Автор Тема: Микаэл Таривердиев (1931-1996, Тифлис-Сочи), композитор  (Прочитано 15079 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sergey

  • Гость
Дискуссия о заимствованиях наводит на одну практическую мысль.
Заимствование может быть непреднамеренным, сам автор может не догадываться о наличии заимствования.
Может быть и случайное совпадение.
А этого нельзя допустить в случае наделения произведения официальными функциями.

Вот именно. Из-за этого наш фильм "Семнадцать мгновений весны" не смогли без скандала отдать в зарубежный прокат:

Mireille Mathieu - "Une histoire d'amour" ("История любви", комп. М.Легран)
http://www.youtube.com/watch?v=1NXa5NvWHsQ

"Я прошу, хоть ненадолго", муз. М.Таривердиева
http://www.youtube.com/watch?v=howt8gN1ieI
Скандал был совсем другим. И не с Леграном, а Френсисом Леем. Помню эту историю еще с тех лет. Вот как она описана в разделе "Скандалы советской эпохи" в одной из интернет- библиотек, см. http://www.xliby.ru/istorija/skandaly_sovetskoi_yepohi/p30.php
Цитировать
с именем Таривердиева связан самый громкий скандал сериала. Он случился сразу после премьеры фильма во второй половине августа 73-го. В те дни страна все еще жила сериалом: центральные газеты публиковали восторженные заметки о фильме, на телевидение мешками приходили письма с просьбами повторить сериал заново. Авторы картины находились на седьмом небе от счастья, поскольку такого ошеломительного успеха не ожидал никто. И только одному из создателей ленты – Таривердиеву – в те дни было совсем не до веселья. Его обвинили ни много ни мало в плагиате. А началась эта история со следующего.

Как-то Таривердиев заехал по делам на Всесоюзное радио, а там ему говорят: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея с его фильма „История любви“ (оскароносный фильм вышел в 1970 году). «Что за бред?» – возмутился Таривердиев. «Бред не бред, но это – факт», – ответили ему.

Та же история произошла и на студии имени Горького, где снимался фильм. Туда позвонил некий гражданин, представился работником французского посольства и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» – плагиат музыки Лея. Эту информацию тут же донесли до Таривердиева. Тут уж ему стало совсем не по себе. Но окончательно его добил звонок из Союза композиторов: Таривердиева просили немедленнно приехать. Едва он переступил порог приемной председателя Союза, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей» (текст был написан по-французски, и тут же был приколот листочек с переводом).

Слухи об этой телеграмме мгновенно стали достоянием широкой общественности. Практически во всех творческих союзах столицы только и говорили об этом скандале. И хотя подавляющая часть людей была на стороне Таривердиева, считая его автором собственной гениальной музыки (с музыкой Лея там был похож только первый интервал, одна интонация в самом начале, но вся музыка не могла быть похожа, поскольку оба композитора работали над своими произведениями одновременно – в конце 60-х), однако зерна сомнений были уже посеяны. Что говорить, если даже друзья Таривердиева из издательства «Музыка» предложили опубликовать его ноты, но рядом поместить и ноты Лея, чтобы стало очевидно – музыка разная. То есть композитору предлагалось оправдываться в том, что он не вор. А тут еще ему во время гастролей косяком стали приходить записки с вопросами о том, правда ли, что советское правительство заплатило сто тысяч долларов штрафа за то, что он украл музыку у Лея? Короче, скандал достиг таких масштабов, что не замечать его стало уже просто невозможно. И Таривердиев решил лично разобраться в этом деле.

Первым делом композитор встретился с советником французского посольства в Москве по культуре и спросил его напрямик: звонили ли вы в Союз композиторов, на ТВ и радио, чтобы выразить свое возмущение от имени Лея. Советник ответил категорически: нет. «Господин Таривердиев, никто из посольства никуда не звонил, – уверял композитора француз. – Нам очень нравится ваша картина. Но если бы даже кому-то из нас, непрофессионалов, пришло в голову, что ваша музыка похожа на музыку Фрэнсиса Лея, неужели вы думаете, что французское посольство стало бы звонить на советское радио и телевидение? Да Бог с вами! Скажите лучше, как вам помочь?» – «Я хочу найти Лея, мне нужно, чтобы он прислал телеграмму в Союз композиторов», – ответил Таривердиев. «Нет проблем, – последовал ответ. – Приезжайте сегодня к нам в посольство в два часа».

Эта встреча происходила в ресторане Союза композиторов. После нее собеседники разошлись в разные стороны: француз отправился к себе в посольство, а композитор поехал домой. Однако примерно на полпути он внезапно заметил, что следом за ним следует «хвост» – черная «Волга». Ее принадлежность не оставляла сомнений – она была из КГБ. Видимо, чекисты были прекрасно осведомлены об этой встрече и с самого начала ее контролировали. Так Таривердиев невольно пошел по стопам Штирлица. Причем пошел далеко. Когда он приехал домой и оттуда решил позвонить своей жене Мире, он услышал, как в телефонной трубке раздался характерный щелчок – его подслушивали. И тогда он решил играть в открытую. Прямым текстом заявил: «Дорогая, ты все знаешь. Меня преследуют корреспонденты иностранных газет. Меня травят в Союзе композиторов, меня убивают на телевидении и радио. Я решил любой ценой пробиться в посольство Франции, меня ждут там в два часа. Я пойду до конца».

Прошло всего лишь двадцать минут после этого разговора, как в дверь композиторской квартиры позвонили. На пороге стояли двое молодых мужчин интеллигентного вида. Они показали Таривердиеву красные удостоверения с надписью «КГБ» и попросили разрешения войти. Один из из них сказал: «Вы поймите, мы в курсе дела, мы знаем, что с вами происходит. Мы не хотели вмешиваться. Но вы сейчас готовы сделать шаг, последствия которого должны понимать». Таривердиев ответил: «Я все понимаю. Но и вы меня поймите: мне надо что-то делать». Тогда ему предложили: «Вы хотите связаться с Леем? Мы попробуем вам помочь. Только не надо ездить в посольство, иначе этот факт будет отражен в вашем досье. А это для вас нежелательно». На том они и расстались.

Финальная точка в этом скандале была поставлена 30 октября, когда на имя Микаэла Таривердиева пришла телеграмма от Фрэнсиса Лея, в которой тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны». Лей сообщал, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал. Таким образом КГБ сдержал свое слово: по своим каналам связался с Леем и попросил «разрулить» ситуацию.

После этого друзья Таривердиева предложили ему распутать клубок до конца: выяснить, кто мог так зло над ним подшутить и отправить первую, липовую, телеграмму от имени Лея. Писатель Эдуард Хруцкий, у которого были большие связи в правоохранительных органах, взялся проводить композитора к самому начальнику МУРа Владимиру Корнееву. Тот с пониманием отнесся к просьбе гостей и выделил сотрудника, который должен был установить личность того, кто заварил всю эту кашу – состряпал липовую телеграмму от Лея. Но это оказалось делом трудным. Сыщик сумел только выяснить, как недоброжелатель отправил телеграмму: пришел на Центральный телеграф, взял международный бланк, напечатал текст на латинской пишущей машинке на простых листках бумаги, вырезал их, наклеил и принес в Союз композиторов.

Когда сыщик стал выяснять, кто получал телеграмму, кто за нее расписывался, как она оказалась на столе в иностранной комиссии, кто ее сразу перекинул главе Союза Тихону Хренникову, все разводили руками: мол, ничего не слышали, ничего не видели. Короче, личность шутника так и осталась невыясненной. Хотя в кулуарах Союза ходили слухи, что так мог пошутить большой любитель розыгрышей Никита Богословский. Но за руку его никто не ловил.

Что касается Микаэла Таривердиева, то он после этой истории прямых контактов с КГБ больше не имел – надобность не возникала. Но зато он имел от Конторы Глубокого Бурения бумажку из разряда тех, про которые в советские времена говорили: «Без бумажки ты какашка, а с бумажкой – человек». Эту индульгенцию – удостоверение в красной корочке – ему помог достать соавтор по «Мгновениям» писатель Юлиан Семенов (такими же он снабдил Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова). На удостоверении было написано: «Без права остановки». И стояла подпись: «Андропов». О силе сего документа говорит такой факт. Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади и, когда к нему вальяжной походкой подошел постовой, чтобы отобрать права, показал ему через окно это удостоверение. Как пишет сам композитор: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #1 : Апрель 17, 2013, 23:03:59 »
Скандал был совсем другим. И не с Леграном, а Френсисом Леем

Так автор не Легран, а Лей ?
Ща исправлю. Один чёрт, я всё равно не смотрю такие фильмы. Но тем не менее, абсолютно ясно, что Таривердиев стибрил мелодическую идею - это настолько очевидно, что бесполезно спорить об этом. Помню, над этим смеялись люди, далёкие от музыки и напевали при этом обе мелодии на слова друг друга.
Впрочем, это уже дела минувших дней, но факт любопытный. И Таривердиев не мог не знать эту мелодию, ему же как автору киномузыки по профессии положено. Это я её знал на французском языке в исполнении М.Матье в отрыве от оригинала, а профессионал уж точно знал, что и откуда.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #2 : Апрель 18, 2013, 18:08:18 »
Так автор не Легран, а Лей ?
Ща исправлю. Один чёрт, я всё равно не смотрю такие фильмы. Но тем не менее, абсолютно ясно, что Таривердиев стибрил мелодическую идею - это настолько очевидно, что бесполезно спорить об этом. Помню, над этим смеялись люди, далёкие от музыки и напевали при этом обе мелодии на слова друг друга.
Впрочем, это уже дела минувших дней, но факт любопытный. И Таривердиев не мог не знать эту мелодию, ему же как автору киномузыки по профессии положено...
Не знал Таривердиев мелодию Френсиса Лея поскольку написал свою мелодию еще до выхода французского фильма на экран. И музыка к этим фильмам писалась практически в одно и тоже время - в конце 60-х.

Ну а то, что в интеллигентской среде ходили такие разговоры - я помню. Как и помню, что над этими разговорами смеялся. Потому что это действительно разные мелодии.
А советско-антисоветскую мАсковскую интеллигенцию с её кухонными разговорами я презирал и тогда!
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2013, 15:23:51 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #3 : Апрель 18, 2013, 18:23:25 »
Не знал Таривердиев мелодию Френсиса Лея поскольку написал свою мелодию еще до выхода французского фильма на экран. И музыка к этим фильмам писалась практически в одно и тоже время - в конце 60-х

Фильм с музыкой Лея вышел в 1970 году, а с музыкой Таривердиева на несколько лет позже. Мелодия эта уже прогремела по всему миру. Цитата абсолютно явная, и это было всем ясно ещё ДО скандала: как только вышел фильм на СОВЕТСКИЕ экраны, на это сходство сразу обратили внимание абсолютно все.
Ну кроме вас, конечно. Жаль, что вы не заявили, что это Лей украл свою мелодию у Таривердиева.
И тематические ходы, и интервалы, и общие контуры мелодии, и проходящие тональности - абсолютно всё скопировано прямо в лоб. Я вообще уверен, что скандал в удобный момент устроили какие-то недруги композитора и, по совместительству, недруги нашей страны, ведь такой хороший и вполне очевидный повод.

Ну а то, интеллигентской среде ходили такие разговоры - я помню. Как и помню, что над этими разговорами смеялся. Потому что это действительно разные мелодии

До такой степени одна и та же мелодия, что это действительно смешно. К тому же это киномузыка, да и ностальгический окрас вполне очевиден.
Теперь вам осталось рассказать нам, что и тему прелюдии Шопена Скрябин не знал, что и тему этюда Шопена не знал Гречанинов, что Рахманинов не знал концерта Рубинштейна, Чайковский не знал его Баркаролы, да и вообще - всё это враки и никто ничего ни у кого не заимствовал.
Гнусные наветы врагов музыки, поэтому не нужно верить своим ушам, а что касается нот, то не нужно верить своим глазам.
« Последнее редактирование: Апрель 18, 2013, 18:39:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #4 : Апрель 19, 2013, 15:01:39 »
Фильм с музыкой Лея вышел в 1970 году, а с музыкой Таривердиева на несколько лет позже.
Если точнее, то фильм "17 мгновений весны" был впервые показан по телевидению в 1973. Но вы не учитываете такой важный момент. Во-первых, первый фильм односерийный, а второй - из 12-ти серий. Понятно, что второй фильм делается дольше первого. К тому же, как хорошо известно, в Голливуде, и вообще на западе, фильмы снимаются намного быстрее, чем снимались в Советском Союзе. И хотя телефильмы в снимались быстрее, но тем не менее (источник тут) производство телефильма "17 мгновений весны" затянулось на срок более трёх лет. Существует даже легенда, что по этому поводу Андропов заметил Цвигуну (главному консультанту картины), что «Картина снимается дольше, чем война длилась!». А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев – съемки шли долго, а дети росли. И потом, после съемок, была еще затянувшаяся на несколько месяцев эпопея с приемкой этого фильма Андроповым (а без этого фильм не мог выйти). Отсюда следует, что работа на обоими фильмами (написание сценария) началась примерно в одно время - в 1969 г. А собственно съемки 17 мгновений начались в 1970 г. Причем, как рассказывает Лиознова (см. тут): "еще за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» мы всю картину расписали по кадрам". Известно также, что музыки к 17 мгновениям Таривердиев написал больше, чем вошло потом в фильм. В википедии указывается (см. тут), что для фильма композитором было написано 13 мелодий. И первоначально предполагалось, что песен в фильме будет 12, по числу серий, но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине». Мне вот странно, что в своем последнем интервью Лиознова этот факт отрицает, когда я сам прекрасно помню, как на радиостанции "Юность" прошла передача, где звучали еще одна или две песни (сколько точно - сейчас уже не вспомню), написанные к этому фильму, но в итоге в него не вошедшие. В той же передаче, помнится, звучали и "Мгновения" в исполнении Муслима Магомаева  - ему Лиознова тоже предлагала записать песни к фильму, но в итоге её выбор, как известно пал на Иосифа Кобзона.

И потом, вы еще не забудьте то обстоятельство, что это в США и на Западе фильм История любви" вышел в начале 1971 г., а на экранах СССР он появился только в 1972 г. - см. тут. Причем, как вы помните, тогда не существовало интернета и даже видеомагнитофонов еще не было, поэтому единственным способом посмотреть какой-либо фильм было - пойти в кинотеатр. А так вот запросто съездить в Америку или Европу, чтобы там увидеть этот фильм - такой возможности в те годы не было даже у Таривердиева.

