Автор Тема: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе  (Прочитано 2848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Экс-ан-Прованс-2014

Итоги ключевого оперного форума Европы

Текст: Дмитрий Ренанский
 
«Зальцбург переместился в Прованс» — место, занимаемое сегодня французским форумом в иерархии оперных фестивалей Европы, афористично-емко обозначил заголовок одной из австрийских газет, с восторгом (и не без очевидной зависти) писавшей о триумфе провансальского интенданта Бернара Фоккруля. На восьмой год правления в Эксе бывшему хозяину брюссельской La Monnaie удалось наконец реализовать свою давнюю мечту — фестиваль в Экс-ан-Провансе, похоже, добился-таки положения одного из самых статусных оперных форумов мира. И немудрено: именно в Эксе — и именно благодаря стараниям Фоккруля — начинали свой путь по мировым сценам многие знаковые постановки последних лет, от «Соловья и других небылиц» Робера Лепажа до «Носа» Уильяма Кентриджа, не говоря уже о «Дон Жуане» Дмитрия Чернякова. Рецепт успеха Фоккруля в нынешнем году остался неизменным — найденный опытным путем баланс между интеллектуальным блеском афиши и ее демократической открытостью публике плюс высочайший музыкальный уровень фестивальной программы, сконцентрировавшей в Провансе европейскую музыкальную элиту начала XXI века: статус «лучшего оперного фестиваля мира», закрепленный за Эксом престижной Opera Awards, Фоккруль этим летом подтвердил не без изрядного блеска.

На фоне показной раблезианской избыточности Зальцбурга афиша фестиваля в Эксе смотрится, на первый взгляд, куда более скромно: пять премьер, из которых одна — «Волшебная флейта» Саймона Макберни — уже хорошо знакома европейскому зрителю по премьере в амстердамской De Nederlandse Opera, да концертный блок, традиционно воспринимающийся не столько самостоятельным блюдом, сколько утонченным гарниром к основной оперной программе. Сила Экса — не в количестве, а в качестве: на фоне последовательного обессмысливания оперной программы Зальцбургского фестиваля, после ухода с интендантского поста Жерара Мортье постепенно превращавшегося в ярмарку тщеславия, Бернару Фоккрулю удалось не просто превратить вверенный ему форум в «место силы» оперной Европы, но сделать провансальский фестиваль ее интеллектуальным центром.

О приоритетах Фоккруля красноречиво свидетельствует хотя бы список dramatis personæ нынешнего года: в главных героях оперной программы — постоянно резидентствующие в Провансе выдающийся южноафриканский художник Уильям Кентридж и стремительно делающая оперную карьеру Кэти Митчелл. Кентридж представил в Эксе французскую премьеру спектакля «Зимний путь» по одноименному вокальному циклу Франца Шуберта (если с чем и можно сравнить одновременно этапную и эталонную трактовку баритона Маттиаса Герне, то разве что с легендарными записями Дитриха Фишер-Дискау) — он уже прогремел на Wiener Festwochen и Holland Festival, но не стал, однако, прорывом, способным сравниться по силе с открывавшей новые эстетические горизонты постановкой «Волшебной флейты» восьмилетней давности. Гранд-дама английской режиссуры Кэти Митчелл на оперных подмостках занимается поисками нового театрального языка не менее истово, чем в драме, — ее «Trauernacht», сочиненный на пару со сверхновой звездой HIP Рафаэлем Пишоном полуторачасовой монтаж хоралов, речитативов и арий из баховских кантат, образовал вместе с «Зимним путем» Кентриджа смысловой диптих, задавший два важных для европейской театральной повестки дня тренда. Судя что по «Trauernacht», что по «Зимнему пути», протагонисты современного театра воспринимают территорию драмы как выжженную землю, все чаще целенаправленно мигрируя на музыкальные подмостки, где они предпочитают работать не с операми, а с несценическими жанрами вроде вокального цикла или духовной кантаты.

Спровоцировав приток театральных туристов из соседнего Авиньона, Экс-ан-Прованс этим летом одновременно подтвердил репутацию едва ли не основного на европейском фестивальном рынке поставщика музыкальных сенсаций. Главная и, пожалуй, самая ожидаемая из них — выступление экс-петербурженки Ольги Перетятько в «Турке в Италии» Джоаккино Россини, Кристофера Олдена и Марка Минковского. Любимица Экса, выпускница местной Европейской академии музыки, четыре года назад дебютировавшая здесь в «Соловье и других небылицах», Перетятько вернулась в Прованс уже не как подающая надежды дебютантка, а как молодая дива, вполне способная занять вакантное после перехода Анны Нетребко в более тяжелую категорию место секс-символа мировой оперы.

Вполне очевидно, впрочем, что у певицы есть все шансы стать чем-то большим: в отличие от своей соотечественницы, бравшей в основном природной естественностью и до поры до времени соблазнительным couleur locale, госпожа Перетятько вдобавок ко всему еще и необыкновенно умна. Ей, пожалуй что единственной из сделавших карьеру на Западе русских певиц принадлежащей к редкому в наших широтах типу певца-интеллектуала, везло работать с крупными режиссерами от Робера Лепажа до Дмитрия Чернякова и с крупными дирижерами от Пабло Эрас-Касадо до Марка Минковского. Судя по ангажементу в «Турке в Италии», у каждого из них Перетятько чему-то училась: уже прошлогодние «Луций Сулла» в Зальцбурге и «Царская невеста» в Берлине продемонстрировали ее умение органично существовать в сложном дирижерском и режиссерском рисунке, но подлинной сценической свободы она добилась именно в «Турке в Италии». Харизма без тени вульгарности, stage presence, стилевая безукоризненность и космополитическое качество вокальной выучки: 34-летняя Ольга Перетятько обладает всеми характеристиками, необходимыми потенциальной оперной суперзвезде начала XXI века.

COLTA.RU. 8 августа 2014 г.
http://www.colta.ru/articles/music_classic/4175
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #1 : Август 15, 2014, 12:02:24 »
... везло работать с крупными режиссерами от Робера Лепажа до Дмитрия Чернякова и с крупными дирижерами от Пабло Эрас-Касадо до Марка Минковского

Черняков - "крупный режиссёр". Какой позор нашей стране.
Я не предполагал, что доживу до такого мракобесия, когда черняковщина будет считаться "крупным" явлением мировой режиссуры. Впрочем, не он первый, не он последний.
Читаю и не верю своим глазам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #2 : Апрель 04, 2015, 01:05:04 »
Сейчас прочитала, что в программе фестиваля этого года премьера " Свадьбы", написанной сербкой Ana Sokolović (1968 г. рождения) - опера для шести женских голосов а капелла. Премьера была в Торонто в 2011 году.
Ещё в программе "Иоланта"

Iolanta   Ekaterina Scherbachenko
René   Dmitry Ulianov
Robert   Maxim Aniskin
Vaudémont   Arnold Rutkowski
Ibn-Hakia   Willard White
Alméric   Vasily Efimov
Bertrand   Pavel Kudinov
Marta   Diana Montague
Brigita   Maria Bochmanova
Laura   Karina Demurova

и "Персефона" Стравинского

   Две последние
Direction musicale   Teodor Currentzis
Mise en scène   Peter Sellars

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #3 : Июль 13, 2015, 18:10:10 »
С успехом прошли в Экс-ан-Провансе  Иоланта /  Персефона в постановке П. Селларса. Триумф, шедевр и пр. - пишет французская пресса
http://www.lemonde.fr/scenes/article/2015/07/09/triomphe-interstellaire-pour-peter-sellars-a-aix_4676448_1654999.html

А тут по ссылке - фото

https://www.flickr.com/photos/festival-aix/sets/72157650877012382

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #4 : Июль 14, 2015, 07:18:00 »
Фестиваль в Экс-ан-Провансе открылся «Альциной» Генделя в постановке Кэти Митчелл

Сопродюсером одной из ключевых премьер европейского оперного сезона выступил Большой театр

В нажористой программе этого года – две мировые премьеры: генделевская «Альцина» в режиссуре Кэти Митчелл и «Похищение из сераля» Моцарта от Мартина Кушея.

Полностью:

Волшебство превращения // Ведомости. № 3872 от 14.07.2015
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/07/14/600401-festival-v-eks-an-provanse-otkrilsya-altsinoi-gendelya-v-postanovke-keti-mitchell

Ага,  именно "мировые", ибо до сей поры ни "Альцину", ни "Похищение из сераля" никто никогда нигде не слыхал. ;D Где это "Ведомости" раздобыли такого "подготовленного" автора, ФИО которого даже постеснялись обнародовать? ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #5 : Июль 22, 2015, 05:41:30 »
Радикалы в серале

Моцарт с современными мотивами на фестивале в Экс-ан-Провансе

В Экс-ан-Провансе проходит традиционный ежегодный летний оперный фестиваль, закрепивший за собой в последние сезоны славу лучшего европейского оперного фестиваля. Его спокойствие в этом году было нарушено новой версией "Похищения из сераля" Моцарта. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2772764
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #6 : Июль 22, 2015, 05:49:05 »
«Похищение из сераля» обещало стать сенсацией фестиваля в Экс-ан-Провансе

Действие оперы Моцарта перенесли на восточный фронт

Далее:

Неактуальное похищение // Ведомости. № 3878 от 22.07.2015
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/07/22/601585-pohischenie-iz-seralya-obeschalo-stat-sensatsiei-festivalya-v-eks-an-provanse
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #7 : Июль 28, 2015, 18:14:50 »
В поисках утраченной жизни

«Альцина» Кэти Митчелл из Экса со временем переселится в Большой театр

Текст: Константин Львов

http://m.colta.ru/articles/music_classic/8056
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #8 : Июль 30, 2015, 06:35:23 »
«Иолантой» Чайковского Теодор Курентзис дебютировал в Экс-ан-Провансе

Единственный случай на фестивале, когда героем стал дирижер

Далее:

«Иоланта» как предтеча // Ведомости. № 3884 от 30.07.2015
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/07/30/602722-iolantoi-chaikovskogo-teodor-kurentzis-debyutiroval-v-eks-an-provanse
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #9 : Июль 31, 2015, 06:27:45 »
Головокружение от кастинга

"Альцина" на фестивале в Экс-ан-Провансе

Главным событием завершившегося во французском Экс-ан-Провансе оперного фестиваля стала премьера "Альцины" Генделя в постановке знаменитого британского режиссера Кейти Митчелл. Спектакль создан в сотрудничестве с Большим театром России. Рассказывают РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ и СОФЬЯ ДЫМОВА.

В общем, толком не понимаешь, поздравлять ли наш Большой театр или сочувствовать ему: с одной стороны, стать единственным сопродюсером одной из главных европейских оперных премьер года очень почетно, с другой — как показывать этот спектакль депутатам, чиновникам Минкульта и переживающим в последнее время явное обострение врагам режиссерской оперы, не очень понятно.

Полностью:

Газета "Коммерсантъ" № 136 от 31.07.2015, стр. 11
http://www.kommersant.ru/doc/2778605
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 333
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #10 : Июль 11, 2017, 20:12:26 »
Во Франции встретятся два Больших театра
подготовил Виктор Борзенко   
"Солисты оперной труппы, хор и оркестр Большого под управлением главного дирижера Тугана Сохиева 19 июля предствят концертный вариант оперы «Евгений Онегин» Чайковского на сцене Большого театра Прованса (новая сценическая площадка в городе Экс-ан-Прованс открыта в 2007 году, чтобы вместить неизменно расширяющийся год от года круг ценителей оперы)...
...На этом творческое сотрудничество Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе не заканчивается. В планах следующего, 242-го, сезона – совместная постановка оперы «Альцина» Г. Ф. Генделя."
http://www.teatral-online.ru/news/18948/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 536
Re: Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе
« Ответ #11 : Август 28, 2017, 12:14:09 »
Alcina by at the Festival d'Aix en Provence

Alcina, by Georg Friedrich Haendel

Freiburger Barockorchester, Andrea Marcon (Conductor)
MusicAeterna (Chorus of the Perm Opera), Vitaly Polonsky (Chorus Master)
Katie Mitchell (Stage Direction)
Chloe Lamford (Sets), Laura Hopkins (Costumes), James Farncombe (Lighting), Joseph W. Alford (Choreographer)
Patricia Petibon (Alcina)
Philippe Jaroussky (Ruggiero)
Anna Prohaska (Morgana)
Katarina Bradić (Bradamante)
Anthony Gregory (Oronte)
Krzysztof Baczyk (Melisso)
Recorded on June 30 & July 10, 2015 at the Grand Théâtre de Provence, Festival d'Aix-en-Provence
Directed by Corentin Leconte

TUESDAY
29 August at 16:30
on mezzo live hd

http://www.mezzo.tv/en/our-programs/alcina_dhaendel_festival_daixenprovence_juillet_2015?date=2017-08-29
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау