Автор Тема: "...более "значительно", чем требовало того искусство"  (Прочитано 5332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 36
После того, как я пристрастился к Голованову и он стал моим любимым дирижёром, ко мне в руки попала автобиография Галины Вишневской. И что же? Читаю:

Цитировать
Театр  никогда  не знал материальных затруднений - государство  не  жалеет никаких  денег  на  свою рекламу. Декорации и костюмы стоят миллионы  рублей, потому что в создании их на пятьдесят процентов применяется ручной труд - из-за отсутствия нужных материалов, машин и т. д. Народ гордится своим театром и не  отдает себе отчета в том, что сам платит за его содержание. Конечно, - не Сталин  же  из своего кармана платит за все эти соборы и избы чуть  ли  не  в натуральную величину, полностью загромождающие сцену.

<...>

Он [Сталин] вообще любил монументальные спектакли. В  расчете  на него их и ставили - с преувеличенной величавостью, с  ненужной грандиозностью  и  размахом,  короче, со  всеми  признаками  гигантомании.  И артисты  со  сцены  огромными, мощными голосами не  просто  пели,  а  вещали, мизансцены  были  статичны,  исполнители мало  двигались  -  все  было  более "значительно", чем требовало того искусство".

Полужирным шрифтом я выделил те слова, с которыми я не согласен.

С Галины Павловны уже не спросишь, а вот ваше (личное) мнение я хотел бы узнать: скажите, пожалуйста, что плохого в прекрасных рукодельных костюмах, соборах и избах? Вы видели фильм "Большой концерт" 1952 года? Там всё это зафиксировано. Насчёт "загромождающие сцену": наверное, Г.П. мечтала выступать на абсолютно пустой сцене, но это уже не опера, не искусство, а непонятно что. И неужели сцена БДТ настолько мала, что актёрам мало места для выступления? Опера - это своего рода шоу, спектакль, который должен быть зрелищным. Да, я знаю, что Лоуренс Оливье читал "Гамлета" на пустой сцене и в смокинге, но это его личные трудности.

Ещё вот что: в США все театры содержатся исключительно за счёт посещаемости представлений. Галина Павловна, наверное, не знала и об этом.

И чем, скажите, плохи трактовки Николая Семёновича? Что Галина Павловна знала о требованиях искусства, если она не умела читать ноты?

P.S. Слушал "Утёс" в исполнении оркестров п/у Головнова и п/у Светланова. Голованов меня сильно потряс, а после прослушивания Светлановской записи я плевался: кто меня надоумил её послушать?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С Галины Павловны уже не спросишь, а вот ваше (личное) мнение я хотел бы узнать: скажите, пожалуйста, что плохого в прекрасных рукодельных костюмах, соборах и избах? Вы видели фильм "Большой концерт" 1952 года? Там всё это зафиксировано. Насчёт "загромождающие сцену": наверное, Г.П. мечтала выступать на абсолютно пустой сцене, но это уже не опера, не искусство, а непонятно что

Галина Павловна - известная ведьма! И ещё трепло. Особенно много она любила рассуждать о том, в чём ничего не соображала. Но вы правильно говорите, что с неё уже не спросишь, а если бы и спросили, то были бы посланы на том языке, которым она виртуозно владела, в отличие от многих других, в т.ч. и от русского.
И насчёт рукодельных костюмов: когда светлейшая Галина Павловна соизволила осчастливить свою историческую родину, она вернулась вместе с Ростроповичем, а некоторое время спустя, когда им надоело - или они утомились - поливать прошлое нашей страны дерьмом, вдруг вознамерились поставить "Хованщину" в оркестровке Шостаковича. И поставили! И чего стоят вышеприведённые слова Галины Павловны, если костюмы, по её инициативе сшитые специально для этой постановки, чтобы было "бохато", сделали вручную из натуральных материалов и чуть ли не с драгоценными украшениями. Им тогда на это указали: типа, зачем швырять деньги на то, что выглядит из зала невзрачно? Ведь сцена - это не жизнь, где ценятся разные дорогие побрякушки, сцена требует особого дизайна, не такого, как в жизни, иначе, как ни смешно, на сцене натуральное будет выглядет неестественно и блёкло, а НЕнатуральное - как раз эффекто и как бы "натурально" :))
Но понимаете, Галина Павловна некомпетентна рассуждать о вещах, в которых разбирается даже начинающий художник сцены, зато она была полна спеси и амбиций, которым наши власти на всех уровнях после т.н. "перестройки" потакали.
Так что вряд ли стоит обращать внимание на политизированную ерунду, состряпанную вздорной старухой, которая в своё время не к той властной группировке примкнула. Она всё Щёлокова поддерживала, а надо было ставить на Андропова! :)) Прогадала Галина Павловна! :)) Что свидетельствует о её уме: она думала, что тот, кого любит вождь, т.е. Брежнев, обладает наибольшими шансами и наибольшей властью, т.е. Щёлоков, а Андропов, которого Брежнев не любил, сумел взять власть в свои руки и Щёлокова в конце концов подловить и принизить. Галина Павловна до гробовой доски не могла ему этого простить :)) Ведь осталась в дурах и была вынуждена уехать за бугор, несмотря на свои якшания с Щёлоковым. И если бы не эта треклятая горбачёвская "перестройка" ....
Боже, как я ненавижу и родимую нашу Галину Павловну, и всю ту шваль, которая ей тут после "великого возвращения на любимую родину" потакала во всех её придурях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
А наряды, которые требовала капризная Галина Павловна, разве не были "...более "значительны", чем требовало того искусство"? Хорошо известно, какие истерики она закатывала из-за цвета платья, то ей подходившего, то вдруг не подходившего. Даже мебель на сцене по ее прихоти перекрашивали, чтобы она была "в тон" внезапно изменившемуся цвету ее облачения. Об этом она сама со сладострастием рассказывала по каналу "Культура", возмущаясь тем, что в Ла Скала никто не брал во внимание ее капризы, немедля исполнявшиеся в Большом. А если ее начинало заносить, то тут же указывали на соответствующий пункт контракта.

Средняя певица с раздутым самомнением и сволочным характером. Ничего более.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Вишневская в своих мемуарах всем сестрам по серьгам раздала, пунктуально и наотмашь сведя счеты со всеми, кто ей не нравился. Особенно досталось тем, кто, по каким-то соображениям, отказывался помогать ей бороться с советским строем. Да упокоится теперь ее душа. Ну а такой яркий, такой жесткий и даже деспотичный человек, как Николай Семенович, под раздачу не попасть просто не мог, и оформлен, конечно, как "прислужник Сталина".

Еще ОБС, что не один десяток перспективных сопранок в период ее царствования были высланы повышать уровень региональных театров - чтобы не фонили в Большом. А еще говорят, что Елена Васильевна, имея наверху рабочее "до3", стала искусственно наращивать нижний регистр, чтобы иметь возможность остаться петь в Большом как меццо, поскольку иначе и ей бы не миновать ссылки.

Что касается капризов Вишневской - она де-факто была примадонной (хотя я не поклонник ее голоса), что в моем понимании - индульгенция на любые капризы, истерики, чудачества и т.п. Часто певицы, не достигшие и десятой части статуса Галины Павловны, ведут себя более одиозно.
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2013, 09:39:06 от buffone »

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Часто певицы, не достигшие и десятой части статуса Галины Павловны, ведут себя более одиозно.

На мой взгляд, вести себя более одиозно, чем вела себя ГП в Большом, просто невозможно. Только за рубежом ей умели давать за это по носу. Там все гораздо жестче - соответствуй требованиям контракта.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн LucreziaB

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90
скажите, пожалуйста, что плохого в прекрасных рукодельных костюмах, соборах и избах?
По-моему, это просто прекрасно. Намного лучше, чем кокошники вперемешку с милицейскими фуражками, как в постановках того, кого, наверное, не следует упоминать к ночи.

Вишневская, конечно, ни в жизни, и в мемуарах никого не жалела, видимо, считала, что имеет на это право после того, что пережила в ВОВ.
Мы живем в такое время, когда авангард располагается сзади, а аккомпанемент выступает с сольными концертами (с)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam


Вишневская, конечно, ни в жизни, и в мемуарах никого не жалела, видимо, считала, что имеет на это право после того, что пережила в ВОВ.

Слишком многие пережили в ВОВ гораздо больше, чем Галина Павловна. И все же не доходили до того, до чего доходила она. ВОВ - уж никак не индульгенция, чего ГП явно не смогла бы уразуметь.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн LucreziaB

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 90


Вишневская, конечно, ни в жизни, и в мемуарах никого не жалела, видимо, считала, что имеет на это право после того, что пережила в ВОВ.

Слишком многие пережили в ВОВ гораздо больше, чем Галина Павловна. И все же не доходили до того, до чего доходила она. ВОВ - уж никак не индульгенция, чего ГП явно не смогла бы уразуметь.
Согласна с Вами.
Мы живем в такое время, когда авангард располагается сзади, а аккомпанемент выступает с сольными концертами (с)

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
После того, как я пристрастился к Голованову и он стал моим любимым дирижёром, ко мне в руки попала автобиография Галины Вишневской. И что же? Читаю:

 Что Галина Павловна знала о требованиях искусства, если она не умела читать ноты?

Ого-го. Не то что не знал, даже и с трудом верится. Ноты не читала. Правда? Точно? И что даже в 20-30-40 не нашла времени научиться? А судя по книге, махровый апломб, оценки всем и вся, требования и запросы. Это что получается, музыкальный дилетант (с голосом) чуть не всех профи вокруг себя отмеривает по своим «понятиям»... По книге, так об этом ни в жизнь не догадаешься. Ну длительности то хоть наверняка понимала. Иначе я в ступоре. Может найдутся тут оперные профи-знатоки, просветят нейтрально объективное состояние ее дел как оперной певицы. Пожалуйста..

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
После того, как я пристрастился к Голованову и он стал моим любимым дирижёром, ко мне в руки попала автобиография Галины Вишневской. И что же? Читаю:

 Что Галина Павловна знала о требованиях искусства, если она не умела читать ноты?

Ого-го. Не то что не знал, даже и с трудом верится. Ноты не читала. Правда? Точно? И что даже в 20-30-40 не нашла времени научиться? А судя по книге, махровый апломб, оценки всем и вся, требования и запросы. Это что получается, музыкальный дилетант (с голосом) чуть не всех профи вокруг себя отмеривает по своим «понятиям»

Именно так.
Но в своей книге она этот вопрос деликатно обходит :)) Т.е. она вроде как "работала над партиями", но как именно, оставила за кадром.
Мне ещё Анна Дмитриевна Чехова рассказывала, а уж ей-то многие профессионалы говорили, что партии Вишневская "учила" так: поскольку ноты она читать не умела, Ростропович на рояле ей мелодию выстукивал, а она за ним повторяла. Вот такой был у неё процесс "работы над партией"!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 243
Но как можно профессионально заниматься музыкой, не  умея читать ноты?

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Я подозреваю, что не так все радикально, как очертил Predlogoff или предполагают ее (Вишневской) недоброжелатели. Скорее она просто не могла, не умела внутренним слухом распознавать интервалы, т.е. слышать за текстом мелодию и поэтому распознавала ее на рояле пальчиком. Ростропович, конечно, помогал. Но в любом случае, для примы Большого Театра, да и не только, наличие таких проф навыков... Как бы это помягче сказать. Получается чуть не одир в один как с Марком Бернесом. Тот просто нот не знал, но душу вкладывал. Но это, для меня, более чем не аргумент. Мало ли что я нот не знаю, но у меня душа большая. Я все-таки надеюсь, что сюда забредет хорошо сведующий оперный певец и расскажет нам/мне, что там, по факту, имело место быть с Галиной Павловной. Если действительно так, как тут было сказано выше, то без сомнения, она обладала какими то невероятными потумызыкальными способностями попасть в БТ.

PS. Кстати, про Бернеса я это узнал, когда еще в 70х слушал радиопередачу концерт по заявкам. Слушатель написал письмо и «умножил его на ноль» этим. Я сразу стал смотреть на него косо.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Так я ведь тоже не сам это придумал, и я клянусь памятью тех, кто мне сообщил об этом, что я ни капельки не исказил их слова. И я ещё не всё рассказал, что узнал от них, потому что большинство их рассказов о Галина Павловне, вернее о том, как она себя вела и что и как говорила, не пройдут во всеобщем доступе из соображений соблюдения приличий.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Ну так и хорошо. Запасемся попкорном и будем ждать продолжений :) Лишь бы оперный народ откликнулся по существу. Больно любопытно праздное...
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2014, 22:57:16 от maximav »

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 36
Как жаль, что мы больше никогда не почитаем ни одного рассказа Предлогова о Галине Павловне. Да и не только о ней.