Автор Тема: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ (февраль 2015 г.)  (Прочитано 61895 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
В Театре Станиславского впервые поставили «Хованщину»

Владимир Ойвин, 24.02.2015 в 20:27

http://www.belcanto.ru/15022401.html

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Хованщина» снова в Москве

Мария Жилкина, 24.02.2015 в 20:29

http://www.belcanto.ru/15022402.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из смуты в никуда

Дирижер Александр Лазарев и режиссер Александр Титель поставили оперу «Хованщина». В спектакле смешались остатки исторического стиля и уклончивость современного мышления

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/849751/iz-smuty-v-nikuda

Петр Поспелов
Ведомости
25.02.2015, 32 (3778)


В Москве «Хованщина» традиционно шла в редакции Римского-Корсакова. В 1995 г. в Большом театре Мстислав Ростропович и Борис Покровский поставили редакцию Дмитрия Шостаковича. Однако в 2002 г. опера вернулась на сцену снова в редакции Римского-Корсакова.
Постановка «Хованщины» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко лишена исторической достоверности — вместе с тем Александр Титель не стал и переодевать героев оперы Мусоргского в современные пиджаки, как он сделал это в недавнем екатеринбургском «Борисе Годунове», где пытался изобразить скорое будущее России, исчерпавшей запасы нефти. «Хованщина», одна из главных русских исторических опер, неизбежно воспринимается в контексте текущей смуты — вместе с тем никаких указаний на современность в спектакле нет. Все актуальное заботливо исключено, все острые углы заведомо стесаны, любая историческая конкретика отвергнута внутренним цензором до такой степени, что возникает основательная путаница.

Очень хорошо, что нет современных пиджаков.


В опере Мусоргского стрельцы борются с петровцами, старообрядцы с никонианцами, старое с новым. Различие уходящей и наступающей эпох явственно подчеркнуто контрастами между архаической музыкой старообрядцев и удалыми песнями стрельцов, с одной стороны, и маршевой музыкой петровских войск — с другой. Однако на сцене стрельцы обряжены (художник по костюмам Мария Данилова) в алые кафтаны, как на картине Сурикова, но при этом не носят бород. В отсутствие последней командующий стрельцами князь Иван Хованский оказывается весьма похожим как раз на Петра Первого, а вся рассказанная Мусоргским повесть уезжает в историческое никуда. В постановке Тителя одни русские бессмысленно выступают против других, историческая хроника превращена в картину всеобщей вражды, лишенной мотиваций. Тут не до дискуссий с европейцами — эпизод с Пастором купирован. Однако в заключительной сцене раскольники, решившиеся на подвиг самосожжения, сняв сапоги, встают в центре огромного амбара, в котором протекает все действие (художник-постановщик Владимир Арефьев), и чувствуется, что смерти они ждут откуда-то извне, настолько напоминает декорация о трагедиях Второй мировой войны — Хатыни или Едвабне. Но огонь все никак не загорается, враг не подошел — возможно, его придется ждать еще несколько столетий; а пока над сценой повисает одинокий женский голос (концовка неоконченной оперы сделана композитором Владимиром Кобекиным), оплакивая разом все беды России — прошлые и будущие.

Такой постановочный стиль, безусловно, точно отражает современность, и в этом смысле Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко вправе претендовать на лидерство — точно так же, как, скажем, в 90-е гг. на подобное лидерство мог претендовать театр «Геликон-опера», где любой политический поворот в сюжете автоматически превращался в сценку из телевизора.

Только такие постановки быстро устаревают.


Во многих эпизодах работа Тителя выдает руку большого мастера. Особенно впечатляет вторая половина спектакля, проникнутая страхом накатывающихся репрессий. Хованский томится в своих покоях, силясь отвлечься от гнетущих мыслей песнями, водкой, персидками и настоящими армянскими музыкантами, терпко исполняющими тему Мусоргского. Сильно поставлена сцена ссылки Голицына: обыск, из-за кулис летят пачки запрещенной литературы, потом выволакивают самого опального князя и первое, что он видит, — труп Хованского. Имеют место и постановочные странности: к примеру, в последние несколько секунд, что Хованскому еще остается жить, из-под стола выпрыгивает карлица — этот аттракцион отвлекает зрителя, эффект неожиданности убийства оказывается смазан. Это происходит и в ряде других случаев: Досифей, чье появление в сцене ссоры отца и сына Хованских задумано как внезапное, зачем-то выходит раньше и попусту прохаживается, дожидаясь своей реплики. Сцены и картины не чередуются, а встроены друг в друга — что само по себе эффектно, но нередко противоречит музыке.

Там есть ещё несколько ненужных моментов, например, когда Досифей уводит Марфу (прямо как Бомелий – Любашу). Это вообще противоречит сюжету.


Музыкальное решение спектакля также оставляет двойственное впечатление. Выбрана редакция Шостаковича, вместе с тем из нее удален идеологически «пропетровский» уклон, оставлена только собственно партитура, выдающая до комизма знакомый индивидуальный стиль оркестровщика.

Александр Лазарев ведет спектакль стопроцентно крепко и профессионально. Оркестр и хор по большей части звучат фортиссимо — крепко, плотно, слаженно, фокусируясь в зал. Вместе с тем лирическим местам недостает проникновенности: в особенности формально отыгрывается вся чувственная музыка Марфы. Большинство певцов грешат неважной дикцией: за текстом приходится следить по английскому переводу на табло.

Не знаю, я обходилась без титров. Может, помогло то, что я послушала оперу и прочитала весь текст? :)


Поют артисты кто во что горазд: единого вокального стиля дирижер их ансамблю не придал. Лучшая вокальная работа — Дмитрий Ульянов в партии Ивана Хованского, он звучит мощно, драматично и с запасом. Хороша Марфа — Ксения Дудникова; тут сложнее — если в голосе есть глубина и вязкость, хочется, чтобы их было еще больше; партия отдана молодой певице на вырост. Досифей в постановке нимало не напоминает старообрядца — скорее, эдакого генуэзского заговорщика, — а Дмитрий Степанович доводит роль и вовсе до гротеска, блея и переигрывая. Настораживает, что пример с коллеги стал брать Антон Зараев — ария Шакловитого прозвучала не без разухабистых нот. Неблагодарные теноровые партии достались усердно старавшимся Валерию Микицкому (Подъячий), Николаю Ерохину (князь Андрей) и Нажмиддину Мавлянову (Голицын). В маленьких женских ролях были хороши Мария Макеева (Эмма) и Наталья Мурадымова (Сусанна). Уморительная сценка соблазнения грешной Марфой добродетельной Сусанны оказалась забавным визитом эксцентрики в сию юдоль слез.

Не поняла, что Поспелов хотел сказать про сценку между Марфой и Сусанной? Но это там тоже было лишним.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Хор на отлично

"Хованщина" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Не законченную Мусоргским "Хованщину" поставили в МАМТе в редакции Шостаковича, но с измененным финалом: по просьбе постановщиков (режиссер Александр Титель, дирижер Александр Лазарев) последние такты спектакля сочинил композитор Владимир Кобекин. Новый облик оперы не оставил равнодушной ЮЛИЮ БЕДЕРОВУ.

http://www.kommersant.ru/doc/2674246
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Только такие постановки быстро устаревают.

Да. Причем еще до премьеры  :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Цитата: ПОСПЕЛОВ
Лучшая вокальная работа — Дмитрий Ульянов в партии Ивана Хованского... Марфа — Ксения Дудникова; ... Досифей ... — а Дмитрий Степанович ... Антон Зараев — ария Шакловитого прозвучала не без разухабистых нот. Неблагодарные теноровые партии достались ... Валерию Микицкому (Подъячий), Николаю Ерохину (князь Андрей) и Нажмиддину Мавлянову (Голицын). В маленьких женских ролях были хороши Мария Макеева (Эмма) и Наталья Мурадымова (Сусанна).
Таким составом тоже пели или он сразу два в одном абзаце объединил?

Цитировать
Большинство певцов грешат неважной дикцией: за текстом приходится следить по английскому переводу на табло.
Не знаю, я обходилась без титров. Может, помогло то, что я послушала оперу и прочитала весь текст? :)
Я тоже прослушал оперу несколько раз и прочел текст. Однако наизусть пока не всё выучил :) поэтому в субтитры иной раз заглядывать пришлось.
Но с другой стороны: я конечно, не владею английским как родным, но фильмы преимущественно смотрю без перевода (с субтитрами и без); так вот я бы не сказал, что субтитры «Хованщины» были мне шибко сильно понятны (ну кроме слова streltsy :) ).

По-моему, лучшим вариантом было дать субтитры на русском! Это сняло бы все проблемы.
Кто-то (Ойвин, кажется) предлагал включить текст либретто в буклет. Это мысль правильная, тем более, что в Рунете текст этой знаковой русской оперы найти не получилось. Но непосредственно на спектакле это не поможет: в темноте все равно ничего не прочтешь, а в антракте не успеешь.

Цитата: Papataci
Уморительная сценка соблазнения грешной Марфой добродетельной Сусанны оказалась забавным визитом эксцентрики в сию юдоль слез.
Не поняла, что Поспелов хотел сказать про сценку между Марфой и Сусанной? Но это там тоже было лишним.

Ну он, в принципе, правильно сказал. Не знаю, насколько это было именно уморительно, но да, эта сценка, включая и последующее изгнание Сусанны Досифеем, была выдержана в несколько комичном ключе. Думаю, что это было сделано с драматургической целью — разрядить обстановку (дать зрителю передышку) перед трагическими событиями финала.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
тем более, что в Рунете текст этой знаковой русской оперы найти не получилось.

Как это?! Он же специально был выложен в этом потоке! Пожалуйста:

Либретто оперы "Хованщина": http://home.tiscali.cz/ist987/libreta/chovanstina.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
тем более, что в Рунете текст этой знаковой русской оперы найти не получилось.

Как это?! Он же специально был выложен в этом потоке! Пожалуйста:

Либретто оперы "Хованщина": http://home.tiscali.cz/ist987/libreta/chovanstina.html

CZ. Так то не рунет ;D Но вообще по сути уважаемаяый Tantris прав: ссылка на либретто на нашем форуме была любезно выложена.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Какие все хитрые и изворотливые! ;) Но наш-то форум - точно рунет! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Какой Вы хитрый, Александр! ;) Но наш-то форум - точно рунет! ;D
Даже еще хитрее: я нашел эту ссылку гораздо раньше, чем она появилась на форуме. И меня тоже удивило, что текст выложен не на каком-нибудь тематическом сайте типа Бельканто.ру, а не пойми где. (Правда, эта ссылка есть в Википедии.)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Даже еще хитрее: я нашел эту ссылку гораздо раньше, чем она появилась на форуме.

И собственники! ;) Нет бы сразу поделиться с коллегами по форуму! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Какой Вы хитрый, Александр! ;) Но наш-то форум - точно рунет! ;D
Даже еще хитрее: я нашел эту ссылку гораздо раньше, чем она появилась на форуме. И меня тоже удивило, что текст выложен не на каком-нибудь тематическом сайте типа Бельканто.ру, а не пойми где. (Правда, эта ссылка есть в Википедии.)

Александр П., прошу Вас обзавестись хорошей привычкой: всё ценное тащить на форум сразу, как только Вы это находите. :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Цитата: ПОСПЕЛОВ
Лучшая вокальная работа — Дмитрий Ульянов в партии Ивана Хованского... Марфа — Ксения Дудникова; ... Досифей ... — а Дмитрий Степанович ... Антон Зараев — ария Шакловитого прозвучала не без разухабистых нот. Неблагодарные теноровые партии достались ... Валерию Микицкому (Подъячий), Николаю Ерохину (князь Андрей) и Нажмиддину Мавлянову (Голицын). В маленьких женских ролях были хороши Мария Макеева (Эмма) и Наталья Мурадымова (Сусанна).
Таким составом тоже пели или он сразу два в одном абзаце объединил?

Пели 19 февраля.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Пели 19 февраля.
Два дня подряд почти одним и тем же составом?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Да. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10902.msg154596.html#msg154596
Да уж, в игре «Угадай состав» в выигрыше как всегда остается «казино». :)
Интересно, на какой состав рассчитывали те, кто покупал билеты на 20-е и 21-е?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ТК  "Россия-Культура" (передача длинная, кусок про "Хованщину" начинается на 25 м. 30 с). Александр Титель и Михаил Мугинштейн в программе Игоря Волгина 

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20925/episode_id/1174950
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мрачная Русь

«Хованщина» Мусоргского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Марина Гайкович    Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2015-02-26/8_rus.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из истории учтивости

«Хованщина» сегодня – больше, чем опера. Кажется, именно это имел в виду Александр Титель, предлагая опус Мусоргского зрителям на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в феврале-2015

...Что мы видим на сцене у Тителя? Постоянно действующую декорацию дощатых стен. Вопреки тому, что может прийти в голову относительно неказистости русской жизни, скажу: мне привиделся здесь образ «древлеправославного» аскетизма – а мне довелось однажды побывать в деревянном старообрядческом храме уже в ХХ веке. Так вот: те же дощатые серые стены, та же немыслимая снаружи высота куполов, та же невероятная сдержанность, чтобы не сказать бедность, убранства. Против церковного аскетизма на сцене – яркая роскошь боярского быта...

http://malikow.ru/2015/02/iz-istorii-uchtivosti/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я послушала, что сказал об этой постановке «Хованщины» Алексей Парин в сегодняшней передаче «И музыка, и слово» на радио «Орфей». Если кто-нибудь когда-нибудь будет это копировать, то пишу ещё раз большими буквами. Это мнение не моё, а АЛЕКСЕЯ ПАРИНА.

Парин очень-очень хвалит Лазарева. Далее рассматривает роль Ивана Хованского. Говорит, что у Ульянова голос выстроен слишком по-европейски для образа в русской опере, для Ивана Хованского. У Валентия более тембрально богатый голос, по мнению Парина. А характер у Ивана Хованского обычный, как и во всех постановках – чванливый, раскидистый и самовлюблёный, всё это воплощено артистами.

Нажмиддин Мавлянов поёт две партии. Прекрасный тенор, его все любят и т.д. Он ожидаем в роли А.Хованского, но неожидан в роли В.Голицына и в ней очень впечатляет. Получается, что премьер-любовник поёт В. Голицына. Красивый голос. Голицын интереснее.

Николай Ерохин в своё время поразил Пьером Безуховым. Тут у него широкий рисунок роли. Но сыграл никак (Парин прямо этого не сказал, но, как мне показалось, намекнул).

Валерий Микицкий поёт Голицына. Его полюбили после Тангейзера. Голицын впечатляет. Но Подъячий у Микицкого – это вообще шедевр. Поразительные актёрские находки. Подвижен и естественен на сцене. Вся роль от начала до конца сделана в мельчайших нюансах. Та тщательность деталей, которой не хватает исполнителям главных ролей. Он зацепился за идеи и развил их. Чингис Аюшеев очень хорош, но Микицкий его обыгрывает.

Досифей – трудный случай. Парин очень ценит Дениса Макарова – красивый голос и большая значимость. Но его роль как будто ни о чём. Он поёт текст и скромно, спокойно движется. Но непонятно, что за человек.

Степанович неадекватно ведёт себя на сцене, много лишних движений. У Микицкого движения продуманные и естественные, у Степановича нет. Но у Степановича голос Досифея. Когда Степанович в самом начале, в первой картине - мощный голос в вас проникает, и ты понимаешь, кто такой Досифей и почему он главный персонаж этой оперы. Дар голоса Степановича это сообщает. Конечно, Парин понимает, что рисунок роли и такое поведение не соответствующее установкам режиссёра, но с точки зрения проникновения в суть дела Степанович принадлежит к певцам, которые здесь запоминаются в первую очередь.

Эмма и Сусанна созданы с точки зрения музыкальной и сценической тоже потрясающе. Эмма – Елена Гусева – занята лишь в куске первой картины, но мы ей верим по всему поведению и нюансам голоса. Ирина Ващенко, драмсопрано, выброс страшной энергии в сцене Сусанны и Марфы - как в «Валькирии», как в «Лоэнгрине». Нужно сосредоточить всю энергию своей жизни (сравнивает с Вагнером). Ващенко сумела сконцентрировать энергию и сделать атомный взрыв на сцене, и это запоминаешь навсегда. Парин никогда не слышал такой Сусанны. Гусева и Ващенко сделали для него открытия ролей.

Ксения Дудникова и Наталья Зимина – голоса для Марфы подходят. Скромный, замедленный рисунок роли. Тщательно и красиво поют партию. Но значительности в этом персонаже нет. Нет того, что есть в Эмме и Сусанне. Марфа – бледная по сравнению с ними. Поэтому А.Хованский тянется к страстной Эмме. Это может быть отсутствие внятного внутреннего проживания, хотя голоса звучат красиво. Может быть, голоса недостаточно велики для Марфы.

Потрясающий Шакловитый Антон Зараев. Феноменальная работа певца, который приходит в образ, в рисунок роли, в разработке вместе с дирижёром привносит много своего. Страшный образ, который взрывает интригу.

Кузька выделился в важную роль. Второстепенные персонажи в этой «Хованщине» играют более важную роль, чем главные, при всех достоинствах главных. И Артём Сафронов, и Дмитрий Полкопин потрясающе играют человека, которому ты веришь.

Работа А. Лазарева в этом спектакле заставляет нас постоянно следить за муз. развитием этого спектакля с большой интенсивностью. Слушаем с большим чаянием каждую отдельную мысль и эмоцию. Доверяемся этому с большим удовольствием.

Театральная сторона спектакля сенсационно плоская и пустая. Спектакль внешний и костюмный. Грамотно по входу и выходу на сцену, режиссёрская разводка. Но режиссура в современном понимании ведь не способ того, как привести и вывести того или иного персонажа, но способ рассказать через данное произведение о том, что для нас важно в жизни. Опера звучит страшно. Ссора князей и причитания и убийства. Это звучит в музыке значительно и по-нашему. Арефьев сделал хорошую декорацию, типа большого сарая. Только лестницы не нужны в финальной картине. На сцене просто столы и скамейки и ничего больше. Костюмы хорошие, точные по цветам и симпатичные, скорее исторические. И, собственно говоря, непонятно, что происходит на сцене. Нет конфликта. Это просто режиссёрская разводка большой массы людей. Всё грамотно, они ходят, куда надо, принимают на себя те или иные настроения. Но нам сцена ничего не говорит и даже мешает в восприятии той музыки, которую даёт в очень высоком классе А. Лазарев.
 
«Дон Жуан» у Тителя тоже был спектаклем не режиссёрским. Это тоже не реж. театр, а что-то другое. Живые картины, шоу на темы «Хованщины». Стрельцы, староверы, петровцы, пришлые люди – неважно, кто выходит. Просто все научены, куда идти и в какой момент ломать руки и как-то изображать страдания и принять топор на плахе и это должно нас впечатлять. Парина не тронула ни одна картина. Парина тронули живые люди, в основном вторые роли и музыкальная сторона спектакля. Но как целого рассказа – а Парин рад, что два раза посмотрел, потому что с первого раза сложно всё рассмотреть – Парин хорошо помнит этот спектакль и «читает» его, но мысли тут нет. Это поставленное шоу на музыку «Хованщины». Этот спектакль надо смотреть, закрыв глаза. Перемещение людей на сцене добавляет к нашим впечатлениям, но прироста смыслов и понимания того, ради чего сделан этот спектакль, не возникло. Но в наше время, когда идут споры о России и русском народе, такая опера, как «Хованщина», не может ставиться как шоу. Это оскорбление для мыслящих людей. Ведь туда приходят не просто слушать музыку, и МПМ писал это произведение в иной манере, чем «Бориса Годунова», а писал о настоящем и будущем России. Покровский сказал, что приходить в оперный театр на оперу слушать музыку – это пошлость. И Парин добавляет, что слушать даже Лазарева в «Хованщине» в таком спектакле – пошло и грустно.

И ещё раз, это мнение не моё, а АЛЕКСЕЯ ПАРИНА.
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2015, 23:29:17 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анна Чурина и другие звезды побывали на премьере «Хованщины»

В московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко с большим успехом прошла премьера грандиозной оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского.

Мастерством маэстро и превосходных вокалистов восхищалась весьма взыскательная публика — композитор Александр Журбин с супругой Ириной, актрисы Ирина Лачина, Анна Чурина, Елена Панова, Юлия Ромашина, солисты балета Большого театра Анна Тихомирова и Артем Овчаренко и многие другие.

http://7days.ru/stars/chronic/anna-churina-i-drugie-zvezdy-pobyvali-na-premere-khovanshchiny.htm
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 113
Я послушала, что сказал об этой постановке «Хованщины» Алексей Парин в сегодняшней передаче «И музыка, и слово» на радио «Орфей». Если кто-нибудь когда-нибудь будет это копировать, то пишу ещё раз большими буквами. Это мнение не моё, а АЛЕКСЕЯ ПАРИНА.

Papataci, проделав титаническую работу, за которую её следует искренне поблагодарить, подготовила размещенный выше в этом потоке детальный текстовый отчет о длившейся больше часа радиопрограмме А. Парина, посвященной премьере "Хованщины", а теперь на сайте "Орфея" появился и аудиофайл этого выпуска передачи:

Премьера «Хованщины»

Радиопрограмма: И музыка, и слово
Алексей Парин
Время выхода: Суббота, 17.00
Дата выпуска: 28.02.2015


Передача Алексея Парина посвящена премьере оперы «Хованщина» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Критик вспоминает знаковые постановки нашего времени и размышляет о достижениях нового спектакля.

Алексей Парин: «Хованщина» – одно из важнейших произведений всей русской оперной классики. И я ее особенно люблю. С одной стороны, «Хованщину» все мы знаем с детства. С другой стороны, это произведение, которое проходит ряд обновлений и изменений, в том числе и на нашей памяти. Все мы знаем, что опера была Мусоргским не закончена, а оркестрованных эпизодов было всего один-два и обчелся. Поэтому Римский-Корсаков сделал, по сути, свою редакцию, которая функционировала на протяжении первых двух третей ХХ века. Потом появилась редакция и оркестровка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая постепенно все больше и больше входила в силу. И все последние спектакли, которые я знаю, в основном поставлены по оркестровке Шостаковича».

А вот какие задачи ставит «Хованщина» перед современными театральными режиссерами? Новую сценическую версию спектакля в Москве осуществили – режиссер Александр Титель, дирижер Александр Лазарев и художник-постановщик Владимир Арефьев. Алексей Парин оценил два состава исполнителей, работу музыкального руководителя, а также режиссера-постановщика и констатирует – ответить на вопрос «Ради чего?» удалось не всем.

Слушать:

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicword/16256-premera-khovanshchiny
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Три Карты», две «Хованщины» и один «Вампир». (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Александр Журбин

...Пламени у Тителя, кстати, тоже нет. Стрельцы погибают просто, крепко обнявшись, и раздевшись до белых одежд ( собственно русское слово бельё – это белые одежды. В английском языке - совсем другое не поэтическое слово «underwear”, буквально «исподнее»).

Но эта сцена потрясает. Художник Арефьев нашел удивительно-простые и мощные символы: этот скит- изба, эти столы, которые все время меняют функцию, балка посреди комнаты, неожиданный кулечек семечек в руках слегка двинувшегося Андрея Хованского. А удивительные «Персидские танцы» под аккомпанемент настоящего дудука ( классная находка! Уж не знаю чья? Тителя? Лазарева?)

А особенно впечатляет сцена, когда стрельцы подставляют свои головы под топор и кладут их на воображаемые плахи. Сердце тут просто замирает.

...

Читайте полностью http://snob.ru/profile/28646/blog/89090
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 362
15 апреля, среда, 19:00
Премьера
Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Денис Макаров
Марфа: Ксения Дудникова
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Елена Гусева
Сусанна: Ирина Ващенко
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Евгений Либерман

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Состав замечательный!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Состав замечательный!

Вольфрам, а Вы уже где-нибудь слушали эту оперу?
Che mai sento!