло на пользу культурному звучанию. Запомнилось, что "вот он!" Елена не проорала и не столько спела, сколько продекламировала - на то могут быть разные причины, но результат прозвучал свежо и экспрессивно.

На Наталью Петрожицкую уже давно целенаправленно приходит "своя" публика, и вряд ли ошибусь, что главной героиней Натальи, снискавшей ей любовь слушателей, стала Татьяна, которую Наталья не только создала по индивидуальному лекалу, но и впела до ощущения полной отточенности даже в непростой по темпам постановке Феликса Коробова (чего стоят только его "резиновые" темпы в сцене письма).

Теперь о грустном. В "Богеме" 9 июля при очень достойном драматическом воплощении Мими Натальи Петрожицкой пела не всегда ритмично и с досадными огрехами - прежде всего это касалось странностей фразировки и непопадания в ноты в ключевых ариях. Я тогда расстроился, но не стал писать о спектакле - мало ли что бывает. Но Татьяна 26 июля у Натальи уже откровенно не получилось, причем, с теми же "симптомами". На этих спектаклях сложилось впечатление, что Наталья давно не репетировала, а теперь вышла и спела "что  помнила и как смогла". Сначала Наталья вчистую заглушила "массой" остальных участников открывающего спектакль квартета. Но партию обычно оценивают по "сцене письма" - и я не буду оригинальничать. В начале "сцены письма" были проблемы с кантиленой - фрагмент "Пускай погибну я..." фактически не пелся, а проговаривался, и грубые уходы в речевую позицию были и дальше (особенно зацепило ухо на словах "в глуши забытого селенья..." и "в прозрачной темноте мелькнув..."). В "нет, никому на свете..." у Натальи что-то случилось с голосом, несколько фраз скомкались настолько, что стало страшно за продолжение. Вся сцена письма была отмечена непопаданиями в ноты и видимыми усилиями дирижера по компенсации исполнительских вольностей певицы (вообще Феликс Павлович именно Наталью терпеливо и внимательно "вёл" весь спектакль).

Когда речь идет об исполнительнице, к которой отношусь с симпатией, хочется хоть немного избавиться от оценочных суждений, что в меру невеликих музыкальных познаний я стараюсь делать, прибегая к партитуре. Вот пример знакомого  фрагмента, прозвучавшего настолько вольно на слух, что я решил проверить по партитуре:



Здесь в кульминации "-бовь" нота была передержана минимум вдвое - оркестр на ней давно затих, импровизированная фермата (фермата есть во фразе, но не здесь) повисла в воздухе вместе с дирижерской палочкой, и музыка остановилась  - фол исполнителю. Затем, перед "-ю" случилось не предписанное композитором какое-то отчаянное диминуэндо до не предписанного композитором пиано, на котором был пропет остаток фразы - ну, это уже мелочь, как и то, что ферматы в конце не было (тут уже точно на усмотрение исполнителя). В дуэте с няней также было отмечено несвоевременное вступление Татьяны, в результате дуэт некоторое время исполнялся в диссонансе с оркестром. На фоне письма в финальном дуэте Наталья прозвучала прилично.

Все это многословие отнюдь не к тому, чтобы "закопать" певицу. Я не случайно начал со слов о ее удачах и "своей" публике. При высокой планке, которую Наталья Петрожицкая поставила себе своим же трудом - спрос тоже высокий. И хочется, чтобы к следующему сезону Наталья собралась и научилась справляться с причинами, приводящими к таким неудачам, раньше, чем подобные заметки начнут писать профессиональные критики на специализированных ресурсах, а не простые любители оперы с форумов, каковым является автор этих строк.

*** продолжение следует ***
« Последнее редактирование: Июль 28, 2013, 12:36:23 от buffone »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #4 : Июль 28, 2013, 03:46:10 »
*** продолжение ***

ОНЕГИН

Отступление о драматичности партии Онегина. Говоря о партии Онегина я не понимаю почему ее исполнителя представляют лирическим баритоном со светлым тембром (есть даже термин "онегинский баритон"). По-моему, это партия для самого что ни на есть драматического баритона - в финале ведь обязательно надо "громыхнуть", перекрыв оркестр голосом разбуженных и сразу же уязвленных чувств. А недавно Анджей Белецкий в интервью новооперской "Вешалке" процитировал слова Владимира Чернова, который на вопрос о партии, которую хотелось бы исполнить, сказал "а вот теперь - Онегина, по-настоящему" и дальше были симпатичные мне слова про то, что драматическая составляющая голоса необходима для этой партии. Придерживаясь этого мнения я предпочитаю чтобы услышать партию Онегина посещать "Новую оперу" - там постановкой предусмотрен довольно истерический, на мой вкус, финал, но там же великолепный Головатенко и даже иногда Ладюк (совсем скоро - 21 августа заявлен!). Но о "Новой опере" я уже пообещал - в свое время.

Илья Павлов в первом действии понравился. Если бы не традиционный для Коробова слишком громогласный оркестр, можно было бы сказать, что Онегин удался - сдержанный и высокомерный в первой картине, назидательный в третьей. У Ильи некоторое время была тенденция глубить звук на нижних нотах, теперь можно говорить, что он ее изжил - звук полетел. Во втором действии не хватило голоса, а варварский темп в арозо совсем задушил певца - слова стали неразборчивы, затем накатился оркестр, и появившаяся из-под оркестра "любовь" была не на той ноте. Финал, тем не менее, получился прилично - насколько это было слышно из-под бесчинствовавшего оркестра.

У Дмитрия Зуева я всякий раз отмечал проблемы с краями. Нижние гласные Дмитрий пел слишком акцентировано опуская челюсть. В результате гласные отваливались, особенно некрасиво звучало расширение гласной "е" - получался "баран" (это когда естественное вибрато голоса неуправляемо усиливается при атаке и получается пренеприятный блеящий звук). Видимо, певец тоже был в курсе:) и работал над голосом. На вчерашнем спектакле таких выпадений было отмечено три или четыре и они не столь бросались в глаза, как раньше. Верхи Дмитрий по-прежнему "трогает" очень аккуратно - слышна неуверенность. С другой стороны, если Илья Павлов в конце ариозо третьей картины честно спел фа малой, не особо заботясь о пиано, то Дмитрий Зуев пусть чуть дрогнув, но приятно спел более щегольский вариант - фа первой с соблюдением авторского пиано. Здесь надо вновь обратиться к партитуре, поскольку многие, послушав знаменитых баритонов, считают исполнение фа малой чуть ли не фиаско - во всяком случае, в антракте некая дама возмущалась, что "Онегин не взял высокую ноту на мечтах". Верхней ноты там нет:



и фа первой поется по желанию исполнителя. Дмитрий спел - молодец!

Во втором действии (вернее, во второй половине спектакля - он с одним антрактом) на ариозо с Онегиным случилось то же самое - он был задушен темпом и задавлен оркестном, только, насколько я расслышал, звук на "любовь" не закачался. Еще раз молодец - учитывая непростое положение, в которое ставит Онегина уже упомянутый неуёмный темп.

В актерских рисунках Ильи и Дмитрия много нюансов, но оба образа цельные. У Ильи - более традиционный: надменный, холодный, даже агрессивный. У Дмитрия персонаж ироничен, более подвижен, более добродушен и импульсивен - он до последнего предлагает Ленскому мир, в начале финала очень естественно подхватывает Татьяну на руки и с маху падает перед ней на колени.

ЛЕНСКИЙ

Сергей Балашов - один из моих любимых артистов театра, прежде всего - за умение создавать яркие и разные образы - от Винокура до Курагина, от припевного Неморино до разговорного Барона Зеты (по-моему, в одиночку спасшего всю премьеру "Веселой вдовы"). И даже Альмавива, которого он поет попросту затыкая брешь - "потому что некому", отмучавшись с каватиной, получается ярким и запоминающимся. Больше всего мне нравятся две его самые лирические работы - Неморино и Ленский. Голос Сергея светлого тембра имеет свойство иногда похрипывать при смене регистров - я уже давно воспринимаю это не как дефект, а как некую неотъемлемую индивидуальную особенность голоса. Именно так: когда голос - единственное, что есть у артиста, то звучащий стык регистров может быть признан проблемой, но когда речь идет об артисте с незаурядным актерским талантом - это становится "особенностью" (дружно вспомним Каллас:))

На спектакле 25 июля Сергей звучал с ясно слышным назальным призвуком и в первой картине несколько раз некрасиво отвалил гласные внизу ("...я на себя взял смэ-э-элость"). Не самое удачное вокальное исполнение искупалось  трогательным образом влюбленного поэта - темпераментного, чувствительного, непосредственного в проявлении эмоций - каким и должен быть Ленский.

Нажмиддин Мавлянов непрерывно шлифует героев, и на каждом спектакле появляется что-то новое как в звуке, так и в образе. Следить за развитием персонажей Нажмиддина - завораживающее удовольствие. Поэтому для меня каждый спектакль с ним - событие. В этот раз его выступление можно назвать безупречным. Первые несколько фраз, как обычно, на пристрелку, а затем - тот Нажмиддин Мавлянов, которого я давно и внимательно слушаю. Лирические сцены спеты очень мягко, ариозо Ленского - предельно легким звуком, очень музыкально, с ровной кантиленой, на широком дыхании. После "Силы судьбы" мне (небезосновательно) несколько спектаклей чудилась у него какая-то боязнь пиано, теперь уж точно можно вздохнуть спокойно - знаковая лирическая партия оказалась спета бескомпромиссно лирически. Браво!

Единственная проблема с Ленским Нажмиддина - не в певце, а в том, что огонь его темперамента требует соответствующего Онегина. Ирония в том, что более мастеровитый и мощный по звучанию Онегин нужен и для того, чтобы "пробить" дважды упомянутые выше темповые и громкостные беды с ариозо Онегина (да и в целом финала). То есть на партии в спектакле поставлены одни артисты, а музыка "заточена" под другие параметры голосов.

Но это более глобальный вопрос, а если продолжать разговор о Ленском Нажмиддина: когда после отчаянного и уже совершенно спинтового "Онеегин! Вы больше мнее не друг!...", сотрясающего зал, раздается более легкий и сравнительно слабый голос Дмитрия Зуева - ощущается невольное недоумение. У меня даже было видение - что после полонеза на сцене окажется не Онегин, а Ленский - настолько внутренняя сила образа противилась безвременной кончине персонажа.

Вообще у меня впечатление, что для Нажмиддина Мавлянова Ленский изначально был "короткими штанишками" - слишком простой задачей для его вокальной и актерской одаренности.

*** окончание следует ***
« Последнее редактирование: Июль 28, 2013, 12:51:39 от buffone »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #5 : Июль 28, 2013, 03:46:27 »
*** окончание ***

ОЛЬГА

К сожалению, обе Ольги, спетые симпатичными мне певицами - Ларисой Андреевой и Еленой Максимовой прозвучали ниже моего "зачетного" порога и как-то очень одинаково - карикатурно грубо, суетливо, со скрипом в тембре, с возмутительными небрежностями, недостойными обычного уровня обеих певиц. Два дня подряд вернувшись из театра лечился Ольгой в исполнении Тамары Синявской.

ТРИКЕ И ОСТАЛЬНЫЕ

Финал четвертой картины (бала у Лариной) в постановке Тителя особенно силен молчаливым выходом растерянного Трике - испуганного, удивленного, потерянного, с огромной корзиной цветов, вдруг ставшей никому не нужной. В куплетах Трике тоже фишка - второй куплет поется по-французски.

Чингис Аюшеев был бы идеальным Трике, если бы не звучный и округлый, слишком вышколенный голос - все-таки у Трике хочется слышать харàктерность, а певцу с таким голосом, как у Чингиса, приличествуют более крупные партии. Впрочем, как второму Трике театра - Валерию Микицкому (он уже заявлен на главную партию в грядущем "Тангейзере").

Спевшая Ларину в обоих спектаклях Ирина Ващенко когда поет Ларину ухитряется даже вокально преобразиться - степенное звучание с доверительными интонациями. Из замечаний - потеря звучности на нижних нотах и неоправданная ажитация во фрагменте "но муж меня любил сердечно" (и сразу поплыла дикция), остальное - убедительно и красиво спето, образ состоялся.

Элла Фейгинова никак не спела няню. То есть пела, но с серьезными ошибками интонирования, тихо, а главное - няня получилась какая-то излишне суетливая, даже я бы сказал - нервная.

Роман Улыбин в крохотной партии Зарецкого блеснул ярче, чем накануне Греминым. Запомнились и раскатистое "приятель", и чванливое недоумение "позвольте, где ж Ваш секундант". Вот как только появилась неоднозначность в характере и возможность сыграть - сразу полетели искры.

Денис Макаров так же был равно интересен и улыбчивым душкой Ротным, и угрюмым снобом Зарецким накануне.

ИТОГО

Сравнение всегда в чью-то пользу. Оба спектакля были по-своему интересны, но если бы их можно было склеить по количеству приятных впечатлений - я бы выбрал первую половину из спектакля 25 июля и вторую - из спектакля 26 июля. Если уж мечтать - заодно бы послушал на бис Дмитрия Ульянова, например с Филиппом и Рене (кстати: вот Большой и "Новая опера" устраивают творческие вечера и сольные концерты своим певцам - почему бы не перенять их опыт?).

В постановке есть несколько достопримечательных, иногда до курьезности, моментов.

В начале четвертой картины (бал у Лариных) по сцене два круга совершает пушкинский мальчик, "в салазки жучку посадив" - как правило, народ умиляется (одни ребенку, другие - собачке) и аплодирует. Иногда дважды. Спектакль 25 июля был отмечен тем, что "собачка не сработала" - публика не проронила ни единого хлопка. На моей памяти единственный случай. При том, что 25 июля публика была весьма щедрой на аплодисменты - просто в зале не было прослойки, реагирующей на собачку, эта публика, как выяснилось, пришла 26 июля.

Малинового берета, давно ставшего у режиссеров синонимом пыльного штампа, у Татьяны нет. И стола на сцене нет, хотя хор поет "вон та, что села у стола / беспечной прелестью мила" (в "Новой опере" при похожем раскладе хитроумно, но с потерей рифмы изменен текст: "как просто держится она / беспечной прелестью мила").

Гремины по выходу на сцену не подходят к Онегиным, и фраза Татьяны "скажите, кто это там с мужем?" звучит странно - Гремин - только выйдя из-за кулис одиноко стоит почти у задника, а Онегин - примерно на середине сцены, и тоже один, а вовсе не "с мужем", отделенный от него цепочкой хоровых.

В качестве невеселого курьеза - оба спектакля были отмечены киксом валторны на самом тихом и слёзном фрагменте "Сцены письма" (со слов "Кто ты, мой ангел ли хранитель...") чуть в разных местах, но оба раза отчетливо и вызывающе вульгарно - как серпом по ушам. Уверен, с хозяином валторны проведена разъяснительная работа с дополнительными уроками продувки мундштука.

Так закончился сезон 2012-2013. Но, благодаря Мариинскому театру и "Новой опере" скучать придется меньше двух недель - 21 августа московский оперный сезон будет открыт, и это будет вновь "Евгений Онегин", но уже "академичное попурри" в "Новой опере", упоминавшееся в самом начале этой нетленки. Сезон закончился - да здравствует новый сезон!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #6 : Июль 28, 2013, 04:05:40 »
Да, я тоже, конечно, был на спектакле, закрывающем сезон 26 июля. Как я мог пропустить? Отвечая на вопро уважаемого Вольфрама, хочу сказать, что в Стасике купюр несравненно меньше, чем в Новой опере, где «Онегин» вообще идет в редакции Колобова, а там, к сожалению, не только купюры, но и переделки. Мариинский спектакль я не слышал. А вот в Москве полностью, без единой купюры мы слышали «Онегина» в прошлом году в КЗЧ, когда им дирижировал Михаил Плетнев.
Но вернемся к вчерашнему спектаклю в МАМТ СНД. Сразу хочу сказать, что самым сильным впечатлением стало исполнение Дмитрием Ульяновым партии Гремина. Удивительно здорово она прозвучала. Причем, если первая часть была исполнена просто прекрасно, то, вторая. Как мне показалось, вообще феноменально. И дело не только в очень качественном звуке, хотя на этот раз, кажется, и здесь не к чему было придраться: голос большого объема звучал ровно и красиво во всём диапазоне, переливаясь всеми обертонами. Но главное, это была очень зрелая и продуманная трактовка. Фразировка, акценты – все было на высоте. А от второй части арии, исполненной на чудесном пиано, у всех в зале просто замерло сердце. Пожалуй, это – самое сильное исполнение у Ульянова. Брависсимо!
Как всегда, сильное впечатление произвело на меня и выступление Натальи Петрожицкой – моей любимой Татьяны. Мне кажется, что ее голос идеально подходит для исполнения этой партии, а пение обладает той четкостью и внятностью, которые здесь как раз и требуются. К тому же, Петрожицкая всегда очень хорошо играет, с большой эмоциональной отдачей. Как я и предполагал, с каждым спектаклем она вносит в образ что-то новое, поэтому смотреть и слушать очень интересно. Вот и вчера всё было по-новому, я другой и Татьяна у нее другая. Мне, например,  показалось, что сцену письма она спела в более мягком ключе, чем в прошлый раз. И заключительный дуэт с Онегиным она спела более акварельно, не так отчаянно, как в прошлый раз, мне еще показалось, что она, возможно, подустала к концу, причем речь идет не столько о физической, а скорее об эмоциональной усталости. Которая, впрочем, как раз прекрасно вписалась в роль. Так же, как и то, что Петрожицкая немного нервничала. Наверное, усталость за долгий сезон накопилась, ведь сколько замечательных выступлений этой певицы мы слышали! А в этот раз я обратил внимание, как тепло Татьяна к своей сестре Ольге относится в первой сцене, и потом, когда Ольга прибегает в подвенечном платье. Правда, это отношение имеет привкус какой-то трагической предопределенности, как будто Татьяна предчувствует что-то заранее, по-моему, она из-за этого с самого начала относится к будущему мужу Ольги крайне сдержанно, словно опасность чувствует. Во всяком случае, мне так показалось.
 Теперь об очаровательной Ольге. Еще одним событием для меня стало выступление в этой партии Елены Максимовой, я ее впервые в этой роли видел. Прежде всего, хочу отметить очень добротное и внятное исполнение сложной арии. Затем хочу сказать, что Максимова очень хорошо играет Ольгу: я даже не ожидал, что у нее так замечательно сделана эта роль! Я на нее просто любовался: такой образ получился – живой, очень симпатичный и трогательный. До сих пор перед глазами стоит картина, как она крутит в руках многострадальный зонтик и подпрыгивает от нетерпения. И оба сценических дуэта у нее прекрасно сложились: и с Татьяной, и с Ленским. Что касается вокала, то ария, как я уже говорил, явно удалась. А потом были небольшие шероховатости, две-три хриплинки в сцене с Ленским на балу. Но они общего очень хорошего впечатления не испортили.
Нажмиддин Мавлянов вчера спел партию Ленского в третий раз. По-моему, в этот вечер она ему немного тяжелее далась, чем два предыдущих раза, но уровень исполнения все равно был очень высоким, как с точки зрения вокала, так и с точки зрения актерской игры. Более подробно я напишу в его теме.
Вчера все второстепенные персонажи были в ударе. Особенно хочу отметить просто эталонное исполнение роли Зарецкого Романом Улыбиным. Прекрасный певец и актер, накануне исполнивший, кстати, партию Гремина, за один день поменял всё: голос, манеру и, кажется, даже вообще всю свою суть. Эти по-военному отрывистые фразы, жесты, облик… Я лучшего Зарецкого просто не видел. Идеальное попадание в образ! Ирина Ващенко прекрасно играет и поет Ларину. А Элла Фейгинова мне вчера очень понравилась в партии Филиппьевны. Все было у нее четко, ясно и внятно. На этот раз хорош был и Чингис Аюшеев в небольшой партии Трике.
Теперь о грустном. Ну что же у нас с Онегиным-то получается? Опять Дмитрий Зуев на фоне прекрасного пластического решения роли не может прилично ее озвучить. И даже такое впечатление, что не столько не может, сколько не хочет. Потому что ему абсолютно всё равно, услышат его зрители или нет, и что они подумают. До лампочки ему. По барабану. Совершенно фиолетово, как говорит нынешняя молодежь. Ну, нельзя же петь так вяло и везде одинаково, с равнодушием, плавно переходящим в отвращение! Это же Онегин! Из-за этого даже какой-то манерный призвук в голосе появляется, а ведь голос-то неплохой, можно сделать конфетку из партии, несмотря на кое-какие вокальные проблемы. А то совершенно деревянный звук получается, вообще лишенный какой-либо эмоциональной составляющей. Нельзя же так! Нет, ноты спеты, ничего не говорю. Вопрос только как. Совершенно бездушно и формально.
Второго Онегина я тоже слышал в этом году два раза. Там проблема в звуке, которого заметно не хватает, и который жидкого тембра. Павлов старается петь выразительно, но старания здесь мало. В общем, считаю, что в Стасике явная проблема с исполнителями партии Онегина. Честное слово, Батуркин споет лучше, нужно только дурацкие предрассудки отбросить. Все-таки в опере главное – голос. Ну, это я уже в сердцах. Хочется все-таки в этой партии нормальный голос-то услышать.
Не хочется заканчивать рассказ о последнем спектакле на такой неприятной ноте. Поэтому хочу сказать несколько добрых слов о дирижере Коробове. Мне очень понравилось, как он провел этот спектакль. Я даже не ожидал. Очень музыкально, чутко к певцам и достаточно тонко. Ну, иногда только гремел чуть-чуть. А еще мне паузы очень понравились: перед «Прелестно здесь…» и генеральные паузы сразу после сцены дуэли и перед «Позор, тоска, о, жалкий жребий мой!». Последняя пауза показалась особенно выразительной. Спасибо!
Я от всего сердца благодарю не только всех участников спектакля, но и всех артистов театра Станиславского, поздравляю их с окончанием трудного, но интересного сезона и желаю хорошо отдохнуть и набраться сил для новых творческих свершений! Мы немного отдохнем друг от друга, а потом все будет, как раньше.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #7 : Июль 28, 2013, 11:32:14 »
Жаль, что на форуме не предусмотрена функция "Мне нравится". Я бы с удовольствием использовал ее по прочтении некоторых рецензий. ))
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

nnygra

  • Гость
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #8 : Июль 28, 2013, 12:06:30 »
Я бы тоже!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #9 : Июль 28, 2013, 12:43:34 »
На Наталью Петрожицкую уже давно целенаправленно приходит "своя" публика, и вряд ли ошибусь, что главной героиней Натальи, снискавшей ей любовь слушателей, стала Татьяна, которую Наталья не только создала по индивидуальному лекалу, но и впела до ощущения полной отточенности даже в непростой по темпам постановке Феликса Коробова (чего стоят только его "резиновые" темпы в сцене письма).

Теперь о грустном. В "Богеме" 9 июля при очень достойном драматическом воплощении Мими Натальи Петрожицкой пела не всегда ритмично и с досадными огрехами - прежде всего это касалось странностей фразировки и непопадания в ноты в ключевых ариях. Я тогда расстроился, но не стал писать о спектакле - мало ли что бывает. Но Татьяна 26 июля у Натальи уже откровенно не получилось, причем, с теми же "симптомами". На этих спектаклях сложилось впечатление, что Наталья давно не репетировала, а теперь вышла и спела "что  помнила и как смогла". Сначала Наталья вчистую заглушила "массой" остальных участников открывающего спектакль квартета. Но партию обычно оценивают по "сцене письма" - и я не буду оригинальничать. В начале "сцены письма" были проблемы с кантиленой - фрагмент "Пускай погибну я..." фактически не пелся, а проговаривался, и грубые уходы в речевую позицию были и дальше (особенно зацепило ухо на словах "в глуши забытого селенья..." и "в прозрачной темноте мелькнув..."). В "нет, никому на свете..." у Натальи что-то случилось с голосом, несколько фраз скомкались настолько, что стало страшно за продолжение. Вся сцена письма была отмечена непопаданиями в ноты и видимыми усилиями дирижера по компенсации исполнительских вольностей певицы (вообще Феликс Павлович именно Наталью терпеливо и внимательно "вёл" весь спектакль).

Когда речь идет об исполнительнице, к которой отношусь с симпатией, хочется хоть немного избавиться от оценочных суждений, что в меру невеликих музыкальных познаний я стараюсь делать, прибегая к партитуре. Вот пример знакомого  фрагмента, прозвучавшего настолько вольно на слух, что я решил проверить по партитуре:



Здесь в кульминации "-бовь" нота была передержана минимум вдвое - оркестр на ней давно затих, импровизированная фермата (фермата есть во фразе, но не здесь) повисла в воздухе вместе с дирижерской палочкой, и музыка остановилась  - фол исполнителю. Затем, перед "-ю" случилось не предписанное композитором какое-то отчаянное диминуэндо до не предписанного композитором пиано, на котором был пропет остаток фразы - ну, это уже мелочь, как и то, что ферматы в конце не было (тут уже точно на усмотрение исполнителя). В дуэте с няней также было отмечено несвоевременное вступление Татьяны, в результате дуэт некоторое время исполнялся в диссонансе с оркестром. На фоне письма в финальном дуэте Наталья прозвучала прилично.

Все это многословие отнюдь не к тому, чтобы "закопать" певицу. Я не случайно начал со слов о ее удачах и "своей" публике. При высокой планке, которую Наталья Петрожицкая поставила себе своим же трудом - спрос тоже высокий. И хочется, чтобы к следующему сезону Наталья собралась и научилась справляться с причинами, приводящими к таким неудачам, раньше, чем подобные заметки начнут писать профессиональные критики на специализированных ресурсах, а не простые любители оперы с форумов, каковым является автор этих строк.
Я знаю, что такое "сцена письма не пелась, а проговаривалась", к сожалению, мне такие интертрепации доводилось слышать. И у прекрасной Петрожицкой ничего подобного не было. Возможно, начало письма и прозвучало чуть слабее, но певица по-настоящему очаровала меня своим пением и голосом (что, вообще, всегда ценно, как и любые искренние эмоции) ещё до письма. Я не исключаю некоторых коротких "спадов" (в изумительном впечатлении от сцены письма как бы были небольшие очень короткие "провалы", которые я сначала на акустику списал, однако всё вокруг них показалось таким захватывающим, что они для меня не имеют никакого значения). И все пиано и диминуэндо (хотя не могу вспомнить конкретно этого случая), даже если не всегда были предписаны композитором, были очень красивы. И, насколько я понимаю, многие пев(и)цы вносят коррективы в музыку автора. Понятно, что когда пассажи бывают смазаны, то такое исполнение совершенно не хочется слушать, и это ещё мягко сказано, но если изменения были сделаны и спеты красиво, то тогда можно исполнителя не критиковать. Однако откровенные ошибки никогда не получаются красиво - уж таков мой слушательский опыт. И я не помню точно - может быть, указанная Вами ошибка и приходится как раз на один из замеченных мной коротких спадов. Но в целом всё получилось, на мой взгляд, замечательно - никогда ещё на моей памяти после письма слушатели так эмоционально не аплодировали. Вот поэтому я и не испытываю симпатий к профессиональным критикам, потому что им чужды искренние эмоции от пения и голосов, они только и горят желанием найти ошибки, преувеличить их, чтобы их статья была более "громкой", и они хотят, чтобы все одинаковые партии исполнялись "под одну гребёнку", понимание индивидуальности исполнителя им чуждо. Поэтому я не представляю, что бы делал оперный мир без чаще публикующих свои рассказы на форумах рецензентов, таких, как Александр. Кстати, какие купюры в постановке Стаса?

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #10 : Июль 28, 2013, 12:53:23 »
Я по впечатлениям пишу. А в музыкальных, нотных  тонкостях и деталях уважаемый buffone, наверное, разбирается лучше. И в купюрах, кстати, тоже. Только, на мой взгляд, иногда ноты - не главное. На вскидкку - хор крестьян из первого действия в Стасе точно купирован, но его почти везде купируют.
« Последнее редактирование: Июль 28, 2013, 13:04:15 от Schwarzenstein »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #11 : Июль 28, 2013, 14:17:47 »
Вольфрам, Ваша любовь к юным солисткам достойна искреннего восхищения. Нет, я честно - от чистого сердца. То есть как мужчина я Вас хорошо понимаю. И как оперный маньяк - тоже понимаю.

Истинный (в моем понимании) любитель оперы определяется прежде всего по любви к певцам. Я, как минимум, с уважением, а как правило, с любовью отношусь к певцам (особенно к талантам и труженикам), стараюсь сглаживать "мелкие неровности", не обращать внимание на явно случайные, разовые ошибки (про оговорку Мавлянова вот не стал бы писать, если бы в его теме вопрос не подняли). Но если видна негативная тенденция - конструктивная и мягкая (для артистов, я убежден, это - главное) "критика из зала" - необходима.

То, что один человек обвиняет меня в восторженности, а Вы - в намеренном сгущении красок (на солистке того же театра - здесь эксперимент чистый), говорит, что я примерно держусь середины - значит, все правильно делаю:)

Я не могу (по правовым и, главное - этическим соображениям) поделиться с Вами своей "кухней", но, поверьте: у меня есть твердая доказательная база на каждое слово, которое я написал. Повторюсь: мне хотелось бы по возможности чаще уходить от оценочных суждений "нравится - не нравится", "видно - не видно", "баран - не баран", оперируя более материальными аргументами. И я стараюсь двигаться в этом направлении.

Причем, я не отрицаю другие методы восприятия оперы, а их немало, где все мои аргументы не имеют веса, - "чтобы постановка была прикольной", "чтобы солисты были красивые", "чтобы мелодии были знакомы", "чтобы приглашенная девушка повелась" и самый популярный - "чтобы просто нравилось". Пишу свои впечатления не гордо и безответно капая на мозги с трибуны сми, а высказываюсь на форуме среди равных по правам слова, поскольку мне интересны их (Ваше, Александра,..) мнения больше, чем мое собственное - такой обмен обогащает восприятие.

Но это история про меня. А Ваша внутренняя реакция на то, что я пишу - вопрос Вашего доверия, на которое я не могу и не собираюсь влиять, как и на Ваше по-человечески пристрастное восприятие юных певиц. Наталья действительно наваляла, и я позволил себе лишь вкратце (!) и весьма мягко указать на ошибки. Заметьте: я не стал оспаривать Ваше мнение (хотя оно расходится с услышанным мной) и вынуждать Вас к его защите. Примерно того же ожидаю от Вас. Прочитали, не согласились, пожали плечами - разошлись.

Для себя при оформлении впечатлений в письменный вид я все-таки стараюсь контролировать эмоции разумом, чтобы личные симпатии не напоминали известную Вам "клятву папатачи" - "di veder e non veder, di sentir e non sentir" ("смотреть - и не видеть, слушать - и не слышать").

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #12 : Июль 28, 2013, 15:05:47 »
Вольфрам, Ваша любовь к юным солисткам достойна искреннего восхищения. Нет, я честно - от чистого сердца. То есть как мужчина я Вас хорошо понимаю. И как оперный маньяк - тоже понимаю.
Сколько я могу повторять, что внешность и молодость не имеет первостепенного значения для моего впечатления от певиц? Впечатляюще споёт - прекрасно, и внешность тогда будет дополнительным "бонусом", а при не очень эффектной внешности всё равно положительные её черты в моём сознании возобладают над отрицательными, не впечатлит пением - и никакая внешность не спасёт и будет совершенно не нужна и даже не заметна. Другое дело, что молодые пев(и)цы обычно всегда стараются и работают над своим вокалом (о чём и Вы говорили), с какого-то момента начиная меньше следить за своим вокалом, кроме того, через много лет возраст уже начинает сказываться на голосе (для участников прошедших спектаклей всё это ещё долго будет не актуально). Наоборот, если говорить о действительно юных певицах, пока голос ещё не очень отточен, они не могут меня восхитить по-настоящему - о каком пристрастном отношении к ним может идти речь? Но я с огромным интересом хожу в Консерваторию (когда есть возможность) и стараюсь узнать больше перспективных певцов и певиц, потому что многие из них либо обязательно ещё прибавят, либо уже прибавили настолько, что ими уже можно восхищаться. Да, я тоже отношусь к певцам и певицам с искренней любовью, если только они меня не разочаровывают. И я тоже не задаюсь целью спорить, просто хочу озвучить в письменном виде свои впечатления.
« Последнее редактирование: Июль 28, 2013, 20:53:45 от Вольфрам »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #13 : Июль 28, 2013, 16:25:49 »
Уважаемый buffone!
Не могли бы Вы все же перечислить имеющиеся в спектакле МАМТ СНД купюры? Я думаю, это будет интересно не только мне и Вольфраму. У меня такое впечатление, что в спектакле, который долгие годы шел на сцене Стасика до этого и был поставлен самим Станиславским, купюры были точно такие же. Возможно, я ошибаюсь. Так сказать, аберрация памяти... Но мне надо достаточно долго искать, а Вы, наверное, их наизусть, как всегда, знаете... :)

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #14 : Июль 28, 2013, 18:22:13 »
На память я обычно не полагаюсь - хорошо знаком с работой той самой "ложной памяти", когда человек себя подсознательно убеждает, что видел или слышал то, чего не было - особенно когда прошло время. Поэтому стараюсь освежить память фактическим материалом. По моим ощущениям, в Станиславского купировано совсем чуть:

1. После закулисного хора "Болят мои скоры ноженьки" (это народная песня) являются крестьяне: "Здравствуй, матушка-барыня!" Ларина просит спеть что-то повеселее - звучит еще одна народная песня - развернутый хор "Уж как по мосту-мосточку" (с гениальным припевом "вайну-вайну-вайну":) На этом купюра заканчивается, вступает Татьяна ("Как я люблю под звуки...") а Ольга в коротком речитативе перед арией отплясывает "Уж как по мосту-мосточку" - в полном варианте понятно откуда у нее взялся этот танец. В "Новой опере" Ольга не приплясывает - после "когда я пенье слышу" следует начало арии.

2. После "Нет, няня, я здорова" купюра - Ларина благодарит крестьян и посылает их к флигелю, а Филиппьевне наказывает выдать крестьянам вина.

Эпизоды могут быть важны по двум причинам:
- реализация бродивших тогда "народных" идей (обязательно показать простой народ и включить в оперу народную музыку)
- образ Лариной - доброй помещицы-матушки

Точнее скажут люди с образованием, но по-моему, купюра хора сделана, чтобы не перегружать и без того длинную экспозицию, одновременно избежав "провисания" действия на входе-выходе массовки (первую песню хор поет за сценой по замыслу автора). Образ Лариной второстепенный, и чтобы сконцентрировать зрителя на главных героях купировано развитие характера Лариной.

Больше купюр не заметил. Иногда мне кажется, что где-то выброшены паузы между музыкальными фразами, но здесь я могу стать жертвой необычных темпов.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #15 : Июль 28, 2013, 18:28:10 »
На память я обычно не полагаюсь - хорошо знаком с работой той самой "ложной памяти", когда человек себя подсознательно убеждает, что видел или слышал то, чего не было - особенно когда прошло время. Поэтому стараюсь освежить память фактическим материалом. По моим ощущениям, в Станиславского купировано совсем чуть:

1. После закулисного хора "Болят мои скоры ноженьки" (это народная песня) являются крестьяне: "Здравствуй, матушка-барыня!" Ларина просит спеть что-то повеселее - звучит еще одна народная песня - развернутый хор "Уж как по мосту-мосточку" (с гениальным припевом "вайну-вайну-вайну":) На этом купюра заканчивается, вступает Татьяна ("Как я люблю под звуки...") а Ольга в коротком речитативе перед арией отплясывает "Уж как по мосту-мосточку" - в полном варианте понятно откуда у нее взялся этот танец. В "Новой опере" Ольга не приплясывает - после "когда я пенье слышу" следует начало арии.

2. После "Нет, няня, я здорова" купюра - Ларина благодарит крестьян и посылает их к флигелю, а Филиппьевне наказывает выдать крестьянам вина.

Эпизоды могут быть важны по двум причинам:
- реализация бродивших тогда "народных" идей (обязательно показать простой народ и включить в оперу народную музыку)
- образ Лариной - доброй помещицы-матушки

Точнее скажут люди с образованием, но по-моему, купюра хора сделана, чтобы не перегружать и без того длинную экспозицию - народ оставлен за сценой. Образ Лариной второстепенный, и чтобы сконцентрировать зрителя на главных героях купировано развитие характера Лариной.

Больше купюр не заметил. Иногда мне кажется, что где-то выброшены паузы между музыкальными фразами, но здесь я могу стать жертвой необычных темпов.
О, спасибо большое! Да, я так и думал!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #16 : Июль 28, 2013, 18:33:21 »
Интересно было бы послушать образованных людей. Эту оперу купировала цензура на этапе постановки. Эту оперу купировал Станиславский. Сейчас порылся в интернете - не нашел сведений, а ведь правда интересно.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #17 : Июль 28, 2013, 18:41:05 »
На память я обычно не полагаюсь - хорошо знаком с работой той самой "ложной памяти", когда человек себя подсознательно убеждает, что видел или слышал то, чего не было - особенно когда прошло время. Поэтому стараюсь освежить память фактическим материалом. По моим ощущениям, в Станиславского купировано совсем чуть:

1. После закулисного хора "Болят мои скоры ноженьки" (это народная песня) являются крестьяне: "Здравствуй, матушка-барыня!" Ларина просит спеть что-то повеселее - звучит еще одна народная песня - развернутый хор "Уж как по мосту-мосточку" (с гениальным припевом "вайну-вайну-вайну":) На этом купюра заканчивается, вступает Татьяна ("Как я люблю под звуки...") а Ольга в коротком речитативе перед арией отплясывает "Уж как по мосту-мосточку" - в полном варианте понятно откуда у нее взялся этот танец. В "Новой опере" Ольга не приплясывает - после "когда я пенье слышу" следует начало арии.

2. После "Нет, няня, я здорова" купюра - Ларина благодарит крестьян и посылает их к флигелю, а Филиппьевне наказывает выдать крестьянам вина.

Эпизоды могут быть важны по двум причинам:
- реализация бродивших тогда "народных" идей (обязательно показать простой народ и включить в оперу народную музыку)
- образ Лариной - доброй помещицы-матушки

Точнее скажут люди с образованием, но по-моему, купюра хора сделана, чтобы не перегружать и без того длинную экспозицию, одновременно избежав "провисания" действия на входе-выходе массовки (первую песню хор поет за сценой по замыслу автора). Образ Лариной второстепенный, и чтобы сконцентрировать зрителя на главных героях купировано развитие характера Лариной.

Больше купюр не заметил. Иногда мне кажется, что где-то выброшены паузы между музыкальными фразами, но здесь я могу стать жертвой необычных темпов.
Нашёл эти отрывки в полном либретто.
(1):
2. Хор и пляска крестьян.

Вдали слышится крестьянская песня.

ЗАПЕВАЛА (за сценой).
Болят мои скоры ноженьки
Со походушки.

КРЕСТЬЯНЕ (за сценой).
Скоры ноженьки со походушки.

ЗАПЕВАЛА.
Болят мои белы рученьки
Со работушки.

КРЕСТЬЯНЕ
Белы рученьки со работушки.
Щемит мое ретивое сердце
Со заботушки.
Не знаю, как быть,
Как любезного забыть!
Болят мои скоры ноженьки...
Со походушки.
Болят мои белы рученьки
Со работушки,
Белы рученьки со работушки.

Входят крестьяне со снопом.

Здравствуй, матушка-барыня!
Здравствуй, наша кормилица!
Вот мы пришли к твоей милости,
Сноп принесли разукрашенный!
С жатвой покончили мы!

ЛАРИНА.
Что ж, и прекрасно! Веселитесь!
Я рада вам. Пропойте что-нибудь повеселей!

КРЕСТЬЯНЕ.
Извольте, матушка, потешим барыню!

Ну, девки, в круг сходитесь!
Ну, что ж вы? становитесь, становитесь!

Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга.

Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
По калиновым досочкам,
Тут и шел-прошел детина,
Словно ягода-малина,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Словно ягода-малина.
На плече несет дубинку,
Под полой несет волынку,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Под полой несет волынку,
Под другой несет гудочек.
Догадайся, мил-дружочек,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Догадайся, мил дружочек.
Солнце село, ты не спишь ли!
Либо выйди, либо вышли,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Либо выйди, либо вышли,
Либо Сашу, либо Машу,
Либо душечку-Парашу,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
Либо душечку-Парашу,
Либо Сашу, либо Машу,
Либо душечку-Парашу,
Парашенька выходила,
С милым речи говорила:
Вайну, вайну, вайну, вайну,
С милым речи говорила:
"Не бессудь-ка, мой дружочек,
В чем ходила, в том и вышла,
В худенькой во рубашонке,
Во короткой понижонке,
Вайну, вайну, вайну, вайну,
В худенькой во рубашонке,
Во короткой понижонке!
Вайну!
В "Новой" и Стасе исполняются только первые несколько строчек за сценой. А как в Большом? А как в Мариинке? Может, buffone, Вы знаете, Вы же там почти завсегдатай, насколько я понимаю. Или, может быть, питерские участники форума знают?
(2)
ТАТЬЯНА. Нет, няня, - я здорова.

ЛАРИНА (крестьянам).
Ну, милые, спасибо вам за песни!
Ступайте к флигелю! (Няне.) Филипьевна,
А ты вели им дать вина.
Прощайте, други!

КРЕСТЬЯНЕ. Прощайте, матушка!

Крестьяне уходят. Няня тоже уходит вслед за ними. Татьяна садится на ступеньки террасы и углубляется в книгу.
ОЛЬГА. Мамаша, посмотрите-ка на Таню!
И ещё, кстати, согласно либретто, "Слыхали ль вы" Татьяна и Ольга должны петь за сценой. А на сцене только Ларина и няня, а Татьяну и Ольгу не видно до (см. в (1)).

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #18 : Июль 28, 2013, 18:49:30 »
Первая купюра неверно отмечена - "Болят рученьки-ноженьки" присутствует во всех постановках (В "Новой опере" красиво исполняется откуда-то сзади-сверху). Купюра начинается со слов "входят крестьяне со снопом"

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #19 : Июль 28, 2013, 18:54:38 »
Первая купюра неверно отмечена - "Болят рученьки-ноженьки" присутствует во всех постановках (В "Новой опере" красиво исполняется откуда-то сзади-сверху). Купюра начинается со слов "входят крестьяне со снопом"
Да, я же потом пишу: "В "Новой" и Стасе исполняются только первые несколько строчек за сценой", так что там отмечена не только купюра. Поют у входа в зал в "Новой", видимо, за последними рядами партера. Хотелось бы ещё узнать набор купюр в Большом и в Мариинке. Кстати, "Онегин" ещё и в Геликоне идёт, в котором я был всего лишь единожды.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #20 : Июль 28, 2013, 19:12:35 »
И ещё, кстати, согласно либретто, "Слыхали ль вы" Татьяна и Ольга должны петь за сценой. А на сцене только Ларина и няня, а Татьяну и Ольгу не видно до (см. в (1)).

В Мариинке я не был на "Онегине" - мне его в Москве хватает:) А в Мариинке посещаю то, чего в Москве нет - "Князь Игорь", "Руслан и Людмила",..

В записи 1983 года (Новикова, Лейферкус, Марусин) тогдашней постановки (1982 года) все канонично, кроме варенья (к слову это такой же мем, как "малиновый берет"). И без купюр в хоре. Сейчас в афише - та же постановка, но на примере "КИ" я убедился, что по факту спектакль может отличаться от того, что было раньше (купюры, перестановки действий).

Как в Большом - думаю, нет смысла обсуждать аутентичность - там даже дуэли нет, а Ларина - вульгарная пьянчужка...

Кстати, "Онегин" ещё и в Геликоне идёт, в котором я был всего лишь единожды.

Да, я поэтому в начале рассказа говорил о четырех московских постановках. Но в "Геликоне" все на любителя - и голоса, и, особенно, постановки. Онегин там, говорят, раньше был вполне приличный, а сейчас то ли его тихонько модифицировали, то ли спектакль разболтался, но почитать о результате можно здесь.

О! Там в комментах есть "Письмо" в исполнении ведущей солистки Геликона Елены Семеновой - можно понять что за постановка:

http://youtu.be/DZj1WWI44eY

(год назад, когда Хибла простыла на "Подмосковных вечерах", я слышал по замене в МАМТе Елену Виолеттой. Она произвела сильное впечатление - очень музыкальна и удивительно красивый тембр - здесь это слышно, хотя исполнение, говоря мягко, небезупречно)

--------------------

Что касается авторских ремарок, то их, конечно, интересно почитать - уверен, все ни в одной постановке не соблюли. Например, "девицы-красавицы":



вот так - не просто "густые кусты", а "сирени и акации" - радость сценографа:) И девушки должны мелькать.
« Последнее редактирование: Июль 28, 2013, 19:52:56 от buffone »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #21 : Июль 28, 2013, 22:24:18 »
На память о последнем спектакле сезона.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/602762/

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #22 : Июль 28, 2013, 22:58:53 »
Хотелось бы ещё узнать набор купюр в Большом и в Мариинке. Кстати, "Онегин" ещё и в Геликоне идёт, в котором я был всего лишь единожды.
Я проверил: в Большом есть только вторая маленькая купюра.  А первая большая раскрыта: хор весь на месте. Но там, насколько я помню, по ходу спектакля заменены некоторые слова... Помнится, я подпрыгивал в кресле. :)

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #23 : Июль 28, 2013, 23:27:40 »
Хотелось бы ещё узнать набор купюр в Большом и в Мариинке. Кстати, "Онегин" ещё и в Геликоне идёт, в котором я был всего лишь единожды.
Я проверил: в Большом есть только вторая маленькая купюра.  А первая большая раскрыта: хор весь на месте. Но там, насколько я помню, по ходу спектакля заменены некоторые слова... Помнится, я подпрыгивал в кресле. :)
Приведите, пожалуйста, примеры. Хочется понимать, насколько в самом известном театре страны искажено либретто величайшей написанной в этой стране оперы.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Евгений Онегин" в МАМТ СНД
« Ответ #24 : Июль 28, 2013, 23:59:55 »
Самое запоминающееся: вместо "теперь сходитесь" Зарецкий поет "теперь входите", и все гости входят в комнату, где  Ленский собрался стреляться с Онегиным.  Но Онегин стреляться вообще не собирается, а на Ленского все изначально смотрят, как на идиота. В результате он погибает от шальной пули. Так что здесь речь не столько об искажении текста, а вообще об искажении всего смысла... Не в словах тут дело.
« Последнее редактирование: Июль 29, 2013, 23:41:51 от Schwarzenstein »