Автор Тема: «Царская невеста» Римского-Корсакова в Большом театре  (Прочитано 23336 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 194
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #25 : Февраль 26, 2014, 23:39:46 »
http://portal-kultura.ru/articles/theater/29391-ivan-vasilevich-menyaet-nevestu/

Иван Васильевич меняет невесту

Сергей КОРОБКОВ

Большой театр вернул в репертуар оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» в раритетных, образца 1955 года, декорациях выдающегося художника Федора Федоровского. За пультом — сам маэстро Геннадий Рождественский.

Идея влить молодое вино в старые мехи принадлежала предыдущему руководству театра: классические декорации Федоровского с помощью сценографа Альоны Пикаловой решили восстановить, тем более что опера отсутствовала в афише совсем недолго, но при этом поставить другой спектакль — с новым режиссерским решением. Учитывала ли режиссер Юлия Певзнер, что девятая опера Римского-Корсакова впервые увидела свет рампы в Частной опере Саввы Мамонтова через год после открытия в Москве Художественного театра и что принятые за основу в режиссерском театре принципы исторической достоверности в немалой степени составили эстетический концепт той эпохи. По новой постановке понять невозможно. Во всяком случае, выстроенная ею мизансцена выхода за ворота Кремля группы монахинь, покинувших монастырь, выглядит историческим нонсенсом. Равно как и казнь покаявшегося в финале опричника Грязного воеводой Малютой Скуратовым — на глазах царицы. Странным показалось и дефиле боярышень на царских смотринах, придуманное режиссером на музыку интродукции к третьему действию, «восходящее» к мизансцене пирушки опричников в горнице Грязного, где девок выставляют на стол, только что полный яств, дабы Малюта мог выбрать ту, что «слаще меду» и годится ему для утех. «Царская невеста», написанная композитором по одноименной драме Льва Мея, исторической оперой никогда не считалась, несмотря на обилие реальных прототипов, включая Ивана Грозного. Однако возможно ли было постановщику, давшему согласие делать новый спектакль в классических декорациях Федоровского и в манере «исторического стиля» Большого, обойтись без самого исторического контекста, вопрос.

Рассыпая по всему полю спектакля метки-знаки (наподобие сцены расправы опричников над несчастным купцом в финале второго действия), Юлия Певзнер пытается сочетать реалистическую манеру с условной, деталь — с образным ее отражением, натурализм — с символом. На последних тактах увертюры нашим взорам предстает лежащий ничком на медвежьей шкуре боярин Грязной в охватившей его страсти к будущей невесте царя. Тут же и его видение — плывущая в небесах на качелях купеческая дочь Марфа Собакина. Опричник мается так, что, кажется, еще немного, и он примет скандальную позу Вацлава Нижинского в финале балета «Послеполуденный отдых фавна», где тот в пароксизме страсти решался на совокупление с шарфом ускользнувшей от него нимфы.

Или: в доме Грязного каширская красавица Любаша прячется за медвежьей шкурой, чтобы подслушать разговор любовника с царским лекарем Елисеем Бомелием (что и становится завязкой всей гибельной интриги оперы). Но вдруг — якобы невидимая заговорщиками — она выходит на середину горницы и начинает томиться своим «вещим, злым горем», пока Грязной и Бомелий увлеченно думают-поют о своем. Под финал трагедии зачахшая, облысевшая и покрывшаяся сединами Марфа, на которую подействовал подменный яд, идет к золоченой решетке в глубине палат и — так мнится — вот-вот откроет ее и вознесется на небесные свои качели. Но последние оркестровые аккорды, возвещающие о смерти героини, звучат под почти закрывшийся занавес.

Создается ощущение, что режиссер, выкраивая собственный замысел, старается удержаться, как писал Мейерхольд о Шаляпине, на «гребне крыши с двумя уклонами, не падая ни в сторону уклона натурализма, ни в сторону уклона той оперной условности, которая пришла к нам из Италии XVI века». Но баланса не выходит, а полотно со спутанными нитками выглядит взятым напрокат из провинциального театра, косящего под Большой.

Любовные треугольники, страсти, яды и зелья, томления и ламентации, — вот что движет квазиисторическим сюжетом оперы. Концепции не отказать в универсальности, однако она предполагает наличие недюжинных по таланту воплотителей — артистов, способных обеспечить эмоциональный отклик зрительного зала. Таких в новой постановке немного, и, по сути, нынешнему Большому они достались от его же «золотого века»: Владимир Маторин в роли купца Собакина и Ирина Удалова в партии Домны Сабуровой владеют нестертой интонацией, воспитанной, очевидно, еще в концертмейстерских классах Лии Могилевской или Аллы Басаргиной по золотым лекалам прежнего театра.

Что касается нового артистического призыва, то при хорошей вокальной школе, правильном пении и некоей «цифровой» унифицированности звука, ярких характеров и выразительных портретов он не рождает. В музыке, трепетно, рефлективно и эпически широко исполненной оркестром под руководством Геннадия Рождественского (четвертое действие в решении маэстро иначе как шедевром не назвать), — буйные ветры и лазоревые колокольчики, синие бархаты небес и тучи ненастные. На сцене — певцы «короткого дыхания», настроенные режиссером на мрачно-унылый рассказ о гибельной на Руси женской доле.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #26 : Февраль 27, 2014, 09:03:42 »
Я сходила и напишу на этой неделе.

Ждём-с :)
На самом деле я сам не люблю торопиться с откликами, потому что впечатления должны улечься и войти в какой-то контекст.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 194
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #27 : Февраль 28, 2014, 16:30:18 »
«Царская невеста»: между прошлым и настоящим

Overtime
 
Ведущая - Ольга Сирота
Время выхода: Пятница, 28.02.2014, 13.00

На исторической сцене Большого театра прошли премьерные показы оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». За основу взят спектакль 1955 года в декорациях Федора Федоровского. Постановку осуществила театральный режиссер Юлия Певзнер. За музыкальное воплощение отвечает маэстро Геннадий Рождественский. Что из этого всего получилось, разбирается Ольга Сирота…
Гости в студии радио «Орфей» – журналисты и музыкальные критики Елизавета Дюкина и Александр Матусевич.

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4944/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #28 : Март 02, 2014, 22:33:19 »
25 февраля 2014 года, Большой театр, Римский-Корсаков, «Царская невеста»

Дирижер   Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Ольга Кульчинская
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Касьянов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Роман Шулаков
Любаша   Агунда Кулаева
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак
Петровна, ключница Собакиных   Анна Мацей

Вот обещанные личные впечатления. Во первых строках, как молодой зритель, хочу высказать свое отношение к «спектаклям-музеям». Отношение – очень хорошее. Я была в Александрове, и декорации мне о нем напомнили, совпадение места и времени помогало воспринимать оперу. В отличие от постановочного решения «поперек музыки» в барочных операх Глюка в МАМТе, которое якобы должно помочь привить молодым зрителям любовь к опере http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9395.msg128448.html#msg128448. Так что прошу считать меня «фанатом оперы и поклонником ортодоксального академического подхода к классическому наследию».

Я не особо разбираюсь в режиссуре, а для того, чтобы рассмотреть спектакль, мне нужно сходить на него несколько раз. Я больше слушаю, чем смотрю. На первый взгляд, если придраться, некоторые массовые сцены показались аляповатыми, а отдельные мизансцены – трафаретными. Но при классических костюмах, декорациях и при довольно бережном отношении к материалу мне ничто не помешало.

Я впервые слышала Александра Касьянова, и он и Агунда Кулаева мне в этом спектакле понравились больше всех. Понравился и сам голос Касьянова, и как спел, и как сыграл. Мне такая сдержанная манера вполне нравится. Я посмотрела, что в НО Грязного поют обладатели более крепких баритонов – Андрей Бреус и Борис Стаценко, но меня убедил и Касьянов.

Когда после получения определенного опыта прослушивания опер начинаешь различать меццо и сопрано в меццовых партиях, то особое удовольствие получаешь, когда эти партии исполняет настоящее меццо. Именно в этом случае партия звучит полнокровно, с передачей всех эмоций и тревог персонажа, а тем более, когда это такой красивый и ровный голос и культура исполнения, как у Агунды Кулаевой. У Марфы Ольги Кульчинской приятный чистый голос, она хорошо спела, но по сравнению с выступлением ее более опытных коллег мне на данном этапе чего-то не хватило. Впрочем, я знаю, что она другим зрителям очень понравилась именно в этот вечер http://iri-im.livejournal.com/287618.html.

Я опасалась в этом составе двух исполнителей – Владимира Маторина и Марата Гали. Гали я слушала в «Травиате» (Гастон), и мне даже несколько фраз, спетых им, «не легли на ухо». Но я заметила, что в русской и в итальянской опере одни и те же голоса воспринимаются по-разному. Мне очень понравилось, как Гали спел и сыграл Бомелия, получился запоминающийся образ.

Я впервые видела Владимира Маторина именно на этом спектакле (на январского «Бориса Годунова» я все-таки не пошла, как позже выяснилось, поступила правильно, так как на наших местах разразился скандал http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,376.msg125449.html#msg125449). Однако мои опасения оказались напрасными – по крайней мере в этом спектакле. Я вряд ли стану поклонницей Маторина, но и раздражения в роли Собакина он у меня не вызвал. Ничего такого, что выходило бы за рамки хорошего вкуса, я не заметила, хотя следила с пристрастием. Мой свекр, слышавший Маторина n десятков лет назад, сказал, что возраст уже заметен в голосе. Но, между прочим, по звуку Маторин даст форуму многим молодым, тому же Олегу Цыбулько, который в этот вечер меня не впечатлил прежде всего звуком. Маторин даже нижнюю ноту в арии протянул, и ее было слышно. Меньше всех мне понравился Лыков Роман Шулаков, но тенора вообще не самая сильная группа бедного Большого театра, так что жаловаться в общем и не на что.

Признаюсь, что я все-таки больше люблю итальянскую оперу (а русскую и французскую слушаю, но больше для расширения кругозора, чем для удовольствия). Мне интересно было воспринимать «Царскую невесту» в контексте ее связи с европейской оперой – с Верди и с Доницетти. Я взяла паузу, чтобы еще раз послушать советские записи «Царской невесты» и определиться, чего мне не хватило в февральском спектакле Большого театра. Как видите, после «Дон Карлоса» я написала отчет очень быстро. А над «Царской» пришлось подумать вот над чем – у меня этот спектакль не вызвал ярких эмоций, потому что я больше люблю итальянскую оперу, или потому, что спектакль оказался не очень удачным? Мне кажется, истина где-то посередине. Состав в «Царской невесте» нормальный, совсем не криминальный. Темпы медленные, но ведь русская опера все равно протяжная и задумчивая по своей природе, темперамент иной, чем у Верди. Может, дело в том, что «Царская невеста» готовилась, как и все спектакли в БТ в последнее время, в режиме неразберихи? Наверное, спектаклю нужно немного дозреть. (Я совсем не понимаю музыку Прокофьева, но даже меня заразил энтузиазм труппы МАМТа в «Войне и мире»). Но повторюсь, что уровень «Царской невесты» вполне приличный, не криминальный. А мне, может быть, в свою очередь нужно постараться побольше интересоваться русской оперой.

Оркестр все-таки был слишком громок – часть нашей делегации сидела на балконе третьего яруса и жаловалась, что певцов часто было не слышно.
« Последнее редактирование: Март 04, 2014, 09:29:46 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #29 : Март 02, 2014, 22:39:17 »
Оперная рама http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/23170841/opernaya-rama?full#cut

В Большом театре возобновили «Царскую невесту» Римского-Корсакова в декорациях Федора Федоровского 1955 года

Петр Поспелов, Ведомости

«Царская невеста» еще недавно шла в Большом театре на Новой сцене – теперь спектакль возвращен на историческую сцену в обновленном виде: художник Альона Пикалова создала оформление, верное Федоровскому, но современное по технологиям. Четыре акта оперы воспроизводят задуманную Федоровским картинку, но некоторые детали, прежде существовавшие в живописном исполнении, теперь воспроизведены в объеме, а материалы подобраны соответствующие современному освещению, за которое отвечает Дамир Исмагилов. Похожую работу проделала с костюмами Елена Зайцева.

В подобной раме обычно в сложную ситуацию попадает режиссер. Точно восстановить мизансцены предшественника нет научной возможности, да и особого смысла – тоже. Авторское высказывание на фоне задников шестидесятилетней выдержки выглядело бы неуместным младенчеством. Приходится делать работу точную, строгую и незаметную – Юлия Певзнер с этим если и справилась, то не вполне.

Большинство сцен не вызывают никаких вопросов – что солисты, что хоровые массы разведены так, что правильно вписываются в картинку. Проход невест на смотрины, придуманный режиссером, не вызывает возражений – должен ведь постановщик заявить о своем присутствии. Многовато ненужного мельтешения в первом акте, исходит оно в основном от много пьющего Малюты Скуратова. Танец с медведем, преследующим девушек (хореограф – Екатерина Миронова), забавен, тогда как звериные прыжки опричников с хлыстами заметно противоречат музыке. Во время сцены Грязного с Бомелием Любаша, которой должно подслушивать из-за занавески, расхаживает по авансцене, что превышает присущую спектаклю меру условности. В сцене любовных притязаний Любаши почтенные декорации несколько краснеют. Конец третьего акта, когда объявляют имя царской невесты, в прежней постановке Олега Моралева был сработан куда четче. В четвертом акте на сцене некстати появляется бессловесный Бомелий, а его взятие под стражу и вовсе бросает тень на Любашу, клявшуюся не открывать имени изготовителя губительного зелья. В финале снова комично удивляет изверг Малюта, на сей раз – неожиданным проявлением сердобольности к готовому на тяжкие муки Грязному.

Однако при многих вопросах режиссура вполне оставляет возможность артистам создать выразительные роли – что легко удается, например, ветерану Большого театра Владимиру Маторину, привычными красками рисующему размашистый тип боярина Собакина.

Но по большей части театр сделал ставку на молодых – и угадал по меньшей мере с Марфой. Хотя партию готовили четыре артистки, в премьерный состав поставили дебютантку Ольгу Кульчинскую. Это радость: в Большом театре появилась новая талантливая певица с чистым и свежим голосом, которым, без сомнения, поет такая же чистая душа. Марфа в исполнении Кульчинской трогательна, она убеждает абсолютной полнотой существования – что в любви и счастье, что в трагическом безумии, а в обморок падает так натурально, что по залу проходит ох.

Хороша и Агунда Кулаева в партии Любаши, голосом, осанкой и темпераментом. На своем месте оказались Ирина Удалова (Сабурова) и Елена Новак (Дуняша). Что касается мужчин премьерного состава, то их достижения слабее. Александру Касьянову в партии Грязного решительно не хватило драматизма ни в голосе, ни в игре. Скованным получился Лыков у Романа Шулакова, приятный тембр попортили зажатые верха. Олег Цыбулько как ни старался, но Малюты Скуратова в его исполнении не испугался бы и ребенок.

Геннадий Рождественский, приглашенный дирижировать премьерными спектаклями, слегка облегчил оркестровку Римского-Корсакова и провел оперу в своей олимпийской манере – лаконичной, но эффектной. Где оркестр с певцами и хором собирались, где не очень – эталонной такую работу назвать трудно. Создается впечатление, что полноценная работа над музыкальной составляющей спектакля отложена на следующий сезон, когда к своим обязанностям вплотную приступит новый главный дирижер Большого театра Туган Сохиев. Пока же в сухом остатке мы имеем высокий образец сценографического искусства, случайную режиссуру и большой набор солистов, который в удачной комбинации может спеть шедевр Римского-Корсакова так, как он того заслуживает.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #30 : Март 02, 2014, 22:39:47 »
«Царская невеста» вернулась в Большой

Александр Курмачёв, 02.03.2014 в 21:22

В Большом театре на Исторической сцене возобновили «Царскую невесту». Те, кто знаком с классической постановкой Олега Моралева в оформлении Федора Федоровского, обнаружили много нового не только в мизансценной структуре спектакля, но и в оформлении, которое стало более «звонким» (за счет новых костюмов), более объемным (за счёт заново созданных «твёрдых» декораций) и более приближенным к оригинальному замыслу художника (известно, что в процессе эксплуатации декорации подвергаются своебразным «усовершенствованиям»). http://www.belcanto.ru/14030201.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #31 : Март 02, 2014, 22:40:49 »
Главное, что такая опера у нас есть

02.03.2014 в 21:22, Мария Жилкина.

«Царская невеста», выпущенная Большим театром в свет в конце февраля была заявлена как частично реконструированная версия середины 20-века, поскольку в ней, в значительной мере, использовались мотивы сценографии Федора Федоровского 1955 года.

Тем не менее, несмотря на идею реконструкции, над спектаклем полноценно работала постановочная команда наших современников (режиссер-постановщик Юлия Певзнер, художник-постановщик Альона Пикалова и др.). Им предстояла непростая задача – вынести на суд публики обновленную версию оперного произведения, которое регулярно появлялось в репертуаре театра в течение ста лет. Посоперничать со звездами прошлых времен предстояло и вокалистам, по большей части молодым, хотя и маститым певцам место также нашлось. http://operanews.ru/14030205.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #32 : Март 03, 2014, 10:59:26 »
тенора вообще не самая сильная группа бедного Большого театра

Большой театр не бедный, он несчастный :))
Шучу.
Благодарю за отклик.
Маторин всё ещё в очень приличной форме, и, хотя я его тоже не люблю, в Большом я его после ремонта слушал в роли Варлаама, и это было великолепно. По-видимому, певцу в старости следует более аккуратно выбирать партии, и всё будет нормально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #33 : Март 13, 2014, 17:43:02 »
Возвращение «Царской невесты» в Большой театр http://newsmuz.com/news/2014/vozvrashchenie-carskoy-nevesty-v-bolshoy-teatr-30618

«Царская невеста» — одна из лучших опер Римского-Корсакова, поражающая удивительным сочетанием проникновенной лирики и бурных страстей, драматизма и даже трагизма, точной драматургической линией, не знающей длиннот и пространных симфонических картин.

Всё в ней работает на музыкальную драматургию и раскрытие характеров не только главных, но и второстепенных персонажей. Либретто по пьесе Л. Мея спланировал сам Римский-Корсаков, а дорабатывал его литератор и театральный деятель Илья Тюменев. Опера была написана композитором в 1898г. в период, когда он сотрудничал с Московской частной оперой С.Мамонтова. Там в 1899г. и состоялась её премьера. Два года спустя, оперу поставили в Мариинском театре.

В Большом театре «Царская невеста» появилась не скоро, только в 1916 г. Но сценическая судьба её в Большом оказалась счастливой: она почти всегда украшала репертуар, а перерывы между её новыми постановками достигали не более трёх лет. Знаменитым считается спектакль 1955 г., когда его сценографом стал прославленный мастер своего дела Федор Федоровский, костюмы создала его дочь Нонна Федоровская. Спектакль прошел 104 раза, находясь в репертуаре до 17 июня 1965 г., а затем в постановке Олега Моралёва опера увидела свет рампы уже 8 апреля 1966 г. в том же оформлении Федоровского, которого уже не было в живых.

Всю работу по возобновлению декораций отца и своих костюмов проделала Нонна Федоровская. Эта редакция существовала в Большом театре до ноября 2012 г., успешно пережила переносы на сцену КДС, потом снова на историческую сцену, а когда та закрылась на длительную реконструкцию, прекрасно и очень часто игралась на Новой сцене. Надо отдать должное режиссёрам, которые вели спектакль, все они сумели сохранить гармоничность и целостность режиссёрского прочтения О. Моралёва, во всем соответствовавшего замыслу замечательного создания Римского-Корсакова. В спектакль вводилось много новых исполнителей, в том числе и артистов Молодёжной оперной программы. Над вводами тщательно работали режиссёры, в том числе Алексей Масленников. Спектакль, оставаясь традиционным, в традиционном оформлении, был современным, наполненным живыми чувствами, которые вносили молодые певцы. Его любили все исполнители и зрители, зал всегда был полон, причем приходило много молодёжи.

И вот решили этот «успешный» спектакль вернуть на историческую сцену.

Конечно, надо было заняться декорациями, требовавшими обновления. Над ними по мотивам эскизов Федоровского работала Альона Пикалова, которая в целом за исключением ряда отдельных моментов, справилась со своей задачей. Декорации красивы и функциональны, точны исторически и удобны для исполнителей. Особенно удалась вторая картина — Александровская слобода, в которой художница сохранила атмосферу Федоровского. Когда открывается занавес, дух захватывает от щемящей красоты уходящей осени, в предчувствии трагических событий.

Больше всего претензий вызывает режиссура Юлии Певзнер. Она не предложила никакой своей концепции, а просто на традиционную постановку в традиционных декорациях «наставила» своих мизансцен, которые во многом убили органичность и убедительность прежней постановки. Уж лучше бы режиссёры театра, которые успешно вели спектакль до снятия его в 2012г., восстановили прежнюю «Царскую невесту». Певзнер не умеет работать с массовыми сценами, каждый раз хор и миманс просто стоят на сцене или превращаются в какую-то непонятную дикую толпу. В первой картине режиссёр почему-то решила загримировать опричника Малюту Скуратова под царя Ивана Грозного. Сцена, в которой все гости, собравшиеся у Грязного, начинают славить Грозного, всю свою «славу» отдают Малюте. Сажают его в кресло и с криками носят по сцене, направо и налево хлещут плётками, хватают крепостных девок за все места, катают их по сцене на медвежьей шкуре. Вместо плясовой получается какая-то дикая орда. Не выстроены массовые сцены и в финале оперы. Все толкутся на одном месте, без конца гоняют Бомелия, которого вообще-то не должно быть в последней картине. Малюта рыдает над зарезанной Грязным Любашей, а потом поражает кинжалом и самого убийцу ( по либретто его должны увести на казнь).

Нарушен и момент встречи Ивана Грозного с Марфой в Александровской слободе. Ранее было так. Марфа Собакина и ее подруга Дуняша поджидают отца Марфы и ее жениха Ивана Лыкова около дома. Только что прозвучала светлая и пронизанная тихим счастьем ария Марфы о ее любимом. Темнеет. Вдруг на пустынной сцене появляются два человека в чёрном одеянии. Один из них резко останавливается и его устрашающий профиль Ивана Грозного и пронзительный взгляд из-под капюшона устремляется на Марфу, которая застывает от ужаса. Длится это минуту, не дольше. Фигуры тихо и быстро удаляются, оставив обеих девушек в глубочайшем смятении. И потом уже после прихода Собакина и Лыкова и их ансамбля, все удаляются в дом. На крыльце задерживается Марфа, вспоминая сулящий недоброе взгляд незнакомца. Вот где начинается трагедия Марфы, ставшей невестой царя.

Что делает режиссер. Светло. На сцене много народу, вводят коня, появляется Иван Грозный в шлеме, садится на коня, долго смотрит на Марфу, потом конь, осторожно цокая копытами по мосточкам, удаляется со сцены. Атмосфера страха и предчувствий не возникла, зрители не успели ею наполниться, они просто смотрели на коня. Такие мизансцены были нужны режиссёру не для раскрытия смысла происходящего, а для оживляжа, чтобы было не скучно. Но «Царская невеста» не нуждается в подобных подпорках. Это опера не столько о страшной эпохе Ивана Грозного, хотя и о ней тоже (все эпохи в России были страшными). И не надо искать в ней исторической правды о царе Иване Грозном. Это опера о загубленных душах Грязного, Марфы, Любаши. Недаром в первой картине Любаша, узнав о любви Грязного к Марфе, предостерегает его: «Не погуби души моей, Григорий!»

Справедливости ради надо отметить и несколько удачных режиссёрских находок, прежде всего связанных с музыкальной темой Марфы. Вместе с А. Пикаловой Певзнер придумала качели для Марфы, которые как её поэтически-музыкальный образ проходят через весь спектакль, начиная его с увертюры. На её лирической теме открывается занавес. На сцене, на медвежьей шкуре спит Грязной. Над ним на качелях раскачивается Марфа. Поднимаясь выше, она постепенно исчезает. Удачным и впечатляющим оказался и финал. Марфа не умирает. Она просто медленно уходит из царских палат, навсегда покидая страшный для неё мир, в котором не суждено ей было стать счастливой.

На постановку в качестве музыкального руководителя пригласили именитого и замечательного дирижёра Геннадия Рождественского. Как ни странно это был дебют Геннадия Николаевича, он впервые ставил эту оперу Римского-Корсакова. Дирижёр сделал свою музыкальную редакцию партитуру, которая не вызвала никаких возражений. Но темпы… В последнее время в концертах Рождественского стали появляться ничем не объяснимые замедленные темпы, что случилось и с «Царской невесте». В ней были отдельные очень яркие куски, как лирические, так и драматические. Но цельного лирико-страстного прочтения партитуры не получились. Первый спектакль был более стройным, в нём больше чувствовалось стремление к страстным кульминациям, перемежающимся с лирическими откровениями, которые очень красиво играл оркестр. На втором, к сожалению, слышались нестройность ансамблей, особенно в двух последних, а темпы все замедлялись. Очень хочется надеяться, постепенно необходимые темпы будут найдены дирижёром, и спектакль зазвучит по-иному. Благо, что»Царская невеста» уже в мае снова появится в афише.

Кастинг певцов, тоже к сожалению, был не во всём удачен. Но главное, что в было несколько ярких работ. Порадовал солист Екатеринбургского театра. Это талантливый и опытный певец Александр Краснов. У него красивый большой голос и актёрский темперамент, что позволило артисту более чем достойно дебютировать на исторической сцене Большого в партии Григория Грязного.

Любашу в первом спектакле пела представительница «Новой оперы» Агунда Кулаева, обладательница большого густого меццо-сопрано. Её Любаша, более сдержанная в первой картине, полностью раскрыла свою страдающую душу в сцене с Бомелием. Ария «Ах, до чего я дожила», была спета Кулаевой с такой болью и такой нежностью к любимому и неверному Грязному, что вызвала самый горячий зрительский отклик. Светлана Шилова, солистка Большого, была другой Любашей, но тоже интересной. У неё яркий и полётный голос и более чем достаточно темперамента. Её Любаша была чувственной и страстной в первой картине, и более жёсткой во второй. В героине Шиловой было больше ненависти к разлучнице Марфе и желания отомстить ей, чем любви к Грязнову. Удалась ей и небольшая, но значительная сцена в финале, где Любаша не просто признается, что подменила зелье, которое Грязной подсыпал Марфе в вино, но с гордостью говорит ему правду о страшной болезни царской невесты. Но понимая, что больше ей незачем жить, сама с каким-то отчаянным вызовом предлагает Грязнову убить её.

Неудачным оказался исполнитель роли Ивана Лыкова Роман Шулаков. Правда, роль Ивана Лыкова неблагодарная, характера почти никакого. Но у Шулакова неинтересный потёртый тенор, отсутствие обаяния, необходимого в этой партии, раз нет ничего другого, не позволило ему ярко исполнить две арии, красиво написанные композитором. Второй исполнитель Лыкова —представитель Молодёжной оперной программы Большого театра Богдан Волков. Это его дебют в большой партии да ещё на исторической сцене . Богдан очень музыкален, у него большой яркий и выразительный лирический тенор, но пока нет никакого сценического опыта, но за всем этим проглядывает большой потенциал начинающего певца. При усердной и тщательной работе, а он настоящий трудяга, в его лице Большой театр скоро приобретет замечательного лирического исполнителя.

Теперь о главной героине — Марфе. Неудачно выступила в этой партии опытная солистка Екатеринбургского театра Ирина Боженко. У многих лирико-колоратурных сопрано в этой партии в верхнем регистре появляется визг или писк, чего не избежала и Боженко. Это сразу портит впечатление об образе Марфы. Кроме того, певицу часто было плохо слышно, и чувствовалось, что ей неуютно на большой сцене. Тем, кто пришёл на первый состав, повезло значительно больше. Впервые в большой роли на исторической сцене выступила еще одна представительница Молодёжной оперной программы Ольга Кульчинская. Необыкновенно музыкальная. Красивейшее лирическое сопрано, ровное на всём диапазоне с множеством оттенков, с изумительным легато в верхнем регистре и обаянием. Юное хрупкое, нежное создание, открытое добру и счастью, с страшное трагической судьбой. Все это смогла донести молодая исполнительница. Когда в финале Марфа уходила из царских палат, казалось, что сейчас спустятся качели и она них улетит к своей единственной любви — Ивану Лыкову. После спектакля все говорили о молодой певице, покорившей их своим талантом.

Несмотря на все режиссерские, музыкальные и артистические просчёты, очень хорошо, что «Царская невеста» снова в репертуаре Большого театра, ведь на ней зажглись новые звёздочки — а это его будущее.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #34 : Апрель 04, 2014, 12:58:56 »
Седьмая реинкарнация
«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» В БОЛЬШОМ


текст: Екатерина Бирюкова 25 февраля 2014 года http://www.colta.ru/articles/music_classic/2200

Самая поражающая воображение часть толстенького буклета, изготовленного к премьере «Царской невесты», — история постановок этой оперы Римского-Корсакова в Большом театре. Такой раздел вообще-то есть в книжечках к каждому спектаклю, и выглядит он скорее декоративной нагрузкой. Но тут совсем другое дело. Впервые опера была поставлена на сцене Большого только в 1916 году, через 17 лет после написания, — что для тех времен нехарактерно поздно. Но потом она уже этой сцены не покидала. Шли годы, менялась власть, рушились миры, нарождались новые, происходили невероятные социальные потрясения, сменялись моды и культурные коды. Но на сцене Большого театра (на основной или на вспомогательных — в филиале, в Кремлевском дворце, в новом здании) девушки в кокошниках все сидели и судачили на лавочке под окошком.

То есть, конечно, одна постановка сменяла другую, буклет насчитывает их целых шесть. И иногда у них были даже разные авторы. Но современному зрителю их все равно не различить. Сарафаны, бусы, бороды. И вот сейчас, когда за окном 2014 год и партер дружно загорается айфонами во время смены декораций, открывается занавес, а там — узнаваемые картинки из буклета, только не ч/б, а цветные. И девушки в кокошниках, как и прежде, судачат на лавочке под окошком. И в принципе это, конечно, чудо.

Остается понять, как к этому чуду относиться.
Для начала непонятно, как его в данный момент назвать. Полноценной премьерой — все-таки язык не поворачивается. Вот так взять и сказать, что у нас просто выдался богатый сезон «Царских невест». Есть «Невесты» на все вкусы. И Чернякова. И Могучего. И вот такая, как в Большом. Но все-таки давайте не будем путать брачный договор с замочком счастья на Лужковом мосту.

Строгой музейной реконструкцией, эдаким аутентизмом для гурманов это тоже не является. У спектакля есть новые авторы: режиссер Юлия Певзнер, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Елена Зайцева. Хотя в скобках и написано: по мотивам сценографии Федора Федоровского, 1955 г. Но в каноническую статику бревенчатых теремов порядком добавлено простодушного мельтешения по сцене. В отличие от еще одного «исторического» спектакля в репертуаре Большого — «Бориса Годунова» — актерам тут редко удается постоять истуканами. Внесены в меру смелые штрихи, способные вызвать оживление в публике. Любаша, расплетя косу и решительно скинув верхнюю одежду, пытается вернуть в свои объятия Грязного, который перед этим мается в эротическом сне, мечтая о Марфе. Опричники с добычей, окружив Ивана Грозного на живой лошади, демонстрируют мрачные страницы русской истории. А если кому в это время вспомнятся ряженые казаки с нагайками, так надо меньше в интернете сидеть.
В общем, назвать это, наверное, можно очередной реинкарнацией «Царской невесты» на сцене Большого. Скажем, седьмой. Проект этот достался нынешнему руководству театра от предыдущего, и его нейтрально-хозяйственный смысл (как можно быстрее заполнить востребованным репертуаром открывшуюся после ремонта Историческую сцену), похоже, все же заслоняется обреченно-консервативным.

При этом понятно, что вся эта густонаселенная, роскошная и дорогущая сувенирная громадина, яйцо Фаберже, вековая традиция, наша скрепа, наш театр Но, в конце концов, — все это является в том числе и суммой профессиональных умений, иногда блистательных. Например, Песня Любаши, которая в исполнении Агунды Кулаевой протекла как чистая речка, — счастье, да и только. Пожалуй, она стала самым идеальным музыкальным номером премьерного спектакля. Характерно, что именно этот номер в опере Римского-Корсакова не предполагает оркестрового аккомпанемента.

За пультом меж тем стоит не кто-нибудь, а Геннадий Николаевич Рождественский. «Кого-нибудь» тут не поставишь — прежде дирижерами «Царской» были Николай Голованов, Евгений Светланов, Борис Хайкин, надо соответствовать. И вот, ура, афиша украсилась еще одним легендарным именем — после внезапного демарша Василия Синайского, поставившего было под вопрос весь проект, руководство театра очень успешно вышло из этой патовой ситуации.
Чего нельзя сказать о певцах. Им попросту не хватает дыхания, чтобы вытянуть невероятно медленные темпы маэстро Рождественского. Эти темпы стали слишком заметной особенностью дирижерской трактовки Геннадия Николаевича. Одновременно она, конечно, радует красотой, вкусностью и подробностью тембров, необыкновенно личным звучанием иных фрагментов. Но солисты то и дело норовят закончить свою фразу раньше оркестра, это тоже есть.
За исключением маститого Владимира Маторина (Василий Собакин), олицетворяющего все величие Большого, постановка представляет много новых, по крайней мере для этой сцены, имен. Агунда Кулаева — заслуженная гордость «Новой оперы». Александр Касьянов (Грязной) из Центра оперного пения Галины Вишневской голосист, но смущает излишней надрывностью. Очень симпатичное открытие — свежий голос Ольги Кульчинской (Марфа) из Молодежной программы Большого.

Впрочем, в данном случае как-то глупо рассматривать один-единственный спектакль. «Царская невеста» опять вселилась в свой главный терем — на Историческую сцену Большого театра. Темпы утрясутся, дирижеры будут сменять друг друга, солисты — тем более. Пройдут годы, айфоны устареют, Фейсбук уступит место чему-нибудь другому, а девушки в кокошниках все будут сидеть и судачить на лавочке под окошком.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2014, 13:16:15 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #35 : Апрель 04, 2014, 13:11:50 »
Коллеги, не забывайте указывать даты публикаций, а то иной раз невозможно понять, когда это было напечатано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #36 : Апрель 04, 2014, 13:27:08 »
:)) Не, ну Бирюкова - это, конечно, кусок прикола!

«Царская невеста» опять вселилась в свой главный терем — на Историческую сцену Большого театра. Темпы утрясутся, дирижеры будут сменять друг друга, солисты — тем более. Пройдут годы, айфоны устареют, Фейсбук уступит место чему-нибудь другому, а девушки в кокошниках все будут сидеть и судачить на лавочке под окошком

Да-да, именно так: пройдут годы, айфоны устареют, Фейсбук уступит место чему-нибудь другому, даже Бирюкову уберут куда подальше от клавиатуры, а девушки в кокошниках все будут сидеть и судачить на лавочке под окошком. И это правильно.
Хорошо ведь сказал Штайн о том, что нельзя переносить действие в другие времена и обстоятельства именно потому, что наше время уж как-нибудь само с собой разберётся, для этого не нужно уродовать классику, а вот когда события многовековой давности воспроизводятся в том виде и в тех обстоятельствах, в которых они имели место, именно тогда публике удаётся испытать потрясение от погружения в глубь времён и пространств, невозможное в случае актуализации классики. Актуализация - это самое примитивное, что можно придумать, а вот воспроизвести старину, другую эпоху и другое мировоззрение, реконструировать психологию людей той эпохи - это самое сложное, на что способен театр. Ну или БЫЛ способен.
Так не будем же облегчать задачу и предлагать банальные ея решения.
А Бирюкова ...... Да что, в сущности, Бирюкова? Это такой же продукт морально измельчавшей, интеллектуально ущербной, утратившей вкус к чему-то, кроме себя, и обанкротившейся в художественном плане эпохи, как и Черняков, Могучий, Бархатов, Серебренников, Титель и иже с ними. Интересно, что бы она делала без них, Бирюкова-то? Возвращение театра критического реализма означало бы для неё профессиональную кончину, потому что ни бэ, ни мэ она о таких спектаклях сказать не сможет, ибо в этом случае нужно было бы не рюшечки постановочные разбирать, не в черепной коробке режиссёрской копаться и не ушами хлопать, а анализировать авторский замысел, листать партитуру, вслушиваться в голоса и в оркестр, находя В НИХ то главное, чем ценна и богата опера как искусство.
Бирюкову - в отстой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #37 : Апрель 24, 2014, 11:04:49 »
Большой театр опубликовал составы на майские спектакли "Царской невесты". http://bolshoi.ru/performances/756/roles/#20140518180000

18 мая 2014
Дирижер   Алексей Богорад
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Александр Науменко
Марфа, его дочь   Ольга Кульчинская
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Эльчин Азизов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Богдан Волков
Любаша   Агунда Кулаева
Елисей Бомелий, царский лекарь   Станислав Мостовой
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Рубцова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак

20 мая 2014
Дирижер   Дмитрий Крюков
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Анна Аглатова
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Касьянов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Николай Казанский
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Роман Шулаков
Любаша   Светлана Шилова
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Александра Чухина

21 мая 2014
Дирижер   Алексей Богорад
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Венера Гимадиева
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Эльчин Азизов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Борис Рудак
Любаша   Агунда Кулаева
Елисей Бомелий, царский лекарь   Станислав Мостовой
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Рубцова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак

22 мая 2014
Дирижер   Дмитрий Крюков
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Александр Науменко
Марфа, его дочь   Ольга Кульчинская
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Касьянов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Николай Казанский
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Богдан Волков
Любаша   Елена Манистина
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Александра Чухина

23 мая 2014
Дирижер   Алексей Богорад
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Анна Аглатова
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Эльчин Азизов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Николай Казанский
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Роман Шулаков
Любаша   Светлана Шилова
Елисей Бомелий, царский лекарь   Станислав Мостовой
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Рубцова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак

24 мая 2014
Дирижер   Дмитрий Крюков
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Максим Кузьмин-Караваев
Марфа, его дочь   Венера Гимадиева
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Юрий Нечаев
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Борис Рудак
Любаша   Елена Манистина
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Александра Чухина
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #38 : Май 12, 2014, 12:40:13 »
Составы, ранее опубликованные в этой ветке, довольно сильно изменились.

На сайте БТ выпали отдельные билеты в партер на некоторые спектакли майского блока "Царской невесты" http://tickets.bolshoi.ru/ru/performance/6623/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #39 : Май 15, 2014, 21:49:44 »
Большой театр продолжает тасовать составы на майский блок "Царской невесты". Я уж было обрадовалась, что с Гимадиевой поёт Науменко, но нет - всё-таки (по состоянию на сегодня) Маторин :)) И ещё на сайте периодически откуда-то выпадают единичные или даже парные билеты, не самые дешёвые, но по номиналу.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #40 : Май 18, 2014, 12:48:01 »
Билеты продолжают появляться. Не ходите к спекулянтам, ловите билеты на сайте БТ, это вполне реально.
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 377
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #41 : Май 18, 2014, 13:14:49 »
Раньше на эту постановку ходил довольно часто, а теперь никак не могу себя заставить после нового "возобновления". Как только подумаю, что некая дамочка из Израиля показывает нам на фоне старых декораций некое "русское быдло", пляшущее на столах, вешающее собаку на качелях и пр. и пр. - сразу же становится глубоко противно и отпадает всякое желание вновь созерцать это бездарное зрелище. Но это моё сугубо личное восприятие.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #42 : Май 19, 2014, 00:25:47 »
Не ходите к спекулянтам

Не ходите к спекулянтам, они сами вас встретят перед началом спектакля :))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #43 : Май 19, 2014, 09:47:26 »
Раньше на эту постановку ходил довольно часто, а теперь никак не могу себя заставить после нового "возобновления". Как только подумаю, что некая дамочка из Израиля показывает нам на фоне старых декораций некое "русское быдло", пляшущее на столах, вешающее собаку на качелях и пр. и пр. - сразу же становится глубоко противно и отпадает всякое желание вновь созерцать это бездарное зрелище. Но это моё сугубо личное восприятие.

Сейчас приходится мириться с низким или никуда не годным качеством работы постановщиков, и в данном случае я не агитирую за постановку. Я лишь обращаю внимание, что на спектакли Большого можно купить билеты по номиналу на сайте театра, причём именно за несколько дней до нужного спектакля или прямо накануне. Меня интересует не постановка, а определённый состав, я на него поймала билеты и делюсь опытом с коллегами.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #44 : Май 22, 2014, 17:51:44 »
Людмила Бибер
https://www.facebook.com/permalink.php?id=100001647137079&story_fbid=717065048358393
15 ч. ·
Послушала в Большом "Царскую невесту". Ну нельзя влить новое вино в старые мехИ (так, кажется, говорили наши предки). Абсолютно мертворожденный спектакль, в котором всем неуютно и неловко... вампука какая-то получилась. И дирижировать так нельзя. Это не искусство, а нудное ремесленничество. Без полета, фантазии, взлетов и падений... О певцах. Ну как может быть Любаша без страсти?! Мне очень нравится голос Агунды Кулаевой, ее теплый тембр, но... и голос небольшой, на такой сцене не очень звучит. Тенор вообще какой-то задушенный, басы из серии: оба хуже. Грязной распелся-разыгрался к финалу, но тембр скучный-скучный, и характер получился какой-то одномерный. И только единственная Ольга Кульчинская пела... ах!!! Голос еще формируется, ну покричала (было и такое), ну иногда силенок не хватает... все наработается. Доучиться, получить практику - и бежать отсюда о всех ног!!!!!!
Не упоминаю остальных исполнителей: фэйсбук не личное пространство. Сами не прочтут - кто-нибудь перескажет. Не дай бог! Пара приличных мизансцен да 2 ансамбля (Любаша-Грязной-Бомелий да Марфа-Собакин-Лыков) - вот, собсссно, и весь актив... Как-то так.


____________________

Справедливости ради - я слышала от знакомого меломана совершенно противоположный отзыв и о работе дирижёра и о темпах, и о выступлении Кулаевой во вчерашнем спектакле, и об исполнении в целом. В очередной раз убеждаюсь, что сколько людей, столько и мнений.
« Последнее редактирование: Май 22, 2014, 18:02:40 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #45 : Май 27, 2014, 00:18:05 »
О бисере, свиньях и одном замечательном исполнении великой оперы

На «Царской невесте» в Большом театре

26.05.2014 в 22:13, Александр Курмачёв.

http://www.operanews.ru/14052604.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #46 : Июнь 23, 2014, 15:49:35 »
8 июля 2014 http://bolshoi.ru/performances/756/roles/#20140708190000

Дирижер   Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин, новгородский купец Владимир Маторин
Марфа, его дочь   Ольга Кульчинская
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Эльчин Азизов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Олег Цыбулько
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Богдан Волков
Любаша   Агунда Кулаева
Елисей Бомелий, царский лекарь   Марат Гали
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Рубцова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Елена Новак
Петровна, ключница Собакиных   Анна Мацей


9 июля 2014 http://bolshoi.ru/performances/756/roles/#20140709190000

Дирижер   Геннадий Рождественский
Василий Степанович Собакин, новгородский купец   Александр Науменко
Марфа, его дочь   Анна Аглатова
Григорий Григорьевич Грязной, опричник   Александр Касьянов
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник   Николай Казанский
Иван Сергеевич Лыков, боярин   Роман Шулаков
Любаша   Светлана Шилова
Елисей Бомелий, царский лекарь   Станислав Мостовой
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена   Ирина Удалова
Дуняша, ее дочь, подруга Марфы   Александра Чухина
Петровна, ключница Собакиных   Ираида Чернова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #47 : Июль 09, 2014, 19:31:23 »
Воистину Царская невеста

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/voistinu-tsarskaya-nevesta/

Опера Н. А. Римского-Корсакова “Царская невеста” в Большом театра 8 июля 2014 года.

Тот редкий случай, когда после спектакля попросту не было сил о нем рассказывать, и традиционное излияние впечатлений от «Царской невесты», представленной Большим театром 8 июля, я оставил на утро. Настолько ошеломляющим оказалось сочетание музыкальной и драматургической мощи «любовного напитка по-русски» с роскошным исполнением, к которому с нескрываемым удовольствием перейду без промедления.

По главенству роли и впечатлению начну с Любаши. Правда, здесь в очередной раз вынужден сделать извинительный реверанс и априори пасовать перед попыткой рассказать словами о том, что можно в полной мере оценить только услышав. Речь о голосе Агунды Кулаевой, играючи справляющемся с верхними нотами, при этом обладающем контральтовой свободой нижнего регистра, инструментальной ровностью, богатством динамики и мощью, с лихвой покрывающей потребности Исторической сцены Большого.

Для эпитета «феноменально» перечисленного уже достаточно, но и это простодушно-восторженное слово бледнеет, если вспомнить всеподчиняющую драматическую выразительность, помноженную на завидную исполнительскую культуру и поистине уникальную дикцию, обрисовывающую каждое слово даже в высокотесситурных фрагментах (услышать каждое слово в арии «Вот до чего я дожила» вообще редкая удача). Слушая Агунду Кулаеву в одной из любимых партий для драматического меццо мне остается разводить руками и трясти головой в немом восторге, в очередной раз приговаривая: «да это же гениально…» Обычно не люблю высокопарные сравнения с великими исполнителями прошлого (например, на слова «вторая Каллас» или «новый Флорес» у меня немедленно высыпает крапивница). Но каждый раз, когда слышу Агунду Кулаеву, сравнение с Ириной Константиновной Архиповой напрашивается непроизвольно, причем, совесть моя чиста – безо всякой натяжки. Иметь возможность слышать этот голос в живом спектакле, слышать и видеть пронзительные, цельные образы, в которые всякий раз перевоплощается Агунда – щедрый подарок судьбы.

Грязной и Любаша – кремень и кресало. Если Любаша взводит драматургический курок, то Грязной его спускает. Воплощение этих двух сильных характеров более чем наполовину определяют состоялся ли спектакль. Про несомненную удачу каста – Эльчина Азизова в партии Грязного я рассказывал совсем недавно. По части вокала придирки возможны – несколько отдельное, будто с подстраховкой, взятие верхних нот и небольшой дребезг, иногда проскакивающий в тембре. Но, во-первых, это куда менее критично, чем объективные недостатки пения обоих премьерных Грязных (о чем я достаточно подробно написал, рассказывая о премьере). Во-вторых, технарская критика превращается в незаметное ничто на фоне полностью состоявшегося образа с пластикой матерого хищника и умением распределить выразительные средства между эмоциональными сценами так, чтобы выстрелить в финале, на мой взгляд, полностью зависящем от исполнителя роли Грязного. В исполнении Эльчина Азизова финал заставляет слушать и смотреть на сцену в оцепенении. Слышали бы вы, как ахнула галерка, когда он расправился с Любашей – настолько не актерским, а всамделишным был порыв.

Когда случается, что я в превосходных степенях говорю о совсем молодых певцах и певицах, то мысленно держу кулаки и трижды toi-toi-toi через левое плечо в своих пожеланиях всего наилучшего. Как бы прекрасно ни было исполнение, сколько тяжелого труда еще предстоит молодым, чтобы закрепить достигнутое, найти свой голос и сберечь его. Каюсь, на сей раз я едва не забыл об этой забавной суеверной предосторожности, поскольку  сразу два артиста, только в этом сезоне пришедшие в Молодежную оперную программу Большого, блистали в спектакле не как «подающие надежды», а уже совершенно по-взрослому – в главных ролях и без скидок на возраст.

Про Ольгу Кульчинскую в премьерных и не только премьерных материалах высказано уже достаточно заслуженных восторгов. Сохранив полную свободу верхнего регистра певица, как мне показалось, прибавила в драматической насыщенности и совершенно точно – значительно улучшила и без того очень приличную дикцию (про песню и арию Марфы могу повторить то же, что выше написал про арию Любаши: практически полный комплект согласных в этих номерах – диковинная редкость). Своим коллегам, чьими Марфами я восхищался еще на Новой сцене, Ольга заметно проигрывает, пожалуй, лишь в актерском воплощении образа – во многих сценах, где должны властвовать эмоции, присутствует некоторое ученичество и видно обдумывание. Во всяком случае, падению со ступенек под дружный судорожный вздох зала Марфа Ольги Кульчинской однозначно может учиться у Бориса Годунова в исполнении Михаила Казакова. Здесь как раз время вспомнить о молодости певицы, ведь правда – все впереди (не забываю на этих словах держать кулаки).

Вот в отношении Богдана Волкова, спевшего Лыкова, у меня нет даже придирок по актерской части. В первую очередь, конечно, потому что с Исторической сцены Большого театра давно не звучал столь трогающий душу лирический тенор, слушая который просто грешно искать какие-то недостатки образа. По-моему, именно такие голоса утверждают главенство пения в опере. При этом и с образом все было в порядке. Внешне Богдан Волков – воплощение лирического героя, а в сочетании с Ольгой Кульчинской молодая пара производит на сцене то неповторимое впечатление, которое доступно только молодости (не будет лишним добавить: талантливой молодости). Живые впечатления от голоса сильно зависят от положения в зале. В этот раз, находясь в самой удаленной от сцены точке с роскошным видом на люстру, я отметил в голосе Богдана, помимо вдохновляющей лирической фактуры и редкой полетности, некоторую ту крепость, совершенно необходимую для «Тучи ненастной», которой мне чуть не хватало на премьере, – экстатически радостными фразами голос уверенно пробивал оркестр.

Малюта Олега Цыбулько был звучен, размашист.  И пусть он не дышал безудержной первобытной удалью, но именно в сдержанном исполнении Олега Малюта заставил меня осмыслить оригинальное режиссерское решение – убийство Грязного тем же ножом, которым, – «спасибо, прямо в сердце!», – была убита Любаша. В этот раз я решил, что это было не воздаяние, а человеческое сочувствие: услышав про то, что Грязной собрался выдумывать себе страшные муки, Малюта при помощи точного удара ножом избавил друга от пыток. Такое вот торжество артистической индивидуальности.

Бомелия Марата Гали можно по праву назвать произведением искусства и поместить в галерею вроде бы второстепенных ролей, без которых спектакль теряет значимую часть впечатления. Причем, костюм, грим, горб и режиссерское решение с прихрамыванием здесь почти не играют роли. Секрет – именно в том, что привнес в образ сам Марат Гали: по-настоящему пугающая пластика, великолепная впетость партии и точный подбор красок голоса. Сцена Бомелия с Любашей становится большим шедевром маленькой роли, наблюдая за которым я думал, что, наверное, несправедливо, что автор оперы не наделил немчина сольным номером.

Зато для старшего поколения Римский-Корсаков создал по выигрышному сольному выходу. И бойкий рассказ Сабуровой (Ирина Рубцова), и траурная ария Собакина (Владимир Маторин) прозвучали с должной убедительностью, а Владимир Анатольевич был, к тому же, совершенно органичен в роли патриарха, благословляющего молодых.

Единственное, что вызывало вопросы и печалило в этот незабываемый вечер – странные темпы, задаваемые маэстро Геннадием Рождественским. Осталось впечатление, что исполнители не всегда видели когда вступать и не всегда ожидали взятый оркестром темп, что приводило к расхождениям с солистами и с хором, особенно заметным в первом действии.

Из-за известных особенностей галерки слушать пришлось стоя, что нисколько не мешало восприятию – ведь происходящее на сцене дарило ощущение воспарения, и ног под собой я попросту не чуял. Что еще можно написать в завершение рассказа о том, о чем нельзя рассказать?

Фёдор Борисович
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #48 : Июль 18, 2014, 11:57:05 »
Майя Прицкер
Статья из номера 099 за 18 Июля 2014г.

http://www.trud.ru/article/18-07-2014/1315759_vot_passazhirka_i_dobralas_do_nju-jorka.html

Фестиваль Линкольн-центра, собирающий в Нью-Йорк на несколько летних недель лучшие художественные явления со всего мира, регулярно имел одно или два события на русскую тему: то приедет Мариинский театр, то новая постановка «Дяди Вани» в исполнении Сиднейской драмы с Кейт Бланшетт в роли Елены Андреевны, то «В Париже» по Бунину с участием Барышникова. Лето 2014-го исключением не стало.

Почти одновременно Большой театр открыл свои выступления на фестивале концертным исполнением «Царской невесты» Римского-Корсакова под управлением Геннадия Рождественского.

«Царская невеста» стала для многих таким же открытием, хотя в последнее время в мире она исполняется все чаще. Я согласна с главным музыкальным критиком New York Times Антонио Томмазини, который в своей большой рецензии, в частности, пишет: «Все в этом исполнении отражало почти врожденное погружение в русскую оперную традицию: пение харизматических солистов и мощный хор Большого, темное, богатое, пульсирующее звучание оркестра, глубина и мрачная красота, которую Рождественский извлекал из партитуры». Исполнение завершилось почти 10-минутной овацией и часто прерывалось аплодисментами, которые могли бы быть и более продолжительными, если бы маэстро не взмахивал в нетерпении палочкой, дабы не останавливалось так органично выстроенное композитором движение этой музыкальной драмы.

Концертное исполнение «Царской невесты» артистами Большого театра. Фото предоставлено организаторами летнего фестиваля Линкольн-центра в Нью-Йорке
Участие Рождественского, чье отсутствие в Америке в течение нескольких последних лет с огорчением заметили, добавило интереса в зале. Оркестр, не совсем освоивший трудную акустику Эвери-Фишер-холла, вскоре заставил о ней забыть, искренне увлеченный партитурой, детали которой в новой редакции звучали так свежо, что для меня знакомая чуть ли не с детства музыка открывалась заново. Общий восторг вызвал хор, особенно его мощная и моментами устрашающая мужская группа.

Самый громкий успех выпал на долю Агунды Кулаевой (Любаша), с ее стабильным, инструментально чистым и эмоционально отзывчивым меццо. Впрочем, почти все ее коллеги были органичны в своих ролях, особенно юные Ольга Кульчинская (Марфа) и Богдан Волков (Лыков), а также Эльчин Азизов, не пожалевший красок своего могучего баритона в партии Грязного.

Тех, кто ожидал скандалов и протестов, спешу разочаровать или обрадовать: ничего подобного не было — одна лишь доброжелательность и жадный интерес.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Царская невеста" в Большом театре
« Ответ #49 : Июль 24, 2014, 10:34:40 »
Эльчин Азизов о своей работе над образом Григория Грязного и об американских гастролях Большого театра с "Царской невестой"

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9708.msg138083.html#new
Che mai sento!