Автор Тема: Ещё раз: почему московская опера в такой яме  (Прочитано 62865 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #125 : Ноябрь 25, 2015, 08:14:25 »
А аргументация типа "затянется за полночь" - а мало ли таких постановок сейчас идет? И "Садко", и "Троянцы", "Хованщина" естественно, "Аида" -вообще три антракта. Про Вагнера я уж и не упоминаю.
Не понимаю, а что мешает спектакли продолжительностью более 3 часов начинать не в 19, а в 18:00 (а при необходимости и в 17, если, например, Вагнер и выходные)?

Вот «Дон Карлос» в БТ начинается в 18:00, и это, считаю, очень удачное и удобное решение, на мой взгляд, просто напрашивающееся для таких длинных спектаклей, как, например, «Хованщина» в МАМТе или «Ромео и Джульетта» в НО.

После десяти в театре уже спать хочется, к чему все эти ночные бдения? :)

Не надо забывать, что очень многие к 18 не успевают с работы. На мой взгляд, в 18 можно начинать, но только в выходные.
А Тристан в Новой Опере в субботу был вообще в 16. Тогда я перепутал время начала и чуть не опоздал.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #126 : Ноябрь 25, 2015, 11:40:46 »
И еще, посмотрите в Вики список номеров этой оперы с указанием, кто что сочинил и инструментовал - см. здесь. Вы уведите, что в отличие от остальных актов там существенная часть написана не Бородиным.
Не этим ли фактом Юрий Любимов аргументировал свое творение в Большом? Ведь там в первую очередь под нож попадает увертюра, которую не Бородин писал. Она и пала первой жертвой.

Увертюра написана Глазуновым по памяти, на авторство он не претендовал и в качестве соавторов ни его, ни Римского-Корсакова никогда не указывали.
Просто тут та же история, что и со "Сказками Гофмана" - ввиду отсутствия авторской редакции все ставят, как кому понравится.

Бывают удачные варианты, бывают неудачные - увы, такая судьба у этой оперы.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #127 : Ноябрь 25, 2015, 14:48:15 »
Интересные вещи писали корреспонденты Российской газеты Анна Булычева и Андрей Козырев в 2010 г. по случаю предполагаемой постановки Князя Игоря в Геликон-опере:
Цитировать
Оригинальная партитура знаменитой оперы Бородина "Князь Игорь" не утрачена, как считалось. Авторская версия существует, и театр "Геликон-Опера" готовился показать ее москвичам....
После реконструкции в конце 2011 года здание "Геликон-Оперы" должно было открыться мировой премьерой "Князя Игоря" Александра Бородина. Эта классическая русская опера никогда еще не звучала в том виде, в каком ее написал автор. Музыка, которая исполняется и повсеместно известна, - это "Князь Игорь" в вольной обработке, сделанной после смерти композитора.
Еще к 1947 году, к 60-летию со дня смерти Бородина, Павел Ламм - тот самый, кто восстановил подлинного "Бориса Годунова", - реконструировал авторскую версию, сведя вместе все сохранившиеся материалы "Князя Игоря", более двухсот рукописей Бородина. Из материалов Ламма, хранящихся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, выясняется, что "незавершенность" "Игоря" - в большой степени легенда. Бородин работал над оперой, хотя и с перерывами, восемнадцать лет и в целом ее закончил. Требовалось только оркестровать часть номеров. Однако Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершенной автором музыки, заодно выбросив все, что не вписывалось в их видение истории похода путивльского князя на половцев - а ведь Бородин досконально изучал русские летописи. Помимо этого Глазунов сочинил за Бородина третий акт методом "фантазий на темы автора".

источник: http://www.rg.ru/2010/10/26/igor.html
В 2011 г. в Геликон-опере прошло концертное исполнение оперы. Вот что об этом соообщалось:
Цитировать
Оперу "Князь Игорь" впервые поставили в авторской редакции
К своей единственной опере "Князь Игорь" композитор написал не только музыку, но и либретто. "Когда Бородин умер, то Римский-Корсаков вместе с Глазуновым сделали клавир оперы. И вот 120 лет Россия и весь мир исполняли эту оперу в той редакции, которую мы знаем", - говорит художественный руководитель театра "Геликон-опера", народный артист России Дмитрий Бертман.

Первоисточник все это время лежал в архивах и канул бы в лету, не будь Бородин еще и гениальным химиком: все свои рукописи он покрывал яичным желтком и сушил на солнце, поэтому карандаш на нотных листах сохранился полностью.

"Геликон-опера" совместно с музеем имени Глинки решили представить зрителю оригинальную версию – ту, что Бородин писал почти 20 лет. Восстановили все: поменяли порядок картин, ввели новых героев, добавили сольные номера и даже ремарки.

"В один прекрасный момент на этой страничке появляется совершенно невероятная ремарка. Когда Ярославна падает в обморок, Бородин сверху листа пишет: "Акушера, доктора, фельдшера". Здесь проявился невероятный юмор Бородина", - рассказывает ведущий научный сотрудник ГЦММК им. Глинки Светлана Мартынова....

источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=441934
« Последнее редактирование: Ноябрь 26, 2015, 08:14:22 от Читатель »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #128 : Ноябрь 25, 2015, 23:48:39 »
Немного неверная информация. Это общий репертуар театра, однако не все будет представлено в этом сезоне.

"Борис Годунов", "Война и мир" и "Пиковая дама" идут только в постановках Тарковского, Вика и Степанюка соответственно.

В общем, из этого списка до десятка названий в этом сезоне не представлены.

Информация абсолютно верная, ибо в один момент по решению только одного человека в афише может оказаться любой спектакль из этого списка. ;)

Недолго пришлось ждать подтверждений:

5 декабря 2015 года солисты оперной труппы, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представят оперу П.И. Чайковского «Пиковая дама» в режиссуре Юрия Темирканова на сцене Государственного Приморского театра оперы и балета.

http://www.oreanda.ru/culture/Mariinka_privezet_Pikovuyu_damu_vo_Vladivostok/article958321/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #129 : Ноябрь 26, 2015, 08:33:30 »
Стенающим об уровне певцов в московских и других отечественной оперных театрах очень рекомендую посмотреть недавно поставленную Аиду в Турине - см. ссылку на нашем форуме: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10965.msg168313.html#msg168313

Во-первых вы увидите, что даже итальянцы в своей родной итальянской опере не смогли обойтись без приглашенных звезд - в данном случае это  грузинское меццо Анита Рахвелишвили для Амнерис и корейский бас In-Sung Sim для Фараона, а во-вторых, если вы думаете, что уровень певцов там сильно превосходит уровень таковых в БТ, послушайте тамошнего Радамеса и сможете убедиться, что это совсем не так!

А разве в не такой уж давней премьере Травиаты в Ла Скала в постановке Чернякова - мы не наблюдали того же. Когда среди исполнителей ведущих партий в этой едва ли не самой итальянской из всех итальянских опер на сцене главного итальянского театра не было ни одного итальянского певца - это ведь самый настоящий диагноз современного состояния мирового певческого искусства.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #130 : Ноябрь 26, 2015, 10:58:29 »
Стенающим об уровне певцов в московских и других отечественной оперных театрах очень рекомендую посмотреть недавно поставленную Аиду в Турине - см. ссылку на нашем форуме: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10965.msg168313.html#msg168313

Во-первых вы увидите, что даже итальянцы в своей родной итальянской опере не смогли обойтись без приглашенных звезд - в данном случае это  грузинское меццо Анита Рахвелишвили для Амнерис и корейский бас In-Sung Sim для Фараона, а во-вторых, если вы думаете, что уровень певцов там сильно превосходит уровень таковых в БТ, послушайте тамошнего Радамеса и сможете убедиться, что это совсем не так!


Я вот посмотрел и даже написал отзыв, теперь он есть и на форуме :) http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11490.0.html

Там, вообще-то, в первом составе из итальянцев были только Радамес - Марко Берти, главный провал состава, и немолодой бас Джакомо Престиа - Рамфис.
А на главные партии специально пригласили Кристин Льюис и Марка Досса - по соображениям аутентичности, ставил-то кинорежиссер.

Вот второй состав был полностью местный, но на него я не попал.

Забавно, но я, например, ни разу в Италии на целиком итальянский состав не попадал, даже в провинциальной Пьяченце Форда пел болгарин Манолов. Зато полностью итальянский состав, включая режиссера и дирижера, был весной во Льеже на "Риголетто".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #131 : Ноябрь 26, 2015, 12:37:35 »
В Мариинке "Князь Игорь" тоже не лучше - третий акт просто отрезали, как и не было
А вы разве не знаете, что его практически никогда не исполняют,

В Мариинском, вроде, третий акт присутствует. Во всяком случае, я его видел. Только не совсем обычная расстановка актов. Нету финальной сцены с гудошниками. Вот тут мы об этом как-то говорили:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11172.msg162857.html#msg162857

Если я правильно помню, в Большом "Князь Игорь" заканчивается в 21:45, а в Мариинке - в районе 22:30.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #132 : Ноябрь 26, 2015, 12:41:27 »
Во-первых вы увидите, что даже итальянцы в своей родной итальянской опере не смогли обойтись без приглашенных звезд - в данном случае это  грузинское меццо Анита Рахвелишвили для Амнерис и корейский бас In-Sung Sim для Фараона, а во-вторых, если вы думаете, что уровень певцов там сильно превосходит уровень таковых в БТ, послушайте тамошнего Радамеса и сможете убедиться, что это совсем не так!

В нашей стране из-за железного занавеса гастроли отечественных певцов за границей или приезд заграничных певцов к нам воспринимался как нечто экстраординарное (да и сейчас любого певца, имеющего международную карьеру, лживо подают как «мировую звезду»). На самом деле певцы, умеющие делать карьеру, пели в разных странах и в XIX, и в XX веке, и сейчас их много.

Большой театр собирал певцов по всему Союзу, это тоже своего рода «сборная команда».

И кстати о Рачвелишвили. Надеюсь, что вам удалось по записи оценить её выдающиеся возможности. Она родилась в 1984 году, ещё в СССР, она говорит по-русски, и она хотела спеть Кармен в Большом театре. Но… Рачвелишвили пригласили пройти прослушивание на общих основаниях. И она, конечно, не поехала. А ведь певица такого уровня способна в одиночку «сделать» спектакль.

Я мечтаю услышать в партии Филиппа настоящую величину мирового масштаба – Рене Папе, а мне вместо него предлагают некоего Андрея Гонюкова (кстати, тоже приглашённого – из Киева; а дело в том, что Гонюков дружит с Сохиевым). Получается, Гонюков более достоин петь в ГАБТе, чем Рачвелишвили?..

Это и отсутствие кругозора, и неумение планировать афишу, в результате чего хорошие певцы оказываются «разобраны» более предусмотрительными театрами, а нам, за нечастым исключением, достаются в качестве приглашённых либо выбранные безо всякого кастинга друзья руководителей театра или просто непонятные певцы.

А разве в не такой уж давней премьере Травиаты в Ла Скала в постановке Чернякова - мы не наблюдали того же. Когда среди исполнителей ведущих партий в этой едва ли не самой итальянской из всех итальянских опер на сцене главного итальянского театра не было ни одного итальянского певца - это ведь самый настоящий диагноз современного состояния мирового певческого искусства.

Это не значит, что в Италии некому спеть эти партии. Я не знаю подробностей отбора певцов для этой постановки, но могу утверждать, что предоставить сопрано, тенора и баритона для «Травиаты» Италия в состоянии. Уж Франческо Мели точно поёт Альфреда лучше, чем Пётр Бечала.

Ла Скала при Баренбойме опозорился уже тем, что в год юбилеев Верди и Вагнера открывал сезон оперой Вагнера http://lenta.ru/news/2012/12/05/wagner/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #133 : Ноябрь 26, 2015, 12:44:06 »
Забавно, но я, например, ни разу в Италии на целиком итальянский состав не попадал, даже в провинциальной Пьяченце Форда пел болгарин Манолов. Зато полностью итальянский состав, включая режиссера и дирижера, был весной во Льеже на "Риголетто".

Итальянские театры задерживают выплаты гонораров, поэтому классные итальянцы предпочитают петь в других странах. А этого болгарина, наверное, на родине подают как "мировую звезду" :))
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #134 : Ноябрь 26, 2015, 13:08:30 »
Забавно, но я, например, ни разу в Италии на целиком итальянский состав не попадал, даже в провинциальной Пьяченце Форда пел болгарин Манолов. Зато полностью итальянский состав, включая режиссера и дирижера, был весной во Льеже на "Риголетто".

Итальянские театры задерживают выплаты гонораров, поэтому классные итальянцы предпочитают петь в других странах. А этого болгарина, наверное, на родине подают как "мировую звезду" :))

Не знаю, как в Болгарии, но баритон очень неплохой.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #135 : Ноябрь 26, 2015, 13:23:01 »
В тему священников - любителей оперы и в тему кризиса / процветания московской оперной жизни

Пишет священник Димитрий (astoa)

2015-08-03 13:36:00

Культпоход в театр

http://astoa.livejournal.com/181488.html

Однако, наступил кризис... так получилось, что все, что я хотел посмотреть сам с женой из того, что поставлено в Москве, мы посмотрели. А премьер что-то пока не видно. А потому решил сводить детей просто в театр послушать то, что давно и так все знают наизусть... в некотором роде можно сказать даже "ширпотреб".

Итак, "Травиата" в Новой опере. Сценическая постановка вполне добротная, и пели неплохо. Но вот КУПЮРЫ были с прописной буквы. Во втором акте танец цыганок и хор матадоров - полностью, а третий акт... никаких карнавалов и закончился минут через 35-40. Это - _свинство_!

И Гофман в Стасике: тоже сценическая постановка отличная, пели... ну, кто как: отлично пели все басы: Линдорф с эманациями, Креспель, Лютер, Шлемиль - прекрасно. Гофман... когда как - то очень даже хорошо, то голос его "гас", то он переходил на "облагороженный крик". Олимпия - "не шмогла", Джульетта - хорошо, а вот Антония - просто на отлично, и голосом и даже внешностью похожа на Контрубас. Не понимаю, зачем кромсать оперу!? В начале идет хор "Глю-глю", вводящий своей мелодикой зрителя в таинственность и напряженность предстоящего повествования - его не было, зато в качестве увертюры дали послушать Баркароллу, которая относится к Венеции, но никак не к вступившему за ней на сцену Линдорфу. Вот, не могут они без выкрутас, прости, Господи. Ладно, куплеты Франца, может, и впрямь не очень к месту, так что их отсутствие не обижает.

...

Хорошо бы у нас поставили Джоконду и Пуританов.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #136 : Ноябрь 26, 2015, 13:28:10 »
Предлагаю сообщить ему про "Джоконду" в КЗЧ в январе! Чтоб не пропустил. Конечно, это только к.и., а не "поставили", как он хочет, но, может, и послушать ему будет интересно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #137 : Ноябрь 26, 2015, 14:25:07 »
В Мариинке "Князь Игорь" тоже не лучше - третий акт просто отрезали, как и не было
А вы разве не знаете, что его практически никогда не исполняют,

В Мариинском, вроде, третий акт присутствует. Во всяком случае, я его видел. Только не совсем обычная расстановка актов. Нету финальной сцены с гудошниками. Вот тут мы об этом как-то говорили:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11172.msg162857.html#msg162857

Если я правильно помню, в Большом "Князь Игорь" заканчивается в 21:45, а в Мариинке - в районе 22:30.
Согласно тем данным, что представлены на сайтах этих театров продолжительность спектакля в Большой театре составляет 2 часа 45 минут (см. тут), а в Мариинском театре - 3 часа 45 минут (см. здесь). То есть, если опера начнется ровно в 19 часов, то в Большом театре спектакль закончится в 21,45, а вот в Мариинском - 22,45. Но обычно, как всем известно, представление начинается с опозданием примерно в 10-15 минут, что означает - спектакль в Мариинском театре закончится около 11 часов ночи. А если еще, не дай бог, Гергиев начнет спектакль с опозданием, что у него бывает довольно часто, то и еще позже.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #138 : Ноябрь 26, 2015, 18:38:37 »
Во-первых вы увидите, что даже итальянцы в своей родной итальянской опере не смогли обойтись без приглашенных звезд - в данном случае это  грузинское меццо Анита Рахвелишвили для Амнерис и корейский бас In-Sung Sim для Фараона, а во-вторых, если вы думаете, что уровень певцов там сильно превосходит уровень таковых в БТ, послушайте тамошнего Радамеса и сможете убедиться, что это совсем не так!

В нашей стране из-за железного занавеса гастроли отечественных певцов за границей или приезд заграничных певцов к нам воспринимался как нечто экстраординарное
Да ничего подобного. По крайней мере в том, что касается Москвы. Напомню именно в советские времена в Москву три раза приезжал на гастроли театр Ла Скала. А какие певцы тогда выступали: Бергонци, Кабалье, Коссото!!! А какие дирижеры тогда с ними приезжали: Караян, Аббадо, Мути! Ничего подобного с тех пор не было, только в будущем году вроде бы запланирован наконец-то приезд Скала в Москву.
Или, можно вспомнить, как в Большом театре вместе с Архиповой в Кармен пел Марио дель Монако - ведь осталась же запись!
На самом деле певцы, умеющие делать карьеру, пели в разных странах и в XIX, и в XX веке
Но тогда это было целое событие, вспомните, что писали в начале 20-го века такие русские журналисты как Амфитеатров или Дорошевич о выступлении Шаляпина в той же Ла Скала.
И советские певцы выступали с гастролями за рубежом. В мемуарах Вишневской "Галина" описано, как она пела Лиу в Турандот в Скала вместе со знаменитым тенором Франко Корелли (на всякий случай, вдруг не читали, вот ссылка на этот эпизод: http://lektsii.com/8-2968.html ).
Хотя конечно, на гастроли по миру выпускали тогда далеко не всех, а преимущественно только самых лучших: Вишневскую, Архипову, Образцову, Атлантова и т.п. Ибо тогда считалось, что наш артист за рубежом представляет не только себя, но и всю нашу страну.
И кстати о Рачвелишвили. Надеюсь, что вам удалось по записи оценить её выдающиеся возможности.
Спасибо, послушал. Действительно хорошая певица. Вот как раз её история может послужить яркой иллюстрацией того дефицита на хорошие голоса, который имеет место сейчас в мире оперы. Почитайте её биографию (см. здесь):
Цитировать
Еще не окончив консерваторию, она дебютировала на сцене Оперного театра Тбилиси, исполнив партии Маддалены в «Риголетто» и Ольги в опере «Евгений Онегин». Осенью 2006 года певица была принята в труппу театра. В 2007 году Аниту Рачвелишвили пригласили на учебу в Академию театра Ла Скала, где ее прослушал Даниэль Баренбойм и сразу предложил главную роль в новой постановке оперы «Кармен», открывавшей сезон 2009–2010 годов.
А уже в декабре 2009 года на открытии сезона в Ла Скала она исполнила заглавную партию в опере «Кармен» вместе с Хозе – Йонасом Кауфманом под управлением знаменитого Даниэля Баренбойма, причем этот спектакль транслировался несколькими телеканалами мира.
Извините, но раньше, чтобы попасть на сцену такого театра как Ла Скала нужно было сначала пуд соли съесть. Даже Марии Каллас, прежде чем она пробилась в Скала, понадобилось сначала с успехом выступить в других итальянских театрах, таких как Ла Фениче или Арена ди Верона.
Она родилась в 1984 году, ещё в СССР, она говорит по-русски, и она хотела спеть Кармен в Большом театре. Но… Рачвелишвили пригласили пройти прослушивание на общих основаниях.
Не знаком с деталями этой истории, может её пригласили в Большой театр еще до её выступления в Скала? Когда она еще была солисткой Тбилисской оперы? Тогда не вижу, чему здесь надо удивляться.
Большой театр собирал певцов по всему Союзу, это тоже своего рода «сборная команда»
И тем не менее и на долю других театров оставалось немало хороших певцов. Вот вы расхваливаете Рачвелишвили. А я вспоминаю, как в конце 1960-х - начале 1970-х к нам в Иркутск (где я тогда жил) приезжали летом на гастроли оперные театры из Улан-Удэ, Свердловска, Челябинска, Новосибирска. Дело в том, что в самом Иркутске своего оперного театра не было - был только театр Музыкальной комедии т.е. оперетта. Но каждый год летом на гастроли приезжал один из перечисленных оперных театров. Так вот, в Новосибирском оперном театре тогда еще пела такая певица как народная артистка СССР Лидия Мясникова - см. её биографию в Вики: ru.wikipedia.org/wiki/Мясникова,_Лидия_Владимировна
Мне удалось найти на Ю-тубе фильм "Поет Лидия Мясникова", снятый на Новосибирской телестудии в 1975 г. - см. http://www.youtube.com/watch?v=2cYljmZ9Yok
Извините, но ваша Анита Рачвелишвили пока и близко не способна встать рядом с Мясниковой. А ведь Мясниковой было в год создания фильма 60 лет. Вот такие были певцы тогда в советских провинциальных театрах! И еще, обратите внимание на тенора, который поет вместе с Мясниковой в этом фильме. Это Валерий Егудин, я его тоже слышал, когда Новосибирский театр приезжал на гастроли в Иркутск. Между прочим, и он тоже, как и Мясникова, стал народным артистом СССР - только позже, в 1983 г.

Я уж не говорю о том какие певцы пели в конце 1970-х начале 1980-х в Киевской опере. Я в те годы часто бывал в Киеве в командировках, да у меня тогда там и родственники жили, и в Киевскую оперу я ходил в каждый свой приезд в Киев, благо билеты были доступнее, чем в Москве билеты в Большой театр - помню, даже на премьеры в Киеве можно было легко купить лишний билетик с рук, что в Москве удавалось только большим везунчикам. Каких певцов довелось тогда послушать! Вспоминаю навскидку: Евгения Мирошниченко, Евдокия Колесник, Анатолий Кочерга, Дмитрий Гнатюк. Последний пел Скарпия на премьере новой постановки Тоски в 80-х! А саму Тоску тогда пела Гизелла Ципола - победительница всесоюзного конкурса им. Глинки. Я бы даже сказал, что если первые составы были сильнее в Большом театре, что неудивительно, поскольку Москва собирала все лучшее, что было в Союзе - помню, как Бэлу Руденко специально переманили из Киева в Москву на новую постановку Руслана и Людмилы (Покровский тогда был режиссером-постановщиком, а Руслана пел молодой Нестеренко), то вот, если брать в целом - то Киевская опера по общему уровню голосов не уступала Москве. А какой замечательный оперный дирижер был тогда в Киеве. Степан (или Стефан - не знаю как правильнее) Турчак!!! До сих пор помню как он дирижировал на упомянутой мной здесь премьере Тоски, ярко эмоциональная музыка которой видимо была ему близка. На мой взгляд, это был один из лучших оперных дирижеров среди всех, кого я слышал.

И еще насчет уровня современных оперных певцов. Могу напомнить, что я писал на форуме несколько лет назад. Где-то в середине 1960-х мне довелось разговаривать с одним из известных московских филофонистов, большим поклонником и знатоком оперы и вокального искусства. На мой "детский" вопрос (а мне тогда было лет 15-16 и я только начинал покупать грампластинки с записями классики), почему он собирает пластинки, выпущенные еще в начале двадцатого века - ведь они же шипят, хрипят, искажают звук. И это в то время, когда есть долгоиграющие стереопластинки (они тогда только появились в массовой продаже), качество звука которых несранимо выше, чем у старых - шеллачных на 78 об/мин. На что он мне ответил: "Сережа, в начале 20-го века в одной только Италии можно было насчитать 300 теноров первого класса - т.е. таких, которые могли спеть партию любой сложности, а сейчас и во всем мире столько не наберется".

С того разговора прошло около 50 лет. И, вот интересно, сколько же теперь можно насчитать теноров экстра класса, сопоставимых не то что с Карузо и Джильи, а со сравнительно недавней эпохой, которую не случайно называли эпохой трех теноров? Ну кого с ними можно поставить рядом? Виллазона? Так пик его формы, кажется, к сожалению прошел. Кауфмана? Да, возможно. Но в любом случае, получается, как говорится, раз - два и обчелся. Что поделаешь, времена Каллас и Кабалье, дель Монако и Паваротти ушли, вот поэтому оперным театрам теперь приходится завлекать публику реЖОПерными выкрутасами.
Ла Скала при Баренбойме опозорился уже тем, что в год юбилеев Верди и Вагнера открывал сезон оперой Вагнера http://lenta.ru/news/2012/12/05/wagner/
Извините, но опять не смогу согласиться с вами. Не вижу в этом ничего позорного. Вот что пишут об этом в заметке в той ссылке, которую вы дали:
Цитировать
Оба композитора - и итальянский, и немецкий - родились в 1813 году, а потому ведущие оперные театры мира формировали планы на сезон исходя из этих дат. "Ла Скала" собирается в этом году показать семь постановок Верди и шесть Вагнера.

Директор оперы Стефан Лиснер назвал действия СМИ атакой на театр, который является предметом гордости итальянцев, и заметил, что они должны его защищать. Директор также заявил, что на сцену в день премьеры выйдет блестящий состав "вагнеровских" исполнителей во главе с тенором Йонасом Кауфманом, а потому "Ла Скала" могут завидовать все театры мира.

Сам маэстро отметил, что не видит разницы, какой именно оперой открывать сезон, если он посвящен двум композиторам.
И я вот тоже не вижу особой разницы, оперой какого из двух величайших оперных титанов открывать сезон в год их юбилеев, раз так получилось, что они пришлись на один и тот же год.
« Последнее редактирование: Ноябрь 26, 2015, 22:04:13 от Читатель »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 095
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #139 : Ноябрь 26, 2015, 19:09:37 »
В нашей стране из-за железного занавеса гастроли отечественных певцов за границей или приезд заграничных певцов к нам воспринимался как нечто экстраординарное
Да ничего подобного. По крайней мере в том, что касается Москвы. Напомню именно в советские времена в Москву три раза приезжал на гастроли театр Ла Скала...
Или, можно вспомнить, как в Большом театре вместе с Архиповой в Кармен пел Марио дель Монако - ведь осталась же запись!
Ну неужели эти три приезда Ла Скала и один Дель Монако не воспринимался как экстраординарное событие?

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #140 : Ноябрь 26, 2015, 19:24:27 »
В нашей стране из-за железного занавеса гастроли отечественных певцов за границей или приезд заграничных певцов к нам воспринимался как нечто экстраординарное
Да ничего подобного. По крайней мере в том, что касается Москвы. Напомню именно в советские времена в Москву три раза приезжал на гастроли театр Ла Скала...
Или, можно вспомнить, как в Большом театре вместе с Архиповой в Кармен пел Марио дель Монако - ведь осталась же запись!
Ну неужели эти три приезда Ла Скала и один Дель Монако не воспринимался как экстраординарное событие?
Конечно воспринимался. Тем более с такими певцами, подобных которым сейчас и близко нет. Но между прочим, тогда в Москву на гастроли приезжали и другие оперные театры: Венская опера, Берлинская, Шведская. Но точно также как экстраординарное событие воспринимались итальянцами и ответные гастроли Большого театра в Милане. Помню, как по нашему телевидению демонстрировался документальный фильм о первых гастролях БТ в Милане, какой успех они имели.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #141 : Ноябрь 27, 2015, 10:51:08 »
Предлагаю сообщить ему про "Джоконду" в КЗЧ в январе! Чтоб не пропустил. Конечно, это только к.и., а не "поставили", как он хочет, но, может, и послушать ему будет интересно.

Ага, я ему написала про "Джоконду" и про "Сомнамбулу" его любимого Беллини в Большом :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 066
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #142 : Ноябрь 27, 2015, 11:37:00 »
И кстати о Рачвелишвили. Надеюсь, что вам удалось по записи оценить её выдающиеся возможности.

Спасибо, послушал. Действительно хорошая певица. Вот как раз её история может послужить яркой иллюстрацией того дефицита на хорошие голоса, который имеет место сейчас в мире оперы.

Рачвелишвили не просто хорошая певица. У неё голос огромного объёма (но это можно оценить только живьём, ведь запись, микрофон всех уравнивает; а я слышала её в Вероне и в КЗЧ), которым она очень хорошо владеет. Редкое и счастливое сочетание. Очень хорошо, что этот бриллиант так быстро заметили; и это справедливо.

Она родилась в 1984 году, ещё в СССР, она говорит по-русски, и она хотела спеть Кармен в Большом театре. Но… Рачвелишвили пригласили пройти прослушивание на общих основаниях.
Не знаком с деталями этой истории, может её пригласили в Большой театр еще до её выступления в Скала? Когда она еще была солисткой Тбилисской оперы? Тогда не вижу, чему здесь надо удивляться.

Нет, в том-то и дело, что эта история имела место уже после того, как Рачвелишвили спела в самых известных театрах мира и получила возможность выбирать, где ей петь. Этот диалог певицы и театра состоялся в период подготовки того самого спектакля «Кармен», который вышел в Большом театре в июле 2015 года и который в итоге провалился как по постановочным решениям, так и по певцам.

Ла Скала при Баренбойме опозорился уже тем, что в год юбилеев Верди и Вагнера открывал сезон оперой Вагнера http://lenta.ru/news/2012/12/05/wagner/
Извините, но опять не смогу согласиться с вами. Не вижу в этом ничего позорного. Вот что пишут об этом в заметке в той ссылке, которую вы дали:
Цитировать
Оба композитора - и итальянский, и немецкий - родились в 1813 году, а потому ведущие оперные театры мира формировали планы на сезон исходя из этих дат. "Ла Скала" собирается в этом году показать семь постановок Верди и шесть Вагнера.

Директор оперы Стефан Лиснер назвал действия СМИ атакой на театр, который является предметом гордости итальянцев, и заметил, что они должны его защищать. Директор также заявил, что на сцену в день премьеры выйдет блестящий состав "вагнеровских" исполнителей во главе с тенором Йонасом Кауфманом, а потому "Ла Скала" могут завидовать все театры мира.
Сам маэстро отметил, что не видит разницы, какой именно оперой открывать сезон, если он посвящен двум композиторам.
И я вот тоже не вижу особой разницы, оперой какого из двух величайших оперных титанов открывать сезон в год их юбилеев, раз так получилось, что они пришлись на один и тот же год.

Представим, что наступает юбилейный год двух великих композиторов – русского и иностранного. И Большой театр решает открывать сезон оперой иностранного композитора. Представляю, что написали бы представители патриотической общественности и как заклеймили бы представителя театра с его заявлением, что нет разницы между отечественным и иностранным композитором :)

Конечно, итальянский театр должен был в первую очередь отмечать юбилей итальянского композитора. И не просто великого композитора. Ведь хор Va, pensiero из оперы Верди «Набукко» является неофициальным гимном Италии https://ru.wikipedia.org/wiki/Va,_pensiero , а по степени известности эта мелодия явно превосходит официальный гимн страны!
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #143 : Ноябрь 27, 2015, 12:25:52 »
Рачвелишвили не просто хорошая певица. У неё голос огромного объёма (но это можно оценить только живьём, ведь запись, микрофон всех уравнивает; а я слышала её в Вероне и в КЗЧ), которым она очень хорошо владеет. Редкое и счастливое сочетание.
Я слышал её только в записи и, честно говоря, мне она пока не показалась настолько выдающейся. А я послушал разные её записи.
Конечно, итальянский театр должен был в первую очередь отмечать юбилей итальянского композитора.
Так он именно его и отмечает. Как было сказано в процитированной заметке: "Ла Скала" собирается в этом году показать семь постановок Верди и шесть Вагнера". Насколько я знаю математику, семь - это больше чем шесть! :P
 

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #144 : Ноябрь 27, 2015, 12:29:22 »

Представим, что наступает юбилейный год двух великих композиторов – русского и иностранного. И Большой театр решает открывать сезон оперой иностранного композитора. Представляю, что написали бы представители патриотической общественности и как заклеймили бы представителя театра с его заявлением, что нет разницы между отечественным и иностранным композитором :)


Кстати, Даргомыжский ведь был ровесником Верди и Вагнера. А "Русалку" (и то - режоперную) к юбилею поставили только в Мариинке, Москва не заметила.

А проблема юбилейного года была в Баренбойме - он совершенно не понимает и не любит Верди и тяготеет в основном к Бетховену и Вагнеру. Как вышло, что его взяли руководить в Скала - трудно понять, настолько он анти-итальянский музыкант.


Да ничего подобного. По крайней мере в том, что касается Москвы. Напомню именно в советские времена в Москву три раза приезжал на гастроли театр Ла Скала. А какие певцы тогда выступали: Бергонци, Кабалье, Коссото!!! А какие дирижеры тогда с ними приезжали: Караян, Аббадо, Мути! Ничего подобного с тех пор не было, только в будущем году вроде бы запланирован наконец-то приезд Скала в Москву.


Справедливости ради - Ла Скала последний раз приезжал осенью 2012-го, был унылый "Дон Жуан" с тем же Баренбоймом. Тогда же последний раз приезжал Аббадо с Люцернским фестивальным оркестром.


Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 484
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #145 : Ноябрь 27, 2015, 12:37:17 »
Так он именно его и отмечает. Как было сказано в процитированной заметке: "Ла Скала" собирается в этом году показать семь постановок Верди и шесть Вагнера". Насколько я знаю математику, семь - это больше чем шесть! :P

Открытие сезона же. Культовое событие, все в formal dress и за ооочень большие деньги.

Обычно в Скала на открытие ставят Верди - и это всем понятно. А в год юбилея - Вагнер. Многие не поняли, что неудивительно.

В последние сезоны все поправили, правда, теперь стыдно за Россию - то Митя с Травиатой, то Анна Юрьевна с Жанной д'Арк.  :)

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #146 : Ноябрь 27, 2015, 13:40:24 »
... проблема юбилейного года была в Баренбойме - он совершенно не понимает и не любит Верди и тяготеет в основном к Бетховену и Вагнеру. Как вышло, что его взяли руководить в Скала - трудно понять, настолько он анти-итальянский музыкант.
"Взяли" его понятно почему - потому что из ныне живущих он один из самых выдающихся дирижеров с мировой славой. А Ла Скала еще со времен Тосканини отличается тем, что помимо выдающихся певцов в нем работают выдающиеся дирижеры. Ну а то, что ему Вагнер ближе, чем Верди - так этот вопрос решается очень просто: на итальянский репертуар приглашаются другие дирижеры. И потом, можно ведь сказать, а на фига нужно было театру ссориться с Мути, которого собственно Баренбойм и сменил.
...Справедливости ради - Ла Скала последний раз приезжал осенью 2012-го, был унылый "Дон Жуан" с тем же Баренбоймом. Тогда же последний раз приезжал Аббадо с Люцернским фестивальным оркестром.
Спасибо, что напомнили. Я и забыл про тот приезд. Возможно потому что это не были полноценные гастроли. Привозили только одну постановку: Дон-Жуана, которую к тому же все могли видеть до этого по трансляции (в том числе и по нашему телеканалу "Культура"). Помню, что большого впечатления постановка Роберта Карсена на меня не произвела. Несмотря на участие Анны Нетребко. А у нас в Москве к тому же Нетребко не пела, а вместо неё Донну Анну должна была петь Мария Бенгтссон. Так что я даже не стал и "колыхаться" насчет билетов.

Да и вообще уровень оперных певцов, как в Скала, так и вообще в мире сильно упал. Собственно об этом я уже написал выше. Вот, случайно наткнулся на статью в газете "Завтра", где автор вспоминает о прежних гастролях Ла Скала в Москве:
Цитировать
«Боже мой! Господи! Как можно говорить сегодня о гастролях Ла Скала?!  Какой был «Севильский цирюльник»,  какая «Золушка» Россини! что за чудо декорации, костюмы! А «Реквием» Верди под управлением Герберта фон Караяна?! От оваций болели уши! и зрители выходили из зала, как тени, как сомнамбулы, едва отдавая себе отчет в том, что за волшебство происходило на сцене».

Гастроли Ла Скала в Москве 1964 года  – символ в культурной жизни СССР и Италии. Труппа Ла Скала готовилась к гастролям самым амбициознейшим образом.  Театр представил  Москве  своё достояние – бельканто,  созвездие оперных исполнителей вышло на сцену Большого театра. Мирелла Френи, Николай Гяуров, Биргит Нильссон, Фьоренца Коссото,  Джульетта Симионата….  Имена эти для московской публики звучали всё равно, что имя Галины Улановой в Лондоне, в 1956-м. Москва с ума посходила от итальянской оперы, Большой театр едва ли не брали штурмом в вечер спектаклей.
Это о гастролях 1964 г. А вот - о следующих, десять лет спустя:
Цитировать
«Свет погас, - вспоминаю рассказ Наталии Бессмертновой, - черным-черно и вдруг в этой кромешной тьме зазвучало нечто совершенно нечеловеческое. Так, наверное, только ангелы поют. Голос звучал, и я всё силилась всмотреться в темноту, понять, что же происходит?  Наконец,  луч света пробил  зал…  он высветил белое, как мел, лицо Монсеррат  Кабалье».  И если добавить теперь,  что вступление  в арию Кабалье едва не стоило Бессмертновой жизни: пока всматривалась в темноту, прима-балерина  Большого театра чуть не перелетела через барьер ложи, -  то можно себе представить эффект гастролей Ла Скала в Москве.

Миланский театр в те годы был по-настоящему великолепен.  Уверенность интенданта театра не знала сомнений:  «Примадонны приходят и уходят, а Ла Скала остается».

(Источник - статья в газете "Завтра" здесь)
Но уже на третьих гастролях - в 1989 стало заметно снижение уровня. Хотя и тогда настоящие звезды вокального искусства еще были. Вернее, одна звезда - Мирелла Френи. Помню как она пела на первом спектакле Андрианы Лекуврёр Чилеа! И каким контрастом к этому стало пение Натальи Троицкой в той же партии - на втором (я был и на том и на другом). Кроме того, тогда были еще, может быть и не такие суперзвезды как Френи, но просто хорошие певцы. Помню Гену Димитрову и Николо Мартинуччи в Турандот на сцене КДС в замечательной постановке Франко Дзеффирелли. А какие грандиозные нарастания там выдавал оркестр под руководством Лорина Маазеля....! Да что вспоминать! Дела давно минувших дней.

Нет, конечно отдельные звезды в мировом оперном искусстве случаются и теперь - та же Нетребко, например. Послушайте-ка её в Лючии ди Ламмермур в записи из Мет.

P.S. Так что полноценными гастролями последний приезд Ла Скалы с одной оперой назвать никак нельзя. А вот оркестры и дирижеры - те, да к нам приезжают оегулярно. Вернее, боюсь правильней будет сказать, приезжали. В послесоветские времена приезжали в Москву и Берлинские филармоники - с Аббадо и Рэттлом, и Венские - с Янсонсом, Баренбоймом, Гергиевым и Тилеманом. Да что говорить, когда в Колонном зале проводился целый фестиваль симфонических оркестров мира, в рамках которого кто только в Москву не приезжал.
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2015, 00:00:07 от Читатель »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 794
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #147 : Ноябрь 27, 2015, 14:16:07 »
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой....

Все же, почему почти две трети всех оперных постановок, что я послушал за последние три года, были в Мариинском? Тут недавно репертуар приводили, 85 названий вроде. Из них тридцать я смотрел. Остальные: в Михайловском - три репертуарных и одну гастрольную ("Царь Борис" В.Юровского), в Новой опере - пять, в МАМТ девять, и в Большом пять. Да, еще Геликон - две.
Итого в моем личном зачете Питер выигрывает со счетом 34:21. А если сравнивать по отдельным театрам? 
Притом, что живу я в Москве, точнее в ближнем Подмосковье...
Вот например "культурный десант" с 28 февраля по 8 марта этого года


В Москве такое бывает?
« Последнее редактирование: Ноябрь 27, 2015, 14:30:20 от kineskop »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #148 : Ноябрь 27, 2015, 14:30:24 »
P.S. Так что полноценными гастролями последний приезд Ла Скалы с одной оперой назвать никак нельзя.

А что такое "полноценные гастроли" сегодня? Это уже что-то из прошлой жизни. Всё давно поменялось. Теперь, как правило, не театры едут к публике, а публика в театры. Как помянутые в соседней теме Ричард Гир и Джулия Робертс. ;D Пусть и не на персональном самолете, а в экономе, а то и лоукостером. :D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Ещё раз: почему московская опера в такой яме
« Ответ #149 : Ноябрь 27, 2015, 14:33:36 »
Вот уважаемый kineskop как раз это и подтверждает!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау