Автор Тема: «Царская невеста» Римского-Корсакова в Большом театре  (Прочитано 24633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пора начинать ветку, посвященную спектаклю. Копирую превью из ветки Большого театра.

Выход «Царской невесты» http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2014/2842/

...Над реконструкцией и созданием новой редакции сценического оформления работает художник Альона Пикалова, которая и рассказала по нашей просьбе о том, как готовится премьера:


— Когда впервые заговорили о том, чтобы перенести «Царскую невесту» на Историческую сцену, думали, прежде всего, о сохранении визуального образа спектакля. Мы тогда еще точно не знали, станет ли новая «Царская невеста» по-настоящему новой или это будет реконструкция старого спектакля, основной идеей было воссоздание декораций Федоровского, признанных «золотым фондом» Большого театра. Но это не значит, что передо мной стояла задача реконструировать спектакль в том виде, в котором он увидел свет рампы в 1955 г. Разумеется, необходимо было адаптировать спектакль к изменившимся театральным условиям.

Федоровский — прежде всего, театральный художник, и он создавал декорации с учетом определенных театральных реалий. Тут стоит вспомнить еще один спектакль, над которым работал художник, — «Борис Годунов». Именно здесь он принимает потрясающие по смелости решения. Перед ним стоит сложная задача — десять картин оперы должны «уложиться» в четыре часа. По музыке на перемену декораций между сценой у Новодевичьего монастыря и сценой Коронации есть всего тридцать секунд. И Федоровский, подчиняясь музыкальным задачам, создает не объемную, а живописную декорацию для пролога. Со своими учениками из мастерских Большого театра он изобретает различные способы изображения объема на плоскости, и они добиваются таких результатов, что впоследствии продолжают использовать эти приемы в других спектаклях, даже когда перед ними не стоят такие сложные задачи.

Декорации Федоровского к «Царской невесте» строятся из трех планов: на третьем плане — живописное полотно, задник, параллельный рампе; на втором — также живописные полотна, расположенные под углом (именно они формируют собой пространство, где действуют персонажи), на первом плане — объемные элементы. Федоровский создает сложную структуру, сочетая два противоположных, как казалось до него, принципа: классического живописного оформления и объемной декорации, появившейся на рубеже XIX-XX веков. И именно второй план, создающий переход от живописной картины к объемной декорации, в современном театре невозможно представить так же выигрышно, как он выглядел при Федоровском. Ведь художник рассчитывал на такой свет, который на тот момент был в театре, и в его спектаклях все гармонично сочеталось: живописно-аппликационная декорация, освещение, способ существования актера.

За прошедшие годы освещение в театре изменилось очень сильно — этот скачок можно сравнивать с переходом от газового освещения к электрическому. Коэффициент яркости света возрос настолько, что сейчас даже трудно себе представить, каким он был раньше. В 40-50-х гг. все освещалось обычными лампами накаливания — их красили лаком, и, чтобы он не выгорал, лампы не включали на полную мощность. То есть театральный свет был мягким, едва окрашенным. Все декорации расписывались с учетом неяркого равномерного света, а иллюзия объема создавалась живописным и аппликационным методом. Глубокие тени, которые невозможно было прописать красками, проклеивались бархатом, света прописывались утрированно мощными живописными бликами. Рельефно выкладывалась имитация объема и различных фактур. То есть тогда свет создавался живописными средствами.

Сейчас все наоборот. Когда артист, «выхваченный» ярким светом, подходит к плоской декорации, его тень сразу уничтожает иллюзию объема, созданную живописью. А ведь этот средний план и представляет собой пространство, где находятся артисты. Так что мы решили этот «полуобъем» перевести в объем (естественно, при сохранении специфики живописи Федоровского — мазка, характера, колористических решений). Зона объемной декорации у нас расширяется и захватывает весь средний план, что позволяет артистам более свободно и естественно там существовать.

На что я опираюсь в работе? Конечно же, есть сам спектакль в том виде, в котором он сохранился до наших дней — немного сжатый, адаптированный к условиям Новой сцены, с несколько другими планировочными решениями. Кроме того, в музее Большого театра сохранились эскизы декораций 1955 г. (два из четырех эскизов подписаны самим Федоровским, два — его дочерью Нонной), фотографии макета и старые фотографии самого спектакля. Причем эти документы не всегда подсказывают одно и то же решение.

К примеру, на эскизе и макете второй картины читается очень четко прописанная мизансцена: рябинка и скамеечка, на которой секретничают Марфа и Дуняша, примыкают к дому Собакиных, а на фотографиях сцен из спектакля мы видим, что скамейка «по-оперному» переехала в центр сцены и находится напротив дирижера. И в ряде случаев мы решили вернуться к первоначальному замыслу.

Но не всегда можно понять и прочесть однозначно, какое из решений более верное. Например, на эскизе четвертой картины мы видим мощный асимметричный диагональный ход, который часто встречается у Федоровского. А что же на фотографии? Явное стремление к симметрии — трон и арка смещаются ближе к центру. Однако мы не можем с уверенностью сказать, когда произошли эти изменения. Их мог внести в процессе работы и сам Федоровский. Федор Федорович принципиально не делал подробных эскизов, он давал настроение, колорит, характер. И каждый день приходил в мастерские и работал вместе с художниками. Иногда начиная с какого-нибудь неудавшегося фрагмента, сам переписывал всю декорацию. Так что уже готовая декорация могла довольно сильно отличаться от эскиза.

Поэтому мы не стали возвращать четвертой картине ее первоначальный «эскизный» облик — она предстанет перед зрителем в привычном виде. Единственное, что мы здесь сделали, — вернули первоначальную сложность упрощенным со временем деталям. Возьмем к примеру, окошки, выписанные в стене, которая отделяет женскую сторону терема. Изначально они были прорезными, объемными, за ними стояли артистки хора, наблюдая за происходящим на сцене. В какой-то момент окошки стали нарисованными, а впоследствии утратили и объемные резные наличники, став целиком живописными. Спектакль со временем все более упрощался, и сейчас мы стараемся вернуться к решениям, принятым самим художником.

С огромным азартом мы работали над реконструкцией бутафории и предметов мебели. В процессе долгой театральной жизни они затерлись, упростились, потеряли свой уникальный, острый характер. Поэтому мы решили не просто механически копировать уже основательно пожившие на сцене предметы, а найти для каждой вещи прообраз, на который опирался сам Федоровский. Он ведь был большим знатоком русского искусства — и народного в том числе.

С огромной любовью, в мельчайших подробностях он пишет про предметы, с которыми работал. Для него было очень важно, чтобы каждый элемент точно соответствовал художественному замыслу, так что случайных, условных вещей у него быть не могло. Федоровский настолько глубоко знает саму материальную культуру, что невозможно было бы предположить, что у каждой вещи в его «Царской невесте» нет реального исторического прототипа. И вот, разглядев рисунок наполовину стершихся изразцов на печи, я нашла их в Александровской слободе. Нашелся и прекрасный резной столб — на этюде Верещагина. А затем и грубоватые, несколько странные деревянные подсвечники — в альбоме «Народные русские деревянные изделия» графа Алексея Бобринского.

Со временем, при многократных перекрашиваниях, характер росписи также сгладился, упростился, и нам надо было «расшифровать» орнамент, реконструировать его структуру. И нас ждали потрясающие открытия! Например, роспись на креслах повторяет ткань, которую мы нашли в Оружейной палате, а арка украшена орнаментом из Грановитой палаты.

Так что мы работали строго на исторических документах, естественно, адаптируя их к масштабу сцены Большого театра. Сам Федоровский никогда ничего не копировал для сцены, он перерабатывал материал, делал все крупнее, ярче, острее. Если же найти исторический прототип нам не удавалось (а так получилось со скатертями из первой картины), мы делали точную копию предмета. Мне кажется, что для наших мастерских это был очень полезный опыт, потому что это искусство постепенно уходит.

Моей главной задачей было сохранить последний спектакль Федоровского. Но представить его достойно. Декорации Федоровского были созданы для определенного театра. Их нельзя просто достать из приглушенного мерцающего света, для которого они создавались, и поставить под нещадный свет современных софитов. Это было бы просто нечестно по отношению к художнику. Он бы сам не позволил этого сделать. Мне кажется, что если бы сейчас он сам переносил свой спектакль, он бы пошел в том же направлении. Только сделал бы все гораздо смелей и радикальней, чего я себе в данной ситуации позволить не могу.

Интервью Александре Мельниковой

На самом сайте ещё замечательные картинки.
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:45:21 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #1 : Февраль 06, 2014, 20:33:44 »
Действующие лица и исполнители http://www.bolshoi.ru/performances/756/roles/#all

Дирижер   
Алексей Богорад
Геннадий Рождественский

Василий Степанович Собакин, новгородский купец   
Максим Кузьмин-Караваев
Владимир Маторин
Александр Науменко
Вячеслав Почапский

Марфа, его дочь   
Анна Аглатова
Ирина Боженко
Венера Гимадиева
Ольга Кульчинская

Григорий Григорьевич Грязной, опричник
Эльчин Азизов
Александр Касьянов
Александр Краснов
Юрий Нечаев
Владислав Сулимский

Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник
Николай Казанский
Олег Цыбулько

Иван Сергеевич Лыков, боярин
Богдан Волков
Алексей Долгов
Борис Рудак
Роман Шулаков
Арсений Яковлев

Любаша
Агунда Кулаева
Юлия Мазурова
Елена Манистина
Светлана Шилова

Елисей Бомелий, царский лекарь
Марат Гали
Станислав Мостовой

Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена
Ирина Рубцова
Ирина Удалова

Дуняша, ее дочь, подруга Марфы
Елена Новак
Александра Чухина
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #2 : Февраль 21, 2014, 22:44:05 »
Составы. 22 и 25 февраля 2014 г.

Дирижер   Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин, новгородский купец    Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Ольга Кульчинская
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Касьянов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Роман Шулаков
Любаша   Агунда Кулаева
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак

23 февраля 2014 г.

Дирижер   Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Александр Науменко
Марфа, его дочь   Ирина Боженко
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Краснов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Николай Казанский
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Богдан Волков
Любаша   Светлана Шилова
Елисей Бомелий, царский лекарь   Станислав Мостовой
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Рубцова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Александра Чухина

http://www.bolshoi.ru/performances/756/roles/#20140222190000
« Последнее редактирование: Февраль 21, 2014, 23:12:57 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #3 : Февраль 22, 2014, 00:34:38 »
«Стена не должна колыхаться оттого, что актер хлопнул дверью»
АЛЬОНА ПИКАЛОВА О ТОМ, КАКОВО В НАШЕ ВРЕМЯ БЫТЬ СЦЕНОГРАФОМ ФЕДОРОВСКИМ
текст: Екатерина Бирюкова http://www.colta.ru/articles/music_classic/2156#ad-image-0

22 февраля Большой театр на своей Исторической сцене запускает новый проект, который даже как-то сложно жанрово определить. Премьера не премьера, реконструкция не реконструкция. Называется — опера Римского-Корсакова «Царская невеста», сценография Альоны Пикаловой «по мотивам сценографии Федора Федоровского (1955 г.)» (так сформулировано на сайте театра). Режиссура новая — Юлии Певзнер. Костюмы тоже — Елены Зайцевой. Музыкальным руководителем постановки значится Геннадий Рождественский. Екатерина Бирюкова обратилась за разъяснениями к Альоне Пикаловой, а Юлия Рыженко отправилась с фотоаппаратом на сцену, где идет монтаж декораций, и в музей театра, где хранятся архивные фотографии спектакля Федоровского.

— Расскажи предысторию, пожалуйста.
— Я в свое время делала реконструкцию спектакля Федоровского 1946 года — «Бориса Годунова» — для гастролей в Ковент-Гардене и для переноса его на Новую сцену Большого театра, где он шел во время ремонта Исторической сцены. То есть я уменьшала декорации, портал Ковент-Гардена — такой же, как на Новой сцене. Это было в 2006 году. «Бориса Годунова» с тех пор уже вернули на основную сцену благодаря тому, что его исторические декорации сохранились. То есть теперь у него два комплекта декораций, старый и новый.

А году в 2012—2013-м возникла идея сделать аналогичный ход с еще одним спектаклем Федоровского — «Царской невестой». Только наоборот — из уменьшенных, уплотненных развески и компоновки спектакля, которые существовали на Новой сцене, опять сделать исторический вариант.

— А что это за спектакль, который существовал до последнего времени на Новой сцене?
— С «Царской невестой» при переносе ее в свое время с Исторической сцены на Новую не было произведено той же работы, что с «Борисом». Это старые, многократно реставрированные декорации, просто приспособленные к меньшей площадке. Что-то подвернули, что-то переставили. Некоторые части декораций вообще не ставились на сцену — потому что не помещались.

— То есть «Царская невеста» Федоровского (или то, что ею называется) несколько десятилетий не сходила со сцены Большого театра?
— Спектакль был поставлен в 1955 году. Крупная реконструкция была в 1966-м. Но по сути жизнь спектакля не прерывалась. Она просто менялась — в зависимости от исполнителя, от моды. Например, трапециевидные сарафаны постепенно по моде ушивались, уводились в талию. Изменялся грим — по нему можно датировать фотографии спектаклей. Или вот яркий пример: мы обнаружили в эскизе, затем в макете и даже на фотографиях некоторых ранних спектаклей, что рябинка во второй картине стоит возле дома Собакина. И Марфа с Дуняшей секретничают о Лыкове, сидя непосредственно под крыльцом и под этой самой рябинкой. Впоследствии они переместились ровно в центр сцены, напротив суфлера и дирижера, — просто им удобно было там петь, и вместе с девушками переместилась и рябинка. Это еще на основной сцене произошло.

То есть на примере рябинки мы можем сказать, что спектакль жил и все время пытался сделаться удобным для монтировщиков, которые не ставили некоторые декорации, для артистов, которые исправляли мизансцены. И я, конечно, не могу сказать, что до нас дожили ровно те самые декорации 1955 года.

— Насколько реально в наше время их построить заново? Какие законы надо знать?
— Работая еще над «Борисом», я прочитала все, что только могла найти. Федоровский делал этот спектакль в расцвете сил. И он все очень хорошо прокомментировал. Прямо конкретными рублеными фразами описан процесс работы над каждой картиной. Есть даже подробные инструкции по каждому гриму. Грим бояр отличается от грима народа. Даже цвет лица, общий грунт, который кладется самым нижним слоем, разный у взрослых мужчин и у мальчишек. В бороды и темные волосы нужно вставлять седые пряди. Чтобы даже голова была не одноцветная. Он это все отрисовал, прописал и просил точно этому следовать.

Но главной его задачей было 30 секунд перехода от одной картины к другой и чтобы спектакль уместился в 4 часа, несмотря на то что в нем 10 картин (сейчас 9). То есть сцена Пролога в Новодевичьем монастыре за 30 секунд должна была превращаться в сцену коронации на площади перед Успенским собором в Кремле. Безусловно, спектакль оставался зрелищным. Безусловно, художник точно изображал места действия, стремился даже к этнографической какой-то достоверности. Но в первую очередь это спектакль, точно вписанный в режим переходов.

«Царская невеста» сделана на 10 лет позже, когда Федоровский тяжело болел, он почти уже не видел. Это последнее, что он сделал. По разным сведениям премьера случилась то ли до, то ли после его смерти. Есть две разные даты премьеры. В музее театра мы нашли четыре эскиза 1955 года. 1-я и 2-я картины подписаны самим Федоровским. 3-я и 4-я — уже его дочерью, Нонной Федоровной. Он уже не мог работать над этим спектаклем так, как он работал над «Борисом Годуновым». Никаких комментариев к этой работе я не смогла найти. Все, что у нас было, — четыре эскиза, фотографии макета и фотографии наиболее ранних спектаклей.

Вторая проблема — это свет. Дело в том, что декорации Федоровского были созданы под определенное освещение. Это плод его многолетнего опыта. Он делал декорации, зная, каким арсеналом, просто даже каким набором инструментов обладает осветительный цех Большого театра. Понятно, что сейчас в театре нет ничего похожего на те осветительные приборы, которые были в 50-годы.

— Но сейчас же у вашего света гораздо больше возможностей!
— Да, но они соответствуют современным представлениям об освещенности на сцене. А раньше эти представления были иными. Раньше основной задачей осветительного цеха было равномерно высветить всю плоскую фоновую декорацию. Были лампочки накаливания, покрытые цветным лаком, — и все окрашивалось очень мягким цветным светом. А если нужно было выделить какого-то солиста или какое-то действие — на него направлялись фонари, но их невозможно сравнивать с теми фонарями, которые сейчас существуют на сцене.

Итак: плоский фон, средний план и передний план — на котором, как правило, располагались уже объемные декорации, такие же трехмерные, как артисты. То есть обычно артист существовал в окружении реальной мебели, на нее он мог опереться, сесть, встать. Все, до чего дотрагивался актер, было объемным и жестким. Кроме некоторых элементов. Например, косые, поставленные под углом к зрителю стены могли быть плоскими деревянными подрамниками очень большого размера с натянутым на них холстом.

А чтобы смягчить этот переход от полноценного объема круглого резного столба к фоновой плоской декорации с нарисованными бревнами, Федоровский очень часто использовал комбинацию живописи с выходящими в объем рельефами. То есть он прописывал фактуру, допустим, рубленой деревянной избы. Потом по живописи выкладывал еще фактурную аппликацию. Так как глубоких теней добиться краской невозможно, в тенях он приклеивал кусочки черного и темно-синего бархата, а в светах — фактуру коры или растрескавшегося дерева, выкладывал сучки из ткани. То есть это была уже не чистая живопись, а такой цветной рельеф. Но перемены почти плоских декораций все равно можно было делать быстро.

— И ваша команда стремилась к предельной аутентичности?
— Дело в том, что перед нами была поставлена задача, чтобы актеры могли существовать более органично в том пространстве, где происходит действие, — это не очень глубоко, метров пять, глубже по сцене редко кто уходит, только хор. Но артист должен иметь возможность подойти к стене, и она не будет колыхаться просто оттого, что он хлопнул дверью, — у нас ведь очень часто такое бывало в «Царской невесте», и все закрывали на это глаза. Следующая задача — нужно было придумать так, чтобы спектакль шел с одним антрактом, а не с тремя, как было. Перемены декораций должны теперь происходить совершенно в другом режиме, а это повлияло на их конструкцию.

В общем, конечно, мы сохранили все цветовое решение, даже размер мазка — это преувеличенный театральный масштаб обработки поверхности, который свойственен Федоровскому. Но все-таки позволили себе чуть расширить в глубину зону жесткой декорации. То есть средний план мы сделали строенным. Визуально спектакль будет максимально приближен к подлиннику. Это будет узнаваемый Федоровский. А по режиссуре это абсолютно новое прочтение.

— Где для тебя проходит грань между музеем и живым спектаклем?
— Федоровский так тонко работал со всеми деталями, что мне было странно увидеть некоторые предметы в прежнем спектакле Большого театра, природу которых было вообще сложно разгадать. Они существовали в спектакле, но совершенно непонятно почему. Уже никто не задавался этим вопросом. Они были просто туда приписаны. Все затерлось и упростилось. Яркий, стройный, жесткий рисунок, четкие формы, которые свойственны Федоровскому, стали более размытыми и аморфными. Многократный ремонт, деформация, заклеивание дыр — все это привело к тому, что предметы, когда-то обладавшие ярким характером, оказались сильно потертыми, в них этот характер нивелирован.

Вообще-то Федоровский был большим ценителем русского искусства, и вещи, которые он использовал в своих декорациях, часто имеют исторический адрес. Просто в силу его представлений о декорационном искусстве они укрупнены и более контрастно выписаны. И наша задача была — найти аналоги, с которых он, возможно, проектировал эти вещи, и вернуть им характер.

Вот первая картина. Замечательная изразцовая печь. Она есть на макете и на эскизе. И вот старые фотографии спектакля — печка вдруг из белой стала темно-зеленая. Я попыталась разобраться, что это за зеленая печь. Нашла почти стершийся рисунок изразца, поехала в Александровскую слободу и нашла этот изразец живьем, очень порадовалась. Федоровский использовал этот рисунок, просто в увеличенном виде — он всегда так делал. И мы сделали так же. Мы решили сохранить зеленый цвет, потому что изразец в Александровской слободе — зеленый.

То же самое произошло с замечательным резным столбом на крыльце у Грязного. У него есть точный адрес — мы нашли этюд Верещагина. Нашли черно-белую фотографию этого столба — в начале XX века был такой граф Бобринский, он издал целую подборку книг, посвященных деревянному зодчеству. И мы уже во всех деталях смогли воспроизвести новую редакцию этого столба.

И это касается всего, даже оконных переплетов, — у всех вещей находились точные исторические адреса. И понятно было, как с ними работать. То есть мы уже не пытались отремонтировать театральные вещи. Мы сквозь эту театральную фактуру увидели прообраз и сделали заново. Это очень полезная была работа для того, чтобы к спектаклю не было формального отношения.

— Сейчас ведь практически нигде уже не используют мягкие декорации. А вы делаете их заново. Не утеряна ли эта традиция?
— Это действительно отдельное искусство — театральная декорационная живопись. Она мало где осталась. Об этом говорил Фриджерио, ставивший здесь «Спящую красавицу». Он настаивал на том, чтобы занавес для его спектакля писали те мастера итальянские, которых он знает. Во всем мире спрос на такие спектакли в старинном стиле затухает. Мастерских все меньше. В Большом театре тем не менее существует хороший цех, где такие декорации можно выполнять, и есть мастера, которые могут это делать. Но когда мы принимали решение делать копию того или иного полотна, то, могу сказать, у нас действительно были проблемы. Писать в той манере, которая нужна, невозможно, не попрактиковавшись хотя бы несколько лет. А у нас не было практики в течение уже лет десяти. Кроме того, сейчас другие ткани. Современные красители не дают таких интенсивных и прозрачных цветов. Во второй картине, например, замечательно написаны кроны деревьев — по-сырому, alla prima, это такая техника. Она предполагает выполнение работы за один сеанс. Мы попытались имитировать этот эффект. И, возможно, для человека стороннего разница не будет столь заметна. Но для меня и для всех художников-исполнителей она очевидна.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #4 : Февраль 22, 2014, 11:47:48 »
Премьера состоится 22 февраля 2014 г.
Исполняется с одним антрактом.

Либретто Николая Римского-Корсакова и Ильи Тюменева по одноименной драме Льва Мея

Музыкальный руководитель и дирижер —
Геннадий Рождественский
Режиссер-постановщик — Юлия Певзнер
Сценограф — Альона Пикалова
 по мотивам сценографии Федора Федоровского (1955 г.)
Художник по костюмам — Елена Зайцева
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Хореограф — Екатерина Миронова


22 февраля 2014

http://www.bolshoi.ru/performances/756/

Дирижер
Геннадий Рождественский
 
Василий Степанович Собакин, новгородский купец
Владимир Маторин
 
Марфа, его дочь
Ольга Кульчинская
 
Григорий Григорьевич Грязной, опричник
Александр Касьянов
 
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник
Олег Цыбулько

Иван Сергеевич Лыков, боярин
Роман Шулаков

Любаша
Агунда Кулаева
 
Елисей Бомелий, царский лекарь
Марат Гали
 
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена
Ирина Удалова
 
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы
Елена Новак
 
Петровна, ключница Собакиных
Анна Мацей
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #5 : Февраль 22, 2014, 12:10:23 »
Премьера состоится 22 февраля 2014 г.

Это сегодня вечером.
По телевизору прошёл большой сюжет, в котором показали фрагменты спектакля, была дана хорошая реклама - сказали и об исторических костюмах, и о традиционности режиссуры. Судя по всему, традиционность становится хорошим рекламным ходом, привлекающим слушателей! :)) И это отрадный знак! Наконец-то, я об этом мечтал все последние десятилетия.

Составы. 22 и 25 февраля 2014 г.

Какого числа идёте?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #6 : Февраль 22, 2014, 14:00:25 »
Какого числа идёте?

25-го. Иду. Хотя там Маторин :))
Che mai sento!

Оффлайн Tatulek

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 168
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #7 : Февраль 22, 2014, 20:54:25 »
Уважаемые форумчане, поясните неучу, пожалуйста.
Правильно ли я поняла, что в Большом на балконах звук лучше чем в партере или ложах бенуар?
Вчера случайно попала первый раз на балкон третьего яруса и приятно поразилась что все слышу просто замечательно!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #8 : Февраль 22, 2014, 21:13:01 »
Уважаемые форумчане, поясните неучу, пожалуйста.
Правильно ли я поняла, что в Большом на балконах звук лучше чем в партере или ложах бенуар?
Вчера случайно попала первый раз на балкон третьего яруса и приятно поразилась что все слышу просто замечательно!
На ярусах великолепный звук. Сбоку на самых верхних ярусах только кажется, что звук идёт не со сцены, а откуда-то сверху сбоку. А в центре вообще прекрасно слышно. В партере не сидел на основной сцене - не знаю. Но мне рассказывали, что первые ряды партера там не очень хороши в плане акустики. Не попадаю на "Невесту" эту и даже не пытаюсь. Из-за билетной мафии. А так было бы интересно с Агундой (и с Шиловой тоже), если б билет был.
« Последнее редактирование: Февраль 22, 2014, 23:42:42 от Вольфрам »

Оффлайн Tatulek

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 168
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #9 : Февраль 22, 2014, 21:26:48 »
Вольфрам, спасибо за ответ и за новые надежды!
А то я уже была готова списать хороший звук на все что угодно - и на хорошее настроение, и на халявный билет... Ведь после более ранних посещений исторической сцены (и 4-й ряд партера, и 16-й, и бенуар), разочарованиям не было предела и на покупку билетов в Большой было поставлено табу.

Да, вчера Любашу исполняла Светлана Шилова. Впрочем, мне как непритязательному слушателю очень понравилось.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #10 : Февраль 22, 2014, 23:05:01 »
На балконе второго и третьего яруса по центру хорошо слышно, проверено.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #11 : Февраль 23, 2014, 10:32:49 »
Какого числа идёте?

25-го. Иду. Хотя там Маторин :))

Прошу разместить у нас отклик!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #12 : Февраль 23, 2014, 14:36:25 »
Да, забыл спросить:

----------------------
Музыкальный руководитель и дирижер — Геннадий Рождественский
Режиссер-постановщик — Юлия Певзнер
----------------------

Юлия Певзнер кем-то приходится Борису Певзнеру?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #13 : Февраль 24, 2014, 07:32:29 »
Ха-ха.

------------------------

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/397462703724117?stream_ref=1

Цитата:
--------------------------------------
Опоздала на закрытие О-ды по ТВ, слышала только Герзмаву и детский хор. Зато по Культуре - спектакль БОльшого "Пиковая дама" затёртого года с Атлантовым. А ведь я только что из Большого. Мучилась там на так наз. "премьере" "Царской невесты". Возобновление на Исторической сцене в декорациях Федоровского, только не в тряпичных, а, как там выражаются, в 3D. Скука просто феноменальная. Приглашенная режиссер Юлия Певзнер - она откуда взялась??? В буклете написано - ассистенткой была у Замбелло, которая в Большом ставила. Понятно, та и сосватала. Певзнер наставила своих мизансцен, лошадь живую вывела (зачем? к тому же в старом спектакле ее не было); о "великом дирижере" умолчу, ибо он так ленив, что кусками играл так медленно - как кишки на катушку мотал; казалось, оркестр выл. Не говоря уже о несчастных певцах. Это по договору везут на гастроли в США. Ну, если только по деревням, говорят, есть там такая какая-то чёсовая провинция. Ехала домой убитая просто. И вдруг - Атлантов, Герман! И я живу - вот поет так поет, вообще плевать, что там за постановка. А Урину в Большом теперь действительно тяжелое наследие досталось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #14 : Февраль 24, 2014, 09:36:58 »
Ха-ха.

------------------------

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/397462703724117?stream_ref=1

Цитата:
--------------------------------------
....... о "великом дирижере" умолчу, ибо он так ленив, что кусками играл так медленно - как кишки на катушку мотал; казалось, оркестр выл....
Ну так что вы хотите, у Зимяниной с Рождественским давние "контры". Рождественский также весьма нелестно о ней отзывается, вот что он говорил о ней в свое время - перед концертом 17 апреля 2001 г. в БЗК:
Цитировать
Что же касается мадам Зимяниной, то ее отец - крупный партийный функционер Зимянин - одно время возглавлял газету "Правда". Недаром говорят - яблоко от яблони недалеко падает! Я преклоняюсь перед свободой слова, о которой столько говорили в последние дни, но я против свободы лжи!

Цитирую по рецензии Ильи Овчинникова - см. здесь

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #15 : Февраль 25, 2014, 02:44:17 »
Нагайка в новом свете http://www.kommersant.ru/doc/2414956
"Царская невеста" в Большом театре

На исторической сцене Большого театра прошла премьера "Царской невесты" Римского-Корсакова. Новый спектакль представляет собой на деле вольную реконструкцию исторической постановки 1950-х годов — с теремами, кафтанами и охабнями, трогательно выписанными деревцами, грозным царем на вороном коне и нагайками в руках опричников. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

На афише режиссером этого спектакля значится Юлия Певзнер, художником-сценографом — Альона Пикалова, художником по костюмам — Елена Зайцева. На самом деле главный автор здесь, пожалуй, Федор Федоровский: это оформленная им "Царская невеста" 1955 года — та канва, по которой вышита постановка.

Альона Пикалова объясняет, что назвать ее "капитальным возобновлением" все-таки негоже, потому что декорации воспроизводят эскизы Федоровского не совсем так, как в сданной в утиль сценографии старого спектакля, шедшего себе на Новой сцене вплоть до недавнего времени. Мягких декораций (то есть расписных холстов) стало меньше, жестких и объемных элементов — больше, режиссура новая, хотя и подлаживающаяся под заданный сценографией тон, и тем не менее сказать, что визуальное впечатление от спектакля радикально изменилось, язык не повернется.

А детали поменялись. Во время увертюры через полупрозрачный занавес показывают, как над спящим Грязным в высоте качается на качелях Марфа, а потом и у дома Собакиных возникают качели. На них, правда, не только качаются девушки, но еще и опричники под руководством восседающего на черной лошади Ивана Грозного вешают очередную жертву в финале второго действия. В начале третьего акта за золотой теремной решеткой молчаливо проходит вереница невест в богатых кокошниках — этого тоже у Федоровского не было. В конце спектакля Грязного собственноручно закалывает Малюта Скуратов, в то время как умирающая Марфа удаляется сквозь строй потрясенных бояр вглубь сцены.

Величавая статичность, родовая черта "большого стиля", режиссера, видимо, все-таки несколько смущает, и поэтому в бытовых картинах происходящее на сцене явно старались оживить, насколько это было возможно, не выбиваясь из общего настроя. Так что опричники на пирушке у Грязного и пускаются в грозные пляски с нагайками (хореография Екатерины Мироновой), и заигрывают с женской прислугой, а для Марфы устроен многолюдный свадебный ритуал с расплетанием косы. Поскольку в остальном нащупать аутентичный рисунок жестов трудно, герои и массовка все время осеняют себя крестным знамением — с такой частотой, что как-то вспоминается известная максима насчет поминания всуе (тем более что крестятся невпопад, кто двуперстно, кто щепотью, а кто и вовсе с левого плеча на правое).

Часть певцов с этой "Царской" (вернее, не совсем этой, а ее прошлой версией до нынешнего возобновления) знакомы не понаслышке и в соответствующей стилистике чувствуют себя как рыбы в воде. Понятно, например, что органичнее всех держится Владимир Маторин в роли Собакина, отца Марфы: это его стихия, и настолько естественно кланяться в землю, подбочениваться, оглаживать бороду и ухарски посмеиваться, кроме него, на сцене никто не умеет. Бомелий в исполнении тенора Марата Гали уже из разряда скорее неожиданных чудес перевоплощения: узнать певца в гадком иноземном лекаришке, горбатом и плешивом, было сложнее сложного. Роковые страсти четверицы главных героев в актерском смысле разыграны весьма условно, но с вокалом в премьерном составе было лучше. Героев (добросовестный Грязной Александра Касьянова и Лыков, мягко, но тускловато спетый Романом Шулаковым) перепели героини — новое приобретение Большого меццо Агунда Кулаева (Любаша) и особенно юная Ольга Кульчинская (Марфа), чье чудесное лирическое сопрано, звонкое и полетное,— очередное открытие молодежной оперной программы Большого.

Как ни парадоксально, но одним из главных аттракционов спектакля и одной из его самых проблемных точек смотрится дирижерская трактовка Геннадия Рождественского. Заслуженный маэстро, приглашенный в постановку в несколько аварийном порядке (должен был дирижировать Василий Синайский, но он ушел из театра), тем не менее успел сделать достаточно, чтобы признать эту "Царскую невесту" серьезной авторской работой. Партитура отредактирована — местами подправлена оркестровка, купирована хоровая сцена в начале второго действия. Оркестр на высоте — такого высококлассного, плотного, сложного, тембрально и стилистически богатого звучания Большой не показывал в русских операх давно. Но вот темпы выбраны медленные до изнурения, и это не только осложняет театральную состоятельность спектакля, но и попросту тяжело для певцов.

Впрочем, и это по-своему работает на колорит постановки, которая при всех оговорках насчет сценографических новаций выглядит стопроцентным музейным произведением, роскошным, но тягучим. И хотя этого, конечно, никто не предполагал несколько лет назад, когда возник замысел обновить "Царскую", но трудно удержаться от мысли, что эта премьера стопроцентно на своем месте именно сейчас, когда в моде преподавание простых истин консерватизма. В том числе и нагайкой.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 905
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #16 : Февраль 25, 2014, 08:41:35 »
http://www.ng.ru/culture/2014-02-24/10_bolshoy.html

Маленькие радости Большого театра

"Царская невеста" как попытка переосмысления исторического наследия
    
Марина Гайкович   

В Большом театре прошла премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Художник Альона Пикалова и режиссер Юлия Певзнер работали с историческим наследием театра: главный персонаж этого спектакля – декорации легендарного Федора Федоровского.

Опыт реконструкции исторического спектакля в Большом уже был – это знаменитый «Борис Годунов» 1946 года, и обновлением декораций как раз занималась Альона Пикалова. Только тогда она имела перед собой инструкции самого Федоровского, где были зафиксированы даже такие детали, как цвет волос у бояр и наличие седины в бороде. Техника выполнения декораций была максимально приближена к оригинальной, по крайней мере мягкие декорации таковыми и остались, да и режиссуру Баратова никто не отменял. Так что в итоге в театре остался «музейный» спектакль, образчик старого стиля. В случае с «Царской невестой» все вышло несколько иначе: декорации здесь созданы «по мотивам» Федоровского – то есть визуальный образ максимально сохраняется, техника же выполнения целиком принадлежит XXI веку. Как говорит сама художница, мягкие декорации нынче не в моде, ткнешь пальцем – она колышется, певцам удобнее в жестких. К тому же и краски сегодня не те, и техника живописи, в которой работали 60 лет назад, утрачена, а уж как шагнула за это время эстетика и практика освещения… Под определение реконструкции декорации Пикаловой навряд ли подходят, в современной России для такой практики есть другое определение – новодел. Отсюда и вопрос – зачем затевалась эта история? Настоящей реконструкции (чтобы можно было апеллировать к архивным ценностям) не вышло, а сам спектакль – образчик того, от чего театр последние годы усиленно избавлялся.

Но впечатляет картинка! Низкие, давящие своды в избе Грязнова, напротив, «летящий» потолок в тереме Собакиных, парящие кроны деревьев и устремленные ввысь купола церквей в Александровской слободе, расписные царские палаты. А костюмы! Кафтаны, сарафаны, кокошники – как в сказке. Диковина. Маленькие радости Большого театра.

Юлии Певзнер осталось поместить в этом пространстве героев, развести мизансцены, что, в общем, она и сделала, не скупясь на выразительные средства. На пирушке у Грязнова разыгрывают сцену похищения (как, собственно, и была увезена из Каширы Любаша), в качестве саней используя шкуру медведя, а в качестве лошадей – дворовых девок. В третьем действии прямо во дворе у Собакиных казнят мужика, вслед за его же собакой, Иван Грозный седлает вороного коня, а Любаша… раздевается и пытается склонить Грязного к соитию (нелепица какая-то, иначе не скажешь).

Но вдруг, в финале, когда история переходит в человеческую плоскость, невольно теряешь из виду весь этот маскарад, попадаешь в плен к Римскому-Корсакову и… пускаешь слезу. Вот тут и скажешь «спасибо» Василию Синайскому, в начале декабря сложившему полномочия музыкального руководителя и главного дирижера театра (спектакль должен был ставить он). Пригласили Геннадия Рождественского, и именно он приподнимает этот банальный, скучный и местами просто нелепый спектакль на уровень, достойный произведения искусства. Медленные темпы (спектакль с одним антрактом идет столько же, сколько недавняя премьера в Михайловском театре с двумя) простительны – ибо именно в оркестровой яме – не на сцене! – творится действо, как раз больше всего претендующее на реконструкцию самого лучшего из исторического наследия Большого театра. Это особый «русский» звук – нерезкий, приглушенный, но насыщенный эмоциями – и одновременно широкое дыхание и бесконечная мелодическая линия. В заключительной сцене безумия Марфы оркестр буквально трепещет – вместе с героиней, срывающей с себя душащие царские одежды, – и, словно, могильная плита, подавляет мощью финальных аккордов, когда Малюта (вдруг и в нем проснулось что-то человеческое) наказывает Грязнова за убитую Любашу. Увертюра звучит как воспоминание, словно со старой любимой пластинки – приглушенно, суховато, акцентируя внимание – вопреки обыкновению – не на колких ритмах у струнных, но на траурной поступи большого барабана, контрабасов и туб, предвосхищая трагедию финала. Форте и фортиссимо у Рождественского крайне мало – он (скупым жестом!) оперирует внутренним движением, внутренней динамикой. Пиано и пианиссимо – напротив, основные краски его интерпретации. Рождественский оперирует полутонами, намеками, он наслаждается тонкими подробностями партитуры, подчеркивая то один, то другой солирующий инструмент или – как в увертюре – выводя на первый план (в том числе умышленно – маэстро подкорректировал партитуру) неожиданные тембровые сочетания. Рождественский, по его словам, снял дублирующие голос инструментальные партии – отсюда, пожалуй, и некоторая зыбкость в отношениях между оркестром и певцами, будем надеяться, поправимая.

Певцы в первом составе (всего их три или четыре) отличные: с партией Грязнова дебютировал в Большом баритон Александр Касьянов, Марфу поет солистка молодежной программы Ольга Кульчинская, Любашу – Агунда Кулаева из «Новой оперы» (пожалуй, эта работа стала самой запоминающейся). Не всем, правда, хватает актерского мастерства, и режиссер (в этом и беда подобных, в плохом смысле традиционных, постановок) не сочла нужным уделить этому вопросу специальное внимание. А вот самое провальное место спектакля – это ансамбли, здесь мастерства, так явно просвечивающего в сольных фрагментах, солистам явно не хватило.    
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #17 : Февраль 25, 2014, 08:44:30 »
Нагайка в новом свете http://www.kommersant.ru/doc/2414956
"Царская невеста" в Большом театре

На исторической сцене Большого театра прошла премьера "Царской невесты" Римского-Корсакова. Новый спектакль представляет собой на деле вольную реконструкцию исторической постановки 1950-х годов — с теремами, кафтанами и охабнями, трогательно выписанными деревцами, грозным царем на вороном коне и нагайками в руках опричников. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

:) Я надеюсь, дорогая Papataci, что после того, как побываете сегодня на спектакле, вы не будете лить такой елей на одних и быть столь великодушной к другим! Давайте называть вещи своими именами.
Я Ходнева просто не узнаю в последнее время! Таким стал конъюнктурщиком, что прям никого не хочет обидеть. Даже дирижёрские промахи обернул "концепцией". А что толку от таких "рецензий"? О голосах он вообще предпочёл не говорить - типа, ругать не хотел, а хорошего ничего не услышал что ли?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #18 : Февраль 25, 2014, 08:49:11 »
Рождественский, по его словам, снял дублирующие голос инструментальные партии – отсюда, пожалуй, и некоторая зыбкость в отношениях между оркестром и певцами, будем надеяться, поправимая

Ха! Неужели это правда? Но простите, Римский-Корсаков как раз ругал Мусоргского за то, что тот оставлял вокальные партии без внятной поддержки в оркестре! И если посмотреть его редакции опер Мусоргского, то можно заметить, что он там добавляет, а не только меняет.
А Рождественский, значит, решил оперный стиль автора подкорректировать? Впрочем, после того, как он досочинял за Шнитке, так что критики отозвались об этой работе как о "винегрете", я уже ничему не удивляюсь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #19 : Февраль 26, 2014, 00:34:59 »
Нагайка в новом свете http://www.kommersant.ru/doc/2414956
"Царская невеста" в Большом театре

На исторической сцене Большого театра прошла премьера "Царской невесты" Римского-Корсакова. Новый спектакль представляет собой на деле вольную реконструкцию исторической постановки 1950-х годов — с теремами, кафтанами и охабнями, трогательно выписанными деревцами, грозным царем на вороном коне и нагайками в руках опричников. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

:) Я надеюсь, дорогая Papataci, что после того, как побываете сегодня на спектакле, вы не будете лить такой елей на одних и быть столь великодушной к другим! Давайте называть вещи своими именами.
Я Ходнева просто не узнаю в последнее время! Таким стал конъюнктурщиком, что прям никого не хочет обидеть. Даже дирижёрские промахи обернул "концепцией". А что толку от таких "рецензий"? О голосах он вообще предпочёл не говорить - типа, ругать не хотел, а хорошего ничего не услышал что ли?

Я сходила и напишу на этой неделе.
Видимо, критики получили команду хвалить Молодежную программу БТ. Ходневъ пишет: "и особенно юная Ольга Кульчинская (Марфа), чье чудесное лирическое сопрано, звонкое и полетное,— очередное открытие молодежной оперной программы Большого". Ну и Ходнев опять не может разобраться в штатных и приглашенных солистах БТ: "новое приобретение Большого меццо Агунда Кулаева (Любаша)"
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2014, 01:00:25 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #20 : Февраль 26, 2014, 01:34:13 »
Видимо, критики получили команду хвалить Молодежную программу БТ

Это что же - вот так откровенно ими можно помыкать, командовать, заказывать?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #21 : Февраль 26, 2014, 01:35:59 »
Видимо, критики получили команду хвалить Молодежную программу БТ

Это что же - вот так откровенно ими можно помыкать, командовать, заказывать?

Это лишь мое предположение, а может и вовсе клевета на критиков, от зависти! :) Просто бросилось в глаза, как аккуратно вставлена фраза :) Хотя Кульчинская очень неплохо спела, это правда, и ее я этим замечанием про Ходнева нисколько не хочу обидеть.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 905
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #22 : Февраль 26, 2014, 12:49:30 »
http://www.mk.ru/culture/article/2014/02/25/989895-tsarskaya-nevesta-bez-soli-i-pertsa.html

Царская невеста без соли и перца

Большой пережил седьмую постановку легендарной оперы

Большой театр продолжает реализацию программы под условным девизом «верность традиции — гарантия кассы». После реставрации на исторической сцене «Бориса Годунова» и двух весьма консервативных постановок опер Верди — «Травиаты» и «Дона Карлоса» — вновь классический русский шедевр: «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вопреки ожиданиям спектакль Геннадия Рождественского (музыкальный руководитель и дирижер), Юлии Певзнер (режиссер) и Альоны Пикаловой (сценограф) оказался не ревайвлом долгоиграющей версии 60-х, а оригинальной постановкой, выдержанной, впрочем, в строгом традиционном стиле. Критики демонстративно зевают, зрители — в восторге. Обозреватель «МК» примкнул к публике.

Когда-то, посмотрев очередной опыт оперной вивисекции в ГАБТе (то ли «Золотого Петушка», то ли «Руслана и Людмилу»), один весьма талантливый музыкант сказал: «У нас должна быть своя эталонная русская опера. Традиционная, классическая. Как оперетта в Вене, как театр кабуки в Японии». Как в воду глядел! Во всяком случае, нынешняя постановка «Царской невесты» — это именно тот самый случай: когда постановщики не захотели сомнительной славы авторов спектакля в мейерхольдовском понимании, а заняли скромное и достойное место исполнителей авторского замысла.

Из досье «МК»

Опера «Царская невеста» написана в 1898 году. Впервые поставлена годом позже в Московском товариществе частной русской оперы. Первая постановка в Большом театре — в 1916 году. После чего Большой театр неоднократно ставил эту популярнейшую оперу: в 1927, 1937, 1944, 1955, 1966 годах. Последний вариант шел на сцене ГАБТА вплоть до 2012 года. Нынешняя «Царская невеста» — седьмая по счету.

На сцене — декорации, выполненные по мотивам сценографии Федора Федоровского. Это значит, что идеи замечательного художника материализованы с использованием современных технологий. На сцене появился объем, прекрасные терема, палаты, стилизованные исторические интерьеры выполнены из жестких материалов. Все — настоящее, но при этом абсолютно театральное, не киношное, условное и очень красивое. Красивы и костюмы Елены Зайцевой — исторические: парча, бархат и шелк безупречных оттенков. Хороший вкус — вот важнейшая черта визуальной стороны спектакля.

То же можно сказать и о методе режиссуры Юлии Певзнер, которая не поленилась потрудиться с каждым артистом над его образом. Поэтому все персонажи получились яркими, наделенными неповторимыми человеческими качествами и вызывающими сочувствие. И первый в этом ряду, конечно, Владимир Маторин (Собакин), чья невероятная харизма задает высокую планку эмоциональному градусу спектакля. Очень драматичен Александр Касьянов в роли Грязного, выразительна и психологична Агунда Кулаева в роли Любаши. Отличные актерские и вокальные работы у Марата Гали (Бомелий) и Елены Новак (Дуняша).

Конечно, смысловой центр оперы Римского-Корсакова — это Марфа. Ее партия уникальна — не потому, что там есть высокие ноты, которые, конечно, должны быть красиво взяты. А потому, что это один из самых трепетных и призрачных образов мировой оперной литературы. Здесь требуется поистине неземное обаяние. Юная Ольга Кульчинская пока только приблизилась к воплощению сложнейшей роли и вокальной партии, но тем не менее она на верном пути. Марфа в этом спектакле — главный сюжетообразующий элемент, ведущий действие от светлой лирики в начале спектакля (под звуки увертюры она безмятежно качается на гигантских качелях) к драматической кульминации в сцене встречи с Иваном Грозным (настоящая лошадь, на которой восседает царь, как обычно, вызывает восторг зала), а затем к трагической развязке в последней картине. Здесь Марфа появляется в гриме, который демонстрирует действие заказанного Любашей зелья: она мертвенно бледна, волосы стали редкими и седыми, она реально теряет свою красоту — и это страшно. Кстати, в финале режиссер все-таки допускает отклонение от либретто: Малюта Скуратов убивает Грязного. И это вполне мотивировано: глава опричников не простил своему собрату смерть крестницы.

О работе оркестра под управлением Геннадия Рождественского можно сказать очень много. Начать с того, что маэстро рискнул слегка отредактировать партитуру, убрав инструментальные голоса, дублирующие вокальную строчку. В исполнении Рождественского главное — это тончайшее прочтение полифоничности партитуры Римского-Корсакова. Каждый подголосок, каждое противосложение услышано и донесено с ювелирной точностью и каким-то музыкантским наслаждением, которое не может не передаваться слушателю. И, конечно, вопрос темпов, который вызвал особое неудовольствие многих «знатоков». Да, Рождественский использует медленные темпы, да еще и прибегает к ritenuto (замедлению). Певцам трудно. Но это техническая проблема. Музыкально дирижер абсолютно прав: эти темпы адекватны тем образам, которые заложены в партитуре. Особенно в партии Марфы, в которой супермедленные «зависания» просто невозможно исполнить эдак «живенько».

Спектакль еще должен дозреть. В первую очередь вокально. Но если он, как говорят в театре, доберет, то он займет очень красивую и пока почти пустующую нишу в репертуаре исторической сцены. Нишу классической русской оперы. На которую люди с удовольствием станут покупать билеты.

Екатерина Кретова   
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 905
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #23 : Февраль 26, 2014, 12:55:02 »
http://www.trud.ru/article/26-02-2014/1308323_akademija_nevest_v_bolshom_teatre.html

Академия невест в Большом театре
 
Сергей Бирюков

В Большом театре восстановили-обновили спектакль, без которого эту сцену нельзя было представить на протяжении многих десятилетий: «Царскую невесту» Римского-Корсакова

В пору, когда считается хорошим тоном радикально «переосмыслять» классику, перенося действие на столетия вперед, а то и в другие галактики, коллектив демонстративно протянул руку традиции. Хотя достойно соблюсти традицию — ничуть не проще, а может, и сложнее, чем ее ниспровергнуть.

«Царская невеста» — из числа «беспроигрышных» опер: как ты ее ни ставь (если, конечно, речь о серьезном театре), хоть с Грязным в обличье большевистского комиссара (бывали и такие интерпретации), — успех обеспечен изумительной, русской до мельчайших интонаций мелодикой, из которой виртуозным композиторским пером выращено все богатство европейских оперных форм: роскошные арии, красивые ансамбли, динамичные хоровые сцены. Уж не говорю о трогательном сюжете — истории девушки-ангела, чья любовь и сама жизнь погублены прихотью тирана и коварством его приспешников.

Но может быть, именно поэтому режиссеры с особым рвением упражняются в новаторском остроумии как раз на «Царской невесте». На этом фоне (памятуя хотя бы недавнюю постановку в санкт-петербургском Михайловском театре, где авангардные придумки режиссера вызывают оскорбительный хохот в зале) Большой решил «выйти в белом фраке» и блеснуть всей мощью своих академических традиций, которых за сто лет существования этой оперы на главных московских подмостках накопилось немало. Их воплощением стала сценография Федора Федоровского — выдающегося художника большого театрального стиля, сочетавшего в себе историзм и романтизм, а сам сценограф определял его как «монументальный экспрессионизм». При всем разнообразии имен режиссеров, дирижеров, певцов константой большинства постановок «Царской невесты» в ГАБТе за последние 90 лет стало именно участие Федоровского, переносящего нас в мир мощных срубов, белокаменных крепостных стен, переливающихся золотом и парчой царских чертогов — мир русского XVI века, увиденный русским же художником первой половины ХХ века.

В новой постановке, утверждает автор нынешней сценической редакции художник Альона Пикалова, этот мир предстает еще более объемным. Причем в прямом смысле слова, поскольку впервые, благодаря современным материалам, стало возможным заменить прежние мягкие декорации (бывшие по сути комбинацией из раскрашенных занавесей) жесткими конструкциями, воспроизводящими реальное пространство.
Российско-израильский режиссер Юлия Певзнер заполняет это пространство подчеркнуто традиционными (если не сказать школьными) диагональными построениями многофигурных композиций, словно перенося нас на страницы учебника режиссуры. Правда, школярскому духу перечат некоторые детали, вроде смелого жеста Любаши, в поцелуе валящей своего возлюбленного Григория наземь...
Одной из интриг и в то же время проблем постановки представлялась кандидатура дирижера: значившийся в планах театра Василий Синайский два месяца назад уволился, замену ему нашли в лице Геннадия Рождественского. Фигура, бесспорно, легендарная и тоже очерчивающая традицию: история отношений Геннадия Николаевича с Большим превышает полвека. Но эти отношения никак не назовешь ровными — достаточно вспомнить 2000 год, когда дирижер пришел на год руководить театром, не сильно скрывая, что его главная цель — поставить свою любимую оперу «Игрок» Прокофьева, а остальное его не сильно заботило... В последнее время мэтр сверх меры полюбил медленные темпы, позволяющие вволю смаковать тонкости гармонии и оркестровой фактуры — но каково в таких темпах вокалистам, которым подчас элементарно не хватает дыхания для ставших бесконечными фраз? Насторожили и обещания дирижера подредактировать партитуру Римского-Корсакова, проредить некоторые дублирующие друг друга голоса...

Эти эксперименты бросились в уши с первых тактов. Увертюра, вместо мгновенного властного вовлечения в вихрь тревожных мелодий и чувств, звучала словно в подушку. В первой же арии Грязного исполнители, судя по всему, отталкивались не столько от мятежной музыки, сколько от депрессивного текста: «Не тот я стал теперь, все миновало». И вправду, не такого раскисшего от житейских неудач Грязного привыкли мы видеть в этой опере: он же яростный опричник, собственник, самец! Сверхдинамичное окончание первого действия (Грязной оскорбляет Любашу холодностью, бывшая любовница кипит злобой и мстительностью) превратилось в вяловатую перепалку.

Правда, постепенно Геннадий Николаевич словно просыпался и втягивался в драму, которая к третьему-четвертому действию приобрела необходимый градус. А тонкость оркестровой работы мастера действительно замечательна — вдруг стали слышны инструментальные соло, причудливые акценты, смелые гармонические ходы, в других исполнениях меркнущие.

Певцы в столь непривычных условиях проявили себя по-разному. Александр Касьянов (Грязной), при неплохом баритоне, совсем «не догонял» свою партию по части требуемого темперамента. У тенора Романа Шулакова (жених Марфы Иван Лыков) к этому недостатку добавлялась назойливая невыразительность плосковатого, сильно вибрирующего голоса. Точно попал в характер немца-отравителя Бомелия Марат Гали — жаль, что эта партия слишком мала, чтобы показать возможности певца в полном объеме. Ну а бас Владимира Маторина (купец Василий Собакин), при неизбежных возрастных потерях его вокала, узнаешь мгновенно, и в этой индивидуальности — корень неуходящей харизмы артиста.

Женщины порадовали практически все: от Елены Новак в скромной роли Дуняши и Ирины Удаловой (Домна Сабурова с ее единственным номером — рассказом о царских смотринах) до приглашенной на постановку солистки Новой оперы Агунды Кулаевой в драматичнейшей партии Любаши (где, помимо всего прочего, требуется подолгу петь без поддержки оркестра, и солистка демонстрирует наряду с богатым меццо-сопрано непоколебимую точность интонации). Особых слов заслуживает артистка молодежной программы Большого театра Ольга Кульчицкая — ей досталась одна из красивейших партий мировой оперы, осененная именами Галины Олейниченко, Галины Вишневской и других великих певиц, и исполнительница вполне выдержала конкуренцию — ее голос сочетал небесную хрустальность и эмоциональную теплоту.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #24 : Февраль 26, 2014, 15:31:32 »
Благодарю за прекрасную подборку откликов!
Скоро к ним присоединятся и наши корреспонденты :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица