Автор Тема: Ежегодный фестиваль старинной музыки "Earlymusic" в Петербурге  (Прочитано 7207 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Барокко зазвучит в Петербурге

Фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC отроется в Петербурге концертом «Памяти павших в Великой войне» уже 10 сентября. Главная цель фестиваля – реконструкция и изучение старинной музыки 16-18 веков. Художественный руководитель фестиваля Андрей Решетин рассказал об особенностях программы EARLYMUSIC и его важности для современных музыкантов.

Автор: Наталья Блинникова

- Какими принципами Вы руководствовались, составляя программу фестиваля EARLYMUSIC в этом году?
 
- Как всегда, мы следуем нашим традициям. Главное – это высокий уровень исполнения, будь то концерты или лекция. Мы продолжаем восстанавливать русскую музыку 18 века, реконструируем музыкальные шедевры, создававшиеся в то время в Петербурге. Фестиваль двигается все дальше по временной цепочке – в этом году мы будем представлять российское искусство не только 18 , но и 17, и 16 веков. На программу Фестиваля в этом году повлияли также две памятные даты: 100-летие с начала Первой Мировой войны и 250-летие Эрмитажа. Первый концерт Фестиваля так и называется "Памяти Великой войны". В исполнении ансамбля "Солисты Екатерины Великой" прозвучит музыка Бибера и Баха, хор Феодоровского собора вместе с регентом григорианского хора Парижа подготовили к этому концерту несколько старинных григорианских хоралов, здесь же будет звучать византийское пение в исполнении Евгения Скурата, а также отрывки из военных дневников Врангеля. Особым событием этого концерта станет премьера 12 графических работ Александра Георгиевича Траугота, посвященных Первой мировой войне. Этот концерт состоится в "Яани кирик" 10 сентября в 19.00.
 
- На какие премьеры может рассчитывать зритель? Что мир увидит на фестивале в первый раз?

- Из сногсшибательных премьер для России – это выступление 17 сентября контр-тенора Франко Фаджоли в Академической капелле. Он же является хедлайнером фестиваля. А весь мир впервые сможет ознакомиться с нашими исследованиями по русскому барочному театру конца 17 века. Кроме того, в виде аудио приложения к ежегодному альманаху фестиваля мы представим музыку времен трех императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Дарья Телятникова исполнит речитатив и арию из первой русской оперы «Цефал и Прокрис» (1755) Арайи-Сумарокова. В наше время этой оперы мир еще не видел и мы надеемся когда-нибудь возродить ее.

- В программе фестиваля есть проект «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины 18 века». Почему эта музыка – странная? Что в ней необычного?

- В этой программе будет звучать музыка виолончельного композитора Якоба Кляйна младшего – я вообще не помню, чтобы в России ее кто-то играл. Этот композитор писал раньше, чем появились виолончельные сюиты Иоганна Баха – нам было интересно, на что опирался сам Бах при создании своих произведений. Во время программы виолончельные сюиты Баха будут исполнены на двух виолончелях – сейчас это странно, но тогда было нормой.

...

- Каким темам будут посвящены мастер-классы фестиваля? Можно ли их посетить сторонним слушателям?

- Прийти послушать лекции, конечно, можно. Во-первых, совместно с Французским институтом мы проведем мастер-классы по григорианскому пению. Это пение развито в европейской культуре, но у нас нет коллективов, которые исполняют григорианику на хоть каком-нибудь уровне. Во-вторых, мы посвятим несколько лекций барочному театру. Все барокко стоит на двух стилях – итальянском и французском. И если с итальянскими традициями исполнения у нас все в порядке, то с французскими – не очень. Именно поэтому мы хотим уделить внимание этой второй составляющей барочного театра, чтобы и артисты и музыканты лучше понимали эти принципы.

...

- Как Вы оцениваете уровень развития и популярности музыки Средневековья, барокко, классицизма в России?

- Потихоньку эти направления становятся все более популярными не только среди слушателей, но и среди музыкантов в России. За время существования Фестиваля здесь появился круг музыкантов, которые очень хорошо исполняют старинную музыку на аутентичных инструментах. В перспективе, то что должен делать Фестиваль - обеспечить таких музыкантов публикой и промоутерами.

Полностью:

Балтийское информационное агентство. 8 сентября 2014 г., 15:55
http://www.baltinfo.ru/2014/09/08/Barokko-zazvuchit-v-Peterburge-448304
« Последнее редактирование: Август 06, 2015, 17:20:43 от Papataci »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #1 : Сентябрь 09, 2014, 06:05:36 »
EarlyMUSIC привезет в Петербург старинную музыку

10 сентября, среда  -  19 сентября, пятница

Фестиваль начнется концертом-реквиемом, посвященном памяти павших в годы Первой мировой войны, который пройдет 10 сентября в концертном зале «Яани Кирик». 14 сентября фестиваль выберется в Гатчину, где состоятся камерные концерты, лекция и ярмарка редкой литературы. 17 сентября в Капелле будет петь итальянский контр-тенор Франко Фаджоли. А 19 сентября фестиваль завершится двумя концертами: в Капелле будут представлены шедевры неаполитанской барочной оперы, а французское трио Concordia совершит музыкальное приношение в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа накануне 250-летнего юбилея музея.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Полностью:

Фонтанка.ру.
http://calendar.fontanka.ru/events/6651
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #2 : Сентябрь 09, 2014, 06:27:24 »
КТО ЕСТЬ КТО НА EARLY MUSIC

Анна Гордеева

С 10 по 19 сентября в нескольких залах Петербурга и в Гатчине можно будет нырнуть в глубину веков – услышать старинную музыку, ненадолго замедлить свою жизнь до темпов XVI века или почувствовать нерв начала Первой мировой. Фестиваль Early Music привозит первоклассных исполнителей, специализирующихся на воспроизведении «духа времени» — и сообщает, что некоторые легендарные личности были еще и недурными композиторами.

В течение пяти лет – скрипач группы «Аквариум», тринадцать – первая скрипка барочного ансамбля Musica Petropolitana, вот уже шестнадцать лет — худрук и идеолог фестиваля «Early music», Андрей Решетин работает в архивах, изучает древние партитуры и любит старинные инструменты. Но вот что важно: он не засушивает трехсотлетних авторов, он их уважительно встряхивает и предъявляет публике проснувшимися и вполне бодрыми. Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», которым руководит Андрей Решетин, будет играть на фестивале Иоганна Себастьяна Баха и Генриха Игнаца Франца фон Бибера, Джузеппе Сарти, графа де Сен-Жермена и Луиджи Скьятти.

Где и когда: 10 сентября, 19.00. Яани кирик. «Памяти павших в Великой войне» (Х.И.Ф.Бибер, И.М.Бах, грегорианские хоралы).
11 сентября, 20.30, Феодоровский собор, «Помилуй меня, Боже» (Д.Сарти) (вход свободный).
14 сентября, 12.00 Гатчина, Александровская гостиная, «Обаяние галантного века» (К.Ф.Э.Бах, граф де Сен-Жермен, Д.Пьянтанида, Л.Скьятти).

 
Джузеппе Сарти

Уроженец Фаэнцы (что недалеко от Болоньи), Джузеппе Сарти сочинял музыку в родном городке, в Венеции, затем в Копенгагене – а в 1784 году в солидном возрасте 55 лет отправился в Россию. Здесь он пережил классические театральные интриги, был сдвинут с места капельмейстера Екатерины II, нашел укрытие под крылом светлейшего князя Потемкина, и получил должность директора музыкальной академии в только что основанном городе Екатеринославе. Туда, на днепровские берега, он собирался привезти итальянских крестьян – чтобы работали на него и пели. К счастью для последних, ему это не удалось – вернулось расположение Екатерины и место капельмейстера. Сарти посвятил монументальной правительнице сочинения ей конгениальные – мощные, слегка безумные и какие-то трогательно-искренние. На концерте в Феодоровском соборе можно будет услышать его Кантату в исполнении альтиста Андрея Пенюгина, Жанны Афанасьевой (сопрано), хора Феодоровского собора и «Солистов Екатерины Великой». Вход свободный – но музей Дома Романовых при Феодоровском соборе будет рад, если вы ему что-нибудь пожертвуете.
Где и когда: 11 сентября, 20.30, Феодоровский собор, «Помилуй меня, Боже» (Д.Сарти) (вход свободный).
 
Даниил Ведерников

Барочный актер – редкое существо в нашем мире, а в этот день, когда Early music собирает любителей старинной музыки в Гатчине, есть шанс увидеть одного из них. Даниил Ведерников «заболел» барокко после просмотра спектаклей французских реконструкторов – и начал переводить трактаты по актерскому и ораторскому мастерству и ездить на мастер-классы к европейским педагогам. От работы ассистентом у знаменитого арфиста и дирижера Эндрю Лоуренс-Кинга – до самостоятельной постановки оперы-балета Рамо «Пигмалион» вместе с ансамблем «Новая Голландия»; сейчас периодически ставит праздники в Петергофе. На фестивале он продекламирует пять двустиший Симеона Полоцкого – с восстановленным произношением и риторической жестикуляцией XVII века – это будет иллюстрацией к лекции Игоря Юркина о московском барокко.
Где и когда: 14 сентября, 13.00, Гатчина, Мраморная столовая. «Художественная Москва Алексея Михайловича: частные коллекции семьи Виниусов, барочный театр Симеона Полоцкого».
 
Якоб Кляйн младший

Родившийся в 1688 году в Амстердаме Якоб Кляйн-младший называл себя композитором-дилетантом – потому что, в отличие от своего отца, зарабатывал на жизнь не творческими занятиями (папа был танцмейстером в амстердамском городском театре), а торговлей гуммиарабиком. Но его сонаты для виолончели – виртуозные, неожиданные, с отчетливым чувством юмора – интересны сейчас не только как первые опыты в этой сфере (в XVII – начале XVIII векf сонаты в основном сочиняли для скрипки, виолончель была обделена), но и просто как хорошая музыка. На фестивале исполнять сочинения Якоба Кляйна-младшего будут виолончелисты Павел Сербин и Александр Гулин – первый из них худрук, а второй — солист ансамбля Pratum Integrum, специализирующегося на игре на исторических инструментах.
Где и когда: 14 сентября, 15.00, Гатчина, Павильон Венеры. «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины XVIII века».
 
...
 
Иван Грозный

Этого автора специально представлять не нужно – его усилия по укреплению властной вертикали и дружелюбная внешняя политика давно и прочно поселили к нему симпатию в сердцах наших граждан. Но все-таки именно музыка его известна не столь широко – а на фестивале можно услышать сочинения первого царя всея Руси. Стихиры (песнопения вечерни и утрени) Ивана Грозного исполнит вокальный ансамбль Евгения Скурата.
Где и когда: 14 сентября, 17.30 Гатчина, Мраморная столовая. «Москва Ивана IV Грозного»
 
Томас Уилкс

Автор мадригалов и антемов, сочинивший для англиканской церкви больше музыки, чем любой другой композитор его времени (конец XVI – начало XVII века), был человеком чрезвычайно темпераментным – однажды он был отстранен от службы в соборе, потому что прямо во время проповеди поносил дьявола последними словами. Возможно, особенную ненависть органиста к нечистому вызвал тот факт, что у музыканта «после вчерашнего» страшно болела голова – в докладной епископу непосредственный начальник Уилкса отмечал, что тот пьет не по-божески. Но вот что занятно: буйная личная жизнь (с гулянками и женитьбой «по залету») никак не сказалась на его музыке – умной и изящной. Услышать его сочинения – а также сочинения его современников (Орландо Гиббонс, Уильям Берд, Питер Филипс, Томас Таллис и Генри Перселл) – можно в исполнении московского вокального ансамбля «Интрада» под руководством Екатерины Антоненко.
Где и когда: 14 сентября, 18.00 Гатчина, Белый зал. «Английское многоголосье от Елизаветы I до Якова II».
 
Saggitarius

Ансамбль (который правильнее было бы назвать театром) из Бордо уже не раз бывал в Петербурге и всегда встречал восторженный прием; теперь они везут «Триумф Амура» — спектакль, собранный из кантат Жана-Филиппа Рамо. «Пастушеская верность», «Фетида» и «Орфей» — в древнегреческих сюжетах французского классика пастухи и боги одинаково галантны. За режиссуру и барочную декламацию отвечает Тьерри Пето.
Где и когда: 14 сентября, 19.00. Гатчина, Александровская приемная. «Французский барочный театр».
 
Франко Фаджоли

Пик фестиваля – вечер аргентинского контр-тенора, диапазон голоса которого позволяет ему исполнять как альтовые, так и сопрановые партии, написанные для певцов-кастратов. 33 года; из аргентинского Тукумана пройден долгий путь к победителю конкурса фонда Бертельсманна и гастролирующей звезде. На фестивале Фаджоли исполнит арии из опер неаполитанского барочного гения Никола Порпора в сопровождении пьемонтского ансамбля Academia Montis Regalis.
Где и когда: 17 сентября, 19.00. Государственная академическая капелла.
 
Пьер Кремон

Французское струнное трио Concordia (Эммануэль Рэж – скрипка, Патрицио Жермон – скрипка, Клер Ланке – виолончель) отряхивает пыль с сочинений Пьера Кремона – виртуозного скрипача, которого в начале XIX века пригласил в Петербург лично Александр I (музыканту тогда было 19!) и который стал капельмейстером при дворе. В его музыке (Эммануэль Рэж, идеолог ансамбля, разыскал сочинения Кремона во французских архивах) отразились воспоминания и о любимой Оверни – и о не менее любимой России, десять лет службы в которой он всегда вспоминал весьма нежно. Концерт посвящен 250-летию Эрмитажа.
Где и когда: 19 сентября, 19.00. Эрмитаж, Двенадцатиколонный зал.
 
Пино де Витторио

Хрипловатый тенор, гитара в руках, ухмылка – три года назад, впервые появившись на фестивале Early music, этот неаполитанец поразил грубоватой витальностью, мало свойственной обычно появляющимся на фесте утонченным артистам. Его концерт с оркестром La Capella musicale della Pieta de ‘Turchini недаром ставят в финал фестиваля – это как возвращение к обычной жизни из барочных облаков. И утешительные заверения организаторов: ну посмотрите же, на земле тоже можно встретить людей чертовски обаятельных!
Где и когда: 19 сентября, 20.00. Государственная академическая капелла 

Полностью:

ART1. 08/09/2014 , 16:41
http://art1.ru/music/kto-est-kto-na-early-music/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #3 : Сентябрь 09, 2014, 19:18:29 »
Международный фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC стартует в Петербурге
   
Концерт «Памяти павших в Великой войне» откроет фестиваль 10 сентября.
Теги:

Санкт-Петербург, 09 сентября - АиФ-Петербург. XVII Международный фестиваль EARLYMUSIC представит лучшее из мира старинной музыки в исполнении современных музыкантов.

Давно забытое и открытое заново наследие возвращается в звуках редких инструментов, в безмолвном языке барочного танца и жеста, в русской речи XVIII века.

Открывает фестиваль 10 сентября концерт «Памяти павших в Великой войне» на сцене «Яани кирик» в исполнении ансамбля «Солисты Екатерины Великой», хора Феодоровского собора и солистов – Тибо Марлен (Франция) и Евгения Скурата (Москва).

В программе вечера будет исполнена музыка Х. И. Ф. Бибера, контрапункты из «Искусства фуги» И. С. Баха, избранные григорианские хоралы. Специально к Фестивалю визуальный ряд подготовил известный российский график – Александр Григорьевич Траугот.

«День в Гатчине 14 сентября – один день из жизни ценителя старинной музыки – в окружении исторической архитектуры у всех желающих будет возможность побывать на камерных концертах и лекциях, посетить книжную ярмарку редкой литературы и просто провести воскресный день с семьей. Концерты и лекции Фестиваля представляют традиции разных культур – в этом году его посетят гости из Италии, Франции, Англии и Голландии», – уточняет художественный руководитель EARLYMUSIC Андрей Решетин.

Кульминацией Фестиваля станет концерт хедлайнера EARLYMUSIC, звезды мировой оперной сцены – контр-тенора Франко Фаджоли (17 сентября, Капелла), который впервые посетит Россию.

Аргентинец по происхождению, Фаджоли сделал ошеломительную карьеру – за его плечами победа на престижном конкурсе «Новые голоса», который раз в два года проводит фонд Бертельсманна. С тех пор он активно выступает на сценах лучших оперных домов в Европе, Южной Америке и США. Фаджоли плодотворно сотрудничал с такими дирижёрами как: Риккардо Мути, Диего Фазолис, Алан Кёртис, Кристоф Руссе и многие другие. Особый тембр и широчайший голосовой диапазон позволяют Фаджоли исполнять как альтовые, так и сопрановые партии.

17 сентября в стенах Капеллы Франко Фаджоли совместно с ансамблем «Academia Montis Regalis» исполнит арии из опер Никола Парпора.

Полностью:

АиФ-Петербург. 09.09.2014. 18:07
http://www.spb.aif.ru/culture/event/1334553
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #4 : Сентябрь 11, 2014, 12:38:02 »
«Странная музыка XVIII века» и стихиры Ивана Грозного

http://nvspb.ru/stories/strannaya-muzyka-xviii-veka-i-stihiry-ivana-groznogo-55385

...Начиная рассказ о том, что изменилось в жизни Earlymusic в этом году, бессменный худрук Андрей Решетин объявил о том, что у фестиваля наконец появился директор. И устало добавил, что после ухода Марка де Мони несколько лет назад эту функцию исполнял он сам, а директор он «нулевой» – «но зато очень хороший художественный руководитель». И скрипач. Теперь фестиваль в его финансово-распорядительной части возглавит Николай Янкин. Тот первым делом заявил, что фестиваль берёт курс на молодёжь как часть социума, наиболее открытую всему новому. А новое, как известно, – это хорошо забытое старое, что в полной мере отражает суть явления Earlymusic.

...Проголосовав на выборах с утра пораньше 14 сентября, петербуржцы могут отправиться в Гатчину, причём на целый день. Там пройдёт сразу несколько мероприятий: от концерта к 300-летию К.Ф.Э. Баха в 12.00 в Александровской гостиной до показа французского барочного театра в Александровской приёмной в 19.00 с участием музыкантов из Бордо и французского комедианта Тьерри Пето (прозвучат кантаты Рамо). Не менее насыщенная программа и в середине дня: в 13.00 актёр Даниил Ведерников представит программу «Художественная Москва Алексея Михайловича: частные коллекции семьи Виниусов, барочный театр Симеона Полоцкого». По словам Андрея Решетина, над этой программой он работал полгода. Пять двустиший Симеона Полоцкого звучат всего по несколько секунд, но по сути являются маленькими представлениями с кардинально отличающейся от сегодняшней системой звуков и жестов. Увидеть и услышать такое сегодня в театрах России невозможно.

Зазвучит в Гатчине и русская музыка – московское многоголосие XVI века в исполнении вокального ансамбля Евгения Скурата, а также стихиры Ивана Грозного. Этот концерт начнётся в 17.30 в Мраморной столовой.

А в павильоне Венеры в 15.00 пройдёт ещё один необычный концерт – «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины XVIII века». Там выступит виолончельный дуэт – Павел Сербин и Александр Гулин. Музыканты исполнят первую виолончельную музыку, какая известна, – Иоганна Себастьяна Баха и его предшественника в этом направлении Якоба Кляйна-младшего.

– Представьте, что вы очутились в XVIII веке на концерте. Всё то, что там вам показалось бы необычным по сравнению с сегодняшним исполнением, вы услышите на нашем концерте, – обобщил Решетин.

Главным событием фестиваля обещает стать концерт в Капелле 17 сентября: всемирно известный контртенор Франко Фаджоли исполнит арии из опер Никола Порпора, композитора начала XVIII века.

Также в программе Earlymusic – выступление молодого, но талантливого французского ансамбля Concordia 19 сентября в Эрмитаже и арии из неаполитанских барочных опер в исполнении итальянских музыкантов 19 сентября в Капелле.

Планировались в составе фестиваля и другие уникальные события, которые бы познакомили петербуржцев с неизвестными для них доселе инструментами, – один из таких концертов должен был пройти в Ораниенбауме, и его должен был финансировать Минкультуры. Однако министерство, по словам Андрея Решетина, в итоге денег не выделило.

– Они просто далеко и не могут ходить на наши концерты. По незнанию, – развёл руками музыкант.


Полностью здесь http://nvspb.ru/stories/strannaya-muzyka-xviii-veka-i-stihiry-ivana-groznogo-55385
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #5 : Сентябрь 12, 2014, 01:18:11 »
Барочные страсти

http://www.rg.ru/2014/09/12/tenor.html

В Петербурге пройдет международный фестиваль старинной музыки Earlymusic
Текст: Владимир Дудин

На петербургском международном фестивале EARLYMUSIC впервые в России 17 сентября в Академической капелле выступит суперстар барочной оперы, молодой виртуозный контратенор Франко Фаджоли с программой оперных арий знаменитого Николы Порпора.

Почему вы решили стать контратенором?

Франко Фаджоли: До того момента, пока я вдруг осознал, что могу петь высоким голосом, я долгое время пел в хоре и этот незабываемый опыт очень сильно повлиял. В хоре я пел сопрано. После того как мой голос мутировал, я продолжил петь в высоком регистре с той лишь разницей, что теперь для меня это превратилось в своего рода шутку, развлечение. Мне было лет восемнадцать, когда я зашел в магазин, чтобы найти запись кантаты Stabat mater Перголези, которую мы разучивали в хоре. Мне захотелось узнать, как эта музыка должна звучать в идеале, я схватил первый попавшийся диск. Послушав запись, мне показалось странным звучание низкого голоса - альта, и каково было мое изумление, когда я, заглянув в буклетик этого диска, обнаружил, что вместе с сопрано Эммой Киркби там поет вовсе не женщина, а... мужчина, которым был знаменитый Джеймс Боумэн, подписанный как "контратенор". И тут до меня дошло, что и я могу так называться, что мои "шуточные" подражания сопрано определяются именно этим словом. Так я сам открыл в себе возможность стать контратенором.

И если сегодня вы спросите, кто мой любимый композитор, я отвечу, что особые чувства у меня именно к Россини.

...Как о кастратах когда-то, так и о контратенорах сегодня существует немало мифов. Кажется, что сегодня контратеноров учат какие-то магические люди из далекого прошлого, которых специально вызывают на спиритических сеансах.

Франко Фаджоли: Нет, все проще. Меня, например, учила Аннелиз Сковманд, которая никогда до этого не занималась с контратенорами, но согласилась со мной, сказав, что будет учить так, как знает, а знала она ни много ни мало технику знаменитого бельканто. А вторым учителем был баритон Рикардо Йост, который, услышав мой голос, сказал, что мне надо петь Россини. Как показало будущее, все это мне пригодилось. И если сегодня вы спросите, кто мой любимый композитор, я отвечу, что особые чувства у меня именно к Россини, которого, кстати, я недавно исполнял на фестивале в Зальцбурге.

...Насколько правдоподобно современные контратеноры воссоздают легендарное искусство кастратов, звезд оперной эстрады XVII-XVIII веков, сводивших с ума публику своим неземным пением?

Франко Фаджоли: Если честно, барочная опера - это своего рода иллюзия, мы не знаем, как это было на самом деле. Иллюзия эта хороша тем, что требует от зрителей большой игры воображения. Я, например, участвовал в постановке, насквозь сотканной из жестов - было интересно и сложно одновременно. Если спуститься с неба на землю, то не устану повторять, что и несколько столетий назад, и сегодня контратеноры пользовались разными вокальными школами. Важно и другое. Во времена Генделя существовали не только кастраты, но и контратеноры. Кастратов задействовали исключительно в итальянской опере, музыке неаполитанского барокко, а контратеноров, в частности, Гендель приглашал к участию в своих английских ораториях, а также к исполнению церковной музыки. Сегодня происходит примерно то же самое - все пользуются разными школами пения. Моя школа - школа итальянского бельканто. И да: я - не кастрат. И слава богу, что безвозвратно ушли в прошлое эти бесчеловечные чудовищные операции.

Полностью - по ссылке http://www.rg.ru/2014/09/12/tenor.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #6 : Сентябрь 16, 2014, 18:07:31 »
«Пришельцы неинтересны, интересны ушельцы»

http://vppress.ru/stories/Prisheltcy-neinteresny-interesny-usheltcy-25910

Фестиваль «EARLYMUSIC» проходит в Петербурге в 17-й раз

Это уникальный фестиваль, специализирующийся на аутентичном исполнении старинных сочинений — музыки Средневековья, Ренессанса, барокко и классицизма. Как и прежде, особое внимание уделяется русской придворной музыке XVIII века.

— Каждое название, включенное в афишу фестиваля, само по себе «эксклюзивная штучка». И все же, какие произведения можно назвать особым раритетом?
— Прежде всего это произведения Джованни Пьянтаниды, почти не известного у нас. Я сам сыграю опус графа де Сен-Жермена — того самого дипломата и алхимика, который, согласно Пушкину, открыл графине в «Пиковой даме» тайну трех карт.

В репертуаре XVII фестиваля «EARLYMUSIC» немало интересных перекличек. Можно будет услышать древнюю московскую музыку: многоголосие XVI века и стихиры авторства самого Ивана Грозного; и в то же время — многоголосие времен его современницы Елизаветы Тюдор. Кульминацией фестиваля станет концерт Франко Фаджоли — одного из известнейших контратеноров мира, который приедет в Россию впервые.

— Со своим ансамблем вы выпустили диск «Три императрицы. Музыка Санкт-Петербурга XVIII века». Идея вашего альбома совпадает с идеей Чечилии Бартоли, которая в октябре выпустит диск «Санкт-Петербург». Как сказала оперная примадонна в одном из своих интервью, она хотела представить творчество зарубежных композиторов в Петербурге при дворе трех цариц. В этом же интервью был поднят вопрос о недоступности архивных материалов, хранящихся в Мариинском театре...
— Этот вопрос остается болезненным. Музыкальный архив императорских театров, где собраны и русские оперы XVIII века (сокровище нашей культуры), принадлежит Мариинскому театру, и практически никто не имеет туда доступа. Для Бартоли Валерием Гергиевым сделано исключение. Конечно, для тех, кто занимается старинной музыкой, такое положение дел проблематично.

Но мы пытаемся найти выход. Время Елизаветы Петровны представлено оперой Франческо Арайи «Цефал и Прокрис», которая считается первой русской оперой (либретто написал Сумароков). Ее мы записали не по той партитуре, которая исполнялась для Елизаветы Петровны на премьере в театре (этот документ принадлежит Мариинке), а по партитуре мини-версии, исполненной в Ораниенбауме. Другие партитуры той эпохи мы находим в русских архивах Европы.

***

...14 сентября «EARLYMUSIC» проходил в Гатчине, и этот день подтвердил, что пространство, в котором исполняется музыка, может самым невероятным образом воздействовать на публику. Павел Сербин и Александр Гулин — известный виолончельный дуэт — исполнили сюиту Баха и две сонаты его современника Якоба Кляйна-младшего в павильоне Венеры, что на острове Любви. Можно представить ощущения, которые испытываешь, когда позади музыкантов, играющих барочную музыку, поблескивает от солнца Белое озеро, по которому плывут лодки. Сама «декорация» концерта приобщила публику к той эпохе...

Полностью здесь http://vppress.ru/stories/Prisheltcy-neinteresny-interesny-usheltcy-25910
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #7 : Сентябрь 18, 2014, 19:18:33 »
Контратенор Франко Фаджоли (countertenor Franco Fagioli) и ансамбль Academia Montis Regalis (руководитель и дирижер - Alessandro De Marchi) исполняет оперные арии Никола Порпора (Nicola Antonio Giacinto Porpora). Earlymusic-2014, Санкт-Петербург, Капелла, 17.09.2014.
Исполняются:
1. Nell'attendere il mio bene (Porpora "Polifemo").
2. Alto Giove (Porpora, air d'Acio, "Polifemo").
3. Se tu la reggi al volo (Porpora "Enzo").
4. Vorrei spiegar l'affano (Porpora "Semiramide").

http://www.youtube.com/watch?v=Qmg1F8s-pa4

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #8 : Сентябрь 19, 2014, 05:42:14 »
Чудеса командной игры

Аргентинский оперный певец Франко Фаджоли впервые спел в Петербурге

На XVII фестивале EarlyMusic в Петербурге выступил именитый контратенор Франко Фаджоли. За почти волшебным единением певца и ансамбля, случившимся на сцене петербургской Капеллы, наблюдал АЛЕКСАНДР РЯБИН.

Россия случилась с Фаджоли впервые. Он наделал шуму в Старом свете и в Новом, его показывают по телевизору, диски с его голосом можно купить, и послушать, и посмотреть. Как контратенор, Фаджоли выбился из прочих незаурядными голосовыми возможностями, и выпуклое его имя вполне закономерно оказалось на фестивале EarlyMusic, который из года в год балует публику мировыми знаменитостями-контратенорами.

Вместе с певцом на сцене играли музыканты неаполитанского ансамбля Academia Montis Regalis. С Фаджоли они исполнили восемь арий (и две на бис) из опер Николо Порпоры. ...

Без Фаджоли ансамбль сыграл четыре концерта Антонио Вивальди. Вивальди тут оказался не случаен: его музыку Montis Regalis проштудировали основательно. Они переиграли все манускрипты композитора из Туринской национальной библиотеки и записали весьма занятный диск. На сцене собрался мощный состав, опытный и не кичащийся навыками. После концерта даже как-то несправедливо выглядит название на афише: все 14 номеров в Капелле показывали больше, чем просто "искусство контратенора".

В душном, полном ароматами духов зале Капеллы Фаджоли появился после настраивающего на бодрый барочный лад концерта Вивальди. Сияющий улыбкой и туфлями аргентинец прошел к своему пюпитру, и после первой же арии получил раскаленное тутти аплодисментов. Далее градус только повышался. Концерт мог бы выйти просто хорошим, и даже приятным. Такому ходу событий помешали сами музыканты: на сцене Капеллы находились не аккомпаниаторы, приставленные к певцу, а великолепная восьмерка и контратенор. Музыканты поддерживали друг друга, инструменты и голос не вступали в соревнование, кто громче и круче, каждый вкладывался в общее дело. Прыткий голос Фаджоли делился с публикой чувствами, а не возможностями своего весьма солидного инструмента. Звуки сплетались в ярчайшие полотна, ансамбль выдавал деликатные полновесные форте на полсекунды и сразу уходил в пиано, будто солнечный луч на миг вспыхнул, выглянув из-за колышущегося на дереве листа. В ламентозных ариях голос Фаджоли прятался в сумрачных тенях протяжных струнных, и они мягко его прикрывали, мерцая вместе печальным светом. Гобои разливали потопы в тутти вместе со струнными, клавесин выплывал на поверхность из глубин бассо-континуо, поддерживая аккордами крепкий фундамент. Оставаясь в импровизационных каденциях наедине с собой, Фаджоли выписывал тончайшие и хрупкие орнаменты, бесподобным образом связывая моменты замолчавшего и вновь заигравшего ансамбля, летая по октавам без усилий, словно это так же просто, как и улыбнуться. Слова рассеивались в музыкальную линию, смысл которой чувствовался и без точного понимания слов.

Гобоист Пьер Луиджи Фабретти, солировавший в концерте Вивальди фа мажор, творил невероятные пассажи, переливающиеся на фоне подзадоривающего его ансамбля, а в номерах, где гобой был не нужен, смирно сидел, низко опустив голову. Четырнадцать невесомых, в сущности, безделушек стали ярким орнаментом, за пульсом которых было приятно наблюдать.

Полностью:

Газета "Коммерсантъ С-Петербург" № 169 от 19.09.2014, стр. 16
http://www.kommersant.ru/doc/2570041
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #9 : Сентябрь 19, 2014, 11:15:24 »
Андрей Решетин: «Я командирован из «Аквариума» на другую деятельность»

18 сентября 2014, 21:49   |   Культура   |   Виктория Иванова   |   написать авторам

http://izvestia.ru/news/576879

Художественный руководитель фестиваля Earlymusic — о вкусе, барочной опере и городе-аристократе

В Санкт-Петербурге проходит XVII Международный фестиваль старинной музыки Earlymusic. С художественным руководителем форума, известным скрипачом Андреем Решетиным встретилась корреспондент «Известий».

— Почему вы так хотите приобщить публику к старинной музыке?

— Наверное потому, что я сам ею занимаюсь. Еще в 1990 году в Петербурге организовался ансамбль Musica Petropolitana, где я стал первой скрипкой. В 1993 году мы заняли первое место на конкурсе в Амстердаме, и это был первый случай, когда музыканты из России, занимающиеся старинной музыкой, поднялись так высоко. Тогда у нас было много гастролей по зарубежью, но здесь, в России, абсолютно ничего не происходило. Из желания, чтобы город услышал прекрасных западных музыкантов, с которыми мы работали, возникла идея фестиваля. Эта музыка во многом связана с монархиями, старой аристократией. А Санкт-Петербург — последний город-аристократ в нашей стране.

— Фестиваль проходит в 17-й раз. Вы довольны тем, чего удалось достичь за эти годы?

— В общем я, конечно, удовлетворен. Наш фестиваль — не просто концерты, но и образовательные программы: мы стараемся, чтобы этот род искусства прививался на нашей почве. За всем стоит честный труд, но что-то могло быть и лучше. Например, для меня идеальный фестиваль обязательно должен быть с оперной барочной постановкой. Тем более что в России нет ни одного театра, где бы в аутентичном виде ставились барочные оперы. Было бы здорово делать хотя бы одну постановку в год.

— Вы довольны реакцией публики?

— Одно из главных богатств фестиваля за 17 лет — наша публика. Это и петербуржцы, и те, кто специально приезжает в наш город. Сколько бы я ни путешествовал, такой публики ни на одном фестивале нет.

...

— Что, на ваш взгляд, вам удалось лучше всего?

— Для меня могут быть важными самые маленькие вещи. Например, двухминутное выступление Даниила Ведерникова, который читал двустишья Симеона Полоцкого, посвященные царю Алексею Михайловичу и его семье, в аутентичной фонетике и с соотсветствующими барочному времени жестами. Подготовка к этим двум минутам заняла больше полугода.

Или, например, то, что на одном из концертов нам удалось исполнить стихиру Ивана Грозного и сопроводить ее видеорядом из Лицевого летописного свода. Это повествование в 38 томах, написанных по желанию Ивана IV, с множеством изумительных живописных миниатюр.

Важнейшая задача, которая должна стоять перед культурой — возрождение вкуса, который был свойственен нашим предкам. Мы счастливые, мы живем в Петербурге, где видим исключительные образцы вкуса. Так что Петербург нас воспитывает.

...

Триумф Франко и Порпоры

Кульминацией фестиваля стал концерт молодого контртенора из Аргентины Франко Фаджоли, быстрыми темпами покоряющего сердца европейской публики. В программе вечера — сплошь арии почти неизвестного у нас, но от того не менее прекрасного итальянского композитора Николо Порпоры. Сложись события иначе, Порпора вошел бы в историю в качестве придворного музыканта Анны Иоанновны: переговоры о его приезде в Петербург зашли так далеко, что декоратор театра Порпоры, Якопо Амигони, даже написал два парадных портрета: императрицы и Петра I под руку с Минервой. Контракт в итоге подписал Франческо Арайя, но портрет Петра до сих пор можно увидеть в Малом Тронном зале Эрмитажа.

Музыка Порпоры — сплошь утонченная, с множеством вокальных трудностей, распевов и рулад. И если в первой арии контртенор, появившийся на сцене с грацией тигра, казалось, чувствовал себя не очень удобно, то ближе ко второму отделению концерт заметно оживился. Многочисленная публика, до отказа заполнившая зал (слушателям в центре было практически нечем дышать), прониклась красотой редкого тембра и стала внимать каждой певческой тонкости. А их было достаточно: Франко искренне наслаждался возможностями собственного голоса, а в сольных каденциях наполнял зал звуком вплоть до бельэтажа. Аккомпанировал ему итальянский барочный ансамбль Academia Montis Regalis, он же заполнял паузы между выходами солиста концертами Антонио Вивальди.

Градус оваций нарастал с каждым выходом Франко, ансамбль также получил свою порцию зрительской любви. К финальной арии из оперы Carlo il calvo публика столь расчувствовалась, что заглушила овациями бравурную коду. Приемом гость остался доволен, спел два биса того же Порпоры, по объему равных трети заявленной программы, а в завершение сообщил залу, что очень рад приехать в Россию.

Полностью http://izvestia.ru/news/576879
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #10 : Сентябрь 22, 2014, 22:24:44 »
«Все, что написал Ключевский, — чушь»

Основатель фестиваля Earlymusic Андрей Решетин: музыка возвращает историческую память

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершился XVII фестиваль музыки барокко Earlymusic. Скрипач Андрей Решетин, художественный руководитель Earlymusic и одновременно лидер ансамбля «Солисты Екатерины Великой», а в прошлом участник группы «Аквариум», уверен, что сейчас самое удобное время для того, чтобы осознать все, что было с нами в XX веке. Музыка возвращает историческую память, и задача фестиваля Earlymusic — вернуть хотя бы часть этой памяти.

«Лента.ру»: Вы играете музыку, которая не так уж популярна у нас в стране, но при этом успешно проводите фестиваль Earlymusiс уже 17 лет. Как вам в свое время пришла в голову идея организовать регулярный фестиваль барочной музыки?

Андрей Решетин: Когда мы только начали заниматься фестивалем, такая старинная музыка в России не то что была непопулярна — о ней просто никто не знал вне наших кругов с музыкальными посиделками на кухнях. Но у нас уже был ансамбль Musica Petropolitana, и мы довольно много и часто выступали в Европе — это при том, что в Петербурге мы играли хорошо если раз в год. Нас ценили и знали в Европе, а в 1993 году мы заняли первое место на Европейском конкурсе старинной музыки International Van Wassenaer Competition — причем в тот год второго места там никому не дали. Это было первое серьезное признание барочных музыкантов из России, тем более на конкурсе, названном в честь величайшего голландского композитора эпохи барокко Уника Виллема ван Вассенара, почитаемого у себя на родине так же, как у нас Чайковский. После этой победы у нас открылись возможности по серьезным гастролям в Европе, но в России, в Петербурге, по-прежнему ничего не происходило. Надо было как-то менять такую ненормальную ситуацию — да хотя бы просто для того, чтобы наши друзья и родные могли услышать всех тех невероятных музыкантов, с которыми мы играли за границей, с кем мы там пересекались. Вот так и возникла идея фестиваля Earlymusic — честно говоря, еще до ее реализации мы прямо-таки ощущали подобную старинную музыку в атмосфере нашего города. Первый шаг всегда труден, но нам удалось организовать первый фестиваль с гигантской помощью наших друзей из Британского совета. Нам очень помогало британское посольство в Москве, особенно в смысле взаимодействия с журналистами и СМИ.

Осваивает ли историческое исполнительство русское музыкальное наследие XVIII века, то есть доглинковскую эпоху?

А мы, то есть ансамбль «Солисты Екатерины Великой», подобным освоением занимаемся, как же без этого. Мы не только исполняем подобный материал на концертах — у ансамбля есть записи музыки времен Анны Иоаннновны, Елизаветы Петровны и начала царствования Екатерины II. В этом году на фестивале из русского музыкального наследия нами была представлена премьера кантаты «Помилуй мя, Боже» авторства придворного капельмейстера Екатерины II Джузеппе Сарти. Помимо русского музыкального наследия мы занимаемся и театральным наследием той эпохи, работая с аутентичной фонетикой. А год назад, на прошлом фестивале, мы представили программу из произведений русской музыки за весь XVIII век — со времен Петра I до эпохи Екатерины. Благодаря этому выступлению мы и сами смогли глубже понять эту музыку — что и как в ней менялось, что из чего следовало.

Что вам кажется самым важным в программе только что закончившегося фестиваля?

Если мы говорим о событиях резонансных и важных для публики — то это, конечно, состоявшийся 17 сентября концерт контр-тенора Франка Фаджоли, а также выступление французского ансамбля Saggitarius с кантатами Рамо, которые были разыграны в виде барочного театра начала XVIII века. Среди важных событий нынешнего фестиваля — концерт французского триo Concordia с программой произведений французского же композитора XVIII–XIX веков Пьера Кремона, который большую часть жизни прожил в Москве, что для той эпохи с тяготением иностранцев к Петербургу было необычным. Если же говорить о программах, важных лично для меня, — они даже оказываются за пределами фестиваля: это наши образовательные программы, своего рода мастер-классы по григорианскому пению и барочному театру, идущие в течение всего года.

Верно ли, что истоки отечественного исторического исполнительства — в андерграунде начала 80-х?

Так оно и было — подобная музыка существовала с конца 70-х только на кухнях и в каких-то, скажем так, художественных мансардах. Если в Москве с подобными программами имели возможность выступать Алексей Любимов и Татьяна Гринденко, то в Питере с ней работал на официальной сцене только Владимир Федотов. Всё делалось на энтузиазме — и изготовление аутентичных инструментов, и восстановление музыкальных трактатов XVIII века.

...

Часто вас обвиняют в том, что у вас очень чистое звучание инструментов. Якобы это не аутентично…

На самом деле подобные обвинения в неаутентичности просто смехотворны — интонация в музыке XVIII века была гораздо лучше, чем сейчас. Если говорить о технике игры, то она в те времена была подчинена вкусу, что очень важно. Техника важна, но если она становится самоцелью, то это нарушает иерархию музыкального устройства. Техника не должна довлеть над автором музыкального произведения, пытающегося донести до слушателя свои представления о том, что есть хороший вкус, а что — дурной.

Как сочетаются историческое исполнительство и привычный для современной публики образ исполнителя-виртуоза?

Вообще никак не связано, это принципиально разные виды деятельности. Те смыслы, которые удается оживлять нам, восстанавливая на сцене музыку былых эпох, не могут быть встроены в современные академические подходы. Если академический музыкант пойдет в историческое исполнительство, установит жильные струны на скрипку и настроит ее на полтона ниже — это не будет иметь никакого отношения к старинной музыке. Главная опасность, которой подвержена старинная музыка, — это то, что большинство музыкантов, которые гордятся своей универсальностью и широкими умениями, просто не чувствуют ее, и в их исполнении она оказывается китчем. Играть подобную музыку очень сложно, она — в традиции, которой нет; эта традиция просто утрачена. Исполнение музыки былых эпох — это для музыканта переход в другую систему координат, все равно что с плоского листа выйти в объем…

Насколько для современной России важно высокое искусство былых эпох?

Наш фестиваль не занимается старинной музыкой как самоцелью — гораздо важнее то, что через старинную музыку мы воспроизводим контекст той или иной эпохи, контекст как исторический, так и художественный. Собственно говоря, мы восстанавливаем историческую память — а именно для России это очень важно. В отличие от Европы, где все помнят, кто кому и на какую мозоль наступил 600 лет назад, у нас за счет огромного пространства совершенно другие взаимоотношения со временем и исторической памятью. А то, что мы пережили в XX веке, другим народам хватило бы на 500 или тысячу лет. И если мы не осмыслим собственной истории, то мы проиграем. Несмотря на то что многие говорят «мы живем в пессимистический период времени», это не так — напротив, сейчас очень удобное время для того, чтобы осознать все, что было с нами в области культуры, и именно в XX веке. Но для такого осознания нужна «длинная память» — чтобы ты помнил не только XIX век, но и XVIII и XVII века, а лучше и дальше… Ведь если просто играть музыку времен Анны Иоанновны, то ты понимаешь, что все, что написал об Анне Иоанновне Ключевский — чушь. Музыка возвращает историческую память, и задача фестиваля Earlymusic — вернуть хотя бы часть этой памяти.

Беседовал Всеволод Баронин

Полностью:

Лента.ру. 12:33, 22 сентября 2014 г.
http://lenta.ru/articles/2014/09/22/earlymusic/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #11 : Сентябрь 23, 2014, 06:34:54 »
Контратенор на особой высоте

Франко Фаджоли на фестивале Earlymusic

В Петербурге завершился XVII Международный фестиваль Earlymusic, посвященный в этот раз юбилеям Эрмитажа, Карла Филиппа Эмануэля Баха и — внезапно — Первой мировой войны. Его вокальной кульминацией, однако, стало событие, никак с этими датами не связанное,— концерт знаменитого контратенора Франко Фаджоли. В сопровождении музыкантов итальянского оркестра Academia Montis Regalis под управлением Алессандро Де Марки певец исполнил программу своего нового альбома — арии Николы Порпоры (1686-1768). Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ (AD).

Экспансия контратеноров в современном оперном мире продолжается, но совершенствуется и их техника. Если лет сорок назад верхом мечтаний для таких вокалистов чаще всего было прошелестеть альтовую партию в баховском пассионе или в ренессансном мотете, то теперешнее поколение берется за самую яркую и самую сложную оперную литературу XVIII века. Аргентинец с итальянскими корнями Франко Фаджоли тут в первых рядах. Помимо участия в постановках опер Генделя, Глюка и Винчи, в прошлом году он записал сольный альбом, посвященный искусству легендарного кастрата Каффарелли, а теперь вот выпускает новый диск с ариями Порпоры, столпа позднебарочной неаполитанской школы, учителя многих выдающихся певцов (Фаринелли, Салимбени, тот же Каффарелли) и композиторов (достаточно вспомнить Иоганна Адольфа Гассе и Йозефа Гайдна). Даже после многолетних разысканий в области старинной оперы это едва тронутый исполнителями репертуар: в Петербурге звучали арии из опер "Аэций", "Узнанная Семирамида", "Покинутая Дидона" (тут хотя бы названия знакомы), "Мерида и Селинунт" и "Карл Лысый", а также из рождественской оратории "Воплощенное Слово" и кантаты "Вулкан". Плюс две арии из "Полифема" на бис, включая "Alto Giove", которая последние десять лет благодаря фильму Жерара Корбьо "Кастрат Фаринелли" ходит почитай в шлягерах.

Теперь стиль Порпоры на слух не всегда легко отличить от его ближайших последователей 1730-1740-х годов, а вот неимоверные запросы к возможностям исполнителя бросаются в глаза. Известное проклятие многих контратеноров, даже и одаренных,— ограниченный диапазон, но к Франко Фаджоли это не относится. Это раньше синонимом самого слова "контратенор" считалось выражение "мужской альт"; в предъявленных ариях Порпоры тесситура где меццо-сопрановая, а где и вполне сопрановая — и ничего, все стабильно и четко пропето.

По всей видимости, сам изначальный материал в случае голоса Фаджоли ровно тот же, что и у сотен его коллег: обыкновенный фальцет, только очень развитый. В принципе научить баритона или тенора хоть как-то дотянуться в фальцетном регистре до экстремальных контратеноровых верхушек — задача вполне будничная, в этом, вопреки распространенному в широких массах мнению, нет ни гендерной мистики, не медицины, только никто не гарантирует от результатов в духе известного анекдота — "петь можно, слушать нет". Очевидно, Франко Фаджоли очень повезло именно со школой, и отсюда это безразмерное дыхание, играючи спетые многостраничные колоратуры, уверенно-аристократичная кантилена и абсолютно ровное округлое звучание по всему диапазону (что было тем более заметно, когда в каденциях певец откуда-нибудь с ля второй октавы нырял в баритональные низы). Вдобавок, если совсем попросту, это очень красивый голос, в котором, несмотря на половодье сопрановых фиоритур, как-то нет ничего жалобно-андрогинного.

Как тут не вспомнить, что и пение кастратов осьмнадцатого столетия было триумфом не природы, а именно искусства, и альбом Франко Фаджоли называется "Porpora, il maestro". Причем "маэстро" тут в первоначальном значении — "учитель" (стоит добавить, строгий учитель: во времена Порпоры в неаполитанских консерваториях муштровали так жестоко, как будто это не будущие певцы, деликатная порода, а отродья из диккенсовских работных домов). Вот и искусство Фаджоли тоже не только натуральный феномен, но и чудо самоконтроля и выучки. Такое бывает приятно встретить всегда, будь то хоть сопрано, хоть бас, но просто тут оно по-своему исключительное. ....

Полностью:

Газета "Коммерсантъ" № 171 от 23.09.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2572810
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #12 : Сентябрь 29, 2014, 12:41:03 »
Контратенор на особой высоте
Франко Фаджоли на фестивале Earlymusic

http://www.kommersant.ru/doc/2577875

29.09.2014, 00:00

В Петербурге завершился XVII Международный фестиваль Earlymusic... Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ (AD).

Теперешнее поколение контратеноров берется за самую яркую и самую сложную оперную литературу XVIII века. Аргентинец с итальянскими корнями Франко Фаджоли тут в первых рядах. Помимо участия в постановках опер Генделя, Глюка и Винчи, в прошлом году он записал сольный альбом, посвященный искусству легендарного кастрата Каффарелли, а теперь вот выпускает новый диск с ариями Порпоры, столпа позднебарочной неаполитанской школы, учителя многих выдающихся певцов (Фаринелли, Салимбени, тот же Каффарелли) и композиторов (достаточно вспомнить Иоганна Адольфа Гассе и Йозефа Гайдна). Даже после многолетних разысканий в области старинной оперы это едва тронутый исполнителями репертуар: в Петербурге звучали арии из опер "Аэций", "Узнанная Семирамида", "Покинутая Дидона" (тут хотя бы названия знакомы), "Мерида и Селинунт" и "Карл Лысый", а также из рождественской оратории "Воплощенное Слово" и кантаты "Вулкан". Плюс две арии из "Полифема" на бис, включая "Alto Giove", которая последние десять лет благодаря фильму Жерара Корбьо "Кастрат Фаринелли" ходит почитай в шлягерах.

Теперь стиль Порпоры на слух не всегда легко отличить от его ближайших последователей 1730-1740-х годов, а вот неимоверные запросы к возможностям исполнителя бросаются в глаза. Известное проклятие многих контратеноров, даже и одаренных,— ограниченный диапазон, но к Франко Фаджоли это не относится. Это раньше синонимом самого слова "контратенор" считалось выражение "мужской альт"; в предъявленных ариях Порпоры тесситура где меццо-сопрановая, а где и вполне сопрановая — и ничего, все стабильно и четко пропето.

По всей видимости, сам изначальный материал в случае голоса Фаджоли ровно тот же, что и у сотен его коллег: обыкновенный фальцет, только очень развитый. В принципе научить баритона или тенора хоть как-то дотянуться в фальцетном регистре до экстремальных контратеноровых верхушек — задача вполне будничная, в этом, вопреки распространенному в широких массах мнению, нет ни гендерной мистики, не медицины, только никто не гарантирует от результатов в духе известного анекдота — "петь можно, слушать нет". Очевидно, Франко Фаджоли очень повезло именно со школой, и отсюда это безразмерное дыхание, играючи спетые многостраничные колоратуры, уверенно-аристократичная кантилена и абсолютно ровное округлое звучание по всему диапазону (что было тем более заметно, когда в каденциях певец откуда-нибудь с ля второй октавы нырял в баритональные низы). Вдобавок, если совсем попросту, это очень красивый голос, в котором, несмотря на половодье сопрановых фиоритур, как-то нет ничего жалобно-андрогинного.

Полностью здесь http://www.kommersant.ru/doc/2577875
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #13 : Сентябрь 30, 2014, 16:11:01 »
Вивальди, Порпора и Мадонис в Петербурге

Завершился XVII фестиваль «Earlymusic»
Екатерина Беляева, 30.09.2014 в 15:18

Фестиваль «Earlymusic» был и остается главным отечественным смотром так называемой «ранней» музыки, эпоха которой простирается от григорианских хоралов до музыки при дворе Александра I, то есть до Глинки. Уже семнадцать лет подряд в сентябре Петербург превращается в Мекку любителей аутентизма. Съезжаются исполнители средневековой, ренессансной и барочной музыки из России и Европы, соответствующие заданным параметрам коллективы и ансамбли. http://belcanto.ru/14093002.html
Che mai sento!

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #14 : Октябрь 02, 2014, 00:29:29 »
Эх, вот тоже никак не могу успокоиться после концерта Фаджоли! Спасибо, что постите отзывы - хочется к этому возвращаться снова и снова...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #15 : Октябрь 02, 2014, 00:30:23 »
Эх, вот тоже никак не могу успокоиться после концерта Фаджоли! Спасибо, что постите отзывы - хочется к этому возвращаться снова и снова...

А где же ваш отзыв? Напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях!
Che mai sento!

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #16 : Октябрь 02, 2014, 00:47:06 »
Это тот случай, когда практически невозможно написать отзыв - слишком захлестывают эмоции. Фаджоли и по записям был моим любимым контртенором, но, конечно, записи не передают всего богатства оттенков, которыми переливается его голос. Я просто сидела и не верила своим ушам, не верила, что я действительно это слышу. Наверное, в последнем из приведенных Вами отзывов о Фаджоли написано наиболее удачно (хотя с тезисом автора о скучном звучании концертов Вивальди я не согласна).

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2014
« Ответ #17 : Октябрь 06, 2014, 08:54:24 »
Придворные радости

Фестиваль старинной музыки в Санкт-Петербурге уделил внимание композиторам, работавшим для монархов

Алексей Мокроусов

Денег все меньше, а энтузиазма все больше — кажется, это правило жизни российской культуры окончательно вытеснило закон о дураках и дорогах. Фестиваль старинной музыки в Петербурге прошел в 17-й раз — можно только удивляться энергии его устроителей, прежде всего скрипача Андрея Решетина. Вместе с Британским советом и Марком де Мони он учредил фестиваль в 1998 г. и сейчас по-прежнему отвечает за его программу. Как худрук он стремится к многообразию.

Так, французское трио Concordia исполнило произведения придворного композитора Александра I Пьера Кремона. Актер и певец Пино де Витторио показал фрагменты комических опер, игравшихся в барочном Неаполе (и сделал это скорее как актер, чем как певец). А выдающийся аргентинский контратенор Франко Фаджоли исполнил в Капелле вместе оркестром Academia Montis Regalis под управлением Алессандро де Марки арии из опер Николы Порпоры — Фаджоли как раз записал диск итальянца, работавшего по всей Европе, включая Вену, Дрезден и Лондон. Звали его и в Россию, но он не поехал.

Целый день фестиваль музыкально обустраивал Гатчину — причем не только давал концерты, но и проводил встречи публики с дружественными издателями. Под эгидой фестиваля выходит со вкусом составленный и оформленный альманах (на этот раз — с рисунками Александра Траугота и псалмами в переводе Анри Волохонского), полный ученых статей о барочной музыке, в том числе написанных музыкантами, и с компакт-диском в качестве бонуса. ...

Фестиваль старинной музыки в Петербурге давно существует не только как концертный проект, но и как настоящий научно-исследовательский организм, и это редкая характеристика для музыкальной России сегодняшних дней. Тем удивительнее, что среди госорганов фестиваль поддерживает лишь петербургский комитет по культуре и немного Минкульт, остальное добавляют спонсоры и западные партнеры (правда, вскоре могут появиться и партнеры на Дальнем Востоке). Остальные госструктуры и крупные спонсоры к уникальному для нашей страны начинанию интереса почти не проявляют, по крайней мере финансового.

Полностью:

Ведомости. 06.10.2014, 185 (3689)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/767611/pridvornye-radosti
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2015
« Ответ #18 : Август 06, 2015, 17:15:11 »
В Петербурге представят оперу Екатерины Великой

Главным событием XVIII Фестиваля старинной музыки Earlymusic в Петербурге этой осенью станет постановка комической оперы «Горе-Богатырь Косометович», написанной Екатериной II в содружестве с композитором Мартин-и-Солером.

Опера будет представлена 4 октября в Эрмитажном театре, где 290 лет назад она прозвучала впервые, а 5 и 8 октября — в Капелле Санкт-Петербурга.

Открытие фестиваля Earlymusic состоится 20 сентября в Гатчине.

Далее: http://www.colta.ru/news/8147

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В Санкт-Петербурге ставят забытую оперу Екатерины II о горе-богатыре

Опера "Горе-богатырь Косометович" была написана в 1788 году. Ее главный герой, сын царицы Арзамасской Локметы, поддается на подначивания скоморохов и собирается в тридесятое царство на ратные подвиги. Друзья горе-богатыря, придворные Тороп и Кривомозг, решают одурачить его, чтобы никуда не уезжать из дому.

В финале главный герой поет:

"Могу без хвастовства сказать,
Дел кучу храбрых доказать:
Низринул множество оплотов,
Везде и всех я победил,
Прогнал, рассыпал и побил
Медведей, костоглотов
И леших с колдунами;
Они ведь защищали
И море с островами,
Но всех поверг, и пали!
О том спросите нас,
Вот три свидетеля для вас".

Полностью: http://www.newsru.com/cinema/06aug2015/bogat.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Re: Фестиваль "Earlymusic" - 2015
« Ответ #19 : Август 06, 2015, 17:20:06 »
2 октября в Капелле с программой «Рококо» выступит австрийский контртенор Макс Эммануэль Ченчич.

http://www.colta.ru/news/8147
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Программа XVIII Международного фестиваля EARLYMUSIC

20 сентября 2015 года
Открытие, ГМЗ Гатчина
30-летию открытия Гатчинского музея посвящается:
1. Впервые! Русский барочный театр под руководством Данилы Ведерникова (Санкт-Петербург): русская барочная поэзия XVII-XVIII вв. (Симеон Полоцкий, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Михаил Ломоносов)
2. Майкл Чанс (контратенор, Великобритания)
английские песни XVIII века
3. «Чувство линии». Итальянский и французский балет XVIII в.
Исполнители: Клаус Абромайт и барочный балет «Анжолини»
4. Презентация книг, посвящённых культуре барокко, издательства КРИГА, КОЛО и др.

21 сентября 2015 года
Государственная академическая капелла
Ансамбль Mala Punica (Италия), худ. руководитель Педро Мемельсдорф
Музыка позднего Средневековья. Программа «Codex Faenca».

24 сентября 2015 года
Шереметевский дворец
Вечер музыки мугама.
Состязание на азербайджанском и персидском таре.
Фаик Челеби, Дариуш Талай.

1 октября 2015 года
Концертный зал Яани Кирик
Паоло Пандольфо и Амели Шеман (Италия)
Дуэты для виолы да гамба

2 октября 2015 года
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга
Рококо. Макс Эммануэль Ченчич (Австрия)

4 октября 2015 года
Эрмитажный театр
Закрытый показ оперы Горе-Богатырь Косометович (либретто Екатерины II, музыка Мартин-и-Солер)

6 октября 2015 года
Музей-усадьба Г.Р.Державина
Корейская программа.
Корейская традиционная музыка на старинных инструментах

8 октября 2015 года
Закрытие, Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга.
Премьера оперы Горе-Богатырь Косометович (либретто Екатерины II, музыка Мартин-и-Солер)

http://www.oreanda.ru/culture/Obnarodovana_programma_XVIII_festivalya_starinnoy_muzyki_Earlymusic/article926385/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Появилась полная программа на официальном сайте фестиваля: http://www.earlymusic.ru/earlymusic/138/71/programma-XVIII-mezhdunarodnogo-festivalya-EARLYMUSIC.html

В т.ч.:

5 октября и 8 октября. Закрытие
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга, 19:00
Премьера оперы Горе-Богатырь Косометович
(либретто Екатерины II, музыка Мартин-и-Солер)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Комическую оперу Екатерины II покажут в Петербурге впервые за 200 лет

http://planet-today.ru/novosti/kultura/item/19856-komicheskuyu-operu-ekateriny-ii-pokazhut-v-peterburge-vpervye-za-200-let
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
Завтра завершается очередной фестиваль. На его закрытии снова будет исполнена опера "Горе-богатырь Косометович". Фестиваль этого года был уже восемнадцатым по счету, но я почему-то добрался до него только в этот раз. Если судить о фестивале по исполнению оперы "Горе-богатырь Косометович" (http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10270.msg165688.html#msg165688), то он, по-моему, вполне заслуживает внимания (особенно если и дальше там будут появляться такие оперные раритеты ;)).
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 522
От великого до несмешного

В Петербурге реконструировали оперу императрицы

В Санкт-Петербурге XVIII фестиваль Earlymusic представил в Эрмитажном театре свой главный проект — реконструкцию оперы "Горе-богатырь Косометович", написанную в 1789 году на либретто Екатерины Великой ее придворным композитором испанцем Висенте Мартин-и-Солером. Рассказывает ВЛАДИМИР РАННЕВ.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2826696
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау