Автор Тема: Что создаёт критик?  (Прочитано 16799 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что создаёт критик?
« : Январь 28, 2014, 11:15:45 »
У нас на форуме давно уже существует раздел "Нужна ли критика и критики и какими они должны быть?":
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1224.0.html

Там мы вроде бы сошлись на том, что критики нужны и что они должны быть профессиональными.
Но я бы завёл ещё один поток, а именно - давайте рассмотрим, а что, собственно, создаёт критик? Каков результат его труда? Сия мысль возникла у меня по определённому поводу, но на самом деле этот вопрос может рассматриваться и без повода, т.е. чисто практически, а также, конечно, философски.

Вот уж не думал, что мне когда-либо придётся защищать критиков :), но тут в полемическом запале один из артистов хватил через край:

"Критик НЕ СОЗДАЁТ НИЧЕГО, в отличие от музыканта" (с)

Позволю себе не согласиться насчёт "ничего". У музыканта и критика разные задачи, и критик, как и музыкант, несомненно, кое-что создаёт, но это "что-то" - не есть музыка или её исполнение: критик создаёт ПОНИМАНИЕ, он рассматривает данное конкретное произведение (если речь идёт о композиторском творчестве)  или его исполнение (если речь идёт об интерпретации) в современном и историческом контексте.
В этом смысле критик должен быть намного мощнее любых музыкантов, которые не обязаны владеть ни таким объёмом информации, ни таким, извините, интеллектом. Критик по необходимости - историк, аналитик и писатель, способный к отслеживанию и возможно более широкому охвату текущей музыкальной жизни, освоению громадных объёмов исторической информации и философским обобщениям. Разумеется, речь идёт о ХОРОШЕМ критике. Но ведь в приведённом мною высказывании задет не какой-то конкретный "плохой критик", а профессия как таковая, иначе говоря, тоже сделано обобщение, не выдерживающее, в свою очередь, никакой критики :)
Критик, безусловно - творец. Предметом его рассмотрения является музыкальная деятельность прошлого и настоящего, а результатом - анализ, обобщение и порождение новых смыслов, о которых музыкант, творчество которого рассматривается, может и не подозревать. И то правда: не его это дело.
Более того, многие музыкальные явления прошлого существуют исключительно в отражении тогдашней критики, и если бы не критики, подметившие и зафиксировавшие в своих текстах множество любопытных деталей, то об исполнительстве былых эпох вообще невозможно было бы судить. О да, композиторские тексты остались при нас, но нужно ли говорить, насколько далека может быть интерпретация от подразумевавшейся автором и от его стилистики? Эпоха грамзаписи внесла в это дело существенные коррективы: теперь можно приобщиться и к фонодокументам и судить о деятельности артистов целого века на основании объективной информации, но и в этом случае работа критика ничуть не теряет своей важности, ибо и грамзапись тоже не всё, а главное, не так, как человеческие органы чувств, фиксирует.
Ещё один интересный аспект я хотел бы затронуть: самый хороший критик может ошибиться. Собственно, абсолютной гарантии никогда нет.
Как музыкант может ошибиться, так и критик может ошибиться тоже. Правда, критиков часто призывают к публичным извинениям за неверное печатное или прозвучавшее слово, а вот извиняются ли нынешние музыканты за свои сценические "художества" и за свои промахи - текстуальные, стилистические, технические срывы да и просто за фальшивые и неверно заученные ноты? Что-то не могу припомнить такого! :)) А ведь публика им тоже может много чего предъявить, и выразителем этого обобщённого публичного мнения тоже должен выступать критик. А вот согласится ли критик с общественным мнением, не согласится ли, выразит ли отличающееся собственное мнение, нет ли - это вопрос другой. Но критик должен уметь делать и это тоже.
Так что критикам есть чем заняться, дорогие коллеги.
Другое дело, что в силу специфики профессии критику не к лицу чрезмерная амбициозность, горячность и самоуверенность, свойственная артистам, несущим в себе непосредственный творческий импульс, с которым они выходят на публику, а потому - опять же в силу уже СВОЕЙ профессии - склонны к некоторому экстремизму и обострённой реакции на мнение публики и критики. Но я считаю, что мы должны стараться это им прощать: ведь они выходят на сцену, и нервы у них почти у всех ни к чёрту. Так что некоторая их экспансивность должна встречать понимание - в т.ч. и у критиков. С другой стороны, если критики, не всегда, быть может, точные и аккуратные, несмотря на своё старание, как, впрочем, и музыканты, тоже, хочется в это верить, старающиеся делать свою работу хорошо, не будут отслеживать деятельность артистов, писать о них, рассуждать об их достижениях и промахах, то не получится ли так, что артисты не будут иметь информационной поддержки? В наш циничный век такое поведение было бы очень опрометчивым. Нетленной была и остаётся одна классическая мысль: что бы о музыканте ни говорили, как бы ни ругали и как бы ни хвалили, лишь бы о нём не забывали! :)) Лишь бы, проще говоря, пиарили. И эта работа, кстати, тоже относится к сфере деятельности критиков, которые по необходимости выступают также в качестве журналистов.
Вот так я вижу эту проблему.
А что по этому поводу думаете вы, дорогие коллеги?
« Последнее редактирование: Январь 28, 2014, 11:36:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #1 : Январь 28, 2014, 11:54:50 »
Когда-то Райкин утверждал, что главное в гардеробе - это пуговица и предлагал всем желающим отрезать все пуговицы.
Без критиков тоже, как без пуговиц.
Берешь пластинку, а там на конверте длинный текст хорошего критика.
Познаешь много интересного.
А если такого текста нет, то получается, как будто чего-то главного не хватает.
Или книга из серии ЖЗЛ, посвященная какому-нибудь композитору или музыканту.
Пишут такие книги часто журналисты, далекие от музыки.
Может быть они специалисты в своей узкой области, например в гомосексуализме.
А в музыке они не соображают.
А хотелось бы, чтобы автором или соавтором таких книг был музыкальный критик.

Баба Яга

  • Гость
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #2 : Февраль 01, 2014, 00:28:14 »
Музыкальный критик - человек, более или менее связно описывающий собственные впечатления от услышанного. Многие из них делают это с претензией на общезначимость и даже объективность. Однако для слушателя решающим всегда будет оставаться его, слушателя, мнение.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #3 : Июнь 16, 2014, 19:13:06 »
Что создаёт музыкальный критик?

Валентин Предлогов

http://www.belcanto.ru/14061602.html

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #4 : Июнь 16, 2014, 19:18:52 »
Статья была задумана и большей частью записана полгода назад, когда был создан этот поток, но дальнейшие события побудили меня отшлифовать её, дополнить новыми мыслями и фактами. Первоначальный импульс был совсем другим и контекст появления идеи этой статьи тоже был другим, но в дальнейшем выяснилось, что многие изложенные в ней мысли выходят далеко за рамки конкретных событий и поводов и их можно обобщить. Поэтому статья не привязана к конкретике, а является обобщением мыслей возникающих в процессе критической деятельности.
Надеюсь, что она будет кому-то интересна - быть может, даже и критикам в тех случаях, когда на них за нелицеприятные статьи будут наезжать артисты с вопросом "а ты кто такой??" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #5 : Июнь 17, 2014, 13:15:32 »
Я прочитала статью и хочу кратко прокомментировать её и шире - эту тему.

Влияет ли критика на посещаемость оперных театров? В наших реалиях – нет. Массовая публика скупает билеты на премьеры, не дожидаясь не то что рецензий (самые первые из которых появляются в лучшем случае после генеральной репетиции), а вообще хоть какой-либо информации, кроме названия оперы. Кассу театрам делают либо громкие раскрученные названия опер, либо желание зрителей приобщиться к чему-то престижному (но это прежде всего о Большом театре). А как поставят и как споют и что об этом напишут, неподготовленному зрителю по сути всё равно.

Есть более узкий круг любителей музыки. Они знают постановки, режиссёров, дирижёров, музыкантов, солистов и имеют собственное мнение. Такие слушатели рецензии читают и обсуждают, но им не верят :))

Кто главная аудитория критиков? Театры! Подчёркиваю, не артисты, а именно театры. Критики хвалят тех солистов и солисток, кого нужно, ругают, кого можно (и нужно) в рамках поддержки вот этого процесса: «Ведь плохой певец занимает чьё-то место на сцене, из-за него кому-то не дают выступать, кого-то лишают ролей» (цитата из статьи Предлогова). Театрам нужно одних солистов продвинуть, а других – задвинуть.

Так как заказчики этого процесса – сами театры, то ждать объективности от критиков наивно. И не стоит удивляться, если вы сходили на мероприятие и услышали и увидели одно, а прочитали в рецензии совсем иную оценку, в том числе и прямо противоположную – и постановки, и солистов. Рецензии пишутся не для того, чтобы объективно (или даже субъективно, ведь у критика, как у любого человека, есть свои пристрастия), но, самое главное, честно рассказать, кто хорошо выступил, а кто плохо. А чтобы как бы извне «поддержать» нужных артистов и покритиковать ненужных. Чтобы потом руководитель театра мог сказать: «вот видите, мы дали ему/ей эту партию, и наше решение получило поддержку со стороны критиков, значит, мы не ошиблись».

Хорошо, если театры продвигают профессионалов (такое, к счастью, тоже случается), и профессионалы оказываются в числе «нужных» артистов и получают от критиков поддержку. А если театры продвигают абы кого, то критики сознательно выступают соучастниками весьма нелицеприятных процессов и явно не «способствуют улучшению общей картины нашей концертной и оперной жизни» (цитата из статьи Предлогова). Критики сознательно кривят душой и формируют своего рода параллельную реальность.

Почему сознательно? Потому что невозможно интересоваться оперой или, шире, музыкой, и со временем (буквально за несколько лет) не научиться отличать настоящих музыкантов или солистов от фальшивок. Дополнительно к собственным слуховым и зрительным ощущениям критикам известны все подводные течения в театрах, и все всё очень хорошо знают и понимают.

Могут ли музыканты и певцы критиковать друг друга? Предлогов пишет: «По факту получается, что профессиональные музыканты отдают критическую деятельность на откуп просвещённым любителям, потому что если даже профессионал не выступает на сцене сам, то он работает где-то в музыкальной сфере, следовательно, в этом тесном мирке он оказывается скованным условностями цеховой солидарности».

Мне кажется, что действующие солисты или музыканты не должны выступать в роли критиков в той сфере, где они профессионально заняты (вариант обсуждения скрипачом работы оперного певца или наоборот я ещё могу признать). Потому что всегда будет вероятность, что певец/музыкант X ругает певца/музыканта Y не «по делу», а потому, что он когда-то перешёл ему дорогу, оказался более сильным претендентом на роль или на контракт. Мы этого не узнаем, но подобная «профессиональная» критика может оказаться сведением счётов, выяснением отношений. Так что пусть лучше такой критики не будет вообще.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #6 : Июнь 17, 2014, 14:13:31 »
Вы приводили интересную цитату, которую я ещё раз перецитирую :)

«Опера выживет, если снизит цены на билеты и разрушит систему звезд»

http://m.vozduh.afisha.ru/art/opera-vyzhivet-esli-snizit-ceny-na-bilety-i-razrushit-sistemu-zvezd/

Опера допустила большую ошибку, создав институт суперзвезд. В свое время опера была поп-культурой. Арии из опер распевал народ, с ее помощью передавались идеи и настроения, в том числе и революционные, как это случилось с оперой моего великого предка «Набукко», хор из которой «Va, pensiero» стал гимном Рисорджименто (борьба итальянцев за национальную независимость в XVIII-XIX вв. — прим. ред.). А оперные театры строились по всему миру, включая Россию, и в больших городах, и в малых. В моем родном краю, области Марке, 78 прекрасных оперных театров. Проблемы у оперы начались, когда она оторвалась от этого народного обожания и зависла где-то наверху, в облаке. Облако это соткалось из двух вещей. Во-первых, финансирование стало не частным, а государственным. А это значит, что импресарио больше не нужно было заботиться о том, чтобы публика стекалась в театр — деньги шли в любом случае. А это, в свою очередь, привело к тому, что гонорары артистов перестали быть привязаны к реальной экономической ситуации. И этo породило систему звезд. Театры платили огромные гонорары артистам в надежде, что он привлекут публику. И в расчете на это же увеличивали количество постановок, что также увеличивало расходы. Доходы перестали покрывать расходы, и театры попали в полную зависимость от государства.

Опера выживет, только если вернется к тому, чем она была когда-то. Если снизятся гонорары и одновременно цена на билеты. Билет в «Ла Скала» обойдется вам сейчас в двести евро как минимум. А на лучшие места — и все три тысячи. То есть опера выживет, если разрушит систему звезд и станет снова частью народной культуры. Когда сапожник, тачая башмак, напевал оперную арию. Я еще застал это в детстве, я впервые услышал «Va, pensiero» моего предка именно от сапожника.


Вы говорите, что критики пишут не для артистов, а для театров. Да, конечно, театры регулируют, кого можно и нужно хвалить, а кого нет, но ведь и у нас существует система оперных звёзд.
Секретари знают, кого надо пиарить, а кого задвигать, и кому какие роли дают. Дали роль  - возвели артиста в премьеры; не дали - значит, не в фаворе. Но звёздами просто так тоже не покомандуешь.
Кстати, любопытно наблюдать, как критики, побывавшие на спектаклях, констатируют иной раз одно и то же, т.е. фактологию приводят одинаковую, а выводы делают противоположные. Как это может быть??
А иногда и вовсе не сделано никаких выводов, так что думай, что хочешь. С критикой у нас, конечно, громадные проблемы.
По поводу артистов и их высказываний друг о друге могу сказать только одно: искренности в этом мало - и в критике, и в похвалах. Интересное, кстати, наблюдение: инструменталисты более объективны и значительно более терпимы друг ко другу, чем вокалисты :)) Быть может, в инструментальной области меньше субъективизма и вкусовщины?
Как бы то ни было, в публичных высказываниях артистов друг о друге мало толку.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #7 : Июнь 18, 2014, 15:50:47 »
Да, конечно, театры регулируют, кого можно и нужно хвалить, а кого нет, но ведь и у нас существует система оперных звёзд.

И порой сами театры становятся заложниками этой системы. Приведу очень актуальный пример. Сегодня в МАМТе "Лючия ди Ламмермур". Должна была петь Хибла Герзмава, но она заболела. Вместо неё поёт Дарья Терехова. Я слушала Терехову дважды - в феврале и в марте, а Хиблу слушала в мае. Я кладу руку на сердце и заявляю со всей ответственностью: Терехова поёт Лючию лучше, она достаточно техничная певица и ей эта партия абсолютно по голосу (как неоднократно обсуждалось, Герзмаве колоратурные партии уже давно не следует петь). Но я уверена, что многие зрители останутся разочарованными. Они покупали билеты на Хиблу и уверены, что от замены проиграли. Но это совсем не так!!!

Кроме того, Лилия Гайсина пока не пела Лючию, а она споёт, по моим представлениям о её возможностях, ещё лучше! Но нет, все будут говорить - "подайте нам Хиблу или верните деньги за билеты". А уж что будет, когда Герзмава совсем перестанет петь Лючию, сколько людей не придут в театр - и совершенно напрасно! Это оборотная сторона аншлагов, которые делает театру имя "Хибла Герзмава".
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #8 : Июнь 18, 2014, 17:09:14 »
Вот именно. Звёздность.
Говорят, специально на Гермаву хотели ставить какой-то спектакль в МАМТе, а она попробовала и вдруг выяснила, что не потянет свою партию, и эту затею бросили. Вот вам и звезда: на неё ориентируют театр, а она запросто меняет курс, и все усилия остальных участников идут прахом.
Я считаю, что критики должны эти моменты отражать и задавать неудобные вопросы относительно театральной политики.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #9 : Июнь 18, 2014, 23:53:58 »
Вот именно. Звёздность.
Говорят, специально на Герзмаву хотели ставить какой-то спектакль в МАМТе, а она попробовала и вдруг выяснила, что не потянет свою партию, и эту затею бросили. Вот вам и звезда: на неё ориентируют театр, а она запросто меняет курс, и все усилия остальных участников идут прахом.

Ничего себе! Ну и слухи! Но я не верю. Я читала интервью то ли Тителя, то ли Урина, то ли обоих - они говорят, что в их театрах нет звёзд, которые ведут себя подобным образом. Конечно, раз уважаемые руководители театров так говорят, значит, так и есть! Это же безответственно! Как это - звезда захотела, звезда расхотела? Представим ситуацию. Я даже не говорю, что остальные участники, наверное, не расхотели учить свои партии и их выучили, и что теперь с этим делать? И второй момент: если постановка уже в планах, а тут такое ЧП, то нужно, наверное, чем-то заменять, срочно готовить другую премьеру. Ведь театры должны определённое количество премьер в сезон выдавать. А то что получается, что хочу, то и ворочу, что ли? Хозяин - барин?

Хотя... я вспомнила, что однажды Хибла из-за болезни отказалась петь Виолетту перед самым началом спектакля, и его задержали не то на полчаса, не то на час.  О, нашла, на 45 минут задержали начало http://fmd1976.livejournal.com/820146.html.
Ещё я заметила, что на сайте Хиблы были заявлены июльские "Сказки Гофмана", "Любовный напиток" и "Дон Жуан", а теперь остался только один "Дон Жуан". http://www.hibla.ru/ru/dates.html

А что за партия, которая оказалась слишком сложной? Герзмава в интервью говорила, что хочет спеть Дездемону и Медею. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1048.msg123521.html#msg123521
Театр до сих пор не анонсировал свои планы на будущий сезон, есть только отрывочные сведения с operabase, я их вот сюда скопировала http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9808.msg134623.html#msg134623 "Отелло" в планах нет. Зато есть "Медея", и я уже начала слушать запись с Каллас :)) Опера не сказать, что шедевр, но титульная партия ох какая сложная!
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2014, 01:02:08 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #10 : Июнь 19, 2014, 00:05:02 »
Зато есть "Медея", и я уже начала слушать запись с Каллас :)) Опера не сказать, чтобы шедевр, но титульная партия ох какая сложная!

Ага, ну вот! Может, в этом и дело? :)
Интересно, в каком виде они дадут эту оперу, если, конечно, доберутся до неё.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #11 : Июнь 19, 2014, 00:09:05 »
Зато есть "Медея", и я уже начала слушать запись с Каллас :)) Опера не сказать, чтобы шедевр, но титульная партия ох какая сложная!

Ага, ну вот! Может, в этом и дело? :)

Нам остаётся только гадать! По данным operabase, премьера "Медеи" была запланирована на конец ноября 2014 года. Но официально театр не огласил свои планы, афиша есть только на сентябрь и самое начало октября.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #12 : Июнь 19, 2014, 00:15:42 »
я не верю. Я читала интервью то ли Тителя, то ли Урина, то ли обоих - они говорят, что в их театрах нет звёзд, которые ведут себя подобным образом. Конечно, раз уважаемые руководители театров так говорят, значит, так и есть!

О да, так они нам и выдали всю правду-матку! Там, наверное, такое творится, что мало не покажется, но до нас это попросту не доводят, чтобы любители оперы спали спокойно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #13 : Июнь 19, 2014, 13:22:41 »
я не верю. Я читала интервью то ли Тителя, то ли Урина, то ли обоих - они говорят, что в их театрах нет звёзд, которые ведут себя подобным образом. Конечно, раз уважаемые руководители театров так говорят, значит, так и есть!

О да, так они нам и выдали всю правду-матку! Там, наверное, такое творится, что мало не покажется, но до нас это попросту не доводят, чтобы любители оперы спали спокойно.

Руководители театров говорят такие правильные вещи прессе (хотя на месте Урина я бы не рассказывала, что он случайный человек в музыкальном театре http://izvestia.ru/news/554017)! А когда изучаешь составы или смотришь постановки, становится понятно, что красивые интервью - это пустословие.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #14 : Июнь 23, 2014, 13:16:30 »
Мало ли какие правильные вещи говорят театры, важнее ведь не то, что говорят, а что делают.
Вот вы выше пишете, что главные читатели критических статей - театры, то бишь, их руководители. Но вот вопрос: зачем критики облизывают театры и их руководство? Какой смысл? Выгода?
По-видимому, нужно задать встречный вопрос: а зачем вообще люди стремятся знакомиться с сильными мира сего? Наверное, для удовлетворения амбиций, для чего ж ещё? Это прежде всего. Вообще, приятно быть "хорошим" - всех хвалить, особенно тех, кто имеет какую-то власть, чтобы все тебя любили, тоже хвалили. Можно расписывать панегирики и воображать, что чему-то "учишь молодёжь" и даже как-то "влияешь на ситуацию". Да и вообще, приятно использовать искусство как повод наладить полезные взаимоотношения и повращаться в театральных кругах с дозволения руководства. Даже если эта власть и эфемерна, всё равно ведь приятно. А потом эти люди будут нам рассказывать, что они "любят музыку". Ха-ха. По-моему, они любят себя, а потом уже музыку, если даже вообразить, что они вообще её любят.
Как это там сказано хрестоматийное? Нужно любить театр в себе, а не себя в театре? А большинство этих деятелей любят себя в театре и ненавидят театр без себя - вот и объяснение всяких неожиданных "охлаждений" к кому-сему, переходов туда-сюда, из одного лагеря в другой, от одного театра к другому и т.д. Когда одного и того же, к примеру, певца один и тот же критик будет то хвалить, то ругать за одно и то же в зависимости от прикормленности писателя к театру или же наоборот - от его отдалённости от оного, то это как называется? "Современная принципиальность", допускающая одновременное существование сразу 2-х точек зрения?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Гергиев о критике
« Ответ #15 : Июль 14, 2014, 17:14:46 »
Гергиев говорит в интервью:

... Вообще считаю, что музыкальная театральная пресса умирает. На первый план выходят либо горячие, откровенно скандальные новости, а если между ними не происходит ничего скандального, то пустоты заполняют, как правило, чем-то очень бездумным и легким, а частенько еще и пошлым. Извиняет всех нас только то, что некоторые программы чаще стали показывать, что вредно и что полезно есть, это, может быть, поможет стране как-то коллективно поправить здоровье. Вот, например, фантастическое явление, о котором даже такой мечтатель как я не мог и во сне поразмышлять: у нас недавно выступал один из самых известных инструменталистов последних, скажем, 50 лет - в Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске, Москве и Казани - Пинхас Цукерман. Дело совсем не в том, что уже в возрасте 17-18 лет он заявил о себе как ярчайший музыкант. В этом качестве он давно играет по всему миру. Он исполнял на очень высоком уровне концерт Бетховена в российских регионах. Даже дирижировал "Страдивари-ансамблем" Мариинского театра, и я не скрывал своего восторга. Отзывов в прессе – почти нет. Очень жаль. Но мне жаль отнюдь не Цукермана, он уж точно не нуждается в дополнительном внимании СМИ

Это парадоксально, но ведь музыканты сами не прилагают никаких усилий к тому, чтобы приглашать критиков, чтобы о музыкальной деятельности сообщала пресса, когда же что-то появляется без их содействия, то музыканты по большей части недовольны.
Так ведь если не направлять этот процесс, то он и выродится в поиски жареного. Мне самому приходилось сталкиваться с тем, что когда стараешься быть объективным и пишешь, как слышишь и думаешь, то именно такие статьи встречают наиболее сильное сопротивление. Почти никому, в т.ч. и музыкантам, НЕ ИНТЕРЕСНО, что о них думают на самом деле, без лакировки - их гораздо больше устраивают безликие панегирики, а также "летописи" их жизни, в т.ч. и в жёлтой прессе.
Но если так, то как может музыкальная театральная пресса не умирать?
Кроме того, я не понимаю, почему тогда Гергиев не жалуется на самого себя? Разве не он на рубеже веков пригрел в своём театре и взрастил такое чудовище, как Черняков? Разве не в его театре делали скандальные эпатажные постановки, уродующие оперную классику? Разве не он был в нашей стране в авангарде этого процесса? Разве это не есть то самое "горячее" и "скандальное", на что он ныне жалуется? С чего бы это? За что боролся. на то и напоролся? Он ведь сам поставлял нам эти скандалы, так чего ж теперь на зеркало пенять?
А замужества и беременности Нетребко кто раскручивает? Кто выпускает в свет таких звёзд и какими методами они раскручиваются?
А кто одобрил чудовищное здание "гипермаркета Мариинского", которое не ругал только ленивый? Тоже пресса виновата?
Пресс, вишь, нехороша, а он сам - белый, пушистый и никогда ни в чём не виноватый.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #16 : Август 07, 2014, 21:11:31 »
Молодые музыкальные критики получат премию «Резонанс»

03.08.2014

Пермский театр оперы и балета и Фонд поддержки современного искусства Camera Obscura учредили всероссийскую премию «Резонанс» для молодых музыкальных критиков.

Премия будет вручаться в трех номинациях: лучший критический текст (премия I, II и III степени); лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре; почетная премия за вклад в развитие театрально-музыкальной критики.

Обладатели премии за лучший текст и за особые заслуги награждаются денежными призами. Победители в номинации «Лучшее СМИ» получают приглашение на Дягилевский фестиваль для двух сотрудников редакции.

Конкурс текстов начнется 1 сентября этого года, к участию приглашены авторы не старше 35 лет. Объявление результатов и награждение лауреатов премии «Резонанс» пройдет во время Дягилевского фестиваля в Перми в 2015 году.

Премию будет присуждать жюри из пяти музыкальных критиков, театральных и музыкальных деятелей.

В жюри сезона 2014-2015 вошли: Екатерина Бирюкова - председатель жюри, музыкальный критик; Ольга Манулкина - музыкальный критик, директор магистратуры «Музыкальная критика» Смольного факультета; Сергей Невский - композитор; Зиновий Марголин - сценограф; Демьян Кудрявцев - литератор.

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/news/2014/08/item9607.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #17 : Август 07, 2014, 23:43:57 »
Молодые музыкальные критики получат премию «Резонанс»

В жюри сезона 2014-2015 вошли: Екатерина Бирюкова - председатель жюри, музыкальный критик; Ольга Манулкина - музыкальный критик, директор магистратуры «Музыкальная критика» Смольного факультета; Сергей Невский - композитор; Зиновий Марголин - сценограф; Демьян Кудрявцев - литератор.

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/news/2014/08/item9607.html

Марголин делает такое количество постановок в сезон, и везде вместо сценографии минимализм, и ещё успевает статьи оценивать :))
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #18 : Август 10, 2014, 06:17:06 »
Премия для музыкальных критиков
 
Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета:

— Критик совершенно необходим не только зрителю, которому он раскрывает контекст и суть произведения и его исполнения, он необходим и творческому процессу. Ведь критик в определенной степени в ответе за восприятие сценического искусства, а значит отчасти и за судьбу отдельно взятых произведений или артистов, и, соответственно, обязан быть высокообразованным человеком. Я очень рад, что наш театр и наш Дягилевский фестиваль станут площадкой для выявления и поощрения новых и лучших музыкальных критиков в России, способствуя их становлению и повышая значимость и престиж этой ключевой профессии.

Музыкальная жизнь
http://mus-mag.ru/mz-txt/2014-06/m-perm.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #19 : Октябрь 02, 2014, 01:18:50 »
Наталья Зимянина

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/500211220115931

Была на статусном концерте. Ну, почти статусном. Происходившее волновало меня мало, и я разглядывала коллег в зале. И накидала на приглашении вот что.

Вот этот, сразу слева от меня, поджав кулачки, с первым же звуком музыки уронил головку, закрыл глаза и впал в ступор – видимо, она действует на него как Раптор на таракана. Разбуженный аплодисментами, он почему-то сказал мне про солиста: «Великолепно играет мальчик!»

Вон тот всегда крутится возле медийных лиц, чтобы попасть в объективы. Фотокоррам его мелкоглазое лицо проныры портит кадр, но он застрял у ВИП-ряда, что-то у кого-то «заинтересованно» спрашивает, делает вид, что выискивает кого-то в верхних рядах. В общем, отирается. Его цель на этом концерте - попасть в объектив ТВ, чтобы мелькнуть в новостях «Культуры». Это называется «пропозиционироваться».

А вот этот самый жуткий – после первого отделения нужно срочно спрятаться в каком-нибудь закутке фойе, а еще лучше – встать в длиннющую очередь в дамский туалет, это с гарантией. Иначе он схватит за грудки и начнет тебя высасывать: «Ну что? Хорошо играл? А оркестр? А дирижер как? А в целом вам как? А в частностях?» Ну такая зараза, ну ничего не рубит, ну буквально – где хорошо, где плохо не рубит, и как такие в музыкальные критики протыриваются?

Некоторые приходят с детьми. Это трудно. Я сама однажды привела подростка, говорю: «Хоть слово во время исполнения – убью!» Ответственность за поведение несчастного, ни в чем не повинного ребенка не дает погружаться в тонкости дирижерской интерпретации. После трех часов симфонической музыки терпеливо молчавший все это время отрок воет сквозь зубы: «Господи, когда же это наконец кончится?» Буфетом и только буфетом можно загладить свою вину перед ним. Ну и? Может ли критик что-нибудь от души написать про этот концерт?

Есть какие-то кретины, не знаю, из каких изданий, которые очень любят после шумного финала в кратчайшую паузу перед аплодисментами коротко, тихо, но энергично (на весь зал) тявкнуть «браво!» Им кажется, что это дико весомо. Одно слово, кретины. Потому что обычно это никогда не «браво». Может, их нанимают?

Вон те двое самые умные – они после первой же вещи слились пить шампанское в буфете, а я, собственно, застряла только из-за своего спавшего соседа, а то бы сразу скользнула за ними. Но в антракте я их все-таки догнала, и мы развеселым образом дослушали длиннющий Requiem под развеселый трёп в нижнем фойе филармонии, где теперь установлен экран для прямой трансляции из зала.

Читаю ли я каких-нибудь музыкальных критиков? Ну, бывает, когда попадается. А специально что ж читать-то. А музыкантов жалко. Они всё читают под лупой. И просто не представляют, до какого дна докатилась не критика, нет, а полное равнодушие СМИ к этой критике (как и к культуре вообще), имеющее убийственные последствия.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #20 : Октябрь 04, 2014, 19:34:31 »
Любопытный опрос и обсуждение на странице Мариинского театра "ВКонтакте"

Наряду со зрителями, спектакли, концерты и фестивали классической музыки посещают корреспонденты различных изданий, которые оставляют рецензии. Читатели читают публикации, что так или иначе влияет на процесс принятия ими решений о посещении тех или иных театров, спектаклей, концертов и исполнителей. Конечно, многое зависит от самого издания и его основной аудитории, а степень доверия читателей к публикации определяется опытом, компетентностью и особенностями стиля самого корреспондента. Как правило, рецензии пишут профессиональные журналисты с профильным образованием, хотя возможны самые различные ситуации. Интересно узнать ваше отношение к публикациям в прессе в области классической музыки.

Полностью:
http://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_69466%2Fall
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #21 : Октябрь 04, 2014, 19:42:02 »
Любопытный опрос и обсуждение на странице Мариинского театра "ВКонтакте"

Читаете ли вы рецензии в прессе на балетные и оперные спектакли и концерты классической музыки? Доверяете ли публикуемой информации?

Да, всегда читаю и использую эту информацию для принятия решения о посещении спектакля или концерта с участием того или иного исполнителя.
23.2%

У меня есть определённый ограниченный набор изданий и/или журналистов, публикациям которых я доверяю и внимательно читаю перед посещением концертов.
29.5%

Нет, не читаю, т.к. мне в принципе не интересны публикации в прессе, а мнение о спектаклях и артистах я складываю самостоятельно.
30.4%

Нет, не читаю, т.к. не доверяю публикациям в прессе и не считаю высоким уровень компетентности современной журналистики в этой области.
17%

Проголосовало 112 человек.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #22 : Октябрь 04, 2014, 19:46:50 »
На самом деле результаты поразительны!
Ничего не читает меньше трети, да и то половина из них врёт небось - просто желают показать своё пренебрежение.
При этом больше половины голосующих читает и как-то ориентируется на прочтённое. Удивительно.
Не ожидал таких высоких показателей. Выходит дело, интернет не просто сильно, а очень сильно влияет на общественное мнение, потому что где ещё можно прочитать всё сразу? И к тому же получить звуковые файлы и иллюстрации хотя бы в виде репортажей?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #23 : Ноябрь 29, 2014, 19:47:05 »
Иван Фёдоров написал в комментарии к этой статье Ойвина http://www.classicalmusicnews.ru/reports/aleksandr-gavrilyuk-vyistupil-v-bolshom-zale-moskovskoy-konservatorii/ следующее:

«Господин Ойвин! Судя по Вашим статьям, в к-х Вы часто заимствуете идеи и оценки, Вы — большой поклонник Валентина Предлогова. Если это не плагиат, то что же? Ссылки на статьи о концертах Гаврилюка: http://www.belcanto.ru/14112104.html, http://www.belcanto.ru/14103101.html. Как говорится, найди 10 отличий.»

У меня глупый вопрос. Ведь вместе со списанными (или пересказанными) чужими словами списывается и чужое мнение. Неужели у Ойвина (а он вроде не первый год ходит на музыкальные мероприятия) нет СВОЕГО мнения? Зачем переписывать чужие мысли? А если нет своих мыслей, зачем вообще писать статьи?
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что создаёт критик?
« Ответ #24 : Ноябрь 29, 2014, 20:07:11 »
Ну я не имею ничего против того, чтобы списывали мои мысли :))
Но я согласен с тем, что это нужно делать тоньше - нельзя уж так в лоб. Но даже в этом случае я не имею ничего против: лишь бы не заявили, что это Я у него списал, а не ОН у меня :)) Вот это было бы уже смешно! Но даты в статьях указаны, так что в этом смысле всё нормально.
Почему он даёт идейные цитаты? Не исключено, что он и в самом деле согласен с теми, у кого переписывает, но у него, видимо, нет времени шлифовать свои формулировки, вот и всё. Кстати, кое-какие оценки он вставляет и от себя, и они не всегда совпадают с теми, которые он берёт из калькируемых статей. Так что мнение его совпадает не полностью.
Гораздо интереснее другое: что это за ресурс такой classicalmusicnews.ru? Каковы его задачи?
Насколько я понял, его владельцы поставили себе целью раздуть популярность классики чуть ли не до масштабов популярности эстрады и домов моды :)) Но это же невозможно, даже если привлечь к этому делу всех любителей классики! Жанр этот эксклюзивный, как эксклюзивна сама классика. Но ресурс, видимо, считает, что "лучше больше, чем лучше" :)) Им важнее количество, а не качество, так что ........ Что с них взять: каковы цели, таковы и методы. Если думать только своей головой, много не насочиняешь, а им хочется БОЛЬШУЮ КУЧУ откликов на всё и вся! Вот и "результат".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица