Автор Тема: К.Н.Игумнов (1873-1948) - выдающийся пианист и его школа: Л.Н.Оборин (1907-1974), Я.В.Флиер (1912-1977)  (Прочитано 38782 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я думаю что встретиться с Арсеньевым Флиер мог в Вене сразу после ее освобождения - по-моему его послали туда играть, как победителя Венского конкурса - культурный так сказать освободитель. В книжке о Флиере есть его фотография в Вене у памятника Бетховену

Более вероятной мне кажется встреча Флиера с Арсеньевым во время или сразу после конкурса, где Флиер играл 3-й рахманиновский концерт, который Рахманинов слышал в его исполнении по радио. Впрочем, это мои домыслы, что на конкурсе. Быть может, это произошло в послевоенной Вене, как вы сказали. А может, много позже, потому что я не знаю, сколько прожил Арсеньев, а ведь Флиер в 60-х гг. много ездил по Европе и Америке, где мог встретиться, с кем угодно.
Опять же загадка для меня, почему ни сам Флиер, ни его сын, ни его ученики не рассказали об этом? Неужели же Флиер держал бы в себе благодарность великого Рахманинова и никому о ней не рассказал бы?? Не могу в это поверить.

Побочная партия о Флиере - действительно поразительна. Когда-то я был увлечён девушкой, которую повёл в БЗК на 3 концерт Рахманинова с Флиером (вероятно, это было последнее публичное выступление Флиера, коллекционеры проверят). Я ей объяснил суть события так, что Флиер - лучший возможный исполнитель этого концерта. Я тогда сам учил этот концерт, и потому, возможно, слышал больше нормального посетителя БЗК. Флиер был явно сдержан или ограничен технически, но хватка была очень слышна

В эти же годы он в последний раз сыграл увертюру к "Тангейзеру" Вагнера-Листа, причём, так, что это невозможно забыть. Есть ли эти записи, и если есть, то где они? - ума не приложу.
До сих пор переживаю неожиданное известие о том, что Флиера слышал Рахманинов. Быть может, кто-то читал эту книгу Аджемова? Я почему-то прошёл мимо неё, а вдруг там ещё какие откровения встречаются?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Поздняя запись 3-го концерта в исполнении Я.Флиера в Телерадиофонде есть точно, а вот про Тангейзера сказать ничего не могу. Может быть тоже есть.Флиера вообще много писали - помню и рахманиновские романсы с Архиповой и виолончельную сонату с Шафраном., 1-й концерт. Этим записям много способствовал  тот же К.Х.Аджемов.Позволю себе небольшое отступление. Константин Христофорович Аджемов, когда я пришел на Радио, был в музыкальной редакции фигурой действительно знаковой. Таких интеллигентов в России уже почти не осталось. И вряд ли уже появятся. Как и Г.К.Черкасов - профессор кафедры камерного ансамбля МГК, а также профессор спец. ф-но в ГМПИ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения,- он был одним из немногих сотрудников, кому тогда, в строгие советские годы, было позволено вести свои передачи в эфире. А это по тем временам считалось показателем высочайшей квалификации и особых творческих заслуг – ведь каждое слово по радио было на вес золота. Для всех остальных существовали дикторы и артисты. Этот человек, как я сам мог впоследствии убедиться, имел просто фантастические знания музыки и колоссальную память на все, что касалось радиособытий 1940-х-80-х годов, приятную, располагающую внешность, мягкий, несколько манерный, интеллигентский такой выговор и хорошо запоминающийся тембр голоса – иногда с чуть капризными интонациями. В эфире К.Х.Аджемов звучал прекрасно! Армянин по национальности, талантливейший ученик Игумнова, он был превосходным пианистом и сделал в разное время в ГДРЗ ряд записей - помню там была 1-я соната Рахманинова (дань учителю!), Дифирамб Метнера, что-то еще,Дебюсси, кажется. Записей, правда, было не очень много - К.Х. видимо стеснялся на всю катушку эксплуатировать свои служебные возможности, а может уже трудно давалась игра – но, тем не менее, у него вышло, помнится, две пластинки. Последняя была сделана на ВСГ, незадолго до смерти. (Вот, нашел в интернете 1-ю http://records.su/show.php?albumid=18350.  а вот 2-я: http://obraz.ruweb.net/index.php/2011-03-30-10-09-53/5-2011-03-08-06-34-19/products/79--1-. Все точно -  Рахманинов, Дебюсси, Метнер!!! Начав работать на Радио в годы войны, К.Х. знал наверное всех великих людей советского музыкального мира. В его известную книжку "Незабываемое" вошла, как он мне сам сказал позднее, только шестая, или седьмая часть того, что он знал. Почти без акцента говорил по-французски, и когда в редакцию приходили материалы на французском или появлялись представители Франции - было и такое, но не часто, К.Х. неизменно приглашался в качестве консультанта и переводчика. Был жутким фанатом Корто, даже переписывался с ним. Мне вот недавно было приятно прочитать строки из воспоминаний Святослава Прокофьева, сына С.С. Речь идет о К.Х."Это был прекрасный музыкант и очень культурный человек. Он приохотил меня к библиотеке иностранной литературы. Появляясь у нас, всегда заходил в нашу с Олегом комнату, говорил с нами по-французски. Советовал мне какую-нибудь книгу для чтения. В следующий приход спрашивал: «Ты прочел?» Он был необыкновенно внимателен и деликатен, обладал огромной музыкальной эрудицией. Очень хорошо гадал по руке». К.Х. водил, как известно из его книги, довольно близкое знакомство с Рихтером, но,  как мне кажется, к началу 80-х они уже довольно далеко разошлись. Случилось так, что году в 80-м.(или в 81-м???) мы познакомились, причем он со мной, а не я с ним!!! Кто-то ему передал, что я восхищался его писаниями и вот однажды он неожиданно подошел (специально, причем, - наша комната находилась рядом  с картотекой) и, представившись, сказал: «Мне передали, что Вам понравилась моя книга. Это так?» Поначалу я ответить ничего не мог, был в ступоре – в Гнесинском училище мы регулярнейшим образом слушали все его передачи, потом делились впечатлениями. Радио представлялось всем нам каким-то нездешним закрытым, ирреальным миром А уж кто там работает!!!И вот этот практически недосягаемый человек передо мной. Не сразу ответил - спросил (он ждал) «А это действительно правда что Вы так, ну… близко, знали всех кто в книге?» На этот глупейший вопрос он, усмехнувшись, ответил, что «конечно, но всех неодинаково». Уже потом я узнал, что он был направлен в после войны в Берлин, заниматься немецким радиоархивом – оценкой того что там есть и переправкой всех трофейных материалов в Москву. Какая жалость, что я подробно не расспросил его об этом – помню лишь он рассказал, какое огромное впечатление произвело на наших спецов качество пленки и аппаратуры – ведь немцы уже в начале 40-х пытались писать стерео!!! Дорассказали мне потом про архив уже ныне покойные Сева Тимохин и А.Е. Шнейдер. Много позднее я побывал в хранилище где располагался архив (это было не так просто!), а также просмотрев каталог нашел там много чего, например, прелюдии Гизекинга в авторском исполнении, выписал немецкие оригиналы в специальную аппаратную и прослушал – пленки 1942 года звучали в середине 80-х великолепно. Почему-то эти прелюдии до сих пор не изданы, даже после того, как немцы при Горбачеве забрали у нас архив обратно. Вообще об этом архиве долго можно говорить – вот например рассказ Всеволода Васильевича Тимохина  http://www.textfighter.org/text14/78_zapisi_goda_radio_5.php
Еще несколько раз говорил с К.Х.Аджемовым – он всегда очень внимательно слушал – меня интересовали некоторые вещи, связанные с Рихтером – была-ли записана С.Т. соната Грига (упоминаемая в его книге). Сонату Грига я тогда играл сам, знал запись Гульда. Мне было интересно, действительно ли это было так «поэтично» как в описании Аджемова, К.Х. разочаровал, сказав, что «Рихтер играл «живьем» – ни до, ни во время, ни после по его сведениям записи не было». Добавил: «Он (Рихтер) как то всегда по-особому относился к этим концертам напрямую из ГДРЗ, говорил, что нужна особая собранность, даже не как в Большом зале – ведь на всю страну!!! Но любил, когда приглашали  - ни разу не отказался. А ведь многие, добавил тогда К.Х., отказывались, причем были случаи прямо перед эфиром. «Абсолютная проверка на прочность!!!»
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Поздняя запись 3-го концерта в исполнении Я.Флиера в Телерадиофонде есть точно, а вот про Тангейзера сказать ничего не могу. Может быть тоже есть.Флиера вообще много писали - помню и рахманиновские романсы с Архиповой и виолончельную сонату с Шафраном., 1-й концерт. Этим записям много способствовал  тот же К.Х.Аджемов

Поразительно! Неужели записаны поздние рахманиновские трактовки Флиера и даже "Тангейзер"?? Боюсь поверить в это, чтобы в дальнейшем не разочаровываться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
 Рахманинов слышал его исполнение своих сочинений по радио и через пианиста Арсеньева передал ему благодарность. Когда, где, при каких обстоятельствах Аджемов не пишет
Как оказалось, пишет. Просто я уже забыл. Вчера имел возможность наконец-то посмотреть книжку и уточнить этот момент. Сканера у меня  нет,но я сделал выписку: "Особенно талантливо исполнял Флиер сочинения Рахманинова.Известно, что композитор, услышавший по радио свои пьесы в исполнении молодого советского пианиста, был восхищен. В1938 году в Брюсселе пианист Арсеньев, окончивший в свое время с отличием Московскую консерваторию, передал Флиеру привет от Рахманинова". Вот так - в 1938-м в Брюсселе, где в жюри входил соученик Арсеньева по классу Э.Киппа Н.Орлов. Да, память подвела. К сожалению оторван от своих книг, нот, дисков и не имею возможности сразу уточнять. поэтому заранее прошу прощения за некоторые огрехи. Правда непонятно, как и почему Арсеньев оказался в Брюсселе - специально ли приехал на конкурс, или жил в той стране (а вдруг Рахманинов его  целенаправленно послал в Брюссель для передачи "привета". Шутка) . Сейчас, наверное, трудно сказать. Можно, конечно, проконсультироваться у замечательного, единственного в своем роде специалиста по Рахманинову В.М.Троппа, но я с ним очень давно не общался. Хотя м.б. у него и записи Арсеньева есть - ведь это был еще один его "конек" - забытые русские пианисты.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Яков Флиер
« Ответ #54 : Декабрь 09, 2013, 13:56:10 »
Рахманинов слышал его исполнение своих сочинений по радио и через пианиста Арсеньева передал ему благодарность. Когда, где, при каких обстоятельствах Аджемов не пишет

Как оказалось, пишет. Просто я уже забыл. Вчера имел возможность наконец-то посмотреть книжку и уточнить этот момент. Сканера у меня  нет,но я сделал выписку: "Особенно талантливо исполнял Флиер сочинения Рахманинова.Известно, что композитор, услышавший по радио свои пьесы в исполнении молодого советского пианиста, был восхищен. В1938 году в Брюсселе пианист Арсеньев, окончивший в свое время с отличием Московскую консерваторию, передал Флиеру привет от Рахманинова". Вот так - в 1938-м в Брюсселе, где в жюри входил соученик Арсеньева по классу Э.Киппа Н.Орлов.
Правда непонятно, как и почему Арсеньев оказался в Брюсселе - специально ли приехал на конкурс, или жил в той стране (а вдруг Рахманинов его  целенаправленно послал в Брюссель для передачи "привета". Шутка)

Всё-таки на конкурсе Арсеньев ему передал привет, а не после войны! Можно было предположить, что война помешала и привет от СВР был передан Флиеру с опозданием. Но нет, всё было сделано вовремя!
Поразительно, что Флиер нигде в литературе, интервью или воспоминаниях не обмолвился об этом поразительном факте. Возможно, он рассказывал об этом приватно, но никто из флиеровских учеников, кажется, тоже об этом не рассказал. Правда, не факт, что им говорил об этом сам профессор!
А Арсеньев и вправду красуется на доске отличия Московской консерватории! Я специально рассматривал её на этот предмет - его фамилия там появилась ещё до революции. Но честное слово, у меня с его фамилией не то что ассоциаций нет никаких, а я вообще о нём ничего не знаю. Об Орлове в мемуарах вспоминали часто.
Впрочем, мало ли отличников на этой доске - и где большая их часть? Кто о них помнит?
Существует знаменитая байка, которую я слышал от разных людей, но сегодня она приписывается Мазелю, который рассказал её на камеру - мы недавно смотрели этот ролик:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2537.15.html

Дескать, Гольденвейзер выступил с предложением дозаписать на Золотую доску имена тех выпускников, которые на момент выпуска не были отличниками, но хорошо себя показали по окончании консерватории в процессе своей профессиональной деятельности. А Игумнов ему якобы возразил, что в этом случае с доски нужно убрать тех, кто себя показал плохо :)) И Гольденвейзер якобы ответил, что в таком случае он снимает своё предложение :))
Как бы то ни было, а большинство фамилий с доски отличия МГК мне ни о чём не говорит. Увы. Примерно половину я могу связать с реальностью, и это, в основном, самые выдающиеся музыканты, а остальные - вообще неизвестно кто. И не только после-, но и дореволюционные фамилии далеко не всегда становились приметами времени и музыкальной истории.
Я продолжаю мечтать о "виртуальной" доске отличия МГК, которую удосужились бы выложить на сайте консерватории на всеобщее обозрение. Было бы также неплохо в уголке рекреации Малого зала на какой-нибудь подставке разместить альбом отличия, в котором были бы перечислены не только те фамилии, которые выбиты золотом на мраморных досках, но и те, которым на них места не хватило :)) Ведь список отличников был продолжен, так почему бы его не показать?
Только что полистал сайт МГК - там ничего подобного даже в замысле нету.
Вообще, поразительно: этот вопрос всех интересует десятилетиями, а никто не удосужился разместить список. Что-то в этом есть подозрительное :)) Наверное, потому список отличников не размещают, что в нём мало кто присутствует из нынешнего преподавательского состава :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Такая интересная информация появилась, что я не мог не затронуть эту тему:

Концерт этот можно было бы найти по специальным регистрационным книгам, которые велись с года, так,  1946 до распада Радио. Я хорошо помню (когда искал концерты Игумнова в ЦДРИ и БЗК, откуда была сделана вымонтировка муз. момента Шуберта) огромные фолианты 40-х - 50-х годов, пыльные, величественные, размером, наверное, 0.8м.х0,5, куда каллиграфическим почерком, специальными чернилами было вписано абсолютно все (учет и контроль - не забалуешься!), что производилось в ГДРЗ и поступало извне

Я просто подпрыгнул, как прочитал!
А что это за концерты в ЦДРИ и в БЗК? Неужели это какие-то другие концерты, а не те, что были опубликованы? В частности, концерт 1948 года в БЗК был почти весь издан ещё на виниле. Неужели есть ещё один концерт? А что за концерт в ЦДРИ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Я.В.Флиер (1912-1977)
« Ответ #56 : Сентябрь 03, 2014, 14:05:07 »
Нашёл вот тут материал, если кому-то интересно:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4710117

Но потрясло меня не это, а переписка по поводу выдачи:



Alexander Scriabin (1872-1915):
Universe - Mysterium (reconstruction: Alexander Nemtin)

Aram Khachaturian (1903-1978):
Piano Concerto in D flat major

Исполнители:
Alexei Lyubimov - piano
Irina Orlova - organ
Yakov Flier - piano
USSR State Academy Chorus
Moscow Philharmonic Orchestra
Kyrill Kondrashin - conductor

------------------------


Цитирую:

=============================================

el coronel
Moderator

Spirit Walker
Фамилии солистов впишите, пожалуйста, в заголовок темы.

------------------------

el coronel
Moderator

Spirit Walker
Фамилию советского пианиста Якова Флиера тоже надо по-русски написать.

------------------------

Spirit Walker

Исправил. Не знал что он советский.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Я.В.Флиер (1912-1977)
« Ответ #57 : Сентябрь 03, 2014, 14:06:54 »
Исправил. Не знал что он советский

Это конец всему. Мы тут кого-то из великих вспоминаем, пропагандируем, и вот - пожалуйста! Он не знал, что Яков Флиер - советский. :))
Знаете, иной раз охватывает ужас от ощущения бренности и тленности всего и вся, особенно же короткой человеческой памяти.

-----------------------------------------------------------


Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Г.Р.Державин
« Последнее редактирование: Сентябрь 03, 2014, 14:23:11 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Яков Флиер
« Ответ #58 : Сентябрь 03, 2014, 19:14:46 »
Дескать, Гольденвейзер выступил с предложением дозаписать на Золотую доску имена тех выпускников, которые на момент выпуска не были отличниками, но хорошо себя показали по окончании консерватории в процессе своей профессиональной деятельности.
   Так и было с выпускником С.Т.Рихтером, который, "дескать", закончил Консерваторию в 1944 г., а его его имя оказалось на Золотой доске в 1947 г. На этом годе доска и закончилась.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Яков Флиер
« Ответ #59 : Сентябрь 03, 2014, 20:13:27 »
Дескать, Гольденвейзер выступил с предложением дозаписать на Золотую доску имена тех выпускников, которые на момент выпуска не были отличниками, но хорошо себя показали по окончании консерватории в процессе своей профессиональной деятельности.
   Так и было с выпускником С.Т.Рихтером, который, "дескать", закончил Консерваторию в 1944 г., а его его имя оказалось на Золотой доске в 1947 г. На этом годе доска и закончилась.

Положим, доска закончилась не из-за этого, там ещё остаётся целое нетронутое мраморное полотно. Я думаю, к тому моменту эта идея себя изжила, потому что сколько же можно приравнивать всё новых отличников к тем великим, которыми доска отличия начиналась?
Но я считаю, что Золотая доска непременно должна там где-то в уголочке наличествовать: или в виде листаемых жёстких страниц некоего альбома, или даже в электронном виде.
Я бы всё же сделал какой-то большой альбом примерно такого же дизайна, как и мраморные доски, и продолжал вписывать туда отличников. А реальную доску чтобы уж не трогали.
В конце концов, невозможно вечно продолжать череду "первопроходцев".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
   Прослушал сейчас запись с концерта К.Н.Игумнова от 3 декабря 1947 года - Большую сонату Чайковского. Восхищению моему не было предела. Я услышал Петра Ильича в его домашней, интимнейшей обстановке, в загородном доме. Тут даже вокруг композитора предметы домашнего быта. Тут и рояль, за которым Пётр Ильич занимался, играл, сочинял. Обстановка, интерьер второй половины 19-го века. Сейчас трудно сравнивать с исполнением Рихтера, но одно заметно явно: у Рихтера на первом месте произведение, за которым стоит, угадывается автор. А тут, у Игумнова, прямо вот он, автор. Причём в данный момент, в сиюминутности. Исполнение до такой степени портретное, что иногда заметно даже то, чего я никогда ранее у Чайковского не замечал: нотки чисто барской капризности, и при этом - ни капли эгоизма! Логика такая: мне так можно, и всё тут. И обаяние простой человеческой откровенности. Я побывал в гостях у Петра Ильича.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
    А вот и "Времена года" Чайковского в студийной записи К.Н.Игумнова. Нет слов! Могу пока лишь заметить, что благодаря этой записи я целиком погрузился во времена Чайковского в России, то есть приблизительно в последнюю треть 19-го века. Услышал в звуках то, о чём ещё пол-века назад мне рассказывали моя бабушка и её сестра. Они родились в Москве в годы правления Александра Третьего, и многое успели застать. Слушая эту запись, слыша вокруг себя ту жизнь, невозможно представить себе, что всё это когда-нибудь может кончиться.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: К.Н.Игумнов (1873-1948)
« Ответ #62 : Ноябрь 15, 2014, 02:08:29 »
    А вот и "Времена года" Чайковского в студийной записи К.Н.Игумнова. Нет слов! Могу пока лишь заметить, что благодаря этой записи я целиком погрузился во времена Чайковского в России, то есть приблизительно в последнюю треть 19-го века. Услышал в звуках то, о чём ещё пол-века назад мне рассказывали моя бабушка и её сестра. Они родились в Москве в годы правления Александра Третьего, и многое успели застать. Слушая эту запись, слыша вокруг себя ту жизнь, невозможно представить себе, что всё это когда-нибудь может кончиться.

Да, это всё так.
Эта запись давно сделалась фактом моей жизни, так что я ею даже восторгаться в полной мере не способен :)) Настолько она уже сделалась частью моего музыкального мировоззрения.
Сегодня на зарубежном игумновском диске с записью "Времён года" Чайковского заметил смешное: иностранцы назвали цикл "Месяцы" :)) А не "Сезоны" :))
Ну правильно же!
Но всё равно смешно :)) Раньше я как-то не обращал на это внимания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица