Автор Тема: Провал черняковской режоперы в La Scala  (Прочитано 32955 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #75 : Декабрь 12, 2013, 11:39:04 »
Мне ОЧЕНЬ понравился "выход" Матусевича!
Это суть: режоперный нафталин!
Я давно говорил, что странность современной оперной режиссуры в том, что она слишком быстро устаревает! Творожный сырок!
Даже очень хорошие спектакли (скажем, "Летучий" Конвичного) имеют свой срок.
Классика же вечна. И .т.д.
Говорю банальности из солидарности с Матусевичем.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #76 : Декабрь 12, 2013, 12:44:27 »
Верди и немного нервно
Лейла ГУЧМАЗОВА http://www.newizv.ru/culture/2013-12-09/193835-verdi-i-nemnogo-nervno.html

Вот уж кто не нуждается в адвокате, так это Дмитрий Черняков. Бодро вошел в мировой топ оперных режиссеров, востребован нарасхват, в текущем сезоне ставил «Царскую невесту» в Мюнхене и поставит «Бориса Годунова» в Метрополитен. Но сейчас он сдавал несдаваемый экзамен и его, парадного, вышедшего на премьерные поклоны «Травиаты» вопреки обыкновению в галстуке-бабочке, так злобно «забукала» знаменитая снобская публика «Ла Скала», что у меня сработал интеллигентский рефлекс – защитить обиженного. Тем более что обижен он не по делу.

Открытие сезона в «Ла Скала» – не то, что в Большом: слушать оперу в Милан приехали президент Джорджо Наполитано (писавший в молодости театральную критику) и члены правительства, не говоря уж о завсегдатаях, чьи семьи абонируют ложи второй век подряд. К ежегодному буму добавили страстей прошедший в октябре 200-летний юбилей Верди, а Верди в Италии – как поэт в России, под его арии шли на баррикады. И вот начинается «Травиата», поставленная русским maestro Cherniakov.

Черняков никогда не был музейным работником, время он улавливает лучше социологов. Какие уж тут социальные преграды, когда принцы ныне ездят на велосипедах и женятся на фитнес-инструкторах. Проблема глубже. Умирает летучее беззащитное чувство – любовь. И вот у Чернякова концепция: любовь возникает между прочим, из любопытства, с одной стороны – к даме полусвета, с другой – к свежему лицу в тусовке. Под первое страстное объяснение она рассматривает люстру (надо бы помыть?), а он, притомившись, плюхается в кресло нога за ногу и что-то жует (не ходить же голодным). Что раздражает эстетов – понятно. Черняков перегибает, чтоб совсем всем было понятно: Виолетта Дианы Дамрау при первом появлении – вульгарная бабища, способная возбудить лишь сильно голодную плоть, и – да, мы жертвы штампов, заподозрить в такой тетке сильные чувства и тонкую натуру так же трудно, как принять шекспировскую пометку к внешности Гамлета «толстый, страдает одышкой».

Она будто старше Альфреда Петра Бечала и уж точно умнее и опытнее, а при таком раскладе выбор, очевидно, за дамой, так что легко выясняется, что у нее – последняя надежда, а у Альфреда так, пубертат. Он кидается «омыть себе имя», наладить денежные дела, но с полдороги-таки вернется погрызть яблоко. Вторые лица только усугубляют разлад. Словно вышедший из триллера папаша Жермон и служанка Аннина в облике понятливой бандерши с сигарой в зубах помогают любви исчезнуть. А уж отлично известная Чернякову толпа лишь подольет масла в огонь в поисках развлечений, тут режиссер предсказуемо хорош в сцене бала с истерикой Альфреда – похожим образом чувствовал себя в свете вернувшийся в Россию черняковский Онегин. Очень всех раздражает, что во время судьбоносной арии Жермона-отца Альфред катает тесто и рубит лук-порей – но ведь невозможно уже смотреть на заламывающего руки лирического тенора с бровями домиком. Кто соскучился – идите в Большой, МАМТ, Михайловский, слушайте-смотрите. А ведь Альфред – и итальянец, и француз, выплескивающий в готовку кучу самых настоящих эмоций, не говоря уже о том, что именно так и должен нервничать инфантильный мачо. Вполне логично, что к перестрадавшей, превратившейся из секс-бомбы в чахоточную растрепу Виолетте он придет брезгливым болваном с формальным букетом и дурацкими пирожными в коробке.

«Забукавшие» пришлого режиссера охранители национального достояния не пожелали вспомнить, что не Черняков придумал живущего на деньги женщины Альфреда, это заслуга Дюма-сына и вердиевского либреттиста Франческо Марии Пьяве. А вытекающая из этого сюжетного маркера психология героев считывается в постановке очень точно. Тут не важно, что брошенный Альфред тискает списанную с Виолетты блондинистую куклу в синем платье. Важно, что Виолетта, превратившаяся из порочной бабы в славную женку, а потом – в изгоя, никакая не жертва, а катализатор процесса, триумф воли, буря и натиск. Сопрано Диана Дамрау идеально несет эту идею со всей яростью вокального интроверта и умением петь внутренние монологи, почти не открывая рта. Нерв действа пульсирует, градус высокий. Что же касается Чернякова, тут вырастает закономерность: расширяя сюжет до философии, он тут же огребает от ревнителей «святой классики». Что на «Тристане и Изольде», что на «Руслане и Людмиле», что на нашем всём – «Евгении Онегине». Черняков, конечно, дразнит, украшая философию буфетом с абажуром, а героя любовника – скалкой для теста, и зритель злится, что его водят за нос. А ведь погружение в вещизм – отличный способ заземлить условнейшее искусство с его пятиминутными ариями убитых. Ровно за это умение делать оперу близкой здесь и сейчас Дмитрия Чернякова ценят в мире. Ровно поэтому он открывает сезон в Доме Верди, «Ла Скала». Ровно поэтому ему не нужны адвокаты.
Автор – музыкальный обозреватель «НИ»
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #77 : Декабрь 12, 2013, 12:44:47 »
 ;)
Цитировать
Свидетельствую как очевидец — информация СМИ об огульном «забукивании» нашего режиссера действительности не соответствует. Может быть, отдельные эксцессы, выхваченные телекамерами, и случились, но в целом миланская публика вела себя очень цивилизованно —  Чернякова с командой (художник по костюмам Елена Зайцева и художник по свету Глеб Фильштинский) встретили аплодисментами.
http://izvestia.ru/news/562309#ixzz2nFdcuJ9Z
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #78 : Декабрь 12, 2013, 12:47:16 »
;)
Цитировать
Свидетельствую как очевидец — информация СМИ об огульном «забукивании» нашего режиссера действительности не соответствует. Может быть, отдельные эксцессы, выхваченные телекамерами, и случились, но в целом миланская публика вела себя очень цивилизованно —  Чернякова с командой (художник по костюмам Елена Зайцева и художник по свету Глеб Фильштинский) встретили аплодисментами.
http://izvestia.ru/news/562309#ixzz2nFdcuJ9Z

Началось, "не верьте своим ушам". Бечалу тоже не забукали? А чего он тогда отказывается в будущем петь в Италии? А Чернякову-то досталось куда больше, и поделом.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #79 : Декабрь 12, 2013, 13:09:03 »
Скажите, а интеллигентка Гучмазова точно знает, что Чернякова забукали из-за того, что он показал Альфреда-альфонса?
И больше ни за что другое?)))))))))))) :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #80 : Декабрь 12, 2013, 13:15:52 »
его, парадного, вышедшего на премьерные поклоны «Травиаты» вопреки обыкновению в галстуке-бабочке, так злобно «забукала» знаменитая снобская публика «Ла Скала», что у меня сработал интеллигентский рефлекс – защитить обиженного. Тем более что обижен он не по делу

По делу, по делу.
Я считаю, что российская, в частности, московская публика НЕДОСТАТОЧНО ВНЯТНО выражает своё негодование по поводу режоперных спектаклей, и остаётся лишь мечтать о том, чтобы она доросла до уровня публика La Scala хотя бы по части свободного выражения своего отношения к бездарным постановочным поделкам. Наша публика должна учиться, во-первых, отделять мух от котлет, во-вторых, называть вещи своими именами, т.е. адекватное - адеватным, хорошее - хорошим, а барахло - барахлом, и, в-третьих, наша публика должна становиться более раскованной, не преклоняющейся перед всякими дутыми авторитетами: она должна учиться свистеть, топать ногами, орать "пшёл вон" и т.д. Т.е. наша публика должна прямо в театре отстаивать свою точку зрения и своё понимание преподносимых ей классических шедевров, она не должна стесняться в выражении своих взглядов и эмоций, и если ей спектакль не нравится, то она должна это выкрикивать режиссёру прямо в физиономию. Пусть он увидит неприятие ревущей толпы, ощутит эту волну ненависти к его халтуре. Я считаю, что это полезно всему и всем: и произведению, которое будет защищено от посягательств бездарностей, и публике, которая выпустит пар и самоутвердится, и самому режиссёру, который при этом наложит в штаны и в будущем 10 раз подумает, прежде чем изуродовать ещё одну классическую оперу.
А то между публикой и театром нет обратной связи: в театрах вытворяют, что хотят, а публика никак не может на это повлиять. Я глубоко убеждён, что наличие действенной обратной связи сделает нашу театральную жизнь более насыщенной и приближенной к нуждам публики.
Поэтому, граждане, не стесняйтесь: если не нравится - кричите, освистывайте, требуйте убрать режиссёра из театра. Чем громче и чем чаще, тем лучше: это часть театральной жизни - бороться с дурновкусием и пошлостью.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #81 : Декабрь 12, 2013, 13:18:20 »
Скажите, а интеллигентка Гучмазова точно знает, что Чернякова забукали из-за того, что он показал Альфреда-альфонса?
И больше ни за что другое?)))))))))))) :D

Вот и я о том же подумал и теперь не могу решить: то ли она сама дура, то ли нас за дураков держит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #82 : Декабрь 12, 2013, 14:32:01 »
Скажите, а интеллигентка Гучмазова точно знает, что Чернякова забукали из-за того, что он показал Альфреда-альфонса?
И больше ни за что другое?)))))))))))) :D

Вот и я о том же подумал и теперь не могу решить: то ли она сама дура, то ли нас за дураков держит.
В чем вопрос-то? В Мет Черняков не Бориса Годунова будет ставить, а Царскую ставил не в Мюнхене... ;)

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #83 : Декабрь 12, 2013, 16:21:10 »
 
Цитировать
А ведь погружение в вещизм – отличный способ заземлить условнейшее искусство с его пятиминутными ариями убитых. Ровно за это умение делать оперу близкой здесь и сейчас Дмитрия Чернякова ценят в мире.
Зачем что-то заземлять? Опера не про "погружение в вещизм". Она совсем о другом, а именно о высоких чувствах, страстях, страданиях героев. Нужно быть слепым и глухим чтобы этого не понимать.
Почему-то кто-то решил ,что традиционная постановка будет не близка зрителю, и приглашают Чернякова  и ему подобных, чтобы они нам все разъяснили. На самом деле, именно современные режиссеры делают оперу "непонятной", потому что музыка про одно, а режиссура про другое. Какой смысл в том , чтобы вручить скалку главному герою? Неужели скалка помогает раскрытию образа? Или, Онегин поет "...убив на поединке друга...", а никакого поединка и не было. К чему все это? Я понимаю у режиссеров свое "видение" произведения, но зачем это зрителю, который приходит на конкретный спектакль.

regards

  • Гость
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #84 : Декабрь 12, 2013, 18:52:55 »
Классная какая статья Матусевича. А существует ли запись той постановки Висконти+Каллас? - Есть запись с Каллас 1953 г. Кино в 1956 г., конечно, снять никто не догадался, ведь Висконти и так каждый день ставит Травиату с Каллас.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #85 : Декабрь 12, 2013, 19:18:51 »
А существует ли запись той постановки Висконти+Каллас?

Вот она:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1453628

Это аудиозапись спектакля "Ла Скала" 28 мая 1955 года - постановка Висконти. Это в самом деле блестяще.



Вот кое-что об этом знаменитом спектакле: http://www.operanews.ru/callas05.html (из воспоминаний жены Ди Стефано  ;D )

Матусевич ошибся в годе. В 1959 году Висконти "Травиату" не ставил.
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 20:43:11 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

regards

  • Гость
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #86 : Декабрь 12, 2013, 19:33:59 »
Ура! Эфхаристо параполи, каро Локи!! Дольче и Багамы!

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #87 : Декабрь 12, 2013, 19:38:11 »
Висконти также поставил с Каллас "Анну Болейн" - тоже знаменитый спектакль. И тоже имеется запись:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1780577

Есть также аудиозаписи "Весталки" Спонтини и глюковской "Ифигении в Тавриде", поставленных Висконти с Каллас. Но они ужасного качества - в отличие от "Травиаты" и "Анны Болейн".
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 20:45:17 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #88 : Декабрь 12, 2013, 19:47:08 »
А существует ли запись той постановки Висконти+Каллас?

Вот она:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1453628

Это аудиозапись спектакля "Ла Скала" 28 мая 1955 года - постановка Висконти. Это в самом деле блестяще.


И вот из фотографий:




Висконти и Каллас ("Травиата")





Вот что писала Каллас о своем сотрудничестве с Висконти:

"Лукино Висконти означает новый важный этап в моей артистической жизни. Никогда не забуду третьего действия „Травиаты“, поставленной им. Я выходила на сцену подобно рождественской елке, наряженная как героиня Марселя Пруста. Без слащавости, без пошлой сентиментальности. Когда Альфред бросал мне в лицо деньги, я не пригибалась, не убегала: оставалась на сцене с распростертыми руками, как бы говоря публике: „Перед вами бесстыдница“. Именно Висконти научил меня играть на сцене, и я храню к нему глубокую любовь и благодарность. На моем рояле только две фотографии — Лукино и сопрано Элизабет Шварцкопф, которая из любви к искусству учила всех нас. С Висконти мы работали в атмосфере истинного творческого содружества. Но, как я говорила много раз, важнее всего другое: он первый дал мне доказательство, что мои предшествующие искания были верными. Ругая меня за различные жесты, казавшиеся публике красивыми, но противоречившие моей природе, он заставил меня многое передумать, утвердить основной принцип: максимальная исполнительская и вокальная выразительность с минимальным использованием движений"
(приводится по: http://www.my-article.net/get/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81 ) .

А вот она с Висконти в период "Ифигении":





А вот Анна Болейн:






===================================

Движок достал!
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 21:37:11 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

regards

  • Гость
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #89 : Декабрь 13, 2013, 19:22:23 »
Благодарю Loki за ссылки и фотографии! Попробовал заменить в них Висконти Черняковым и Каллас - Дамрау. Мгновенно почувствовал себя плохим человеком.
Как прекрасно сказала Варечка Турова в статье на снобе, "... в Ла Скала у вас нет никаких шансов, если вы - не Каллас". Это здесь:
http://www.snob.ru/profile/8458/blog/69300
А что, Черняков и Воццека поставил?! - Впрочем, у меня сейчас другие проблемы: с большим
трудом, но упорно пытаюсь слушать "Моисея и Аарона". Очень действует на мои расслабленные Гиннесом нервы. Так же вот не могу слушать "Царя Эдипа" долго: тут ваще нужен single malt.
« Последнее редактирование: Декабрь 13, 2013, 19:45:41 от regards »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #90 : Декабрь 13, 2013, 21:02:08 »
Даже Висконти?  :o  :o  :o

Не поверите, но я не могу досмотреть «Смерть в Венеции». Понимаю, что красиво, здорово, но случилось, что не досмотрела - и так и не досмотрела потом, и себя не заставить. Причем не знаю почему. Объяснить не могу. Все достоинства признаю.
«Людвига» тоже не посмотрела, хотя верю, что фильм чудесный. Я просто не очень люблю охудожествление обстоятельств жизни известных личностей. Предпочитаю тогда уж историческую литературу или мемуары. Да и возможность побывать в  замках Людвига – ужасном Нойшванштайне, Линдерхофе – мне кажется, как не что иное позволяет  ощутить ту странную атмосферу, которой окружил себя Людвиг. Впрочем, на самом деле у меня разумных объяснений нет, почему я со спокойной душой не смотрю этот фильм.
«Семейный портрет» - хороший фильм, тут очевиден и вкус, и грустный фарс, и очень тонкое отражение гибели европейской культуры. Но для меня течение фильма  настолько соответствовало ожидаемому от этого фильма, и тому, что я и сама вижу – что , посмотрев его, я как будто галочку поставила. То есть мне понравилось, ну и всё на том.
Ну и вообще - как-то так получалось, что кино меня всегда не очень интересовало. Когда же решила заняться самоликбезом, чтобы в приличном обществе не успасть в грязь лицом, и познакомиться по крайней мере с ключевыми фигурами кинематографа (разумеется, имею в виду артхаус), то обнаружила по большей части дежа-вю:  как мне представлялоись, какими должны были быть эти фильмы – проблематика, композиция, драматургия, приемы съемок,  - оно примерно все так и было. Интерес быстро угас. Я довольно много читала современной литературы, поэтому фильмы не стали открытием. Смотря на экран, просто констатирую для себя – здесь желание продемонстрировать амбивалентность, здесь символизм, здесь подтекст и т.п. Кино в моей иерархии искусств занимает пограничное положение между искусством и развлекухой:)), а театр лишь одним уровнем выше. С визуально-зрелищными искусствами, таким образом,  дружу не очень.
« Последнее редактирование: Декабрь 13, 2013, 21:58:10 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #91 : Декабрь 13, 2013, 21:09:27 »
Цитировать
Цитата: Кантилена от Декабрь 11, 2013, 22:34:00 pm
Ну есть же классические версии, и в театрах идут
Это где ж классические версии? Вы считаете, что если «без выпендрежу» – так уж это классические?

Так я и написала, что с классическим вопрос, мы это слово используем в этом потоке каждый раз в разных контекстах. В данном случае имела в виду, что без выпендрежа. Хотя в предыдущем посте подразумевала не это, а другое:)

Цитировать
«Классический» в данном случае означает образцовый. В истории каждой культуры имеется свой классический период. У оперного театра – также. И он сегодня позади. Попытка вернуться к нему – утопия. Возможна, впрочем, изящная его стилизация

Не, не думаю, что проблему определения «классического»  можно решить так.
В том, что касается оперного театра… Я не историк театра и не знаю, как ставились спектакли, скажем, в конце 19 века или начале 20-х. Но если считать, что можно составить какое-то представление по эскизам костюмов, сохранившейся хронике, описаниям и т.п., то такой театр я бы лично сейчас точно серьезно не воспринимала. Да и сомневаюсь, что кто-то мог бы его воспринимать серьезно. По крайней мере постановки - ватные бороды и т.п. (Хотя и вокальные интерпретации – если брать средний уровень, а не безусловных звезд, которым удавалось быть выше своего времени – сегодня кажутся нелепым утрированием.) Интересно это скорее с исторической точки зрения. 
На мой взгляд, расцвет «реалистического» оперного театра, когда на смену гиперболизации пришло более сдержанное, психологически достоверное решение персонажей, пришелся на послевоенный период. Может быть, это войной можно объяснить, может быть, вообще люди отрезвели как-то – театральность, доходившая до карикатурности в прошлом,  стала уходить со сцены. И продержалось это  где-то до середины 80-х, а потом всё стало выходить в тираж и превращаться в рюшки, бантики, бархат и прочую красоту, в которой потонул художественный смысл (поздний Дзеффирелли).  То есть, собственно, «традиционный» театр в  достойном (в своих лучших образцах) виде продержался не так много времени.
Кстати, тут возникает вопрос, когда говорят о «защите» классике и многолетней традиции - а какую классику и многолетнюю традицию надо защищать? Театр менялся…
...У кого-то, наверное, представления о классическом другие. Впрочем, я бы сегодня считала классическими и спектакли, где нет точного воспроизведения костюмов или каких-то деталей, указывающих на место действия, и где эти предметы представлены  в оформлении условно, схематично. Мне такое нравится. С другой стороны, это уже вроде тоже «новый театр». В общем, полагаю, что вопрос о «классическом» театре не так уж однозначен.
А если исходить из понятия «образец», то и минималистический, например, спектакль может быть образцовым.


Цитировать
Постмодернизм никак не исчерпывается стилизацией.
Я не говорила, что исчерпывается. Но это один из очень распространенных в постмодернизме приемов.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #92 : Декабрь 13, 2013, 21:25:52 »
БАБА С КАМЕЛИЯМИ
Тоже напрашивалось такое сказать, особенно при просмотре первого акта. Как и Брошкину вспоминала )) Ассоциации у нас почти идентичны. От огромной неприязни к такому типажу я никак не могла успокоиться  в начале спектакля. Но поскольку с Черняковым, очевидно, у нас возникла солидарность в этой неприязни, я все-таки решила посмотреть, как будет дело развиваться дальше.

Цитировать
Тут есть один простой момент, который вызывает много слов с разных сторон просто потому, мне кажется, что каждая сторона экстраполирует его в своём направлении: то самое "не принимает отхода от традиции".

Такой проблемы, мне кажется, просто нет. Проще пояснить на примере, как учил Пифагор. Я вот не сразу назову сумму, за которую пошёл бы слушать в концерте, например, "Аппассионату", как Кантилену утомляют традиционные постановки "Травиаты". Так вот аналогия с одинаковыми ликами Марии - это вопрос о различии исполнений "Аппассионаты", и те безликие "Травиаты" - это безликие исполнения.

С этим почти согласна.
Но «неприятие отхода от традиции» - это многие сейчас  заявляют сами. (regards, это не к Вам, а просто наблюдение.) И при этом смешивают понятие «традиции» и авторского замысла.
Что до традиции, тот тут надо постоянно иметь в виду, что традиция – это не то, что авторский замысел. А авторский замысел – штука не вполне нам известная.
Особенно это очевидно на примере не очень хорошо или плохо знакомых произведений. Вот, к примеру, как-то мне предложили послушать и обсудить ораторию В.Салманова «Двенадцать» (1957г.). По-моему, вещь неплохую. Это не авангард, естественно, и советская музыкальная и вообще художественная эстетика того периода всем нам знакома. Но данное сочинение – сочинение малоизвестное, неисполняемое, и критики тоже ничего не постарались в свое время «разъяснить» о нем. И по прослушивании оказалось, что мнения относительно авторского замысла в этом произведении разделились, причем существенно и по принципиальным моментам – кто-то воспринял сочинение как советское, кто-то – как антисоветское, кто-то как «апокалипсическое»; кто-то увидел в красноармейцах извергов-живодеров, движимых животной злобой, а кто-то заблудших, оборванных, хотя и, конечно, озверевших и ожесточенных людей. И с трагедией Петрухи и Катьки тоже разошлись: кому-то увиделась капля жалости и к беспутному Петрухе тоже, а кто-то – что он тут полный отморозок.   
А если бы в первом исполнении была подчеркнута какая-то сторона в этих возможных интерпретациях? А еще бы «умный» критик написал, как «надо» трактовать. И все – традиция.
И если взять какое-то малоизвестное сочинение для музыкально-драматического театра. Оперу или балет. Скажем, балет Окунева «Шинель». Я бы по прослушиванию музыки не рискнула утверждать, что я точно знаю, каким должен быть Акакий Акакиевич, согласно замыслу композитора. Точнее, могла бы сказать в достаточно общем виде.

А по «травиатам», конечно, все спецы и знают, как правильно исполнять.

Я вовсе не хочу сказать, что знание романтической эстетики, музыкального стиля, духа времени, исторического контекста и творчества Верди вообще не определяет ее образ. Но в то же время все это не определяет его как что-то абсолютно определенное.
Поэтому где «допустимая» интерпретация, а где уже «выход» за произведение - это момент дискуссионный.

Цитировать
И "плох" он не тем, что далеко выходит и кто-то не способен "принять", а тем, что абсолютно ничего не добавляет к созданному автором образу кроме утверждения, что и кухарка может управлять государством любить и страдать. А кто-то этого не знал?
А что куртизанка может любить – это новость? Впрочем, во времена Верди, это, конечно, было неким вызовом. Но разве опера любима за это?
Мне кажется, что здесь неважно, новость или нет. Искусство не обязательно должно давать что-то новое, оно заключает «переживание» разных ситуаций (жизненных, чисто эстетических, технических – можно же восхищаться, как исполнитель изящно выполнил тот или иной пассаж), предоставляя в своих проявлениях разный (не обязательно «новый») опыт эстетического восприятия.

Соответственно, я не думаю, что здесь целесообразен  вопрос, а дает ли кухонная идиллия что-то новое. Вопрос, скорее, «как сделано». Насколько это искусно с точки зрения композиции, построения мизансцен, выстраивания художественных эмоций.

И тогда - хотя опять скользская параллель. А что добавляет «Пьета» Микеланджело в соборе св. Петра по сравнению с аналогичными исполнениями сюжета? То, что там Мария неожиданно юная? Или зачем Беллини написал столько мадонн, если и до него художники небезуспешно изображали в ее образе чистоту, святость, красоту, любовь, вечную женственность, материнскую нежность и тень будущих страданий? И разные нюансы  образов уже к этому времени тоже обозначились – и аристократичные Марии, и похожие на крестьянок, и нежные, и строгие, и человечные, и неземные?   

Я считаю, что Черняков тут - как и в других постановках - был "плох" не тем, что что-то изменил или исказил, а что опять переборщил, выходил за рамки вкуса, и слишком уж добивался, чтобы его герои и его отношение к героям были всем понятны. Эта его назойливость  -  вроде ж не с дураками имеет дело, чтобы все разжевывать! -  достает меня при доброжелании и интересе  к его постановкам.

Цитировать
Кстати, щас ляпну, но, надеюсь, дамы меня по привычке простят: возможно, объяснение бурной реакции ещё проще, а именно - традиционно куда большая романтичность мужчин, по сравнению с трезвостью и практичностью женщин, а "Травиату" написал таки мужчина, и этой половине публики хочется видеть возвышенную, преданную и чистую душу, поэтому "опускание" этого традиционного и безликого, но так востребованного образа вызывает отторжение.

А может быть, не так? Может быть, некоторые женщины способны увидеть романтическое в фартуке на кухне, а мужчинам непременно нужно 90*60*90, задрапированное в Dior и источающее аромат Exclusive de Chanel?
Я не считаю, что кухонная идиллия в данном случае «принижает» образ Виолетты.:)
« Последнее редактирование: Декабрь 13, 2013, 22:29:20 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #93 : Декабрь 13, 2013, 21:43:18 »
Мне кажется, Матусевич смотрит в корень: как ни парадоксально на первый взгляд, а под крики о необходимости избавиться от нафталина режопера давно уже обзавелась своим нафталином. Пока современные режиссёры рассуждали о постановочных штампах предыдущей эпохи, они успели наработать собственные штампы, которые ничуть не лучше старинных и столь же одиозны.
Согласна! Но это уже вроде понятно всё.

Это суть: режоперный нафталин!
Я давно говорил, что странность современной оперной режиссуры в том, что она слишком быстро устаревает!
Устаревает не только режоперная режиссура, а много чего.
Только еще вопрос - с чем это связано: она устаревает или мы меняемся?
Сейчас течение жизни стало быстрее - почти всеми признаваемый факт. Мы получаем очень много разной информации, в том числе художественной.
Если раньше люди были локально достаточно привязаны к тому или иному "центру культуры", оперная премьера могла быть обсуждаемым событием, которого бы хватило на весь сезон.
Сейчас мы имеем доступ к самым разным спектаклям и исполнениям - независимо от того, где исполнялось. Плюс к этому - к самым разным записям прошлого времени. Да -  и самих площадок стало много больше. Поток информации - при желании - огромный. (Возможно, что и усваивается она более поверхностно. Но это неважно в данном случае.) Сходная информация быстро идентифицируется, и еще и количественно мы имеем ее много. И  обращаем внимание, что такое, такое и такое нам уже знакомо. То же, по-моему, и с литературой, да и вообще со всеми художественными продуктами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #94 : Декабрь 13, 2013, 23:34:41 »
Устаревает не только режоперная режиссура, а много чего.
Только еще вопрос - с чем это связано: она устаревает или мы меняемся?

То и другое одновременно.
Вы правы, что всё происходит очень быстро. Вот, к примеру, недавно мы с вами обсуждали возможность посещения в Санкт-Петербурге концерта одного пианиста, которого никто из нас ещё толком не знал. С тех пор прошло всего несколько дней, а мы уже нашли и получили информацию и даже успели в нём разочароваться :))
Теперь вроде как и на выступление его можно не ходить. Всё очень быстро, оперативно и информативно. И меня не убеждают разговоры о том, что, дескать, "в зале это слушается по-другому"! Что по-другому? Другие темпы будут? Более совершенный пианизм? Более точная игра? Уже всё, поезд ушёл.
Вот так же, наверное, и с режоперой: не успела она провозгласить какие-то принципы, а они уже устарели, уже вроде как и актуализация никому не нужна, ибо пропахла нафталином, нам уже подавай что-нибудь новенькое уже в сравнении с нею. И неважно, будет ли это откат назад к какой-то эстетике предыдущей или ещё более ранней эпохи, будет ли это связано с какими-то новыми средствами представления театральной реальности и т.д., а важно то, что нынешний этап тоже будет пройден.
Я уже высказывал мысль о том, что в наши дни в прошлое уходят целые пласты интеллектуальной деятельности - живопись, музыка, поэзия, драматический театр и т.д., а также, видимо, оперный театр. Т.е. развитие как таковое, наверное, закончилось, и теперь возможна лишь консервация былых достижений с целью их спасения, т.е. сохранения в живой практике профессионалов. Ведь былая роль оперы как "светской литургии" тоже утрачена, теперь по отношению к ней возможно лишь всё более совершенствующееся знание и, видимо, профессиональный снобизм :))
Делают же до сих пор механические часы - ведь тоже из снобизма, ибо кому они нужны как средство изменения времени в эпоху квантовой теории и электронных часов?
Видимо, всему своё время.
И да - всё очень быстро устаревает, просто стремительно - мы наловчились так быстро хватать информацию и обобщать её, что никакие художники за нами уже не поспеют: мы их разложим по полочкам раньше, чем они успеют на поклоны выйти.
Сценические решения и художественное оформление Чернякова всегда казалось мне по сути архаичным, несмотря на всю эпатажность и актуализацию. Недавно, кстати, небезызвестный Парин договорился до того, что те театры, которые используют компьютерное оформление спектаклей в виде образов, проекций и т.д., лишают их тем самым художественной ценности :)) Т.е. понимаете, на что он намекает? На то, что только сделанное из тряпок, досок и гвоздей может считаться "театром" и "художественной ценностью", а всё то, что реализовано непосредственно в образах, сией ценностью не обладает. Вот так он считает!
Этот взгляд безнадёжно устарел, а ведь без этих придумок Черняков попросту невозможен, ибо ему тогда негде и не в чем будет себя проявить, если всё можно будет разрисовать и без тряпок и деревяшек. Т.е. Черняков, как ни смешно, как раз и наследует В ЭТОМ театру XIX века с его искусственными бородами, лаптями, тряпочными фонтанами и т.п. Он ужасно несовременен В ЭТОМ. А тогда вопрос: а в чём он современен? В актулизациях? Переиначивании сюжета? Но мы уже поняли, что всё это "новый нафталин". Получается, что он - пустое место и никакой не новатор, а даже ретроград, имитатор?
Мы уже ушли дальше, требуем бОльшего, т.е. больше театра, больше эффектов, больше правды, а режиссёры нам этого дать не могут, ибо погрязли в своих надуманных концепциях, в своих экзистенциях, которые они нам навязывают ............. А для нас это уже пройденный этап, мы над этим млеть уже не желаем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #95 : Январь 06, 2014, 22:10:40 »
Продолжение этого потока меня попросили перенести в персональный поток Чернякова:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7738.195.html

Я не уверен, что это правильно, но вам виднее, как вам будет удобнее, дорогие собеседники :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #96 : Январь 07, 2014, 23:45:51 »
http://www.belcanto.ru/13121801.html

Мария Усеинова
Ещё раз о черняковской «Травиате»

Хотя постановка Д. Чернякова оперы «Травиата» в миланском театре «Ла Скала» обернулась мыльным пузырём и откровенным фарсом, статус мероприятия — инаугурация оперного сезона в одном из престижнейших мировых театров — таков, что к этому событию меломаны и критики по всему миру обращаются вновь и вновь. Пусть гора родила мышь, но резонанс всё равно немалый. Следуя законам распространения информации, вынуждены и мы еще раз обратиться к этой теме. Хотя у нас уже опубликована рецензия, исчерпывающе отражающая взгляд сайта на это театральное «нечто», мы сочли возможным предоставить слово молодому автору-дебютанту.

Бедный Черняков!
Соглашаться на постановку «Травиаты» было ужасной непростительной ошибкой!
Ставить оперу, которую до тебя никто не «модернизировал», где любой ход будет нестандартным и вызывающим, легко, а браться за произведение, ставшее хрестоматийным даже среди концептуалистов, виденное много раз, во многих интерпретациях, от самых консервативных до самых современных, которое сразу откроет миру все твои способности как они есть, — шаг самоубийственный! Но наш Дмитрий Черняков решил рискнуть, подписался на сей жесточайший профессиональный экзамен, и перед ним сразу встал вечный вопрос русской интеллигенции: что делать?
Главным «уникальным торговым предложением» Чернякова всегда было не смещение акцентов, выявление скрытых деталей или усиление очевидных, а изменение одной главной искомой мысли произведения. Подобной политике режиссёр остался верен и на сей раз.
Из произведения о любви, он убрал любовь.
В первой же сцене он явил нам образ главной героини, прямо противоположный задумке композитора, либреттиста и автора первоисточника. Вместо цельной, духовно чистой Виолетты, пред нами предстала скучающая стареющая «финтифлюшка Манон», бездушное создание, не способное ни на какие серьёзные чувства. Позже, ровно такими же бездушными оказались и все другие персонажи.
Обычно Черняков заменяет большие эмоции более мелкими, но в данном спектакле, он отказывается даже от них.
Полная стерилизация! Собственно, больше о спектакле писать нечего. Лишённые искомых и вообще каких бы то ни было чувств и эмоций – того, что определяет не только мелодраму, но и само искусство, – герои сразу стали неинтересными, плоскими и фанерными.
Картонные люди машинально и бесцельно ходили, стояли, сидели, пили шампанское, качались в креслах-качалках – всё в лучших традициях худших нафталиновых постановок. Что по форме, то и по содержанию – никаких конфликтов, кульминаций, добро не сталкивается со злом, горе с радостью, большие чувства с мелкими, — всё одинаково серо.
Даже музыка Верди утратила свой блеск.
Характеров у героев нет, в каждом персонаже виден только озлобленный нибелунг, отрицающий любовь, доброту и любые возвышенные чувства — автопортрет режиссёра.
Весь спектакль сбит по одной колодке: унылые герои с унылыми чувствами в унылых костюмах и декорациях.
Я очень сочувствую режиссёру, его душевным травмам, но его личное восприятие окружающего мира мне, как зрителю, глубоко безразлично. Оперная режиссура — это тоже работа, и её надо делать хорошо. А личные проблемы оставляй дома, не неси их на сцену. И дружное «бу!» на поклонах было оценкой именно плохо выполненной, некачественной режиссёрской работы.
Теперь о подневольных людях, о певцах.
Диана Дамрау — прекрасная певица, милейшая харизматичная актриса, вдруг подалась в Виолетты. Подобный шаг певицы, с годами не утратившей ни верхних нот, ни технического мастерства, не обделённой колоратурным репертуаром, стал полной неожиданностью. Некрасивый, временами пропадающий низ, бесцветная середина были явно не в пользу её Виолетты. К верхам, конечно, никаких претензий – ярко, сочно, как всегда. Небольшие помарки, типа «выскакивания» из резонатора, спокойно можно списать на премьерное волнение.
В целом Дамрау пела очень хорошо, просто Виолетта, объективно — не её партия.
Альфред – Пётр Бечала – не стал делать радость на лице и честно сказал, что концепция спектакля ему не близка и неприятна, а с режиссёром было трудно работать. Увы, певец не мог отказаться от сцены «Ла Скала» из-за какого-то там режиссёра. Пришлось смириться с суровым: «Тенор, твоё место в буфете!», катать тесто и кромсать овощи. Бечала, завсегдатай лирического итальянского репертуара, в партии Альфреда был в своей вокальной тарелке, пел хорошо, в кабалетте «O mio rimorso» пару раз перешёл на крик, за что и был награждён парой «бу!» на поклонах. А в остальном — всё в порядке.
Жорж Жермон – Желько Лучич, главный нынешний вердиевский баритон с очень красивым мягким голосом, немного нестабильный (верхи то обертонистые, то нет – раз на раз не приходится), и есть проблемы с интонированием. К сожалению, никак проявить себя не мог, поскольку в предложенной драматургии Жермон-старший был лишним элементом, мешавшем режиссёру, но убрать его совсем было, к сожалению, нельзя, поэтому Лучичу пришлось просто ходить светло-серо-синей «тенью отца Гамлета» и стараться лишний раз не привлекать к себе внимание. С этим он справился на все сто.
Как это часто бывает, контраст между тем, что пели артисты и что изображали, лишил их вокал какой-либо заинтересованности и жизни.
Спето было хорошо, но формально. Нельзя петь «про любовь», одновременно играя её отсутствие. Оркестр не был ужасен, но местами могильная скука исходила и от него…
На выходе осталось впечатление насквозь фальшивого, мертворождённого спектакля.

======================================


http://zavtra.ru/content/view/finita-bella-italia-/

Марина Алексинская
Финита bella Italia
"Травиата" Чернякова в «Ла Скала»

Премьера оперы «Травиата» Джузеппе Верди в постановке Дмитрия Чернякова открыла новый сезон театра «Ла Скала». Традиционно 7 декабря. Телекомпания RAI транслировала премьеру на разные страны мира. Так вот публично, с претензией на искусство, пала Италия, казалось, последний бастион оперного консерватизма в Европе. На миру и смерть красна. Провиденциальным образом «Травиата» («Падшая») стала эмблемой падения.
Дмитрий Черняков, креатура экс-директора Большого театра Анатолия Иксанова,  знаком читателю газеты «Завтра» по таким «продукциям» как «Евгений Онегин», «Воццек», «Дон Жуан», ну и топовой «Руслан и Людмила». С последней, напомню, Большой театр восстал «новоделом»  из реконструкции и в суды полетели иски зрителей о причинении эмоциональной травмы, об оскорблении  шедевра русского искусства. Осуществилась задумка, когда неистовство по-детски наивной публики всего лишь опция концепта режиссера. Немало воды с тех пор утекло. Уж и патрон, Анатолий Иксанов, потерял кресло под солнцем, уж поговаривают будто бы новый генеральный директор заявил: ноги Чернякова не будет в Большом, как Запад пришел на помощь. Не оставил Дмитрия Чернякова без куска престижа.
Дресс-кодом в «Ла Скала» для Дмитрия Чернякова оказалась постановка оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова в «Штаатсопере», в Берлине. Задолго до премьеры по Москве ходили разговоры: сейчас мастер «пронзительных и неожиданных психологических трактовок» покажет кузькину мать! Кабаева типа царская невеста!»  И вот 3 октября, в День немецкого единства, премьера состоялась. На программках спектакля Ольга Перетятько и Анита Рачвелишвили  - исполнительницы главных женских партий – в жемчугах и кокошниках. На сцене – рожки да ножки и от затравки ля рюсом, и от Римского-Корсакова.
Сам Дмитрий Черняков  поделился «прочтением»  «Царской невесты» и работой над оперой следующим образом.  «Реальное отсутствие царя в сценическом действии позволяет режиссеру под музыку увертюры разыграть на экране чат-переписку двух опричников – компьютерщиков недалекого будущего, создающих виртуального царя из исторического материала: собирательный образ из Сталина, Петра I, Александра III и других ингредиентов. Кстати, реальный Сталин сказал реальным Эйзенштейну и Черкасову о реальном Грозном: "Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени".
Звучит увертюра. В зале публика, по традиции, в мехах и бриллиантах. Слушает музыку, смотрит в экран, что вместо занавеса. На экране опричники чатятся.  А дальше… Дмитрий Черняков (режиссер и сценограф), он -  мастер конвейерных постановок.  Эконом-класса. И если смотреть на «Царскую невесту» с берушами в ушах, то вполне можно вообразить себе, что вы на представлении «Воццека». Те же клети, в которых режиссер разворачивает «движуху», те же костюмы  casual,  тот же джентльменский набор бутафории: стулья, телевизор, цветные воздушные шарики… верно, в «Царской невесте» режиссер набор расширил.  Одну из клетей преобразовал в студию ZDF. Здесь «Царская невеста» пошла на финиш.
Получилась  «Царская невеста» как история о высшем обществе и злоупотребления российских властей. Берлин историю ждал. Kulturradio акцентировало, что герр Черняков «один из самых востребованных и высокооплачиваемых имен современности, художественно вырос в Берлине». Где, добавим,  будучи ещё фаворитом Большого театра, он совместно с дирижером Даниэлем Баренбоймом осуществил постановки  опер «Борис Годунов» и «Игрок».  Русская община пришла на «Царскую невесту» почти в полном составе, «спустя три часа триумфу не было границ». Заключение: «за долгое время это первый оперный вечер, который можно посоветовать всем». «Царская невеста» - любовный напиток-действие,  «антипутинская притча о российском медийном пространстве».
Берлин не без снобов. Таковы сочли – по сообщениям СМИ - что при «всей виртуозности воплощения «Царской невесты» остался привкус: «Должна ли опера быть столь аполитичной?  Или она уже достаточно политична, если история наполовину разыгрывается в телестудии, и царь, который у Римского-Корсакова не появляется на сцене, слеплен из образов Сталина, Троцкого и ужасного Ивана в компьютерной аниме-обработке?» Заключение:  ожидания публики обмануты, в ряду Сталин-Троцкий-Грозный не хватило Путина. И как бы, между прочим, газета Zeit дала понять: культурным кругам Берлина повезло – открытие исторического здания   Staatsoper Unter den Linden вновь перенесли, так что премьера «Царской невесты» состоялась на сцене Schiller Theater. Что в переводе с немецкого на русский: Чернякову предоставили сцену Шиллер-театра, где Берлинская государственная опера проводит спектакли, пока идет реконструкция исторического здания.
Из Берлина в Милан. Новость обескуражила. Маэстро Баренбойм намерен досрочно оставить пост музыкального руководителя «Ла Скала», в конце 2014 года. К сведению: маэстро Баренбойм, известный израильский дирижер и пианист, вступил в должность музыкального руководителя «Ла Скалы» в 2011 году. Шесть лет оно оставалось вакантным после того как театр изгнал дирижера-легенду, Риккардо Мути.
В вечер премьеры «Травиаты»  за дирижерский пульт встал Даниэле Гатти. Миланец, «мастер истинной драмы и сильных, глубоких чувств».
От ужас-ужас-ужаса «Травиату» Дмитрия Чернякова стены «Ла Скала» избавили. Разве что артист хора бьется в падучей в сцене бала, тогда как дама в вечернем платье с ирокезом индийца на голове «строила куры» Альфреду. И  если бы зритель, опять же, вставил в уши беруши, то «Травиату» в  «Ла Скала» легко мог принять за «Дон Жуана»  в Большом. Пространство сцены законопачено от пола до потолка пластиком под дуб, висит люстра. Духоту разбивает сценография картины из сельской  жизни. Полсцены занимает стол, вторую половину - буфет, набитый доверху посудой из «Икеи». Это - домик в деревне, где, по выражению Чернякова, «Виолетта затеяла совместную жизнь с Альфредо». Альфредо (Петр Бечала, Польша) – неудачник, человек для света непригодный.  «Реально» включается в жизнь только в деревне. Надевает фартук, засучивает  рукава, месит тесто для пасты, рубит зелень, нянчит куклу, и видно – Виолетты побаивается.
Виолетта (Диана Дамрау, Германия)  сильно недоверчивая. Хочет, но не может поверить в любовь.  Характер бой-баба, повадки проститутки с Казанского вокзала, она то и дело прикладывается к бутылке виски, запрокинув голову, пускает дым сигары, вставляет эту сигару в рот служанки, развязно шатается по сцене. Женщина-вамп с цветком Кармен в волосах. Такой феминистский вариант «Травиаты». «Это как нужно режиссеру артиста ненавидеть?» - невольно задаешься вопросом. Вульгарность вкуса в каждой детали.
Третий акт:  «состояние Виолетты сильно ухудшилось, она не встает с постели и приказывает раздать все деньги беднякам» -  единственный, где Черняков пошел на риски. Виолетта и деньги отдала, и мебель распродала в придачу. Одно одеяло оставила. Итак, на сцене – одеяло, батарея бутылок спиртного, таблетки, чудом сохранившийся телефон.  Виолетта  на ногах; умирает на полу под одеялом. Служанка (с «луком»  кутюрье Вивьен Вествуд) выпроваживает за двери малахольного Альфредо с его папашей,  пугающий пас руками – проклятие. Занавес закрывается.
Казалось бы, трудно добиться эффекта, чтобы пронзительно-чувственная,  божественной красоты музыка Верди была бы, в сущности, убита. Дмитрий Черняков и с такой задачей справился. Ни стеклянной гармонии тенора, ни обволакивающего теплом колоратурного сопрано. «Эстетика Чернякова» в том, чтобы Виолетта с Альфредом пели не в зал, а как будто разговаривают друг с другом.   
«У счастья нет завтрашнего дня». И  «Травиата» Лукино Висконти с Марией Каллас в «Ла Скала» осталась где-то в другом измерении…  В настоящее время «Ла Скала» в ожидании «Царской невесты» Дмитрия Чернякова. Смерть оперы. Финита bella Italia. 

===================================

Все правильно.

А тех, кто жаждет обобщений, прошу сюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7738.msg124248.html#msg124248



« Последнее редактирование: Январь 08, 2014, 06:01:02 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #97 : Январь 08, 2014, 02:42:10 »
Продолжение этого потока меня попросили перенести в персональный поток Чернякова:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7738.195.html



А начало всего перенесенного материала вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7738.msg122531.html#msg122531
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #98 : Январь 13, 2014, 12:35:53 »
Цитировать
Опера на этот раз не убита. Живая. В постановке есть некие следы авторской режиссуры, следы – не более. «Гардеробная агрессия» – гардероб современного итальянского истеблишмента с элементами маскарада – как будто присутствует, но в таком виде это опере почти не мешает (и не помогает). Важнее, что Альфред оказывается в опере любителем кулинарии. И иногда на сцене раскатывает тесто скалкой. «Альфред со скалкой» – это как бы символ остатков авторской режиссуры, которые есть в этом спектакле. Сначала показано, как Альфред орудует скалкой, помогая своей любимой готовить завтрак. Потом происходят известные события, Виолетта, поговорив с его отцом, покидает Альфреда. Отец объявляет сыну, что она ушла навсегда. Альфред, осознав это, сначала не может выговорить ни слова, затем бросается ожесточенно кулинарить. Он начинает резать овощи (это мы уже видели в «Жизни за царя», там тоже с огурцами-помидорами была большая мизансцена), резать, резать, смешивать, измельчать – и опять раскатывает тесто. Трагедию разрыва он переживает «через скалку». Это сделано для того, чтобы таким нестандартным способом описать отчаяние героя. Психологически это небезынтересно и даже в чем-то жизнеподобно. Но беда в том, что в это время Жермон поет свою всеми любимую арию, каковая, изнасилованная кулинарным азартом Альфреда, возвращает нам прежнего Чернякова. Вот пожалуй и вся «режопера» в «Травиате».

Юрий Димитрин, http://www.operanews.ru/14011205.html

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Провал черняковской режоперы в La Scala
« Ответ #99 : Апрель 03, 2014, 12:21:11 »

наша публика... должна учиться свистеть, топать ногами, орать "пшёл вон" и ...

если ей спектакль не нравится, то она должна это выкрикивать режиссёру прямо в физиономию...

Поэтому, граждане, не стесняйтесь: если не нравится - кричите, освистывайте, требуйте убрать режиссёра из театра. Чем громче и чем чаще, тем лучше...

Интересно, а Вы, или еще кто на форуме практикует такие методы? Я, при всем своем желании, духу все не могу набраться, но потом «ВСЕГДА жалею, что надо было опустить». Кто имеет опыт, отзовитесь!