Автор Тема: "Школа жён" В.Мартынова и Ю.Любимова - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере  (Прочитано 19069 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Любимов пропускает репетиции «Школы жен» из-за здоровья

http://izvestia.ru/news/570035

29 апреля 2014, 00:01   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев   |   написать авторам

Премьеру оперы переносить не будут, даже если 96-летний режиссер не сможет увидеть свой спектакль

Премьера оперы «Школа жен» в постановке Юрия Любимова состоится в срок, даже если здоровье режиссера не позволит ему участвовать в работе. Об этом «Известиям» сообщил директор театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев.

— Сейчас Юрий Петрович у нас не появляется, но откладывать премьеру мы не будем. Режиссер Игорь Ушаков проводит репетиции, Дмитрий Юровский работает с оркестром и солистами, хореограф Анна Абалихина ставит танцы. После первомайских выходных начнется установка декораций. Мы надеемся, что Юрий Петрович приедет и сделает «последние мазки». Но если не приедет — всё будет идти, как идет, — пояснил Сибирцев.

96-летний Юрий Любимов не присутствует на репетициях из-за проблем со здоровьем. По этой же причине не было режиссера и на юбилейных торжествах, устроенных специально в его честь 23 апреля в Театре имени Вахтангова.

— На встречу с Юрием Петровичем приехали Сэйдзюн Судзуки, Анатолий Васильев и вообще вся режиссерская элита, — сообщил «Известиям» участник юбилейной конференции, автор оперы «Школа жен» Владимир Мартынов. — Но Любимову сейчас противопоказаны любые эмоции. Его состояние ухудшилась после известных событий 2011 года, по поводу которых он до сих пор переживает. Когда приблизился нынешний юбилей и вновь возник ажиотаж, у Юрия Петровича началось очередное обострение.

По словам Мартынова, супруга Любимова Каталин полностью изолировала мужа от контактов с внешним миром.

— Его покой тщательно оберегают, он находится буквально в безвоздушном колпаке. Каталин нужно памятник поставить: она отсидела с 12 часов дня до часу ночи на торжествах, всё блюла и всё донесет Юрию Петровичу в нужном виде, — заключил Мартынов.

28 апреля супруга Любимова сообщила директору «Новой оперы», что Юрий Петрович идет на поправку и может выйти на работу после праздничных дней. Но даже если до премьеры, назначенной на 20 мая, режиссер не появится в театре, «Школа жен» будет называться спектаклем Юрия Любимова.

— У нас в афише указаны главный режиссер-постановщик (Юрий Любимов) и просто режиссер-постановщик (Игорь Ушаков), — говорит Дмитрий Сибирцев. — Все мы прекрасно понимаем, что так же ставился и «Князь Игорь» в Большом театре. В любом случае «Школа жен» останется спектаклем Любимова: ведь он расписал практически каждый шаг. Сейчас Игорь выполняет ту черновую работу, которую Юрию Петровичу выполнять, может быть, и нет смысла.

«Школа жен» создается по заказу департамента культуры города Москвы. Помимо Мартынова и Любимова в коллектив соавторов спектакля входят художник-постановщик Борис Мессерер и художник по костюмам Рустам Хамдамов.

В 55-летней режиссерской карьере Юрия Любимова «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.

— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — рассказал Владимир Мартынов. — Там «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.

Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем, свиньи». В конце концов король так и не приходит.

Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
О премьере - Владимир Мартынов, Дмитрий Юровский и Игорь Ушаков  в газете "Вешалка"
http://www.novayaopera.ru/files/_2014.pdf

Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Не упустите возможность посетить пресс-конференцию и пресс-показ нового спектакля «Школа жён». 18 мая! На мероприятия будут приглашены первые 30 зрителей, которые зарегистрируются на сайте театра в разделе Оперная гостиная ОперaLounge.
Оперу по пьесе Мольера представит команда, в которую входят только мэтры. Автор либретто и режиссер-постановщик Юрий Любимов, режиссер Игорь Ушаков, композитор Владимир Мартынов, сценограф Борис Мессерер, художник по костюмам Рустам Хамдамов, музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский. 
Мировая премьера состоится 20 и 21 мая 2014.
http://www.novayaopera.ru/?event=opera_lounge
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Не упустите возможность посетить пресс-конференцию и пресс-показ нового спектакля «Школа жён». 18 мая! На мероприятия будут приглашены первые 30 зрителей, которые зарегистрируются на сайте театра в разделе Оперная гостиная ОперaLounge.
Оперу по пьесе Мольера представит команда, в которую входят только мэтры. Автор либретто и режиссер-постановщик Юрий Любимов, режиссер Игорь Ушаков, композитор Владимир Мартынов, сценограф Борис Мессерер, художник по костюмам Рустам Хамдамов, музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский. 
Мировая премьера состоится 20 и 21 мая 2014.
http://www.novayaopera.ru/?event=opera_lounge

