Автор Тема: 2-й конкурс имени Рихтера (Москва, 2008 г)  (Прочитано 28411 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
официальный сайт конкурса:

http://www.richtercompetition.com/2008/ru_news.php

Конкурс пианистов имени Рихтера откроется концертом его лауреата.

Торжественное открытие Второго Московского международного конкурса пианистов имения Святослава Рихтера и выступление победителя Первого конкурса состоятся в Большом зале Московской консерватории 15 июня.

На сцене, вместе с Московским симфоническим оркестром и маэстро Владимиром Зивой, выступит обладатель Первой премии Первого Международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера - Эльдар Небольсин. Прозвучит концерт Брамса для фортепиано с оркестром № 1 ре минор.



Список участников конкурса-2008:

Кристофер Атцингер (США)

Юрий Блинов (Беларусь)

Евгений Божанов (Болгария)

Александр Браже (Россия)

Цзюэ Ван (Китай)

Ник ван Остерум (Нидерланды)

Тоомас Вана (Эстония)

Юлиан Горус (Болгария)

Георгий Громов (Россия)

Вячеслав Гpязнoв (Россия)

Энрике Бернальдо де Кирос (Испания)

Ирина Захаренкова (Эстония)

Асаф Зоар (Израиль)

Алексей Зуев (Россия)

Фумио Кавамура (Япония)

Дмитрий Карпов (Россия)

Сергей Каспров (Россия)

Сон Хун Ким (Южная Корея)

Чжу Линьлэй (Китай)

Денис Лосев (Россия)

Дмитрий Людков (Россия)

Михаил Мордвинов (Россия)

Юлия Мустонен (Финляндия / Швеция)

Александр Осминин (Россия)

Йонг-Гюн Пак (Южная Корея)

Эверил Пирс-Бейкер (Канада)

Иоаннис Потамоусис (Греция)

Фабио Романо (Италия)

Олег Самохин (Россия)

Чжихуа Тан (Китай)

Мартина Филяк (Хорватия)

Хвэн Ч'уки (Перу / США)

Жа Юк Чо (США)

Злата Чочиева (Россия)

Франц Эйхбергер (Германия)



К отбору было допущено 100 пианистов из 31 страны, в т.ч. 33 из России, 7 из США, 6 из Японии, 5 из Китая, по 4 из Германии, Беларуси и Кореи, по 3 из Болгарии и Канады, по 2 из Франции, Великобритании, Хорватии, Украины, Финляндии, Греции, Италии, Эстонии, Израиля, по одному из Турции, Швейцарии, Испании, Польши, Перу, Новой Зеландии, Египта, Норвегии, Азербайджана, Грузии, Голландии, Бразилии, Гонконга.

Помимо этого, 11 пианистов не были допущены к отбору в связи с нарушением условий конкурса (неполное предоставление документов или их позднее получение).
« Последнее редактирование: Март 29, 2012, 20:50:04 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Программа участников сегодняшнего дня:

http://www.sendspace.com/file/h04qzc

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Программа участников сегодняшнего дня:

http://www.sendspace.com/file/h04qzc

если вы посещаете выступления участников конкурса,  прошу отозваться об их игре.
К сожалению, я сейчас в Петербурге.
А может, к счастью :)) Это зависит от того, как играют пианисты: хорошо ли, стильно ли, качественно ли.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Первый день прослушиваний пропустила,  а вчера прослушала на всех. Было 2 интересных участника,  и оба – на утреннем прослушивании: итальянец Фабио Романо (N11) и наш Дмитрий Карпов.(N 12). Итальянец продемонстрировал великолепное чувство формы и редкое умение создавать единую скульптуру из разрозненных компонентов программы. Пожалуй, стоит ее привести:

Ночные пьесы Шумана (ор.23);
«Цветы зла», соната по Бодлеру Видмана;
«Песни раннего утра» Шумана (ор.133).

При желании можно уловить (или нафантазировать; но ведь и сам Шуман был фантазер!  :) ) внемузыкальный смысл уже на уровне названий  - ночные видения с кошмарами плавно перетекающие  в песни раннего утра; всё -  в форме  сонатного аллегро.

Говоря о технологических компонентах игры Романо, хочется отметить качественное владение всеми регистрами инструмента (басовые регистры например, нигде и никогда не звучали невнятной кашей), и чувство тембров (умение  правильно их сочетать, сплавляя в единое интересное звуковое полотно). К тоже все это  на достойном техническом уровне.


 Также показал интересную  игру во всех сочинениях, представленных в программе, Дмитрий Карпов. В классической дальше некуда программе – Бах, Моцарт, Бетховен – прекрасно ощущалась стилевая разница каждого композитора.
Очень темпераментная, живая игра, не лишенная, тем не менее, глубины там где это требуется по  смыслу. Этой универсальности, как раз не хватало, к пример, Атцингеру и Чочиевой. Неплохо справляясь с медленными эпизодами, их игра становилась малоинтересной в подвижных.
Пожалуй, порой в Моцарт у  Карпова звучал чересчур резковато верхний регистр – на мой вкус, несколько несбалансированно с остальным – однако большого числа продемонстрированных достоинств, как-то легко закрываешь на это глаза.

 Хочется упомянуть также Олега Самохина, хотя не думаю, что он попадет во второй тур, поскольку открывавшие программу Бах и Моцарт ничем особым не отличались, а в «Кампанелле», видимо из-за волнения,  он таки нахватал порядком левых нот. Однако у этого участника конкурса  был недурен этюд ор. 10 N10 Шопена, и весьма интересны - Фантазия Шопена и Этюд-картин Рахманинова (ор. 39 N 5). У него  очень благородно звучит крупная техника на форте. Пожалуй, как ни у кого более, из вчерашних участников.Завершал он программу этюдом ре диез минор ор.8 N 12 Cергея Васильевича Рахманинова.  :))

В целом вчерашним днем я довольна. Удовольствие получила,  явно не меньше, чем от прошедшего накануне концерта Поллини.


Сегодня утром, к моменту, когда был написан это текст, здешний форум оказался недоступным. Сейчас могу добавить, что ничего особо интересного на сегодняшнем утреннем прослушивании не произошло. НА фоне остальных выигрышнее смотрелся выступавший последним Осминин – по крайней мере не наблюдалось провального уровня технических возможностей. Однако до уровня Романо и Карпова, по пониманию, он, конечно же не дотягивает.
Посмотрим, что будет вечером. Ирина Захаренкова, запомнившаяся многим по последнему конкурсу Чайковского исполнением Баха,  собралась играть убойную программу – Гольдберги,  с довеском из Бергамасской сюиты и этюда Лигети.   :)  (см. сканы страничек буклета, отведенные участников, выступающим сегодня вечером:   http://www.sendspace.com/file/iwbss2    ) 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В целом вчерашним днем я довольна. Удовольствие получила,  явно не меньше, чем от прошедшего накануне концерта Поллини.

:)  буду на Поллини в Питере :))
Но не уверен, что меня это порадует, однако после ваших слов решил пойти - он всё ещё хорошо играет ??
Столько разговору о нём, что просто-таки ВЫНУЖДЕН пойти :)

И по конкурсу - что скажете о Сергее Каспрове ? Мне о нём разное говорили, но сам я его не слышал никогда. А как ваши впечатления о нём ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Продолжаете читать форум?  Я практически туда не заглядываю, поэтому совсем  не в курсе, что там понаписали о концерте Поллини.
Мне же больше всего понравились бисы: Революционный этюд и Первая баллада. Темп в этюде, насколько понимаю,  выбирался из  соображений, чтобы тема в правой звучала на едином дыхании - не прерывалась и не успевала затухнуть на длинных нотах внутри фраз. Как следствие, темп  был весьма головокружительным. И Поллини с ним в целом справился. Так что  игровая форма у него вполне на уровне.
Баллада прозвучала интереснее всего сыгранного в первом отделении, сплошь состоявшего из произведений Шопена. Видимо  Поллини долго не мог приспособиться к акустике КЗЧ, потому как в Балладе на бис рояль  зазвучал заметно лучше.
О Дебюсси распространяться  не буду – французские импрессионисты сейчас у меня как-то вообще не идут. Нет тяги слушать.

Что касается Каспрова, то  я его пока на конкурсе не слышала – он  играл аккурат параллельно с Поллини :)

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
На сайте конкурса все еще отсутствует инофрмация о программе участников вечернего прослушивания.
Вот она:
http://www.sendspace.com/file/4ig7g5

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: программы участников второго тура
« Ответ #8 : Июнь 20, 2008, 12:27:41 »
19 июня 2008 г.
По итогам совещания жюри во II тур допущены 12 пианистов:

Юрий Блинов (Беларусь)
Сергей Каспров (Россия)
Фабио Романо (Италия)
Дмитрий Карпов (Россия)
Злата Чочиева (Россия)
Асаф Зоар (Израиль)
Александр Осминин (Россия)
Цзюэ Ван (Китай)
Евгений Божанов (Болгария)
Хвэн Ч'уки (Перу / США)
Алексей Зуев (Россия)
Чонъюн Пак (Корея)
С 11 часов утра 21 июня возобновляются выступления конкурсантов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ага, Каспров прошёл-таки на 2-й тур, а то я как почитал на другом форуме о его игре какой-то бред про "клавесинную романтизацию в духе листовской демагогии", что даже подумал - опять один болтливый тупица, воображающий себя "критиком", мои слова переписывает, но никак не может их расставить в нужном порядке, а главное, применить их к месту :))
« Последнее редактирование: Июнь 20, 2008, 13:01:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Ага, Каспров прошёл-таки на 2-й тур, а то я как почитал на другом форуме о его игре какой-то бред про "клавесинную романтизацию в духе листовской демагогии", что даже подумал - опять один болтливый тупица, воображающий себя "критиком", мои слова переписывает, но никак не может их расставить в нужном порядке, а главное, применить их к месту :))
Да конечно прошёл. :) По поводу остальной его программы можно спорить (а можно и нет), но слишком уж заметно перекрывает его Скарлатти все прочие "но".

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Сергей, что Каспров должен пройти,  было очевидно уже из самого характера текста упомянутого Predlogoff автора - чай не первый год он строчит   :)
Кстати, если не сложно, опишите в двух словах, что там было у Каспрова в Листе? Я так и не врубилась из общефорумных писаний - то ли, физически не вытягивал, то ли просто дело в особенностях интерпретации.



 

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
:)  буду на Поллини в Питере :))
Но не уверен, что меня это порадует, однако после ваших слов решил пойти

Ну и как?
Наверное, в этом потоке не к месту, но не знаю, имеет ли смысл открывать тему.
Меня что-то совершенно не вдохновил. В том числе и 12-й этюд.
Разве что на бисах понравился ноктюрн из 62 опуса и более-менее скерцо №3, исполненное на бис.
А в целом такое ощущение, что играет как будто на автомате, как заведенный. Окончание фраз не выделены, пропадает внутренняя структура произведения. Кроме того, может, мне показалось, но  как-то невнятно выходили иногда короткие по длительности ноты в пассажах в ряде произведений - не очень хорошо прослушивались, как будто заглатывал ряд нот. Надо проверить по записи.
А звук красивый. Но иногда возникало ощущение, что какой-то холодно-стеклянный.
Лучше бы надо  было мне пойти на вечернего Гергиева.

Как сходили на Дютийе? Успели? Движение в центре было перекрыто из-за праздника. Что там было?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, если не сложно, опишите в двух словах, что там было у Каспрова в Листе? Я так и не врубилась из общефорумных писаний - то ли, физически не вытягивал, то ли просто дело в особенностях интерпретации.

Так это же можно послушать в записи - она доступна с сайта конкурса и я уже послушал и могу, наконец, высказаться.
Кстати, какую чушь несут некоторые инетовские графоманы по поводу конкурса им.Рихтера ! Кстати, особенно забавно потом наблюдать, когда они начинают возмущаться оценками жюри :) Т.е. когда обнаруживается, что их графоманские упражнения не имеют никакого отношения к реальности, они начинают обижаться на жюри :)
И эта болезнь наблюдается на КАЖДОМ конкурсе, при КАЖДОМ обсуждении - т.е. сначала идут графоманские выдумки и фантазии, а потом начинаются обиды по поводу того, что жюри эти фантазии опровергает.
Конечно, в оценках жюри всегда есть политический момент, но я ещё не могу припомнить, чтобы затёрли какого-нибудь "гения" :)))))) Политика выступает на первый план "при прочих равных", как правило.
Но тогда чего уж обижаться-то ??

Так вот, послушал я в записи программу 1-го тура с Каспровым.
Теперь мне, наконец-то, всё ясно.
И меня НИЧУТЬ не удивляют восторженные оценки выступления Каспрова на 1-м туре !  Я сам слушал его с удовольствием.
Очень жаль, что на 2-м туре у него случился сбой, из-за которого он сразу сник. Всё-таки конкурс, как, впрочем. и любой концерт - это БОЙ, и надо стремиться выходить из сражения победителем даже в случае потерь. Это не моя мысль, буквально ТАК говорил и Сафонов. Каспрову это не удалось.
В общем, мы лишились в финале одного из самых интересных музыкантов этого конкурса - и одного из явных претендентов на лауреатство......
Я послушал и Скарлатти, и Листа, и Берга, и даже Сен-Санса-Листа-Горовица :) - в результате пришёл к выводам, прямо противоположным тем, которые видел в инете на других форумах.
Каспров играл на 1-м туре великолепно - я это готов заявить, даже несмотря на явные его технические потери (особенно в Листе и в транскрипции), которые, как ни странно, при такой ярко романтической игре (особенно в Листе) вовсе не ощущались как "недостаток" :)
Для каждого композитора был найден свой подход - и звуковой, и технический. В этом плане я тоже абсолютно не согласен с бредом, который нашёл в сети - Скарлатти ни в коем разе не был похож на Листа, как и Лист - на Берга - к каждому звуковому миру пианист подошёл по-разному и использовал различные ресурсы своего пианизма. Транскрипция выглядела как логичное продолжение предыдушего развития и была вполне уместна в плане завершения "демонической" линии, т.е. пианист продемонстрировал умение составить достойную и логичную концертную программу.
Что касается использования педали, то как раз в случае Скарлатти "стильным" было то, что посредством осторожного использования полу- и четвертьпедали, вкупе с разнообразием туше - от матово-приглушённого до открытого острого удара -, достигалась иллюзия специфической смены регистровки, а также клавесинной гулкости. Конечно, на клавесине всё это выглядело бы по-другому, но ведь никто и не ставил себе задачи изображать на ф-п клавесин :) А что касается педали в Листе, то там была применена смачная и весьма уместная полная, "романтическая" педаль, так что говорить о том, что, дескать, в Скарлатти была "листовская демагогия" или наоборот - чушь в любом случае.
Вообще, мою "критику на критику" надо было бы разместить в разделе "Объективное и субъективное", но раз уж речь идёт о конкурсе, то пусть остаётся здесь.
Что Каспров выбыл, у меня вызывает сожаление, которое, впрочем, вовсе не сопровождается у меня недовольством в адрес жюри - наоборот, всё вполне объективно, что зафиксировано также "независимой статьёй"

http://www.ng.ru/culture/2008-06-23/11_konkurs.html

Жаль, очень жаль, что Каспрова не будет в финале - он, несомненно, достоин лауреатства такого конкурса хотя бы за смелость обращения с музыкальным материалом и за понимание стилистики исполняемого. В Сонате Берга поразительно были выстроены кульминации - редко у кого можно услышать столь последовательное нагнетание напряжения с дальнейшим пребыванием в этом напряжении на вершине кульминационного плато.
А что касается его исполнительской манеры в целом, то я бы особо отметил изложение "с чувством, с толком, с расстановкой", когда ясна логика развития, когда даже движениями рук подчёркивается завершённость фраз - в этом он шёл по следам, к примеру, Г.Л.Соколова, а в более отдалённой ретроспективе - Э.Г.Гилельса, в исполнительстве которых тоже громадное значение имел подобный ШИРОКИЙ жест и подобная же ВНЕШНЯЯ завершённость, как выражался Гилельс, "говорящие руки" и т.п.
Размеется, именами Соколова и Гилельса этот список не исчерпывается, но для ссылки на нечто идейно подобное я должен был назвать эти имена.
Короче, очень и очень жаль, что Каспров вылетел.

Во 2-м туре в его программе наличествовали очень интересные и глубокие произведения, среди которых были весьма редко исполняемые в нашей стране сочинения, а "Петрушка" считается классической проверкой на артистическую зрелость и на владение ф-п оркестральностью, но ...... нервы дали сбой, увы.
Но если мне предложили бы пойти на концерт Каспрова, то я ни минуты не сомневался бы, что его стоит посетить.
По крайней мере не сравнить с другими "оригинальничающими" пианистами - это настоящее искусство, хотя, повторяю, чисто пианистически у него многое было далеко не на высоте.

Ещё я послушал Романо - им чудесно был сыгран на 1-м туре Шуман, так что у меня нету причин подозревать жюри в ненадлежащем выполнении своих обязанностей :) Он должен был пройти дальше и прошёл, всё правильно. "Цветы зла" были сыграны великолепно, а пьеса сложнейшая.
К сожалению, всегда на конкурсе возможны случайности, из-за которых интересные участники могут оказаться отброшенными за черту лауреатов - конкурс есть конкурс. А поскольку на свете не один конкурс, можно поехать на другой и попробовать завоевать что-нибудь в другой раз :)
Романо выдал ВЕЛИКОЛЕПНОЕ исполнение Диабелли-вариаций Бетховена.
Честно говоря, я не поклонник поздней монументальной трактовки С.Т.Рихтера - он слишком утяжелил эту вещь и она выглядит намного более тяжёлой, нежели должна была бы (на мой вкус). А вот Романо выдал что-то вроде того, чего и мне самому хотелось бы при исполнении этой вещи.
В частности, мне ужасно НЕ нравится исполнение Рихтером первой же вариации - маршеобразной: Рихтер её играет так тяжело и несуразно медленно, что это сразу выбивает меня из колеи, и я начинаю чувствовать какую-то надуманность подобного решения.
(Я прошу читающих это учесть, что я был и остаюсь преданным поклонником исполнительства Рихтера и самой его музыкальной индивидуальности).

Карпов, к сожалению, технически оказался также не на высоте. Но в целом его отсутствие в финале не вызывает у меня такого же сожаления, как отсутствие Каспрова.
Но на мой взгляд, жюри сработало абсолютно профессионально.
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2008, 23:23:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Испытал кошмарные ощущения от исполнения Блиновым 6-й сонаты Скрябина - помимо ЖУТКОЙ МАЗНИ, подобной которой я никогда не слыхивал при исполнении этого многострадального (в руках виртуозов) сочинения, я был шокирован грубым звуком - он играл сонату Скрябина тем же туше, что и сонату Брамса или Прокофьева, да и поместил её как раз между ними :)
Кошмар.
На мой взгляд, жюри проявило непростительно БОЛЬШУЮ толерантность и даже "политкорректность", допустив белоруса ко 2-му туру - на мой взгляд, его надо было отстранять от 2-го тура ещё ДО того, как он доиграл 1-й :) Богу слава, в финале его не будет.
Но это, повторяю - опять "политические" издержки, свойственные многим конкурсам - в данном случае хотели, наверное, поддержать "братскую республику" что ли ? Я не вижу другого оправдания для попадания игры такого "качества" во 2-й тур.
Если уточнить моё мнение именно об исполнении сонаты Скрябина, то я хотел бы отметить, что она была в репертуаре Рихтера, а потому, конечно, любопытно было сравнить исполнение Блинова с рихтеровской игрой.
К сожалению, о каком-либо подлинном и достойном "сравнении" и речи быть не могло.
Любопытно отметить, что Рихтер сам тоже не был "записным скрябинистом", но интересно то обстоятельство, что он нашёл ключ к Скрябину при всём своеобразии и всей широте своей творческой палитры, так скажем, приспособленной к несколько ДРУГОМУ репертуару.
Но гений есть гений - даже то в Скрябине, чему особенности пианистической конституции Рихтера не слишком хорошо соответствовали, всё равно звучало у него гениально. Это отмечали многие выдающиеся критики уже в то время (Гаккель, Дельсон, Рабинович). Не место именно ТУТ рассуждать о рихтеровской трактовке, но подражать ей, а тем более, повторить её, вряд ли возможно даже при обладании схожим пианистическим аппаратом.
Никакого колдовства, никакого "волхвования" (Гаккель) у Блинова, разумеется, не было, хотя было совершенно ясно, что общие контуры исполнения он позаимствовал именно у Рихтера при всей и технической и творческой прОпасти между ними, которую Блинов преодолеть не мог и не смог. Качество, качество ...
И качество мышления, и качество исполнения.......
Не знаю, кому как, а мне лично ТАКОЙ Скрябин не нужен. При всём моём удивлении по поводу попадания Блинова во 2-й тур, отстранение его от 3-го было, на мой взгляд, неизбежным.
Увы ...........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Финалисты Второго Московского Международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера:


Фабио Романо (Италия)
Александр Осминин (Россия)
Цзюэ Ван (Китай)
Евгений Божанов (Болгария)
Алексей Зуев (Россия)
Чонъюн Пак (Корея)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Не слышала Блинова в первом туре (как и всех, выступавших в первый день), поэтому не высказывалась по поводу решения жюри о пропуске его  во второй.  Однако во второй тур прошел, Зохар  и одновремено не прошла Захаренкова. Вот ЭТО решение жюри мне кажется очень странным! Сравните программы и послушайте если не полностью, то хотя бы выборочно "Времена года" . Повеселитесь  :))  Не понимаю, как с такими  фразировками можно было  пропустить во второй тур. 

В целом состав участников финала меня устроил. Прохождение Божанова и Пак сомнений не вызывало. Диабелли у Романо, в отличие от Вас,  не оценила -  в зале слушалось  очень тяжело и прежде всего из-за  большого количества неприятно резкого форте. Тем не менее, интерес к этому участнику после великолепного первого тура у меня сохранился, и я рада, что он в финале.
Можно было бы, конечно,  пустить Карпова вместо либо Осминина, либо Зуева - они мало чем отличаются и, признаться, ничем не заинтересовали, в то время как у Карпова все же был очень приличный первый тур. Однако  согласна - его непопадание  в финал не такая потеря, как  отсутствие там Каспрова. Вчера послушала его Скарлатти с первого тура. Даже без передачи тембовой составляющей игры, которую можно представить по его Гайдну, сыгранному во втором, слышно, что играет ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!  Однако винить жюри в отсутствии Каспрова среди участников финала, конечно же нельзя. Конкурс есть конкурс.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не слышала Блинова в первом туре (как и всех, выступавших в первый день), поэтому не высказывалась по поводу решения жюри о пропуске его  во второй.  Однако во второй тур прошел, Зохар  и одновремено не прошла Захаренкова. Вот ЭТО решение жюри мне кажется очень странным! Сравните программы и послушайте если не полностью, то хотя бы выборочно "Времена года" . Повеселитесь  :))  Не понимаю, как с такими  фразировками можно было  пропустить во второй тур. 

:))
Но знаете, рыдать по поводу отсутствия Захаренковой я тоже не собираюсь: я ещё помню её безликую игру на конкурсе Чайковского - вот ТАМ как она попала на 2-й тур, я вообще не понимаю. И я не думаю, что она за год сильно изменилась в лучшую сторону. Пусть ездит по второстепенным конкурсам, т.е. по таким, где можно с её данными в финал попасть.
А вообще, она, смотрите, какая упрямая !
Ведь её уже сколько раз турнули, а она приезжает на все подряд здешние конкурсы - наши её отовсюду футболят (и поделом), а она всё ездит и ездит - наверное хочет попасть в лауреаты, как в поговорке, "если не мытьём, так кАтаньем" :)) Как говорится, "терпенье и труд всё перетрут", в т.ч. и выдержку жюри :)) В конце концов она возьмёт членов жюри измором, так что её пропустят в финал, лишь бы она больше не маячила у них перед глазами на всё новых конкурсах в России :))

В целом состав участников финала меня устроил. Прохождение Божанова и Пак сомнений не вызывало. Диабелли у Романо, в отличие от Вас,  не оценила -  в зале слушалось  очень тяжело и прежде всего из-за  большого количества неприятно резкого форте. Тем не менее, интерес к этому участнику после великолепного первого тура у меня сохранился, и я рада, что он в финале.

Жаль, что не оценили Диабелли - это было, не побоюсь этого слова, если не шедеврально, то, как минимум, отменно; я давно не слышал столь адекватно исполненных Диабелли-вариаций. Я так понял, что о его игре в Диабелли вы судите по трансляции - к сожалению, трансляционный звук был очень груб и не соответствовал реальности. Я вот только что слышал в его исполнении в БЗК 4-й концерт Бетховена и это было изысканно ЧУДЕСНО, если говорить именно о ЗВУКЕ, а также и о трактовке в целом.
Романо настоящий бетховенист, и появление в его программах на конкурсе столь монументальных произведений, как Диабелли и 4-й концерт, неслучайно. Вообще, как видите, и Шуман у него получился отлично - чувствуется, что немецкая музыка ему весьма удаётся и он её играет с удовольствием и с пониманием. Я вообще уже забыл, когда мне реально понравился 4-й концерт при слушании в зале - а сегодня я был более чем доволен: я был удовлетворён исполнением. Это вообще был лучший номер сегодняшнего вечера и один из лучших номеров всего конкурса, наряду с его же Диабелли, со Скарлатти, Листом и Бергом Каспрова и некоторыми другими пьесами у других исполнителей.

Можно было бы, конечно,  пустить Карпова вместо либо Осминина, либо Зуева - они мало чем отличаются и, признаться, ничем не заинтересовали, в то время как у Карпова все же был очень приличный первый тур. Однако  согласна - его непопадание  в финал не такая потеря, как  отсутствие там Каспрова. Вчера послушала его Скарлатти с первого тура. Даже без передачи тембовой составляющей игры, которую можно представить по его Гайдну, сыгранному во втором, слышно, что играет ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!  Однако винить жюри в отсутствии Каспрова среди участников финала, конечно же нельзя. Конкурс есть конкурс.

Даааа..........
По игре Каспрова, вернее, по её дальнейшему отсутствию на конкурсе, я тоже продолжаю мысленно рыдать :))
Но я полностью согласен с жюри - к сожалению, с ТАКИМИ ошибками пускать на 3-й тур было немыслимо.
Как вы говорите, "конкурс есть конкурс" - тут всегда присутствует элемент соревновательности; кто-то из фаворитов вдруг неожиданно лажается и расклад тут же меняется, а кто-то вдруг попадает в пик формы к середине и к концу конкурса и вырывается вперёд. Помню наиболее ошеломляющий пример подобного - прорыв в финале конк.Чайковского 1982 года П.Донохоу - он просто всех раздавил одним только 3-м концертом Рахманинова. До сих пор не могу забыть, как даже не заорал, а ВЗРЕВЕЛ зал после его выступления. Дело, конечно, не в самом крике, а в том, что это было и неожиданно хорошо и адекватно, и радостно, свежо и мощно сыграно.
« Последнее редактирование: Июль 07, 2008, 09:55:55 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Финалисты Второго Московского Международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера:

Фабио Романо (Италия)
Александр Осминин (Россия)

После сегодняшнего вечера Романо сделался моим любимцем наряду с Каспровым :)
Я не хочу сказать, что всё было гениально или идеально - да и возможно ли подобное на конкурсах ? Но это было стильно в целом и изысканно в звуковом отношении - как раз-таки никакого резкого форте: звук очень мягкий, иной раз даже хотелось ПОГРУБЕЕ, "побетховенистее" чтобы было :)) Всё-таки, на мой взгляд, он очень облагородил 4-й концерт. Но с другой стороны, разве этот концерт не отличается от остальных концертов Бетховена именно в ЭТУ сторону ? Если допустимо вообще говорить такие вещи, то этот концерт наиМЕНЕЕ "бетховенский" :) "Наименее" в том плане, что с Бетховеном мы, как правило, связываем другие, отнюдь не "пасторальные" звучания. Но и такой Бетховен - это тоже часть его творчества, одна из ипостасей его широчайшей (по размаху и разнообразию проявлений) композиторской индивидуальности.
Барток был сыгран также очень облагороженно - тут мне тоже хотелось бы бОльшей угловатости, диковатости, "барбаристости" от слова "барбаро" - а у Романо тут "варварского" было маловато. Однако и тут хочу отметить, что Романо выбрал именно ЭТОТ концерт Бартока, по-видимому, именно потому, что он лучше других бартоковских же концертов соответствовал его исполнительскому вИдению и пианистическим особенностям.
Хочу опять отметить, что вряд ли огрубляющая звук инет-трансляция донесла до инет-посетителей всю прелесть его звука.

А вот что касается Осминина, то тут, я думаю, инет-трансляция вполне могла более менее адекватно донести его звук, т.к. особых изысков в нём не было, как, впрочем, и особых грубостей тоже не было - всё было чинно-благородно, но никакой звуковой прелести не было как таковой даже в намёке. Но парень подкованный, хотя и "без перчинки" и "без искорки".
Кроме того, меня поразила грубость его обращения с педалью. Всё началось в того, что я сижу и слышу какой-то посторонний шум, как будто за стенкой зала что-то долбят. Я никак не мог понять, что это глухо бухает ?? Потом неожиданно я вдруг уловил некоторую связь с музыкой и обнаружил, что этот "белый шум" появляется тогда, когда играет именно пианист, т.к. в тишине и во время оркестровых проигрышей грохот (или гул) не раздаётся - он появляется лишь тогда, когда пианист отпускает и тут же опять нажимает педаль !!
Тут-то и раздавался этот странный шум !
Вы можете это сами попробовать: сядьте к клавиатуре рояля и, не трогая клавиш, нажмите педаль - а потом РЕЗКО её отпустите и тут же мгновенно нажмите снова - встревоженная грубым обращением с педалью арфа рояля подхватит грохот отпущенной педали и звон струн, вызванных её грубым отпусканием и нажатием.
Вот именно ЭТИМ и занимался на сцене пианист !
Я просто замучился слушать такое "звукоизвлечение", чесс слово ! :))
К тому же в самом конце программы в Листе он начал лажать - видимо, от усталости и от близости окончания его мучений на конкурсе.
В общем, "герой не моего романа".
Романо :)
Пардон за каламбур :))))))))
Игра Осминина - не моё это было, хотя по идее я должен был бы за него болеть.
Впрочем, на данном конкурсе я ни за кого не болею, а просто стараюсь быть объективным по возможности, если, конечно, это кому-то интересно :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
...рыдать по поводу отсутствия Захаренковой я тоже не собираюсь: я ещё помню её жутко-долбёжно-безликую игру на конкурсе Чайковского - вот ТАМ как она попала на 2-й тур, я вообще не понимаю. И я не думаю, что она за год сильно изменилась в лучшую сторону...
Представьте себе, изменилась! и сильно!  На меня она тоже не произвела особого впечатления на Чайковском. Помню, совсем не понравился ее Бах, который многие расхваливали.  Но здесь, на Рихтере,  был совсем ДРУГОЙ Бах. По ЗВУКУ другой!
Всегда стремлюсь  высказываться исходя из игры, а не личных симпатий-антипатий. Словом,  на фоне прохождения Зохара ее непопадание, повторяю,  смотрелось ОЧЕНЬ странно.
Ну потратьте пару-тройку минут  хотя бы на Зохара! По-моему пропустить такое, во второй тур – это ….  :)))))
В любом случае, был еще болгарин Горус с лучшим Листом на этом конкурсе! Соната по прочтении Данте у него ЗВУЧАЛА, а не представляла из себя мешок с октавами. И Гайдн звучал! Причем не похоже, ни на Каспрова, ни на Пак!. Разве что Бах был несколько странен...

О Романо.
Нет, о Диабелли писала по впечатлениям из зала.  Высказываюсь о том, чего не слышала на конкурсах в зале лишь в крайних случаях.  Запись часто усредняет живое впечатление – хорошее исполнение выглядит менее ярким, а плохое – не таким ужасным.
Приходилось также сталкиваться, когда звучавшее кашей  в зале, на записи  оказывалось  куда более прозрачным, или когда уникальное звукоизвлечение исполнителя, при низком битрейте, с коим перекодируются и выкладываются записи трансляций, практически полностью нивелировалось. Поэтому и решила взять несколько дней в счет отпуска и послушать всех в зале, в расчете на участие в конкурсе интересных музыкантов. И они таки были, к счастью!
И вчера, разумеется, собиралась на прослушивание. Именно на Романо (Об Осминине уже писала, и вчерашнее его выступление было в ряду всех  предыдущих). 
А с Романо  мне не повезло - финальные прослушивания, как оказалось , начинались на полчаса раньше, чем прослушивания второго тура, так что из концерта Бетховена слышала только финал.  О Бартоке промолчу. Сам концерт ранее  не слышала, и с первого прослушивания, в отличие от «Цветов зла»,  не понравился. 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я только что побывал на выступлении на 3-м туре Божанова.
Не надеясь на другие источники, кое-что предлагаю поискать вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg13819#msg13819

Уж не знаю, в чём дело, почему на меня такое громадное впечатление произвела игра Божанова - быть может, потому, что он играл после Вана.
Знаете, после такого андрогинного Моцарта и силиконового Прокофьева любая живая игра покажется очень хорошей :))
На Ване ставлю крест для себя навсегда - это неизлечимо: кто ТАК играет в молодости, обречён на вечное подражание механицизму Поллини. Вообще, это вечная проблема - как на конкурсе оценивать совершенную, но пустую игру ? Кому оно нужно, это выхолощенное совершенство ?

За последний год мои нервы совсем расшатались :)) Я был близок к истерике на "Поэме экстаза" у Спивакова, я сидел в слезах на "Тристане и Изольде" у Гергиева, а теперь я был весь в соплях на выступлении Божанова.
Ну точно - старческий маразм уже подступает вплотную :)))
Мальчишка играл свежо, ощущение самое светлое - давненько  не слыхал 2-го концерта Рахманинова, на котором меня прошибло бы на 2-й части ! Вспоминаются знаменитые слова о Рахманинове : "Как он умеет слушать тишину" ! Вот эти моменты тишины, когда тихо звучал один лишь рояль, были, быть может, самым поразительным, что я сегодня услышал в зале. Трактовка нисколько не напоминала рихтеровскую, но это было ярко романтично и по-своему великолепно.
После исполнения вызывали пианиста много раз, в зале страшно орали от восторга, все вскочили со своих мест, что само по себе, быть может, ещё ничего и не означало бы, но и оркестр тоже стоя приветствовал пианиста.
Одно из самых ярких исполнений этого произведения, слышанных мною в зале.

Любопытно всё же наблюдать, как преподавательские установки отражаются в учениках :)
К примеру, Осминин унаследовал не только хорошие, но и ХУДШИЕ черты, когда-то свойственные молодой Вирсаладзе, которые она впоследствии частично преодолела, но которые, и я это отлично помню, были ей свойственны НА ЗАРЕ её исполнительства: при всей ВНЕШНЕЙ виртуозности - топОрный звук и отсутствие осмысленного рубато и звукового обаяния. Помню её жуткого Шопена, записанного ею на заре карьеры - как она в его Этюдах "рубала шашкой".........
Был выпущен виниловый двойник, как щас его помню.......
Бррррррррр..........
Нечто подобное, как это ни смешно, мы слышим сегодня у Осминина - такое ощущение, что я слушаю МОЛОДУЮ Вирсаладзе !! :)
Такая же пустая, но внешне приглаженная и бойкая игра. Я вовсе не к тому, чтобы "ставить крест" и т.п., но схожесть ситуации удивительная ! Я никогда не был поклонником Вирсаладзе и всегда удивлялся тому, что её выделял среди прочих Рихтер. Но сегодня, ознакомившись с жизнью и трудами Рихтера, я понял, что он и не был и не хотел быть объективным в своих оценках - да от него ЭТОГО никто и не требовал :) Г.Г.Нейгауз, как ни странно, МОЛОДУЮ Вирсаладзе тоже называл "блистательной" или как-то в этом роде - но он вообще любил целовать дамам ручки, так что и от него особой объективности вряд ли можно было ожидать.
Но я надеюсь, что как и в случае Вирсаладзе, игра Осминина, дополнительно к её ВНЕШНИМ качествам, со временем наполнится живым содержанием, а не только лишь внешним формальным блеском.

Но на данном конкурсе перед нами есть и другой (положительный) пример - Божанов как ученик Б.Блоха, в свою очередь учившегося у Башкирова и .т.д. - можно углубляться дальше в историю пианизма :)
Блох - выдающийся представитель русского пианизма, я бы даже уточнил - он в значительной степени наследник ИГУМНОВСКОЙ его ветки, хотя сам формально не учился ни у Игумнова, ни у его учеников, но как это часто бывает, имевшая место стилевая диффузия позволяет отнести его именно к ЭТОМУ направлению.
Кое-что о нём было в сети:
http://www.forumklassika.ru/showpost.php?p=77983&postcount=9

И вот мы слышим Божанова - разве не очевидно вполне определённое педагогическое влияние ??
Изумительно сыгранный на первом туре Шопен - не растерявший своего обаяния даже в интернет-записи по трансляции !! Не хочется анализировать. хочется просто слушать снова и снова. От себя лично приведу один только показательный пример проявления музыкальной интуиции, подкреплённой точным расчётом - в cis-moll'ной мазурке Шопена, в той, где в самом конце пьесы вместе с замедлением темпа понижается частота звучания, т.е. меняется в сторону понижения тональность, иначе говоря, имитируется как бы "замедление играющей пластинки", если говорить языком 20-го века. Так вот, сие замедление было выполнено ИДЕАЛЬНО, что для меня является одновременно и важнейшим показателеми понимания музыкальной идеи композитора, и свидетельством её идеального воплощения в звуке.
А что касается его выступления на 3-м туре, то у меня нету сомнений, что мы слышали если не 1-ю, то одну из первых премий.
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2008, 22:49:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Увы, в зал сегодня не попала – задержали на работе. Пришлось довольствоваться интернет-трансляцией. Впрочем, и в таком виде  Божанов доставил самые положительные эмоции своей игрой! Были у меня определенные сомнения, как у него сложится с концертом Рахманинова – ведь  все его программы предварительных туров, блистая свежестью мысли, были сыграны  легким изящным звуком. К счастью, опасения оказались напрасными – давно не получала такого удовольствия от этого концерта!
Несомненно, одна из двух первых премий – его! Если Пак выступит столь же удачно, как на первых двух турах, мне кажется,  самое правильно решение будет разделить первые две премии между ними, не отдавая никому предпочтения.
От Зуева вряд ли следует ждать, что он переиграет главных претендентов. По  первым двум турам  это еще один крепкий ученик своего педагога. Не более  :)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
За последний год мои нервы совсем расшатались ) Я был близок к истерике на "Поэме экстаза" у Спивакова, я сидел в слезах на "Тристане и Изольде" у Гергиева, а теперь я был весь в соплях на выступлении Божанова.
Ну точно - старческий маразм уже подступает вплотную  :)))
:))
Ой, не надо! Вашей ясности ума можно позавидовать.  :))
Меня концерт Рахманинова очень растрогал – видимо, после Вашей психологической обработки:  слушая, роняла слезы :). «Тристан» тоже меня сильно впечатлил - причем последняя волна остаточных впечатлений от первого исполнения «Тристана» накатила на меня день спустя, когда слушала Дютийё. После концерта я находилась в жутко растрепанных чувствах. Но не от самих произведений французского композитора – а от тех мыслей, который почему-то нахлынули в связи с их исполнением. Что-то подумалось, что с уходом поколения последних классиков музыку ждет медленное блаженное умирание – этакая «любовь-смерть». Потому, может быть, мне и показалось, что композитора принимали как-то буднично.   :))
Ладно, простите за глупость. :)

Predlogoff
Цитировать
Мальчишка играл свежо, ощущение самое светлое - давненько  не слыхал 2-го концерта Рахманинова

Что касается игры Божанова.
Действительно, удивительно светлое и искреннее исполнение Рахманинова. Та же непосредственность в концерте Моцарта. Предыдущие туры я пока не слушала, надеюсь потом вернуться.

В этом году на форуме мы много слушали и обсуждали концерты Рахманинова и в разных записях, и в сценических интерпретациях современных пианистов, в том числе говорили и о будущей судьбе этих гениальных произведений на концертной эстраде. И вот такого светлого звучания, в котором не было бы мрака, я подспудно ждала, надеясь, что когда-нибудь услышу.  Не потому что это «верная» трактовка,  не потому что это наиболее полно выражает музыку (лирика - только одна из её сторон, трагический оттенок, мне кажется, всё же преобладает в данном произведении), а, наверное, в силу какой-то внутренней потребности - хотелось  услышать что-то незамутненное, светящееся надеждой.  И надо же – немного потребовалось времени, чтобы это услышать.
Наверное, подобную интерпретацию можно охарактеризовать – «с надеждой в будущее» (в отличие от недавнего ностальгического первого концерта композитора в исполнении Алексеева): ассоциации с  состоянием радостного и трепетного ожидания чего-то, что ждет впереди. 

Исполнение отличается от многих версий концерта, которые приходилось слышать. В самом начале пианист быстро уходит от мерной поступи, ускоряя темп и наполняя звучание дыханием. Очень ясная мелкая нюансировка, но в масштабном плане отсутствуют  сильные контрасты. Исполнение кажется  очень цельным, есть в нем устремленность. Средняя часть  лирична, но при этом выполнена свежими и яркими (и в то же время естественными) красками – а не пастелью. Игра солнечных лучей в каплях утренней росы. И умение наблюдать за этой игрой и всматриваться и вслушиваться в её красоту. Очень выразительное пиано и потрясающие блики в сольном звучании. Согласна "с умением слушать тишину". Ну а в третьей части – «и жить торопится, и чувствовать спешит».

Уважаемый Predlogoff, искренне признательна за то, что побудили послушать это исполнение.  Возвращаясь к прошлому разговору, - не может быть, чтобы музыка Рахманинова в будущем  оказалась никому не нужна :)))).

И ещё один момент, связанный со звуком.  Могу десять раз ошибаться, т.к., несомненно, есть искажение, связанное с тем, что слушаю запись, кроме того, трудно отделить особенности звукоизвлечения пианиста от специфики звучания, определяемой инструментом. Но тем не менее мне кажется, что у этого пианиста есть определенное своеобразие.  Очень легким я бы звук не назвала. Местами звучание яркое и довольно резкое, а не объемное (без негативного смысла). Кроме того, звук звонкий, ясный, с гулкими металлическими переливами, но не пустой, есть в нем внутренний стержень. Не видела, как пианист играет, но мне кажется,  что не вдавливает пальцы в клавиши, а довольно остро и коротко их (клавиши) цепляет. Звучание очень отчетливое. В верхнем регистре инструмента в пассажах – серебристое журчание. Чем-то отдаленно по характеру звука почему-то он мне напоминает Д.Алексеева, но у Д.Алексеева меньше металла,  меньше пронзительности и чуть больше матовости.

Ох, что-то меня на лирику потянуло. Думаю – отправлять пост или нет. Будете смеяться :)))).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И ещё один момент, связанный со звуком.  Могу десять раз ошибаться, т.к., несомненно, есть искажение, связанное с тем, что слушаю запись

А знаете что я вам хочу сказать ?
Между прочим, диктофон вашей конструкции гораздо МЕНЬШЕ корёжит вот тут самую "живую сущность" музыки, о которой шла речь на нашем форуме, нежели аппаратура интернет-трансляции.
Я никак не пойму, в чём тут дело, но звук инет-трансляции получается СЛИШКОМ контрастным и даже каким-то "чёрно-белым" и плоским.
Так что несмотря на всё относительное несовершенство такого диктофона, какую-то важную часть звучания он отражает гораздо ЛУЧШЕ, чем гораздо более совершенные (казалось бы) интернет-средства. По-видимому, громадное значение имеет также алгоритм оцифровки.
Короче, проблема явно имеется.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
От Зуева вряд ли следует ждать, что он переиграет главных претендентов. По  первым двум турам  это еще один крепкий ученик своего педагога. Не более  :)

Ну так оно и было.
Вопрос только в том, что предпочтёт жюри: "крепость" и механистичность "а ля Поллини" или учтёт комплексное воздействие музыки.
И это громадный вопрос предпочтений, так что результат я не берусь предсказывать.

Если Пак выступит столь же удачно, как на первых двух турах, мне кажется,  самое правильно решение будет разделить первые две премии между ними, не отдавая никому предпочтения.

Я только что с её концерта - скучища была страшная, просто удивляюсь, как я выдержал !
По всей видимости, её "пик формы" пришёлся на 2-й тур, где она блистала, а сегодня её будто подменили. Я уж не знаю, в чём дело - то ли у неё наступили какие-нибудь критические дни, то ли устала, то ли перегорела, то ли испугалась ответственности (выступать последней, завершая конкурс) - теряюсь в догадках.
Рахманинова слушал в мучениях и жалел, что услышал ЭТО - ради моральной гигиены не надо было слушать.
« Последнее редактирование: Июль 07, 2008, 09:59:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица