Автор Тема: Должанский Александр Наумович (1908-1966), теоретик, музыковед  (Прочитано 5258 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Должанский Александр Наумович (1908-1966), теоретик, музыковед

http://www.m-planet.ru/index.php?id=43

Должанский Александр Наумович (1908-1966). Родился в Ростове-на-Дону. Музыковед. В 1928-1930 занимался по композиции у П. Б. Рязанова. В 1930-1941 преподаватель теоретических предметов в 1-м музыкальном техникуме. В 1936 окончил Ленинградскую консерваторию по историко-теоретической специальности, затем аспирантуру (рук. X.С.Кушнарев). Кандидат искусствоведения (1942), диссертация "О некоторых композиционных особенностях инструментальных фуг И. С. Баха". С 1944 года доцент консерватории. Вел лекционную работу.

Соч.: Краткий музыкальный словарь Л., 1952, 2 изд., перераб. и доп. 1955, 3 изд., перераб. и доп. 1959, 4 изд. 1964, 5 изд. М.-Л., 1966; Шостакович. Камерные произведения. М., 1955; Советские композиторы. Краткий биографический справочник: (совм. с Г. Б. Бернандтом). М., 1957; Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки. Л., 1960; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Л., 1963; Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича. М., 1965; Краткий курс гармонии для любителей и начинающих профессионалов. М.-Л., 1966.

-----------------------------------------------------------------

Должанский Александр Наумович (1908—1966) — музыковед, специалист по полифонии, автор известнейшего муз. словаря. В 1928—30 занимался у П. Б. Рязанова по композиции. Окончил Ленинградскую консерваторию как музыковед (1936), аспирантуру у Х. С. Кушнарева. В 1937—48 преподавал в Ленинградской консерватории. В 1947 опубликовал исследование о мелодике и тематизме Д. Д. Шостаковича, где раскрыл особую ладовую систему, в которой творил композитор. В кампанию 1948 Должанский принципиально отказался осуждать Шостаковича, был уволен и только через 6 лет восстановлен в консерватории, где и продолжилась его научная и педагогическая деятельность (1954—1966). Доцент (1944), кандидат искусствоведения (1942).

Сочинения: О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4; Краткий музыкальный словарь, Л., 1952, М.-Л., 1966; Д. Шостакович. Камерные (инструментальные) произведения, (М., 1955); О композиции первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича, "СМ", 1956, No 4; Советские композиторы. Краткий биографический справочник, М., 1957 (совм. с Г. Б. Бернандтом); Краткие замечания об Одиннадцатой симфонии (Д. Д. Шостаковича), "СМ", 1958, No 3; Относительно фуги, "СМ", 1959, No 4; Из наблюдений над стилем Шостаковича, "СМ", 1959, No 10; Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки. Л., 1960; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Л., 1963; Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича, М., 1965; Краткий курс гармонии. Для любителей и начинающих профессионалов, М.-Л., 1966; Избранные статьи, Л., 1973.
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2014, 17:05:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А. Должанский, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича
“Советский композитор”, 1970г., 2-е издание
Страниц: 130
Формат: PDF
Размер: 61,2 Мб

http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/shostakovich_fugi.htm

Книга посвящена сборнику 24 прелюдий и фуг Шостаковича и предназначена для читателей различных категорий. Ими могут быть и те, кого интересует сборник в целом, и те, кому нужны сведения об отдельных пьесах или даже лишь об одной из них: пианисты и теоретики, педагоги и ученики, узкие специалисты и более широкий круг лиц, занимающихся музыкой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
И что? Я тогда ничего не знаю? От родителей? Как моего деда Должанского вместе с Шостаковичем травили? Если в 1948 году меня не было, значит, и этого не было? Стыдно!
А перестройка - да. До 2000 года свобода выбора увеличивалась, а с тех пор постоянно сжимается.
Уважаемый Петр, каюсь, я и не знал, что автор "Краткого музыкального словаря" А.Н.Должанский, стоящего на моей книжной полке - ваш дедушка.

Только переплет у меня серого цвета, а не светло-коричневого как на фото, которое я взял в интернете. Кстати, насколько я узнал из биографии вашего деда, найденной мной в интернете - см. тут, его первое издание вышло еще аж в 1952 г., т.е. еще в период гонений.

Нет, я ни в коем случае не ставлю под сомнение факт таких гонений - ни боже мой!  Тем более, что как можно узнать из данной мной ссылки, с 1937 по 1948 г. и с 1954 г. он работал в Ленинградской консерватории. Т.е., судя по пробелу в биографических данных, можно полагать, что в 1948 г. его уволили из консерватории и восстановили только в 1954 г.

А не смогли ли бы вы, уважаемый Петр, немного рассказать о вашем деде, в том числе и о том, как отразилась на его судьбе кампания 1948 г. И как так получилось, что уже в 1952 г. (т.е. еще в период опалы) Музгиз издал (и наверняка немаленьким тиражом) написанный им музыкальный словарь, предназначенный для (как тогда выражались) широких масс. Вот даже до меня, ни разу не музыканта, знакомого с музыкальной грамотой только в рамках школьных уроков пения, этот словарь "дошел". Помнится, я его купил где-то в 1966-г, когда в тинейджерском возрасте началась моя любовь к классической музыке.
Думаю, рассказ о вашем дедушке будет интересен не только мне.

Как-то раз я рассказывал о нем в потоке имени мене, могу привести и здесь этот маленький текст, написанный еще 10 лет назад для концерта из сочинений Шостаковича и Мусоргского:

Концерт посвящен 95-летию со дня рождения моего деда, петербургского музыковеда, доцента консерватории Александра Наумовича Должанского (1908-1966).
Он был одним из первых и преданнейших исследователей творчества Д. Д. Шостаковича и посвятил этому всю свою жизнь. В те годы это требовало, кроме искренней любви к гениальным творениям Шостаковича, еще и недюжинного гражданского мужества. В 1948 году, когда все лучшее, что было в нашей музыке, подвергалось гонениям, во всех музыкальных учреждениях, в том числе, и в нашей консерватории проводились собрания, где все выступающие были обязаны клеймить «формалистические опыты антинародных композиторов». На таком собрании выступил и мой дед, который сказал так: «Я всю жизнь любил музыку Шостаковича и считал его гениальным композитором, и я не вижу причин для того, чтобы от этого отказываться». За это моего деда «всего лишь» уволили из консерватории вместе с самим Дмитрием Дмитриевичем, наградив ярлыком «знаменосец Шостаковича в Ленинграде». Это было страшным обвинением, которым мой дед по праву гордился всю жизнь. По тем временам, однако, можно действительно считать, что он отделался легким испугом. Следующие 8 лет он содержал семью, читая лекции для рабочих Кировского завода и других предприятий о музыке русских композиторов. И лишь потом ему разрешили снова работать в консерватории. Здоровье его было подорвано, и он прожил после этого совсем недолго.
Мой дед не очень много и тесно общался с Шостаковичем, считая, что между исследователем и предметом исследования должна быть некоторая дистанция. И никогда не «записывался» ему в друзья. Он является автором нескольких очень важных работ, крупнейшая из которых – «24 прелюдии и фуги Д. Д. Шостаковича». Также ему принадлежит знаменитый «Краткий музыкальный словарь», который есть, пожалуй, в доме каждого музыканта, и то, что этот словарь в последние годы, несмотря на свой 50-летний возраст, был дважды переиздан, говорит о том, что он до сих пор не устарел.
Мне не довелось знать моего деда, но я вырос в доме, в котором жила память о нем, витавшая в самой атмосфере, в тысячах книг, которые он собирал всю жизнь. И я считаю своим долгом по отношению к нему исполнить все произведения Шостаковича, которые возможно исполнить на рояле. Данный концерт – первый шаг на пути к этому. 



Добавить к этому можно только чуть больше подробностей. Мой дед действительно был одним из первых исследователей, осознавших масштаб и значение фигуры Шостаковича еще в начале его творческого пути. В нашей семье ходит история о том, как он, гуляя с моей будущей бабушкой в ранние 30-е, вдруг указал ей на идущего навстречу Шостаковича: "смотри, вот идет Бетховен". Она, конечно, подняла его на смех.
Затем ни в 1936-м, ни в 1948-м он не менял своих убеждений, и поплатился за это, конечно, еще весьма мягко для тех времен. В 1936 году он несколько раз допрашивался в Большом доме на Литейном, а в 1948 был с позором изгнан из консерватории, куда его окончательно взяли обратно в 1958-м, после знаменитого "исторического постановления об отмене исторического постановления". Впрочем, скорее всего, его и так бы в 1949 году уволили "по пятому пункту". Эти 10 лет он большей частью писал словарь (необходимость в котором назрела, а также это было совершенно безопасно - чистая наука), читал бесчисленные вступительные слова на концертах филармонии, занимался культпросветом и читал лекции для рабочих о музыке. Записки, которые он там получал, у нас хранятся, наибольшим успехом пользовалась такая: "Музыка Бетхомика, бодрая и гулкая, помогает нам строить коммунизм".  :) Я иногда применяю ее на уроках со студентами.
Я если о чем-то жалею, то о том, что не имел возможности с ним общаться. Хотя библиотека, вообще весь родительский дом - это все было собрано его руками. Я перекопал весь его архив, нашел там кучу всяких стенограмм заседаний в союзе композиторов и прочих, очень выразительно живописующих вообще ту эпоху. Доставалось ему там от души.

Мне было приятно и неожиданно убедиться, что среди современных молодых музыковедов его работы до сих пор пользуются живым интересом, их обсуждают, их ищут - а значит, они сохраняют свое научное значение до сих пор. Это в особенности, кромк словаря, относится к его монографии о 24 прелюдиях и фугах Шостаковича, к исследованиям о ладах и другим.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... читал бесчисленные вступительные слова на концертах филармонии, занимался культпросветом и читал лекции для рабочих о музыке. Записки, которые он там получал, у нас хранятся, наибольшим успехом пользовалась такая: "Музыка Бетхомика, бодрая и гулкая, помогает нам строить коммунизм".  :) Я иногда применяю ее на уроках со студентами.
Я если о чем-то жалею, то о том, что не имел возможности с ним общаться. Хотя библиотека, вообще весь родительский дом - это все было собрано его руками. Я перекопал весь его архив, нашел там кучу всяких стенограмм заседаний в союзе композиторов и прочих, очень выразительно живописующих вообще ту эпоху. Доставалось ему там от души

Пётр, это всё обязательно нужно когда-нибудь опубликовать или выложить в виде сканов на каком-нибудь сайте.

Мне было приятно и неожиданно убедиться, что среди современных молодых музыковедов его работы до сих пор пользуются живым интересом, их обсуждают, их ищут - а значит, они сохраняют свое научное значение до сих пор. Это в особенности, кромк словаря, относится к его монографии о 24 прелюдиях и фугах Шостаковича, к исследованиям о ладах и другим.

Ссылку на его книгу о 24 Прелюдиях и фугах Шостаковича я привёл - нашёл эту работу в сети. Потрясающая книга, захватывающе интересная, хотя, конечно, она не на "любителей музыки" рассчитана :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
Интересная звуковая находка:

Выступление музыковеда А. Должанского (ленрадио зап. 1962г).

http://www.staroeradio.ru/audio/30144


Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Ого! Спасибо огромное!

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Да! Бывают же на свете чудеса! Вот так вот взять и в первый раз в жизни услышать живой голос родного деда, умершего почти 50 лет назад! Как это вообще сохранилось, кто додумался это выложить! Слов нет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересная звуковая находка:

Выступление музыковеда А. Должанского (ленрадио зап. 1962г).

http://www.staroeradio.ru/audio/30144

Чрезвычайно интересный рассказ!
Абсолютно не устаревший - и сегодня слушается как нечто свежее. А ведь полвека прошло!
Меня это наталкивает на разные мысли не только по поводу передового мышления самого Должанского, но по поводу эволюции музыкальной истории вообще.
И с таким юмором рассказывает :)) Хотя очень глубоко, за этим рассказом - целая жизнь и громадный личный опыт. Он сам предупреждает, что уже не изменится :)) Как бы извиняясь. Но зачем меняться такому интересному человеку??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интересная звуковая находка:

Выступление музыковеда А. Должанского (ленрадио зап. 1962г).

http://www.staroeradio.ru/audio/30144

Чрезвычайно интересный рассказ!
Абсолютно не устаревший - и сегодня слушается как нечто свежее. А ведь полвека прошло!
Меня это наталкивает на разные мысли не только по поводу передового мышления самого Должанского, но по поводу эволюции музыкальной истории вообще.
И с таким юмором рассказывает :)) Хотя очень глубоко, за этим рассказом - целая жизнь и громадный личный опыт. Он сам предупреждает, что уже не изменится :)) Как бы извиняясь. Но зачем меняться такому интересному человеку??

Это последний пост Предлогова на форуме. Уже 3 года прошло...
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
Часто об этом вспоминаю. Во всяком случае, сознание того, что Предлогов написал ответ на мою реплику перед самым уходом, не покидает меня. Вообще, он довольно часто откликался на публикации редких архивных материалов, создавал соответствующие темы, придавал этому большое значение, чему свидетельство и его последнее сообщение, которое я воспринимаю в контексте его неоднократных пожеланий не оставлять работу по сохранению нашего золотого фонда звукозаписей. 
Кстати, эту передачу, о которой шла речь, сейчас выложили на ютубе и её там можно легко скачать, если кому надо: https://www.youtube.com/watch?v=bu1_yb95RX8&t=1s
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2017, 00:34:13 от Максим »