Автор Тема: Максим Венгеров, скрипач отечественной школы  (Прочитано 4602 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
13 февраля 2013, 16:27   |   Культура  |   Виктория Иванова
 
Максим Венгеров: «Без Ростроповича я не стал бы музыкантом»

Известный музыкант — о первой международной премии для наставников и тайном желании стать композитором


 
14 февраля на сцене Большого зала консерватории состоится гала-концерт и вручение первой Международной премии в области музыкальной педагогики имени Ипполитова-Иванова. Лауреаты, выбранные попечительским советом, получат диплом, памятную статуэтку и 400 тыс. рублей. Одним из инициаторов награды стал выдающийся скрипач, лауреат премии «Грэмми» Максим Венгеров. С музыкантом встретилась корреспондент «Известий».

 
— Как появилась идея премии?
 
— Мне как музыканту очень повезло в жизни. Два моих педагога, Галина Турчанинова и Захар Брон, — знаменитые личности в России. Было бы неправильно не поблагодарить их за все, что они сделали для меня. У моих молодых коллег также есть гениальные педагоги: Сергей Доренский, Наталия Шаховская, Юрий Башмет. Премия создана, чтобы сказать им спасибо. Отношения ученик-педагог недооценены в нашем мире. На Западе, где я сейчас живу, чувствуется утрата настоящих культурных ценностей. Именно из-за того, что нет такой связи между педагогом и учеником, какая была у нас в Советском Союзе и сохраняется здесь до сих пор. Меня часто спрашивают, что такое русская исполнительская школа, и я говорю, что это мастерство, техника исполнения, величайшие русские традиции и почти родственная связь между педагогом и учеником.

 
— Вы ведь тоже преподаете? 
 
— Я преподаю в Королевской академии в Лондоне и Академии имени Менухина в Швейцарии. Конечно, есть исключения из правил. Есть молодые люди, которые могут оценить знания, собираемые веками. На собственном опыте я понимаю, как важно, чтобы помимо педагога был и наставник. У меня в 17 лет им был Ростропович. Если бы не он, я, возможно, не стал бы музыкантом. Еще одна западная тенденция — талант сам найдет свое проявление, педагог играет второстепенную роль. Но это неправильно. Если бы Ростропович не учился у великих мастеров, не занимался у Прокофьева по композиции и у Шостаковича по инструментовке, он не стал бы легендарной фигурой.

 
— В числе лауреатов премии — оперная дива Ирина Масленникова, ушедшая из жизни несколько дней назад.
 
— Мы скорбим. Это была величайшая личность, она прожила прекрасную жизнь, подарила нам много талантов. Мы вручим ей премию посмертно.

 
— Ваша премия имеет статус международной, но пока среди лауреатов только русские.
 
— Мы хотим, чтобы эта акция стала ежегодной. Надеемся, что к нам присоединятся наши зарубежные коллеги. Например, горячо на наш призыв откликнулась Чечилия Бартоли, у которой тоже был прекрасный педагог, ее собственная мать.

 
— Как развивается ваша дирижерская карьера?
 
— Мне поступает много приглашений, я веду переговоры. Но принять предложение стать главным дирижером и худруком какого-либо оркестра сейчас для меня нереально: скрипка — это целая профессия, дирижирование и педагогика — тоже. Совмещать их трудно. А мне не хочется выносить на сцену полуфабрикат. Может, стану где-нибудь главным приглашенным дирижером.
 

— Скрипач победил?
 
— Скрипка — очень ревнивый инструмент, требует много заботы. Только в этом году я готовлю 10 больших скрипичных концертов, всего более 70 концертов в год. Но и без дирижирования я не могу. Учусь в классе Юрия Симонова. Каждый год стараюсь готовить новую программу, сейчас занимаюсь Девятой симфонией Брукнера.

 
— Современную музыку вы играете нечасто.
 
— Пока что я играл только произведения, написанные для меня. Если мне понравится сочинение, которое играли до меня, я за него возьмусь. Но быть первым исполнителем, конечно, интереснее. Композиторы пишут для меня примерно раз в пять лет. Последние опусы — концерты Вениамина Юсупова и Родиона Щедрина.

 
— Вы следите за ситуацией в России?
 
— Мне трудно оценивать ситуацию трезво. Но хочется надеяться, что политические события будут обходить музыку стороной, она должна быть чистой. А то, что происходит сейчас, — временный процесс. Нужно относиться к нему с пониманием и терпением.


— Раньше вы неоднократно заявляли о разнообразных желаниях: станцевать танго, сыграть на электроскрипке, пересечь Америку на мотоцикле. Есть ли что-то новое?
 
— У меня есть текущие планы, и я стараюсь не мечтать о том, чего не смогу добиться. Но если заглянуть на десяток лет вперед, я хотел бы стать композитором. Это была великолепная традиция старых мастеров, инструменталистов. Рахманинов, Шопен, Паганини, Венявский — все были прекрасными исполнителями и сочиняли для своего инструмента. Мне хотелось бы продолжить их традицию.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/544869#ixzz2L5JcO9rh
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14 февраля Венгеров выступит в двух ролях

12.02.2013, 05:30

http://www.rg.ru/2013/02/12/koncert-site.html

14 февраля в Московской консерватории состоится Международный праздник музыки, организованный Фондом "Русское исполнительское искусство". В программе праздника - вручение Премии в области музыкальной педагогики им. М.М. Ипполитова-Иванова и концерт в честь лауреатов.
 
Главная приманка для меломанов в этот вечер - выступление скрипача Максима Венгерова, обладателя "Грэмми", получившего свой смычок в дар от Яши Хейфеца и переигравшего чуть ли не со всеми выдающимися современными исполнителями - от Иегуди Менухина до Мстислава Ростроповича.
 
В Большом зале Консерватории Венгеров выступит сразу в двух ипостасях - как солист и как дирижер. Пять лет назад после травмы руки он объявил об окончании своей карьеры как скрипача, однако год назад пересмотрел свое решение - к вящей радости многочисленных поклонников. Два последних выступления Максима на Родине в качестве солиста (звучали концерты Бетховена и Брамса) даже знатоков его творчества потрясли какой-то невиданной, всепоглощающей страстью. "Из исполнителя-шоумена, которых сейчас десятки и сотни, он превращается в великого интерпретатора-музыканта" - так расценил реинкарнацию Венгерова-скрипача маэстро Юрий Симонов.
 
На этот раз Максим сыграет концерт Баха и Венгерские танцы Брамса, а также продирижирует "Шахерезадой" Римского-Корсакова. Его партнером станет Московский молодежный камерный оркестр под управлением ректора Ипполитовки Валерия Вороны. В концерте примут участие солистка Мариинского театра Мария Максакова, российский лауреат конкурса М. Ростроповича виолончелист Борис Андрианов и красавица-пианистка Екатерина Мечетина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Максим Венгеров, скрипач отечественной школы
« Ответ #2 : Февраль 17, 2013, 00:14:19 »
Я так понял, Венгеров выступил, но я в тот момент был на концерте Юрия Фаворина :)
Если кто-то побывал на концерте Венгерова, прошу сообщить о впечатлениях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Максим Венгеров виртуозно отметил юбилей

В Большом зале консерватории вместе со своим давним партнером, пианистом Итамаром Голаном, выступил скрипач Максим Венгеров. ... Программа состояла в основном из "популярной классики", на что с учетом праздничного повода музыканту не следует пенять. В то же время сонаты Эдварда Элгара и Сергея Прокофьева, которые Венгеров выбрал для первого отделения, в данных обстоятельствах знак риска и отваги, заслуживающих особого уважения.

Притом что и соната Элгара для скрипки и фортепиано, и Первая соната Прокофьева тоже скорее "шлягеры", чем "раритеты". Но у Венгерова и Голана они звучали совсем не "заигранными", Прокофьев так просто на уровне откровения: после прекрасного, но несколько монотонного и приторного Элгара, где к тому же во второй части Венгеров чуть перебрал с игривостью (при легкости и изяществе музыка анданте вполне серьезная, даже философская по содержанию), Первая соната для скрипки и фортепиано Прокофьева — как фейерверк: невероятная экспрессия второй части, прозрачная лирика третьей.

Лучшими номерами второго отделения оказались чудесная "Легенда" Генриха Венявского и сыгранное сверх программы, но помимо бисов "Пробуждение" Габриэля Форе. Эксклюзивом можно считать и Сонату N3 бельгийского композитора и скрипача Эжена Изаи. Сейчас к его наследию обращаются в основном студенты и аспиранты, а в серьезных концертах он звучит нечасто. Самыми же ударными моментами стали узнаваемые с трех нот хиты: "Славянский танец N2" Дворжака, "Венгерские танцы" Брамса, произведения Фрица Крейслера. Здесь Венгеров к восторгу поклонников максимально продемонстрировал свою виртуозность, доведя ее почти до циркачества — пожалуй, не без ущерба для музыкальности — в 24-м каприсе Паганини.

Вячеслав Шадронов

Полностью:
Газета "Коммерсантъ" № 199 от 05.11.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2603304
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Всемирно известный скрипач и дирижер, обладатель двух премий "Грэмми" Максим Венгеров будет солировать при исполнении авторской редакции концерта для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса. Концерт состоится 10 апреля в Большом зале Филармонии и станет российской премьерой. Вместе с Венгеровым на сцену выйдет симфонический оркестр Филармонии под управлением Александра Титова.

http://calendar.fontanka.ru/articles/2384/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Я записал уже десять дисков впрок»

Максим Венгеров о своем творчестве и другом детстве

https://m.lenta.ru/articles/2016/11/01/veng/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 786
 «Сейчас цена музыки очень упала»
Максим Венгеров — не только о гонорарах
текст: Ляля Кандаурова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/12920

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 955
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евгений Пономарев

Максим Венгеров и лауреаты XV конкурса скрипачей имени Венявского
http://evg-ponomarev.livejournal.com/115402.html

Nov. 11th, 2016 at 10:31 AM

8 ноября
Большой зал филармонии

Концерт II международного скрипичного фестиваля (организатор - Фонд поддержки музыкального образования), оставил странное двойственное чувство. С одной стороны, идея интересна: Петербург получил возможность познакомиться с тремя восходящими звездами скрипки (музыкантами, получившими две вторые и одну первую премии на конкурсе Венявского). Концерты такого рода приближают полупровинциальный в мировом музыкальном пространстве Петербург к настоящим мировым столицам. С другой стороны, Петербург совсем не избалован визитами Максима Венгерова. И когда объявляется концерт с его участием, а он лишь становится одним из солистов в концерте Вивальди для четырех скрипок, а дальше отдыхает - остается странное ощущение неполноты, сильно хочется большего. Вот если бы в дополнение к этому концерту (или вместо него?) был организован сольный концерт Венгерова, реакция была бы другая. Только смогли бы в этом случае организаторы собрать Большой зал просто на молодых скрипачей?

Что касается лауреатов, то они безусловно талантливы. Особенно заинтересовал меня концерт № 2 Венявского в исполнении кореянки Бомсори Ким - и музыка для нас редкая, и девушка очень талантливая. Но все-таки - это еще слегка ученическая игра (как если бы собрать концерт из лауреатов конкурса имени Чайковского). Исполнение нарочито-старательное, при этом где-то очень хорошо, а где-то не хватает длины руки, местами нет еще профессионального лоска и уверенности в своих силах. Поэтому постоянно думаешь, как исполнил бы тот или иной кусочек Максим Венгеров - и опять возвращаешься к тому, что этот выдающийся музыкант сидит в этом же зале, но почему-то играет не он. Это, конечно, провинциальный комплекс сегодняшнего Петербурга. Но еще и простое человеческое желание слушать музыку в лучшем из возможных исполнений.

Возможно, следовало бы изменить формат вечера: не предлагать молодым лауреатам играть большие скрипичные концерты, а составить программу из небольших номеров, возможно даже сольных, без участия оркестра. Тогда бы публика смогла составить более точное впечатление о молодых талантах. Тогда бы и Венгеров смог сыграть больше. Другой вариант - добавить еще один скрипичный концерт в исполнении Венгерова. Впрочем, не берусь что-то советовать организаторам: задача в любом случае непростая.

Добавил неприятных ощущений неотрегулированный микрофон ведущего Александра Малича (о профессионализме которого как-нибудь в другой раз, но превращение конферанса в болтовню недопустимо, чего стоит фраза: "оркестр появится на сцене не в одиночестве, а с солистом"): слушать его рассказ приходилось с напряжением, голос распадался и заглушался фоном. Звукооператора на концерте то ли не было, то ли он отдыхал, как Максим Венгеров.

"Арт-проект", насколько я представляю, пока еще новичок в проведении концертов такого рода. Пожелаем ему успехов в будущем и отметим, что концерт все-таки получился. Несмотря ни на что, им удалось организовать большое музыкальное событие, яркое, необычное и по-настоящему интересное и для искушенных слушателей и для случайных зрителей.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Два концерта в Карнеги-холле

Время открытий

«И зачем ему дирижировать, когда он ТАК играет?!» - недоумевал почтенный нью-йоркский критик после недавнего (18 октября) выступления Максима Венгерова в Карнеги-холле, где скрипач, не появлявшийся на этой сцене несколько лет, исполнял с Монреальским филармоническим оркестром под управлением Кента Нагано Концерт Брамса для скрипки с оркестром и, в ответ на овации публики, Медитацию Массне из оперы «Таис».

http://www.vnovomsvete.com/articles/2017/10/26/dva-koncerta-v-karnegikholle.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 955
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евгений Пономарёв

Симфонический концерт в честь столетия Кара Караева
Mar. 29th, 2018 at 10:20 PM

28 марта
Большой зал филармонии
https://evg-ponomarev.livejournal.com/139197.html

Большой торжественный концерт в честь столетия советского азербайджанского композитора Кара Караева был идеально подготовлен. За пульт первого филармонического оркестра (ЗКР) встал Рауф Абдуллаев, народный артист Азербайджанской республики, многолетний художественный руководитель Азербайджанского государственного симфонического оркестра, имеющий при этом прямое отношение к Петербургу и петербургской музыкальной культуре: оперно-симфоническому дирижированию он учился в Ленинградской консерватории. В качестве солиста для исполнения скрипичного концерта был приглашен Максим Венгеров - такой солист и повышает статус мероприятия, и приводит в зал многочисленных поклонников.

Программа концерта выражала суть юбилея: во-первых, симфоническая поэма "Лейла и Меджнун" (1947), принесшая композитору большую известность, затем симфонические гравюры "Дон Кихот" (1960), выросшие из музыки к одноименному фильму Г.Козинцева (1957). Во втором отделении - скрипичный концерт (1967) и Вторая сюита из музыки к балету "Тропою грома" (1957) - наверное, самого известного произведения композитора. В свое время советские школьники проходили "Тропою грома" на уроках музыки.
Музыкальная логика в таком построении программы (скрипичный концерт и "Дон Кихота" неожиданно поменяли местами) тоже прослеживается. В первом отделении звучал традиционный Караев - главный композитор советского Азербайджана, включавший, в духе обязательной идеологии, национальные музыкальные традиции в общий ряд советского симфонизма. "Лейла и Меджнун" звучит мощным утверждением красоты идеального бытия, уверенной радостью советского искусства. В "Дон Кихоте", как не без основания утверждает программка, проступают традиции Шостаковича - учителя Караева по Московской консерватории и главного советского симфониста. Символично, что Шостакович написал музыку к другому фильму Козинцева - к "Гамлету". При этом Караев - совершенно самобытный композитор, новый в каждом произведении. Общие установки советской музыкальной культуры не мешают ему быть в первую очередь национальным композитором. И легко можно понять восприятие этой музыки в современном Азербайджане: для них это в первую очередь национальный композитор. А советские традиции важны в нем поскольку-постольку.

Во втором отделении звучал Караев поздний, Караев-экспериментатор, пораженный, как многие его современники, всем тем, что пропустила советская музыка за три десятилетия наглухо закрытых границ и что вдруг стало доступно в оттепель. Поездки в США, знакомство со Стравинским, слушание современных американских композиторов... Караев, быстро поднявшийся на музыкальный Олимп и всецело обласканный советской властью, мог себе позволить экспериментировать. Да и время было уже не то: "сумбур вместо музыки" остался в далеком прошлом. Но мало кто из советских музыкальных бонз оказался столь чутким к новому. Караев же, в отличие от многочисленных Хренниковых, был настоящим композитором. Его поразила новая музыка Запада, и он стал искать. В "Тропою грома" легко узнаются традиции Гершвина, но звучит и американский джаз, и африканские, наверное, мотивы, и что-то еще. А скрипичный концерт чем-то похож на Стравинского, а чем-то на молодого Шнитке. Все три части в нем очень разные - чуть не три эксперимента сразу.

Максим Венгеров, как всегда, сыграл насыщенно и ярко. Но главным героем вечера стал Рауф Абдуллаев и филармонический оркестр, которым удалось передать все разнообразие и глубину музыки Кара Караева. Умные и непохожие друг на друга дирижерские интерпретации разных сочинений композитора, подтянутый и насыщенный звук, великолепные духовые, без которых этой музыки нет, и отлично сыгранные группы струнных. Незабываемый вечер, один из лучших симфонических концертов последнего времени.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 955
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Максим Венгеров на VI Мальтийском фестивале: Искусство вне подозрений

https://newsmuz.com/news/2018/maksim-vengerov-na-vi-maltiyskom-festivale-iskusstvo-vne-podozreniy-40965
Che mai sento!