Автор Тема: Юрий Александров, худ. рук. - директор «Санктъ-Петербургъ Опера»  (Прочитано 11848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
http://www.business-gazeta.ru/article/96423/

Юрий Александров: «Валерий Гергиев прибирает к рукам Большой театр»

РЕЖИССЕР ПОЛАГАЕТ, ЧТО АВАНГАРД ИСЧЕЗНЕТ, КАК ТОЛЬКО В ТЕАТРЕ ПОЯВЯТСЯ ДЕНЬГИ

Сегодня, в день открытия Шаляпинского фестиваля, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля премьера «Севильского цирюльника». Его постановщик, в активе которого уже более 250 оперных спектаклей, встретившись с корреспондентом «БИЗНЕС Online», рассказал, что если есть идея, то бюджет постановки не важен, назвал тройку лучших российских оперных режиссеров и дал оценку ситуации в Новой опере.

«МОЙ СПЕКТАКЛЬ — ЭТО НЕ ОБЩЕПИТ»

— Юрий Исаакович, конце прошлого года вы невольно стали героем скандала в Новой опере. Что там случилось?

— Я вам все сейчас расскажу, но мне бы не хотелось это называть скандалом. Случилось то, что всегда должно быть при восприятии спектаклей — постановка задела за живое. Потому что партитура «Пиковой дамы», она у меня любимая, и я готовился к этой постановке 13 лет. В 2000 году я сделал такой набросок у себя в камерном театре в Санкт-Петербурге, привозил спектакль в Москву, было очень много интересной критики, потому что спектакль авторский изначально. Он посвящен моим размышлениям не только на тему Пушкина и Чайковского, но и о жизни России, и один из критиков замечательно написал, что ставка в этой игре не деньги, а судьба России.

— В «Пиковой даме» в Новой опере, которая так бурно обсуждалась в прессе, очевидно, много ваших личностных вещей?

— Разумеется, я их вложил. Я прекрасно понимал, что моя постановка «Пиковой дамы» — это не общепит, это блюдо не для всех. Конечно, несмотря на то, что были критические отзывы и даже выкрики, что сейчас уже нормально, люди высказывают свое мнение, но основная масса публики, она восприняла спектакль хорошо. И, что самое главное, труппа была со мной, она была за меня, труппа в этой постановке работает блестяще. Я покорен и хором, и работой дирижера, которого я пригласил на этот спектакль, это Александр Самуилэ — он главный дирижер одесской оперы. И получилось то, что должно было получиться. Мы не можем такие партитуры ставить, чтобы никто не заметил.

— А публика?

— Публика должна иметь выбор посещать опусы, поставленные в классической манере, что есть в Москве, слава Богу, и авторские спектакли. Москва — это ведь не Крыжополь, где один музыкальный театр. «Пиковая дама» в Новой опере — это был для меня спектакль важный. Вообще, каждая постановка для режиссера — это его душевный стриптиз. Поставщик должен убедить зрителя, что его версия на сегодняшний день — она самая правильная. Моя версия «Пиковой дамы» была самая неожиданная. Люди играли свои судьбы на протяжении ста лет. Мы играли и блокадный Ленинград, и сталинское время, и смерть Сталина — 1953 год. Ни один критик не написал, что все это вне музыки. Мне было это очень важно, потому что болевые точки так совпали, так скрестились, что люди приходили в такое странное состояние... Я очень доволен, что мне удалось поставить три моих самых зрелых спектакля в Новой опере. Это «Любовный напиток», который мы, возможно, покажем в Казани, «Князь Игорь», он сейчас блистательно 10 раз прошел в Тель-Авиве на публике, которая видела все, сейчас спектакль едет в Лондон, и, наконец, «Пиковая дама». Последний спектакль — это моя дань памяти великому дирижеру Евгению Колобову. К сожалению, как я понимаю, это последние мои спектакли, которые выходили в этом театре.

«ХУДОЖНИКУ ПРЕДЛОЖИЛИ ДОЛЖНОСТЬ ГАРДЕРОБЩИКА»

— Почему?

— Мне кажется, что Новая опера прекращает свое существование в том виде, в котором она была. Потому что идет откровенная война между новым руководством и основателями этого театра. Главному художнику этого театра Виктору Герасименко, который сделал блестящие декорации к «Пиковой даме» и казанскому «Севильскому цирюльнику», в Казани он делал в прошлом году еще и «Аиду», этому талантливому и известному художнику предложено в Новой опере место... гардеробщика. Великому хормейстеру Наталье Колобовой тоже предложено покинуть театр.

— Эта ситуация сказалась на работе над «Пиковой дамой»?

— Спектакль рождался в ужасающих условиях. И труппа выстояла! Она выдержала этот напор и эту осаду и сделала спектакль, который идет все с большим и большим успехом. Я, конечно, переживаю за его судьбу, но я счастлив, что в моей биографии он был, и никакие заказные статьи, никакие кликуши не изменят отношение к нему зрителей, публика аплодирует в финале стоя.

— Вы полагаете, что статьи с критикой вашей «Пиковой дамы» были заказные? А кому это нужно?

— Москва — странное место, там люди охраняют свою территорию. Там почему-то решили, что я должен перебраться в Первопрестольную, чтобы в ней работать. Когда я ставил в Большом театре «Хованщину», боялись, что я посягаю на этот театр. Теперь боятся, что я посягаю на Новую оперу. Объективности в критических статьях не было никакой. Например, журналист пишет, что Александров дошел до того, что вставил в «Пиковую даму» сцену Онегина и Ленского, ну что тут можно сказать? Или пишут, что дирижер согласился на то, чтобы Елецкий пел партию гувернантки. Бред! Ощущение, что люди не видели спектакля и пишут с чужих слов.

— Либо эти люди никогда не были в опере.

— Главное, что там торжествует хамство. Это из той же серии, когда художнику предлагают место гардеробщика. Труппа в Новой опере сейчас запугана, это же люди, им надо жить. Но они с такой честью вели себя на репетициях «Пиковой дамы», что я просто был поражен. Для меня это будет событие на многие годы. Я подвел этим спектаклем некоторые итоги. В опере сейчас смутное время. Что такое авангард, никто не понимает. Надевают джинсы и играют в смыслах, характерных для позапрошлого века.

— В драме тоже смутное время.

— Ну, в драме есть какие-то опорные очки, есть лидеры, с какими надо считаться, в опере их меньше. В опере трудно созвать театр-дом, что изначально есть в драме. Драматические артисты реже предают, а оперные предают, потому что у них есть две «золотые» связочки, которые диктуют, куда надо ехать петь.

«БАРХАТОВУ НАДО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ПРОФЕССИИ»

— Вы можете назвать тройку российских оперных режиссеров, которых вы уважаете?

— Это, несомненно, Дмитрий Черняков, только если бы он поменьше работал в Германии и отошел бы от того стиля, где нивелируется режиссура, а то получается очень много похожих спектаклей у разных режиссеров. Я считаю, что режиссер должен быть непредсказуем.

— Конечно.

— В этом фишка режиссера. Не только постановка важна, но и место, и время, когда ты ставишь. Сейчас Черняков поставил в La Scala «Травиату», он абсолютно не учел менталитет итальянцев. Я ставил в La Scala «Черевички», знаю эту публику, насколько она эмоциональна и душевна. Лишить их эмоций — это большая ошибка. Еще из режиссеров мне импонирует Георгий Исаакян, он сейчас главный режиссер в детском музыкальном театре Натальи Сац. У него очень много интересных идей. Ну и, конечно, в эту тройку должен войти Александр Титель. Он очень профессиональный человек. Вот видите, три человека, с остальными уже начинаются вопросы.

— С Василием Бархатовым вопросы?

— Я смогу оценивать его как режиссера, когда он поставит хотя бы один хороший спектакль. Пока их не было. Есть конъюнктурные, есть постановки в Мариинском театре, но это еще не есть хорошие спектакли. Мне кажется, что Бархатову надо больше сосредоточиться на профессии, пока же он пробует себя и в драме, и в кино, но пока событий в его спектаклях я не вижу. Бархатов — несомненно, способный человек, но наша профессия возвратная, ему надо еще много понять и пережить, не надо разбрасываться.

— У вас сегодня премьера. Вопрос формулирую по-дягилевски: «Чем удивлять будете?»

— Я сам удивлен, что согласился ставить в Казани «Севильского цирюльника». Я всю жизнь от этой партитуры бегал.

— Это был выбор театра или ваш?

— Театра, конечно. Я никогда ничего не выбираю и о постановках не мечтаю. Господь меня ведет и указывает мне, что я должен делать. Например, «Отелло» я ставил 9 раз, а «Севильского» — ни разу. Это мой первый опыт. Хотя я поставил более 250 спектаклей. У меня был ярлык «комический режиссер», я, например, обожаю Доницетти. Но «Севильского» я всегда сторонился. Потому что хуже, чем постановки «Севильского цирюльника», я спектаклей не видел. Я понимаю, что это великая музыка, но на сцене крашенные проволочные стульчики, перекошенные кринолины и отсутствие всякого смысла. Потому что эта вещь насквозь бытовая. Делать это предметом юмористического начала — это непросто. Смех имеет разную природу: есть смех клоунский, есть текстовой — Жванецкий, например, но мы этого лишены, у нас герои поют на итальянском, и поэтому на тексте мы не сработаем. И есть высший пилотаж — комическая ситуация.

— Комедия положений.

— Да. И это в бытовой вещи сделать трудно. Но в бытовой постановке столы, стулья — это перевешивает. Мы с художником решили сделать такой ящик Пандоры — в нем элементы декораций этой оперы за все 200 лет. Все стили и направления. И мы возьмем из этого ящика все, что нам нужно. Так что удивлять будем тем, что смещаются некоторые акценты. У нас Розина — зрелая девушка, может быть, даже перезрелая, которая активно борется за свои позиции. Очень обаятельный Бартоло — у нас это не комический старик с картошкой вместо носа. Он любит и имеет право на любовь. Фигаро — это уже бренд, и у нас в спектакле будет 14 Фигаро — весь состав хора. Фигаро — это фирма для оказания разного вида услуг. Он же поет «Фигаро — здесь, Фигаро — там». Он — все. Никто не знает, каким он завтра будет. Еще очень хочется удивить публику хорошим ансамблем, хотя времени у нас немного, но солисты очень хорошие, они справятся.

«ГЕРГИЕВ НАЗНАЧИЛ СОХИЕВА»

— А почему у вас на постановку только две недели?

— Да потому что никто из солистов не может приехать на более продолжительный срок. У меня, например, в Сигулде была постановка, которую я делал три дня. Но пела Анна Нетребко, пели солисты из Мариинского театра, я все успел, потому что артисты были — люди опытные, им не надо было повторять два раза. Я так ставил и «Сомнамбулу», и «Мадам Баттерфляй», и «Любовный напиток». Три дня — и все. На больший срок люди не приедут. А в Казани у нас две недели — это много. Я так боялся браться за «Севильского», что полгода сидел ночами и расписывал каждый шаг. Я приехал в Казань, у меня все уже сложилось в голове.

— Я слышала, что на премьере будут представители экспертного света «Золотой маски»?

— А почему бы и нет? Они ездят на все мои постановки. Сейчас к «Маске» сложное отношение. Два театра — «Геликон-опера» и московская оперетта — отказались участвовать в конкурсе. Они выступили на секретариате СТД и сообщили, что, по их мнению, «Маска» переродилась и не так объективна, как это было раньше. Но она никогда не была объективной! У меня есть свои три «Маски», я уже испил эту чашу, но я понимаю, что это нужно молодым артистам, чтобы показаться в Москве. Работа свежая, яркие ребята — почему бы не показать.

— Как вы можете прокомментировать назначение Тугана Сохиева на пост главного дирижера Большого театра?

— Значит, Гергиев назначил туда Сохиева...

— Вы полагаете, что это сделал Валерий Гергиев?

— Конечно. Значит, он прибирает к рукам Большой театр.

— Вы какого мнения о Сохиеве?

— Несомненно, это одаренный человек. К сожалению, мы с ним не работали ни над одной из постановок, но что-то из моих спектаклей он дирижировал. И это было очень уверенно, несмотря на его молодой возраст. Дай Бог ему удачи.

— В Мариинском театре сейчас три сцены, вас не приглашают на постанову?

— Пока у нас с Валерием Гергиевым опосредованный контакт. И потом, у меня все расписано на ближайшие два года. В Мариинском театре так далеко не заглядывают, поэтому в свое время я оттуда и ушел. Планировать там что-то трудно, а затыкать дырку не хочется. Я ставил спектакли и за Дзефирелли, и за многих других, но мне это не приносило никакой радости.

— Как вы полагаете, каким должен быть идеальный бюджет для оперной постановки?

— Никогда деньги не влияли на качество, это люди бездарные все списывают на их отсутствие. В моем камерном театре идут спектакли с минимальным бюджетом, у меня была одна постановка, когда все элементы сценографии я собрал на помойке. Но получился такой щемящий спектакль! Главное, чтобы артисты были сыты, если они сыты, дайте мне два стула, я поставлю спектакль. Ведь глупую постановку не спасут даже декорации из золота.

— Вы смотрите спектакли коллег?

— Я не люблю смотреть чужие спектакли. Сейчас с наличием интернета сразу же бывает ясно, кто, где и у кого что-то взял. Я так много видел плохих спектаклей, что боялся ставить «Севильского», так же было и с «Травиатой», но когда я за нее взялся и начал копать, то понял, что это великая опера. Не хочу смотреть на чужое, лучше делать с чистого листа. Часто в спектаклях коллег можно обнаружить мои мизансцены, но никто не скажет, что я что-то у кого-то взял.

«АВАНГАРД ПОЯВИЛСЯ ОТ ОБНИЩАНИЯ ТЕАТРОВ»

— Как вы полагаете, каким путем пойдет опера в России? У нас будет засилье авангарда?

— Нет, ни в коем случае! Авангард появился, потому что обнищали театры. Настоящий авангард родился в Германии, этих мастеров уже нет, дальше шли последователи, у которых уже не было духовной силы. Авангард подарил нам смысл. Из «кулинарной» оперы мы ушли в смысл, в социум. Но сегодня многие находки превратились в клише, и различить, что идет: «Дон Жуан» Моцарта или «Золото Рейна» Вагнера — уже невозможно. Везде серые стены, мобильные телефоны. Можно купить один костюм с кринолином за 5 тысяч долларов или на эти деньги купить в секонд-хенде 5 костюмов. Естественно, интендант стремится заработать деньги. Их заработать можно либо качеством, либо скандалом. Второе проще. Я ставил два года назад в Германии на фестивале «Евгения Онегина» на траве, солисты у меня были со всего мира. Я ставил спектакль по системе Станиславского, но солисты были босые, потому что это был театр XVIII века, но открытый.

— То есть оупен-эйр?

— Да, там появлялась реальная луна. Во время репетиций я ездил в Берлин и видел там авангардную «Пиковую даму» — при полупустом зале и при отсутствии реакции публики. Это был страшный спектакль с элементами насилия и натурализма. Было два хлопка и люди разошлись. Европа устала от авангарда. Как только появятся деньги, люди, которые хотят вкладывать в оперу, появятся красивые спектакли. В Петербурге тоже кризис, мне сказали, что у меня в театре профинансируют только одну постановку, но я буду делать все равно два спектакля. Я так все придумаю, что обойдусь без денег. У меня будет такой вечер — «Оперные злодеи». Я возьму двух персонажей: Сальери и Тихона Хренникова. Мнимых злодеев, я хочу их лишить этого штампа злодейства. Важна идея, а придумать, как ее реализовать, всегда можно.

Татьяна Мамаева

Справка

Юрий Александров — народный артист России, художественный руководитель — директор государ­ственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», лауреат государственной премии Казахстана, национальной театральной награды «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по двум спе­циальностям: пианист и режис­сер музыкального театра. С 1978 года — режиссер-постановщик Мариинского театра, на сцене которого осуще­ствил постановки множества опер, позже ушел из Мариинского театра. В активе около 250 оперных постановок. Среди них спектакли в Metropolitan Opera и La Scala.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В МУЗТЕАТРЕ КАРЕЛИИ НЕ ЖДУТ ТУХЛЫХ ЯИЦ НА ПРЕМЬЕРЕ «СЕВИЛЬСКОГО ЦИРЮЛЬНИКА»

05.05.2014 в 15:57
http://vedkar.ru/kultura/v-muzteatre-karelii-ne-zhdut-tuxlyx-yaic-na-premere-sevilskogo-ciryulnika/

Режиссер Юрий Александров уверен, что петрозаводская публика полюбит новую оперу.

Постановщик оперы «Севильский цирюльник» народный артист России Юрий Александров не ждет провала спектакля, премьера которого намечена на 2 июня в Музыкальном театре Карелии. Режиссер даже предложил всем желающим обсудить постановку в день ее премьеры.

- Все, что захочет, могут остаться в зале! Я с удовольствием пообщаюсь, отвечу на все вопросы. Претензии? Могу и претензии принять, могу и благодарности, и цветы, и поцелуи! Не жду, что кто-то придет с помидорами и тухлыми яйцами – я уже вижу, что нас не ждет провал, это будет, пожалуй, один из самых любимых спектаклей петрозаводской публики, — цитирует пресс-служба театра Александрова.

Напомним, сейчас в Музыкальном театре идут репетиции оперы Россини, главные партии исполнят Кирилл Чурсин и Павел Назаров (Фигаро), Иван Подойников (граф Альмавива), Андрей Блаховский и Вячеслав Терентьев (Бартоло), Эльвина Муллина, Евгения Гудкова, Валерия Кузнецова и Анна Шалаева (Розина).
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пространство, куда хочется вернуться

Режиссер Юрий Александров считает Петрозаводск городом, где опера будет процветать http://karel.mk.ru/articles/2014/05/21/prostranstvo-kudahochetsya-vernutsya.html

…Сфотографировать Юрия Александрова во время репетиции практически невозможно. Нет, он совсем не против, как раз наоборот – редко встретишь режиссера, столь терпеливо относящегося к журналистам. Просто он постоянно находится в движении. И даже если не выскакивает на сцену, чтобы показать солистам, как именно нужно станцевать очередное па (это в опере-то!), а просто сидит в режиссерском кресле – ни секунды покоя: дирижирует, показывает, подпевает… До премьеры «Севильского цирюльника» остается менее двух недель. Мэтр нервничает.

Новая глава

Он всю свою жизнь бегал от «Се­вильского цирюльника». Куда бы он ни приезжал, на каких бы подмостках его ни смотрел – встречался с очень скучным спектаклем в убогих декорациях. Кривые кринолины, наспех из проволоки сделанная мебель, а самое главное – недостаток мастерства. Эту сверхсложную ансамблевую оперу могут спеть только высокие профессионалы. Александров тянул до последнего, и только год назад театр в Казани уговорил его на постановку «Цирюльника», которая получилась на редкость удачной и уже прославилась на Западе. Только после этого он почувствовал себя готовым повторить успех в Карелии. Конечно, этому способствовал огромный шаг вперед, сделанный нашим Музыкальным театром:

– Нам не стыдно ни за одну нашу постановку – «Кармен», «Травиата», «Баттер­фляй»… Это все очень качественная работа. Ребята очень растут, это видно. Когда растет труппа – это самое ценное. Мы попробовали все стили, теперь – Россини. Это новая глава.

Едва ли не самая тяжелая задача, которую Юрий Исаакович ставит теперь перед труппой – зрителя предстоит не только поразить вокалом, но и рассмешить. А это нужно уметь делать:

– Я видел, как старательно артисты пытаются смешить – а не смешно. Вот когда человек играет абсолютно серьезно, а в зале гомерический хохот – вот это я люблю.

Азбука Морзе

Еще Александров любит, чтобы артисты не просто пели, а играли. Это особенность его стиля – делать спектакль. У него оперные звезды, привыкшие работать по принципу «встал и спел», специально берут уроки хореографии. Хор не стоит на месте, а активно участвует в происходящем на сцене действии. Даже смена декораций – маленькая жанровая сценка. Зрителя приводит в восторг такой подход, во многом именно ему обязана своим успехом великолепная Анна Нетребко, устраивающая на сцене целое действо. Кстати, свою первую большую роль она, будучи еще студенткой, сыграла в опере «Кай и Герда» – у Александрова в «Мариинке», где и вкусила актерского дурмана…

Впрочем, сам мэтр к этому вопросу подходит осторожно:

– Может, не совсем правильно, что я от них требую игры как в драме… Природа отношения разная. То, что в драме предстоит найти режиссеру, в опере уже заложено в партитуре. Но то, что написано нотами, это только азбука Морзе, это еще не стало смыслом, и теперь главное – найти интонацию. Это вообще главное в опере – интонация, окраска звука. Ни одной дежурной ноты! И когда мне говорят: «Они у вас играют, как в драме!» думая, что это комплимент – мне хочется сесть и поговорить на эту тему. Я не хочу, чтобы они играли, как в драме! Я хочу, чтобы они играли, как в опере!

Всеобъемлющий жанр

Александрову все время предлагают сменить оперные подмостки на какие-либо другие. Он делал много мюзиклов, снимал много телеспектаклей, но его слишком увлекает то, что он делает в опере, не считая, что работает для избранных:

– Опера настолько загадочный, сложный и всеобъемлющий жанр, что назвать ее только элитарной или только демократичной нельзя. Мне кажется, опера сегодня – наиболее мощный вид театрального искусства… У оперы есть ресурсы, которых нет у драмы – она апеллирует к подсознанию. Здесь такой запас прочности, что даже если у тебя нет плодотворной творческой идеи – тебя «вытащит» оркестр, музыка, грандиозные декорации, костюмы, балет, хор… Все спецэффекты родились в опере – наводнения, грандиозные пожары, крушения судов…

Но на таких спектаклях, как «Севильский цирюльник», рождается профессионализм коллектива, считает Юрий Исаакович. Тут не спрячешься. Да и от кого прятаться – от зрителя? По его словам, сейчас в театре слишком много агрессии и часто превалирует принцип: мол, не нравится – до свидания. Он сам категорически этого не приемлет, не может так сказать своей публике. Потому что если уйдут из зала те, кто сидит в нем сегодня – их дети и внуки уже не придут никогда.

Реплика в зал

Итак, прочесть новую страницу в истории карельской оперы нам предстоит уже в самом скором времени, а Александров, похоже, готов ее перевернуть:

– Мы обсуждали – у нас «Пиковая дама» в планах. Мы совсем уже обнаглели…

Похоже, в своих ожиданиях мэтр опирается не только на мастерство труппы, но и на готовность карельской публики. Говорят, оперой на планете во все времена и при всех политических строях интересуются только 4 процента населения. Как не окультуривай народ, баланс сохраняется: 4 процента. Похоже, Александрову удалось нарушить это равновесие. Когда он приехал в Петрозаводск, ему по-дружески советовали не лезть со своей оперой – мол, карельская публика привыкла к оперетке. А он в это не верил и оказался прав:

– У нас такая публика!.. Я сижу всегда тут и смотрю больше в зал, чем на сцену. И я наслаждаюсь тем, с каким вниманием она слушает! И Жванецкий, кстати, на это обратил внимание, и мне сказал, и в зал сказал: «Вы так слушаете и так реагируете, что хочется жить просто, хочется заниматься этим делом»! Эта публика достойна и этих замечательных стен, и такого замечательного репертуара.

Александров считает, что коммунисты были не дураки: они хоть и уничтожали церкви, но очень помогали театру. Потому что знали – человеку нужен храм. Времена изменились, но эта необходимость осталась.

– Человек должен знать, что когда будет совсем тяжело, он придет в Музыкальный театр. И откроется занавес, и он забудет обо всем, что происходит на улице.

Мэтр уверен: придя в оперу, человек должен окунуться в такое пространство, в которое он потом захочет обязательно вернуться. И он всеми силами создает нам это пространство.

Максим Берштейн
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Режиссер Юрий Александров поставил в Петербурге оперу-митинг "Крым" на основе советского произведения о защитниках Севастополя
Цитировать
В ответ на обвинения в популизме, которые раздаются в его адрес, Юрий Александров заметил, что он такой же "популист", как Дмитрий Шостакович, который начал создавать свою Седьмую /Ленинградскую/ симфонию под грохот бомб и снарядов в осажденном фашистами городе.

http://www.c-inform.info/news/id/8665
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дни оперной музыки в Екабпилсе

http://pribalt.info/novosti/2320

24 июля 2014 в 9:43

Фестиваль проходит в Латгалии уже 3-й год, и по сложившейся традиции его непременный участник - камерный театр «Санкт-Петербург Опера». На этот раз петербуржцы приехали в Латвию с постановкой «Дон Жуана» - номинанта театрального фестиваля «Золотая маска». Классическая пьеса получила в спектакле совсем новое прочтение, не лишив при этом знаменитую оперу Моцарта исторических костюмов и декораций.

«Дон Жуан» в постановке Юрия Александрова целый детектив, но без убийства, но никто никого и не убивал, - говорит Александров, все гораздо изощреннее и по сути страшнее. Спектакль получился о лжи и грандиозном обмане, способном довести до сумасшествия, словом о нашей сегодняшней жизни.

Хотя спектакль и о нашем дне, осовремененной эту постановку не назовешь, - говорит Александров, он и сам этого не любит. Более того его «Дон Жуан» - спектакль не гастрольный привезенный артистами на легке, - подчеркивает режиссер. В Екабпилсе на сцене под открытым небом, где пройдет постановка, будут установлены классические декорации, а актёры выйдут в исторических костюмах.
« Последнее редактирование: Июль 24, 2014, 12:16:26 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
А как же "Крым"? Отчего им не порадовать фестивальную публику?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Онегин» по-чеховски в «Санктъ-Петербургъ опера»

http://calendar.fontanka.ru/events/6679

12 сентября по старой традиции театр Юрия Александрова открывает сезон «Евгением Онегиным»... Парадоксально: тот факт, что действие оперы Александров отнес ближе к чеховским временам, ничуть не мешает нам видеть на сцене и «Татьяны милый идеал», и очарование деревни, и петербургский сумрак, окутывающий героев. Интонации действия совпадают с теми, что нам слышатся при прочтении хрестоматийного текста, а вот сами сюжетные события, заключенные в камерную форму, выглядят ярко и выпукло.

...А в конце выяснится, что все происшедшее — это грезы Татьяны, выдумавшую всю историю: Онегин покорно повторяет свои финальные слова, на самом деле сочиненные провинциальной девушкой и заботливо вписанные ею в рукопись. Замечательная постановка, которую нужно обязательно посмотреть.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А как же "Крым"? Отчего им не порадовать фестивальную публику?

Можно в любое время посмотреть видео: опера-митинг "Крым"

http://www.youtube.com/watch?v=CM3GP0CTT3E
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александров ставит в Казани такой же "Любовный напиток", как и в Новой Опере! Такое же разделение спектакля на классическую и современную оперу!

http://kzn.tv/kzntube/ljubovnyjj-napitok-predlozhit-zritelju-tatarskijj-teatr-opery-i-baleta/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Александров: «Что-то расшутился я в Казани»

Татьяна Мамаева, 18.09.2014 в 16:57

Режиссер полагает, что надо бежать впереди публики, но не убегать далеко
На днях Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля открвает юбилейный сезон. Казанской опере ни много — ни мало, а 140 лет. Открытие сезона обещает быть веселым — режиссер Юрий Александров подготовил премьеру комической оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

http://belcanto.ru/14091801.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Арию Татьяны Лариной в Ярославле споет певица из Донецка

http://www.rg.ru/2014/10/24/reg-cfo/onegin.html
Текст: Элина Труханова (Ярославль)

В Ярославле 2 - 3 ноября пройдут гастроли государственного театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Ярославцы увидят на сцене театра драмы имени Федора Волкова давнюю постановку петербуржцев - оперу "Евгений Онегин" и одну из последних премьер - оперетту "Летучая мышь".

Выбор спектаклей для гастролей худрук "Санктъ-Петербургъ Опера", постановщик Мариинского театра, народный артист России Юрий Александров объяснил так:

- Когда мы готовили эти первые ярославские гастроли, мы подумали, что нужно привезти что-то очень понятное и близкое. Выбрали наш любимый спектакль "Евгений Онегин", который я называю музыкальным Евангелием, потому что без этого спектакля ни театр, ни русский человек жить не могут. Мы его играем всегда, когда хотим войти в контакт с публикой - Чайковский эту возможность дает. По внешним признакам это очень академичный спектакль - здесь костюмы и архитектура времени Чайковского, но по духу он очень молодежный и трепетный. Это такая фантазия на тему грез девушки.

А вот оперетту петербужцы привезли, потому что она "в наше время необходима": людям хочется счастливых финалов. Завершить на мажорной ноте краткие двухдневные гастроли - что может быть лучше. Тем более что спектакль, по мнению критиков, "великолепное зрелище", за что он и получил высшую театральную премию "Санкт-Петербурга "Золотой софит".

- Вообще оперетта, спетая оперными голосами, - это что-то удивительное. Я много ставлю оперетт и ценю артистов этого жанра, но вот тут (показывает на голосовые связки) иногда не хватает. Потому что такие оперетты написаны по законам оперы - с ансамблями, дуэтами, квартетами. Это все нужно озвучить. Думаю, ярославцам будет интересно увидеть, как в оперетте работают оперные артисты.

Чтобы показать два музыкальных спектакля, в Ярославль из "Санктъ-Петербургъ Опера" приедут около ста человек: хор, оркестр, солисты, постановочная часть. Причем приедут не "налегке", как ездят некоторые, а со всем театральным скарбом: декорациями, дорогими костюмами, бутафорией. Особым же сюрпризом и для зрителей, и для самих артистов станет дебют на российской сцене молодой оперной певицы из Донецка Валентины Феденевой.

- На этот спектакль мы привезем удивительную девочку, которая прибежала к нам с Донбасса, из Донецкого оперного театра, - делится планами Юрий Александров. - Уникальной красоты голос, умница, красавица. Она в Ярославле первый раз выйдет на российскую сцену - в "Евгении Онегине". И хотя у меня четыре Татьяны, я подумал, что для меня эти гастроли тоже должны сопровождаться каким-то особым событием, поэтому на этот раз выбрал ее. Я должен ощущать драйв от того, что происходит в театре.

Ну а то обстоятельство, что оперный театр на два дня "высадится" на сцене драматического, чья акустика "заточена" на другое, худрука Александрова не тревожит.

- Я сегодня пел на Волковской сцене своим хриплым, поганым голосом - нормально, - поделился он результатами "тестирования" будущей сценической площадки. - У нас сильные голоса - они в любом случае победят. Мы недавно выступали на Сахалине, в ледовом дворце спорта, и там отключились микрофоны… Наши артисты все равно пели! Вокалисты, которые сюда приедут, - это, я думаю, лучшие голоса сегодня в Петербурге, а может быть, и в России.

Читайте полностью http://www.rg.ru/2014/10/24/reg-cfo/onegin.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Сегодня оперному режиссёру, основателю и художественному руководителю Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народному артисту России Юрию Исааковичу Александрову исполняется 65 лет.

Профессиональная карьера Юрия Александрова начиналась в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С.М.Кирова), куда он был приглашён в качестве режиссёра-постановщика вскоре после окончания факультета режиссуры музыкального театра Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В Мариинском театре он осуществил около двух десятков оперных постановок. Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Исааковичем в оперных театрах России и зарубежья. Пожалуй, главным делом жизни режиссёра является петербургский камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», основанный по его инициативе в 1987 году. Вклад этого коллектива и его художественного руководителя в развитие музыкальной культуры города отмечен многочисленными наградами.

http://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_77884
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
В этом интервью  Ю. Александров сам очень похож на настоящего афериста. :D

Стоп. Фигаро положено быть жуликоватым, но обаятельным. Полагаете, трансвестит вызовет симпатию у оперной публики?

Юрий Александров: Конечно. Все жулики должны сходу располагать к себе. На этом их профессия зиждется. Впрочем, в образе Кончиты мой Фигаро совсем недолго. Его даже собственные друзья не узнают, пока он сам не начинает разоблачаться. Это такой мастер-класс: настоящий аферист готов стать даже женщиной, если это нужно для дела.

Полностью:

Российская газета. 26.02.2015, 12:40
http://www.rg.ru/2015/02/26/reg-szfo/figaro.html#/4140_e71ead47/1/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Также прошу иметь в виду, что в некоторых петербургских "Севильских цирюльниках" севильских цирюльников сразу несколько:

Юрий Александров: Фигаро у меня восемь штук! Весь хор - это Фигаро. А главный из них вообще появляется как Кончита Вурст - с бородой и в женском платье...

Полностью:

Российская газета. 26.02.2015, 12:40
http://www.rg.ru/2015/02/26/reg-szfo/figaro.html#/4140_e71ead47/1/

В соседней ветке обсуждается тема глумления над религиозными ценностями. А сколько уже можно глумиться над Фигаро и прочими оперными персонажами??? Меня это оскобляет и коробит. Я люблю оперу, а все эти деятели - нет!
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Я видел два спектакля Юрия Александрова, и оба оставили впечатление неоднозначное. Причём, слово "неоднозначное" не является руганью; именно двойственность, невозможность конкретно определиться и является сутью.
Первый - "Любовный напиток" в Новой опере. Я смотрел просто балдея, насколько всё было интересно на сцене. И при этом всё время думал: а можно ли всё это делать? Российская провинция была показана прекрасно; опера, вроде, комическая - почему бы не сделать то, что действительно смешно. (Опыт просмотра на сцене несмешных постановок комедий и комических опер, думаю, у всех есть; и редко доводилось встречать человека, которого реально рассмешил бы, например, шут в постановках того же "Короля Лира"). И не мучили меня костюмы или русский текст к куплетам Дулькамары - это было заводно. Но дело в том, что я до этого всё-таки слышал арию Неморино; и у меня был некий эстетический образ, который ну никак не соответствовал наблюдаемому на сцене. И музыка так и не вписалась в этот видео- и пантомимический ряд. Короче, я не мог определиться: такой вариант за гранью или всё-таки допустим. Особенно после того, как сходил на «Любовный напиток» в Музыкальный: там всё было классично, юбочки, пастушки, колодцы, зелень, цветы – и неинтересно (возможно, певцы подкачали – ощущение было, что какой-то третий состав).
А потом я смотрел его «Князя Игоря» там же в Новой. И опять то же впечатление. Увертюра, исполняемая ПОСЛЕ первого действия – какой-то бред немыслимый. Но показанное точно будоражило, в спектакле была мысль (а «Князя»-то я знал, слушал до того). Он реально заставлял задуматься об Игоре и переживать о России.
Но на «Пиковую даму» я не пошёл; мне показалось уже из описаний, что тут грань точно перейдена; что это уже не будет «Пиковой дамой» - с Николаем вторым и физкультурниками 30-х годов.
А вот на «Не только любовь» в Питере сходить хочу. Хотя после летних александровских опер-митингов финансировать его как-то не очень хочется даже суммой, отданной за билеты.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я видел два спектакля Юрия Александрова, и оба оставили впечатление неоднозначное. Причём, слово "неоднозначное" не является руганью; именно двойственность, невозможность конкретно определиться и является сутью.
Первый - "Любовный напиток" в Новой опере. Я смотрел просто балдея, насколько всё было интересно на сцене. И при этом всё время думал: а можно ли всё это делать? Российская провинция была показана прекрасно; опера, вроде, комическая - почему бы не сделать то, что действительно смешно. (Опыт просмотра на сцене несмешных постановок комедий и комических опер, думаю, у всех есть; и редко доводилось встречать человека, которого реально рассмешил бы, например, шут в постановках того же "Короля Лира"). И не мучили меня костюмы или русский текст к куплетам Дулькамары - это было заводно. Но дело в том, что я до этого всё-таки слышал арию Неморино; и у меня был некий эстетический образ, который ну никак не соответствовал наблюдаемому на сцене. И музыка так и не вписалась в этот видео- и пантомимический ряд. Короче, я не мог определиться: такой вариант за гранью или всё-таки допустим.

Я ходила два раза, на заре увлечения оперой. В первый раз очень смеялась по ходу всего спектакля. Второй раз мне уже было скучно и неинтересно. Такой юмор срабатывает один раз. Вот ещё интересное мнение :) http://alexat.livejournal.com/63741.html

А вот на «Не только любовь» в Питере сходить хочу. Хотя после летних александровских опер-митингов финансировать его как-то не очень хочется даже суммой, отданной за билеты.

Александров очень гибкий. Он может поставить и режоперу, и классическую постановку. Может оперу-митинг, а может и спектакль про Кончиту Вурст.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
А потом я смотрел его «Князя Игоря» там же в Новой. И опять то же впечатление. Увертюра, исполняемая ПОСЛЕ первого действия – какой-то бред немыслимый. Но показанное точно будоражило, в спектакле была мысль (а «Князя»-то я знал, слушал до того).

А в Мариинке увертюру теперь тоже после пролога играют, хоть и постановка Соковнина.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
На этот вопрос, конечно, может ответить только Мариинка, но я предположу, что это сделано лишь для того, чтобы заполнить паузу между прологом и следующей картиной, необходимую на перемену декораций. При этом спектакль не останавливается, тем самым сокращается его продолжительность. К сожалению, "Князя Игоря" в МТ полностью перекроили (правильнее сказать - изуродовали) после того, как оперу свозили в Китай. Видимо, сделали новую редакцию для китайцев к открытию Центра исполнительских искусств в Пекине, который как раз "Игорем" и открывали, да решили и себе такую оставить. >:(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Празднование приближающегося 70-летия Победы готовит нам много афишных сюрпризов. Одно из них — возрождение оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Премьера запланирована на 7 мая в Приморском театре оперы и балета, но у события отчётливый петербургский след: его инициатором стал руководитель театра во Владивостоке, выходец из нашего города Антон Лубченко, спектакль поставит режиссёр Юрий Александров


Выбор на Юрия Александрова пал не случайно: известный режиссёр в своё время дал новую жизнь другому шедевру Прокофьева, опере «Семён Котко», которая до сих пор идёт в Мариинском театре. Вот что режиссёр рассказал «Фонтанке»:

- После постановки «Котко» я понял, что все разговоры о «советскости» музыки Прокофьева — измышления критиков. И тогда же решил, что следующей постановкой должна стать «Повесть о настоящем человеке». Моё желание сделать это усилилось после того, как оппоненты моей постановки оперы «Крым» вспомнили о том, что Мариан Коваль (автор оперы «Севастопольцы», ставшей основой для «Крыма» – ред.) якобы занимался травлей Прокофьева. Но назвать это травлей сложно — свои шесть Сталинских премий Сергей Сергеевич получил. Полемика состояла в том, чтобы выяснить — для кого писать музыку? Для людей следующего поколения, как утверждали некоторые авторитеты той поры, или для людей, прошедших войну, которые хотят услышать что-то близкое им.

То, как изменился Прокофьев под действием этой полемики — тема для будущей диссертации какого-нибудь музыковеда. Композитор написал изумительную, мелодичную, потрясающую музыку. Мне хочется обязательно сыграть этот спектакль, я вижу в нем огромный человеческий, духовный и музыкальный потенциал.

У Приморского оперного театра есть амбиции: еще до постановки они договорились с Валерием Гергиевым о том, что этот спектакль будет представлен на фестивале «Звёзды белых ночей». Я пока не понимаю, как это может быть: мне предлагают для показа Мариинку-3, но спектакль по своей пластике и наполненности декорациями и механизмами не может быть представлен на этой сцене. Как минимум для постановки нужна Мариинка-2 и должны быть изготовлены дополнительные механизмы — в спектакле задействована солидная машинерия.

Речь идёт о гастролях этого спектакля в Москве, о больших европейских гастролях: агенты уже потирают ручки, потому что Европа этот материал не знает. Да и мы его не знаем, по существу.

Полностью:
http://calendar.fontanka.ru/articles/2346/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Полтавченко вручил премию создателю оперы «Крым»

http://m.fontanka.ru/2015/05/28/054/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Юрий Александров: «Татарская песня – всегда о любви!»
 
Лучший режиссер музыкального театра России ставит концерты фестиваля татарской песни «Ветер перемен» («Узгэреш жиле»).

http://m.tatar-inform.ru/news/2016/08/11/515889/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sinoptik

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 159
Деньги, деньги, дребеденьги,
Позабыв покой и лень -
Делай деньги, делай деньги,
А остальное всё дребе-бедень!
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Деньги, деньги, дребеденьги,
Позабыв покой и лень -
Делай деньги, делай деньги,
А остальное всё дребе-бедень!

... постановщика Юрия Александрова, который сейчас занят в театре им. Джалиля подготовкой фестиваля татарской музыки «Yзгәреш җиле», бюджет которого уже приближается к миллиону долларов.

http://m.business-gazeta.ru/news/319905
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Александров: Россия больше всех пострадала от коммунистического режима

http://argumentiru.com/culture/2016/09/438227
Che mai sento!