Автор Тема: Русская опера в Москве  (Прочитано 2480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Русская опера в Москве
« : Март 13, 2014, 01:22:10 »
В недавнем интервью Бориса Стаценко поднимается тема известности и популярности русской оперы в мире http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8881.msg128873.html#msg128873. На форуме тема отношения к русской опере тоже периодически возникает, например здесь http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9041.msg128110.html#msg128110

Predlogoff: «Вспоминаю, как разговаривал лет 10 назад с одним знатоком и ценителем оперы: при упоминании "Снегурочки" он буквально скорчился, как будто я влил в него серную кислоту. А между прочим, оперы Римского-Корсакова вполне очевидным образом имеют прототипом европейскую романтическую оперу, в частности, Верди. Хотя Римский-Корсаков работал и с вагнеровскими идеями, но не на уровне вокала, а на уровне формообразующих структур. А в работах мастеров бельканто ему была симпатична их явная любовь к красоте человеческого голоса, в высшей степени свойственная также ему самому. Так что многие оперы Р-К можно петь примерно в том же ключе, что и итальянскую оперу середины XIX века, т.е. исполнять его партии как белькантовые.
А вот к оперному Чайковскому с таких же позиций подойти нельзя».

Rpb: «"Холодность и снобизм общества к дивным авторам [Римскому-Корсакову и Островскому] - это плохой признак, это отсутствие понимания, плохой патриотизм. Эх, Костенька, - говорил мне Савва Иванович, - плохо, косно, не слышат, не видят... Вот "Аида" полна, а на "Снегурочку" не идут, и газеты ругают..."
К.Коровин "Моя жизнь"»

Predlogoff: «С тех пор отношение к русской опере в целом изменилось не слишком сильно, хотя, казалось бы, в советскую эпоху такая шла пропаганда её, особенно при Сталине. И в те годы русская опера переживала неслыханный взлёт. Каковы корни дореволюционного пренебрежения - я ещё могу понять; но с чем это связано в постсоветскую эпоху - выше моего понимания. Вероятно, с упадком страны и её культурной жизни в целом: наши граждане не любят сами себя, свою страну и её искуство, в т.ч. и музыкальное, отсюда и возвращение пренебрежительного, а со стороны некоторых кругов и снобистского, отношения к русской опере».

Мне стало интересно, как русская опера представлена в Москве. Я собрала данные с сайтов оперных театров и с сайта ЦОП Вишневской по состоянию на начало сезона и отметила, какие постановки уже сняты. Есть и другие площадки, театр Покровского, отдельные концертные исполнения (Геликон-оперу я не учитываю, извините, хотя бы потому, что в их «Борисе Годунове» аж две партии поет Василий Ефимов). Дополняйте, кто что знает, давайте обсудим, достаточно ли в Москве исполняется русской оперы по количеству и по качеству, в том числе и чтобы заинтересовать неофита именно русской оперой (я хожу и на русскую оперу, но, признаюсь, больше всего люблю оперу итальянскую...).


Петр Ильич Чайковский

«Евгений Онегин»
Большой театр – постановка Д. Чернякова.
Новая опера – музыкальная редакция Е.Колобова.
МАМТ СНД – постановка А. Тителя.
ЦОП Вишневской – классическая постановка.

«Иоланта»
Большой театр – идет классическая постановка, хотят заменить на другую.
Новая опера – в январе 2014 года состоялся последний спектакль.

«Пиковая дама»
Большой театр – мрачная, но классическая постановка В. Фокина, кажется, снята.
МАМТ СНД – постановка Льва Михайлова снята, в феврале 2014 года состоялся последний спектакль.
Новая опера – идет свежая постановка Ю. Александрова.

«Чародейка»
Большой театр – классическая постановка А. Тителя.


Николай Андреевич Римский-Корсаков

«Золотой петушок»
Большой театр – постановка К. Серебренникова.

«Снегурочка»
Большой театр – последний раз шла в январе 2012 года.
Новая опера – постановка В.Раку.

«Царская невеста»
Большой театр – возобновлена в классической сценографии и режиссуре, приближенной к классической.
Новая опера – постановка Ю.Грымова.
ЦОП Вишневской – классическая постановка.

«Майская ночь, или Утопленница»
МАМТ СНД – постановка А.Тителя с переносом времени действия в 1950-е годы, под советское кино.

«Сказка о царе Салтане»
МАМТ СНД – классическая постановка А. Тителя.


Модест Петрович Мусоргский

«Борис Годунов»
Большой театр – классическая постановка Л. Баратова. (и тут уже грех жаловаться, что Годунова поют или Казаков, или Маторин :)) )
Новая опера – постановка В. Беляковича.
ЦОП Вишневской – классическая постановка.


Александр Порфирьевич Бородин

«Князь Игорь»
Большой театр – постановка Ю. Любимова в необычной музыкальной редакции.
Новая опера – постановка Ю. Александрова.


Михаил Иванович Глинка

«Руслан и Людмила»
Большой театр – постановка Д. Чернякова, кажется, Урин говорил, что она больше идти не будет.
Новая опера – постановка снята?
ЦОП Вишневской – классическая постановка.


Антон Григорьевич Рубинштейн

«Демон»
МАМТ СНД – постановка Тростянецкого.


Сергей Сергеевич Прокофьев

«Огненный ангел»
Большой театр – постановка Ф. Замбелло.

«Любовь к трем апельсинам»
Большой театр –постановка П. Устинова.

«ГАДКИЙ УТЕНОК», «ПЕТЯ И ВОЛК»
Новая опера – детский спектакль.


Дмитрий Шостакович

«Леди Макбет Мценского уезда»
Большой театр – последний раз шла в мае 2012 года.
« Последнее редактирование: Март 13, 2014, 10:32:27 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Русская опера в Москве
« Ответ #1 : Март 13, 2014, 14:05:19 »
Благодарю за интересную аналитику!
Не всякий раз вот так вдруг соберёшься пройтись по афишам и театрам и проверить, что происходит на самом деле! :)
А дела-то не очень хороши! Одни и те же знаковые наименования повторяются в нескольких театрах и, к сожалению, идут зачастую - и даже слишком часто - не в самой пристойной режиссуре.
Русская опера немыслима без "Бориса", "Онегина", "Пиковой", "Царской", "Петушка", "Игоря", "Руслана", "Демона" - это ясно. Но знаете, страшно обидно, что многие даже самые второстепенные оперы ведущих авторов Италии, как минимум, записаны на диски, не говоря уже о том, что большинство их идёт там в театрах, как и по всей Европе и миру, а у нас в этом плане - почти полное запустение по части национального репертуара! Как будто у нас его такие неохватные залежи. О да, без перечисленных названий никак не обойтись, но они же не в вакууме образовались! А как же остальное творчество Чайковского и Римского-Корсакова? Это если брать самые громкие имена.
Хорошо хоть, что Прокофьева и Шостаковича не забыли из XX века, а то было бы совсем позорно, но я считаю, что картина оперного обзора Москвы позорна всё равно. Этак мы забудем, в какой стране живём.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Русская опера в Москве
« Ответ #2 : Январь 15, 2017, 22:45:40 »
Дмитрий Вдовин о русской опере и русских певцах:

...В прошлом сезоне, помятуя о подвижнической деятельности Ирины Константиновны Архиповой (с которой мне довелось много работать, считаю ее своей наставницей по жизни и профессии), мы начали антологию классического русского романса, в Бетховенском зале уже прошли программы, посвященные Глинке, Даргомыжскому, Бородину, Кюи, Балакиреву, в этом сезоне еще предстоят композиторы-дилетанты, Метнер и Стравинский. Все-таки Большой — прежде всего русский театр, и нашего репертуара в нем должно быть не менее 50 процентов. В этом, если хотите, наш долг не только перед национальной, но и перед мировой культурой. Ведь на нас равняются, наших артистов зовут, когда ставят оперы Глинки, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича... А интерес к ним в мире поразительный, берутся даже за то, что в самой России не имеет особого успеха. Например, страшная популярность сейчас у «Мазепы» и «Чародейки». Уж не говорю о давно признанных шедеврах: «Жизнь за царя» ставят в Париже и Франкфурте, «Золотой петушок» будет в Ла Монне и Театро Реал, «Леди Макбет Мценского уезда» — в Нью-Йорке, Лионе, Цюрихе, Зальцбурге...

— Когда в театр пришел его нынешний музыкальный руководитель Туган Сохиев, я пожаловался ему, что не идет «Псковитянка» — последняя постановка великого дирижера Евгения Светланова в Большом. Туган Таймуразович только развел руками: где нам взять еще одного Светланова?

— По-моему, ваш запрос все же не остался без душевного ответа. Однако надо понимать, что на такую постановку нужен не только дирижер, мощно владеющий русской традицией, но и соответствующие певцы: два настоящих русских баса, мощный русский тенор, полнозвучное сопрано... . Для «Мазепы» —не хватает Марии и самого Мазепы. Да что там, не хватает исполнителей для самых востребованных русских опер. Нужны новые Германы, Лизы... Именно этим, обновлением труппы, мы все, во главе с маэстро Сохиевым, сейчас активно занимаемся.

— А ваша постановка мечты?

— «Сказание о невидимом граде Китеже». Опера, которая не только по музыкальным, но по духовным своим качествам должна присутствовать в Большом театре. Последняя постановка (2008 год) была, мягко скажем, крайне неудачной. Тем более по сравнению с работой Евгения Федоровича Светланова 1983 года. Никогда не забуду пение Галины Алексеевны Калининой. Я с ней недавно разговаривал и сказал: пение ее было, как та самая река Волга, что течет «издалека долго». Второй Калининой, конечно, не будет, как не будет второй Архиповой, второго Атлантова, Нестеренко, Вишневской, Образцовой... Но надеюсь, будут другие, не менее яркие голоса и личности.

— Кто из сегодняшних мог бы спеть главных героев — Февронию и Гришку?

— Феврония и Гришка — это даже не Лиза и Герман. Это само воплощение русского духа, как и весь «Китеж». Когда музыка передает единение с природой, ужас нашествия, катастрофу цивилизации, когда она рисует образ чудесно спасенного города, чувствую молекулярную вибрацию на самом глубинном генетическом уровне. Так что пока не могу ответить на ваш вопрос. Если б ответил, это было бы неуместным бахвальством. Слишком высока планка.

http://www.trud.ru/article/14-01-2017/1345823_chto-to_sluchilos_s_lenskim.html
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 477
Re: Русская опера в Москве
« Ответ #3 : Январь 22, 2017, 15:00:11 »
Дмитрий Вдовин о русской опере и русских певцах:

— По-моему, ваш запрос все же не остался без душевного ответа. Однако надо понимать, что на такую постановку нужен не только дирижер, мощно владеющий русской традицией, но и соответствующие певцы: два настоящих русских баса, мощный русский тенор, полнозвучное сопрано... . Для «Мазепы» —не хватает Марии и самого Мазепы. Да что там, не хватает исполнителей для самых востребованных русских опер. Нужны новые Германы, Лизы... Именно этим, обновлением труппы, мы все, во главе с маэстро Сохиевым, сейчас активно занимаемся.


Вот это маэстро Вдовин дает )) Неужели из выпускниц МОП никто не может спеть Марию? Я вот не верю.

А на Мазепу можно без колебаний предложить Владислава Сулимского и Бориса Стаценко - очень сильные и при этом разноплановые певцы, и оба уже пели русский репертуар в Большом.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Русская опера в Москве
« Ответ #4 : Январь 23, 2017, 00:01:43 »
Дмитрий Вдовин о русской опере и русских певцах:

— Для «Мазепы» —не хватает Марии и самого Мазепы.

Вот это маэстро Вдовин дает )) Неужели из выпускниц МОП никто не может спеть Марию? Я вот не верю.

А на Мазепу можно без колебаний предложить Владислава Сулимского и Бориса Стаценко - очень сильные и при этом разноплановые певцы, и оба уже пели русский репертуар в Большом.

Стаценко пел Мазепу на концертном исполнении в Новой опере - я слушала, это было мощно. Сулимский поёт Мазепу в Мариинке. Такие партии – для крепких взрослых мужиков.
Che mai sento!