P.S. И еще, хотя это уже и не совсем по теме. По настоящему известной (по крайней мере в Советском Союзе) песня Френсиса Лея к фильму "История любви" стала после того как её записал в своей аранжировке суперпопулярный тогда оркестр Поля Мориа. Фирма "Мелодия в 1974 г. даже издала большую пластинку, где в исполнении этого оркестра звучали  разные мелодии из кинофильмов, причем одна из них была мелодия из кинофильма "Доктор Живаго", причем на этикетке и конверте пластинки об этом не было даже упомянуто, а мелодия была названа как-то по другому.
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2013, 15:21:29 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #5 : Апрель 19, 2013, 15:21:43 »
Да, это всё интересно, но я прекрасно помню телепередачу, которую вёл сам Таривердиев и в которой он рассказывал, как досочинял музыку по ходу съёмок. Тем более, что фильм озвучивается по окончании, а не в процессе, так что времени украсть мелодию у него было предостаточно :))
Кроме того, вы недооцениваете возможности тогдашнего обмена по профессиональным и личным каналам: киношники имели возможность увидеть ключевые западные фильмы задолго до того, как их показывали на массовых экранах СССР, а некоторые картины нам и вовсе не показывали, так что я продолжаю настаивать на факте вполне очевидного заимствования, тем более, что сегодня проверить, что в каком году сочинялось, уже невозможно. Вот если бы вы привели ссылку на фонограмму песни Таривердиева, датированную числом более РАННИМ, чем выход в Америке фильма "История любви", то тогда я вам поверил бы :)) Но я думаю, что этого и быть не могло, т.к. песня явно вдохновлена музыкой американского фильма, которая моментально стала хитом и разнеслась по всему миру по ТВ и по радио, и Таривердиев её услышал. И уж совсем убойно сходство в ФОРТЕПИАННОМ варианте, исполняемом самим Таривердиевым. Полагаю, что не песня, а именно фортепианная фантазия, звучащая в фильме, сильнее всего выдаёт факт заимствования, и если бы не ф-п, то, может, и скандала бы не было.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #6 : Апрель 19, 2013, 15:35:37 »
.... музыкой американского фильма, которая моментально стала хитом и разнеслась по всему миру по ТВ и по радио...
Интересно, сколько же вам лет и действительно ли вы жили в те годы или, по крайней мере, были взрослым? По какому радио, по какому ТВ разнеслась? О чем вы? В Советском Союзе в те годы можно было смотреть только передачи Центрального телеидения. Западные песни там звучали чрезвычайно редко - обычно под Пасху. Никаких спутниковых тарелок тогда существовало. А насчет радио я прекрасно помню, как до 1974 года беспощадно глушился Голос Америки и прочие забугорные голоса. Так что насчет моментальности распространения хитов - это явление не из того времени.

А насчет того, что киношники имели возможность увидеть фильмы задолго до их выхода в СССР - это конечно так. Но и в этом случае должно было пройти некоторое время, прежде чем копия фильма могла быть закуплена с тем, чтобы иметь возможность показать фильм где-нибудь в Доме кино. Знаю об этом не поныслышке, так как именно в то время имел возможность бывать там на таких просмотрах. Кстати, что касается Истории любви, то его путь к отеччественному зрителю можно сказать был предельно короткий: фильм был снят в 1970, а уже в 1972 г. вышел у нас - для тех лет это, можно сказать, почти рекорд.

Что до того, что фильм озвучивался по окончании съемок - так это всегда так. Синхронный звук практически никто не делает - разве что в качестве художественного приема. Поэтому чтобы актеры не говорили в процессе съемок, какие бы гениальные монологи не произносили - всё равно потом всё переозвучивается. Но это никак не значит, что музыка пишется после окончания съемок, хотя иногда бывает и так, что композитор пишет музыку к уже готовому и смонтированному фильму. Но не в данном случае.

А насчет "убойного сходства" - мне вот так не кажется. Там сходно только начало, начальные интонации.

Кстати. Вспомнил как в начале перестройки, году в 86-м - 87-м был популярен ансамбль под названием "Бим - Бом", который занимался как раз тем, что высмеивал сходство некоторых песен советских композиторов с западными хитами, якобы показывая, что все их известные песни - плагиат. Тогда уже начали в открытую поносить все советское. Помню там была и пародия на "Мгновение". Правда начиналась она с Лунной сонаты, а уж потом продолжалась Историей любви и Мгновениями.
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2013, 16:19:40 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #7 : Апрель 19, 2013, 16:04:39 »
А насчет радио я прекрасно помню, как до 1974 годы беспощадно глушился Голос Америки и прочие забугорные голоса. Так что насчет моментальности распространения хитов - это явление не из того времени

Причём тут "голос Америки" ??
Эта мелодия сразу по выходе фильма стала МИРОВЫМ хитом и звучала на самых разных иностранных каналах, а не только на русскоязычных. Помню, слушая иностранные каналы, у нас многие в те годы изучали иностранные языки на современном материале, а не по адаптированным рассказам о Ленине и социализме на английском. С чего вы взяли, что нужно было непременно слушать "Голос америки" ? Кстати, его прекрасно было слышно в те годы, и мы в нашей семье его слушали с той целью, чтобы узнать о судьбе уехавших артистов и спортсменов, потому что тут о них ни гугу не было. Под мелодию из этого фильма выступали фигуристы, которые всегда сразу подхватывали такие хиты - по-моему, спортивные пары выступали, а также гимнастки. Кстати, через трансляции выступлений фигуристов в те годы прорывались многие мелодии, у нас тут "не рекомендованные" к распространению, но, как говорится, из песни слова не выкинешь :)) Не могли же наши вожди показывать нам выступления иностранных спортсменов без музыки ?? :)) Наши-то всё под "Калинку" и т.п. выступали - для Запада.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2013, 00:21:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #8 : Апрель 19, 2013, 16:14:00 »
Причём тут "голос Америки" ??
Эта мелодия сразу по выходе фильма стала МИРОВЫМ хитом и звучала на самых разных иностранных каналах, а не только на русскоязычных. Помню, слушая иностранные каналы, у нас многие в те годы изучали иностранные языки на современном материале, а не по адаптированным рассказам о Ленине и социализме на английском. С чего вы взяли, что нужно было непременно слушать "Голос америки" ? Кстати, его прекрасно было слышно в те годы, и мы в нашей семье его слушали с той целью, чтобы узнать о судьбе уехавших артистов и спортсменов, потому что тут о них ни гугу не было...
Прекрасно слышно Голос Америки стало только после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки 1974 г., когда наши в обмен на признание всех послевоенных границ в Европе, в том числе и границ ГДР, обещали прекратить глушение западных радиоголосов и действительно прекратили, за одним исключением: Радио Свобода. До этого же вой глушилок на всех диапазонах был настолько велик, что не давал нормально слушать даже обычные, не русскоячзычные, западные станции. Я то это прерасно помню, поскольку в те годы учился в аспирантуре и жил в аспирантском общежитии, где из всех источников информации и музыки у меня был только один - транзисторный приемник "Океан-205" (кстати, я как раз об этом же недавно написал сообщение на форуме Классика, где в том числе привел фото этого приемника - см. здесь.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #9 : Апрель 19, 2013, 16:31:34 »
Причём тут "голос Америки" ??
Эта мелодия сразу по выходе фильма стала МИРОВЫМ хитом и звучала на самых разных иностранных каналах, а не только на русскоязычных. Помню, слушая иностранные каналы, у нас многие в те годы изучали иностранные языки на современном материале, а не по адаптированным рассказам о Ленине и социализме на английском. С чего вы взяли, что нужно было непременно слушать "Голос америки" ? Кстати, его прекрасно было слышно в те годы, и мы в нашей семье его слушали с той целью, чтобы узнать о судьбе уехавших артистов и спортсменов, потому что тут о них ни гугу не было...
Прекрасно слышно Голос Америки стало только после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки 1974 г., когда наши в обмен на признание всех послевоенных границ в Европе, в том числе и границ ГДР, обещали прератить и прекратили глушение западных радиоголосов и дейтсивтельно прекратили, за одним исключением: Радио Свобода. До этого же вой глушилок на всех диапазонах был настолько велик, что не давал нормально слушать даже обычные не русскоячзычные западные станции. Я то это прерасно помню, поскольку в те годы учился в аспирантуре и жил в аспирантском общежитии, где из всех источников информации и музыки у меня был только один - транзисторный приемник "Океан-205"

Я уже где-то рассказывал, что мы в те годы самым дивным образом ловили и "Голос Америки", и другие голоса на большом ламповом приёмнике во Владимирской области, куда выезжали летом в деревню. И вот ТАМ глушилки, которые действовали очень хорошо в городах, почти не ощущались, хотя волна плыла очень сильно, но не по воле Кремля, а сама по себе :))
А в городах - да, шумов заглушек было предостаточно до середины 80-х. Тогда Солж читал по разным "голосам" своё гнусное "Красное колесо", и вот его замазывали шумами густо!!!!!!!!!
Кроме того, в Прибалтике шумов почти не было, я там в советские годы бывал и могу свидетельствовать - можно было слушать и джаз в любых количествах, и любую западную музыку. И это мне ничуть не мешало придерживаться тех политических убеждений, которых я придерживаюсь и сегодня :)
Но вы любое обсуждение уводите в политическую плоскость :)))))))
Плагиат Таривердиева вполне очевиден, и проявился он не только в конкурах мелодии, но и в том, что я уже перечислил. Вы уж слишком многого хотите, если желаете, чтобы уворованная мелодия повторилась идеально. Это уж было бы и дураку ясно, что украдено. А Таривердиев заимствовал довольно тонко - прямого сходства, конечно, нет - ну не дурак же он ? - зато совершенно ясно, что вся интонационная структура, фактура и тональная последовательность именно оттуда, из "Истории любви".
И я повторяю, что зарубежный скандал был ПОСЛЕ того, как обыватели заметили это сходство, но в СССР над этим просто хихикали, а на Западе решили наехать всерьёз. Но у нас тут наезд никого не удивил, мы-то и без скандала знали, чья кошка мясо съела.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #10 : Апрель 20, 2013, 21:26:23 »
Из-за этого наш фильм "Семнадцать мгновений весны" не смогли без скандала отдать в зарубежный прокат:

Mireille Mathieu - "Une histoire d'amour" ("История любви", комп. Ф.Лей)
http://www.youtube.com/watch?v=1NXa5NvWHsQ

"Я прошу, хоть ненадолго", муз. М.Таривердиева
http://www.youtube.com/watch?v=howt8gN1ieI

Видимо, поэтому, к фильму "Тегеран-43" музыку взяли сразу французскую :))))
Азнавур пел.
Кстати, тоже похоже на лав стори... :)

http://www.youtube.com/watch?v=MY2Kl5bFx6c
Да, некоторые интонации похожи. Как и и в случае с мелодиями Лея и Таривердиева. Между прочим, авторами этой песни "Вечная любовь" (Une vie d'amour) согласно Вики являются Шарль Азнавур и Жорж Гарваренц - см. тут
..... я повторяю, что зарубежный скандал был ПОСЛЕ того, как обыватели заметили это сходство, но в СССР над этим просто хихикали, а на Западе решили наехать всерьёз...
Вам же уже объясняли, что не было никакого зарубежного скандала, а был чей-то дурацкий розыгрыш. Помню, как еще в те годы говорили, что его автором был Никита Богословский, известный как раз такими жестокими розыгрышами. А Таривердиеву как раз в 1975 г. была присуждена премия Американской академии музыки - см. его биографию в Вики.
« Последнее редактирование: Апрель 20, 2013, 21:42:46 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #11 : Апрель 20, 2013, 21:50:10 »
Вам же уже объясняли, что не было никакого зарубежного скандала, а был чей-то дурацкий розыгрыш. Помню, как еще в те годы говорили, что его автором был Никита Богословский, известный как раз такими жестокими розыгрышами. А Таривердиеву как раз в 1975 г. была присуждена премия Американской академии музыки - см. его биографию в Вики

Таривердиев - очень талантливый автор, один из моих любимых песенных композиторов. Но в данном случае он был неправ: недооценил последствия заимствования очень понравившейся ему чужой музыкальной темы.
И вообще, перестаньте засорять этот поток своими измышлениями: если хотите, можете завести отдельную тему и там всем доказывать то, что доказать невозможно.
Я ещё раз повторяю, что музыкальные темы практически идентичны по многим параметрам, и тот, кто утверждает, что "похож" только первый интервал, мягко говоря, нагло врёт, а глубо говоря, пудрит всем мозги, потому что ВСЯ ТОГДАШНЯЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ говорила о заимствовании, а отнюдь не один только Союз композиторов. Если уж обычные люди, а вовсе не музыканты, это заметили, то что уж говорить о розыгрышах.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2013, 00:35:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #12 : Апрель 21, 2013, 00:10:56 »
.....перестаньте засорять этот поток своими измышлениями...
Значит тот факт, что Таривердиеву в 1975 г, т. е. вскоре после выхода сериала "17 мгновений весны" была присуждена премия Американской академии музыки - это измышление. А вот ваше утверждение, что на Западе на него якобы "наехали всерьез", таковым не является.
Н-да... что тут сказать? Если присуждение премии Американской академии музыки называется "наехали", уверен - многие композиторы (и не только советские) не отказались бы, чтобы на них так "наехали"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #13 : Апрель 21, 2013, 00:28:17 »
Ну вот, я выделил разговор об этой песне в отдельный поток, можете его засорять :))

Значит тот факт, что Таривердиеву в 1975 г, т. е. вскоре после выхода сериала "17 мгновений весны" была присуждена премия Американской академии музыки - это измышление

Нет, измышление - это сказки о "похожести одного лишь первого интервала".
А всё остальное, можно подумать, "непохоже". Я уже запарился перечислять, но вы, видимо, такой же упёртый, как ваш любимец Пyтин. К тому же ещё и туги на ухо, если не слышите сходства, над которым смеялся весь СССР.
Что же те, кто обещал, так и не опубликовали рядышком две эти мелодии ? Быть может, потому, что тогда сходство уж слишком бы бросалось в глаза ? Особенно в фортепианном варианте - ну это вообще почти одно и то же.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #14 : Апрель 21, 2013, 04:00:51 »
....сказки о "похожести одного лишь первого интервала"...
Вообще-то фраза о первом интервале принадлежит не мне, она из цитаты, приведенной в моем сообщении, причем, как это я всегда и делаю, соответствующим образом оформленная с указанием источника.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Микаэл Таривердиев, композитор
« Ответ #15 : Январь 14, 2014, 01:30:45 »
Включил и заслушался:

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57439

М. Таривердиев. Концерт для скрипки с оркестром
 Концерт. Запись в КЗЧ, 2011 год.

Исполняет Государственный симфонический оркестр кинематографии.

Дирижер: Сергей Скрипка.

Солист: Гайк Казазян

-------------------------------------

Как это типично для Таривердиева, масса стилизаций, аллюзий, трудно выделить его собственную интонацию и мелодику, но я мало знаком с его неприкладным творчеством.
В целом, по-моему, свежо и интересно.
Запись должна быть здесь:

http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2014-01-14-01-10
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Таривердиев Микаэл — Концерт №1 для скрипки с оркестром (1982)
(1 часть - Allegro con moto; 2 часть (10.27) - Andante... Poco meno mosso; 3 часть (17.26) - Vivace)

Гайк Казазян (скрипка)
Российский Государственный симфонический оркестр Кинематографии - дирижёр Сергей Скрипка.
Запись 2011 года

http://classic-online.ru/ru/listen/65979
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
В 2011 году видел анонс этого концерта на телеканале "Культура" и в нем Гайк Казазян сказал, что музыка концерта очень сильная, но, к сожалению, мало исполняемая. Еще он отметил, что концерт очень неудобно написан для скрипача, из-за чего есть трудности.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Девять тысяч оживших партитур

Интервью с Сергеем Скрипкой

Сергею Скрипке исполнится 65 лет, Российскому государственному симфоническому оркестру кинематографии — 90
Руководитель Оркестра кинематографии Сергей Скрипка — единственный музыкант в России, который исполняет преимущественно современную музыку, поскольку в кино звучит именно она. А для кино писали, пожалуй, все без исключения нынешние российские композиторы и, конечно, их предшественники начиная со времён тапёров, сидящих за роялем перед немым экраном. Отечественная киномузыка прошла долгий путь, где было всё: яркий расцвет, появление великих шедевров, массовость и огромная любовь народа...

—...Можно ли сказать, что в лучших своих образцах киномузыка в чём-то подобна опере — с лейтмотивами главных героев, их отношений, например, темами «судьбы», «рока», когда все эти темы развиваются вместе с событиями фильма?... Скажем, «Семнадцать мгновений весны» Таривердиева?

— Согласен, согласен. Кстати, это парадоксальный случай. Лейтмотивы настолько яркие, что даже перетягивают на себя внимание зрителя, отвлекая от содержания. Эта музыка так любима народом, что при первых же звуках любой темы мы можем с закрытыми глазами определить тот момент действия, который она сопровождает. Сегодня невозможно себе представить другое музыкальное решение этого фильма.

Полностью читайте здесь http://belcanto.ru/14090301.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Белгороде прозвучала музыка Таривердиева

http://www.afishka31.ru/news/culture/3495.html

24 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер музыки Микаэла Таривердиева. В исполнении симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова, Алексея Людевига (альт) и солистов филармонии заслуженных артистов РФ Владимира Бойко и Нины Стрижовой звучала прекрасная музыка композитора и его современников.

Ноктюрн, Концерт для альта в романтическом стиле и киномузыка — сочинения, контрастные, полярные друг с другом — представили в этот вечер яркую картину творчества ещё недавно жившего среди нас Таривердиева.
Микаэл Таривердиев (1931–1996). Замечательный, удивительно чуткий композитор. Автор музыки к 132 кинофильмам, в том числе «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы». Именно киномузыка Таривердиева известна нам больше всего, есть в ней что-то необыкновенное, трогательное. Но Микаэл Леонович писал и другую музыку. Академическую. В его творческом багаже камерные вокальные циклы, инструментальные сочинения, четыре балета, четыре оперы, органная музыка.

24 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер музыки Микаэла Таривердиева
Но какое бы сочинение Таривердиева не исполнялось, в нём непременно можно найти внутренний голос композитора, воплотившийся в звуках и отражающий мироощущение мастера, его настроение, внутреннее состояние.

Яркость, неповторимость, новизна и характерность — качества, которые определяют музыку Таривердиева — развивались и крепли под руководством его учителя Арама Хачатуряна. Музыку Таривердиева, как и музыку его учителя, трудно не полюбить и не узнать с первых тактов. Её индивидуальность, неповторимость, характерная интонация рождает моментальные ассоциации с той или иной сценой в кино, с авторской мыслью.

В отличие от композиторов-авангардистов 20 века, стремившихся насытить музыку всевозможными математическими формулами и схемами, Таривердиев обращается к музыке, понятной слушателю. Он обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Его музыка наполнена красотой, современной мелодикой, свежестью чувства, романтикой, чем-то удивительно прекрасным, понятным и близким каждому из нас.

Алексей Людевиг в концерте Белгородской филармонии, посвящённом музыке Микаэла Таривердиева
Открывший программу вечера трехминутный Ноктюрн Таривердиева, в оригинале написанный для двух скрипок и фортепиано, в звучании струнной группы оркестра погрузил слушателя в сладкую негу, в сказку, которая, казалось, превратила грезы в реальность.

Но покой длился недолго. Его «нарушил» Концерт для альта и струнного оркестра в романтическом стиле. Концерт, написанный в последние годы жизни композитора специально по заказу для замечательного музыканта, альтиста Юрия Башмета, впитал в себя настроения и других сочинений последних лет Таривердиева (среди них три концерта для органа, симфония для органа «Чернобыль», два концерта для скрипки с оркестром).

«Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра» созвучен картине сна композитора. Как известно, в последние годы жизни Таривердиеву часто снился один и тот же сон. Как будто он плывет в море, и море уносит его далеко-далеко, туда, где берег не виден.

Грустный сон, сон одиночества воплотился в музыке. В период, когда композитор работал над партитурой концерта, во всей музыке Таривердиева ощущались тоска, печаль, одиночество. Эта печаль стала внутренней интонацией, внутренним голосом композитора в концерте.

Жена композитора, музыковед Вера Таривердиева, писала: «Концерт для альта начинается с одинокого голоса. Когда я слышу этот первоначальный монолог, я всегда удивляюсь, почему композиторы всегда так выделяли скрипку. Ведь голос альта теплее, человечнее, глубже. Правда и то, что, конечно, далеко не всякого альта…

Альт звучит недоуменно, вопрошающе. Как человеческий голос. Это возвращение к человеческому голосу, только без слов. Свободная его декламация длится 55 секунд (точное указание автора). В ка­кой-то момент, еле слышно, его подхватывает глубокий и светлый аккорд струнных (мягкий си-бемоль минор, производящий впечатление мажора). Как будто обволакивает, успокаивает, начинает нести в невесомом пространстве».

Глубокий, проникновенный звук альта Алексея Людевига завораживал. Его звучание — это тонкое повествование о сокровенном, интимном. Это исповедь Таривердиева, безупречно переданная исполнителем.

Во втором отделении концертной программы звучала киномузыка Микаэла Таривердиева и его современников. Музыка Таривердиева, которую мы слышим в кинофильмах, — это яркий цветок, который не вянет, а всегда остается свежим.
«Мгновения» и «Где-то далеко» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (солист — заслуженный артист РФ Владимир Бойко), Мелодия и Вальс из кинофильма «Ирония судьбы», «Не исчезай» из кинофильма «Ольга Сергеевна» (в исполнении В. Бойко) Микаэла Таривердиева, Вальс из кинофильма «Петербургские тайны», Утро из кинофильма «Служебный роман» и Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» Андрея Петрова, Ария графа Калиостро из оперы «Граф Калиостро» (в исполнении заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой) Микаэла Таривердиева, музыка из кинофильма «Раба любви» и Эпилог из кинофильма «Свой среди чужих» (соло на трубе — Андрей Андрейкин) Эдуарда Артемьева, — это те незабываемые минуты наслаждения, которые подарили зрителям музыканты симфонического оркестра (подкреплённого во втором отделении эстрадно-джазовым составом) и солисты филармонии.

Награда зрителей, впитавших в себя всю прелесть многоликой музыки Таривердиева и его современников, вылилась в продолжительные аплодисменты и крики «Браво!». А оркестр, вдохновленный теплым приемом публики, исполнил на бис еще один замечательный музыкальный фрагмент из кинофильмов 20 века: «Бега» Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»).

Удивительно, как много эмоций может подарить музыка! Музыка, которая трогает сердца и побуждает увидеть прекрасное и необыкновенное в повседневном и обыденном. Браво, оркестр! Браво, солисты! Браво, маэстро!

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Оперу Микаэла Таривердиева представят в КЦ ЗИЛ

7 и 8 марта в зале-конструкторе Культурного центра ЗИЛ представят проект "Любовь онлайн". Он объединяет две одноактные оперы о любви: "Ожидание" Микаэла Таривердиева и "Телефон, или Любовь втроем" Джана Карло Менотти.

Моноопера "Ожидание" создана по одноименной поэме Роберта Рождественского. В центре сюжета – девушка, которая пришла на свидание раньше мужчины. За 32 минуты она переживает шквал эмоций – от нетерпения до отчаяния.

Второе произведение - комическая опера "Телефон, или Любовь втроем". Это музыкальная шутка, в которой участвуют три человека: он, она и телефон. Бесконечные телефонные разговоры девушки не дают ее возлюбленному сказать ей что-то важное.

Начало в 19.00. Стоимость билетов – от 500 рублей. http://www.m24.ru/articles/64503?attempt=1
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Объявлена программа IX конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

...С 3 по 11 сентября в Калининграде пройдет финальная часть органного конкурса им. Микаэла Таривердиева (собственно, второй и третий туры), а смотр этот можно без натяжки назвать одним из самых значимых на постсоветском пространстве и не только.

...Часто даже меломаны не знают, что гений Микаэла Таривердиева простирался далеко за привычную уху киномузыку. Иные и подумать не могут, что человек, написавший мелодичные хиты к «Иронии судьбы» или к «Семнадцати мгновениям весны», является автором нескольких востребованных опер, девяти новелетт для фортепиано, классических сонат и концертов... и, конечно, особое место в его творчестве занимают произведения для органа, — во-первых, это самая известная симфония «Чернобыль» (одну из двух частей на выбор конкурсанты как раз исполняют на итоговом третьем туре в Калининграде); это четырехчастный концерт для органа «Кассандра», это «Полифоническая тетрадь»...

Читайте полностью http://www.mk.ru/culture/2015/07/24/obyavlena-programma-ix-konkursa-organistov-imeni-mikaela-tariverdieva.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
В Калининграде проходит международный конкурс органистов

http://www.otr-online.ru/news/v-kaliningrade-prohodit-48075.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Органистка из Японии победила в IX Международном конкурсе имени Таривердиева

Вторую премию и звание лауреата международное жюри присудило немецкому музыканту

http://tass.ru/kultura/2244768
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау