Автор Тема: Re: Текущая концертная жизнь Москвы и Петербурга 2008-2009  (Прочитано 93539 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #125 : Январь 19, 2010, 21:03:56 »
Ко мне обратилась Ирина Владимировна Воеводская, врач, хорошо знавшая Рихтера и наблюдавшая за его здоровьем. Будучи в курсе “публицистической” деятельности г-на Г., она выразила желание дать ей свою оценку. По просьбе Ирины Владимировны размещаю ее сообщение.
......................
  Вполне разделяю изложенную точку зрения.
  В своё время пианист Петров высказался об А.Гаврилове в сравнительном смысле, вспомнив басню Крылова "Слон и Моська". Полагаю, Петров слишком преувеличил значение А.Гаврилова. До роли Моськи он явно не дотягивает. А.Гаврилов пытается изображать из себя Моську, да только неудачно.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #126 : Январь 19, 2010, 21:11:51 »
Но чтобы человек, обративший на себя внимание КГБ, "...уехал"! После - пусть домашнего! - ареста?! - Джеймс Бонд скулит от унижения под столом. Надо уж было гордо писать "выслали".
   Не принимайте всерьёз. В одном из интервью А.Гаврилов прямо сказал, что фактически он был "правой рукой Бобкова". Бобков - зам. председателя КГБ, начальник управления КГБ по борьбе с инакомыслием. А.Гаврилов не сидел под домашним арестом. А факт его перехода в руки спецслужб другого государства - предательство по отношению к прежнему патрону.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #127 : Январь 20, 2010, 10:28:36 »
А.Гаврилов не сидел под домашним арестом

Как он мог сидеть под "домашним арестом", когда я лично присутствовал на его выступлениях, видел и слышал его концерты в Москве как раз в эти годы ? Или надо вспоминать цитату из Грибоедова по поводу сплетен о Чацком - как того то сажали, то выпускали ? Должен сказать, что в Москве на Гаврилова не ломились, я не знаю, откуда эти сказки - на его концерты можно было спокойно купить билет перед самым началом. Тогда это было в норме вещей - случайно идти мимо, зайти и купить билет и сразу попасть на концерт лауреата какой-нибудь премии. Но должен отметить, что в те времена вообще на второстепенные фигуры не ломились, потому что с нами были Рихтер, Гилельс, Л.Н.Берман, Д.К.Алексеев, Крайнев, Башкиров, Плетнёв, Соколов, Керер и т.д. и т.д., а уж лауреатов всяких - целое море, причём, не только наших, но и иностранных.
Так что слова про "домашний арест" с учётом всех фактов выглядят одиозно. По всей видимости, поскольку советской власти нынче уже нет, на неё, согласно поговорке, можно врать, как на покойника.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #128 : Ноябрь 15, 2010, 16:37:46 »
Сегодня в 20:30 по телеканалу "Культура" можно будет лицезреть пианиста Андрея Гаврилова и дирижера Александра Ведерникова в программе Сати Спиваковой "Нескучная классика".

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #129 : Ноябрь 15, 2010, 17:48:03 »
О, постараюсь посмотреть и даже записать передачу. Спасибо за информацию  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #130 : Ноябрь 15, 2010, 22:12:50 »
Нескучная классика от 15 ноября 2010
аудиозапись     http://files.mail.ru/BZJTXG
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #131 : Ноябрь 16, 2010, 16:57:42 »
Передача была как всегда поверхностно-сумбурной:  разговоры о том и сем, перемежающиеся муз.фрагмнтами, калейдоскопичность и клиповость с начала до конца. Причем чувствуется, что разговоров на самом деле было гораздо больше и выглядело все логичней, но затем при монтаже все безжалостно обрезано.
Тема была о  рубато и в более широком плане о свободе интерпретации. Мне понравилось замечание Гаврилова о том, что рубато -это индивидуальная характеристика музыканта -не может быть двух музыкантов с одинаковыми рубато, поскольку оно отражает как бы уникальные писхофизиологические особенности каждого человека.  Одиноковое с кем-то рубато означает слепое копирование.
Конечно, и в этой передаче Гаврилов не удержался и  проехался по Рихтеру (действительно, у него это пунктик) - с чувством  превосходства он поведал, что Рихтер как никто другой старался точно придерживаться композиторской нотации (все-таки немец) и вместе с тем интуитивно так интерпретировал произведение, что между интерпретацией и самим призведением оказывалось  расстояние,  которое можно было измерять световыми годами!!! :o Чувствовалось, что говоря все это, Гаврилов и сам поражен  такой фантастической способностью Рихтера. В качестве примера показали фрагмент исполнения Рихтером шопеновского этюда.
 Сам Гаврилов ужасно сыграл  кусочек до-диез минорного ноктюрна Шопена, который на днях мы слышали в исполнении Володина. Но мне кажется, что жуткое звучание в основном  было следствием удивительно деревянного звука студийного белого  рояля Бехштейн (может кто-то что-то подложил под струны или клавиши?) Я слышала этот ноктюрн на живом концерте Гаврилова в прошлом году -он  играл его нормально, даже можно сказать хорошо.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #132 : Ноябрь 16, 2010, 20:29:32 »
Передача была как всегда поверхностно-сумбурной

:)) Я поленился послушать, ибо слышал некоторые предыдущие передачи. Но там хоть приглашённые гости были поинтереснее, а тут в гостях у вульгарной Сати был вульгарный Гаврилов.
Чего ещё тут можно было ожидать ?
Вы слышали, как смеётся Сати, когда делает это от души ? :))) Ужас. Этот смех мне лично говорит о многом.
Но сам Гаврилов - это, конечно, НЕЧТО ! Когда я его вижу или слышу, меня посещает такое ощущение, что я поглядываю за чем-то крайне неприличным.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #133 : Ноябрь 16, 2010, 21:41:41 »
Вы слышали, как смеётся Сати, когда делает это от души ? :))) Ужас. Этот смех мне лично говорит о многом.
Но сам Гаврилов - это, конечно, НЕЧТО ! Когда я его вижу или слышу, меня посещает такое ощущение, что я поглядываю за чем-то крайне неприличным.

Вообще, когда Сати только начинала пробовать себя в муз. передачах, она была сверхсерьезна и даже не по телевизионному сумрачна. Видимо, это телевизионщики решили ее перековать до неузнаваемости.
Жаль.
А к Андрею Гаврилову я не испытываю личной неприязни в такой степени, которая мешала бы мне воспринимать адекватно его слова.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #134 : Ноябрь 24, 2010, 18:56:19 »
Однако некоторые андрюшины перлы таки войдут в историю. "Практически под домашним арестом КГБ... а потом уехал".

Я хорошо знаком с самиздатом того времени, в том числе ХТС, и никогда даже не слышал о такой мере пресечения со стороны КГБ, как домашний арест. Это - клюква для европейских интеллигентов.
Клюква клюквой, но ведь А.Гаврилов употребил слово "практически". Это значит, что будучи, по его словам, "правой рукой Бобкова", он постоянно находился под контролем КГБ. А "уехал" - получил командировку на Запад, и там совершил предательство, стал перебежчиком. Только и всего.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #135 : Ноябрь 30, 2010, 19:20:37 »
Андрей Гаврилов-отец и Андрей Гаврилов-сын

Известный пианист считает, что люди не всегда готовы услышать "нового старого" Шопена
2010-11-29

http://www.ng.ru/culture/2010-11-29/7_gavrilovy.html

В Грузии с единственным концертом побывал всемирно известный пианист Андрей Гаврилов, исполнивший в Большом зале Тбилисской государственной консерватории имени В.Сараджишвили ноктюрны Ф.Шопена и Восьмую сонату С.Прокофьева. Прославленный музыкант предложил оригинальную интерпретацию, собственную трактовку известных сочинений, сопровождая исполнение каждого рассказом о том, как он его видит. После концерта Андрей ГАВРИЛОВ дал интервью корреспонденту «НГ» Ирине БЕЗИРГАНОВОЙ.

– Как изменился Андрей Гаврилов с того дня, как стал лауреатом Конкурса Чайковского в 1974 году?

– Между «тем» Гавриловым и мной разница как между сыном и отцом. Общеe и главное осталось неизменным – люблю жизнь, людей и не могу жить без музыки.

– Говорят, вы относитесь к тому редкому типу пианистов, кто не боится вступать в спор с композитором. Всегда ли вы одерживаете верх в подобном споре?

– Я не спорю с композиторами, не борюсь с ними, а сотрудничаю. Внимательно читаю уртексты, оживляю мысли умерших гениев, даже становлюсь ими на время исполнения... Стараюсь подарить им немного жизни, существования, звучания... На этом пути я, вовсе не стремясь стать новатором, невольно им становлюсь. Mоя цель – не придумать новую интерпретацию, а наоборот, долгим деликатным трудом проникнуть в исконный замысел – и подарить его умершему композитору, публике и самому себе. Это «воскрешение» – лучший подарок. Результаты подобной работы порой ошеломляют тех, кто попал под влияние стереотипов. Люди не всегда готовы услышать «нового старого» Шопена, им приятно слушать то, к чему они привыкли с детства. Поэтому многие мои «новации» не сразу принимаются. Понимание моих «открытий» всегда приходило со временем к самым широким слoям публики.

– Вы нарушаете каноны, бросаете вызов традиции и стереотипам. По складу личности вы бунтарь?

– Нет, я не бунтарь, я люблю и ищу покой. Но я действительно не переношу инерции, застоя, окостенения... Я не выношу мертвого искусства, каким бы искусным, совершенным по форме оно ни было. Это не бунт, а только честное отношение к делу.

– Вас называют «инфант террибле» отечественной музыки, гением, чудаком, скандалистом. Как вы это оцениваете? Не устали эпатировать публику?

– Это очередной миф обо мне, утвердившийся в среде посредственной журналистики. Зачастую журналисты вовсе не хотят разобраться в сути и, чтобы скрыть свое невежество и нежелание работать, просто навешивают на меня подобные ярлыки. Такой шлейф из слов, потерявших всякий смысл, тянется за каждой публичной личностью. Слова эти гремят, как пустые консервные банки, но ничего не означают.

– Вы как-то обмолвились, что разочарованы в России. Дескать, «вон из Москвы, сюда я больше не ездок!» В чем причина такого отчуждения? Вы сохраняете российское гражданство?

– Москва, Россия сегодня – это что-то вроде «гуляй-поля», или, выражаясь более определенно, «воровская малина». Нравственное падение, равнодушие, жестокость причиняют мне физическую боль. Я бы хотел видеть Россию свободным демократическим государством, другом и опорой для своего населения, для соседей, для всего мира… Российским гражданством я дорожу прежде всего потому, что это одно из многих прекрасных дел, осуществленных Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Когда меня хотели лишить российского гражданства, Горбачев вмешался в эту постыдную инициативу КГБ, начав и на этом фронте новую эру – эру свободных русских.

– В Тбилиси вы исполняли Шопена. Чем вам близок этот композитор? Кто еще созвучен вашей душе?

– Душа каждого чувствующего и мыслящего человека подобна многогранному органическому кристаллу. Музыка Шопена – неотъемлемая часть этого переливающегося светозвуками духовного органа. Шопен помог европейскому человеку первой половины XIX века вырастить в себе подобное сокровище... Теперь оно принадлежит всем. Разумеется, я люблю и другую музыку. Люблю и божественного Баха, и щемяще русского Рахманинова, и родного Чайковского, и cаркастичного, трагичного Шостаковича, и безудержного фантазера Моцарта, и многих, многих других.

– Что вам близко в музыке современных композиторов?

– Они разные. У каждого свое. К сожалению, «своего» современного композитора я пока не нашел.

– Как, на ваш взгляд, развиваются сегодня пианистические традиции в мире?

– Плохо. Произошли нивелировка и подгонка стилей и индивидуальностей в угоду потребителю. Против этого должен бороться сегодня каждый честный музыкант.

– Когда вы впервые почувствовали, что упорные занятия музыкой – не скучная обязанность, а удовольствие, творческий процесс?

– Когда я потерял отца, мне было 15 лет. Музыка помогла мне пережить эту потерю, преодолеть инфантильность, стать мужчиной. Она стала для меня спасительной творческой средой, рабочим космосом, в котором можно было продолжать жить и развиваться.

– Однажды вы сказали, что уже не чувствуете себя русским. Кем же вы себя ощущаете – европейцем, человеком мира?

– Я чувствую себя прежде всего человеком. Русский, европеец, космополит – это, как мне кажется, устаревшие понятия, категории позапрошлого века. Турбулентности мировой истории последних тысячелетий фатально смешали крови различных народов. Благодаря Интернету мы все стали виртуальными космополитами. Жителями маленькой планеты Земля. Скоро, боюсь, исчезнут и языки, останется только английский и китайский. А когда-нибудь смешаются и они. Я глубоко уважаю национальные культуры малых и больших народов. Но их будущее – музеи и монографии. Океан времени шлифует их, как гальку, и превращает в песок. Будущее за мировой культурой, в которую должны влиться национальные культуры. Процесс этот не гармонический и не безболезненный, но неизбежный. Его остановить невозможно, так же как невозможно остановить течение времени. То же произойдет когда-нибудь со всеми религиями, расами, национальностями и народностями. Истеричный национализм или расизм всевозможных сортов используется провокаторами и разжигателями войн, желающими погреть лапы на костре войны. Мне пестование национальных различий глубоко чуждо. Мы все одна семья. Шопен принадлежит всем.

– Чем объясняется то, что вы в течение шести лет не прикасались к инструменту? И как вам удалось сохранить форму? Ведь это как в спорте – пауза приносит потерю каких-то необходимых качеств, не так ли? Эта пауза была вам чем-то полезна как музыканту, то есть человеку творческому?

– До этой паузы я свой музыкальный дар эксплуатировал, а не развивал. В конце концов мое естество взбунтовалось против этого. Мне необходимо было остановиться, чтобы отдышаться и прислушаться. Я бросил музыку. Ушел от шума мира. Я слушал себя, слушал космос и потихоньку дозревал. И прошел сквозь сомнение, отчаяние и смерть к новой творческой жизни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #136 : Ноябрь 30, 2010, 19:22:15 »
Андрюша продолжает нас развлекать шедеврами своего философствования и свободомыслия, которое подсказало ему очередной скандальный ход - концерт в Грузии. Любопытно, присутствовал ли на нём фашист Саакашвили, обнимал ли Гаврилова, называл ли его "первым пианистом мира" и вручил ли ему какой-нибудь орден, медаль ну или хотя бы премию за какие-нибудь великие достижения на ниве распространения демократии во всём мире ?
Нечего сказать, "удачное" времечко выбрать Андрюша для концерта в Грузии. Вот спасибо за поддержку нашей внешней политики ! Всегда-то он хочет для России сделать что-нибудь хорошее и никак не может без этого ! Сразу видно, откуда ветер дует.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #137 : Ноябрь 30, 2010, 19:30:48 »
Ну сколько ж можно играть эти ноктюрны и восьмую сонату??

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #138 : Ноябрь 30, 2010, 19:36:43 »
Ну сколько ж можно играть эти ноктюрны и восьмую сонату??

И рассказывать при этом сказки о своём грандиозном текущем репертуаре, в котором чего только нет - и того нет, и этого нет.
У меня уже нету сил реагировать на такие мелочи. Андрюша просто пиарится, причём, успешно. Я же говорю, в настоящее время известны не те, кто лучше разбирается в музыке и лучше играет, а те, кто лучше пиарится: кто занимается самовосхвалением, выстраивает свою "легенду", шумит, совершает экстравагантные поступки и скандалит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #139 : Ноябрь 30, 2010, 19:52:49 »
очередной скандальный ход - концерт в Грузии.

А что здесь скандального? - вроде уже самолеты летают Москва-Тбилиси и обратно. А в только что прошедшем Шелкунчике девочка из Грузии  (виолончелистка) заняла первое место.

« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2010, 21:50:27 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #140 : Ноябрь 30, 2010, 20:41:59 »
   Из интервью А Гаврилова:
– Я не спорю с композиторами, не борюсь с ними, а сотрудничаю. Внимательно читаю уртексты, оживляю мысли умерших гениев, даже становлюсь ими на время исполнения... Стараюсь подарить им немного жизни, существования, звучания... На этом пути я, вовсе не стремясь стать новатором, невольно им становлюсь. Mоя цель – не придумать новую интерпретацию, а наоборот, долгим деликатным трудом проникнуть в исконный замысел – и подарить его умершему композитору, публике и самому себе. Это «воскрешение» – лучший подарок. Результаты подобной работы порой ошеломляют тех, кто попал под влияние стереотипов.
   А.Гаврилову не надо давать концерты. Ему достаточно давать интервью.

Sergey

  • Гость
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #141 : Июнь 09, 2011, 14:24:50 »
На форуме Классика появилось сообщение (см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=75179&p=1115627) о появлении в интернете мемуаров Андрея Гаврилова "Чайник, Фира и Андрей". Как явствует из этих сообщений их появление сопровождалось скандальной размолвкой, произошедшей между Гавриловым и его соавтором - Игорем Шестковым. Там же представлены ссылки, по которым эти мемуары можно почитать или скачать.
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2011, 15:04:19 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #142 : Июнь 09, 2011, 19:45:43 »
... появление сопровождалось скандальной размолвкой, произошедшей между Гавриловым и его соавтором - Игорем Шестковым

Мне вот даже интересно: сколько же раз люди будут наступать на одни и те же грабли "дружбы с Андреем" ? Уж сколько народу себе лбы расшибло, а вот, видать, находятся всё новые и новые простофили. Уж сколько народу и сколько раз сообщали, что подобного рода "дружба" является чем-то непотребным, что с такими людьми НЕЛЬЗЯ ДРУЖИТЬ, что это опасно для психического здоровья ! :)) Но, видимо, чужие ошибки не убеждают, и каждый новый претендент в "андрюшины друзья" желает учиться на своих ошибках.
Ну что ж: значит сама судьба будет поставлять нам всё новые и новые хохмы "из жизни", так сказать.

Касаемо самих "мемуаров" могу сказать только то, что всегда и везде повторяю применительно ко всему, связанному с Гавриловым: АВТОРУ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ, НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ НИ ОДНОМУ ЕГО СЛОВУ ! Всё, что от него исходит, нужно тщательно проверять на наличие логики и на соответствие реальности, которую автор видит в весьма специфическом преломлении, так скажем.
Такое впечатление, что эти "мемуары" опоздали лет на 30-40: эта кухонно-интеллигентская озлобленность на весь мир уже давно не в моде и давно уже никому не интересна. Только вчера смотрел по телеку записанные на видео воспоминания вдовы Синявского - Розановой: она рассказала, что все эти "диссиденты", окружавшие её и Синявского за рубежом, увезли с собой из России свою злобу, желание ходить строем и тотальную ненависть за рубеж, где тоже хотели всех "построить" - в т.ч. и Синявского с Розановой. Вот эта совково-диссидентская озлобленность и это желание всех "построить" просто-таки сочится из книги Гаврилова ! :)) Отличный портрет нашей былой диссидентской тусовки: сразу ясно, что ни к чему хорошему такое поведение и мировоззрение не приведут ни в жизни, ни в творчестве, что и доказывает личный пример Гаврилова. В этом плане я его сопоставил бы с Новодворской: два сапога пара.
Трудно сказать, кому интересен рассказ о провалившейся карьере пианиста-неудачника – как правило, интереснее читать мемуары людей состоявшихся, удачливых, нежели мемуары с подзаголовком "Как я угробил свою жизнь и карьеру". Но в науке, как известно, отрицательный результат – это тоже результат, поэтому в плане поучительности, вероятно, такие мемуары тоже могут иметь некий спрос.
Хотя, как я уже сказал, никто не учится на чужих ошибках.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 630
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #143 : Июнь 10, 2011, 04:15:54 »
Касаемо самих "мемуаров" могу сказать только то, что всегда и везде повторяю применительно ко всему, связанному с Гавриловым: АВТОРУ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ, НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ НИ ОДНОМУ ЕГО СЛОВУ ! Всё, что от него исходит, нужно тщательно проверять на наличие логики и на соответствие реальности, которую автор видит в весьма специфическом преломлении, так скажем.

Прочитал немного. Впечатление такое, что читаешь не просто скорбного головой, но гораздо хуже - одержимого нечистой силой. Я это не для красного словца. Помните, как из, кажется, какого-то столпа ему было открыто, как играть 8-ю Прокофьева? И что, сыграл так, что сразу победил ненавистного соперника? Опасные это вещи для души - верить в такое, более того, считать, что это тебе откровение свыше. Великие подвижники так себя не вели в жизни. От них исходила благодать, мудрость и любовь. Не хочу развивать здесь, на светском форуме, эту тему. Написал, чтобы напомнить, что есть такая проблематика, что об этом много написано.
Читаешь и удивляешься - Рихтер, практически, ни с кем не общался, только с г-ном. И как читатель должен почувствовать разницу между отживающим и чуть ли не продавшим душу бывшим первым музыкантом и пришедшим ему на смену смелым, умным, передовым и талантливым-талантливым-гениальным! Всезнающим, всепонимающим, красивым душой (и телом), умным, остроумным, светлым, жизнелюбом, героем – в одном лице гераклом, персеем, беллерофонтом, эдипом, и прочая, и прочая, etc, etc………
Автор не гнушается лжи. Сейчас нет возможности скрупулезно анализировать все его измышления о людях, которых он вспоминает. По крайней мере, рассказ о Владимире Морозе на его совести (хотя понятие «совесть» к г-ну Г не имеет отношения).
Можно указать на не столь уж важные, но всё же характеризующие автора неточности, тем более, он много раз смакует забывание текста Рихтером. Он пишет, что после смерти С.Г.Нейгауза (24/1/80) «на следующий день состоялась гражданская панихида в Большом Зале консерватории. Слава играл «Похоронную гондолу» Листа, то и дело забывая текст.» На самом деле панихида была 28/1/80, и играл Рихтер Дебюсси – «Террасу, посещаемую лунным светом».

«Слава никогда не рассказывал правду – после первого проигрывания ему «моих» сюит, он в смятении убежал подгонять звучание и характер своих сюит «под Гаврилова». Подделывал их около недели, что бы звучало в тон моему прочтению и насылал на меня в мыслях смерть. К записи подогнал так добросовестно, что теперь и я путаю кто где...»

От себя скажу, что это не та музыка, которая всегда на слуху (у меня). Но уж извините, этот молодец иногда, как ни старается, но деревянный звук хоть и полузаметно, но пробивается. Не удалось Рихтеру, к счастью для нас, «подогнать» и сыграть «в тон».
«Счастливый мальчик», как сказал в свое время об этом типе Рихтер, превратился в злобного завистника, уже немолодого, но впадающего в детство, что в таком возрасте смотрится омерзительно. 
Обязательно надо было охаять фильм Монсенжона.

«Поэтому мы слышим как Рихтер играет Шуберта, а видим, как Рихтер играет четвертую балладу Шопена...»

Не балладу, а этюд cis-moll, op.25, №7. Монсенжон говорил, что имеет право на подобный монтаж. Действительно, нет такой записи видео, и он наложил звук на этюд. Преступление? Это же не фильм-концерт.
Неожиданная критика 4-го этюда cis-moll, op.10. Но ведь и сам г-н-разоблачитель старается не отстать и даже опередить, но не выходит-с! Кураж есть, публика в восторге, а эффекту же такого все равно нету! И мощи настоящей, и убежденности, и концентрации – нету, не было и не будет. Истерику помню – в прелюдии Рахманинова B-dur. Вспомнил бы, во что превратил ее. Вот о ком бы цитату процитировать: «Плохой актер немого кино как будто саблей крошит этот филигранный этюд. Публика в восторге – пальцы-то вон как бегают!» (Надо только «этюд» заменить на «прелюдию».) А кстати, Генри младший когда-то восторженно написал об этом этюде в «Энигме».

И знаменитое «я себе не нравлюсь». Рихтер читает Дневник, в котором отзыв о своем исполнении «Хаммерклавира». Монсенжон решил этой цитатой закончить фильм.

«Она стала зеркалом его человеческой деградации.» Это уж точно, но деградации впавшего в прелесть г-на.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #144 : Июнь 10, 2011, 12:35:05 »
Прочитал немного. Впечатление такое, что читаешь не просто скорбного головой, но гораздо хуже - одержимого нечистой силой

У вас тоже появилось это ощущение ? Я когда читал, не мог избавиться от впечатления прямого соприкосновения с бесовщиной ! :)) В этом плане не должно удивлять, что "помощник" автора пострадал: иначе и быть не могло - надо соображать, с кем связываешься, и думать о последствиях. Я считаю, что помощник получил по заслугам, ибо каждому должно воздаваться: если заигрываешь с дьявольщиной, то будь готов к расплате.
Общий тон повествования поражает: такая ненависть, как в анекдоте – "ко всему, что шевелится" ! :))
Но я заметил ещё кое-что, Юрий, на что вы, как человек, знакомый с громадным количеством материалов, не могли не обратить внимание. Дело в том, что автор мемуаров тоже ознакомился с разными материалами и теперь пересказывает их, но уже от своего имени. Иногда я узнаю целые смысловые куски из чужих рассуждений – например, в рассказах о "Вишне", о Ростроповиче, о России. Разумеется, о Рихтере появилось много "нового", помимо того, что было выдумано автором раньше: это было опубликовано Чемберджи, Борисовым, Могильницким, конечно, Монсенжоном и др.; понятное дело, что из Дневников Рихтера многое заимствовано и пересказано в другом преломлении.
Короче, фонтан фантазмов бьёт могучей струёй ! :))
В каком-то смысле эту книгу можно было бы считать если не "мемуарами", то ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературой: т.е. можно было бы позиционировать её в жанре художественной прозы, написанной по следам общения с великими людьми с переосмыслением и творческим развитием виденного и слышанного В ДУХЕ АВТОРА КНИГИ. Но согласитесь, это уже совсем другой жанр, который имеет совсем другую ценность. В этом жанре выписаны многие художественные книги о великих деятелях прошлого и т.д., но не придёт же никому в голову ориентироваться на них как на источник достоверной исторической информации ! :)) Если факты даже не проверялись на достоверность, а при соотнесении с реальностью многое выглядит прямым враньём, то вряд ли можно позиционировать такую литературу как "историческую": это фантастика и ни к чему не обязывающий трёп, своего рода фотоснимок мышления автора, содержание которого мало соотносится с реальными людьми и событиями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 630
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #145 : Июнь 10, 2011, 20:18:00 »
Разумеется, о Рихтере появилось много "нового", помимо того, что было выдумано автором раньше: это было опубликовано Чемберджи, Борисовым, Могильницким, конечно, Монсенжоном и др.; понятное дело, что из Дневников Рихтера многое заимствовано и пересказано в другом преломлении.
Короче, фонтан фантазмов бьёт могучей струёй ! :))
Я это заметил, но не написал, т.к. предполагал продолжить. Хорошо, что Вы об этом написали. Естественно, это не тот труд, который заставляет бросить всё и скрупулезно, с ручкой в руке только им и заниматься, сопоставляя его "факты" с фактами. Сегодня разговаривал с одним человеком из компании Рихтера и в который раз услышал сказанное Святославом Теофиловичем еще в начале 80-х об этом молодом даровании: "Он опасно глуп." Сейчас мы видим подтверждение этой характеристики - пересказывать, но в своей манере известные повествования. На что он рассчитывает - на людей, ни с чем не знакомых, ничего не читавших? Это как с "Траурной гондолой" на панихиде по С.Г.Нейгаузу, которую Рихтер не играл, зато в ее тексте ошибался. Одним словом, халтура (ругательное слово Рихтера). "Траурную гондолу" Рихтер, действительно, играл, но на панихиде по Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, и было это 25/3/59. Вряд ли "писатель" мог там присутствовать.
Еще могу рассказать, как после концерта, кажется, в Париже, он сказал близким к Рихтеру людям, что надо любыми средствами привлекать к себе внимание - это же Запад. За точность цитирования не ручаюсь, но смысл передан правильно. Вот он и старается. Но и там достойные люди его раскусили. Уже писал, что Мути отказал ему в совместных концертах.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #146 : Июнь 11, 2011, 02:06:46 »
Но и там достойные люди его раскусили. Уже писал, что Мути отказал ему в совместных концертах.

Я думаю, Запад достаточно циничен, чтобы не преследовать экстравагантность, а даже наоборот - эпатаж они используют как двигатель продаж. Причины отказа, думаю, в другом - в том, что Гаврилов уже с конца прошлого века отвратительно играет.
Чтобы не быть голословным, я слушал отдельные его концерты последних лет, а на некоторых даже и побывал - ведь столько шуму было, столько выпендрёжа, интересно же .... Но в результате я полностью разочарован: особенно концертом Моцарта в одном из последних выступлений. Ведь Моцарт был объявлен им "космическим", следовательно, можно было ожидать чего-то необычного, но нет: в результате был не "космос", а была просто грубая игра, вернее, тупая долбёжка. Грубое туше, отвратительный тембр.
Я многое мог бы ему простить, даже мелочные обиды на самых больших музыкантов, но бездарной игры я не прощу никогда: она зачёркивает всё. ВСЁ !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 630
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #147 : Июнь 11, 2011, 11:27:34 »
Вспоминается, что рассказывал мне покойный профессор Киевской консерватории Всеволод Михайлович Воробьев. Когда-то я часто бывал у него в гостях. Он и его супруга хорошо были знакомы со Святославом Теофиловичем и Ниной Львовной. Рихтер тоже бывал у них, навещая Киев, даже занимался, готовясь, в частности, к выступлениям в ноябре 52-го. 19-го и 20-го ноября он сыграл четыре концерта с оркестром – 1-ый Бетховена, Шумана, Равеля и 5-ый Сен Санса.
Всеволод Михайлович в конце 70-х проходил повышение квалификации в Московской консерватории, общался со многими пианистами, несколько раз был в гостях у Рихтера. Мне очень интересны были его рассказы, особенно касавшиеся Рихтера. Но фигурировал в них не всегда только Рихтер. Чтобы опубликовать в интернете эти рассказы при жизни Воробьева, мне нужно было его согласие. Сделать это я не успел. Ничего от себя не прибавляю, поэтому уверен, что не совершаю неблаговидного поступка.

Вот об этом он поведал с возмущением. Нынешний г-н Г, а тогда еще студент или аспирант, сдавал экзамен по какому-то теоретическому курсу, и в билете был 3-ий Концерт Прокофьева. Рассказать он толком ничего не мог и заявил, что в его репертуаре не 3-ий, а 1-ый Концерт. Ему возразили, что, тем не менее, музыку знать он должен. На это справедливое замечание юнец ответил, что ему некогда заниматься подобным – он зарабатывает валюту стране, и вообще ему покровительствует Рихтер. Тогда Воробьев спросил, знает ли Святослав Теофилович о таком поведении «протеже». Естественно, никто Рихтеру ничего подобного не рассказал бы. Все знали, что вести с ним подобные разговоры нельзя.

Воробьев был приглашен в гости по какому-то случаю. Было много народа, в частности, это молодое дарование. Он пришел с матерью и принес пирог. При этом высокопарно процитировал: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» Как он был прав, однако! Но тогда никто не мог предвидеть ничего подобного, чего свидетелями являемся мы. По крайней мере, тон, манеры неприятно поразили тогда Всеволода Михайловича.

В другой приезд он снова посетил Рихтера и был свидетелем звонка с границы. Звонил расстроенный «подопечный»: на таможне остановили купленный во время гастролей мерседес и требуют пошлину. Нина Львовна позвонила, куда надо и все устроила.

Ничего не комментирую. Читатели разберутся и без меня. Кто-то скажет, что ничего эти рассказы не опровергают. Но, тем не менее, это штрихи к портрету, причем портрет получается несимпатичный, как и его живой прообраз.

Оффлайн long_time_no_see

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 57
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #148 : Июнь 11, 2011, 11:56:42 »

В другой приезд он снова посетил Рихтера и был свидетелем звонка с границы. Звонил расстроенный «подопечный»: на таможне остановили купленный во время гастролей мерседес и требуют пошлину. Нина Львовна позвонила, куда надо и все устроила.

А потом, по воспоминаниям другого человека, Гаврилов всем растрепал, что Рихтер подарил ему мерседес. Когда это дошло до Рихтера, он был весьма удивлен. 

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 630
Андрей Гаврилов (р.1955), пианист
« Ответ #149 : Июнь 15, 2011, 08:17:21 »
Читая «откровения», невозможно не заметить назойливо повторяющееся заявление о посрамлении Рихтера в соревновании (?) в Архангельском. В качестве справки: 28/7/80 «победитель» сыграл сюиты №№ 1,4,6,7, а 30-го - №№ 15,10,13,11. Рихтер играл 29-го – №№ 2,3,5,8 и 31-го - №№ 9,12,14,16. Хорошо зная записи Рихтера (программы тех концертов были частично записаны - №№ 2,9,12,14,16), я не имею представления о том, как играл тогда «свои» сюиты этот г-н. Возможно, кто-то знает о наличии его записей. Еще лучше, если бы нашелся живой свидетель и поделился воспоминаниями.
Что мне бросается в глаза в этом рассказе. С одной стороны, поносится все руководящие в области культуры деятели. Понятно, что люди с такими характеристиками явно неспособны оценить исполнение, все тонкости. С другой стороны, все, как один сделали вывод о «поражении» Первого (узаконенного) музыканта страны. Странно всё это выглядит, тем более, если еще учесть, что играли они не в один день. Тут квалификация нужна такая, как у жюри конкурса. А потом неоднократное упоминание о собственной победе – сам оценил, сам себя поставил на первое место. Не часто ли нам напоминают об этом триумфе? Читая книгу, надо сделать вывод, что это еще и победа передового, свободного, над косным, взращенным в условиях тоталитарного режима.
А еще поражаешься, насколько повествование похоже на детектив. Силы зла противостоят этакому джеймсу бонду от искусства. Но он смеется над их жалкими происками, неизменно выходя победителем – играючи – в прямом и переносном смысле.
Об одном приходится сожалеть – многие (хочу верить, что не все) из выросших после ухода Маэстро, толком ничего не знающие, купятся на эту дешевку. Привыкшим к боевикам, детективам всё это очень понятно. Когда читается легко, о фактах можно и не задумываться.