(Из темы: Что такое постановка голоса?)
Чужой: Уважаемый Богаченко!
А как Вам это удалось, научиться СЖИМАТЬ ТРАХЕЮ?
Отвечаю. Этот процесс не для слабонервных!
Он настолько тонок и при пении вы его не увидите, если у вас нет каких-либо ориентиров. Это определенные признаки сужения, которые необходимо научиться «видеть», которые потом можно усиливать, то есть сужать еще больше. Это упростит интонирование нот высокой тесситуры и всего диапазона.
МЕТОД САМОКОНТРОЛЯ:
Для того, чтобы вам легче было контролировать, что происходит в вашем голосовом аппарате, необходимо приставить свою ладонь лодочкой от вашего уха ко рту. (Найдите положение ладони наилучшей слышимости) Вы сможете внутренним взором «увидеть» все, что происходит в вашем голосовом аппарате. Когда вы научитесь делать это с рукой, то постепенно, по мере закрепления навыков, ее можно убирать. В начале я занимался только с рукой – так ПРОЩЕ контролировать и ВСЕ «ВИДНО».
Сразу отмечу побочные эффекты, которые могут происходить на первых порах – это появление ГОРЛОВЫХ призвуков. Это говорит о том, что вы сжимаете саму гортань. Не бойтесь этого! Представьте, что надо пройти еще НИЖЕ и они начнут исчезать, а звук увеличиваться. При этом вы будете чувствовать себя комфортно – это физиологическая правильность. Здесь сам звук еще НЕ ВАЖЕН.
Сколько раз ваше представление о правильном звуке менялось за время вашего обучения? Отвечу: ПОСТОЯННО, особенно при смене педагога. Вы же сами не знаете, какой будет ваш звук, да и педагог тоже – «цыплят по осени считают».
Пройти еще НИЖЕ…!?
Горловые призвуки исчезнут, а звук усилится и начнет садиться на опору…
Это достигается МЫСЛЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ процесса сужения в области груди (немного выше солнечного сплетения 3-5 см).
Но этого мало! Необходимо усилить эту мыслеформу (образ-представление) ОЧЕНЬ АКТИВНЫМ ПОСТУКИВАНИЕМ кончиками пальцев своей руки (кулаком) в точку груди на 3-5 см выше солнечного сплетения. Если при этом звук начинает дергаться синхронно ударам, то вы делаете правильно. То же самое можно выполнять активным ПОТРЯХИВАНИЕМ либо кончиками пальцев, либо кулаком. В этом случае вы ПРИВЛЕКАЕТЕ внимание своего ПОДСОЗНАНИЯ, своего ГОЛОСОВОГО АППАРАТА к месту на которое ОН должен обратить внимание и где должна сработать ваша мыслеформа «СУЖЕНИЕ ТРАХЕИ».
Особенность этого постукивания или потряхивания заключается в том, что чем ВЫШЕ нота, чем ГРОМЧЕ вы поете, тем СИЛЬНЕЕ и ЧАЩЕ необходимо производить это постукивание (потряхивание). Дело в том, что при пении ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН плюс ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ФОН резко увеличивается, а на верхних тонах просто ЗАШКАЛИВАЕТ, поэтому вы просто НЕ ДОСТУЧИТЕСЬ до трахеи и ОБРАЗ-СУЖЕНИЕ не сработает…
Если вы НЕ ПРИТУШИТЕ АРТИКУЛЯЦИЮ, РОТОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПЕРЕСТАНЕТЕ ВЫГОВАРИВАТЬ АКТИВНО СОГЛАСНЫЕ, то ТО, что я вам сейчас пишу НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ!!!
Еще одна тонкость! Стучать надо НАМНОГО РАНЬШЕ, чем вы будете АТАКОВАТЬ ГЛАСНУЮ ЛЮБОГО ТОН-СЛОГА! Этим вы, как бы говорите своему голосовому аппарату, ЧТО и ГДЕ он должен сделать, а только потом атаковать гласную тон-слога (Посмотрите в моем потоке ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЛОГ! Что это? и зачем?). При переходе на следующую гласную следующего тон-слога необходимо производить ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ постукивание (потряхивание) и т.д. к следующей гласной последующего тон-слога. ОТВЛЕКАЯ ВНИМАНИЕ ОТ СОГЛАСНЫХ, вы сможете «ОБМАНУТЬ» СОГЛАСНЫЕ и АРТИКУЛЯЦИЮ и ОСТАВАТЬСЯ НА ГОЛОС-ГЛАСНЫХ.
Сразу отмечу: НЕЛЬЗЯ РАЗДЕЛЯТЬ артикуляцию и слуховое проявление согласных – это две стороны ОДНОЙ и ТОЙ ЖЕ НЕРАЗРЫВНОЙ медали! Они проявляются ОДНОВРЕМЕННО. Привести к правильному четкому слуховому "звучанию" согласные - это намного меньше чем считают многие... Поэтому они и не обращают внимания на НЕНОРМАЛЬНУЮ артикуляцию, а ЭТО как раз САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ работы над согласными... Вспомните, как многие педагоги требуют на высоких тонах ПРИКРЫТЬ ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ РОТ. Они объясняют это по всякому, но что они делают?... Отвечу: этим они ПРИДЕРЖИВАЮТ артикуляционные движения! В момент атаки упрощаются условия формирования и опоры и РЕЗОНАНСА!
Дальше: признаком правильности и срабатывания будет то, что вы почувствуете РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ. (Они же и АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ мышцы). Это вы сможете увидеть при ПЕРЕ УДЛИНЕНИИ ГЛАСНЫХ. Сразу говорю, что это делается на текстовом материале, как РАСПЕВНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ ТЕКСТА В ХРАМАХ, а не на «привычных» для голосового аппарата распевках. (любого текста, но вначале лучше не вокального, чтобы не скатиться на привычную моторику).
Далее. Если в САМОМ КОНЦЕ пропеваемой ДЛИННОЙ гласной, вы сможете повторить эту же гласную (Удвоение гласной) «хлестким» добавлением ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ «ЗЛОСТИ-ГРОМКОСТИ», то в этот момент вы почувствуете, что вы ПРОШЛИ ГЛУБЖЕ В СПИНУ, то есть СЕЛИ НА ОПОРУ. Таким образом, вы сможете этой второй гласной ПОСТОЯННО УСИЛИВАТЬ ВОКАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ, что позволит плавно «подхватить» ее СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАСНОЙ из следующего тон-слога. Таким постоянным «хлестким» эмоциональным УДВОЕНИЕМ любой гласной вы сможете ВОССТАНАВЛИВАТЬ ВОКАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ на ТЕКСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ, то ест петь со словами.
Еще «маленькая» оговорочка! Не делайте ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗЕВКА! Этим вы ПРИВЛЕЧЕТЕ ВНИМАНИЕ голосового аппарата к ЗЕВКУ и ЗАБЛОКИРУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАБАТЫВАНИЯ ОБРАЗ-СУЖЕНИЯ в трахее! После атаки (начала фонации) гласной вы УЖЕ можете сделать и ВАШ ЗЕВОК. Он уже не помешает, если она поется на фермате. Правда при атаке следующей гласной, из следующего тон-слога зевок опять желательно УБРАТЬ. О сомнительной пользы зевка я писал в своем потоке). (Перечитайте, если вы не согласны со мной сейчас…)
???Вспомните прием, который используют, опять же многие педагоги и певцы при пении верхних нот: им говорят, что на крайних верхах надо петь НА УЛЫБКЕ... Да и не только на крайних, но и на большей части певческого диапазона. Что УЛЫБКА дает? Педагоги, опять же объясняют эту необходимость по-разному, НО... Ответьте на вопрос: В каком направлении происходит образование зева? Правильно! В ВЕРТИКАЛЬНОМ! А прием улыбки? Правильно! В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ!!! Перед пением вы сначала делаете по рекомендации педагога ЗЕВОК, но по мере повышения вокального тона он говорит о необходимости применения приема УЛЫБКИ, и чем выше тон, тем улыбка должна быть больше. Рот РАСТЯГИВАЕТСЯ, иногда до неприличия, как у Буратино.., а щеки уши достают. ;DСмешно!...Во первых вас это не красит, особенно девушек, а во-вторых, вы ЭТОЙ УЛЫБКОЙ УБИРАЕТЕ ЗЕВОК!!!! Сколько заморочек? ???А не проще ли зевком не заниматься ВООБЩЕ? Там где надо, особенно в драматических местах вокальный аппарат сам БЕЗ ВАС "ПРИ-ЗЕВНЁТ" на сколько ЕМУ надо. В данном аспекте уместна пословица: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!"
Пока все…