Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 64438 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #50 : Январь 21, 2008, 11:28:18 »
Надо будет подумать о диктофоне))
:)
Между прочим, Кантилена подумала о диктофоне - и если она сегодня в Москве и если она попадёт на концерт Курентзиса, то она его запишет :)
Что-то у нас не ладится с заполнением календаря :)
Наверное всем лень :)
А между прочим, сегодня (21.01.2008) в БЗК дирижирует герой нашего потока:

Теодор Курентзис Персональный Абонемент дирижера Теодора Курентзиса Концерт второй: В программе: Малер. Симфония № 1 Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" Солист — Александр Мельников (фортепиано)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #51 : Январь 22, 2008, 00:56:13 »
Predlogoff V.V.
Цитировать
Между прочим, Кантилена подумала о диктофоне - и если она сегодня в Москве и если она попадёт на концерт Курентзиса, то она его запишет


Попала. Записала (если, конечно, техника не подвела).

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #52 : Январь 22, 2008, 10:21:08 »
Попала. Записала (если, конечно, техника не подвела).

Отлично !
Помимо записи расскажите о ваших ЖИВЫХ впечатлениях подробнее, а мы посмакуем :)) Я вчера так и не собрался: когда советовался с близкими - "пойти-не пойти" - они, взглянув на программу, отговорили меня со словами "сколько можно слушать одно и то же" :))))))

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #53 : Январь 24, 2008, 09:59:45 »
Если бы не ссылка нашего информатора Сергей_Quark, я мог бы не обратить внимание на эту статью !
Спасибо, Сергей !
Как раз в точности по теме нашего потока !
Если у Кантилены получилась запись, то мы сможем проверить с фактами в руках , как обстояло дело !

Номер ссылки| 2008012406
Тема| Музыка, Персоналии Курентзис Т.

Шедевры потрясли. И растрясли
К чему ведет истерия вокруг имени Курентзиса
2008-01-23 / Евгений Петроградский

http://www.ng.ru/culture/2008-01-23/16_shedevry.html

Очередной концерт персонального филармонического абонемента Теодора Курентзиса прошел в Большом зале консерватории. Маэстро дирижировал симфоническим оркестром «Новая Россия», солировал пианист Александр Мельников.

Слушательская истерия, вызванная личностью и творчеством Теодора Курентзиса, вскоре приведет к тому, что его абонементы будут раскупаться быстрее, чем на Дениса Мацуева – уже в течение нескольких сезонов укрепившегося лидера по продажам. Если на Мацуева ходят в желании еще раз насладиться чистотой фортепианной игры – новостей от него ждать не приходится, все технические барьеры преодолены, все скорости покорены – еще быстрее играть не получится, то от Курентзиса, предсказуемого именно своей непредсказуемостью, публика каждый раз ждет чего-то нового. Маэстро об этом знает и нарочито держит марку Интерпретатора (с большой буквы), правда, в некоторых случаях он все-таки своим имиджем злоупотребляет. Как, собственно, и случилось в этот раз.

Первая симфония Малера (во втором отделении) оставила, правда, впечатление мастерски прочитанной партитуры, где все было на своих местах: темпы, кульминации, динамика, единый порыв, объединяющий исполнение этой гигантской и изматывающей партитуры от первой части к финалу. Но не более того – до нового слова в Малере Курентзис еще не дорос, а три пиано у духовых и прочие тонкости оркестровой игры, с которыми на достойном уровне справился оркестр, могут удивить разве только российского слушателя – для хороших западных коллективов это вещь совершенно естественная, венские оркестры с подобными трудностями справлялись еще в малеровское время (иначе зачем бы он, прекрасный дирижер, стал писать заведомо «неиграемое»), не говоря уже о сегодняшнем дне.

Другое дело – Второй концерт Рахманинова, буквально взорвавший публику в первом отделении. Курентзис и Мельников к этому концерту готовились – в целях представить новое прочтение «затертого» шедевра они изучали партитуру, размышляли, искали… Но только результат этих поисков оказался интересным лишь в частностях, но неудовлетворительным в целом. Отдельные наблюдения этого дуэта даже можно отметить: так, например, знаменитая кульминация в первой части в их исполнении превратилась в злобный марш в духе Шостаковича, но этот фрагмент повис – он не был подготовлен и остался без продолжения – в погоне за мелочами исполнители потеряли общую логику, не выстроили концепцию целого. Кроме того, вследствие своих темповых решений – предельно быстро, но с неоправданными замедлениями и ускорениями – и смысловых нагрузок эта музыка потеряла привитое композитором органичное дыхание, что оставило ощущение неестественности и неуместной надуманности трактовки Курентзиса и Мельникова.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #54 : Январь 24, 2008, 10:17:09 »
Predlogoff V.V.
Цитировать
Помимо записи расскажите о ваших ЖИВЫХ впечатлениях подробнее, а мы посмакуем )
Легко сказать))) - столько дел накопилось. Так что, извините, я прокомментирую коротко и без «литературности»)).

Концерт Рахманинова вызвал смешанные чувства. Не могу сказать, что исполнение полностью удовлетворило. При повторном прослушивании сделанной записи удалось «распробовать» места, вызвавшие нарекания (вернее, не вызвавшие  эмоционального отклика), и какие-то свои «замечания» снять.

Открывающие концерт аккорды взяты пианистом, как мне показалось,  несколько вяло и безвольно. Особенно два первых были невнятны – так что я даже не заметила начала и полностью включилась где-то на третьем аккорде. У Рахманинова в партитуре пианиссимо, но это, на мой взгляд, не исключает  четкости и собранности.  Мне более нравятся сдержанная, суровая, даже сумрачная манера исполнения вступительных аккордов (у Рихтера, например, хотя в целом его интерпретация этого концерта мне не близка), а также настойчивые фа и акцентированные нижние ноты в фортепианных пассажах -  когда начинает звучать оркестр. Оркестр Курентзиса вступает красивым богатым звуком и, по моим ощущениям, несколько затеняет пианиста – звучание сбалансированное, но хочется чуть большего выделения фортепианной партии при проведении оркестром главной темы.

Понравились слаженные, живые, чутко реагирующие на жесты дирижера струнные. Если Курентзис и применяет здесь аутентичные приемы, то это не особенно сильно заметно – может быть, в ряде эпизодов. Очень чувствуется игра со звуком,  волнообразные изменения динамики – постоянные нарастания и угасания, наполняющие музыку жизненной энергией. Вместе с этим оркестр удерживается от ухода в сентиментальность. Волнообразное развитие музыкальных фраз и смещенные динамические оттенки и темпы иногда кажутся очень органичными и удачными (например, в первом проведении главной партии в экспозиции или при вступлении оркестра в начале репризы – после alla marcia и следующего за ней небольшого фортепианного соло – как будто вздох), а местами выглядят не очень логичными – появляется ощущение вытягивания звука (например, в первой части - при звучании главной партии в разработке).

И еще, что нельзя не отметить в первой части – необычное исполнение кульминации: Курентзис подводит к ней энергичными и насыщенными медными, а затем  снижает темп и очень сильно выделяет литавры (примерно так же, как в скерцо 6 симфонии Чайковского), которые буквально отчеканивают ритм – это не дает кульминации перерасти в бурное излияние чувств, т.к. придает определенную суровость, а, с другой стороны, не снижает патетику и экспрессию. Очень неожиданно и оригинально - только пианист, мне показалось, не нашел и не продемонстрировал  в этом  отрывке ничего особенно интересного. В целом мне, кстати,  исполнение Мельниковым концерта не очень впечатлило. Мне почувствовался недостаток силы – причем не в громкости звука выраженной (с этим всё в порядке), а в его глубине: на мой вкус, звук у него звенящий и несколько прямолинейный. Прослушивая запись, я к этому «приспособилась», но в зале сначала была немного разочарована. Причем вторая часть и местами третья часть концерта мне понравились у пианиста больше, чем первая. Вместе с тем, хотелось бы отметить  очень хорошее взаимодействие с дирижером – исполнение происходило в постоянном контакте, который и был виден, и ощущался в исполнении.

Во второй части, как мне показалось, было меньше неожиданностей. Прозвучала она очень гармонично и выразительно. Исполнители  вволю наигрались оттенками и не позволяли мелодии застыть.  Финал, на мой взгляд, был недостаточно ровным. Замечательно проведены основные темы - с передачей всей гаммы чувств и нюансов, осмысленно расставленными акцентами, подчеркнутой связью с темами первой части. Однако в связках, по-моему, были зависания – терялось единство. И иногда был сильный уход в пианиссимо – так, что приходилось напрягаться, а при повторном прослушивании записи увеличивать звук.

Резюме: в исполнении что-то понравилось, что-то не очень, но в целом не слишком тронуло - и не могу толком объяснить, почему. И, что удивительно, в записи понравилось больше, чем в зале. После прослушивания записи мнение существенно поменялось в пользу исполнителей.
Малер мне показался более удачным.

На бис исполнена соль-мажорная  прелюдия Рахманинова.  (Соседи шепотом гадали, что это такое, и признали «что-то типа Скрябина или Дебюсси» – у меня, к сожалению, эта реплика записалась).

Малера залью чуть позже.
« Последнее редактирование: Январь 24, 2008, 23:19:00 от Кантилена »

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #55 : Январь 24, 2008, 11:23:52 »
Резюме: в исполнении что-то понравилось, что-то не очень, но в целом не слишком тронуло - и не могу толком объяснить, почему. И, что удивительно, в записи понравилось больше, чем в зале. После прослушивания записи мнение существенно поменялось в пользу исполнителей.
Малер мне показался более удачным.

На бис исполнена соль-мажорная  прелюдия Рахманинова.  (Соседи шепотом гадали, что это такое, и признали «что-то типа Скрябина или Дебюсси» – у меня, к сожалению, эта реплика записалась).

Малера залью чуть позже.
:)
Уважаемая Кантилена !
Поздравляю вас с боевым крещением - первой вашей записью на диктофон !
И этот "блин" не получился "комом" !!
Вполне приличная фонограмма для записи "с рук" !
От души поздравляю !
Если бы все наши участники сумели так записать - на нашем форуме просто не было бы отбою от посетителей со всего мира :))

Но видите, какая хорошая акустика в БЗК ?
Как я понял, ваш диктофон был настроен на НАИМЕНЬШИЙ уровень записи, а всё равно чуть зашкаливало в тутти .........
Ой, что-то будет с этой акустикой после ремонта зала .........

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #56 : Январь 24, 2008, 15:31:10 »
Оркестр Курентзиса вступает красивым богатым звуком и, по моим ощущениям, несколько затеняет пианиста – звучание сбалансированное, но хочется чуть большего выделения фортепианной партии при проведении оркестром главной темы.

Да, в этом плане вы правы - помимо авторских записей информацию об этом можно почерпнуть в мемуарах. Очевидцы-ушеслышцы в своих воспоминаниях оставили любопытные наблюдения - Рахманинов-пианист обладал столь мощным тоном, что на фоне басов фортепиано оркестровая тема ГП 1-й части звучала "глухо, как из пещеры", теснимая мощными волнами фортепианных пассажей. По всей видимости всё дело опять же в художественном образе, который видят перед собой исполнители.

Очень чувствуется игра со звуком,  волнообразные изменения динамики – постоянные нарастания и угасания, наполняющие музыку жизненной энергией. Вместе с этим оркестр удерживается от ухода в сентиментальность. Волнообразное развитие музыкальных фраз и смещенные динамические оттенки и темпы иногда кажутся очень органичными и удачными (например, в первом проведении главной партии в экспозиции или при вступлении оркестра в начале репризы – после alla marcia и следующего за ней небольшого фортепианного соло – как будто вздох), а местами выглядят не очень логичными

:) Да уж. "Волнообразности" тут было предостаточно - но опять же вопрос: так ли уж это "аутентично" ? Не идут ли исполнители по пути как раз вульгаризации рахманиновской музыки в направлении ещё бОльшей её романтизации в духе 19-го века ? Как писал один из критиков, такие исполнители "сладкое сладят, а солёное солят", а Рахманинов всё-таки хоть и типичный традиционалист, но композитор уже новой формации. Это уже не 19-й, а 20-й век.
Имею в виду ПАФОС - Рахманинов мыслил широкими линиями.

нельзя не отметить в первой части – необычное исполнение кульминации: Курентзис подводит к ней энергичными и насыщенными медными, а затем  снижает темп и очень сильно выделяет литавры (примерно так же, как в скерцо 6 симфонии Чайковского), которые буквально отчеканивают ритм – это не дает кульминации перерасти в бурное излияние чувств, т.к. придает определенную суровость, а, с другой стороны, не снижает патетику и экспрессию.
Очень неожиданно и оригинально

Любопытно сравнить ваши слова со словами из вышеприведённой рецензии:

Цитата: рецензент
знаменитая кульминация в первой части в их исполнении превратилась в злобный марш в духе Шостаковича
:))
Что-то общее вы оба явно ухватили !
По прослушивании записи я могу лишь присоединиться, но "оценку" этому явлению хочу дать другую !
Небольшое отступление.
Мы с вами чуть выше уже обсуждали возросшую роль ударных в оркестрах 20-го века - если в 19-м веке и даже в начале 20-го группа ударных в рамках симф. оркестра применялась лишь как вспомогательная, то с 10-20-х гг 20-го века положение дел на этом фронте начало меняться.
Я не случайно напомнил, что Рахманинов- традиционалист. Также хочу напомнить, что он восторгался отнюдь не одним только Чайковским - его приводил в восторг также оркестр Римского-Корсакова: Рахманинов говорил, что у Николая Андреевича "что написано, то и слышно". А между прочим, даже у Римского-Корсакова, намного больше других русских композиторов и намного изобретательнее применявшего ударные инструменты, эта оркестровая группа, если не упоминать некоторых его специфических "узкожанровых" вещей, всё же так и не выделилась в объект эксклюзивного внимания композитора и самостоятельной идейной роли так и не получила !
Иное дело оркестры более позднего времени, где группа ударных разрослась неимоверно и превратилась в самостоятельную концертирующую группу !
НИЧЕГО ПОДОБНОГО у Рахманинова не наблюдалось - он трактовал ударные вполне "традиционно" в обозначенном выше смысле.
Вернувшись к рассматривамому концерту, я как раз и хочу подчеркнуть, что ВЫПЯЧИВАНИЕ ударных и превращение их в объект назойливого внимания дирижёра, а также несуразное "оголение" их звучания, отмечаемого и публикой и критикой, ПРОТИВОРЕЧИТ трактовке этой оркестровой группы Рахманиновым по крайней мере во времена создания 2-го концерта.
Курентзис же, как мы с вами это уже выше в потоке отмечали, фетишизирует ударные вполне в духе 20-го века !
Но простите, Рахманинов - это даже не Шостакович, упоминаемый автором рецензии, не говоря уже о Мессиане или Кейдже со Штокхаузеном !
Анализ этого музыкального вечера опережает наше рассмотрение "авангардов" и усиления роли ударных инструментов в композиторской музыке 20-го века, поэтому я вынужден был дать эту "историческую справку".


Резюме: в исполнении что-то понравилось, что-то не очень, но в целом не слишком тронуло - и не могу толком объяснить, почему. И, что удивительно, в записи понравилось больше, чем в зале. После прослушивания записи мнение существенно поменялось в пользу исполнителей.
:)
По всей видимости, диктофон усредняет звучание, выравнивает его, делает более "плоским" что ли, а потому нарушенный в зале баланс часто выправляется :)) Кроме того, диктофон, закрепляя исполнение, позволяет при повторе рассмотреть детали, которые могли от вас ускользнуть при непосредственном прослушивании в зале.
Если исполнение было в музыкально-техническом отношении достаточно качественным, то детали доставят вам удовольствие - если нет, то сделаются источником раздражения :))

На бис исполнена соль-мажорная  прелюдия Рахманинова.  (Соседи шепотом гадали, что это такое, и признали «что-то типа Скрябина или Дебюсси» – у меня, к сожалению, эта реплика записалась).

:))) Как это мило.
Вообще, я обожаю нашу публику и по этой причине не очень люблю посещать концерты - она столь непосредственна, воспринимает всё ДУШОЙ и СЕРДЦЕМ, а не умом ! Какая разница - Дебюсси это или что-то ещё, главное, что КРАСИВО :))
Шучу.
Предлагаю не обращать чрезмерное внимания на публику и её мнение - часто она может аплодировать совершенно провальным выступлениям и даже приветствовать их стоячей овацией, хотя ...... быть может, она встаёт, чтобы выйти на перерыв или побыстрее убежать в гардероб за шубами ? :))
А артисты этого не понимают и продолжают толочься на эстраде, воображая, что она их приветствует СТОЯ ? :))
Опять шучу.
По-доброму :))

Малера залью чуть позже.

Ждём-с ............

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #57 : Январь 24, 2008, 17:26:26 »
Уважаемый Predlogoff, а какова Ваша общая оценка этого исполнения?  А то Вы что-то только по моему отзыву прошлись... :))) Может быть, ещё что-то интересное услышали :)))? Что, кстати, скажете о пианисте?

Малера закачала. Советы по sendspace, я смотрю, Вы уже удалили. (Хотела попробовать туда, может быть, там удобнее)))

Во время  первой части случился казус: не поняла, что произошло – то ли была плохо закреплена верхняя дощечка подставки для партитуры, то ли активных движений, рукомашества и исходящей от дирижера энергии  :)))) она не выдержала, то ли он её задел (этого я не заметила) – но где-то по прошествии чуть более половины симфонии эта подставка сама сложилась. Партитура поначалу удерживалась на чуть выступающей нижней планке, и Курентзис, не прерывая исполнения, попробовал поднять "столешницу" одной рукой. Но закрепить не смог, и подставка снова сложилась, а партитура некоторое время так и болталась в вертикальном положении на не очень доступном для зрения расстоянии. Дирижер мужественно продолжал вести оркестр, пытаясь продолжать борьбу с подставкой.  И на качестве это почти не  сказалось, хотя еле заметная сумятица всё же ощущалась. Решив пролистнуть несколько страниц, чтобы открыть нужное место, он, в конце концов, свалил партитуру на пол и продолжал дирижировать, не имея перед глазами нотного текста. И, в общем, с задачей справился. Правда, мне показалось, в самом конце была какая-то грязь. (Запись я не успела переслушать).

Из особенностей следует отметить середину третьей части – она мне показалась утрированно вульгарной, даже я бы сказала, что чуть ли не по-современному «попсовой». И опять здесь  выделены ударные. Перед третьей частью дирижер, кстати, решил поднастроить оркестр и выпить минералки, что несколько разрушило целостность. В последней части мне слышалась грязь у меди. В целом исполнение оставило очень хорошее впечатление, хотя особых изысков я не нашла.

А дирижерские манеры поначалу действительно смотрятся немного комично – и размахивания и пританцовывание. Но это быстро перестаёт интересовать, когда включаешься в произведение. Передо мной сидели люди, которые, по-видимому, шли на Рахманинова, а не на Курентзиса, потому первое время давились от смеха, а затем притихли. Но если с технической точки зрения посмотреть, чем плох «широкий жест»? Я читала у какого-то автора, что самая основная проблема – в том, что он не позволяет показать оттенки, добиться точности в мелочах. Если так, то с этим у Курентзиса, мне кажется, проблем нет…

« Последнее редактирование: Январь 24, 2008, 17:45:21 от Кантилена »

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #58 : Январь 24, 2008, 17:33:02 »
Малера закачала. Советы по sendspace, я смотрю, Вы уже удалили. (Хотела попробовать туда, может быть, там удобнее)))
Ой !
Так ведь эти советы у нас есть в техподдержке, поэтому я решил не захламлять наш поток своими пояснениями :)
Если там нету, я напишу туда об этом.

Вот:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=581.0
« Последнее редактирование: Январь 24, 2008, 17:41:16 от Predlogoff V.V. »

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #59 : Январь 24, 2008, 17:49:53 »
:)))))))
Что я могу добавить к вашему рассказу о грохающихся на пол партитурах ???? :))))))

середину третьей части – она мне показалась утрированно вульгарной, даже я бы сказала, что чуть ли не по-современному «попсовой». И опять здесь  выделены ударные. Перед третьей частью дирижер, кстати, решил поднастроить оркестр и выпить минералки, что несколько разрушило целостность. В последней части мне слышалась грязь у меди. В целом исполнение оставило очень хорошее впечатление, хотя особых изысков я не нашла.

По поводу отсутствия изысков ваш рассказ также хорошо коррелирует с отзывом рецензента, так что картина, думаю, более менее ясна.
Я ужасно устал от 1-й симфонии Малера. Вернее нет - перефразируя знаменитое высказывание, лучше скажу, что это ОНА от меня устала :))
Потому и не пошёл на концерт..
А уж как от меня устал 2-й концерт Рахманинова .......
Поэтому не уверен, что буду слушать всё целиком, но если сподоблюсь, то расскажу о впечатлениях - но ведь вы размещали файлы не только для меня, не так ли ? :))
Давайте подождём, что скажут другие слушатели - если сочтут нужным.



Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #60 : Январь 24, 2008, 17:53:52 »
Автор: Predlogoff V.V.
Цитировать
Так ведь эти советы у нас есть в техподдержке
Не заметила.

Автор: Predlogoff V.V.
Цитировать
Что я могу добавить к вашему рассказу о грохающихся на пол партитурах ? )))))
:)))
Ну, во-первых, вообще, молодец, что не растерялся и держит всё произведение в голове)))
Что касается моего рассказа - то повторю, что я чего-то очень уж оригинального в исполнении практически не нашла, кроме 3 части, а писать банальности не хочется. Переслушивать запись сейчас нет желания, потому как тоже устала от Малера (Рахманинова специально давно не слушаю в записи и слушаю в концертах только тогда, когда ожидаю чего-нибудь любопытного:))

Потому, извините)), пишу о партитуре.
« Последнее редактирование: Январь 24, 2008, 23:17:37 от Кантилена »

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #61 : Январь 24, 2008, 18:20:14 »
Автор: Predlogoff V.V.
Цитировать
Так ведь эти советы у нас есть в техподдержке
Не заметила.

Вот:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=581.0

Потому, извините)), пишу о партитуре.
:))
Напротив, упавшая на пол партитура - это интересный штришок, который можно было отметить, лишь побывав в концерте ! Пикантная подробность, о которой теперь будут долго вспоминать, делая её частью легенды, складывающейся вокруг этого дирижёра.
Кстати, а наш поток, несмотря на его критическую направленность - разве это не вклад в легенду ? :))
О суете вокруг выступлений этого дирижёра в прессе пишут уже в открытую, не жалея слов - посмотрим, будет ли эта суета мешать самой музыке.
« Последнее редактирование: Январь 24, 2008, 19:12:30 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #62 : Январь 25, 2008, 00:15:33 »
Нашла материал новостей, предваряющий концерт:
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=203718&cid=2

Теодор Курентзис – на сцене консерватории
Теодор Курентзис вновь бросает вызов стереотипам. Полем битвы с академизмом в музыке стал Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. Сочинение – одно из самых часто исполняемых. Именно по этой причине пианист Александр Мельников не включал это произведение в свой репертуар. До этого вечера играл его лишь однажды. С Теодором Курентзисом они часами размышляли, какое звучание должно приобрести это хрестоматийное сочинение.

Теодор Курентзис, дирижер: «Стараемся его показать более чистым и, как сказать, менее романтичным, более печальным».

{Predlogoff V.V.
Цитировать
Не идут ли исполнители по пути как раз вульгаризации рахманиновской музыки в направлении ещё бОльшей её романтизации в духе 19-го века ?

Намерения Курентзиса, если судить по интервью, совершенно противоположны :)))}

Александр Мельников, заслуженный артист России:«Это очень тяжело так играть. Это разрушает все наработанные профессиональные навыки. Я даже со страхом думаю, как теперь буду возвращаться».
Еще один эксперимент – Первая симфония Малера «Титан».

И еще один: http://www.rian.ru/culture/music/20080121/97440189.html
Дирижер Курентзис выступит в Консерватории с неожиданной программой
МОСКВА, 21 янв - РИА Новости, Ирина Гордон.

"Курентзис лично готовил программу концерта, включив в нее Концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова и Симфонию №1 Малера",  - рассказал РИА Новости Мельников.

По мнению Мельникова "фигура Курентзиса - это как раз та фигура, которая позволит услышать музыку Рахманинова и Малера так, как нужно".

"Концерт № 2 Рахманинова я никогда и не играл толком - один раз с Плетневым очень давно, да и не стремился, но это произведение меня заинтересовало именно из-за того, что предстоит его исполнить с Курентзисом. А вот замечательная симфония № 1 Малера звучит у нас не так часто, как хотелось бы. Это сложная и одновременно очень доходчивая для публики музыка", - рассказал музыкант о программе концерта.

Мельников признался, что "никогда прежде не играл с Теодором, но знаю его очень хорошо - мы неоднократно сотрудничали и репетировали вместе. В данном случае я постараюсь сделать все, что хочет Теодор, чтобы было по-настоящему интересно".
« Последнее редактирование: Январь 25, 2008, 18:32:46 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #63 : Январь 25, 2008, 00:23:02 »
А вот ещё одна рецензия (С. Ходнев, Коммерсант)
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=844906

Рахманинова очистили от штампов

...В Малере не обошлось без нескольких погрешностей по части медных духовых, но в остальном это было исполнение редкого качества и, что приятно, редкой осмысленности и стилистической чистоты. Можно сказать, здравое -- в смысле адекватности и отсутствия спорного и нарочитого, а не в смысле "здравомыслящей" эмоциональной стерильности; экспрессивности, как и следовало ожидать, хватало и в самом звучании оркестра, и в жестах дирижера, то и дело грозивших ненароком скинуть партитуру с шаткого пюпитра.

... концерт Рахманинова, звучавший в первом отделении, вышел не просто удачей и не просто очередным экспериментом по новаторскому прочтению заигранной классики, а событием покрупнее и, пожалуй, посильнее. Родной для слуха эмоциональный ряд знаменитого концерта с его тоской, томлением и самоупоенной удалью оказался показанным на без всякого преувеличения необычайный лад: без эффектной позы, истерики и прессинга, очень объективно, очень веско, очень, как это ни странно, интимно. В этом смысле и дирижер, и безукоризненно выступивший пианист Александр Мельников явно восприняли и пережили рахманиновский концерт одинаково честно и глубоко, потрудившись вытравить из исполнения все штампы и общие места.

Безусловно, результат своей прихотливостью, сложным рисунком неожиданных "всполохов" темпа и динамики, узнаваемо соответствовал стилю Теодора Курентзиса, но в этом случае ход дирижерской мысли только подчеркнул в этой музыке самое коренное и самое убедительное. ... Дирижер, вроде бы культивирующий в собственном творчестве сугубую изысканность и усложненность, заставил музыку Рахманинова звучать с такой простотой и проникновенностью, какие из аборигенов нашей музыкальной сцены, пожалуй, мало кому под силу.
« Последнее редактирование: Январь 25, 2008, 18:33:55 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #64 : Январь 25, 2008, 00:37:15 »
И еще: http://www.vremya.ru/2008/8/10/196156.html
Марина Борисова
Проповедник на подиуме
... Сыгранные во втором концерте цикла Рахманинов (Второй концерт) и Малер (Первая симфония) ожидает схожая участь. Не потому, что произведения эти прозвучали как-то неожиданно свежо. Просто дело в том, что исполнение снова было о жизни и смерти, о желании и надежде, о напряжении и отчаянии. Курентзис прикасается к музыке для того, чтобы попасть в экзистенциальное поле. И делает это с такой страстью, что воспламеняет своих собеседников - и ты превращаешься в соучастника картины мира, увиденного художником-романтиком

Курентзис - музыкант, крайне чувствительный к тому, что заложено в музыке: тонко ее ощущая, он вытаскивает наружу важное для себя, сгущая его до предела, до какой-то отчаянной невозможности. Если уж созерцание (вторая часть Концерта Рахманинова), то это растворение субъекта до состояния бестелесности, невесомости, безмыслия (здесь дуэт пианиста Александра Мельникова и оркестра «Новая Россия» достигал порой удивительного слияния). Если уж кульминация (разработка в первой части Рахманинова), то с каким-то невероятным, страдательным, отчаянным напряжением. Если уж лирическая тема в первой части Малера, то край, конец, последнее прощание с красотой мира, будто место действия не юношеские ощущения, первый опыт, а разлука с жизнью, последняя часть поздней «Песни о земле».

Экзистенциальная проповедь - сочетание философии и религии, страсти и эзотерики - вот жанр публичного высказывания, который появился на подиуме вместе с Курентзисом. Жанр, принадлежащий только ему, талантливо им представленный. ...
« Последнее редактирование: Январь 25, 2008, 18:36:00 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #65 : Январь 25, 2008, 01:09:26 »
Predlogoff V.V
Цитировать
Имею в виду ПАФОС - Рахманинов мыслил широкими линиями.
Не знаю, может быть, этого мне у Мельникова не хватило. Почему и задала вопрос именно о пианисте. Впервые его слышала.

Predlogoff V.V
Цитировать
Давайте подождём, что скажут другие слушатели - если сочтут нужным.
Да почему-то никто не включается, особенно с анализом именно исполнительства. Хотя фигура Курентзиса, я уверена в этом, незаурядная. И разные мнения были бы интересны.

А к вопросу о популярности - посмотрите, сколько опять рецензий на концерт (это Гайдамаку).

И как красиво критика оценивает. Читаешь - и возникает желание еще раз послушать:)) Хотя, с огромной симпатией относясь к дирижеру, всё-таки повторю, что не всё мне понравилось конкретно в этом исполнении. Может быть, чего-то не уловила, а, может, другие записи очень сильно вонзились в память. Но (даже при придирках) ТАКИЕ Рахманинов и Малер звучат, мне кажется, нечасто - по крайней мере, в Петербурге.   

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #66 : Январь 25, 2008, 10:46:00 »
И как красиво критика оценивает

Да, "красиво".
А самое главное, абсолютно неинформативно - никакой конкретики, а как начинаешь разбираться, тут-то и выясняется, что вместо одних исполнительских штампов - другие, что вместо широких линий - "интимные" мелкие фразы, вместо "подлинности" - чуждые оркестровые решения и т.п.
И вообще - если удалить из приведённых вами цитат всё неконкретное и все слезливые причитания, то от этих отзывов ничего не останется.

Теодор Курентзис, дирижер: «Стараемся его показать более чистым и, как сказать, менее романтичным, более печальным».

{Predlogoff V.V.
Цитировать
Не идут ли исполнители по пути как раз вульгаризации рахманиновской музыки в направлении ещё бОльшей её романтизации в духе 19-го века ?

Намерения Курентзиса, если судить по интервью, совершенно противоположны :)))}
:))
Ну тут вспоминается знаменитая фраза - "хотели как лучше, а получилось, как всегда" (с).
"Намерения" - это одно, а их реализация - это совсем другое.
По факту вышла какая-то дикая смесь из вульгарной романтизации и измельчения крупных фраз и структур и внедрённых чужеродных оркестровых решений более поздних композиторских времён.

С вашего позволения я чуть позже подрежу ваши цитаты, т.к. в речах этих "критиков" более 95% воды. Одного боюсь - что после моего "урезания" почти ничего дельного не останется, потому что в цитатах почти ничего дельного не было.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #67 : Январь 25, 2008, 11:26:42 »
Predlogoff V.V.
Цитировать
Да, "красиво".
А самое главное, абсолютно неинформативно - никакой конкретики,

Цитировать
С вашего позволения я чуть позже подрежу ваши цитаты, т.к. в речах этих "критиков" более 95% воды. Одного боюсь - что после моего "урезания" почти ничего дельного не останется, потому что в цитатах почти ничего дельного не было.

Да, согласна. "Красиво" мною было употреблено с ироничным оттенком (в отношении критики). Притом, что если прочитать статьи, не случая исполнения, не понятно, что сделано - кроме того, что сделано хорошо.
Не возражаю против сокращения. Сама думала, как урезать, но там такие длинные фразы)). Дело в том, что эти статьи как раз укладываются в тему потока - при его первоначальном и нынешнем названии, характеризуя более некий сложившийся образ исполнителя, чем само исполнение. Потому, собственно, я и решила привести выдержки.

Predlogoff V.V.
Цитировать
По факту вышла какая-то дикая смесь из вульгарной романтизации и измельчения крупных фраз и структур и внедрённых чужеродных оркестровых решений более поздних композиторских времён.
Вот с этим не  согласна, особенно с "вульгаризацией". Мне кажется - и такая же мысль возникла после Чайковского - что Курентзис балансирует на грани, пытаясь примирить противоположное: уйти от сентиментальности и надрыва и в то же время не выхолостить эмоциональности, живых чувств. Отсюда попытки привнесения моцартианства или практики исполнения современной музыки. В этом - и достоинство, и пока недостаток.

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #68 : Январь 25, 2008, 11:34:07 »
эти статьи как раз укладываются в тему потока - при его первоначальном и нынешнем названии, характеризуя более некий сложившийся образ исполнителя, чем само исполнение. Потому, собственно, я и решила привести выдержки.

Спасибо за цитаты ! Они вполне по теме ! Просто я ещё раз убедился, что у нас не умеют писать о музыке и занимаются изложением впечатлений, а не объективной картины :))
Ваши цитаты это очень хорошо продемонстрировали.
По поводу "красиво" - в переносном смысле принимаю :))

Вот с этим не  согласна, особенно с "вульгаризацией". Мне кажется - и такая же мысль возникла после Чайковского - что Курентзис балансирует на грани
:)
Это вопрос терминологии - оценка зависит от того, у кого, где и какая "грань" :)

Basil

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #69 : Январь 25, 2008, 21:00:57 »
Что, кстати, скажете о пианисте?

А вот, кстати, забыл спросить - Мельников играл по нотам или наизусть ?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #70 : Январь 25, 2008, 21:12:36 »
Я так сидела, что мне это было не видно. Полагаю, что наизусть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #71 : Март 31, 2008, 11:14:28 »
Посетил и я "Богему" Курентзиса - даже была мысль сделать фонограмму, но вскоре диктофон был выключен за ненадобностью.
Впрочем, чтобы не вещать "от имени вечности", предоставлю слово сначала другим критикам.



Концерты Теодора Курентзиса и новосибирских музыкантов
27.03.08

http://www.grammy.ru/news/index.php?id=27&tx_ttnews[tt_news]=8173&tx_ttnews[backPid]=

Скоро в Москве в рамках "Золотой маски" покажут две театральные работы Теодора Курентзиса и Новосибирского театра оперы и балета: аутентистскую "Свадьбу Фигаро" (в концертном исполнении прозвучала в Москве пару сезонов назад) и "Леди Макбет Мценского уезда". А пока концертные работы дирижера и его подопечных -- Симфонического оркестра и хора Новосибирской оперы, Камерного оркестра Musica Aeterna и хора New Siberian Singers -- могли бы выглядеть как увертюра к театральным гастролям, если бы не привычная для маэстро громкая экстравагантность замыслов. Сперва в день рождения Святослава Рихтера в БЗК играли Бетховена -- не просто так, для души или для красоты, к примеру, а чтобы ни много ни мало "вернуться к сокровенному замыслу композитора". Затем давали "Богему" Пуччини в концертном исполнении, дабы обнаружить в ней нечто небывалое, отличное от прочего оперного веризма, от коего Курентзис с его яркой склонностью к аутентизму и эксперименту, к старинной музыке и к современной необычайно далек.

Полный зал на обоих концертах и неуместно дружные аплодисменты между частями Скрипичного концерта и Пятой симфонии в первый вечер свидетельствовали не только о доброжелательном отношении публики к дирижерской манере сперва предложить эффектный тезис и потом пылко его доказывать, но и о большом проценте пенсионеров-"бесплатников" в зале (в филармонии объясняют, что лучше заполнить зал таким способом, чем оставить событие вообще без публики).

Результат, к которому пришел Курентзис в "Богеме" Пуччини, оказался противоречивым. При помощи оркестра, хора и главным образом Вероники Джиоевой в партии Мими он обнаружил в партитуре особенную гибкость и подробность, свойственную старой музыке, играя едва ли не с барочными "раздуваниями", двигая темпы и звучности. Мими (а Вероника Джиоева появится на сцене еще и в "Свадьбе Фигаро") звучала по-моцартовски нежно, аккуратно и печально и снискала заслуженные овации. Мюзетта (молоденькая Софья Фомина, тоже ловко справившаяся с партией) оказалась совершеннейшей Сюзанной, тем самы м еще больше подчеркнув моцартовский абрис этого курентзисовского Пуччини. Возможно, неординарно витиеватая дирижерская мысль могла бы прозвучать убедительно. Но катастрофически невыстроенный ансамбль (красивый звучный баритон Дмитрий Тилякос, две приглушенные партии моцартовских певиц, отсутствие главного героя, а Константин Андреев -- Рудольф в этот вечер практически не мог петь, и общая неспетость и несыгранность) свел его усилия на нет.

Не менее противоречивым оказался и бетховенский проект, при том, что Скрипичный концерт стал его безусловной удачей. Маэстозно-хрестоматийное сочинение стараниями дирижера и солистки, умелой и умной Изабель Фауст, превратилось в прозрачный, какой-то молитвенный что ли шепот на фоне оркестровых теней и старинных танцев. И здесь ансамбль был превосходным. Дальше была Пятая симфония и пресловутый стук судьбы, которому Курентзис пообещал вернуть черты первоначального, сокровенного композиторского замысла. Ведь вступление (из объяснений дирижера) звучит обычно не в том ритме, а темпы гораздо медленнее, чем когда-то проставил автор, поскольку огромные оркестры и царствующий стиль замедляют и меняют эту музыку.

Итак, нормальный аутентистский посыл -- вернуться к букве текста, дабы высечь из него забытый дух. Однако современный аутентизм уже старается не делать слишком крупных ставок на буквализм. Стараясь избежать того, что произошло у Курентзиса с Пятой симфонией. Она действительно была сыграна очень быстро, и действительно "изменилась в лице", став как будто полегче и потанцевальней. Но для высвечивания новых смыслов в новых (старых) звучаниях этого не хватило. Ведь привычное описание аутентистской механики -- снять налет поздних трактовок со старого текста, открыв его смысл -- на самом деле крайне неточно. И многие аутентисты прекрасно знают, что живая жизнь лежит не столько в древней сокровенной букве, сколько в нашем (музыкантском) сознании -- где-то между, например, текстом, его более поздними исполнительскими, издательскими вариантами, нашей памятью и фантазией. Пятая симфония Курентзиса не стала чем-то большим, нежели "очень быстрая Пятая симфония Бетховена" или занятный буквалистский эксперимент. А тезис о возможном "возвращении к сокровенности авторского" и вовсе обнаружил свою обманчивость и не слишком уж большую состоятельность.

Время новостей



-----------------------------------------------------------------------------------

Сама богема

http://friday.vedomosti.ru/arts.shtml?2008/03/27/144397

Теодор Курентзис вновь превратил консерваторию в оперный театр. На этот раз — русский и очень молодой

Концертные исполнения опер стали у нас событиями именно благодаря Теодору Курентзису. Вместе с ним на сцену выходили Анна Бонитатибус, Симона Кермес, Эмма Керкби, Дебора Йорк. Но тренд исполнения опер с приглашенными западными певцами ныне подхватили и другие. Курентзис же умеет делать событие и без них. <Богему> спели целиком русскими силами с привлечением дружественных греков.

Лирический шедевр Пуччини не раритет, его ставят во всех театрах и по мере возможности стараются, чтобы историю о веселых и бедных поэтах и их подругах украсили молодые артисты. Курентзис пошел дальше всех — у него пели только молодые, кому доставляло удовольствие лицедействовать, красоваться и куролесить на подмостках Большого зала консерватории, словно бы это был театр без декораций.

Опера в концерте — жанр сложный акустически и координационно. Раньше, бывало, певцы пели себе за спиной Курентзиса и, увлекаясь игрой, толком не видели его палочку. Теперь дирижер не побоялся впасть в обратную крайность: он отодвинулся назад и взял певцов под тотальный контроль. Если в обычном театре капельмейстер может следовать за певцом, ждать его или ловить, то у нас в <Богеме> маэстро вел артистов так подробно, словно сам пел или дышал за них.

Любой, кто многажды слышал запетую <Богему>, не мог не удивиться свежести исполнения. Откуда-то взялись упругие стаккато в жанровых эпизодах, фразы стали волнистее, ариозо обрели прерывистое дыхание. Темп замирал и оживал, повинуясь действию, зато когда наступал черед разлиться широкой лирической мелодии, она поднималась как на дрожжах. Новосибирский оркестр Musica aeterna звучит все пластичнее и ярче (а несколькими днями ранее он же демонстрировал аутентичную игру в бетховенской программе). Курентзис щедро выкупал нас в богатой оркестровке Пуччини. Но несясь со сцены (а не из ямы), оркестровые тутти все же накрывали голоса певцов.

Верховенство дирижера и оркестра (к нему добавилась и духовая банда, совершившая марш через партер) все же не скрыли певческих удач. Увы, симпатичный тенор Константин Андреев (поэт Рудольф) выглядел крайне усталым и еле-еле пел. Но в составе было и приятное открытие — грек Дмитрий Тилякос (художник Марсель), обладатель итальянских манер, звучного баритона и неотразимого сценического обаяния. Напротив, не вполне научена премудростям итальянского вокала сопрано Вероника Джиоева (Мими), но ее интонация подкупающе искренна и проникновенна, а голос обволакивает мягкой нежностью. Внимание к запятым и отточиям, нераздельность слова и звука — черты, воспитанные в молодых певцах различными практиками, в том числе занятиями старинной музыкой. Теперь это умение они привносят и в музыку итальянского веризма. Сказанное относится и к другому украшению вечера — Софье Фоминой, очаровательно спевшей взбалмошную Мюзетту — партию, впрочем, не вполне подходящую ее полетному сопрано. Компанию поддержали басы Эдуард Цанга и Андрей Триллер, в характерной партии домовладельца блеснул Санджчин Пак. Как ни грустно кончается опера <Богема>, получился праздник отборных молодых забияк во главе с вдохновенным и авторитарным руководителем.

КУЛЬТУРА С “ВЕДОМОСТЯМИ”
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #72 : Март 31, 2008, 11:51:27 »
Немного добавлений к откликам.

сопрано Вероника Джиоева (Мими), но ее интонация подкупающе искренна и проникновенна, а голос обволакивает мягкой нежностью. Внимание к запятым и отточиям, нераздельность слова и звука — черты, воспитанные в молодых певцах различными практиками, в том числе занятиями старинной музыкой. Теперь это умение они привносят и в музыку итальянского веризма. Сказанное относится и к другому украшению вечера — Софье Фоминой, очаровательно спевшей взбалмошную Мюзетту

Какое такое "другое" украшение ? Как раз Фомина и была таким украшением, а Джиоеву было еле слышно. Не понимаю, почему критики не разделали её под орех в том же духе, как и её партнёра - другого главного героя. Наверное, пожалели даму :))
Фомина пела в целом и более удачно, и более интересно, а главное, банально ГРОМЧЕ главной героини. Джиоева с самого начала пела так, будто Мими уже умирает.

Мими (а Вероника Джиоева появится на сцене еще и в "Свадьбе Фигаро") звучала по-моцартовски нежно, аккуратно и печально и снискала заслуженные овации. Мюзетта (молоденькая Софья Фомина, тоже ловко справившаяся с партией)

Никаких особых "оваций" в адрес Джиоевой я не заметил - были вежливые аплодисменты и крики отдельных фанатов, которые в любом случае кричали бы, так что ничего особенного. Это я не к тому, что считаю аплодисменты каким-то важным "доказательством" уровня исполнения, а для того, чтобы быть хоть немного объективным. Отлично известно, что аплодисменты мало что значат сами по себе.

Верховенство дирижера и оркестра (к нему добавилась и духовая банда, совершившая марш через партер) все же не скрыли певческих удач. Увы, симпатичный тенор Константин Андреев (поэт Рудольф) выглядел крайне усталым и еле-еле пел

Слова "еле-еле" очень хорошо выражают моё впечатление тоже :)) Однако не понимаю, потому это сказано лишь и нём - то же самое надо было бы сказать и о Мими. Кроме того, Мими пела с такими вульгарными придыханиями, акцентами на первых слогах с дальнейшими полуобморочными опаданиями звучности, что мне, ей-богу, хотелось, чтобы её героиня поскорее померла.
По этому поводу я всё вспоминал анекдоты "от Россини".
Как-то раз великий композитор был в опере, где один из вокалистов очень плохо пел, но он не ушёл со спектакля, а на вопрос, что же он так мучается, Россини ответил: "По моим сведениям, этот персонаж должен умереть во 2-м акте. Я хочу присутствовать "!
Примерно такие же соображения заставили меня высидеть до конца оперы.
Шучу.
По-доброму :))
Высидел я не только поэтому, а ещё и потому, что мне хотелось целиком услышать замысел Курентзиса, несмотря ни на что.

оркестровые тутти все же накрывали голоса певцов.

Факт.
Но на сцене было множество микрофонов, поэтому если помухлевать при монтаже записи, то голоса главных героев можно вытащить из звуковой ямы. Думаю, Курентзис на это и рассчитывал. Надеюсь, что он хоть сам слышал их, т.к. они пели рядом с ним, а Мими чуть только за палочку не хватала его.

катастрофически невыстроенный ансамбль (красивый звучный баритон Дмитрий Тилякос, две приглушенные партии моцартовских певиц, отсутствие главного героя, а Константин Андреев -- Рудольф в этот вечер практически не мог петь, и общая неспетость и несыгранность) свел его усилия на нет

Ну вот это неправда: вернее, что "приглушённые партии" и отсутствие главного героя, это правда, а вот что усилия его "свелись на нет" - это неправда.

Результат, к которому пришел Курентзис в "Богеме" Пуччини, оказался противоречивым. При помощи оркестра, хора и главным образом Вероники Джиоевой в партии Мими он обнаружил в партитуре особенную гибкость и подробность, свойственную старой музыке, играя едва ли не с барочными "раздуваниями", двигая темпы и звучности

Насчёт "раздуваний" я не очень понял мысль автора заметки, а вот "гибкость" и "подробность" присутстовали, это правда.

дирижер не побоялся впасть в обратную крайность: он отодвинулся назад и взял певцов под тотальный контроль. Если в обычном театре капельмейстер может следовать за певцом, ждать его или ловить, то у нас в <Богеме> маэстро вел артистов так подробно, словно сам пел или дышал за них

Да, это было поразительно !
Я внимательно следил за его техникой - в некоторых моментах он показывал певцам и оркестру мелодию ноту за нотой, т.е. САМ делал рубато !
И они за ним шли !
Этот момент был изумителен, я лично вполне оценил и восторгался - он играл на них всех, как на инструменте: редкий дар !

Любой, кто многажды слышал запетую <Богему>, не мог не удивиться свежести исполнения. Откуда-то взялись упругие стаккато в жанровых эпизодах, фразы стали волнистее, ариозо обрели прерывистое дыхание. Темп замирал и оживал, повинуясь действию, зато когда наступал черед разлиться широкой лирической мелодии, она поднималась как на дрожжах

:))
По поводу "дрожжей" и прочих "раздуваний" я рассуждать не буду, но тот факт, что опера была подана как настоящее романтическое полотно, сомнению не подлежит.
Иная фраза начиналась в одной экспрессии, а по ходу её (фразы) развития, например, вследствие замирания на одной какой-нибудь ноте или аккорде, энергия вдруг моментально гасла, что создавало впечатление какого-то томного изнемогания - а зачем с той же ноты, на которой предыдущий порыв моментально угас, фраза продолжалась в другой, приглушённой экспрессии, так что настроение менялось буквально на протяжении одной фразы.
Это было чудесно и очень хорошо сопрягалось с романтической эстетикой, с атмосферой "богемности", томной чувственности, какой-то расслабленности, создавало впечатление взаимодействия с какими-то тонкими и едва уловимыми душевными движениями действующих лиц.
Кстати, надо будет глянуть в партитуру - действительно ли там прописаны те штрихи, которые во многих местах преподнёс Курентзис, но если даже их там нету, его исполнительские находки вполне укладывались в стиль, на мой взгляд. Также очень органично оркестр отразил смятение и тревогу, которые вторгаются с известием о болезни Мими.
В общем, главным действующим лицом в тот вечер был дирижёр, и многое, преподносимое им, было само по себе столь интересно, что я даже почти не думал о певцах и их вокальных проблемах.
« Последнее редактирование: Март 31, 2008, 13:40:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Fantasy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #73 : Март 31, 2008, 12:23:44 »
Спасибо! Очень интересный рассказ и ценный анализ! давно хотела подробно сравнить свои впечатления с "прэссой", но все как-то терпения не хватало :)

Жалко Костю Андреева - как-то слышала его Рудольфа и он был очень хорош - может, в этот раз был не его день :(

А скажите, неужели действительно, аншлаг был за счет пенсионеров-бесплатников? ну как-то совсем не верится :-\

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #74 : Март 31, 2008, 12:44:30 »
Сегодня в Стасике желающие смогут увидеть Курентзиса на своем рабочем месте, то есть в оркестровой яме, дирижирующего давно отлаженным спектаклем своего коллектива. Это, как мне кажется, должно быть интереснее одноразовых концертных постановок.