Автор Тема: Аккордеон (баян) и современная музыка для этих инструментов  (Прочитано 18061 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александр Поелуев: «Самое главное — умение зажечь»

Александр Поелуев — лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в 2002 году стал победителем Кубка мира среди аккордеонистов. Он невероятно энергичный, талантливый, мыслящий, при этом лёгкий и простой в общении музыкант. Игра Александра Поелуева привлекает внимание слушателей виртуозностью исполнения и искренностью высказывания. С виду кажется, что его путь — это сплошные переезды из одного города в другой, из одной страны в другую, а дом — поезда и самолёты. Но любители творчества Поелуева знают: его путь — это музыка, а дом — сцена. Сам музыкант единственным родным местом на земле считает город, в котором родился, вырос, продолжает жить и «зажигать» своим недюжинным творческим энтузиазмом его жителей — Ростов-на-Дону. В эксклюзивном интервью Belcanto.ru артист рассказал о себе и предстоящем 69-м Кубке мира среди аккордеонистов, который впервые пройдет в России.

http://www.belcanto.ru/16010901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Плетнев: “Бах на баяне звучит совершенно замечательно”

Этот как раз тот самый редкий случай, когда для привлечения внимания читателей не надо придумывать яркий заголовок. Михаил Васильевич не часто общается с журналистами. В Казани, на Международном фестивале имени Василия Плетнёва, маэстро дал интервью Татьяне Цветковской и Евгению Кобылянскому.

Т. Цветковская: Михаил Васильевич, ваш отец был баянистом, дирижером оркестра народных инструментов и педагогом. Его называют одним из основоположников отечественной баянной исполнительской школы. В 60-х – начале 70-х годов он работал в Казанской консерватории, возглавлял кафедру народных инструментов. Расскажите о своём отце, каким вы его помните?

М. Плетнёв: Я думаю, что за время подготовки фестиваля и конкурса я узнал о своём отце больше, чем за всю жизнь, поскольку его работа для меня обычно оставалась за кадром. Он работал молчаливо, сосредоточенно и меня особенно не посвящал. А сейчас, когда я разговариваю с его учениками, последователями и всеми, кто хорошо его знал, я вижу, сколько им сделано. Он просто честно работал и был по-настоящему предан музыке и культуре. Та народная основа, которая пришла к нему буквально из первых источников, сочеталась в нём с общеевропейским образованием, которое он получил, что позволило ему занять своё место в области академической музыки.

Немногие в то время играли на баяне такие вещи, как Чакона Баха, например. Отец сделал переложения «Времён года» Чайковского, произведений Шопена, Шуберта, Гуно, Глинки и так далее. Всё это я постоянно слышал дома. Со многими произведениями я познакомился именно в его исполнении. Он всё время играл, всё время занимался на этом самом баяне, который теперь тут стоит.

Т. Цветковская: Он был одним из первых выпускников факультета народных инструментов Гнесинки. Сегодня, наверное, сложно представить себе, что такое новый факультет. Нет ещё ни репертуара, ни методики как таковой, да и педагогический состав только начинает формироваться.

М. Плетнёв: Да, совершенно верно. Но ведь и в Казани было то же самое. Когда Жиганов пригласил сюда Василия Павловича, тут было только отделение баяна, а кафедры не было. И он стал первым завкафедрой народных инструментов Казанской консерватории. До этого баянисты занимались у пианистов (у Апресова, например).

Т. Цветковская: А что, общая технология? Как-то трудно это представить.

М. Плетнёв: По крайней мере, они что-то играли, а профессора давали им какие-то основные указания в плане методов работы, при этом не владея инструментом. Такие профессионалы, как Василий Павлович, стали появляться позже. Это был период, когда всё только формировалось. То же самое происходило и в Гнесинке. А сейчас и в Гнесинском институте, и в Казанской консерватории кафедра развилась очень серьёзно.

В те времена всё только начиналось: писались первые обработки, создавались сочинения для баяна такими композиторами, как Чайкин, Мясков. Даже по тем композиторам, которые работали в этой области, видно, как прогрессировало отношение к баяну. Первые сочинения для этого инструмента носили в основном фольклористический характер. Потом возникла сюита Холминова, которую знает каждый баянист. И хотя там тоже есть русские песни, там уже появляется и Ноктюрн, и Скерцо. Через двадцать-тридцать лет возникли сочинения Золотарёва. Это уже додекафоническая музыка, очень современный музыкальный язык. Фридрих Липс сыграл его произведения с оркестром. Сейчас многие композиторы обращаются к баяну, потому что это очень богатый инструмент. Например, Бах на баяне звучит совершенно замечательно. Мех баяна является подобием смычка, которым можно очень живо распоряжаться.

Многие сочинения Баха, в том числе Чакону, прелюдии, фуги, я слышал в исполнении папы. Это всегда производило на меня огромное впечатление.

Как-то в Швейцарии, прогуливаясь по Люцерну, я вдруг услышал: какой-то баянист играет Токкату и фугу ре минор Баха. Я сразу понял, что он из России, потому что играл он замечательно. А там, представьте, дворик в старом городе, средневековые постройки, и звук от одной стены сразу отскакивает к другой. Звучание Баха привлекло такое внимание, что целая толпа остановилась, и все поразились, как этот инструмент даёт такое удивительное, живое звучание. Я, честно говоря, чуть ли не до слёз был тронут этой игрой. Так неожиданно – Бах на баяне вдруг зазвучал в Швейцарии!

Замечательно, что есть люди, которые учатся. Я слышал много прекрасных молодых ребят и не очень молодых исполнителей, которые хорошо владеют инструментом, и не чахнет это дело. Хотя пробиваться, конечно, везде приходится с трудом, поскольку нынешняя концертная жизнь не создаёт условий для такого рода инструмента. Надо всё делать самим: не ждать государство, министерство, а активно и честно работать. И, в конце концов, результат обязательно будет.

http://muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/gostinaya-radio-orfey/26564-intervyu-s-mikhailom-pletnjovym
« Последнее редактирование: Март 22, 2018, 09:19:28 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 568
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Баянист и дирижёр Михаил Тоцкий: «Дирижёр должен видеть сквозь ноты»

Источник: https://wobla.ru/news/10116609.aspx
Che mai sento!