Автор Тема: К.Н.Игумнов (1873-1948) - выдающийся пианист и его школа: Л.Н.Оборин (1907-1974), Я.В.Флиер (1912-1977)  (Прочитано 41301 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Любопытно сравнить, как оба выдающихся пианиста (Флиер и Оборин) исполняют 3-й концерт Рахманинова.

Материалы по теме здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg11404#msg11404

Я нахожу у них много общего как в деталях, так и в глобальных параметрах формы концерта, как они её выстраивают.
Интересно также, что в плане подачи деталей и формы целого к ним явно примыкает Э.Г.Гилельс. Впрочем, что ж тут удивительного, если в те времена 3-й концерт сам автор на пластинку ещё не записал, а в живых концертах в России в обеих столицах его играли не слишком много ввиду сложности ф-п партии, а если и играли, то, в основном, те, кто учился у преподавателей, знакомых с дореволюционным авторским исполнением.
На своём дипломном выступлении этот концерт на выпуске играл Фейнберг, слышал игру Рахманинова также Гольденвейзер, слыхал его и Игумнов, и, наверное, Блуменфельд.
По-видимому, по большей части именно Игумнов в России через своих учеников - Оборина и Флиера - пронёс авторскую традицию исполнения 3-го концерта, к которой позднее примкнул и Гилельс.
Известно, что когда Гилельс обратился к Г.Г.Нейгаузу с просьбой разучить с ним 3-й концерт, то был отослан им по 2-му концерту, так что 3-й он учил самостоятельно, руководствуясь теми исполнительскими образцами, которые ему довелось услышать от других.
« Последнее редактирование: Август 10, 2011, 22:20:47 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тут играет Я.Флиер - 2-й концерт Листа.

http://www.youtube.com/watch?v=uNqFZy40brU
http://www.youtube.com/watch?v=XJ8orb33r0I
http://www.youtube.com/watch?v=tyCVtfBq8x8

В одном месте он наврал - и по этому поводу сокрушённо кивает головой :) Но переписывать не стал ! :)
А вот тут он же играет 3-й концерт Бетховена:

http://www.youtube.com/watch?v=_9_8KM895Xk
http://www.youtube.com/watch?v=56f7e_7mC3c
http://www.youtube.com/watch?v=C_TSIV7uOpo
http://www.youtube.com/watch?v=pC-xJw-mPtA

Это, конечно, чудо, что всё это уцелело !
Но есть ещё и съёмка 1-го концерта Рахманинова с Флиером ! Целиком весь концерт ! Но в сети не выложена почему-то.
Если кто найдёт, прошу дать ссылку.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Давно уже разыскиваю 3-й концерт Рахманинова в позднем исполнении Флиера: 60-70-х годов.
Должны были быть сделаны записи в США, где он несколько вечеров подряд исполнял его п\у Бернстайна, а также отечественные записи.
Я помню его поздние исполнения, но записей не могу найти до сих пор.
Если кто в курсе дела, сообщайте !

Поздняя его трактовка существенно отличалась от ранней. Флиер даже каденцию 1-й части играл по-другому, нежели в юности: тот, кто этого не слушал, не может даже себе представить, насколько интересно в тембровом отношении звучали у него лирические моменты и кульминации 3-го концерта в поздние годы. В точке высшего динамического подъёма каденции не верилось, что звучит один лишь рояль - Флиер всем корпусом налегал на клавиатуру, извергая из инструмента такую мощь, что в рёве струн мерещились тембры медных духовых. Я до сих пор не могу забыть это мощное "трубное" звучание плотных аккордов, которыми изложена мажорно-преображённая и победно-величественно скандированная тема, и никогда более не слышал ничего подобного.
Как и в увертюре к "Тангейзеру" многотембровость и трубная мощь в подаче Флиера просто потрясали - такая оркестральность была !
Некоторые известные музыканты отдавали предпочтение исполнению Флиера даже перед авторской записью 3-го концерта - я не знаю, объективно ли это, но в чём я абсолютно уверен, так это в том, что живое исполнение вполне могло поражать воображение сильнее любой записи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот что я нашёл в каталоге ГТРФ, глазам своим не верю:

КОНЦЕРТ ЛЬВА ОБОРИНА (ф-но) И ГОСУДАРСТВЕННОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА СССР Дирижер Николай АНОСОВ 1:07:26 - Каталог
Главная > Каталогверсия для печати

Раздел: Радиофонд - Концерты, музыкальные программы
ID: 12625691
Год: 
Где произведена запись/дата записи: Большой зал Московской консерватории им. П.И.Чайковского. 1949
Хронометраж: 0:36:06
Исполнители: Оборин Лев (фортепьяно) и оркестр (РСФСР)
Название произведения: КОНЦЕРТ № 1 для фортепьяно с оркестром ми минор Соч. 11 (1830 г.)
Композитор: ШОПЕН Фридерик

==================


1-й концерт Шопена ?? Никогда не слышал и даже понятия не имел, что существует такая запись Оборина.
Воистину, нет ничего менее предсказуемого, чем наше прошлое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
12 Прелюдий Ор.28 и мазурка Ор.50 Nо.3
http://www.youtube.com/watch?v=h7c-yFDBjVg&feature=related


Меня давно удивляло, почему из 24 прелюдий записана только половина ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вышел любопытный диск:

Русская исполнительская школа ч.6 - Яков Флиер, Станислав Нейгауз (Beethoven, Chopin, Liszt)


Год выпуска: 2010
Жанр: Classical, piano
Продолжительность: 98 min


Режиссер: Из собрания Гостелерадиофонда


Описание:
Яков Флиер
Бетховен
1. Соната ре минор, соч.31  2
Шопен
2. Баркаролла фа диез мажор, соч.60
3. Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч.9  2
4. Ноктюрн до минор, соч.48  1
5. Вальс ля минор, соч.34  2
6. Вальс ре-бемоль мажор, соч.64  1
Лист
7. Концерт  2 для фортепиано с оркестром
Яков Флиер (фортепиано) и Симфонический оркестр ЦТ и ВР.
Дирижер - Максим Шостакович


Станислав Нейгауз
Шопен
8. Этюд до минор, соч.25  12
9. Этюд ми мажор, соч.10  3
10. Вальс ля-бемоль мажор, соч.42  5
11. Баллада  4 фа минор, соч.52
12. Скерцо си-бемоль минор, соч.31  2
13. Мазурка фа минор, соч.68  4
Станислав Нейгауз (фортепиано)


Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR
Аудио: Russian (Dolby AC3, 2 ch), Russian (DTS, 5 ch)


http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg44285#msg44285
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Недавно просматривал архивные каталоги и обнаружил интересную запись - концерт памяти К. Н. Игумнова 4.4.1949, Большой зал консерватории. Участвуют в т. ч. - С. Рихтер, А. Гедике, Н. Обухова, П. Лисициан, Л. Оборин. Время звучания - 1 ч. 10 мин. Насколько мне известно, такая запись еще не была издана.   

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Недавно просматривал архивные каталоги и обнаружил интересную запись - концерт памяти К. Н. Игумнова 4.4.1949, Большой зал консерватории. Участвуют в т. ч. - С. Рихтер, А. Гедике, Н. Обухова, П. Лисициан, Л. Оборин. Время звучания - 1 ч. 10 мин. Насколько мне известно, такая запись еще не была издана.   

Интересно !
Давайте у Юрия в потоке о Рихтере поинтересуемся, с какой записью из рихтеровского каталога её можно отождествить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Недавно просматривал архивные каталоги и обнаружил интересную запись - концерт памяти К. Н. Игумнова 4.4.1949, Большой зал консерватории. Участвуют в т. ч. - С. Рихтер, А. Гедике, Н. Обухова, П. Лисициан, Л. Оборин. Время звучания - 1 ч. 10 мин. Насколько мне известно, такая запись еще не была издана.    

Информацию подтверждаю. Рихтер пишет об этом концерте в своей тетради. Могу добавить, что участвовало также трио: Оборин (т.е., он в составе трио), Ойстрах, Кнушевицкий и квартет им.Бетховена.

Присутствие Трио - понятно: Оборин играл в нём вместо Игумнова. В самом конце жизни Константина Николаевича - уже в эпоху магнитной записи - успели записать один из последних клавирабендов Игумнова, в котором он сыграл несколько своих исполнительских шедевров: Сонату h-moll Шопена, Сонату G-dur Чайковского и 7-ю сонату D-dur Бетховена. Невозможно вообразить, как мы могли бы судить о его исполнительстве, если бы этот концерт не был записан ! А ведь в те же дни и месяцы он сыграл ещё несколько клавирабендов, которые никто не удосужился записать, в частности, мне лично особенно жаль, что осталась незаписанной 32-я соната Бетховена, об игумновском исполнении которой до сих пор ходят легенды. И Игумнов играл её в серии концертов, которым волею судеб выпал жребий оказаться последними в жизни великого пианиста.
В те же годы были сделаны первые фонограммы Рихтера, исполнительская деятельность которого только-только начинала расширяться, чтобы в дальнейшем обрести известный нам по более поздним годам триумфальный размах.
И как жаль, что ни блистательный расцвет искусства одного, ни позднее золотое цветение искусства другого не были в достаточной степени зафиксированы грамзаписью – одни лишь бессистемные обрывки и иногда – о чудо ! – целиком случайно выхваченный из громадной череды клавирабенд.
Когда я думаю о том, что мы потеряли, не записав, я, конечно, помню и о том, что мы потеряли и продолжаем терять, не сохраняя записанное. Всё это печально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересная информация: кажется, фирма "Виста Вера" взялась за выпуск коллекции записей выдающегося нашего пианиста Я.В.Флиера !

http://www.cd-classica.ru/a236.htm




Яков  Флиер, фортепиано, т.1    
Записи сороковых годов

1  Бах-Файнберг. Largo                                                        7.06
2  Бах–Бузони. Чакона. (И.С.Бах.
Чакона  из Партиты для скрипки соло,
BWV 1004, № 2,  в переложении для фортепиано
Ферруччо Бузони)                                                                13.50
Йоханнес Брамс (1833-1897)
3  Интермеццо A-dur, ор. 118, № 2                                     5.35
4  Четыре вальса, ор. 39                                                      4.48
Исаак Альбенис       (1860– 1909)
5 Гранада (из Испанской сюиты)                                      4.29
6 Кордова,     оp.232, №.4                                                    4.48
Фредерик Шопен (1810-1849)
7 Ноктюрн E-dur, op. 62, № 2                                              5.59
8  Ноктюрн, fis -moll, op. 48, № 2                                        7.11
9  Мазурка a-moll  op. 17, № 4                                             3.56
10  Мазурка As-dur, op. 50, № 2                                          2.47
11 Полонез fis-moll, op. 44                                                   9.30                            
Время звучания: 70.31
Звукоинженер – Тамара Бадеян
Restoration: Vista Vera / Реставрация – Виста Вера, 2011

------------------------


http://www.cd-classica.ru/a237.htm





Яков  Флиер, фортепиано, т.2    Из записей сороковых годов

1 Штраус- Грюнфельд. Парафраз на тему вальса из оперетты «Летучая мышь»      5.06
2  Вагнер-Лист. Романс Вольфрама из оперы «Тангейзер»             8.00
3  Вагнер-Лист. Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»  7.27
       Ференц Лист (1811-1886)
4  Утешения,  № 3.  Lento placido                                                           3.44
5  Поэтические  и религиозные гармонии. Погребальное шествие  11.08
Трансцендентные этюды,    S. 139
6   № 10, f-moll                                                                                         4.01
7   № 12, A dur, «Метель»                                                                      4.37
8  Концерт № 2 для фортепиано с оркестром  A dur, S.125              19.16

Время звучания: 63.50
Государственный симфонический оркестр СССР п/у Н.Аносова (8 )
Запись: 26.05.1948 из БЗК (8 ); 1946 (6,7); 1947 (1); 1948 (2-5)
Звукоинженер – Тамара Бадеян
Реставрация – Виста Вера, 2011
« Последнее редактирование: Август 11, 2011, 02:27:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, оба диска Флиера - 1-й и 2-й - уже в продаже.
Записи эти уникальны в том отношении, что зафиксировали игру молодого Флиера до того, как его правую руку поразила болезнь, надолго - почти до начала 60-х гг. - оторвавшая его от широкой эстрады.
Если к этим фонограммам добавить ещё 3-й концерт Рахманинова, записанный в 40-х годах на тонфильм, то этим, по-видимому, как раз и будет исчерпана ранняя дискография Флиера. В 60-е гг. перед нами появился уже совсем другой мастер - зрелый, вырастивший своих собственных учеников, познавший жизнь, но уже не такой молодой и не такой буйный ! :)
Его исполнительство 30-40-х гг. отличалось невероятной техничностью, подлинно романтическим горением и даже, как утверждают очевидцы тех лет, броской плакатностью подачи. Ну что ж, у нас появился отличный способ проверить эти слова.

P.S. Покупайте диски, не ждите появления записей в интернете, не жалейте денег: на затраченные вами деньги будут отреставрированы и выпущены в свет другие уникальные записи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Если к этим фонограммам добавить ещё 3-й концерт Рахманинова, записанный в 40-х годах на тонфильм, то этим, по-видимому, как раз и будет исчерпана ранняя дискография Флиера.

Судя по эл. каталогу ГТРФ, к записям 40-х гг. относятся также:
1. Кабалевский ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ПРЕЛЮДИИ для фортепьяно Соч. 38 (46 г., время звуч. 00:39:27)
2. Кюи НОКТЮРН для 2-х фортепьяно (Анданте нон троппо) Соч. 69 № 2 (вместе с Э. Гилельсом, 49 г., 00:09:30)
3. Ляпунов. ПАСТОРАЛЬНЫЙ ПРЕЛЮД для двух роялей Соч. 54-бис (вместе с Э. Гилельсом, 49 г., 00:10:40)
4. Кюи ИНТЕРМЕЦЦО для 2-х фортепьяно Ре мажор Соч. 69 № 1 (вместе с Э. Гилельсом, 49 г., 00:02:30)
5. Лист “МЕТЕЛЬ” Этюд "№12 из “Этюдов высшего исполнительского мастерства” транцендентного исполнения" Соч. 1851 г. (46 г., 00:04:35)
6. Шопен БАРКАРОЛЛА Фа диез мажор Соч. 60 (46 г., 00:07:50)

Наверняка есть что-то еще, поскольку эл. каталог заведомо не полный.

Sergey

  • Гость
Если к этим фонограммам добавить ещё 3-й концерт Рахманинова, записанный в 40-х годах на тонфильм, то этим, по-видимому, как раз и будет исчерпана ранняя дискография Флиера.

Судя по эл. каталогу ГТРФ, к записям 40-х гг. относятся также:
1. Кабалевский ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ПРЕЛЮДИИ для фортепьяно Соч. 38 (46 г., время звуч. 00:39:27)
......................

Наверняка есть что-то еще, поскольку эл. каталог заведомо не полный.
Хорошо помню, что у моих бабушки и дедушки была граммофонная пластинка на 78 об/мин, по-моему, еще довоенного выпуска, формата (размера) "гранд", на которой была представлена запись Баркаролы (Июнь) Чайковского из цикла Времена года в исполнении Якова Флиера. Поскольку "гранд" соответствует диаметру пластинки примерно в 25 см и времени звучания около 3 минут, а продолжительность Баркаролы Чайковского больше, то запись была размещена на двух сторонах и после проигрывания первой стороны пластинку нужно было перевернуть и слушать вторую сторону. Но я точно помню, что на пластинке было именно исполнение Флиера - я её слушал в детстве не один раз.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Хорошо помню, что у моих бабушки и дедушки была граммофонная пластинка на 78 об/мин, по-моему, еще довоенного выпуска, формата (размера) "гранд", на которой была представлена запись Баркаролы (Июнь) Чайковского из цикла Времена года в исполнении Якова Флиера. Поскольку "гранд" соответствует диаметру пластинки примерно в 25 см и времени звучания около 3 минут, а продолжительность Баркаролы Чайковского больше, то запись была размещена на двух сторонах и после проигрывания первой стороны пластинку нужно было перевернуть и слушать вторую сторону. Но я точно помню, что на пластинке было именно исполнение Флиера - я её слушал в детстве не один раз.

Конечно, помимо фондовых лент, есть еще и грамзаписи. Судя по приведенной выше ссылке на пластинку 38 г. с рондо Мендельсона, у Флиера есть в т. ч. и довоенные грамзаписи. Очевидно, есть и пластинки 40-х гг. на 78 об.мин.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да уж, выпущенные в те годы пластинки, наверное, никто и во внимание не принимает - дескать, "полежат", т.к. уже выпущены и никуда не денутся.
При выпуске таких раритетов, как нынешние флиеровские CDs, конечно, было бы неплохо сообщать слушателям, что, где и в каком виде хранилось, чтобы хоть можно было понять, что откуда взялось и сколько чего ещё осталось за кадром.
Полной дискографии Флиера я не видел никогда: в большой книге о нём её не было; думаю, что её до сих пор не существует.
Хотя в книге о Г.Р.Гинзбурге тоже не было дискографии этого пианиста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оба диска Флиера я уже послушал. Впечатления самые колоссальные и ностальгические ! :)) Я будто окунулся в русскую советскую музыкальную жизнь середины ХХ века ! Удивительной силы искусство.
Вопрос: будем ли проводить коллективное заслушивание и обсуждение ?
Я готов обратить внимание на "Чакону" Баха-Бузони; на Полонез fis-moll Шопена, исполнение которого Флиером считаю теперь лучшим (наряду с феноменальным исполнением Гофмана) среди стильных; на "Романс Вольфрама" и "Смерть Изольды" Вагнера-Листа, а также на обработку Штрауса-Грюнфельда и на трансцендентные Этюды Листа (10-й и 12-й) и его же 2-й ф-п концерт (уникальный у Флиера, но давно известный, впрочем, по другим публикациям этой фонограммы).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 436
Я бы заслушала с удовольствием

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Флиер потрясающе сыграл Полонез fis-moll Шопена ! Я слышал эту вещь во многих исполнительских вариантах, в т.ч. в захватывающем своей яростью исполнении И.Гофмана, но в художественном отношении ничего подобного флиеровскому исполнению услышать доселе не доводилось. Если говорить об исторических аналогиях, то именно такой я представлял себе шопеновскую игру великого Антона Рубинштейна, в репертуаре которого, разумеется, тоже был этот Полонез. Такая суровость, трагедийность, ритмическая непреклонность; перед репризой – "вспарываемая" сверкающими пассажами тишина. Но если энергетика Гофмана подавляет настолько, что забываешь даже, что звучит именно "полонез", а не что-то другое, то Флиер ни на секунду не позволяет забыть о жанровой принадлежности этой вещи: у него это именно "полонез" во всей его жанровой характерности, а в то же время – грандиозная трагическая поэма. Он играет в довольно бодрых темпах, но не бравирует ни темпами, ни динамикой – даже столь ошарашивающе-мощно "рычащие" у Гофмана гаммы в басах, которым выдающийся польский пианист наверняка подобрал соответствующую его замыслу "атлетическую" аппликатуру, у Флиера выглядят хотя и грозно, но не утрированно, т.е. соотнесены с шопеновскими исполнительскими возможностями.
"Чакона" Баха-Бузони поражает у Флиера не столько физической мощью, сколько глубоким бархатом басов, нарочитой "органностью" подачи: если подразумевать именно органный прототип и играть эту вещь именно как транскрипцию некой подразумеваемой органной, а не скрипичной вещи, то лучшего исполнения трудно пожелать !
Обаятельно выглядит обработка Штрауса-Грюнфельда – но эту вещь Флиер играет не как виртуозную побрякушку, а как по-настоящему красивую музыку, достойную исполнения в концерте с классической программой, в результате чего эта салонная транскрипция превращается в изящную концертную пьесу, которая могла бы соседствовать, к примеру, с вальсами Шопена или Чайковского.
Флиеровское исполнение "Романса Вольфрама" напоминает о том, что исполнитель является одним из ярчайших представителей русской ф-п школы со всеми присущими ей лучшими чертами: изумительная кантилена, долго тянущийся звук, выдающееся мастерство "пения на рояле", а кроме того, совершенно очевидно, что Флиер отлично знает и любит оперу, в т.ч. и Вагнера, отсюда и мастерская имитация вокальных эффектов, и оркестральное богатство ф-п тембров. Жаль, что на этом диске нет Увертюры к "Тангейзеру" Вагнера-Листа, выдающимся и, на мой взгляд, непревзойдённым исполнителем которой был Флиер. Надеюсь, что сохранились хотя бы более поздние варианты его исполнения этой вещи.
Коньком Флиера всегда были "Трансцендентные этюды" Листа, особенно этюд "Метель", в своё время вошедший в легенды среди его поклонников: Флиера часто просили сыграть его на бис. Изобразительная звукопись пианиста в этой вещи почти физически рельефна, а симптоматика настолько явственна, что картины мглы и вьюги становятся почти реально ощутимыми.
2-й концерт Листа впечатляет  в исполнении Флиера контрастами мощи и лирики. Записанный в 1948 году на вечере памяти Игумнова этот концерт слушается на одном дыхании, как большая лирическая поэма. Сногсшибательно эффектно Флиер подаёт параллельные ф-п октавы на последних страницах концерта – они у него звучат громоподобно, чуть ли не перекрывая весь оркестр; Флиер не жалеет здесь сил и красок для воплощения могуче-оркестральной ф-п игры, выступая достойным наследником традиции ф-п оркестральности, идущей ещё от Ф.Листа и Ант.Рубинштейна.
В целом оба диска, только что выпущенные фирмой Виста Вера, которые содержат фонограммы раннего периода исполнительства Флиера, позволяют буквально с головой погрузиться в музыкальную атмосферу 40-х годов, донесённую до нас через искусство одного из самых ярких её творцов. В этих интерпретациях угадываются и музыкантские, и слушательские вкусы тех далёких лет, сам за себя говорит зафиксированный фонограммой репертуар, отчётливо отражается манера интонирования, общее настроение и эмоциональный фон той эпохи - эпохи Великой войны и Великой победы, трагически-триумфальные отзвуки которой ощущаются в интерпретациях Флиера столь же явственно, как и в послевоенных фонограммах великого нашего дирижёра Н.С.Голованова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sergeey

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Извините за вторжение. А кто-нибудь может мне охарактеризовать этого пианиста. Я в детстве сравнивал две пластинке - "Детский альбом" Чайковского Флиера и Гондельвейзера. Гондельвейзер мне нравилс в миллион раз больше, Флиер, мне казалось, не знал, что с этим альбомом делать и вообще зачем он его записал. Ну, как-то все очень академично, правильно. Сейчас послушал "Симфонические этюды" Шумана и остался впечатлен. Какое-то соединение классической строгости и романтического беспредела, что, по-моему, важно для Шумана и мало кому удается. Я понимаю, что ... со свиным рылом.... но кто мне сумеет даст какой-то портрет этого пианиста... Не советы - послушайте то, послушайте се... Я понимаю, что это все словесно выразить трудно, но какой-нибудь портрет, если можно... Я привык, что Рихтер (которого я люблю) и Гилельс (которого я не люблю) - гении, а Флиер, Оборин - так, думал, на безрыбье - и рак рыба. Один, вроде, выпивал, у другого тоже проблемы.... Как-то на конкурсах в 38 г. Гилельс его обошел, и для меня Флиер - так, учитель в консерватории... Плетнева учил. Но кто такой Плетнев? Внимательно прочитал Predlogoff'а. Получается, что это был виртуоз (сравнивает с Гофманом, Гофманым). Тогда я понимаю, это было какое-то время, когда техника куда-то проавлиась, пришли Софроницкие, тот же Игумнов. Уже если человек играет Метель - он пианист. Но сегодня-то, при живом Мацуеве, чего удиваляться?
Короче, я высказался, жду, если кто ответит.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Еще несколько ранних записей Я. Флиера со старых пластинок (1936-38 гг.):

Альбенис, Шопен, Донаньи, Лист, Мендельсон
http://www.classicalconnect.com/#/browse/search/flier

Чайковский "Баркарола" (Июнь):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14669&mode=search

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Еще несколько ранних записей Я. Флиера со старых пластинок (1936-38 гг.):

Альбенис, Шопен, Донаньи, Лист, Мендельсон
http://www.classicalconnect.com/#/browse/search/flier

Чайковский "Баркарола" (Июнь):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14669&mode=search

Ой, какой раритет ! :)
Это каких же годов записи ? Судя по треску пластинок, ещё довоенные или же военного времени.
Я надеюсь, что всё это - а также многое из того, что лежит в архивах - будет переиздано.
Виста-Вера начала издание флиеровского сборника с 40-х годов - с оцифровки магнитных записей. Вероятно, это правильно в том смысле, что магнитные записи надо спасать как можно скорее.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Грёзы любви" послушал: какое настроение, какой покой ! И, кстати, как эта запись напомнила мне исполнение той же вещи Святославом Рихтером в чуть более поздние времена ! Всё же Святослав Теофилович при всём своём новаторстве тоже очень тесно примыкал к русской школе, и схожесть его решений с решениями других маститых пианистов той эпоха вполне очевидна.
Какая кантилена у Флиера ! Он подаёт мелодию, будто певец поёт ! Поразительно. И какая тембровая многоплановость - и близь, и даль; и пассажи, подобные лёгкому дуновению летнего ветерка; какая культура звукоизвлечения: специально подобранный "матовый" тембр, благородная сдержанность подачи материала. Какая красота ! Вот она - настоящая русская школа ! На таких записях можно учиться играть, сегодня они сами по себе - целая школа !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Ой, какой раритет ! :)
Это каких же годов записи ? Судя по треску пластинок, ещё довоенные или же военного времени.

"Грезы любви" Листа и Вальс Шопена - 1936 г., баркарола Чайковского - 1940, остальные - 1938.