Автор Тема: «Леонора» Бетховена в Камерном музыкальном театре им.Покровского  (Прочитано 20811 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
По ту сторону

В Театре Покровского поставили оперу Бетховена

Текст: Ирина Муравьева

Леонора в исполнении Татьяны Федотовой - женственна, невзирая на обмундирование, энергична и убедительна в вокале.

Полностью:

"Российская газета" - Федеральный выпуск № 6506 (234). 14.10.2014
http://www.rg.ru/2014/10/14/opera.html

Бывают случаи, когда я резко не соглашаюсь с оценкой вокала, данной критиком. Но в тех случаях хотя бы есть, с чем соглашаться или не спорить. А вот Муравьёва о пении почти не пишет. Во всей статье про премьеру "Леоноры" это единственная фраза о вокале. В других рецензиях этого автора ситуация не лучше. Что за странная манера для музыкального критика.
Che mai sento!

Оффлайн Mishul

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
P.S. Не хочу изображать из себя Кинга, но у меня тоже есть мечта :)) Мечтаю, чтобы поставили или хотя бы в концертном исполнении дали 1-ю редакцию "Черевичек" Чайковского - "Кузнеца Вакулу".
Мечтать не вредно.
А почему вдруг "Кузнеца Вакулу"?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
P.S. Не хочу изображать из себя Кинга, но у меня тоже есть мечта :)) Мечтаю, чтобы поставили или хотя бы в концертном исполнении дали 1-ю редакцию "Черевичек" Чайковского - "Кузнеца Вакулу".
Мечтать не вредно.
А почему вдруг "Кузнеца Вакулу"?

Действительно, Predlogoff, почему именно это произведение?
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну просто вспомнилось в связи с извлечением "Леоноры" - это ведь тоже предыдущая редакция по отношению к "Фиделио". И вот мы имеем возможность сравнить, хотя режиссура опять наложила на музыку свою карающую лапу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Игорь Корябин
Спасти «оперу спасения»
Премьера «Леоноры» Бетховена в Камерном музыкальном театре
http://www.operanews.ru/14102009.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Корябин похвалил вокалистов - ну надо же!..
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Что важнее — партитура или дух оперы?

«Леонора» Бетховена в Камерном музыкальном театре

Мария Жилкина, 20.10.2014 в 22:23

http://www.belcanto.ru/14102001.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Корябин похвалил вокалистов - ну надо же!..

Но ведь их и Кириллина похвалила! Видимо, было за что, если бетховенистка признала исполнение достойным.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наконец-то внимательно прочитала обе статьи - и Корябина, и Жилкиной. Спасибо обоим авторам за интересный и содержательный разбор спектакля.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Люстрация по-бетховенски

28.10.2014 Александр МАТУСЕВИЧ

http://portal-kultura.ru/articles/music/67806-lyustratsiya-po-betkhovenski/

...

Премьера в Камерном музыкальном театре убедила в верности такого хода: гениальная музыка «Фиделио» в полнометражной «Леоноре» расцвела новыми красками, оказалась еще более многоплановой, чем мы привыкли считать. Контраст лирико-бытового, даже комедийного, начала с героико-патетической приподнятостью «Фиделио» дополнился глубоким религиозно-философским смыслом и символикой «Леоноры», при этом основной тираноборческий посыл «оперы спасения» ничуть не поблек.

Дух свободы, торжества справедливости, правды и искренности по-прежнему звучит в каждой бетховенской ноте. Театр полностью отказался от жанровой дани немецкому зингшпилю — разговорных диалогов, и только выиграл, ибо музыкальная драматургия Бетховена, безусловно, предвагнерианская, имеет четко выраженное сквозное развитие, отчего длиннющая опера (в отличие от двухактного «Фиделио», у «Леоноры» действий целых три) слушается на одном дыхании.

А вот что не убедило совсем и с чем соглашаешься с трудом, так это с переделкой радостного финала. Не веря в освободительный пафос бетховенского шедевра, режиссер Михаил Кисляров убивает главных героев. Непоколебимый узник Пизарро мужественный Флорестан и его героическая жена Леонора, которая, согласно Бетховену, вызволяет супруга из темницы, становятся жертвами тирана и воссоединяются уже на небесах.

Убийством свободолюбивой четы постановщик перечеркивает бетховенский посыл, а патетическое ликование хора, в котором соединены освобожденные узники и народ-освободитель, получает у Кислярова зловещий оттенок мстительности, самосуда, анархии и беззакония. От этой скандирующей, агрессивной толпы, бросающей свои гневные инвективы не только бывшему начальнику тюрьмы, но и, в общем-то, безобидному семейству тюремного надсмотрщика Рокко (что приютил в свое время переодетую в юношу Фиделио Леонору), неприятно веет «мусорной люстрацией» украинского майдана, если не чем-нибудь похуже.

Если оставить за скобками эту досадную развязку, то у спектакля масса достоинств. Мрачное оформление Виктора Вольского передает угрюмый тюремный дух, усиленный военизированными костюмами с явным австро-прусским колористическим намеком Ольги Ошкало. Звуково партитура «Леоноры», конечно, избыточна для крохотного зальчика театра Покровского, но молодой маэстро Алексей Верещагин ведет ее динамично и добивается хорошего баланса между сценой и оркестровой ямой. Вокальные работы можно назвать запоминающимися — Евгения Суранова блестяще справляется с труднейшей партией титульной героини, не менее убедительны Захар Ковалев (Флорестан), Екатерина Ферзба (Марселина), Алексей Сулимов (Жакино), Роман Бобров (Пизарро), Алексей Смирной (Рокко) и Кирилл Филин (Фернандо).

Полностью читайте здесь http://portal-kultura.ru/articles/music/67806-lyustratsiya-po-betkhovenski/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Статья вышла раньше, но почему-то мы её дружно пропустили. :)

Фюрер убил Леонору

15 октября 2014, 14:19   |   Культура   |   Виктория Иванова

В Театре имени Покровского действие оперы Бетховена перенесено в Германию 1930-х годов

http://izvestia.ru/news/577935

...

Оригинал в трактовке режиссера Михаила Кислярова предстал радикально осовремененным. Действие происходит в 1930-х годах в Германии. Леонора (Татьяна Федотова), спасая мужа Флорестана (Захар Ковалев), проникает в тюрьму, переодевшись в солдата. Новобранец Фиделио настолько нравится начальнику тюрьмы Рокко (Алексей Смирнов), что тот не только берет Фиделио к себе в помощники, но и хочет выдать за него дочь Марселину (Олеся Старухина). Леонору мучает совесть — обманывать девушку ей не хочется, да и притворяться влюбленным юношей тоже. Но ради спасения мужа она готова на всё. По иронии судьбы первое задание Фиделио на службе у Рокко — выкопать могилу собственному мужу: коварный диктатор Пизарро хочет покончить с ним как можно быстрее. 

Немецкая тюрьма выглядит более чем убедительно: в качестве декораций — железные балки, двери и рельс, в который периодически бьют посетители. Форма охранников пошита в соответствии с историческими образцами, а Пизарро (Алексей Морозов) мимикой и жестами напоминает Адольфа Гитлера.

Интерес публики подогревают «кисляровские штучки»: театрализованный выход дирижера к оркестру; каждый акт ознаменовывается традиционным ударом в колокольчик, герои непрерывно двигаются, фюрер Пизарро примеряет различные головные уборы, а артисты хора — солдаты и заключенные — протягивают руки к зрителям. 

В финале режиссерской изобретательности оказалось даже чересчур. В оригинальной «Леоноре» Бетховен дарует влюбленным хеппи-энд: в момент драматической развязки, когда выясняется правда о переодетой героине, в действие вмешивается некий министр. Он пресекает бесчинства, отдает Пизарро под суд и дарует влюбленным свободу.

У Кислярова Пизарро подкрадывается к влюбленным и за долю секунды поражает его выстрелом, ее — кинжалом. Леонора и Фиделио могут быть вместе только на небесах. Такая развязка выглядит куда более реалистичной, но смерть главных героев воспринимается как полноценный финал.

И если в оригинальной «Леоноре» любовный дуэт (который в Театре Покровского поется на небесах) и сцена тюремного бунта были логичным продолжением и кульминацией сюжетной линии, то в «Леоноре» Кислярова они кажутся лишними. Всё уже случилось, точка невозврата пройдена. Отсюда и сонные зевки публики к концу третьего акта, и недоуменные поглядывания на часы: быть может, два века назад Бетховен не зря сократил свое творение?

Полностью здесь http://izvestia.ru/news/577935
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Московскую постановку пока не видела (но посмотрю - уже и билеты есть!)

На какое число билеты? Я в итоге собралась второй раз пойти :)
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Московскую постановку пока не видела (но посмотрю - уже и билеты есть!)
На какое число билеты? Я в итоге собралась второй раз пойти :)
На 28-е! :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На 28-е! :)

А я схожу 27-го, по идее это второй состав (между двумя спектаклями 26-го и 28-го), хочу сравнить :)
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
На 28-е! :)
А я схожу 27-го, по идее это второй состав (между двумя спектаклями 26-го и 28-го), хочу сравнить :)
Потом обменяемся впечатлениями, хорошо? У меня вечера 26-го и 27-го, увы, заняты...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Потом обменяемся впечатлениями, хорошо?

Обязательно!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На 28-е! :)

А я схожу 27-го, по идее это второй состав (между двумя спектаклями 26-го и 28-го), хочу сравнить :)

Состав на 27 ноября

Флорестан, заключенный   Захар Ковалев
Леонора, его жена, скрывающаяся под именем Фиделио         Евгения Суранова
Фернандо, бывший политический заключенный          Кирилл Филин
Пизарро, губернатор                  Роман Бобров
Рокко, начальник тюрьмы                Алексей Смирнов
Марселина, его дочь                 Екатерина Ферзба
Жакино, охранник          Борислав Молчанов
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
А на 28 ноября такой состав:

Флорестан     Михаил Яненко
Леонора     Ирина Курманова
Фернандо   Кирилл Филин
Пизарро     Алексей Морозов
Рокко     Александр Маркеев
Марселина    Олеся Старухина
Жакино  Василий Гафнер

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Тогда и на 26-е :)

Флорестан   Игорь Вялых
Леонора   Татьяна Федотова
Фернандо    Кирилл Филин
Пизарро   Алексей Морозов
Рокко  Александр Маркеев
Марселина   Олеся Старухина
Жакино   Борислав Молчанов
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я вчера сходила, мне в целом понравилось (особенно Екатерина Ферзба), но первый состав поинтереснее. Попозже напишу чуть подробнее.
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Я вчера сходила, мне в целом понравилось (особенно Екатерина Ферзба), но первый состав поинтереснее. Попозже напишу чуть подробнее.
Да, напишите, пожалуйста, я нисколько не сомневался в Екатерине Ферзба, очень люблю её уникальный чарующий голос! И очень хотел вчера пойти, просто очень много дел на работе было! И по этой же причине я так и не смог написать рассказы ни об одном из трёх интереснейших мероприятий в конце прошлой недели, очень жаль! А мне ещё очень хотелось бы написать подробный отзыв на новый фотоаппарат. А в выходные времени тоже будет очень мало.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Леонора", что мы привыкли называть "Фиделио"

http://forum-msk.org/material/society/10598566.html

Опубликовано 28.11.2014 Митина Дарья
 
...Театр Покровского же славен тем, что легких путей не ищет, - фирменным стилем театра стало как открытие не знавших постановки партитур, так и реконструкция спектаклей в их первоначальной версии, которая, может, и исполнялась-то всего пару раз. Поэтому идея ставить "Фиделио" для чайников была отвергнута, и Рождественский с Кисляровым раскопали первоначальную партитуру...

Бетховенско-кисляровская (или кисляровско-бетховенская???) "Леонора" - это выдержанная в брутально-лаконичной брехтовской стилистике антифашистская поэма, заканчивающаяся, как и положено, антифашистским трибуналом. Томящийся десяток лет в застенке, истерзанный пытками политзаключенный Флорестан, которого героически спасает верная жена Леонора, пробивающаяся к вожделенной цели сквозь каменный мешок в обличье юноши - помощника начальника тюрьмы, - тема настолько же вечная, насколько и порождающая исторические аллюзии и ассоциации. Героизм молодогвардейцев-подпольщиков, стойкость испанского и французского сопротивления, бескомпромиссное самопожертвование бойцов RAF, все эти образы воплощает в себе хрупкая сопрано Татьяна Федотова. Зло же многолико, обло, огромно, стозевно и лаяй - кровавый фашистский злодей и мучитель Писарро, подобно хрестоматийному фашисту современности Коломойскому, занимает губернаторский пост. Тюремщики и охранники в эсесовских касках, имя которым легион, злодействуют то ли в застенках гестапо, то ли в подвалах Харьковского СБУ. Диктатор Писарро, в предвкушении кровавой мести и зверского убийства ненавистного политзека, примеряет сначала наполеоновскую треуголку, потом гитлеровскую фуражку, потом фирменную муссолиниевскую бархатную шапочку с кистью. Не хватает только пилотки а-ля батальон "Нахтигаль" да нашивок какого-нибудь "Айдара". Первое и последнее действие предваряется стихотворным приветом от Пастернака 1946 года ("жизнь прожить - не поле перейти").

Опере суждено было быть единственной у Бетховена, тем интересней грандиозная трагически-инфернальная партитура, практически целиком сотканная из сложных ансамблей и хоров. Самое интересное действие, на мой взгляд, - второе (врезается в память благодаря хору узников-политзаключенных, эмоциональному дуэту Леоноры и Марселины и другим фрагментам, каждый из которых стал законченным шедевром).

Самое интригующее во всей это истории, безусловно, - авторская трактовка финала спектакля. В либретто бетховенского времени герои спасают друг друга, убивают диктатора, зло покарано, полный хэппи-энд, веселится и ликует весь народ. Кисляров же почему-то решил героев умертвить, отчего итоговый антифашистский трибунал и покарание злодея автоматически превращается в Страшный Суд. Справедливость все равно торжествует, если уж не земная, то высшая.
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Как и обещала, делюсь своими впечатлениями:

Сначала в целом о музыкальной части: очень понравились ансамли и хор! Из ансамблей были шероховатости (ритм на какое-то мгновение потеряли) в одном квартете во 2-м, кажется, действии. У хора один время от времени проявляющийся недостаток - правда, заметный, только если внимательно вслушиваться в немецкий текст - в разнобой несколько раз прозвучали сложные фразовые окончания на "хт" и "шт". Но, думаю, этот поправимо и объясняется свежестью постановки. В остальном хор производит совершенно потрясающее впечатление! Мощный, чистый в отношении голосоведения, драматургически прекрасно выстроенный.
Что касается солистов, в составе была маленькое изменение: Рокко вместо Маркеева пел Смирнов. Все солисты демонстрируют хороший актерский уровень! Леонора (И. Курманова) мне понравилась во всех номерах с ее участием, кроме центральной арии! Не понятно, что произошло - переволновалась, что ли... Но голос местами неуверенно как-то звучал и пару раз проинтонировала неточно - в первой (лирической части) арии. Жаль! Но сыграла она все, включая и сольный выход, великолепно, по-моему!
Смутил Флорестан (М. Яненко) - ему явно нужно много работать над интонированием: ну, нельзя в такой арии петь мимо нот или попадать в них со второго раза!.. Кроме того, у него яркий, прямо вагнеровский :), тембр и для камерного зала он, по-моему, резковат, выбивается из общего ансамбля. Но об этом можно было бы забыть, если бы в музыкальном отношении все было бы спето безупречно!..
Марселина (Олеся Старухина) в целом очень понравилась. Можно и к ней немножко попридраться (пару раз сложные в тесситурном отношении ноты недоозвучила), но не хочется :)

Теперь о режиссуре:
Совершенно согласна с последней рецензией: в спектале хорошо читается брехтовская стилистика, и она представляется вполне уместной, и
Цитировать
Самое интересное действие, на мой взгляд, - второе (врезается в память благодаря хору узников-политзаключенных, эмоциональному дуэту Леоноры и Марселины и другим фрагментам, каждый из которых стал законченным шедевром).
И вот из этой брехтовской стилистики и собственно бетховенского замысла все-таки сильно выбивается 3-е действие! Либо надо было радикально переписать слова и додумать сценографию, либо отказаться от убийства героев! Относительно самой музыки у меня тоже сомнения: например, заключительный хор, славящий Леонору как спасительницу, написан все-таки радостно-празднично-патетически - а чему радоваться, если ее попытка спасения с треском провалилась, и оба мертвы? Трагизма в музыки нет!!..
И с какого такого перепуга погибшие герои, ставшие ангелами, вдруг стали бы петь друг другу, констатируя факт, который по сути с их смертью абсурден: Оба: "О несказанная радость...", он: "Моя жена снова на моей груди", она: "Мой муж снова в моих объятьях" - не только не имея возможности обняться (ведь они бесплотные духи!), но и находясь при этом на разных концах сцены? Причем в этих репризах русские субтитры отключаются, что хорошо для тех, кому немецкий чужд, но что делать тем, кто понимает, что именно поют герои??.. :-\ Выглядит это, мягко говоря, нелогично.
И, кстати, слова таки в финале чуть-чуть переписали (по крайней мере, я это отчетливо услышала и запомнила): Фернандо спрашивает Флорестана, как долго тот носил оковы? Флорестан отвечает, что не знает, для него дни и ночи перемешались, казались бесконечными... Тогда Фернандо спрашивает Рокко, и тот отвечает, что не ошибется, если скажет, что два года. Так в беховенском либретто. В кисляровском же - "десять лет"! Благо zwei легко переделывается в zehn :) (причем это отчетливо звучит и по-немецки, и передается по-русски в субтитрах!) Возникают вопросы: напр., как живой человек (Фернандо) может беседовать с ангелом / духом умершего Флорестана? - мы же не на спиритическом сеансе! - в таких "поворотах сюжета" особенно остро (до дискомфорта!) ощущается нарушение изначально выбранной стилистики!.. Или почему Леонора ждала 10 лет и только теперь решилась изменить внешность и отправиться в тюрьму? Или она там уже 10 лет, 10 лет ищет в одной и той же тюрьме своего мужа и находит его только теперь?.. Маловероятно...
В общем в музыкальном отношении 3-е действие, пожалуй, не менее грандиозно, чем второе, но режиссерки-драматургически оно стало гораздо слабее 2-го, и это жаль. Заключительный хор потрясающ!..
И тем не менее у меня возникло желание сходить еще раз! :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как и обещала, делюсь своими впечатлениями:

...И тем не менее у меня возникло желание сходить еще раз! :)

Большое спасибо за рассказ! Интересно, понравился ли Вам Рокко - Смирнов? Они действительно поменялись местами с Маркеевым, Смирнов должен был петь 27-го :) А кто пел Пизарро и какие впечатления у Вас? Понравился ли спектакль Вашим подопечным? :)
Che mai sento!

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Да, Смирнов был, по-моему, хорош. По крайней мере, никаких отрицательных эмоций не возникло :)
Пизарро пел Морозов. Мне он очень понравился как актер - создает очень яркий образ. Я не очень удовлетворена его вокалом... но не могу понять, что именно в нем не так... Поэтому сразу не стала об этом писать.
Студентам - тем, которые дошли до театра (собирались 8 человек, пришли 3, до конца остались двое) - очень понравилось! Девушка, правда, сетовала на то, что не поняла, причем тут гитлеровцы, когда это - начало 19 века, а то и вообще 18 век (согласно либретто). Юноша был под большим впечатлением. И просил посоветовать, что еще можно / нужно в Москве послушать...
Примечательный факт: когда стояли в очереди в гардероб и моя студентка меня спросила, что значила эта смена головных уборов, и я начала объяснять, что это были шляпы и фуражки сначала Наполеона, потом нацистского офицера, Муссолини и даже НКВДэшника, к нам повернулась пожилая дама и с некоторым вызовом сказала, что это была фуражка Геббельса! Я подтвердила, что да, можно и так считать, но были представлены и другие типы диктаторов, она отвернулась от нас с большим неодобрением, но спорить со мной не решилась :D