Друзья! Аккредитация для зрителей на пресс-конференцию и пресс-показ "Школы жён" закрыта. Поздравляем первых тридцать счастливчиков, кто успел зарегистрироваться! Всех остальных приглашаем на спектакли 20 и 21 мая. Билеты в кассе театра! http://www.novayaopera.ru/?repertoire=lcole_des_femmes
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Любимов перестал быть режиссером «Школы жен»

http://izvestia.ru/news/570665

Мэтр убрал свое имя из списка постановщиков оперы

Юрий Любимов, который должен был поставить оперу Владимира Мартынова «Школа жен» в московском театре «Новая опера», попросил убрать его имя как режиссера-постановщика в афише. Об этом «Известиям» сообщил директор театра Дмитрий Сибирцев.

Причина в том, что 96-летний режиссер пропустил большинство репетиций из-за проблем со здоровьем. Как ожидают в театре, он будет присутствовать на последних прогонах оперы и сможет внести финальные поправки в работу, проделанную его постоянным ассистентом Игорем Ушаковым. Именно Ушаков, согласно воле Юрия Любимова, будет объявлен режиссером-постановщиком «Школы жен». Сам же Юрий Петрович попросил называть его «автором идеи и либреттистом» оперы.

— Мы считаем, что это оправданный и даже благородный поступок, — заявил Дмитрий Сибирцев.

Как писали «Известия» (http://izvestia.ru/news/570035), до последнего времени руководство театра предполагало оставить имя Любимова в афише независимо от его участия в сценических репетициях оперы.

«Школа жен» создается по заказу департамента культуры города Москвы. Помимо Мартынова и Любимова в коллектив соавторов спектакля входят художник-постановщик Борис Мессерер и художник по костюмам Рустам Хамдамов.

В 55-летней режиссерской карьере Юрия Любимова «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.

— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — рассказал Владимир Мартынов. — Там «Спор древних греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.

Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем, свиньи». В конце концов король так и не приходит.

Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Фото с репетиции оперы-буффа "Школа жён". Мировая премьера оперы Владимира Мартынова на либретто Юрия Любимова в постановке Игоря Ушакова состоится 20 и 21 мая, пресс-показ - 18 мая. Билеты в кассе Новой Оперы!
http://www.novayaopera.ru/?repertoire=lcole_des_femmes





Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Любимов объяснил замену режиссера задуманной им оперы "Школа жен" http://itar-tass.com/kultura/1194784

По словам постановщика, он сам не смог осуществить собственный замысел по состоянию здоровья

МОСКВА, 18 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В московском театре "Новая опера" 20 и 21 мая состоится мировая премьера оперы-буффа "Школа жен" по произведениям Мольера и Козьмы Пруткова.

Автор музыки - композитор Владимир Мартынов, автор идеи и либретто - Юрий Любимов, который и должен был ставить оперу.
Однако в программке спектакля в качестве режиссера-постановщика значится имя Игоря Ушакова. Произошедшую замену в интервью ИТАР-ТАСС объяснил сам Юрий Любимов.

"Моя фамилия в графе режиссер-постановщик снята из афиши спектакля по моей просьбе", - сообщил Любимов. "Но в процессе подготовительной работы здоровье дало сбой - произошло нарушение ритмов сердца, - уточнил 96-летний режиссер. - Лечащие профессора категорически запретили мне какие бы то ни было эмоциональные нагрузки. Я вынужден был подчиниться их приказу".

По словам Любимова, он не хотел, чтобы театр затягивал репетиционный процесс по причине его нездоровья. "Я написал об этом директору "Новой оперы" Дмитрию Сибирцеву, предложив возложить обязанности режиссера-постановщика на Игоря Ушакова. Этого человека я хорошо знаю по совместной работе над "Князем Игорем" в Большом театре, считаю его талантливым, профессиональным режиссером, которому я всегда готов оказать помощь в осуществлении этого проекта", - заключил режиссер.

Что касается других создателей спектакля, то сценографом "Школы жен" стал Борис Мессерер, художником по костюмам Рустам Хамдамов, музыкальным руководителем и дирижером постановки маэстро Дмитрий Юровский.
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Дмитрйи Юровский: "Я впервые работаю с труппой Новой Оперы и должен сказать, что некоторые солисты явились для меня настоящими открытиями. В первую очередь — это сопрано Виктория Шевцова и харАктерный тенор Максим Остроухов. Это голоса европейского уровня — в самом хорошем смысле этого слова. Но вообще, все работают очень качественно. В том числе тенор Вениамин Егоров и конечно же баритон Дима Орлов, который исполняет главную партию, самого Мольера, самую тяжелую, которая неудобна для любого певца тем, что там очень много разговорной речи".
http://www.colta.ru/articles/music_classic/3221
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Театральная труппа во главе со своим руководителем Мольером (Дмитрий Орлов, бас) ожидает прибытия высочайшего гостя – короля Людовика XIV. К визиту венценосной особы режиссер хочет создать новую комедию, такую, которая вызовет смех не только «простых» зрителей, но и – самое главное! – Его Величества (Артреприза.ру).
http://artrepriza.ru/theatre/muzt/1179-v-novoy-opere-otkrylas-unikalnaya-shkola-zhen.html
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
А где составы? Хотя всё равно я на "Школу жён" не попадаю

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Сегодня 20 мая в "Главной роли" на тк Кульутра у Юлиана Макарова композитор Владимир Мартынов.
В Московском театре Новая Опера им. Е.В. Колобова Владимир Мартынов представляет премьеру опе
ры «Школа жен».
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Эта опера – игра иллюзий, скрытых смыслов, за приятными мелодиями – слышится горечь утрат, потерь. Сцены – будто фотографии из нашей жизни, прощание здесь воспринимается – без сожаления; везде – маски и игры, в которые играют люди.
Новости тк "Культура"
http://telepoisk.com/peredacha-tv-archiv/261097077/20-5-2014
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Сюжет Первого канала о премьере спектакля "Школа жён".
http://novaya-opera.livejournal.com/134813.html
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Школа жен" Любимова

Сегодня мировая премьера в "Новой опере"

Текст: Ольга Романцова http://www.rg.ru/2014/05/20/martynov.html

Сегодня в театре "Новая опера" состоится мировая премьера оперы "Школа жен", которую композитор Владимир Мартынов написал специально для постановки Юрия Петровича Любимова.

Рассказывает композитор Владимир Мартынов, сотрудничающий с Юрием Любимовым много лет.

Почему, на ваш взгляд, Юрий Петрович выбрал для либретто оперы пьесу Мольера "Школа жен"?

Владимир Мартынов: Мне кажется, что роль Мольера - одна из лучших ролей, сыгранных Юрием Петровичем в театре. Кроме того, его собственная судьба отчасти напоминает судьбу Мольера: он, с одной стороны, вынужден был работать с нерадивыми актерами, которые готовы были интриговать за его спиной, с другой стороны, у него всегда складывались непростые взаимоотношения с властью. Любимову непросто жилось при всех режимах.

Правда ли, что в окончательном варианте либретто почти ничего не осталось от текста "Школы жен"?

Владимир Мартынов: От "Школы жен" в нем не осталось вообще ни одной строчки! Дело в том, что пьеса Мольера стала для Юрия Петровича своеобразной точкой отсчета: у него возникли новые идеи, для их воплощения нужны были совсем другие тексты, и в окончательном варианте либретто осталась только небольшая сцена из мольеровского "Мещанина во дворянстве". Зато в нем появились фрагменты произведений Козьмы Пруткова, тексты, написанные самим Любимовым, и фрагменты из пьесы Булгакова "Кабала святош". В опере обычно больше слушают музыку, чем текст. Но в "Школе жен" нужно слушать тексты Козьмы Пруткова и Булгакова. Особенно интересно, когда они сталкиваются друг с другом.

Что послужило для вас творческим импульсом, когда вы сочиняли музыку для такого необычного либретто?

Владимир Мартынов: Мне важен ее подзаголовок - опера-буфф, комическая опера. Тексты Козьмы Пруткова, выбранные для либретто, пародийные. Они пародируют определенные литературные стили и совершенно конкретных персонажей. А я попытался пародировать приемы французской музыки того времени, и возник еще один пародийный слой. Но я стараюсь, чтобы все выглядело очень серьезно: тем, кто услышит оперу, в какой-то момент может показаться, что это музыка французских композиторов Люлли, Рамо или зингшпили Моцарта. Во время диалога античных философов музыка создаст у слушателей образ прекрасной древней Греции. В результате идет очень тонкая музыкальная игра. Помните, какое ощущение возникает, когда видишь уходящую вдаль анфиладу комнат в старинном замке? Или отражение этой анфилады в зеркале? У слушателя должно возникнуть такое же ощущение. Не знаю, сможет ли передать эту игру оркестр, но в партитуре заложена эта система отражений. Еще я старался, чтобы от музыки исходил позитивный импульс. Вопреки тому, что сейчас происходит в мире, в ней нет никакого мрачного трагизма или надлома.

В каком пространстве разворачиваются события "Школы жен"?

Владимир Мартынов: Юрий Петрович сочинил сценографию этого спектакля вместе с художником Борисом Мессерером. Посередине сцены стоит двухэтажная прозрачная конструкция. Лестницы поднимаются с первого этажа на второй и ведут к пустым дверным проемам-аркам. Эта конструкция очень изящная, ажурная: меняется свет, и атмосфера на сцене изменяется до неузнаваемости. Сквозь конструкцию просвечивает огромный, во весь задник, портрет Людовика XIV в пышной и тяжелой барочной раме. Кроме того, на сцене стоит огромная золоченая суфлерская будка. Юрий Петрович хотел, чтобы артисты влезали в будку и вылезали из нее, чтобы на ее край время от времени присаживался Мольер... Эта золоченая суфлерская будка для Юрия Петровича важна как напоминание, что все в театре (а иногда и в жизни) происходит под подсказку некоего непонятного суфлера.

К сожалению, Любимов не принимал участия в последнем этапе репетиций "Школы жен". Но в принципе, мы к этому спектаклю шли два или три года. Часто собирались вместе с Любимовым и режиссером Игорем Ушаковым, с которым Юрий Петрович работал над оперой "Князь Игорь". Любимов сделал сценографию "Школы жен", подобрал актеров, разработал все мизансцены. Он запустил механизм, который движет этот спектакль.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В ожидании Людовика, или московский экспромт

16:27 20 мая 2014
http://vm.ru/news/2014/05/20/v-ozhidanii-lyudovika-ili-moskovskij-ekspromt-249358.html

ИВАН ШИПНИГОВ

20 и 21 мая в театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова - премьера оперы-буфф «Школа жен». Корреспонденту «Вечерней Москвы» удалось заранее посмотреть постановку, создателем и вдохновителем которой стал основатель легендарной «Таганки» Юрий Петрович Любимов.

Сразу нужно оговориться: спектакль московского театра «Новая опера» не является постановкой пьесы Мольера «Школа жен». За основу либретто, написанного Юрием Любимовым, взята одноактная комедия «Версальский экспромт», опубликованная после смерти великого комедиографа.

В ней драматург выразил свои театральные и эстетические принципы. По сюжету пьесы участники труппы Мольера репетируют новую комедию для королевского представления. Постановка не готова, репетициям мешают слуги короля, которые просят режиссера поторопиться, ведь Людовик XIV уже в зале и ждет начала. Но Мольер так и не успевает показать «королю-солнцу» новую комедию, и Людовик милостиво разрешает труппе сыграть готовую пьесу. Этот сюжет стал основой для оригинального высказывания на вечную тему — поэт и царь, Мольер и Людовик XIV, Пушкин и Николай I, Сталин и Булгаков, продолжите сами.
Спектакль получился многослойным, и воспринимать его можно на разных уровнях. На первый взгляд, это легкая, искристая, яркая, действительно шуточная опера, опера-буффа, однако в ней свежо и актуально решена дилемма взаимоотношений художника и власти.

«В пьесе очень сильные тексты, и эта опера, если ее можно так назвать, может существовать за счет одного либретто, — говорит композитор «Школы жен» Владимир Мартынов. — Взять хотя бы фрагмент «О введении единомыслия в России» — он многого стоит сам по себе. Юрий Любимов вообще работает не с текстом, а с контекстом, и его либретто — импровизация на мольеровские темы — получилось очень «плотным», насыщенным смыслами».

Однако, по словам Мартынова, все подтексты в опере спрятаны и не должны мешать чистой буффонаде. «Мне хотелось написать простую и веселую музыку, сделать постановку, которая в первую очередь развлекала бы зрителя, а все важные смыслы он мог бы увидеть, лишь сам захотев этого», — рассказал Владимир Иванович.

«Наш спектакль заканчивается иначе, чем комедия Мольера, где Людовик великодушно разрешает актерам сыграть старую пьесу, — поделился своим видением «Школы жен» режиссер-постановщик, «правая рука» Юрия Любимова Игорь Ушаков. — В нашей опере актеры репетируют, но Король не придет: он занят чем-то другим. В этом трагедия творческого человека, существующего с оглядкой на власть: он всегда ждет Короля, готовится к его приходу, пытается ему соответствовать, старается не угождать и все-таки угодить… Но власть больше не смотрит в сторону художника».

Ушаков рассказал, что Юрий Любимов в ответ на его вопрос, почему спектакль называется «Школа жен», отшутился. Владимир Мартынов предлагает свою интерпретацию названия оперы, в которой только знаток Мольера найдет следы классической пьесы: «В каждой сцене «Школы» есть нравоучение, например, мужа — жене. Но нравоучения эти пустые, потому что в современном мире мужское начало утратило силу. Единственный настоящий мужчина в спектакле — Луи XIV, но он так и не появляется. Нет больше великих мужей, художников и властителей, и осталось лишь учить жен, например, варить щи».

Окончательную цельность в художественное пространство оперы вносит сценография выдающегося театрального художника Бориса Мессерера. Простота, с которой решена проблема визуального «центра» спектакля, доступна лишь такому мастеру, как Борис Асафович. На заднике расположен утрированный, как на детских рисунках, солнечный диск, куда в поворотные моменты спектакля помещается опускаемый с потолка портрет Людовика XIV. «Король-солнце», так и не явившийся на представление, все равно осеняет и согревает своих подданных, ждущих его внимания; пусть свет надежды ложный, но он, тем не менее, заставляет труппу работать на одной лишь энергии ожидания.

В спектакле задействован буквально весь коллектив театра, включая реквизиторов, уборщиков и гримеров. Помимо практической необходимости, это имеет и символическое значение. Под руководством Юрия Любимова создана постановка, рассказывающая, как ставится пьеса. Конструкция «театр в театре» удваивает смыслы, заложенные в произведении Мольера. Это становится понятно, когда после блестящей, нарядной, легкой — без легковесности — оперы-буффа рабочие сцены выходят кланяться вместе с актерами. Пусть Король никогда больше не придет на спектакль, пусть оппозиция «поэт и власть» разрушена, и незаменимых у нас нет — но и лишних тоже не бывает. Художник найдет спасение и вдохновение среди себе подобных.

СПРАВКА
Спектакль «Школа жен» — не постановка одноименной пьесы Мольера. За основу либретто, написанного Юрием Любимовым, взята комедия «Версальский экспромт», опубликованная после смерти комедиографа.
По сюжету пьесы участники труппы Мольера репетируют новую комедию для королевского представления. Постановка не готова, репетициям мешают слуги Короля, которые просят режиссера поторопиться, ведь Людовик XIV уже в зале и ждет начала.
Этот сюжет стал основой для оригинального высказывания на вечную тему — поэт и царь, Мольер и Людовик XIV, Пушкин и Николай I, Сталин и Булгаков, продолжите сами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Юровский, музыкальный руководитель и дирижер спектакля «Школа Жен»:

- Я старался подойти к спектаклю «Школа жен» как, в первую очередь, к музыкальному произведению. Для меня это прежде всего опера. А уже все, что появляется в этой постановке помимо музыки, каждый пришедший зритель будет воспринимать в меру своих знаний.
Главной задачей для меня как для музыкального руководителя этой постановки было найти баланс между разговорной речью и пением — солистам трудно соединять их в рамках одной роли. Надеюсь, это удалось.
Che mai sento!

Оффлайн Иван Иванович

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 239
А там особо составы не нужны. Это сомнительная опера,где и певцом не надо быть.Только может быть партия Мольера нуждается в вокале-но никакой ценности эта музыка не представляет.
Кто бы сомневался. Мыльный пузырь.

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
В Новой Опере выходит в свет “Школа жен” - последняя на сегодняшний день работа Юрия Любимова, который выступил здесь идеологом и автором либретто.
Сюжет телеканала "Москва 24"
http://www.m24.ru/videos/51113
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина
19 мая в 22:42 · отредактировано ·

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/436757953127925

Очень расстроена вчерашним прогоном «Школы жён» в Новой Опере. Музыка Мартынова сама по себе интересная, затейливая, но ее долго надо объяснять. Идея Юрия Любимова показать а) отношения режиссера и труппы (тут у него много наболело) и б) отношения художника и власти так и остались умозрительной. Либретто, им написанное, невнятно. Любимов сам не ставил, перепоручив это Игорю Ушакову. Артисты стараются – но тоже совершенно в своем духе. Просто удивительно, никогда не видела, чтобы вот так лебедь, рак и щука и еще раз другие лебедь, рак и щука в лице двух художников – Бориса Мессерера (безликая сценография) и Рустама Хамдамова (роскошные костюмы, особенно у Мольера – халат с тонко-узбекскими мотивами) и дирижера Дмитрия Юровского, который, видимо, вообще не понял, в какую роскошную и в то же время беспомощную (так!) компанию он влип, тянули бы всё каждый в свою сторону. Повторю: нельзя поставить идею, она должна произрастать из конкретностей. Когда-то один знаменитый артист мучился образом Рима и мечтал создать спектакль «Рим», включив туда и Гоголя. Умозрительно это прекрасно. Но практически невыполнимо. Более примитивный пример: пришел ко мне оператор из ВГИКа, очень талантливый, он накидал сценарий, просил посмотреть и подправить. О чем? «Н.М., хочу наконец снять настоящий, честный фильм о том, что добро побеждает зло». И вот у него Добро и Зло вели между собой зануднейший диалог, который мне предстояло расцветить. Но я не смогла)))).

И еще в работе Мартынова и Любимова до сумасшествия доводит то, что Любимов власти бросает вызов (если учесть, что в либретто он вложил часть своей судьбы), он всегда ей противостоял, ну, хотя бы у него такой имидж. Известная же, многих удивляющая, позиция Мартынова состоит в том, что великого художника не бывает без великого заказчика. «Великое искусство возможно только там, где есть великая власть». Можно фыркнуть, а можно и подумать. И они с Любимовым, если бы начали говорить, не договорились бы. Но поскольку давно работают вместе, Вл. Иванович взял либретто без всяких яких – и написал музыку. Кстати, к «Школе жён» Мольера всё это не имеет ни малейшего отношения. В спектакле труппа Мольера готовится к приезду короля, что-то репетирует, ссорится с Мольером и т.п. – а король-то и не приезжает в конце концов. Самым острым моментом в этом безумном лоскутном одеяле можно считать довольно беззубый текст о введении единомыслия в России. Думала вчера, как же мы далеко ушли от любимовской Таганки. В общем, были одни заморочки, включая вечное мартыновское «это опера о невозможности написания оперы». Да еще в жуткой духоте. Бывают же такие пытки.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ыли одни заморочки, включая вечное мартыновское «это опера о невозможности написания оперы». Да еще в жуткой духоте. Бывают же такие пытки.

А что же, там тоже пытают духотой?? Вчера в БЗК на концерте Луганского было что-то невообразимое: в зале было, по-моему, градусов 35, не меньше. Все окна были закупорены, зал перед концертом не был проветрен, никакого кондиционирования, и все сидели в полуобморочном состоянии даже в партере. Удивляюсь, как пианист играл во фраке при такой энергичной физической работе?
Они над нами издеваются что ли? Или какие-то инструкции всем спущены?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
ыли одни заморочки, включая вечное мартыновское «это опера о невозможности написания оперы». Да еще в жуткой духоте. Бывают же такие пытки.

А что же, там тоже пытают духотой?? Вчера в БЗК на концерте Луганского было что-то невообразимое: в зале было, по-моему, градусов 35, не меньше. Все окна были закупорены, зал перед концертом не был проветрен, никакого кондиционирования, и все сидели в полуобморочном состоянии даже в партере. Удивляюсь, как пианист играл во фраке при такой энергичной физической работе?
Они над нами издеваются что ли? Или какие-то инструкции всем спущены?
Да, сейчас во всех залах жарко и душно. В понедельник в МЗК было очень жарко, и пожилые женщины размахивали веерами, которые при каждом взмахе скрипели, мешая слушать всем вокруг. И, главное, самим им всё равно, что веер будет скрипеть, и они никак не реагируют на замечания слушателей, которые действительно хотят слушать. А скрипящий веер очень и очень мешает сосредоточиться на звуке пения. А вчера в Большом зале ЦДРИ тоже очень душно было. Завтра, надеюсь, я посмотрю, как обстоят дела в любимой "Новой Опере". А если сказать пару слов по теме - то я не могу составить мнения об этой так называемой опере, потому что не слышал и не собираюсь, но, как один из самых преданных поклонников "Новой Оперы" должен сказать, что хотел бы, чтобы в любимом театре исполняли больше классического наследия, включая концерты, а не эту так называемую "мировую премьеру". Это первая премьера в любимом театре, за три с небольшим года, включая концерты, но не считая "детского" репертуара, которую я не собираюсь посещать в течение первых нескольких исполнений. Хотелось бы, чтобы эта "Школа жён" не задержалась в репертуаре надолго, а уступила место нормальным "Травиате" и "Руслану и Людмиле".

Оффлайн Fantasia

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
А что же, там тоже пытают духотой?? Вчера в БЗК на концерте Луганского было что-то невообразимое: в зале было, по-моему, градусов 35, не меньше. Все окна были закупорены, зал перед концертом не был проветрен, никакого кондиционирования, и все сидели в полуобморочном состоянии даже в партере. Удивляюсь, как пианист играл во фраке при такой энергичной физической работе?
Они над нами издеваются что ли? Или какие-то инструкции всем спущены?
Да, было очень душно. Я не смогла досидеть до конца, вынуждена была уйти, так как стало плохо от духоты. Хотя до начала спектакля в зале работал кондиционер, почему потом выключили не понятно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Король и роль

В «Новой опере» показали «Школу жен»

МАЙЯ КРЫЛОВА http://www.newizv.ru/culture/2014-05-21/201878-korol-i-rol.html

Нашумевший задолго до премьеры проект режиссера Юрия Любимова и композитора, а также философа Владимира Мартынова опера «Школа жен» был представлен прессе накануне премьеры, которая состоялась 20 мая. Спектакль пришлось выпускать в непростых обстоятельствах…

«Школа жен» по мотивам пьес и жизни Мольера – давняя мечта Юрия Любимова, которую он, по разным причинам, смог реализовать лишь недавно. Кипучая энергия режиссера сплотила на этом проекте композитора Владимира Мартынова, сценографа Бориса Мессерера и художника по костюмам Рустама Хамдамова. Каждый соавтор проявил себя во всей полноте. Мартынов написал музыку, которая как нельзя лучше подтверждает любимый тезис автора о «конце времени композиторов». Мессерер создал полу-условные декорации. Хамдамов нарисовал эскизы «старинных» одежд, от которых веет слегка усталым эстетством.

На первом этапе Любимов азартно включился в работу: писал либретто, отбирал исполнителей, намечал канву вместе с помощником – режиссером Игорем Ушаковым. В апреле, когда начались репетиции, 96-летний мэтр заболел, и постановочная работа легла на плечи Ушакова. В таких обстоятельствах Юрий Петрович решил снять свое имя с афиш как режиссера-постановщика. Теперь он фигурирует как автор идеи и создатель либретто.

«Школа жен» – опера-буффа о том, что «жизнь – театр, и все мы в нем актеры», и есть еще «театр в театре» – само представление на сцене. В якобы старинном театральном доме (лестницы, ведущие в никуда, двери и окна, зияющие в пустоте) труппа под руководством Мольера ожидает прихода короля (на заднике – портрет Людовика XIV в обрамлении солнечных лучей). Король-Солнце так и не появится, но сам факт ожидания формирует несколько линий действия. Экзистенциальный абсурд, сродни знаменитой пьесе Беккета «В ожидании Годо»: ждут, в общем-то, несбывшуюся мечту о счастье. И завязка сюжета: труппа лихорадочно репетирует куски старых пьес, чтобы показать их августейшему гостю. Заодно высмеиваются актерские и вокальные оперные штампы: от произношения речитативов, манеры пения и поведения в дуэтах до финальных ансамблей на авансцене. Ушакову важен показ не только фасада, но и изнанки театра, того, что все на сцене – понарошку. Занавеса, конечно, нет, и до начала мы наблюдаем за «кухней»: уборщицы в синих комбинезонах вытирают пыль, рабочие носят реквизит, кто-то подтягивает корсет, разминает конечности и пьет чай из термоса; кто-то, лежа на животе и свесив голову в оркестр, болтает с музыкантами. Но вот и действие: на табло для титров загорается надпись «Тихо, идет репетиция», а нервный режиссер в халате ругается с заведомо бездарными подчиненными. «Сойду с ума, сойду с ума» – кокетливо повторяет Мольер. «Чего от нас хотите вы?» – бесконечно распевает труппа. Актеры в камзолах и париках капризны и заносчивы, густо загримированные актрисы выглядят как подержанные Миледи и тронутые молью Констанции Бонасье из «Трех мушкетеров», хотя Мольер в то время только родился…

На пресс-конференции Владимир Мартынов говорил о моральном возмездии: мол, этим спектаклем они с Любимовым дадут жару всем предателям Юрия Петровича – и Николаю Губенко («первое предательство», по словам Мартынова), и труппе Театра на Таганке, восставшей против руководителя («второе предательство»). На деле никаких отсылок к буквальным событиям нет, есть лишь нарочито наглые выражения актерских лиц и реплика Мольера: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?» В либретто использованы тексты Булгакова, цитаты из Гомера и Мандельштама, сатиры Козьмы Пруткова и фрагменты «Мещанина во дворянстве». Пародийные античные философы (два приглашенных контртенора – Владимир Магомадов и Олег Безинских), гримасничая, поют ерунду про портики, оливы и пухлые щеки отрока. Некие аристократы, князь с княгиней, разыгрывают водевиль про семейные дрязги, неуловимо напоминая о «Пельменях» Владимира Сорокина. Господин Журден с ужимками учится говорить прозой и неожиданно предстает в роли вождя народов, с пошлой страстью зачитывая отрывки из Пруткова о введении единомыслия в России. Оценивать работу певцов невозможно: по мысли авторов, они играют в плохих актеров, а значит, любой недочет работает на образ. Композитор Мартынов, надо полагать, развлекся всласть: кого только он не спародировал, причем с нескрываемым сарказмом! Вагнер в огромном оркестре (прекрасно управляемом дирижером Дмитрием Юровским, который сумел создать цельное полотно из кусков) дружит со Стравинским. Монтеверди – с Рихардом Штраусом, Моцарт – с Верди. Еще советская оперетта, старинная комическая опера, бельканто. И скрепляющий это крошево простейший звукоряд «до, ре, ми, фа, соль,ля, си».

Проблема этого спектакля: в нем больше типичного, чем интересного. Учебник приемов современной музыки – да. Обуревающее композитора чувство неловкости от любого намека на серьезность – разумеется. Многажды опробованные в художественной практике современности гипертекст с интертекстом (как в партитуре, так и в либретто) – сколько угодно. Тотальная ирония, пародия на пародию, сплошное авторское «хи-хи» – хоть отбавляй. Название (по одной из пьес Мольера) не имеет никакого отношения к действию, хотя Мартынов пояснил: это как бы протест против «деградации мужского начала и всеобщего феминизма». Нет, автор этих строк не ретроград, и чувство юмора у него тоже есть. Но на фарсе «Школе жен» никуда не деться от композиционной рыхлости и возникающих от этого длиннот, от ощущения вязкой случайности смысловых отсылок. Почему, например, мольеровский мещанин у Любимова озабочен единомыслием? Потому, видимо, что у автора либретто наболело. А как эта памфлетная вставка будет смотреться в контексте оперы – вопрос второй. Почему Мольер, прогибающийся под власть короля, в финале со слезой в голосе поет арию про ненависть к тирании? Да по той же причине. Но если Любимов явно сочувствует Мольеру, то Мартынов – совсем наоборот. Оба персонажа – и государственник, и тираноборец, и прочие персонажи – благодаря музыке поданы как жалкие, смешные, а главное, неуместно пафосные неудачники. «Школа жен» сообщает «свежую» новость. Люди, оказывается, нелепые существа, которые зачем-то (от глупости, наверное), трепыхаются и переживают. Вот такая забавная мизантропия.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Они над нами издеваются что ли? Или какие-то инструкции всем спущены?

Да, театры чего только ни делают, чтобы отвадить зрителей: до последнего не публикуют составы, ставят плохих исполнителей, дают волю плохим режиссёрам, отдают билеты спекулянтам, а зрители всё равно приходят. И тогда к ним применяют крайнюю меру - выключенный кондиционер :))
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 755
    • http://www.novayaopera.ru/
Новый сюжет тк Культура:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/episode_id/988975/video_id/1002554

"Мир не забудет античную репризу двух контратеноров на стихи Козьмы Пруткова" (Ведомости).
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/683561/klast-na-muzyku

"Но я славен уж тем, что играл в твое время, // Людовик Великий, французский король!" Композитор без всякого второго дна положил эти слова на самую что ни есть прочувствованную барочную пассакалию, предоставляя зрителю догадываться, кто же это такой в современных условиях может быть "королем-солнцем" и единственным мужиком посреди всеобщей "школы жен" (Коммерсантъ).
http://www.kommersant.ru/doc/2476040

Воздух.Афиша: "Общее ощущение от происходящего совершенно праздничное, духоподъемное — и в музыке, и в декорациях, и в мизансценах. Принимая во внимание, что спектакль по сути о безысходности, парадоксалистское сочинение грозит стать знаковым для эпохи. Творить невозможно, невозможно не творить — невыносимая комедия".
http://vozduh.afisha.ru/art/shkola-zhen-v-novoy-opere-antiopera-vladimira-martynova-i-yuriya-lyubimova/

Фоторепортаж со спектакля "Школа жён"
http://www.wpolitics.ru/shkola-zhen-v-novoj-opere/
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru