Автор Тема: К.Н.Игумнов (1873-1948) - выдающийся пианист и его школа: Л.Н.Оборин (1907-1974), Я.В.Флиер (1912-1977)  (Прочитано 38225 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sergey

  • Гость
Еще несколько ранних записей Я. Флиера со старых пластинок (1936-38 гг.):
....................
Чайковский "Баркарола" (Июнь):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14669&mode=search
Да, это именно та самая пластинка, которая была у моих бабушки и дедушки и о которой я писал выше в сообщении #14 в конце первой страницы этой темы.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, это именно та самая пластинка, которая была у моих бабушки и дедушки и о которой я писал выше в сообщении #14 в конце первой страницы этой темы.

Теперь зато можно слушать не переворачивая.  :)
Шедевральная запись. И, кстати, очень хорошо оцифрована.

Sergey

  • Гость
Да, это именно та самая пластинка, которая была у моих бабушки и дедушки и о которой я писал выше в сообщении #14 в конце первой страницы этой темы.

Теперь зато можно слушать не переворачивая.  :)
Шедевральная запись. И, кстати, очень хорошо оцифрована.
Да, большое спасибо Вам, уважаемый Максим, за эту ссылку, за возможность вновь услышать запись, которую не слышал со времен моего детства.
Именно точно такую пластинку, именно с точно такой этикеткой я и "заводил" (так тогда говорили) сначала на патефоне, а затем - уже в начале шестидесятых - на радиоле, когда на летние каникулы приезжал в гости к бабушке и дедушке в город Мариинск, где они жили в те годы. Сейчас вот рассматривая этикетку этой пластинки, обратил внимание на её цену, указанную на этикетке: 3 рубля. Заинтересовался, а как эта цена соотносилась с зарплатой, которую получали в год выхода этой пластинки - 1940. Не смог найти сведений о том, какими могли быть заработки у школьных учителей (мои бабушка и дедушка перед войной были учителями в школе). Но удалось найти данные, сколько получали перед войной инженеры и рабочие:
Цитировать
...в 1937 г. заводской инженер получал 1500 руб. в месяц, директор - 2000, квалифицированный рабочий - 200-300 руб., минимальная зарплата для рабочих составляла 110-115 руб.

(Источник - http://www.1917.com/History/I-II/rmZH0i30fEkZSDSDxKo7uOw3aNg.html)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, большое спасибо Вам, уважаемый Максим, за эту ссылку, за возможность вновь услышать запись, которую не слышал со времен моего детства. Именно точно такую пластинку, именно с точно такой этикеткой я и "заводил" (так тогда говорили) сначала на патефоне

Я бы не удивился узнав, что записи эти делались с 1 дубля ! Ощущение формы совершенно поразительное: исполнение явно отшлифовано годами концертной практики; а микроскопические пианистические шероховатости указывают на то, что исполнитель не имел возможности переписывать и делал вещь сразу. В такой фонограмме выдающегося мастера, однако, всегда очаровывает единство дыхания, выдержанного на всём её протяжении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Именно точно такую пластинку, именно с точно такой этикеткой я и "заводил" (так тогда говорили) сначала на патефоне, а затем - уже в начале шестидесятых - на радиоле, когда на летние каникулы приезжал в гости к бабушке и дедушке в город Мариинск, где они жили в те годы

Это который Мариинск ? В Кемеровской области ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Именно точно такую пластинку, именно с точно такой этикеткой я и "заводил" (так тогда говорили) сначала на патефоне, а затем - уже в начале шестидесятых - на радиоле, когда на летние каникулы приезжал в гости к бабушке и дедушке в город Мариинск, где они жили в те годы

Это который Мариинск ? В Кемеровской области ?
Да, тот самый.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В Лебедяни начнется реставрация дома Игумновых

http://gorod48.ru/news/23609/?sphrase_id=185552
(26 февраля 2010 г.)



В Лебедяни начнется реставрация дома Игумновых, в котором сейчас расположена администрация Лебедяни. После реставрации в доме, где родился известный пианист Константин Игумнов, разместится музыкальная школа и культурный центр, в котором будут проводиться «игумновские» фестивали, а мэрия Лебедяни переедет в другое здание.

В Лебедяни начнется реставрация дома Игумновых, в котором сейчас расположена администрация Лебедяни. После реставрации в доме, где родился известный пианист Константин Игумнов, разместится музыкальная школа и культурный центр, в котором будут проводиться «игумновские» фестивали, а мэрия Лебедяни переедет в другое здание.

Как сообщил GOROD48 заместитель начальника областного Управления культуры Михаил Рязанцев, реставрация здания, постройки XIX века, по улице Советской, 6 начнется уже в мае этого года. С момента постройки здание ни разу не ремонтировалось.

В 2010 году в доме Игумновых планируется отремонтировать кровлю и фасад, в 2011 году - реконструировать интерьеры.

По словам главы города Лебедянь Александра Ишутина, по окончании реставрации, мэрия должна переехать в другое здание.

- Пока мы не занимались вопросом переезда в другое помещение, - рассказал Александр Ишутин. – Но, очевидно, после реставрации и ремонта дома Игумновых, когда в нем разместится школа, мэрии нужно будет съезжать. Этот вопрос отдаленной перспективы и, думаю, мы его решим совместно с администрацией района. Конечно, лучше бы построить для мэрии отдельное, современное здание, но, найдутся ли на это средства? Скорее всего, придется подыскивать в Лебедяни уже существующее здание. Варианты есть, есть и время для раздумий и принятия решений.

Константин Николаевич Игумнов выдающийся русский пианист и педагог, один из создателей русской пианистической школы, Народный артист СССР, ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Родился 19 апреля (1 мая) 1873 года в Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область), в купеческой семье.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Межднародный конкурс-фестиваль юных пианистов им.К.Н.Игумнова

http://igumnov.inlipetsk.ru/ru/about/

Константин Николаевич Игумнов родился 1 мая 1873 года в г.Лебедяни Липецкой области (ранее Тамбовской губернии).

Влечение к музыке проявилось у мальчика в очень раннем возрасте. Уроки музыки давала ему гувернантка А.Ф.Мейер. Это была образованная, интеллигентная женщина, увлекающаяся литературой, искусством, что несомненно, влияло на душу и ум юного дарования. Сегодня в музее г.Лебедяни можно увидеть афишу тех лет, в которой объявляется об участии в городском концерте 7-летнего Кости Игумнова.

Большие музыкальные успехи сына заставили родителей отправить его в 14-летнем возрасте на учебу в Москву. Но оставшись там, он никогда не забывал свой родной зеленый и красивый городок, часто приезжал туда, выступал перед его жителями.

Город Лебедянь, где провел свои детские и отроческие годы пианист, дал ему первые жизненные и музыкальные впечатления. О Лебедяни К.Н.Игумнов вспоминал, как о важном периоде своей жизни. И по просьбе Константина Николаевича в день похорон, 26 марта 1948 года, в его могилу была брошена горсть земли с его малой родины.

На мраморной Доске Почета, установленной в Московской консерватории, золотыми буквами высечены имена ее лучших питомцев. Среди них, в выпуске 1894 года, имя пианиста К.Н.Игумнова:

Достаточно было раз услышать игру Игумнова, чтобы она навсегда осталась в памяти. Под его пальцами инструмент пел с теплом, задушевностью, заставляя сравнивать музыку с живым звучанием человеческого голоса. Играя своих любимых композиторов - Бетховена, Шопена, Шумана и особенно русских - Чайковского, Рахманинова - пианист вводил слушателя в чудесный мир, где сложное становилось ясным и понятным, а в простом открывалось глубокое и значительное.

В 25-летнем возрасте К.Н.Игумнов становится профессором Московской консерватории. Почти полвека длилась его напряженная, плодотворная педагогическая работа. С 1924 по 1929 год он занимал пост ректора этого ВУЗа. Его класс всегда притягивал талантливую молодежь. Среди учеников К.Н.Игумнова - такие величины, как первый советский лауреат Международных конкурсов Лев Оборин, целая плеяда выдающихся музыкантов - Яков Флиер, Мария Гринберг, Наум Штаркман, Олег Бошнякович, Мария Гамбарян, Арно Бабаджанян и многие другие.

Воспитывая новое поколение пианистов, великий Учитель передавал секреты своего мастерства своим ученикам, а ученики, бережно сохранявшие их, - своим ученикам - <музыкальным внукам>. Вот имена некоторых <музыкальных внуков> К.Н.Игумнова: Тигран Алиханов, Владимир Ашкенази, Лев Власенко, Михаил Воскресенский, Белла Давидович, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Аркадий Севидов, Родион Щедрин.

Летом 1947 г. К.Н.Игумнов последний раз играл для своих земляков в родной Лебедяни. 3 декабря того же года состоялся его последний концерт в Большом зале Московской консерватории. 24 марта 1948 года К.Н.Игумнова не стало.

Его ученик, Я.И.Мильштейн писал: К.Н.Игумнов - идеал глубоко совестливого, благородного художника, покорявшего простотой, естественностью выражения мыслей и чувств, тончайшим звуковым мастерством. Доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, профессор Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Константин Николаевич почти никогда не довольствовался достигнутым в искусстве. Всегда шел вперед, сколько хватало сил, не переставая доискиваться нового в исполнительстве и педагогике>.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.melody.su/work/catalog/classic/1413

Яков Флиер, фортепиано
Аудиозапись на CD


В.А. Моцарт (1756–1791)
1. Фантазия до минор, К. 475 (1785 г.) 13.12

Р.Шуман (1810 – 1856) Фантазия до мажор, соч. 17
2. 1. Durchaus phantastisch und leidenschaftlich vorzutragen 13.31
3. 2. Mässig. Durchaus energisch 7.33
4. 3. Langsam getragen. Durchweg leise zu halten 10.41

Ф. Шопен (1810 – 1849)
5. Полонез № 2 ми бемоль минор, соч. 26 № 2 8.05
6. Ноктюрн № 18 ми мажор, соч. 62 № 2 6.10
7. Вальс № 6 ре бемоль мажор, соч. 64 № 1 1.38
8. Ноктюрн № 13 до минор, соч. 48 № 1 5.41
9. Мазурка № 21 до диез минор, соч. 30 № 4 3.32
10. Баркарола фа диез мажор, соч. 60 9.05

Общее время: 79.13
Запись: 17.09.1969 (1–4), 20.03.1972 (5–10)
Звукорежиссеры: Д. Гаклин (1–4), П. Кондрашин (5–10)
 Руководитель проекта: Е. Растегаева
Редактор: А. Трошин
Ремастеринг: М. Пилипов
Художник: О. Свистун

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Л.Н.Оборин (1907-1974)
« Ответ #34 : Апрель 01, 2012, 19:13:43 »
Хочу предоставить вашему вниманию интересные высказывания учеников Оборина о своём учителе.

Вот что пишет Д.Сахаров об исполнении Обориным произведений Рахманинова:

Цитата
--------------------------
"К большим творческим достижениям Л.Н.Оборина надо отнести его интерпретацию музыки Рахманинова. Если обострённое ощущение трагизма, неблагополучия бытия, подчас предельная напряженность лирико-драматических образов, погружение в бездны духа, изображения катастроф и катаклизмов, доходящие до колоссальных размеров и степени напряжения, скорбь и меланхолия композитора были чужды светлому в своей основе таланту Оборина, то тонкая, поэтичная лирика, элегические настроения, мощная энергия жизнеутвер-ждения, выливающаяся в грандиозные апофеозы финалов симфоний и концертов, динамизм и темперамент, наконец, бескрайний мелодический разлив — все это находило в душе Л.Н. живой отклик и ярко и талантливо воплощалось им в исполнении.
У всех, кто слышал оборинские интерпретации произведений Рахманинова, навсегда останется в памяти исполнение им 2-го концерта — одно из лучших в мировой концертной практике. Особенно впечатляли 2-я часть с её тонко выписанным рисунком фортепианной партии, светлым, поэтическим настроением и беспокойный, стремительный, полный огня и ощущения радости бытия финал. К творческим удачам надо отнести и 3-й концерт в его исполнении. Из сольных фортепианных сочинений композитора к высшим созданиям артиста принадлежат прелюдии (особенно такие, как D-dur, c-moll, G-dur и др.) и музыкальные моменты. К шедеврам Оборина можно отнести и исполнение им в ансамбле с С.Кнушевицким виолончельной сонаты Рахманинова, до сих пор недосягаемое".
--------------------------
(конец цитаты)

В оценке художественного подхода Л.Н.Оборина к исполнению произведений Рахманинова Сахарову вторит М.Воскресенский:

Цитата
--------------------------
"Оборин считал, что рояль может хорошо звучать при игре любыми приемами; так, главным анализатором звука являются уши. Если музыкант обладает «фантазией внутреннего слуха», то он сможет найти нужный звук, если у него нет органических дефектов в постановке руки. Вспоминая оборинскую кантилену, сразу слышишь её в Рахманинове. Второй и Третий концерты, прелюдии, этюды-картины. Может быть, он менее раскрывал в Рахманинове его мефистофельскую струну, за счёт широты мелодики, увлечения этими длинными, протяжёнными темами, звучавшими у него величаво и вольно, как полноводные реки.
Русский репертуар Оборина огромен. Все помнят его «Времена года», Большую сонату Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского. Любил он играть концерт Римского-Корсакова. Русская музыка была для него частью его музыкального естества, это был он сам, и в этом смысле его можно назвать хранителем традиций Игумнова, незабвенного пропагандиста русской музыки.
Как жаль, что не осталось записи си-бемоль-минорного концерта Чайковского в исполнении Оборина. Ведь он был одним из лучших его интерпретаторов, играл всю жизнь и играл замечательно. В таких сочинениях, как Первый концерт Чайковского, Второй концерт Рахманинова, особенно чувствовалась естественность, безыскусственность, может быть, даже какая-то наивность музыкального чувства Оборина. Всё просто, искренно, и кажется, что всё это страшно легко. Слушатель не замечает, как тонко это всё связано, как строгий отбор звуковых   построений  создал   пластичность  формы, её цельность".
--------------------------
(конец цитаты)

Любопытна "общефилософская" характеристика исполнительства Оборина, предложенная М.Воскресенским, а также его образное сравнение искусства Оборина с искусством Юдиной и Рихтера:

Цитата
--------------------------
"Из современников ему [Оборину] особенно близок был Прокофьев. Он прекрасно играл вторую, третью сонаты, и через всю жизнь пронес любовь к Третьему концерту.
В 1926 году, кончая консерваторию, Оборин одним из первых в нашей стране играл этот концерт, а спустя более сорока лет, на своем 60-летнем юбилее, наряду с любимыми сочинениями — Вторым концертом Шопена, Вторым концертом Рахманинова, снова замечательно исполнил и Третий концерт Прокофьева.
Гармоничность дарования при строгой логичности мышления позволила ему быть универсальным во всех стилях исполнения. Его поэтичность никогда не переступала границ ложной чувствительности, его воля и энергия никогда не превращалась в искусственный напор, его великолепное мастерство всегда было поставлено на службу выявления глубины мыслей и чувств композитора. И если искусство Юдиной можно сравнить с яркими красками древнерусской иконы, а искусство Рихтера представляется как суровая фреска, то искусство Оборина ассоциируется, по-моему, с совершенством и гармоничностью образов античного искусства Греции".
--------------------------
(конец цитаты)

А вот что пишет Д.Сахаров о Шопене в исполнении Оборина:

Цитата
--------------------------
"Несомненно, что исключительную роль в творческой биографии Оборина сыграл Шопен. Я имею в виду не только его историческую победу на I Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, которая имела важное значение для дальнейшей судьбы Оборина-пианиста. С этим композитором он имел много точек соприкосновения, Шопен затрагивал в нём какие-то сокровенные струны. Вместе с тем я считаю, что с Шопеном пианиста столь же многое сближает, сколь и разделяет. Сближает ярко выраженное лирическое начало в различных его градациях, чувство меры во всех проявлениях, высокий вкус, непосредственность переживания, поэтичность, психологическая достоверность, правдивость в передаче чувств. Разделяет же шопеновская трагическая стихия, патетика и пафос борьбы, совершенно не свойственные природе оборинского таланта, напряжённый тонус как в драматических эпизодах, так и в лирике, наконец, глубокая меланхолия. Мир Шопена лишен гармонического равновесия и ясного, цельного взгляда (сонату h-moll, полную светлых образов и энергии жизнеутверждения, можно рассматривать как творческий подвиг композитора, нашедшего силы в самую трудную пору своей жизни преодолеть внутреннюю дисгармонию и восславить светлые стороны бытия).
Наиболее полное отображение в исполнительском творчестве Оборина нашел многообразный мир шопеновской лирики. Здесь и светлая лирика, выражающая ощущение радости жизни (крайние части ноктюрна F-dur, побочная партия 1-й части сонаты h-moll), поэтическая лирика с лёгким налётом мечтательной грусти (главная тема 1-й баллады), печально-сосредоточенная элегия-раздумье (прелюдия h-moll), взволнованно-страстный лирический дуэт (этюд cis-moll op. 25). И, наконец, безбрежный лирический океан мазурок, которые содержат в себе лирику всех состояний и оттенков. Напомним такие шедевры артиста, как исполнение мазурки h-moll op. 33 и cis-moll op. 50. Но настоящим перлом исполнительского творчества Льва Николаевича был 7-й вальс cis-moll с его светлой элегической грустью и тайной меланхолией в подтексте. Правда, Оборина больше привлекал не подтекст, а первый план, и его он давал неподражаемо".
--------------------------
(конец цитаты)

В целом мнение Сахарова о Шопене в исполнении Оборина совпадает с мнением Воскресенского:

Цитата
--------------------------
"Интересен его [Оборина] собственный взгляд на великого польского романтика. Однажды он сравнил Шопена с Пушкиным. При всей относительности любых сравнений, я понимаю, что он имел в виду. Оборин воспринимал Шопена как трагическую личность, как великого классика. Его романтизм, лиричность — лишь часть сущности, в общем классически многогранной. Философичность Maestoso из си-минорной сонаты близка по охвату тем и образов к поздним опусам Бетховена. В то же время его мазурка как средневековая японская поэзия, где в трех строчках отражено лирическое восприятие мира. Шопен —это энциклопедия фортепиано, и каждый молодой пианист должен изучать его. Оборин часто повторял слова Антона Рубинштейна, что если бы Шопен написал только свои прелюдии, это уже сделало бы его бессмертным.
Шопен в исполнении Оборина всегда проникал в самую душу слушателя. Пожалуй, наиболее сильно именно в Шопене ощущалось его волшебство фортепианного звука. Не очень большие, но полные, совершенно свободные и мягкие руки Оборина умели извлекать звуки, напоминающие интонации человеческого голоса. Вокальность его кантилены, чувство колористичности цвета фортепианного звука ставят его наравне с выдающимися певцами фортепиано. Он играл близко к клавишам, несколько выпрямленными, не полностью закругленными пальцами, связывая их в мелодике небольшим поворотом кисти; его кисть, если смотреть сбоку, напоминала плавное движение смычка, и только на паузах рука свободно вскидывалась, может быть, несколько слишком вверх, для новой концентрации всех пальцев при исполнении следующей фразы".
--------------------------
(конец цитаты)

А вот что пишет Сахаров о технике Оборина:

Цитата
--------------------------
"Коронным видом техники у Оборина, без сомнения, была мелкая техника. Здесь он имел мало соперников. Лев Николаевич в совершенстве владел таким сложным её видом, который в старину называли perle. Как у большинства мастеров прошлого, беглость сочеталась у Льва Николаевича с высоким качеством звучания. В чем выражалось это качество ? Прежде всего в сочетании ясной артикуляции с мягким красивым туше в быстром темпе. Это и есть perle. (Наиболее яркие образцы этого вида техники в классической музыкальной литературе: этюд f-moll op. 25, Фантазия-экспромт Шопена, экспромт Шуберта Es-dur и др.) При помощи этого приема Лев Николаевич умел достигать изумительных эффектов. Особенно впечатляли в его исполнении такие моменты шопеновской музыки, как Es-dur'ный эпизод в разработке 1-й баллады, всегда поражавший необыкновенной легкостью и блеском, прелюдия G-dur, проносящаяся под его пальцами как ветерок, и, наконец, знаменитые проигрыши из 7-го вальса".
--------------------------
(конец цитаты)

Далее Д.Сахаров затрагивает вопрос "тайны туше" Оборина:

Цитата
--------------------------
"Кисть у Льва Николаевича была плотной, компактной. Пальцы средней величины, скорее короткие и также плотные, но в то же время легкие. Когда он играл кантилену, кисть и пальцы образовывали почти прямой угол. Это значит, что кисть он держал высоко, а пальцы округлял лишь слегка. При этом пальцы падали на клавиши почти с высоты кисти (то есть с значительным замахом) свободно и сразу, без задержки и подготовки, как это обычно делается многими при исполнении кантилены. При этом, казалось бы, должен возникать результат обратной предполагаемому, то есть жесткая звуковая артикуляция. Но этого не происходило. В самый последний момент, когда палец уже должен был соприкоснуться с клавишей, возникала мгновенная, почти рефлекторная амортизация и звуковая атака получалась мягкой. Таким способом преследовалась и достигалась двойная цель — с одной стороны, мягкий, певучий звук, с другой -четкая артикуляция, ясная музыкальная дикция. Соединялось несоединимое. В этой звуковой диалектике и крылось своеобразие оборинского звучания. В этом мимолётном техническом моменте и заключался, на мой взгляд, главный секрет пианиста. Я пробовал имитировать этот прием, но безуспешно. По-видимому, он не был плодом аналитической работы, а родился из самого «пианистического нутра» Льва Николаевича в процессе его становления как пианиста, то есть имел эмпирическую природу, отшлифованную затем многолетним исполнительским опытом и целенаправленной домашней работой".
--------------------------
(конец цитаты)

Это высказывания учеников Оборина.

И если взять исполнение 2-го ф-п концерта Шопена, который, как было сказано выше, был одним из любимейших произведений Оборина, то можно будет убедиться в справедливости мнения специалистов - его учеников. Также надеюсь, что мы найдём и послушаем мелкие шопеновские пьесы в его исполнении. Я лично до сих пор не могу забыть необычайно светлое звучание слышанного мною прорву лет назад шопеновского Ноктюрна c-moll – обычно пианисты, в частности, Софроницкий, подают его как монументально-трагическое полотно, а Оборин своим исполнением неожиданно раскрыл в нём лирико-оптимистическое начало ! К сожалению, я не в курсе, сохранилась ли фонограмма этого его шедевра.
Я полагаю, что вышеприведённых высказываний профессионалов, несмотря на мелкие субъективные отличия их оценок оборинского пианизма, вполне достаточно, чтобы сориентироваться в исполнительстве Л.Н.Оборина, по праву считающегося одним из крупнейших пианистов "золотого века" русского пианизма, пришедшегося на "советский" период его существования.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Л.Н.Оборин (1907-1974)
« Ответ #35 : Май 16, 2012, 09:47:59 »
На "классик онлайн" появилось любопытное исполнение Оборина, которое я до сего момента никогда не слышал:

3-й концерт Рахманинова для ф-п с оркестром
Czech Philharmonic Orchestra`, conductor Leopold Stokowski. Recorded: 20 May 1961, Smetana Hall, Prague (The Prague Spring Festival - 1961 г.)

http://classic-online.ru/ru/performer/168

Воистину, в архивах всего мира пылятся удивительные вещи ! :)) В своё время случайно наши оба концерта Шопена в исполнении Гофмана, 2-й концерт Шопена в исполнении Оборина, теперь вот нашли ещё один раритет, о существовании которго никто, наверное, и не подозревал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 198
К сожалению, диск не новый, он уже выходил в 2007 г.
Однако, хочу порадовать тем, что нашел книгу "Оборин-педагог", издательства "Музыка" 1989 г.
Очень примечательны статьи Куловой, Землянской, Егорова и Тюленева, посвященные особенностям интерпретации.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
К сожалению, диск не новый, он уже выходил в 2007 г.

Ах, так это переиздание. Но все равно хорошо.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 198
В магазине "Мир музыки" на "Маяковской" есть диск Льва Николаевича




[вложение удалено администратором]

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
http://www.youtube.com/watch?v=EhW5qIWiY4o
В ютубе появилась "Фантазия" Шумана в исполнении Флиера.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
сын Я.В.Флиера
« Ответ #41 : Август 18, 2012, 20:17:58 »
Сын Якова Флиера, Андрей Яковлевич Флиер (р.1950)- известный отечественный учёный:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Андрей Яковлевич Флиер (род. 14 ноября 1950, Москва) – российский ученый-культуролог, исследователь функциональной теории культуры, теории исторической динамики культуры, структуры культурологического знания и проблем развития культурологического образования. Флиер – доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета и Московского государственного лингвистического университета, председатель Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества России, руководитель Ассоциации культурологических кафедр и научных центров и Школы культурного моделирования, автор более 300 публикаций, в т.ч. 24 книг.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Канал Культура
4 сентября 2012 17:45
Рыцарь романтизма. Яков Флиер. д/ф

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я.В.Флиер, пианист
« Ответ #43 : Сентябрь 01, 2012, 23:02:00 »
Канал Культура
4 сентября 2012 17:45
Рыцарь романтизма. Яков Флиер. д/ф

Судя по всему, это повторение ранее прошедшей передачи, но сделана она была, вроде, неплохо. И даже, кажется, она была в интернете.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
100 лет Я.В.Флиеру (1912-1977)
« Ответ #44 : Октябрь 29, 2012, 20:56:02 »
Коллеги !
На днях, 21 октября, исполнилось 100 лет со дня рождения одного из лучших пианистов и фортепианных педагогов нашей страны, Я.В.Флиера.
На известном ресурсе имеются записи Якова Владимировича, по которым вполне можно составить представление о том, что это был за пианист:

http://classic-online.ru/ru/performer/183

И конечно, нужно продолжать отслеживать выпуски архивных записей Флиера, которые потихоньку осуществляются нашими и зарубежными фирмами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Игумнов и Флиер
« Ответ #45 : Декабрь 12, 2012, 17:50:42 »
Уникальные кадры - Флиер играет Игумнову фрагмент Сонаты h-moll Листа (киносъёмка середины 30-х гг.):
http://www.youtube.com/watch?v=_IHp79Fwdos
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я.В.Флиер (1912-1977)
« Ответ #46 : Март 08, 2013, 20:25:58 »
Вышел интересный CD с леворучными концертами Рихарда Штрауса, Прокофьева и Равеля. Играют Т.П.Николаева (Штраус), В.В.Крайнев (Прокофьев) и Я.В.Флиер. Флиер играет ф-п концерт Равеля для левой руки. Я знаком с его трактовкой, но исполнение не слышал с тех пор ещё, как Флиер был жив.
Тех, кто увидит этот диск в продаже или запись где-нибудь в сети, прошу сообщить в этом потоке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я.В.Флиер (1912-1977)
« Ответ #47 : Август 15, 2013, 16:01:39 »
Э.Г.Гилельс - Я.В.Флиер "Наварра" И.Альбениса для 2-х роялей (запись 1941 г.)
http://www.youtube.com/watch?v=C2yr2JBaM_I

Ой, какие они тут молодые оба! Как нынешние наши юные пианисты, которых мы обсуждаем, ещё не зная, что из них получится. А вдруг из них выйдет нечто вроде Гилельса и Флиера? Тогда мы будем перечитывать нашу переписку и удивляться, "как мы посмели" их критиковать ??
Так что критикуйте, пока можно :))

А вот здесь Флиер играет "Сонату-воспоминание" Метнера - по характеру это одно из лучших исполнений этой вещи:

Yakov Flier plays Medtner Sonata Reminiscenza Op. 38 No.1
http://www.youtube.com/watch?v=jAKLWmD8_s4
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я.В.Флиер (1912-1977)
« Ответ #48 : Декабрь 02, 2013, 16:10:30 »
... любопытен тот факт, который упоминает Аджемов в своей книжке "Незабываемое" в главе о Флиере - Рахманинов слышал его исполнение своих сочинений по радио и через пианиста Арсеньева передал ему благодарность. Когда, где, при каких обстоятельствах Аджемов не пишет, но такой факт вполне мог иметь место

Ваше упоминание книги Аджемова, где он говорит о Флиере, крайне любопытно!! Значит, Флиера Рахманинов слышал и даже просил передать ему благодарность?? Но почему же в книге о Флиере, вышедшей в начале 80-х, нет ничего подобного?? Это же просто безобразие! Его слышал сам Рахманинов и даже благодарил, и были живые свидетели этого, а в сборнике о Флиере об этом даже не упомянуто, и я об этом узнаю только сегодня с ваших слов!! Книгу Аджемова не читал, увы.
Ну вы меня потрясли просто до глубины души! Вот это да!
Но знаете, меня гложут некоторые сомнения - ведь это информация, полученная из третьих рук, хотя этим "рукам" нет причин не доверять. И получил ли от Рахманинова эту благодарность Флиер? А кто такой этот пианист Арсеньев, и как он был связан с Рахманиновым и Флиером одновременно? Где он жил? Или он состоял в переписке с Рахманиновым? Я знаю, что Игумнов немножко переписывался с Рахманиновым в поздние годы, но эта переписка состоялась несколько раньше, чем имя Флиера прогремело на конкурсах в Европе.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Про Александра Арсеньева знаю крайне мало. Учился в Московской консерватории с 1909-1914.Окончил ее с золотой медалью по классу Э.Киппа, у которого учились Н.Орлов, Ю.Брюшков и другие. Его имя выбито на мраморной доске в Малом зале. Эмигрировал. Помню в какой-то книжке читал о его контактах с Рахманиновым, как Арсеньев играл С.В. b-moll!ную сонату Шопена и Рахманинов посвящал его в таинства исполнения финала "по Рубинштейну". Арсеньев играл это как этюд, а Рахманинов предлагал несколько "иную"!!! трактовку. Я думаю что встретиться с Арсеньевым Флиер мог в Вене сразу после ее освобождения - по-моему его послали туда играть, как победителя Венского конкурса - культурный так сказать освободитель. В книжке о Флиере есть его фотография в Вене у памятника Бетховену. А вот когда Рахманинов мог слышать Флиера - крайне трудно сказать, даже не берусь определить - все будет пальцем в небо.