Автор Тема: "Дон Жуан" В.А. Моцарта в театре им. Станиславского (постановка А. Тителя)  (Прочитано 50533 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из ФБ театра:

Сегодняшний спектакль начнется с минуты молчания в память о жертвах трагедии в московском метро.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин

Тяжелый флирт, не переходящий в легкий секс. https://www.facebook.com/permalink.php?id=100003573757955&story_fbid=522935117835609

«Дон Жуан». Моцарт Вольфганг Амадей. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Реж. Титель Александр. 16.07.2014 (премьера 10.06.2014).

Пел и играл лучший состав – Дмитрий Зуев (Дон Жуан), Хибла Герзмава (Донна Анна), Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира), Инна Клочко (Церлина). Женские партии, на мой вкус, прозвучали лучше мужских. И в целом получилась больше «женская опера». Только вот о чем? Замысел застрял где-то между легкостью «Свадьбы Фигаро» и почти вагнеровской серьезностью в стиле «Тангейзера».

Намерения пойти по пути моцартовской легкости во многом превалируют, но этому сильно препятствует отсутствие живости в исполнении. Дон Жуан — это Дон Коллекционер, который не особенно отягощаясь какими-либо моральными обязательствами, накалывает в коллекцию бабочек, использует женщин, забавляется с ними, не напрягая душевных сил. Он не любит, он именно использует походя все, точнее всех, кто подвернется (Зуеву удается это играть, но в меньшей степени петь). И по ходу действия ему удается задрать юбки у всех трех героинь.

Все в разной степени продемонстрировали чулки и готовность. Если Церлина относится к этому как к игре (Клочко и играет веселую и готовую на любые приключения Церлину), то Донна Анна и Дона Эльвира по ходу действия не так легко ко всему относятся, и во втором действии по полному вкладываются в свои «переживательные» арии. Одной убийство отца мешает предаться легкости, другая стремится к «серьезным отношениям» и не может расслабиться. Кстати, эти арии были очень хорошо исполнены, и Петрожицкая звучала в них на уровне с Герзмавой.

Мужчины суетятся вокруг этих страданий в вариантах жениха-простака Мазетто, или в вариантах не слишком убедительного благородного жениха Оттавио, запутавшегося в своих желаниях и не получившего Донну Анну. Лепорелло при этом местами выглядит почти Пименом при Дон Жуане («еще одно простое соблазнение, и рукопись продолжится моя»), и сцена, когда его интимный дневник молчаливо прочитывается всеми персонажами, выглядит почти как у Островского с дневником Глумова. Но его образ начинает растаскиваться под напором разных эмоций, и получается что-то в варианте «и хочется, и колется».

Заканчивается все музыкальными похоронами Дон Жуана, Командор затаскивает его в музыкальный ад, в чрево тридцати пианино. Так ему и надо, не умеешь любить, сиди дружи с пианино.

Мой театральный сезон на этом закончился. Завершение его «Дон Жуаном» позволило за сезон посмотреть всю женско-мужскую трилогию Моцарта – пермская «Свадьба Фигаро» Теодора Курентзиса, молодежные «Так поступают все женщины» в Большом театре, и в конце «Дон Жуан» с настырными женщинами и недоразобравшейся режиссурой в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Меня спросили, как я нахожу отзывы в соцсетях. Очень просто: на следующей день после спектакля я загоняю в поиск по блогам Яндекса название оперы, имя дирижёра или режиссёра и копирую сюда все содержательные отзывы, находящиеся в открытом доступе. Сегодня мне попался вот такой отзыв, который на первый взгляд кажется недостаточно содержательным:

Инна Лихт

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100000511111112&story_fbid=919734894720206

«Дон Жуан спасся… Командор, по счастью, спасся тоже… а сердце-то до сих пор трепыхается)))»

На этом отзыв заканчивается. Но за ним стоят интересные подробности. Ранее я цитировала на форуме отклик критика Натальи Зимяниной: «Главная фишка - каким образом режиссер утянет или провалит героя в ад? Многие из-за этого до конца высиживают. И в спектакле «Стасика» - самое эффектное решение из всего, что видела. Особенно момент, когда длинные ноги Зуева всасываются в нутро пианино, как будто его крокодил проглатывает))».

Поясняю со слов очевидцев. В финале Командор, держа руку Дон Жуана своей железной рукой, тащит его вверх по пианинной стене. Вернее, они оба поднимаются наверх, держась за руки, и на уровне «третьего яруса» проваливаются в отверстие в этой стене, то есть «в ад». В этот раз что-то пошло не так. Очевидец сообщил мне, что 16 июля Командор-Степанович переусердствовал. Вместо того, чтобы на уровне третьего яруса полезть «в ад», он полез на выше, «на четвёртый ярус» пианинной стены. Дон Жуан-Зуев не знал, как поступить, выше не полез, но и пойти в ад без Командора, по собственной инициативе, он тоже не мог. Затем он всё-таки скрылся из вида, а Командор-Степанович момент, чтобы уйти со сцены, упустил. Он остался на уровне четвёртого яруса пианинной стены и до конца спектакля неподвижно (!) стоял на верхотуре, наверное, изображая статую. Хотя его там уже не должно было быть вообще :)) Потом эти «пианины» тронулись и поехали, и тогда Степанович зашевелился, переменил позу, чтобы сохранить устойчивое положение. А на поклоны вышел с опозданием. Видимо, потребовалось время, чтобы слезть с постамента из четырёх пианин и прийти в себя :)
« Последнее редактирование: Июль 17, 2014, 17:57:21 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мне прислали ссылку на дополнительные подробности и впечатления относительно странного финала спектакля 16 июля :)

http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=5455&start=90

Наталия:

Финал оставил, мягко говоря, странное впечатление, в голове роились многочисленные «почему» и «зачем»:

Зачем Командор должен пятиться вдоль стены, одновременно пытаясь неуклюже на нее взобраться?

Зачем Дон Жуан послушно, держась, как маленький мальчик за руку командора, взбирается вслед за ним?

Почему, взобравшись на стенку, на которую он так стремился, Дон Жуан через некоторое время бодро спрыгивает с нее и удаляется за кулисы?

Где расплата?

Почему Командор висит на стенке, как пиявка, пришпиленная к листу с гербарием?

Почему, он продолжает висеть на стене в то время, как добродетель торжествует?

Почему столь резво и радостно распевает свою последнюю арию Эльвира, когда вот только что она так страдала? Все прочие понятно, но она-то чему так радуется?

Почему все время, пока они поют, Командор продолжает, замерев, висеть на стене?

За что так терзают артиста Степановича?

Ушла в полном недоумении, но на выходе из театра услышала: «Ах, как там бедный Степанович висел!»

Оказалось (понятно это было тем, кто уже был на премьере), что что-то не сработало и вместо того, чтобы куда-то там провалиться (вместе с Дон Жуаном) артисту Степановичу пришлось минут десять, скрючившись, висеть на стене. А Дон Жуан вышел сухим из воды.

И нужны ли были все эти режиссерские штучки, сопряженные с реальным риском для артистов?
Che mai sento!

Оффлайн BassDU

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
Мне прислали ссылку на дополнительные подробности и впечатления относительно странного финала спектакля 16 июля :)

http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=5455&start=90

Наталия:

Финал оставил, мягко говоря, странное впечатление, в голове роились многочисленные «почему» и «зачем»:

Зачем Командор должен пятиться вдоль стены, одновременно пытаясь неуклюже на нее взобраться?

Зачем Дон Жуан послушно, держась, как маленький мальчик за руку командора, взбирается вслед за ним?

Почему, взобравшись на стенку, на которую он так стремился, Дон Жуан через некоторое время бодро спрыгивает с нее и удаляется за кулисы?

Где расплата?

Почему Командор висит на стенке, как пиявка, пришпиленная к листу с гербарием?

Почему, он продолжает висеть на стене в то время, как добродетель торжествует?

Почему столь резво и радостно распевает свою последнюю арию Эльвира, когда вот только что она так страдала? Все прочие понятно, но она-то чему так радуется?

Почему все время, пока они поют, Командор продолжает, замерев, висеть на стене?

За что так терзают артиста Степановича?

Ушла в полном недоумении, но на выходе из театра услышала: «Ах, как там бедный Степанович висел!»

Оказалось (понятно это было тем, кто уже был на премьере), что что-то не сработало и вместо того, чтобы куда-то там провалиться (вместе с Дон Жуаном) артисту Степановичу пришлось минут десять, скрючившись, висеть на стене. А Дон Жуан вышел сухим из воды.

И нужны ли были все эти режиссерские штучки, сопряженные с реальным риском для артистов?

Никто артистов не терзает, просто некоторые из них иногда промахиваются мимо из-за излишнего усердия...
Вчера нужная дыра в пианинах нашлась, так что ДЖ получил по заслугам)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Никто артистов не терзает, просто некоторые из них иногда промахиваются мимо из-за излишнего усердия...
Вчера нужная дыра в пианинах нашлась, так что ДЖ получил по заслугам)))

Это хорошо, но мне всегда хочется спросить артистов, доставляет ли им удовольствие участие в подобного рода постановочных наворотах? Поскольку искренне никто никогда не отвечает, я лучше оставлю этот вопрос риторическим :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вроде бы все критики отписались о премьере «Дон Жуана» (Матусевича я не дождалась :)) ).

Внезапно написал и Матусевич. В статье "КОГДА КОНЦЕПЦИЯ НЕ СПОРИТ С МУЗЫКОЙ (http://gazetaigraem.ru/a11201408), опубликована 28 августа, он разъясняет, с какими сложностями либретто сталкиваются режиссёры, берущиеся за "Дон Жуана" (смесь комического и трагического; соблазн сделать спектакль заумным или вульгарным), а затем даёт оценку спектаклю:

"«Стасику» удалось проплыть между Сциллой и Харибдой почти без потерь. Предложенный спектакль – не историческая реконструкция, но и не заумный концептуализм, требующий от зрителя «мозгового штурма», чтобы проникнуть в суть происходящего, он напрочь лишен пошлости, хотя эротическое начало в нем присутствует. Работа Александра Тителя хороша именно тем, что все посылы в зал, все символы и метафоры считываются легко и находят естественное обоснование в музыке Моцарта. Двуединство трагического и комического дано через диалектику одной на весь спектакль декорации-стены (сценограф Адомас Яцовскис), поворачивающейся к зрителю то нагромождением мрачных кладбищенских пианино, то буйной роскошью спелых виноградных лоз. Вневременное сочетается с конкретно историческим, и на это работают костюмы Марии Даниловой, предлагающие главным героям некие обобщенные абрисы мужского и дамского платья на весь спектакль, но в сцене празднества рядящие массовку в парики и кринолины моцартовской эпохи. Сценический минимализм и мрачноватый в целом колорит спектакля порой кажутся чрезмерными, слишком акцентирующими темную, трагическую сторону «веселой драмы», но этому тоже можно найти оправдание в музыке, витальность которой при всей жизнерадостности, игривости, насыщенности все же содержит очевидный душевный надлом, а итоговое моралите автора дает понять, на чьей стороне Моцарт и что для него есть ценность истинная.

В «Стасике» не стали играть в аутентизм и исполнили оперу на традиционных современных инструментах и силами собственной труппы, в премьерном составе сделав ставку на молодых, для которых соприкосновение с этой оперой было первым. Лишь прославленная Хибла Герзмава, единственная в касте представительница среднего поколения, имеет серьезный моцартовский репертуар, и партия Донны Анны для нее – давно знакомая территория. Несмотря на уверенность и впетость в эту партию, примадонна не выбивалась из ансамбля и особо не тянула одеяло на себя, хотя в целом ее героиня слушалась чрезмерно патетичной, а порой и тяжеловесной. Из Донны Эльвиры Наталья Петрожицкая сделала почти Деспину – с комедийностью был явный перебор, а расслаивающийся звук в верхнем регистре очевидно говорил, что тут есть над чем поработать и в плане вокальной техники. Зато юная Инна Клочко (Церлина) – стопроцентное попадание и в роль, и в вокал, пусть и не голосоломный, как у двух прочих дам, но тоже весьма обязывающий.

Обильно населенная разнохарактерными кавалерами эта опера, конечно, не может состояться без полноценного титульного героя. Дмитрий Зуев совсем не брутален: его Дон Жуан еще почти мальчишка, бывалого соблазнителя в нем увидеть очень трудно, а лирический голос певца слишком уж легковесен – для канцонетты или дуэта с Церлиной такой звук – находка, но там, где требуются краски пожестче, Зуев производит бледное впечатление. Сергей Балашов откровенно не справлялся с техническими сложностями заковыристой теноровой партии Дона Оттавио. Денис Макаров (Лепорелло) и Максим Осокин (Мазетто), напротив, пели очень достойно, одновременно лихо отыгрывая буффонную сущность своих персонажей.

Бесспорная удача премьерного состава – мощный Дмитрий Степанович (Командор), чей сочный зычный бас великолепно сочетался с демоническим образом. К удачам же стоит отнести и работу оркестра, и в целом музыкальную интерпретацию британца Уильяма Лейси: добротный и стилистически выверенный подход, не лишенный подлинного вдохновения".

Матусевич Александр
2014-08-27
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова

Зато юная Инна Клочко (Церлина) – стопроцентное попадание и в роль, и в вокал, пусть и не голосоломный, как у двух прочих дам, но тоже весьма обязывающий.


Мне рекомендовали осваивать оперную терминологию, и я стараюсь это делать. Встретила незнакомое и непонятное слово - "голосоломный" (применительно к вокалу). Что это означает? :)
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне рекомендовали осваивать оперную терминологию, и я стараюсь это делать. Встретила незнакомое и непонятное слово - "голосоломный" (применительно к вокалу). Что это означает?

Не иначе как упражнение в остроумии :)
Вряд ли стоит осваивать такую терминологию, хотя, возможно, к данному месту она и подходит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мне рекомендовали осваивать оперную терминологию, и я стараюсь это делать. Встретила незнакомое и непонятное слово - "голосоломный" (применительно к вокалу). Что это означает?

Не иначе как упражнение в остроумии :)
Вряд ли стоит осваивать такую терминологию, хотя, возможно, к данному месту она и подходит.

Такого слова в словарях нет, точно, Матусевич изобрёл, наверное, от слова "ломать голос"? Это что же, он нелестно высказался о вокале двух ведущих солисток МАМТа?..
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дмитрий Ренанский о соревновании режопер: "Все, впрочем, познается в сравнении. На фоне вялотекущего кризиса отечественной оперной режиссуры пермский "Дон Жуан" выглядит не такой уж безделкой. А если вспомнить о последней постановке моцартовского опуса на московских подмостках, душераздирающе беспомощном спектакле Александра Тителя в МАМТе, в трактовке Валентины Карраско можно при желании и вовсе разглядеть экзистенциальные глубины."

http://www.kommersant.ru/doc/2572801
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Культурный код Европы

http://skr.su/news/241473

Музыкальные турне для известного в нашей области музыканта и педагога Изабеллы Гречко стали не только интересным, но и профессионально значимым событием
Музыка на все времена

Дальними дорогами ее не удивишь, и временных рамок для нее не существует. Изабелла Георгиевна Гречко, известный в островной области музыкант, педагог, лектор и ведущая концертов классической музыки, вместе с учениками и слушателями легко и свободно путешествует по векам, знакомит с творчеством композиторов и музыкантов всех стран, времен и народов.

В обычной жизни она тоже страстная путешественница – побывала почти в 30 странах, в некоторых по несколько раз. Только в Париж Изабелла Георгиевна приезжала семь раз. А недавно открыла для себя новые маршруты – музыкальные туры в Европу. Посетить места, где жили и творили великие композиторы и исполнители, пожалуй, мечта каждый музыканта. Была она и у Изабеллы Гречко – замечательной виолончелистки, которая более полувека преподает в Центральной детской музыкальной школе Южно-Сахалинска.

...

 В рождественские каникулы Москва и театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко стали отправной точкой нового маршрута. Здесь сахалинские путешественницы – два заслуженных работника культуры РФ – попали на премьеру оперы Моцарта «Дон Жуан».

По их мнению, режиссер-постановщик Александр Титель еще раз показал возможности своего театра – и в музыкальной, и в постановочной части. В образе Дон Жуана предстал молодой баритон Дмитрий Зуев, обладатель не только красивого голоса, но и ярких внешних данных. Подлинным украшением постановки стала Хибла Герзмава, одна из наиболее востребованных российских певиц на мировой оперной сцене, исполнившая роль донны Анны.

– Пение было классное, оркестр великолепен, – делится впечатлениями Изабелла Гречко. – Но, в последнее время в театральных постановках многое переиначивается. В этой опере меня не устроил финал. Командор убивает Дон Жуана и почему-то сам остается висеть на стене в нелепой позе: что значит этот режиссерский ход – непонятно…
____________________

Про непонятный режиссёрский ход, а вернее ошибку Дмитрия Степановича, который полез не туда, читайте тут http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg137685.html#msg137685, а мне непонятно, причём тут рождественский каникулы, ведь премьера спектакля состоялась в июне 2014 года :))
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
Главные партии в "Дон Жуане" 22 октября поют Дмитрий Зуев (Дон Жуан), Денис Макаров (Лепорелло), Хибла Герзмава (Донна Анна), Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира), Артем Сафронов (Дон Оттавио), Инна Клочко (Церлина), Максим Осокин (Мазетто), Дмитрий Степанович (Командор). Дирижирует Тимур Зангиев.
После окончания спектакля в фойе театра состоится встреча с Натальей Петрожицкой и Дмитрием Зуевым. Повод - выход на фирме "Мелодия" записанного ими диска романсов П.И. Чайковского.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Радость настоящего

Мой Дон Жуан

http://tsalevna.livejournal.com/19630.html

(почти сон под музыку Моцарта)

Вот появляется Дон Жуан — в яркой одежде, всегда приносящий свет, суету, страсти. Плащ развевается, шпага гремит, голос то бархатно чарует, то цинично звенит, весь он здесь и сейчас, вне будущего и прошлого, — и от женского присутствия его очарование все ярче и ярче. Но он не замечает, что вокруг него сгущаются тени — танцующие,бесплотные, почти неуловимые в начале, они все темнеют и темнеют и становятся плотнее и непрозрачнее к концу действия, окружают его, ведут его своей тропой. А он не замечает, как становится всего лишь игрушкой в их цепких руках и решение принимает уже не он, а эти тени, которым он покоряется.

Каждый обман, ложь, предательство — делают его бесплотных спутников сильнее. Именно от них он убегает на кладбище. То есть он думает, что выбирает направление, но он уже сам не решает, куда идти.

Даже Лепорелло — то ли тень, то ли отражение Дон Жуана: он появляется то из зеркала, то из-за спины, то как бы вылетает из-под руки. Слишком много знает он о своем хозяине. Такое второе «Я»

Среди теней вырастает белая высокая фигура Командора. Лепорелло его не видит, только догадывается,что он есть. Чувствует необратимость момента, трепещет, но приглашает на ужин Призрака. А Дона Жуана подводят к Командору его тени. У него нет выхода — только бросить вызов.

На ужин приходит Донна Эльвира — как надежда, которая всегда является к нам через любящих нас людей, надежда из первых рук, надежда на спасение и вечную жизнь. Эльвира умоляет «Изменись! Я буду всегда любить тебя!», тени в ужасе мечутся, пытаясь заслонить свою жертву, за которую они борются. Они — сильнее, их слишком много, они побеждают. Эльвира, уже отвергнутая, видит белую фигуру Командора и она в отчаянии, потому что спасение невозможно.

Лепорелло тоже страшится — потому что уже не может защитить распутного хозяина, по привычке к обману советует провести рок. Но ветер дует от Командора, такой сильный, что срывает яркие одежды с Дона Жуана. Тот сам становится похож на бесцветную тень, когда приближается к Командору и дает ему свою дрожащую руку.
«Раскайся!» - гремит Командор,и свет озаряет Дон Жуана. Тени прячутся на секунду, ослепленные светом. Но тут же заслоняют его снова. «Нет!» отвечает Дон Жуан «Раскайся!» - свет и снова тьма- «Нет». И, наконец, окончательное - «Нет!» И уход в пламя и тьму...

Последний хор поет торжествующе — ушло зло, наказан порок. И мы вдруг понимаем, что все это была битва за душу Дон Жуана — он просыпается, обновленный и радостный. Его душа жива!

Там, глубоко внутри, жили рядом холодный обольститель, смешной плут Лепорелло, строгий Командор... Все самое страшное позади, тени ушли к теням, сон развеялся, пора жить и праздновать добро и свет, которого становится все больше и больше.Порок накажет сам себя, а добродетель торжествует. Сцена сияет, музыка гремит... Финал.

Все это я придумывала, пока слушала Дон Жуана в театре. То, что происходило на сцене, хотелось как-нибудь радикально изменить и заменить. Ну не должен Дон Жуан проваливаться в пианино, как в преисподнюю. Хотя это и ново. И блеклый оркестр, черные декорации..

Прости Моцарт! Прости и меня! Не могу представить себе, что твоя чудесная музыка звучит на могилой нераскаянного грешника!И именно так торжествует справедливость...Пусть все будет сон, а дальше — музыка и свет...

Было не просто плохо, а ОЧЕНЬ плохо. Пели неплохо, особенно женщины. Хибла Герзмава -просто прекрасная. А дальше идет НО: вся, абсолютно вся сценография и режиссура была никакая. То есть Не было цвета - черная груда из старых пианино, по которой иногда ходят герои, и машут руками над клавишами. В пианино утаскивает Командор и Дон Жуана, это смешно, конечно, но непонятно.

Певцы пытаются двигаться, играть - но темные костюмы сливаются с черным фоном, их почти не видно. А красная виноградная задняя стенка пианинной конструкции - тоже ужасная. На ее фоне все любовные сцены, с таким распутно-непристойным привкусом, пошло и не смешно.

На самом деле, это очень-очень смешная опера, там множество прекрасных комических моментов, шутовских и клоунских. И это должен быть смешной сон, со страшным концом и веселым пробуждением.
« Последнее редактирование: Октябрь 24, 2014, 14:15:50 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Прочитав статью А. Шварценштейна о «Сомнамбуле» в Большом театре http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7663.msg145667.html#msg145667, я вспомнила, что недавно читала в ФБ его же отзывы об октябрьских спектаклях «Дон Жуан» в МАМТе. Рассказ про спектакль с Дмитрием Ульяновым я читала не полностью, а видела лишь отклик на работу исполнителя главной партии. А. Шварценштейн написал (пишу по памяти и на точность формулировок не претендую, но суть высказывания передаю на 100%), что Ульянов сумел одним лишь голосом соблазнить всех дам. Не стану спорить о тембре (как говорится, о вкусах не спорят, всем нравятся разные голоса), но Шварценштейн ничего не написал про актёрскую игру. Помним стиль Шварценштейна: не обсуждать недостатки артистов. А у Ульянова актёрская игра является слабой, если не отсутствующей стороной мастерства (это моё оценочное суждение, основанное на просмотре как минимум десятке разных спектаклей с участием указанного певца, как то - "Сказки Гофмана", "Лючия ди Ламмермур", "Война и мир", "Аида", "Майская ночь" - и всё не по одному разу). И я на основании просмотренных спектаклей могу сделать вывод, что это константа, данность, применимая ко всем ролям и особенно заметная в подвижных ролях. Дон Жуан, безусловно, требует актёрской подвижности, и без неё исполнитель заведомо проигрывает в сравнении с многочисленными более артистичными исполнителями. Какой же Дон Жуан "с одним голосом" и без актёрской игры? Так что судите сами, похвала это или нет.

Описание второго октябрьского спектакля (с участием Дмитрия Зуева в роли Дон Жуана) поразило меня полным отсутствием упоминания того, как выступил заглавный персонаж. Ни слова ни о вокале, ни об актёрской игре, вообще имя не упомянуто. Я даже два раза перечитала, потому что с первого раза не поверила своим глазам. Эти два отклика лишь подтвердили моё мнение: в МАМТе из двух Дон Жуанов один безголосый, а другой аршин проглотил (блестящая формулировка, даже жаль, что не моя).
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2014, 23:46:56 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 318
17 декабря, среда, 19:00

Основная сцена


Дирижер-постановщик: Уильям Лейси

Дон Жуан: Дмитрий Зуев
Лепорелло: Денис Макаров
Дон Оттавио: Артем Сафронов
Мазетто: Максим Осокин
Донна Анна: Хибла Герзмава
Донна Эльвира: Наталья Петрожицкая
Церлина: Инна Клочко
Командор: Дмитрий Степанович

18 декабря, четверг, 19:00

Основная сцена

Дирижер-постановщик: Уильям Лейси
Дон Жуан: Дмитрий Ульянов
Лепорелло: Антон Зараев
Дон Оттавио: Артем Сафронов
Мазетто: Алексей Шишляев
Донна Анна: Мария Макеева
Донна Эльвира: Елена Гусева
Церлина: Дарья Терехова
Командор: Феликс Кудрявцев

Оффлайн ЛиПо

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 18
Мне прислали ссылку на дополнительные подробности и впечатления относительно странного финала спектакля 16 июля :)

Я тоже была на июльской премьере "Дон Жуана" 16 числа и очень хочется поделиться своими впечатлениями!
Смешно, но не весело от «веселой драмы»!
Сценография громоздка и неуклюжа: конструкция из 2-х стендов – с одной стороны 5 рядов раздолбанных пианино (это ж какая высота!), с другой - панно из огромного количества кистей винограда. 
Оригинально? Да.   Красиво? Пожалуй, если бы не неэстетичные отверстия.
Создало особую атмосферу? Помогло раскрытию сюжета? Для меня - нет. Скорее это просто "выпендреж", самопрезентация (вспомнились тысячи маков у Чернякова в Князе Игоре). Да еще и трудозатратно.
Артисты, как мыши, перемещались внутри кондовой конструкции, а чтобы обозначить свое присутствие время от времени высовывали тела, ноги, руки в неэстетичные дырки в «виноградной» стене. Спрашивается – зачем же «через колено»? Зачем поднимать певцов на огромную высоту, где даже Хибла «задыхалась»? Зачем ставить артистов в неоправданно сложные условия?
А  дополнительный черный занавес зачем? Создать интригу? Может быть. Тогда претензия к артистам, которые путались в нем, не научились с ним управляться.
А этот приемчик со стульями!.. - перемещение хоровой группы поперек сцены с попеременным вставанием-спусканием со стульев! Примитивно и неинтересно. Похоже стул у Тителя – любимый предмет декорации ( в «Войне и мире», к примеру, они тоже были и  также  неуклюже)
Теперь о самой опере. Если коротко - «не в свои сани не садись»… или, говоря словами классика, - «не верю!...»
Где школа Станиславского товарищи?
Дон Жуан (Зуев) -  вроде вокал и фактура есть, а образа Дон Жуана – нет!! Ну и самая популярная его  ария была такой тусклой…
Донна Анна (Хибла) – вокал, при всем уважении и восхищении примадонной, – не безупречен. Да и образ – какой-то невнятный.
Донна Эльвира (Петрожицкая) - очень неблагозвучный вокал - жесткий и пронзительный, а образ  - абсолютно не убедителен.
Дон Оттавио  (Балашов) – волшебный тембр, чудный тенор. Но образ - жалкое зрелище, но - не жених. Закончил, между прочим, ГИТИС!?
Церлина (Клочко) – порезвилась всласть, образ удался.
Мазетто (Осокин) - вместо недотепы получился  абсолютный неумеха. Стажер - одним словом.
Лепорелло (Макаров) - неплохо, но и похвалить особо не за что, да и со стула чуть не упал...
Но финал превзошел все  мои ожидания!..
Появился Командор (Степанович), одет,  как цивилизованный человек, даром, что призрак. На одной руке - металлическая перчатка. Но здесь и засада! Схватить руку Дон Жуана видимо этой штуковиной было непросто. И  Дон Жуану пришлось самому долго засовывать свою руку в эту металлическую длань.
Дальше – больше: сцена умыкания Дон Жуана.
Командор, держа за руку Дон Жуана, полез по стене из фортепьяно, причем довольно неумело и коряво (Дон Жуан двигался спиной, но гораздо проворнее).
Проползли 1й ярус, 2-й, ползут дальше. Чувствуется какое-то замешательство, вот уже и последний ярус. Что же дальше? Исчезать-то некуда! Командор в позе паука замирает на последнем ярусе. Дон Жуан быстро сориентировался и нырнул в проем (чуть ниже и левее), видимо специально предусмотренный для их исчезновения.
Свет гаснет! Занавес!...
Занавес повторно открывается, но Командор, вцепившись в фортепьяно,   продолжает висеть на нем! Занавес закрывается!... Уф!! Конец!
Ляп артистов? Находка режиссера??? Смешно, нелепо, абсурдно!
А  Моцарт как всегда - великолепен! И оркестр звучал прекрасно! Браво оркестру и У. Лейси!!
« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2014, 23:30:33 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уважаемая ЛиПо!
Грандиозно! Какой подробный отчёт! Благодарю, это очень интересно - ещё раз глазами очевидца взглянуть на этот спектакль.
Я немножко поправил ваш пост, потому что в нём была неправильно оформлена цитата.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ЛиПо

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 18
Уважаемая ЛиПо!
Грандиозно! Какой подробный отчёт! Благодарю, это очень интересно - ещё раз глазами очевидца взглянуть на этот спектакль.
Я немножко поправил ваш пост, потому что в нём была неправильно оформлена цитата.
Спасибо :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже была на июльской премьере "Дон Жуана" 16 числа и очень хочется поделиться своими впечатлениями!

Спасибо за интересный рассказ! Лучше поздно, чем никогда. А то некоторые постоянные участники форума тоже побывали на "Дон Жуане" и так ни слова и не сказали 8)
Che mai sento!

Оффлайн ЛиПо

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 18
Я тоже была на июльской премьере "Дон Жуана" 16 числа и очень хочется поделиться своими впечатлениями!

Спасибо за интересный рассказ! Лучше поздно, чем никогда. А то некоторые постоянные участники форума тоже побывали на "Дон Жуане" и так ни слова и не сказали 8)
А я - на "новенького" :D.
Да, кстати! Спасибо форуму! Я честно сказать после спектакля долго не могла прийти в себя после такой концовки, поскольку мои соседки, на мой смешок по поводу "пришпиленного" Командора, посмотрели на меня с недоумением, на выходе из театра услышала  "О! как талантливо!"... :o

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В воскресенье вечером по Культуре показывали «Дон Жуана» с Петером Маттеи (спектакль Ла Скала 2011 года, который в 2012 году привозили в Большой театр). Я не очень люблю оперного Моцарта, но не могла оторваться, главным образом от Маттеи и Терфеля (Лепорелло). Позже я с удивлением прочитала в ФБ Ирины Лычагиной (это режиссёр-репетитор МАМТа) следующее мнение:

ирина лычагина
Вчера, в 0:54 • Москва •  https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=904302696255914&id=100000285776263

«Скажите, други, мне одной кажется Дон Джованни, что по Культуре кажут, скучноватым. Поют, вроде, неплохо, но ни о чем. Или это у меня личное нарушение восприятия?»

А ранее я прочитала у того же автора https://www.facebook.com/profile.php?id=100000285776263&fref=ts мысль, что надо было номинировать на «Золотую Маску» «Валерия Микицкого и Натальи Мурадымовой( Тангейзер) и Дениса Макарова, Натальи Петрожицкой, Дмитрия Зуева в Доне Джованни».

Ага, то есть певец ртом Зуев интереснее Маттеи? Ну-ну. Вот такими «словесными интервенциями» и формируется виртуальная реальность, в которой безголосый бездарь якобы несправедливо обойдён номинацией на ЗМ. Подумать только, поставить в один ряд Белосельского и Головатенко (их номинировали на Маску за Филиппа и Родриго в «Дон Карлосе» в БТ) – и Зуева!..

И ещё по итогам многих пререканий обсуждений у меня зародилось… не желание, а намерение всё-таки разок сходить в МАМТ на «Дон Жуана». Только предстоит трудный выбор между двумя составами, из которых меня оба не устраивают. Но, наверное, в декабре на один из спектаклей схожу.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2014, 13:20:06 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн ЛиПо

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 18
В воскресенье вечером по Культуре показывали «Дон Жуана» с Петером Маттеи (спектакль Ла Скала 2011 года, который в 2012 году привозили в Большой театр). Я не очень люблю оперного Моцарта, но не могла оторваться, главным образом от Маттеи и Терфеля (Лепорелло). Позже я с удивлением прочитала в ФБ Ирины Лычагиной (это режиссёр-репетитор МАМТа) следующее мнение:

ирина лычагина
Вчера, в 0:54 • Москва •  https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=904302696255914&id=100000285776263

«Скажите, други, мне одной кажется Дон Джованни, что по Культуре кажут, скучноватым. Поют, вроде, неплохо, но ни о чем. Или это у меня личное нарушение восприятия?»

А я, пожалуй соглашусь с Ириной Лычагиной! Постановка - никакая! И это, по меньшей мере, странно при такой "звездности" состава :-\ Более того! И музыка не "забрала" :( в отличии от Станмуза, кстати, - оркестр и У. Лейси порадовали на славу!!!
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2014, 23:07:06 от ЛиПо »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А я, пожалуй соглашусь с Ириной Лачиной! Постановка - никакая! И это, по меньшей мере, странно при такой "звездности" состава :-\ Более того! И музыка не "забрала" :( в отличии от Станмуза, кстати, - оркестр и У.Лейсли порадовали на славу!!!

Лычагина сравнивала с МАМТовской постановкой и составом, а Вы состав и постановку не хвалили :)) Может, показанная постановка и не очень, по поводу сравнения Маттеи vs Зуев я уверена на 1000%. О, в декабре Лейси дирижирует, так что я смогу именно его послушать.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2014, 23:14:27 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн ЛиПо

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 18
Бесспорно, Маттеи - совсем другой уровень :)