Автор Тема: "Крым", опера-митинг  (Прочитано 7249 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Крым", опера-митинг
« : Май 30, 2014, 21:49:37 »
Худрук оперы Музыкального театра Карелии Юрий Александров о дешевых операх, жалких "доброжелателях" и Крыме, о котором артистам надо петь и митинговать

http://vesti.karelia.ru/portr/yurij_aleksandrov_ya_obyavlyayu_im_vojnu/

"Что вы стоите и квакаете, как лягушки на болоте?! – кричал на артистов на репетиции художественный руководитель оперы Музыкального театра Карелии Юрий Александров. – Играйте! Или мне здесь придется настоящие снаряды взрывать!". К счастью, до взрывающихся снарядов на сцене театра дело не дошло, но на одной из последних репетиций оперы "Севильский цирюльник", премьера которой состоится 2 июня, было очень "жарко". Останутся ли целыми и невредимыми актеры до сдачи спектакля? Почему народный артист России Юрий Александров "бегал" от "Севильского цирюльника" в течение 34 лет? Когда режиссер, рабочий график которого расписан на годы вперед, покинет свой пост в карельском театре? И о чем сегодня не может молчать Александров, замахнувшись впервые в мире на постановку оперы-митинга "Крым"? "Столица на Онего" поговорила с известным режиссером накануне очередной премьеры в Музыкальном театре республики.

Это вам не дешевка

– Юрий Исаакович, последние дни перед премьерой самые тяжелые? Поэтому вы и взрываетесь на репетиции? Или вы всегда так ведете себя с артистами, работающими с вами над новой постановкой?

– Этот жанр не терпит равнодушия и спокойствия. Сколько ты вложишь, столько и получишь. Сколько посадишь, столько и вырастет. Так что я всегда такой на репетициях. Я не могу сказать, что выпускной период самый трудный. Тяжело начинать, объясняя людям идею спектакля. Тяжело раскрутить этот маховик. Ну а на выпуске, когда ты должен собрать костюмы, свет, декорации, эмоции, смыслы в одно целое, конечно, наваливается огромный ворох проблем. Начинаешь в них барахтаться как котенок. Спектакль рождается здесь и сейчас. До этого мы ощущали его запахи, неведомые нам вещи. Сейчас нам многое уже ясно, и нужно сделать это выпукло, ярко и понятно публике, чтобы это доставляло радость не только нам, но и зрителям. Без публики комическую оперу играть нельзя. Зритель определит, насколько мы были правы или не правы.

Всем кажется, что "Севильский цирюльник" – это очень простенько. Это может быть дешевенький спектакль с двумя-тремя человеками на сцене. И всегда получаются какие-то убогие, кривые кринолины, непонятная декорация. В итоге великая музыка, великая пьеса превращается в насмешку над собой. Я же считаю, чем меньше актеров на сцене, тем богаче должна быть декорация. Нам надо заполнять пространство. Поэтому мною был приглашен художник Вячеслав Окунев, мой постоянный партнер. Мы хотели получить стильный спектакль. Минималистский театр, который себе позволяют многие директора театров, нам был не интересен. Это дешевка. Сегодня ставят аля современность, потому что все костюмы можно купить на тысячу рублей в секонд-хенде, денег ни у кого нет. А у нас одно историческое платье стоит 100 тысяч рублей.

– Но у нашего театра тоже нет денег. Как выкрутились?

– Мы крутимся. Взяли декорации в Михайловском театре, где спектакль ставил Окунев. Но мы сделали новую версию. Декорация будет иначе освещена, иначе смонтирована. Купили дополнительно массу предметов, красивую историческую мебель. Хочется, чтобы люди поверили, что театр – это великая иллюзия. Открывается занавес, и публика видит то, чего она не видит в жизни. А мы сегодня включаем телевизор и видим Майдан, убийства, детективы. Я же хочу, чтобы люди, начав смотреть спектакль, улыбнулись, засмеялись. Публике нужна добрая эмоция. И Россини был очень смешливым, жизнерадостным человеком. Только Россини мог в расцвете своей всемирной славы сказать: "Я больше не хочу писать музыку, я хочу заниматься кулинарией". И 20 лет он готовил макароны и котлеты. Это свободный человек, не скованный никакими фобиями и комплексами. И мы хотим, чтобы люди это почувствовали в театре. Как у Пушкина: "Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро".

– Насколько я знаю, вы к "Севильскому цирюльнику" долго подступались, бутылочка шампанского от Россини не открывалась…

– Всю жизнь подступался к этой пьесе. Я 35 лет занимаюсь постановками и на 34-м году решился. Я столько видел плохих, несмешных спектаклей, что у меня было отчуждение. Мне казалось, что это очень несмешная, старомодная музыка. Но что может быть более современным, чем молодежная история о любви, о борьбе за свои чувства, о каких-то проходимцах, которыми наполнена наша жизнь?! Год назад ко мне обратился театр Казани, где проходит шаляпинский фестиваль, и попросил поставить "Севильский цирюльник". Я сразу отказался. Но меня в последствие уговорили. Там получился очень озорной спектакль. Они его увезли на месяц в Голландию. Спектакль там получил пять звезд – высшую категорию критиков. Это дало мне уверенность, что я на правильном пути, что это может быть смешно, изящно, современно. И хотя в планах нашего театра стояла "Пиковая дама", мы решили сначала поставить "Севильского цирюльника". "Пиковая дама" будет осенью. Она требует больших затрат. Там все делается с нуля. Это абсолютно авторская история. А сейчас после трагических спектаклей, с кровью, с убийствами, которые я здесь поставил, хочется немного света. Тем более, публика здесь любит и оперетту, и комическую оперу. Это мой ответ публике, которую я очень уважаю. Кстати, тут был Миша Жванецкий с творческим вечером. Мы с ним после концерта поговорили. Он сказал, что здесь удивительная, очень искренняя публика. Он-то знает, о чем говорит.

В Петрозаводске держат не деньги

– Жванецкий приехал и уехал, а вы сюда постоянно возвращаетесь. Несмотря на занятость не бросаете как худрук петрозаводский театр, труппу которого создали с нуля после реконструкции здания театра. Неужели не возникает желания оставить здесь все?

– Мы собрали очень достойную труппу. Собрали в нелегких условиях. Мы не имеем ни бюджета, который сегодня необходим театру. Мы не можем выпускать достаточное количество спектаклей, не можем платить людям достойную зарплату. Тем не менее, что-то удерживает здесь артистов. Каждый раз мы поднимаемся с ребятами на какую-то новую ступенечку, мы растем. Я это вижу, поэтому я здесь. Мне не хочется иметь какую-то негативную критику. Я много сил отдал своему имиджу. Меня уважают многие коллективы. В Петрозаводске меня держат не деньги, которых нет. Здесь моя душа. Я трепетно отношусь к театру и не допущу никакой халтуры. Но мысль о том, что пора сложить с себя бразды правления труппой, меня посещала не раз. И это не из-за того, что я устал. Просто я считаю, что нужно искать себе смену. Искать человека, который может подхватить дело, которому отдано столько сил. Но сейчас мало героев в нашем жанре. И в моем питерском театре – Государственном Камерном музыкальном театре "Санктъ-Петербургъ Опера" – у меня нет смены. К сожалению, сегодня встречаются в основном потребители. Режиссеров, которые хотят здесь поставить спектакли, море. Режиссеров, которые хотят взять на себя ношу руководителя труппы, почти нет. Мы, когда заканчивали консерватории, музыкальные институты, мечтали о своей труппе. А сейчас все от этого открещиваются всеми возможными способами. Кому нужны социальные, моральные, кадровые проблемы? Если бы здесь не было такого замечательного директора, как Елена Ларионова, я думаю, что вряд ли и я здесь остался. Она совершает какие-то немыслимые подвиги, сохраняя эту труппу. Это очень тяжело в условиях недостаточного финансирования. Но я верю, что рано или поздно здесь появиться молодой режиссер, который возьмет на себя ответственность за труппу. В этом коллективе очень хорошая человеческая атмосфера. Артисты не зазвездились, не скурвились. Они живут скромно, но достойно. Но мы ждем и от российского и от карельского правительств конкретной поддержки. В Москве вроде бы выделяется грант, который пойдет на поддержку нескольких российских театров, включая наш. Мы вправе рассчитывать на эти средства, потому что пока город не подвели. Я много езжу по миру и знаю, чего стоит этот театр, и очень горжусь, что в моей жизни была карельская опера, и я что-то для нее сделал.

– Но некоторые прочат гибель театра. Например, Сергей Иньков, покидая пост главного дирижера Музыкального театра, заявил, что карельская опера скоро умрет.

– Иньков – несчастный человек. Я познакомился с ним, когда он был хормейстером Мариинского театра. Он оттуда ушел. Потом он был дирижером в театре "Санктъ-Петербургъ Опера", откуда тоже вылетел как пробка из бутылки. Позже он оказался здесь. Он не бесталанный человек, но не надежный и непорядочный в своих действиях. А для меня главное, какую атмосферу рождает тот или иной артист. Атмосфера в театре намного важнее, есть ли у артиста верхнее "до" или "си-бемоль". Наверное, Инькову нужно сказать спасибо. Он был с коллективом в период ремонта, когда все ютились в подвале, и сохранил "огонек". Дальше он должен был посвятить себя целиком этому театру. Нельзя быть гостем, если ты хочешь возглавлять театр. А он не смог. Ему хотелось работать и там, и сям. Это сразу отразилось на качестве работы. У нас молодые артисты. В них нужно вкладывать очень много музыкальной культуры, которую может дать только дирижер. Когда это делается в последнюю секунду, на бегу, когда все музыкальные шероховатости норовят спрятать за яркой остановкой, это неправильно. Это музыкальный театр. Музыка – это основа, базис. Режиссура – это надстройка. Если базис трещит, то горе этому театру. Поэтому я пригласил в Петрозаводск Михаила Сенкевича. Это замечательный дирижер Мариинского театра. У него тоже мало времени для того, чтобы целиком погрузиться в эту историю, но каждую свободную секунду он здесь. И музыкальная культура оркестра, солистов существенно выросла. И это не конец нашей оркестровой истории. Я хочу, чтобы здесь был еще один дирижер. Нужен человек, который постоянно будет сидеть в лавке и готовиться к серьезным должностям.

Не могу молчать

– В нашей лавке вы надолго не задержитесь. После премьеры сразу уезжаете. Поедете в отпуск?

– Никаких отпусков у меня не будет. Я задумал один проект, над которым работаю уже два месяца. Это будет спектакль под названием "Крым" в жанре опера-митинг. Композитор четырехактной оперы "Севастопольцы" Мариан Коваль. Я вырвал из его произведения куски, которые мне кажутся самыми сильными. Получилась история в одном действии. Она посвящена трем этапам в истории Крыма: Крымской войне 1854 года, Великой Отечественной войне и сегодняшнему Майдану. Это диспут с залом. 10 июля я покажу эскизный вариант спектакля у себя в театре в Санкт-Петербурге. А вообще я планировал сделать спектакль на Красной площади. Мое письмо лежит на столе президента России. Мне сказали, что он его уже прочитал. Я жду результата. После премьеры в Питере повезу спектакль по всей России.

– А в Петрозаводск "Крым" привезете?

– Может быть. Но для этого нужна открытая сцена и три-четыре тысячи зрителей. Я хочу, чтобы как можно больше людей увидели эту постановку. Просто душа болит. Я – человек патриотического толка, и не стесняюсь об этом говорить. Я всю жизнь работал для России, строя театры, и мне очень непросто наблюдать за тем, что сегодня происходит в Украине. Самое ужасное, что мы уже начали привыкать к смерти. Многие уже не реагируют на то, что гибнут люди, что мировым сообществом поощряется фашизм. И я объявляю им войну. Я лично. Я считаю, что эта тема требует художественного осмысления. Посмотрим, что из этого получится. Для меня и мира это ново. Еще не было оперы-митинга, где люди будут петь и со сцены, и в зале, и будет разговор с публикой, который придется отвечать на вопросы. В постановке задействованы взрослые и дети.

Снимем последние штаны в нашем театре"Санктъ-Петербургъ Опера", но сделаем этот внеплановый спектакль. Не откликнуться на эту тему я не могу. Сделать вид, что меня это не касается, не имею права. И мне важно, как люди отреагируют на этот спектакль. Совсем скоро я это узнаю.

Беседовала Наталья Соколова
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #1 : Май 31, 2014, 00:00:46 »
Я восторгаюсь Александровым: это ж надо так хорошо чуять конъюнктуру! Уже и патриотизм оседлал, уже и Крым задействовал. Ловко! И как своевременно!
Пока в ходу были другие модные выкрутасы, он следовал им, как только политическая погода сменилась - он тут же развернулся в нужную сторону, как флюгер. Прям даже завидно: он никогда не испытывает колебаний относительно генеральной линии, всегда колеблется вместе с генеральной линией.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #2 : Июнь 02, 2014, 14:22:39 »
Как только политическая погода сменилась - он тут же развернулся в нужную сторону, как флюгер.

И очень оперативно, уже 10 июля:

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #3 : Июнь 04, 2014, 17:46:33 »
В Петербурге ставят патриотическую оперу-митинг "Крым"

Северо-Запад  4 июня, 13:26 UTC+4 http://itar-tass.com/spb-news/1237152

По замыслу худрука театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрия Александрова, во время спектакля зрители будут сидеть на сцене, вокруг артистов, и отвечать на их вопросы

ПЕТРОЗАВОДСК, 4 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Игорь Лукьянов/. Спектакль под названием "Крым", основанный на опере Мариана Коваля "Севастопольцы", ставит художественный руководитель-директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров. Жанр постановки сам режиссер определяет как опера-митинг.
Как рассказал ИТАР-ТАСС Александров, в основу спектакля легли три этапа борьбы за Крым: Крымская война, Великая Отечественная и события этого года.

"Я считаю, что необходимо художественное осмысление происходящих процессов, - поясняет Александров. - Поэтому и появилась идея такого спектакля, который основан на опере "Севастопольцы". Из нее взяты самые необходимые куски, и получился интерактивный спектакль, в котором публика и зал будут взаимодействовать".
В постановке, над которой режиссер работает уже более двух месяцев, задействована вся театральная труппа камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" - около 40 человек и хоровой коллектив. Во время спектакля зрители будут сидеть на сцене, вокруг артистов, и отвечать на их вопросы, уточнил Юрий Александров.

"Мы вызываем на разговор зрительный зал, - отметил он, - это не пассивная масса, а люди, которые озабочены происходящим и от которых мы требуем активного соучастия. Также как это бывает на митинге - выступает человек, а толпа либо возражает, либо поддерживает".

Спектакль, как и любой митинг, убежден Александров, будет способствовать активизации человеческого сознания, чувства патриотизма и формированию гражданской позиции.

Премьера состоится 10 июля в театре "Санктъ-Петербургъ Опера". А после режиссер хотел бы показать "Крым" на Дворцовой площади при большом количестве зрителей.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #4 : Июнь 10, 2014, 14:50:59 »
Юрий Александров: «Я объявляю войну»

В «Санктъ-Петербургъ Опере» готовят премьеру оперы «Крым»

http://www.mk.ru/culture/2014/06/09/yuriy-aleksandrov-ya-obyavlyayu-voynu.html

10 июля, в День воинской славы России (годовщина победы русских войск в Полтавской битве) на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера оперы «Крым», жанр которой ее создатель худрук театра Юрий Александров назвал «опера-митинг». Сегодня, когда театр получил готовую партитуру оперы, Юрий Александров рассказал «МК» о своем необычном проекте и о том, как его гражданственность сочетается с художественностью.

- «Санктъ-Петербургъ Опера» - это театр. А потому то, что мы делаем, не может носить только лишь гражданский характер, - говорит Юрий Александров «МК». - Конечно, художественная составляющая постановки очень важна. Другое дело, что толчком к ее созданию стали события последних месяцев, на которые я не мог не отреагировать. Всего за два с половиной месяца мы сумели подготовить весь материал – сценарий, оркестровку, написать новые стихотворные тексты. Зачинщиком был я, но весь театр подхватил эту идею. Понятно, что этот спектакль не был запланирован. Поэтому на него нет никакого финансирования – он осуществляется за мои личные средства, средства работников театра. Более того, все сборы от спектакля поступят в фонд помощи детям Крыма.

«Крым» основан на опере советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы». Написанная в 1944 году на не очень удачное либретто, партитура, тем не менее, содержит немало живых, проникнутых искренним чувством страниц. Посвященная героям Великой Отечественной, опера несколько раз ставилась в СССР, однако специалистами в разряд шедевров не зачисляется.

- Мне говорят, что это музыка не первого эшелона, - продолжает худрук. - Тем не менее, я убежден, что соцреализм создал немало качественных образцов в разных видах искусства – в том числе и музыке. Разумеется, из этой большой четырехактной оперы я выбрал наиболее выразительные куски. Ушла откровенная пропаганда, ушла и лирическая линия. Мы оставили главную идею: патриотическая любовь к родине, которую нужно защищать. И мне импонирует, что Мариан Коваль, получивший во время войны Сталинскую премию, передал ее в фонд обороны. Партитура получит новое звучание: современная оркестровка сделана Валерием Бровко, тексты написаны Наталией Черниковой. Кроме того, это будет интерактивный спектакль: действие происходит в центре зала. Зрители смогут вступать в диалог с артистами и даже влиять на развитие событий.

Сценарий оперы включает в себя не только события Великой Отечественной войны. Действие начинается в середине XIX века, а завершается в наши дни. Крым становится эпицентром переломных моментов русской истории. Юрий Александров – мастер культурно-исторических перемещений во времени (достаточно вспомнить его недавнюю «Пиковую даму» в Новой Опере), однако в опере «Крым» режиссерские решения будут лежать, скорее, в драматической плоскости, нежели в сценографической.

- В спектакле занята вся труппа. Перефразируя слова Шарля де Костера, «пепел погибших стучит в мое сердце». И тот факт, что в среде российской интеллигенции нет единства во взгляде на украинскую тему, еще более подогревает мое желание высказаться. Я в ярости от цинизма официальной Америки, от двуличия Европы. В наших городах не рвутся снаряды, не взрываются мосты, но война уже идет, и начали ее не мы. И я не имею права не ответить: я объявляю ответную войну своими средствами – средствами оперы. Документальные материалы – телерепортажи, страшнейшие кадры в интернете – уже стали чем-то привычным. Люди перестают на них реагировать! И поэтому нужны другие формы, чтобы сказать людям о том, в каком ужасе мы живем. Буду счастлив, если ситуация изменится. С радостью отменю эту премьеру. Но, увы, не надеюсь на это, - заключил Александров.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #5 : Июнь 26, 2014, 00:34:35 »
Артисты театров ждут денег из бюджета, чтобы «реализовать право на труд»

http://vedkar.ru/kultura/artisty-teatrov-zhdut-deneg-iz-byudzheta-chtoby-realizovat-pravo-na-trud/

Художественный руководитель Музыкального театра Карелии Юрий Александров в числе руководителей региональных театров побывал на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Йошкар-Оле и остался доволен обещанным бюджетным финансированием.

Как сообщили в пресс-службе театра, в своем обращении к премьер-министру Юрий Александров отметил важность обеспечения творческого процесса в театрах.

«Защищенной статьей в бюджете должна стать статья расходов на новые постановки, – сказал художественный руководитель нашего театра на встрече. – В последние годы из-за отсутствия этой статьи приходится выкручиваться. Чтобы порадовать публику премьерой, иногда декорации и костюмы приходится «занимать» в столичных театрах. Введение «постановочных» позволит театральному коллективу развиваться, а артистам – реализовывать их право на труд».

В этой связи особо важна грантовая поддержка провинциальных театральных коллективов. По мнению Александрова, Музыкальный театр Карелии имеет неплохие шансы на получение гранта президента РФ как единственный театр оперы и балета во всем Северо-Западном регионе.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 277
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #6 : Июль 03, 2014, 13:18:36 »
Что ожидать зрителям, которые пойдут на оперу-митинг «Крым»

02/07/2014 http://www.online812.ru/2014/07/02/008/

На 10 июля в Петербурге назначена премьера оперы «Крым». Музыка в ней будет советская — из произведения Мариана Коваля «Севастопольцы» (1946 г.), а текст песен — современный. Про присоединение полуострова, ситуацию на Украине и все в том же духе.

По словам постановщика спектакля , худрука театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Александрова, это будет не просто опера, а опера-митинг.  Поэтому зрители там тоже будут петь. Среди приглашенных на премьеру — президент Путин и премьер Медведев. Народный артист России  Юрий АЛЕКСАНДРОВ  рассказал, зачем  ему это нужно.

– Что это за жанр такой – опера-митинг?

– Это новый жанр. Такого никто никогда не делал. Это будет интерактивный спектакль, который подразумевает взаимодействие со зрителями и более эмоциональную, я бы даже сказал – патетическую, подачу материала. Действие перенесено в центр зала,  зрители сидят вокруг с четырех сторон. Они как бы простреливают пространство, на котором находятся артисты. Наш зал вмещает двести человек. Кто-то будет сидеть, кто-то, возможно, стоять. В любом случае, мы примем всех, кто придет. Всех, кто разделяет наши убеждения, кто настроен патриотически. Кто считает, что Крым был, есть и будет нашим. Их мы ждем на наш спектакль. А посторонних не зовем.

– В какой форме происходит взаимодействие со зрителями? Они тоже будут петь?

– Иногда, может быть, и петь!  Дело в том, что зрители должны отвечать на вопросы, которые мы будем перед ними ставить. Например: можно ли запретить русский язык? Или: имеем ли мы право оставить в беде своих людей, которые находятся там?  Можем ли забыть наше совместное прошлое, когда мы были одной семьей?

– Митинг подразумевает свободное участие. Но вы же театр, вы продаете билеты.

– Это не коммерческий проект. Мы продаем небольшую часть билетов и все собранные средства передадим потом в помощь детям Крыма.

– Спектакль будет в репертуаре театра или это однократное действие?

– Не могу сказать. Дело в том, что это акция, которая необходима театру и, я считаю, необходима городу.  Я бы хотел показать оперу для ветеранов  всех районов города. Потому что всем, конечно, на премьеру будет не попасть.  Есть заявки и из других городов. И там как-то даже энтузиазм по отношению к спектаклю выше, чем в Петербурге.

– Представителей власти позвали на премьеру?

– Обязательно! Вчера я общался с Дмитрием Анатольевичем Медведевым,  когда мы в Йошкар-Оле открывали новый оперный театр. Президент тоже приглашен. И министр культуры Мединский.  И Полтавченко, и вице-губернаторы.

– У вас государственный театр. На какие средства делали постановку?

– Из своих средств. Моих и моих сотрудников. В складчину. Затраты здесь больше духовные и физические, чем материальные. Потому что очень сложный материал. Тема  очень сегодняшняя, ранящая. Проверяются наши душевные качества. И я очень рад, что труппа единодушна в работе над этим спектаклем.

– Какую сумму потратили на постановку?

– Не знаю. Это неважно. То, что нам необходимо, мы находим. Люди соглашаются работать безвозмездно. Костюмы какие-то берем из гардероба театра, что-то шьем. А декорация у нас достаточно аскетичная, потому что в центре зала ее, как вы понимаете, не поставишь.  Но у нас очень сложные видеоинсталляции. Будут проекции, направленные на потолок и на пол. Все впервые! Спектакль длится примерно час двадцать без антракта. В нем задействована вся труппа: 40 солистов, 16 человек хора, 10 артистов детского театра и оркестр.

– В опере «Севастопольцы» главная героиня Наташа любит Андрея, потом она становится снайпером, он ранен в бою. Кульминация:  Сталин — великий полководец. Что из этого осталось в вашей опере?

– Ничего не осталось. Есть девушка, есть юноша. Есть воин. Есть обобщенные символические образы: сомневающийся интеллигент, патриот. Бытовая линия вся ушла: любовь, снайперские успехи Наташи... Остались те моменты, где как бы идет разрыв аорты, где мы получаем кульминацию состояния. Беженцы. Бомбежка. И так далее. Очень большую роль имеют стихотворные тексты. Это музыкально–поэтическая композиция, которую написала Наталья Черникова, режиссер театра. Она всегда нам пишет тексты. В спектакле есть переходы из одной эпохи в другую: первая Крымская война, Великая Отечественная и наше время. Это три краеугольных камня. На них базируются все смысловые акценты спектакля.

– В произведении Мариана Коваля в конце звучит здравица Сталину. Что у вас вместо нее?

–  У нас замечательный хор поет «Севастополь – дивный город». Никаких здравиц и воинственных призывов в спектакле нет.

– Будет написано либретто к опере «Крым»?

– Не думаю, что  понадобится традиционное либретто. Надеюсь, что  все будет понятно и так. Но, может быть, какое-то мое вступительное слово  будет. 

– Вы много работаете за рубежом. Не боитесь, что после «Крыма» вас перестанут приглашать на Запад?

– Я никого в жизни не боялся и бояться не буду. Это тема меня меньше всего беспокоит, хотя у меня есть несколько серьезных заграничных контрактов – в Италии, Китае, Польше. Ну что ж...  Если в результате я что-то потеряю, выигрыш для меня все равно окажется неизмеримо большим. Состояние, в котором я сейчас нахожусь – а нахожусь я на подъеме,  – меня очень устраивает. И я ведь не настаиваю в этом спектакле на чьей-то правоте. Я прекрасно понимаю, что политика – дело грязное, и разбираться в ней – не задача театра. Наша задача – художественно осмыслить происходящую трагедию. И сделать это максимально искренне и профессионально.

– Реакция общества  и ваших коллег на спектакль может быть неоднозначной. Ожидаете насмешек? Или они уже есть?

– Никаких издевок пока не замечаю.  Хотя время такое – пошленькое. Возможно, кто-то захочет усмотреть в спектакле конъюнктуру или популизм. На это я отвечаю: «В 1942 году Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде писал Седьмую симфонию. Тогда называйте это тоже популизмом».  Шостакович не мог этого не делать. Мы тоже не можем не высказаться.  А недовольные все равно будут.  Страха, что нас зашикают, затопают, нет. Мы знаем, на что идем.  Всё абсолютно осознанно.

О чем опера «Севастопольцы»

Композитор Мариан Коваль. Либретто С. Спасского, Н. Брауна по очерку М. Тевелева «Последний катер». Опера в 4-х действиях с эпилогом.  Первое представление состоялось 28 ноября 1946 года в Перми.

Действующие лица:
Наташа, сопрано
Ануш, ее подруга, сопрано
Старуха, меццо-сопрано
Старый матрос, бас
Андрей, тенор
Сибирко, баритон
Петро, тенор
Командир катера, бас
Моряки, рыбаки, партизаны, женщины, дети, раненые

Либретто.
Лето 1941 года. Рыболовецкий колхоз близ Севастополя. К берегу пристают лодки, в одной из них – жених Наташи Андрей. Окончен трудовой день. Все садятся за богато убранные столы. Зловещее зарево вспыхивает на горизонте. Началась война.
В севастопольских каменоломнях расположились мастерские, госпитали. Наташа стала снайпером и метко разит фашистских оккупантов. Она ничего не знает о судьбе Андрея, война разлучила ее с любимым женихом. Гитлеровские злодеи подвергли город варварской бомбардировке. Наташа призывает собравшихся не падать духом, стойко переносить все трудности войны, не жалея сил трудиться на благо любимой матери-Родины.
Ночь, берег бухты у Севастополя. Наташа сопровождает раненых к последнему катеру. Отважная девушка принимает решение остаться на берегу и до последней капли крови сражаться с врагом. Тихо подходит катер, на нем Андрей. Радостна встреча влюбленных.  На катере уедут женщины, дети и тяжело раненные воины. Занимается заря. Оставшиеся на берегу застыли в боевой готовности – враг близко.
В крымских горах расположился лагерь партизанского отряда. Андрей  был ранен в бою.  Партизаны уверены, что скоро настанет долгожданный час победы над кровавым гитлеризмом.
Эпилог. Освобожденный Севастополь. Народ горячо приветствует доблестных воинов Советской Армии, героических моряков-черноморцев, славных партизан. Торжественно звучит здравица в честь гениального полководца и мудрого вождя – великого Сталина. 
       
   
Елена РОТКЕВИЧ
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #7 : Июль 03, 2014, 17:01:05 »
Я восторгаюсь Александровым! Так тонко чувствовать конъюнктуру! Он сумел бы сделать рекламу даже из собственных похорон.
« Последнее редактирование: Июль 03, 2014, 17:26:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #8 : Июль 08, 2014, 17:22:20 »
http://calendar.fontanka.ru/articles/1689/

В оперу-митинг "Крым" ввели alter ego президента Путина

08 июля 2014, 17:02

10 июля в музыкальном камерном театре "Санктъ-Петербургъ опера" громкая премьера – режиссер Юрий Александров выпускает оперу-митинг "Крым", музыкальной основой которой стало произведение Мариана Коваля "Севастопольцы". Накануне представители СМИ побывали на пресс-конференции и генеральном прогоне спектакля.

"Фонтанка" подробно писала о предстоящей премьере, также в нашей студии побывал сам Юрий Александров, который рассказал о концепции спектакля. Но все же некоторые подробности были озвучены создателями "Крыма" только сегодня. Так, отвечая на вопрос, зачем из партитуры выкинуты славословия Сталину – ведь "Сталин" так удобно заменяется на "Путин" Юрий Александров ответил:

- У нас есть прототип Владимира Владимировича, это ведущий: артист Никита Захаров читает поэтический текст, высказывая позицию русского человека... В моем сценарии для представления на Дворцовой или Красной площади есть кульминационный эпизод, когда выходит Владимир Владимирович и высказывает свою позицию. Пока этого не произошло... Если мы живем в этой стране, мы должны уважать действия нашего президента, ведь нас в мире и Европе никто не слышит: когда плачут наши, русские, это никого не касается... Крым был, есть и будет российским – никакой другой позиции быть не может, и мы показываем это с помощью музыки.

Прогон произвел на журналистов мощнейшее впечатление: сильная и эмоциональная музыка Мариана Коваля, энтузиазм и мастерство артистов и финальный аккорд, песня "Легендарный Севастополь", заставили большую часть журналистов аплодировать от души, а вот лица представителей СМИ Польши и Великобритании увядали все больше и больше, от аплодисментов они воздержались. Без сомнения, не останутся равнодушными и зрители, которые попадут на премьерный спектакль: по слухам, часть билетов, выручка от которых пойдет в фонд помощи беженцам с Донбасса, приобретена представителями украинских националистов.

Фонтанка.ру
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #9 : Июль 08, 2014, 18:13:53 »
по слухам, часть билетов, выручка от которых пойдет в фонд помощи беженцам с Донбасса, приобретена представителями украинских националистов

Вот. Я так и думал, что всё это делается ради скандала. Это Александров, господа.
Ничего личного, только бизнес.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #10 : Июль 08, 2014, 20:32:55 »
http://itar-tass.com/spb-news/1305257

Юрий Александров: оперу-митинг "Крым" мне никто не заказывал

Северо-Запад  8 июля

Режиссер поставил спектакль в театре "Санктъ-Петербургъ Опера" на основе советского произведения о защитниках Севастополя

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. Постановщик оперы-митинг "Крым" народный артист России Юрий Александров во вторник пригласил журналистов на один из первых генеральных прогонов в театр "Санктъ-Петербургъ Опера", предварительно рассказав об этой работе.

Основой постановки стала опера почти забытого советского композитора Мариана Коваля "Севастопольцы" о защитниках города-героя, написанная во время Великой Отечественной войны. Сохранив выразительную музыку Коваля, режиссер полностью переработал партитуру. В ответ на обвинения в популизме, которые раздаются в его адрес, Юрий Александров говорит, что он такой же "популист", как Дмитрий Шостакович, который начал создавать свою Седьмую (Ленинградскую) симфонию под грохот бомб и снарядов в осажденном фашистами городе. Как утверждает режиссер, никто не заказывал ему этот спектакль - он родился из желания затронуть животрепещущую тему, которая никого не может оставить равнодушным.
"Мы можем играть Прокофьева, Бриттена, но все это оперы, в которых актеры надевают на себя маски персонажей, а в опере "Крым" нет никаких масок - и все исполнители открыты зрителям вне всяких театральных условностей", - говорит постановщик. Все исполнители выступают на пятачке зрительного зала в окружении зрителей, расположившихся вдоль стен и даже на сцене. В процессе работы над спектаклем режиссер побывал в лагере беженцев, вынужденных попросить в России убежища в ходе кровопролитной силовой операции на юго-востоке Украины.

Одна из ключевых сцен спектакля - детский хор "Возьмите нас с собой. Не оставляйте нас". Как рассказал режиссер, эту сцену дети исполняли, не понимая смысла драмы. И только когда они узнали, что в ходе боев на юго-востоке Украины погибли десятки детей, им открылся подлинный смысл происходящего. "И на очередной репетиции они сыграли эту сцену наотмашь", - сказал постановщик.

В ответ на каверзный вопрос, согласовано ли проведение "оперного митинга" в соответствующей инстанцией, режиссер ответил, что это - "санкционированный митинг". На недавнем открытии театра в Йошкар-Оле Александров, участвовавший в этом событии, пригласил на премьеру "Крыма" председателя правительства России Дмитрия Медведева и министра культуры РФ Владимира Мединского. Премьера состоится в Санкт-Петербурге 10 июля.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #11 : Июль 09, 2014, 12:46:19 »
Как выяснилось, у нас на форуме есть люди, которые слышали этот спектакль. Было бы здорово, если бы они высказали здесь своё мнение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #12 : Июль 09, 2014, 12:50:22 »
Потрясающе!  :)  Возрождать советский шлак...

Хочу малость заступиться за музыку этой оперы. Может сей прожект и не вознесёт "утраченный шедевр" на вершину Олимпа, но так пренебрежительно отозваться о музыке которую не слышал - бездумно, по меньшей мере! Не являясь поклонником Мариана Коваля ни в личностном, ни в авторском смысле, тем не менее замечу - музыка хорошая! Местами и нет. Но я ждал гораздо худшего...

Если я достану запись - конечно поделюсь...

Но оркестровка утеряна и оркестровал её совершенно далёкий от оркестровки человек, местами просто испортив музыку. Халтура невероятная!

Вот такое мнение.
А что же: опера записывалась на видео? Покажут по ТВ?
На мой взгляд, это напрашивается.
И да - были ли там обещанные украинские нацики? Был ли мордобой?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #13 : Июль 09, 2014, 13:04:02 »
И да - были ли там обещанные украинские нацики? Был ли мордобой?

Для публики премьера еще только завтра.

Цитировать
Оперу-митинг "Крым" представит камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" 10 июля, в День воинской славы России и в День победы России в Полтавском сражении.

http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=517519&sec=1671

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #14 : Июль 09, 2014, 13:10:21 »
Ссылки на материалы о премьере, размещенные в потоке "Санктъ-Петербургъ опера":

Баритоном по «Крыму». В Петербурге представили оперу-митинг о полуострове

http://www.spb.aif.ru/culture/event/1204319

Крым на подмостках: «Санктъ-Петербургъ опера» представил актуальный спектакль

Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/1114776/#ixzz36w4cvqAB
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #15 : Июль 09, 2014, 13:17:58 »
И да - были ли там обещанные украинские нацики? Был ли мордобой?

Для публики премьера еще только завтра.

Ага, хорошо! Эта опера не должна обойтись без эксцессов, иначе как-то и не очень интересно будет. Непременно должны кому-нибудь настучать по физии - какой же митинг без мордобоя??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sinoptik

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 159
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #16 : Июль 09, 2014, 13:43:28 »
Вам этого так хочется?

Ну, значит вопрос о музыке мало кого интересует и тихо теряется в эмоциях политического и межличностного толка.
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #17 : Июль 09, 2014, 14:15:10 »
Почему же: митинг - митингом, а музыка - музыкой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #18 : Июль 09, 2014, 19:08:46 »
Потрясающе!  :)  Возрождать советский шлак...

Хочу малость заступиться за музыку этой оперы. Может сей прожект и не вознесёт "утраченный шедевр" на вершину Олимпа, но так пренебрежительно отозваться о музыке которую не слышал - бездумно, по меньшей мере!

Если внимательно прочитать моё сообщение, то я там о собственно музыке Коваля не говорю ни одного негативного слова, поскольку с ней не знаком:

Впрочем, к проблеме музыки это имеет опосредованное отношение. С исходной оперой Мариана Коваля я не знаком, как и с нынешним спектаклем, поэтому могу только строить предположения. Однако, насколько я понял из описательных статей, "Севастопольцы" - типичная советская героическая опера со всеми вытекающими особенностями жанра. С формальной точки зрения - безусловно музыка. О качестве этой музыки пока сложно судить, поскольку в интернете не нашёл ни нот, ни аудиоматериалов (за исключением нескольких секундных отрывков в новостных роликах о теперешней постановке). О степени переработки исходного материала судить сложно, даже если кто-то наберётся мужества и посетит "оперу-митинг".

Охотно верю, что в музыке оперы Коваля могут быть и удачные номера (или там сквозная структура?), яркие, мелодичные и т. д., что не отменяет факта принадлежности самой оперы к пласту насквозь конъюнктурных произведений, каких в то время писались тонны. Ушла политическая конъюнктура - они потеряли актуальность. Музыкальная ценность не смогла перевесить содержания... А в оригинальном виде в наше время их исполнять невозможно, вот и адаптируют под современные события.

Впрочем, сомневаюсь, что создателями спектакля "про Крым" двигала благородная цель возродить "незаслуженно забытый шедевр". Скорее всего, нужно было какое-то театральное высказывание на актуальную политическую тему, порылись в архивах и достали "Севастопольцев", перекроив их на злобу дня.

К музыке это, повторюсь, никакого отношения не имеет.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #19 : Июль 10, 2014, 07:06:16 »
http://ria.ru/culture/20140710/1015346240.html

Необычную оперу "Крым" исполнят в Петербурге

02:11   10.07.2014

Режиссер Юрий Александров создал новый оперный жанр - оперу-митинг, где зрители являются полноправными участниками спектакля, вовлеченными в его музыкально-драматическое действие.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 10 июл — РИА Новости. Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представит оперу-митинг "Крым", где зрители будут полноправными участниками спектакля и увидят последовательность исторических событий от русско-турецкой войны, через Великую Отечественную войну, до современного Майдана, сообщает администрация театра.

"Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" готовит уникальную премьеру — оперу "Крым", спектакль, который художественный руководитель театра народный артист России Юрий Александров выпускает как автор идеи постановки, режиссер, сценарист и художник. Более того, можно сказать, что Юрий Александров в этой постановке стал создателем нового оперного жанра — оперы-митинга, где зрители будут полноправными участниками спектакля, вовлеченными в его музыкально-драматическое действие", — сказано в сообщении.

Музыкальная основа спектакля — партитура оперы Мариана Коваля "Севастопольцы", написанная композитором в 1943 году. Однако из четырехактной партитуры режиссер оставил только 15 номеров — тот тематический материал, который дает ему возможность реализовать свою режиссерскую концепцию. Опера представит последовательность исторических событий: от русско-турецкой войны, через Великую Отечественную войну, до современного Майдана.

"Наш спектакль — это художественное осмысление современных событий. Он повествует о простых людях и обращен к людям. Это эхо боли, когда невозможно молчать. Спектакль не сможет не затронуть живые человеческие сердечные струны, и оттого, быть может, мы все станем немного человечнее", — говорит Александров.

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #20 : Июль 10, 2014, 07:11:16 »
http://www.kp.ru/online/news/1787331/

В Петербурге поставили оперу-митинг «Крым»

Всю кассу театр «Санкт-Петербург опера» отдаст в фонд помощи беженцам с Украины

Для учреждения, работавшего с классическими произведениями, эта постановка – нечто неоднозначное и необычное. Действо разворачивается посреди зала. Артисты напрямую общаются со зрителями. Впервые задействован детский хор «Синяя птица». После того как на одной из репетиций 9-, 10-летние ребята случайно услышали, что в Украине погибло более 40 детей, им уже не надо было объяснять, как играть свои роли. От их выкрика «Спасите нас, не оставляйте нас, возьмите нас с собою» зрителей передергивает.

Идея поставить оперу «Крым» пришла худруку театра Юрию Александрову после событий на майдане. Накипело.

От рождения идеи до премьеры, которая состоится 10 июля, прошло три месяца. Взяв за основу оперу «Севастопольцев» Мариана Коваля, театральные деятели ее сократили, поменяли сюжет, персоналии (появились такие персонажи, как Воин и Мать), написали партию для оркестра. На первом плане не любовная линия, а боль русско-турецкой и Великой отечественной войн и майдана. Спектакль длится всего час.

- От четырех осталось чуть больше одного акта. Это опера-митинг, а митинг не предполагает антракта, - пояснил Юрий Александров. - Это оптимальное время, чтобы мы могли выплеснуться со своими идеями.
 
За этот спектакль артисты не получат гонораров. А приглашенных специалистов «придумают, как отблагодарить». Создавался «Крым» на энтузиазме. Сам театр стал на время репетиций общим «котлом», в который артисты несли из дома реквизиты – кортики, медали, старые вещи, оставшиеся от родителей. Отзывы начали поступать до премьеры. Как слова поддержки, так и прямые угрозы и обещания сорвать спектакль.

После отпуска Юрий Александров хочет проехать с «Крымом» по всем районам Петербурга.

Фотографии: http://spb.kp.ru/photo/57106/1026439/
 
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #21 : Июль 11, 2014, 12:39:00 »
И да - были ли там обещанные украинские нацики? Был ли мордобой?

http://www.mk.ru/culture/2014/07/10/krym-ne-vystrelil.html

Опера-митинг «Крым» стала одой Путину

На премьеру собрался не полный зал

В театре «Санкт-Петербург опера» состоялась самая скандальная премьера лета. Спектакль «Крым», который автор и худрук театра Юрий Александров назвал оперой-митингом прошел в спокойной атмосфере, хотя, по словам режиссера, неизвестные сторонники «Правого сектора» грозились сорвать спектакль.

Видимо, поэтому на «Крым» было продано всего 25 мест, остальная публика пришла по пригласительным билетам. Зал был заполнен на три четверти. Но это не убавило воодушевления автора. На предварительном прогоне некоторые экзальтированные журналисты аплодировали Александрову стоя и рыдали. На премьере таких бурных чувств у зала вызвать не удалось.

Спектакль поставлен по опере Мариана Коваля «Севастопольцы», о которой благополучно забыли в России на 70 лет. У критиков она считалась слабой и изобиловала словами «За Родину, за Сталина!». Но сюжет был полностью переписан под сегодняшние политические события. В декорации теперь присутствует масштабная современная карта Украины, а одно из действующих лиц – президент Путин. Действие идет в центре зала, актеры и зрители практически перемешаны.

Мнения публики и критиков еще до премьеры разделились: одни сочли, что автор – настоящий патриот, другие – что конъюнктурщик, решивший лишний раз сделать себе PR на горячей теме. Амбициозный Александров послал приглашения на спектакль первым лицам государства, но в итоге на нем появился лишь заместитель губернатора Петербурга Василий Кичеджи и несколько чиновников из Смольного.

Анонсировалось, что спектакль станет чуть ли не «маршем несогласных», и каждый сможет высказать свою позицию по Крыму. В итоге в финале публика продемонстрировала редкое единодушие. «Референдум», проводившийся под занавес, показал, что действия нашего президента на Украине одобряют все (нужно было вставать, если ты «за»). И большинство приглашенных на премьеру встало. Возможно, и было несколько человек с другой позицией, но режиссер и актеры (которые, кстати, тоже полностью «за») таких просто не увидели.

Ходят слухи, что когда спектакль только начали ставить, один из актеров театра отказался участвовать в нем по идейным соображениям. Его не уволили, но, по словам коллег из других театров, сейчас игнорируют всей труппой. К слову, изначально автор думал о премьере своей оперы на Дворцовой площади. Но то ли разрешения не получил, то ли одумался: собрать такую толпу зрителей не каждому по зубам.

… Оперу вряд ли можно назвать шедевром, скорей уж это – политический акт. Да и слишком уж много шума изначально было вокруг одноактного произведения маленького театра. На предварительном прогоне режиссер заикнулся о том, что собранные от показа произведения средства пойдут в фонд жертв Донбасса. Но если билетов продано 25 – это смешные деньги.

Николай Полянский
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #22 : Июль 11, 2014, 12:42:33 »
http://korrespondent.net/showbiz/music/3391139-v-sankt-peterburhe-sostoialas-premera-opery-krym

В Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы Крым

10 июля состоялась премьера оперы Крым на музыку советского композитора Мариана Коваля.

В Санкт-Петербурге 10 июля состоялась премьера оперы Крым, в основу которой легла написанная во время Великой Отечественной войны опера Севастопольцы композитора Мариана Коваля.

Как сообщает Радио Свобода, режиссер-постановщик Юрий Александров является автором идеи и автором сценария. "От недостатка идеологии опера-митинг Крым не страдает. И персонаж в сером костюме, похожий на президента Путина, появляется в нем с первой минуты – стоя на большой карте Крыма читает проникновенные стихи Мой Крым. В первой части сестры милосердия кладут к ним на колени окровавленные бинты – символ потерь в Крымской войне XIX века. Вторая часть посвящена Великой Отечественной войне", - передает Радио Свобода.

Ранее сообщалось, что в основу спектакля положена опера Севастопольцы о защитниках города-героя, написанная Ковалем сразу после Великой Отечественной войны. По планам авторов, спектакль Крым будет интерактивным — он заявлен как опера- митинг. В рамках спектакля зрители смогут публично высказать свою гражданскую позицию. Цена билета составляет 500 рублей.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #23 : Июль 11, 2014, 12:45:32 »
http://itar-tass.com/spb-news/1310330

Премьеру оперы-митинг "Крым" представил театр "Санктъ-Петербургъ Опера"

В сюжет вошли эпизоды Крымской войны 1854-56 годов, Великой Отечественной, майдана. Действующим лицом стал хор беженцев

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. Новую оперу-митинг "Крым" показал в четверг театр "Санктъ-Петербургъ Опера". Жанр этой постановки подсказали художественному руководителю труппы, народному артисту России Юрию Александрову последние события в Украине. Спектакль играли не на сцене, а в центре зрительного зала, в окружении пришедших на премьеру людей. Первый показ приурочен ко Дню воинской славы России и годовщине победоносной Полтавской битвы.

Отправной точкой к замыслу послужила опера 1940-х годов "Севастопольцы" о защитниках города-героя в годы Великой Отечественной войны. Написал ее композитор Мариан Коваль, перечисливший в войну присужденную ему Сталинскую премию в Фонд обороны. На музыкальной основе его оперы, из которой было взято 15 наиболее ярких номеров, постановщик создал совершенно новое сочинение.

Юрий Александров особо подчеркнул, что никто не заказывал ему этот спектакль, а появился он как попытка художественного осмысления волновавших его событий. На пресс-конференции он готов был отвечать на любые вопросы, кроме одного: сколько средств затрачено на постановку. "Главным вложением в спектакль стали душевные затраты всего нашего коллектива", - сказал режиссер. Помимо артистов он привлек к постановке участников военно-исторических клубов и воспитанников детского танцевально-хорового коллектива "Синяя птица".
 
В спектакле есть образ ведущего - человека от театра, который напрямую обращается к зрителям с вопросами, требующими ответа "да" или "нет". Активной составляющей действия стал и потолок, на котором в ходе спектакля возникают документальные кадры батальных сцен, кораблей, морских просторов. В сюжет вошли эпизоды Крымской войны 1854-56 годов, Великой Отечественной, майдана. Действующим лицом стал и хор беженцев - взрослых и детей, взывающих: "Возьмите нас с собой! Не оставляйте нас!". Эти слова не придуманы, а услышаны создателями спектакля. В постановочную группу вошли дирижер Максим Вальков, балетмейстер проекта Надежда Калинина, композитор Валерий Бровко, создавший новую оркестровую редакцию оперы с бережным отношением к оригиналу.

Этот спектакль, по замыслу постановщика, может ставиться и на площадях, при большом стечении народа, будь то Дворцовая или даже Красная площадь. Не исключено, что петербуржцы покажут оперу-митинг в Крыму.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Re: "Крым", опера-митинг
« Ответ #24 : Июль 11, 2014, 12:49:03 »
http://www.baltinfo.ru/2014/07/11/Moi-Krym--opernyi-variant-436616

11 июля 2014, 10:55

Мой Крым – оперный вариант

В театре «Санкт-Петербургъ Опера» состоялась премьера одноактной оперы-митинга «Крым». Постановка – не только художественное осмысление последних исторических событий, но и своеобразный патриотический манифест. Но после просмотра корреспонденту «БалтИнфо» было не совсем понятно, что именно хотели сказать создатели.

Автор: Наталья Блинникова

«В основе спектакля - опера Мариана Коваля «Севастопольцы» о защитниках города-героя, написанная композитором в годы Великой Отечественной войны. Сохранив выразительную музыку Коваля, художественный руководитель театра Юрий Александров полностью переработал партитуру оперы, создав совершенно новое, вдохновенное произведение о Родине и народном единстве», - так анонсируется спектакль на сайте театра.

Опера-митинг «Крым», по словам Александрова, поставлена в совершенно новом жанре, которого мир еще не видел. Постановка, как и любой митинг, начинена символами и яркими лозунгами, обращена к аудитории. В итоге получилась смесь из истории, пропаганды, агитации и высокого искусства.

Всю постановку сопровождает рассказчик, который между сценами читает стихи и соединяет отрывки, вырванные из истории Крыма. Однако функция рассказчика размывается в одном из эпизодов, когда испуганные бомбежкой жители восточной Украины бросаются к его ногам с криками «Спасите!» - и уже не понимаешь, кто он: то ли рассказчик, то ли олицетворение России?

После каждого монолога рассказчик уходит в сторону, как бы наблюдая происходящее с исторической высоты. Так, зритель видит генерала времен Крымской войны 1853-56 годов, который воспевает красоты полуострова и сожалеет о грядущем поражении. Тут же на сцену выходят сестры милосердия, которые раздают зрителям окровавленные бинты.
Затем действие резко перемещается в следующий век - это можно понять лишь потому, что герои называют друг друга «товарищами». Более конкретно время обозначается звуками бомбежки – наступает ключевой момент оперы, Великая Отечественная война. Следуя традициям, Александров «окрасил» этот эпизод красными прожекторами. Конечно, не обошлось здесь и без образа Родины-матери, которая благословляет своих сынов на войну с врагом.

Сцена о Великой Отечественной войне, пожалуй, самая эмоциональная. Но при этом эти эмоции никак не ассоциируются именно с Крымом – о полуострове вспоминаешь лишь тогда, когда герои постановки поют о «светлом городе Севастополе».

После этого режиссер и вообще уводит действие из Крыма и перескакивает спустя полвека в восточную Украину. И вот здесь, после пения актеров из уст маленькой девочки звучит вопрос: «Кто разжигает войну?». Ребенку вторит «рассказчик»: «Мы не потерпим фашизма лютого приметы! Засвистели вновь снаряды над Украиной! Заокеанским гостям – нет, за нами правда!», - восклицает он.

И дальше постановка становится еще более экспрессивной: «Мы с врагов получим то, что потеряли… народный гнев обрушим на врага… пришли к нам родные берега». И вдруг, после всего этого сцена резко меняется, словно переключили канал, и зритель видит детский лагерь, очевидно, всесоюзный «Артек», где дети счастливы в отличие от разгромленной Украины.

Заканчивается постановка патриотической песней. Зрители на первых рядах, которые кричали «Да!» лозунгам спектакля вскакивали с кресел и долго аплодировали. За ними потянулись и задние ряды, редкий зритель остался в кресле.

Невозможно не оценить качественное художественное оформление спектакля, высокое мастерство актеров, но в стенах петербургского дома оперы постановка воспринимается с трудом. Юрий Александров отмечал, что он хотел бы ставить «Крым» на улице – на Дворцовой и Красной площадях. Может быть, там эта опера будет смотреться более убедительно: определенному формату – определенное место.

Наталья Блинникова
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау