Автор Тема: «Леонора» Бетховена в Камерном музыкальном театре им.Покровского  (Прочитано 20814 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оксана Кир.

  • Гость
Вчера слышала передачу уважаемого А. В. Парина о последних премьерах. Честно говоря, внимательнее всего слушала отзыв о моей любимой опере "Свадьба Фигаро" (страшно разочаровал, а я так мечтала на нее попасть). Но потом он заговорил о премьере в "Геликоне", судя по рассказу, поставленной в привычном бертмановском стиле, с накладными торсами и попами, переносами из античности в современность и пр., что лет 10 как набило оскомину. И я отвлеклась и пропустила потом отзыв о "Леоноре" почти полностью. Может быть, есть где-то запись программы? Судя по всему, она понравилась А. Парину более других 2 премьер.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
К сожалению, не получается процитировать, еще не разобралась, как. Но в ответ на прозвучавшее выше: действительно, в театре Б. А. Покровского нет хора. Роль хористов исполняют не занятые в спектакле солисты.

Для того, чтобы процитировать, нажмите на слово "цитировать" над сообщением, на которое хотите ответить.

Спасибо за информацию, буду знать, что хор – это тоже солисты :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вот фотоотчёт и краткие комментарии от Ларисы Кириллиной, музыковеда, она участвовала в подготовке этой премьеры

http://cleofide.livejournal.com/859701.html
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
А купюры все-таки есть: "Из-за этого в третьем акте были сделаны некоторые купюры, о которых я сожалею" (Л. Кириллина)...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот фотоотчёт и краткие комментарии от Ларисы Кириллиной, музыковеда, она участвовала в подготовке этой премьеры

http://cleofide.livejournal.com/859701.html

Я так понял, это та самая Кириллина, которая пишет книги о Бетховене. Она специалист по Бетховену, и уж если она о чём-то сожалеет, то имеет для этого весомые основания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Беспощадный и Кровожадный в опере о тирании

http://www.ng.ru/culture/2014-10-13/7_leonora.html

Российская премьера бетховенской "Леоноры"

Марина Гайкович    Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

В Камерном театре им. Бориса Покровского поставили «Леонору» Бетховена – первую версию оперы, более известную в третьей редакции под названием «Фиделио». Как практически все инициативы Геннадия Рождественского, это – российская премьера. Маэстро выступил в качестве дирижера-постановщика спектакля.

... В 1905-м, через 100 лет после премьеры, Рихард Штраус исполнил оперу в исходном варианте. В 2014-м эта музыка впервые зазвучала в Москве.

...
 Сюжет, как читатель уже понял, вневременной, перенеси его действие в XVI век (как это сделали в бетховенские времена) или хоть в XXII, он будет актуален. Доказано на практике. Финал оперы оптимистичный: в ключевой момент Леонора спасает мужа, а мятежники спасают их обоих, заточив Пизарро в те же застенки.

В постановке Михаила Кислярова сюжетные акценты смещены, смысловые – в целом – сохранены. Режиссер ставит оперу о тирании. Декорация, созданная художником Виктором Вольским, представляет собой многоярусную металлическую конструкцию, где страшно лязгают двери и цепи. Узники, белые от известковой пыли, рисуют собирательный образ лагеря. Пизарро, появившийся в образе Гитлера-Гиммлера (с усиками, но в очках), меняет головные уборы и примеряет треуголку, фуражку с красной звездой и шапочку с золотой тесьмой, напоминающую о диктаторах арабского мира. Единственное светлое пятно в этом мрачном мире – счастливая пара в белых рубашках, танцующая в глубине сцены (отвечающая, очевидно, за воспоминания Флорестана и Леоноры).

Проблема реализации замысла, пожалуй, в том, что все это режиссер вываливает уже в увертюре, а остается еще три действия, где ему не остается ничего другого, как банально дублировать одно и то же. Но вот в финале он вдруг решает сделать отступление, музыкально не слишком оправданное. Леонора в ключевой момент развития драмы (то есть когда могила для ее мужа уже вырыта и остается его  уничтожить) раскрывает инкогнито и угрожает убийце пистолетом. В этот момент за сценой звучат трубы революции, и дело движется к счастливому финалу. Пусть с точки зрения реальности и не реалистичному, но для эпохи, призывавшей миллионы обняться, – вполне. Кисляров драматизирует ситуацию, привнося элементы плохого триллера. Пизарро пырнул Леонору ножом, а та от неожиданности спустила курок, и пуля попала в сердце Флорестана. Все их дальнейшие счастливые дуэты совершаются уже на небесах. А в самом конце Пизарро и предводитель народного восстания принимают вид наших современников – условных президента Кремля и узника Болотной. В спектакле цитируется стихотворение Пастернака «Гамлет» из «Доктора Живаго».

Оркестру лучше всего удалась увертюра и – вместе с хором и солистами – возвышенный (не торжественный и победный!) финал. Солисты отработали премьеру на пределе возможностей, но особенно Татьяна Федотова, прошедшая путь от испуганного мальчика до разгневанной фурии и ангела, и Алексей Морозов, мастер перевоплощений: вчера – угасающая лошадь из «Холстомера», почти Христос, сегодня – Беспощадный и Кровожадный.

Полностью здесь http://www.ng.ru/culture/2014-10-13/7_leonora.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113

Присутствуют посторонние шумовые эффекты, чего я в принципе не люблю, – солдаты топают ногами в такт, но этого минимум, и это не мешает.


К посторонним шумовым эффектам также надо отнести и скрипы помостов и лестниц не только под ногами солдат, но и при передвижениях солистов, т.е. практически постоянно, + ставшее, к сожалению, традиционным для этого театра щелканье камеры в течение всего спектакля. А это уже не минимум! И это сильно мешает!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
К посторонним шумовым эффектам также надо отнести и скрипы помостов и лестниц не только под ногами солдат, но и при передвижениях солистов, т.е. практически постоянно, + ставшее, к сожалению, традиционным для этого театра щелканье камеры в течение всего спектакля. А это уже не минимум! И это сильно мешает!

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от исполнения музыки и от постановки, ведь, судя по всему, из тех, кто пишет на этом форуме, только Вы и я сходили на "Леонору" :)
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Сценография, по-моему, удачная. Свет, а он играл очень важную роль, тоже. Пели хорошо. Оркестру, по-моему, всё же не хватало какого-то бетховенского масштаба (подчеркну, что речь идет не о собственно премьере, а о спектакле 11.10.2014, которым дирижировал не Г.Н. Рождественский). Некоторое недоумение вызвал финал, не совпадающий с бетховенской версией.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Мне на самом деле интересно узнать, как певцы справляются со сложнейшими партиями.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне на самом деле интересно узнать, как певцы справляются со сложнейшими партиями.

Так вы идите в театр и послушайте :) Или вы сейчас не в Москве?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Я в Москве. Может и дойду до Камерного.
Но, Предлогов! Разве моё "дойду" отменяет вполне законного интереса на предмет "как пели то?"? Или есть что-то из ряда вон, если я интересуюсь?
Мне кажется нормальным задавать именно этот вопрос в ветке про ОПЕРУ.
К чему тогда рассказы о режиссёрских находках и т.д. "Пойдите и посмотрите", в конце концов.
Да и вообще! К чему все эти разговоры и обмен мнениями, отчёты и впечатления, дискуссии и споры?
Нужны? Нет?
Ответ ясен.
Поэтому! Как пели-то?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Но, Предлогов! Разве моё "дойду" отменяет вполне законного интереса на предмет "как пели то?"? Или есть что-то из ряда вон, если я интересуюсь?

Да наоборот!! Я очень рад, что вы интересуетесь, просто я вообразил, что вы сами почему-то лишены этой возможности :)) А поинтересоваться перед тем, как решить, идти ли самому, как раз НЕЛИШНЕ ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Вчера слышала передачу уважаемого А. В. Парина о последних премьерах. Честно говоря, внимательнее всего слушала отзыв о моей любимой опере "Свадьба Фигаро" (страшно разочаровал, а я так мечтала на нее попасть). Но потом он заговорил о премьере в "Геликоне", судя по рассказу, поставленной в привычном бертмановском стиле, с накладными торсами и попами, переносами из античности в современность и пр., что лет 10 как набило оскомину. И я отвлеклась и пропустила потом отзыв о "Леоноре" почти полностью. Может быть, есть где-то запись программы? Судя по всему, она понравилась А. Парину более других 2 премьер.

Отзыв А. Парина о "Леоноре" восторженный. Премьере посвящена заключительная, четвертая, часть его субботней программы. Информация о ней тут: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3237.msg144217.html#new
Там же ссылка на сайт радио "Орфей", на котором можно послушать запись этой программы.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сценография, по-моему, удачная. Свет, а он играл очень важную роль, тоже. Пели хорошо. Оркестру, по-моему, всё же не хватало какого-то бетховенского масштаба (подчеркну, что речь идет не о собственно премьере, а о спектакле 11.10.2014, которым дирижировал не Г.Н. Рождественский). Некоторое недоумение вызвал финал, не совпадающий с бетховенской версией.

Саша Жур абсолютно прав. 11-го пел другой состав по сравнению с самым первым спектаклем? :) А можно подробнее, как пели? А с чем Вы можете сравнить эту постановку и исполнение? :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мне на самом деле интересно узнать, как певцы справляются со сложнейшими партиями.

Л. Кириллина пишет у себя в ЖЖ в комментариях: "Не всё ровно, если говорить о деталях. Кое-что вышло "крупным помолом". Но в целом - очень хорошо. Солисты - вполне на уровне нынешних зарубежных исполнителей "Фиделио", а некоторые даже и лучше. Прыгнули, так сказать, выше головы." http://cleofide.livejournal.com/859701.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Леоноре» вернули имя

http://www.trud.ru/article/13-10-2014/1318470_leonore_vernuli_imja.html

В основу сюжета оперы «Леонора» положено подлинное событие эпохи Великой Французской революции.

Сергей Бирюков  Статья 20:48 13 Октября 2014г.

Но, вопреки Бетховену, оставили в царстве тьмы

...
Главный инициатор постановки – легендарный дирижер Геннадий Рождественский, который и на девятом десятке лет сохранил в себе молодую страсть к первооткрывательству, эксперименту, восстановлению исторической справедливости. Идя навстречу Геннадию Николаевичу – и, конечно, Бетховену, – режиссер Михаил Кисляров почти совсем отказался от присущей ему дробности (назовем это так, чтобы не произносить обидного слова «суетливость») действия. Бетховен не тот автор, где постановщику и исполнителям надо мельчить со штрихом. В том и сложность: не упустив деталей, сохранить ясное ощущение целого, а оно у великого композитора, особенно в таких масштабных партитурах, предельно обобщенно. Тем более это относится к бетховенскому театру: проникновеннейший психолог в камерной музыке (вспомним хотя бы поздние фортепианные сонаты), на театральной сцене композитор явно предпочитал язык монумента и плаката. ...

Михаил Кисляров и его компаньоны ­– сценограф Виктор Вольский и художник по костюмам Ольга Ошкало – обошлись минимальными постановочными средствами. Декорация – одна на все три действия – представляет многоэтажную клетку, символизирующую тюрьму, но и более обобщенно – железную иерархию тиранического общества. Герои лишь иногда позволяют себе вольности в кисляровском стиле – например, вдруг подпрыгнуть и подтянуться за перекладину. Или Пизарро в момент неправедного суда начинает торопливо примеривать к шинели а-ля «Великий диктатор» Чаплина то наполеоновскую треуголку, то сталинскую фуражку со звездой. Так и представляешь себе Михаила Степановича (кстати, хореографа по образованию), уговаривающего Геннадия Николаевича: ну можно тут Леонора немножечко займется акробатикой? А дирижер, как полномочный представитель композитора, великодушно кивает: ну хорошо, ребята, попрыгайте, только совсем чуть-чуть. Главное – не сильно от музыки отвлекайте.

Отдадим должное: не отвлекли. Даже конец, где желанного царства света так и не наступило, а в темноте и неразберихе «по ошибке» застрелили Леонору и Флорестана (во всяком случае их фигуры, выхваченные из мрака прожекторами, смотрелись как памятники самим себе), хоть и противоречил букве бетховенского сюжета, но не противоречил бетховенской героической идее. Даже наоборот, добавил ей трагической достоверности. Слишком много с той поры мы знаем примеров, когда падение тиранических режимов приводило не к воцарению справедливости, а, наоборот, к погружению в еще большие пучины произвола и злодейства.

Геннадию Николаевичу и его помощникам удалось сплотить солистов в единый ансамбль. Хотя к большинству можно предъявить какие-то претензии: тенор Борислава Молчанова (молодой охранник Жакино) резковат, у Алексея Смирнова (тюремщик Рокко) при приятном баритоне проблемы с чистотой пения, – но в общем певцы верно почувствовали бетховенскую интонацию. Партии же Леоноры с ее огромными виртуозными вокализами (Татьяна Федотова, сопрано), Флорестана с его лирико-философскими кантиленами (Захар Ковалев, тенор), Пизарро с его дьявольскими скачками и эмоциональными перепадами от крайней подавленности к крайней ярости (Алексей Морозов, бас), Марселины с ее лирико-комическими интермедиями в этой сверхсерьезной драме (Олеся Старухина, сопрано) можно смело отнести к удачам постановки.

Что касается самого Рождественского – ему пришлось труднее всех. Ведь помимо сложнейших ансамблей Бетховен никак не мог обойтись в своей опере без ответственейших и пространных симфонических высказываний. Тут, конечно, Геннадий Николаевич совершенно в своей стихии, и чувствуется, с каким тщанием (может, даже излишне скрупулезно – или этот замедленный темп диктовался обстоятельствами генеральной репетиции, на которую позвали журналистов?) вылепливал он контуры гениальной музыки, знакомой каждому завсегдатаю симфонических концертов. Но вот оркестранты были готовы ответить своему предводителю той же тщательностью далеко не всегда. Если звук струнных был хоть жидковат, но по крайней мере относительно чист, то вытворяемое медной духовой группой подчас находилось за гранью добра и зла. Повторю: это было не на самой премьере, а на генеральном прогоне, но от него до первого представления на кассовой публике оставался всего один день...

Полностью здесь http://www.trud.ru/article/13-10-2014/1318470_leonore_vernuli_imja.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Сценография, по-моему, удачная. Свет, а он играл очень важную роль, тоже. Пели хорошо. Оркестру, по-моему, всё же не хватало какого-то бетховенского масштаба (подчеркну, что речь идет не о собственно премьере, а о спектакле 11.10.2014, которым дирижировал не Г.Н. Рождественский). Некоторое недоумение вызвал финал, не совпадающий с бетховенской версией.

11-го пел другой состав по сравнению с самым первым спектаклем? :)  А с чем Вы можете сравнить эту постановку и исполнение? :)

Состав был другим:
Дирижер - Алексей Верещагин
Флорестан - Захар Ковалев
Леонора - Евгения Суранова
Фернандо - Кирилл Филин
Пизарро - Роман Бобров
Рокко - Алексей Смирнов
Марселина - Екатерина Ферзба
Жакино - Алексей Сулимов
А сравнить можно с постановкой "Фиделио" в Semperoper, на которой я был года три назад. При всем известной тяге немецких театров к режопере она не показалась мне какой-то радикальной. И первый акт, скорее, "семейный", хоть и в тюремных рамках, и в финале все живы. А в московской "Леоноре" всё-таки, как мне кажется, тюрьмы многовато, хотя, наверное, в этом есть какая-то особая идея постановщиков.

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
...
А сравнить можно с постановкой "Фиделио" в Semperoper, на которой я был года три назад. При всем известной тяге немецких театров к режопере она не показалась мне какой-то радикальной. И первый акт, скорее, "семейный", хоть и в тюремных рамках, и в финале все живы. А в московской "Леоноре" всё-таки, как мне кажется, тюрьмы многовато, хотя, наверное, в этом есть какая-то особая идея постановщиков.
Московскую постановку пока не видела (но посмотрю - уже и билеты есть!), зато видела того же "Фиделио", что и Tantris, в Дрездене полтора года назад :) - это постановка действительно без всяких купюр и искажений, а режиссерская находка, по-моему, только в одном - она сделана как бы без привязки к историческому времени, "на все времена", и потому воспринимается очень современно! Если ничего не путаю (сайт Semper-Oper как раз сейчас не работает, не могу уточнить, но завтра, вроде бы, снова запустят), ее поставили то ли к объединению Германии, то ли к какой-то годовщине этого события...

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
В связи с режиссерской "расправой" над главными героями в Театре Покровского, вспоминаются слова гениального Е. Шварца: "Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных..." :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
зато видела того же "Фиделио", что и Tantris...

Tantris много где бывает и много чего знает, но ленится делиться впечатлениями на форуме :))
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Если ничего не путаю (сайт Semper-Oper как раз сейчас не работает, не могу уточнить, но завтра, вроде бы, снова запустят), ее поставили то ли к объединению Германии, то ли к какой-то годовщине этого события...

Да, она уже очень давно там идет.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Tantris много где бывает и много чего знает

Ну, это, конечно, преувеличение!  ;)

но ленится делиться впечатлениями на форуме :))

А это сущая правда!  ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Бой с тенью

Геннадий Рождественский взялся за оперу Бетховена

Майя Крылова

Премьера оперы Бетховена «Леонора» прошла в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. По инициативе дирижера Геннадия Рождественского театр обратился к первой редакции оперы, больше известной под названием «Фиделио».

...

Единственная опера композитора, впервые поставленная в 1805 году, на премьере успеха не имела, и автор впоследствии ее перерабатывал. В глубине души Бетховен предпочитал первую версию. И не только он, но многие меломаны с музыковедами считают «Леонору» самой лучшей версией партитуры, хотя и самой длинной. Такого же мнения придерживается Геннадий Рождественский, по чьей инициативе Камерный театр поставил Бетховена. Музыка, конечно, чудесная, и дирижер искусно выявил ее особенности – прежде всего неистовые мелодические контрасты, с неторопливо начинающейся увертюры, на полдороге взрывающейся экспрессией. От моцартовских интонаций и сентиментального комизма начальных сцен (с влюбленно-настойчивой дочкой тюремщика и смущением Фиделио) к страстям героини, где она колеблется от горя к надежде (труднейшая ария Леоноры удалась Татьяне Федотовой). От соло Флорестана, изнуренного, но несгибаемого, и тоскливого хора узников, радующихся солнечному лучу, к зловещей «арии мести», которую с фюреровской истерикой поет губернатор. И ликующий финальный хор, где, как в знаменитой Девятой симфонии, Бетховен словно дает возможность «обняться миллионам».

Режиссер Михаил Кисляров – в отличие от Бетховена – историческим оптимизмом, судя по спектаклю, не обременен. Его постановка обличает произвол вообще, во все времена. Тюрьма на сцене – вовсе не старинная, это современные лязгающие металлические конструкции с лестницами и «подземельями», хотя дочка тюремщика носит платье конца XIX века. Тюремщик носит короткие кюлоты, но охрана одета в современные мундиры и вооружена автоматами, солдаты воруют тушенку в банках и мутузят узников ногами, в фонограмме лают овчарки, а губернатор в условно-полувоенном костюме, чтобы режиссерская идея всеобщности зла прочитывалась совсем ясно, быстро меняет головные уборы. После треуголки Наполеона (в котором Бетховен, симпатизировавший революционному французскому полководцу, решительно разочаровался, когда Бонапарт объявил себя императором) появятся нацистская и сталинская фуражки и головной убор Муссолини.

В решающий момент губернатор с возгласом «что ж я, бабы испугаюсь?» вонзает нож в живот Леоноре, а она – от болевого шока, надо пролагать – случайно разряжает пистолет в мужа. Дальнейшая большая сцена (с торжеством справедливости и радостным народом) происходит не на земле, а в небесах. Танцующие фигуры покойных Леоноры и Флористана тенями и призраками соединяются на фоне вечно бегущих облаков. Доброго министра по имени Фернандо в спектакле вообще нет, есть Фернандо – бывший зэк, и вся показанная история – плод его тяжелых воспоминаний. Он же возглавляет возникающий суд истории, и на этом небесном суде присутствует толпа теней – обличающие тирана и восхваляющие добро люди в белом, в костюмах всех времен и народов. Реальность и мираж переплетаются, политическая драма обретает мистический смысл, и неясно, то ли тюремщики погибнут в пламени революционного мщения, то ли, как написано в программке, они «ответят перед Всевышним». В любом случае хэппи-энд отменен, поскольку, гласит концепция Кислярова, на земле справедливости нет и быть не может. Что ж, история дает к тому основания.

Полностью:

Новые Известия. 14 октября 2014 г.
http://www.newizv.ru/culture/2014-10-14/208939-boj-s-tenju.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
По ту сторону

В Театре Покровского поставили оперу Бетховена

Текст: Ирина Муравьева

В музыкальном театре им. Б.А. Покровского прошла премьера оперы Людвига ван Бетховена "Леонора". Известная по поздним версиям как "Фиделио", эта единственная опера Бетховена впервые поставлена в России в первом авторском варианте 1805 года. Инициатор проекта и музыкальный руководитель - Геннадий Рождественский.

Так совпало, что в этом году в Москве прозвучали обе партитуры, написанные Бетховеном для театра: балет "Творения Прометея" в исполнении Владимира Юровского и ГАСО им. Е.Ф. Светланова и опера "Леонора"("Фиделио"). Сам факт исполнения этих партитур эксклюзивен, поскольку даже бетховенская опера, к которой не раз обращались крупнейшие дирижеры ХХ века: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Карл Бем, а из российских - Александр Мелик-Пашаев, исполнялась в сокращенной версии "Фиделио". ... Губернатор Пизарро (Алексей Морозов) оказался в спектакле злодеем, персонифицирующим Берию, а также, меняя головной убор, Наполеона, Муссолини, нациста, энкавэдэшника. Этому мастерски "лающему" арии персонажу противостоит благородный Флорестан (Игорь Вялых) в окровавленной рубахе и хор узников - все подбитые, взлохмаченные, в крови и кандалах. В партитуре узники характеризуются исключительной красоты ораториальными хорами, противостоящими жутковатой, нагнетающейся литаврами теме тирании, сопровождающей выходы Пизарро. Противостояние - главная коллизия спектакля, где поверх музыки несутся поэтические строки "Гамлета" Бориса Пастернака из "Доктора Живаго". А персонажи бетховенской оперы "осваивают" многоярусную металлоконструкцию, заменившую им и тюремные застенки, и сад, и домашний интерьер. Охранник Жакино (Борислав Молчанов) бурно охаживает на лестницах дочку начальника тюрьмы Марселину (Олеся Старухина), узников бьют головой о решетки солдаты в нацистской форме. Леонора в исполнении Татьяны Федотовой - женственна, невзирая на обмундирование, энергична и убедительна в вокале. Правда, ее долгожданная встреча с мужем Флорестаном оказалась трагической. Режиссер отправил их на тот свет. Там, в вечности, они и спели свой радостный дуэт. Там же восторжествовала и общественная справедливость: тирана наказали, а узники с чисто бетховенским монументализмом исполнили ликующий хор "Сияет нам свободы свет!". Тема его не потускнела.

Полностью:

"Российская газета" - Федеральный выпуск № 6506 (234). 14.10.2014
http://www.rg.ru/2014/10/14/opera.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау