Автор Тема: "Ифигения в Тавриде" К.В. Глюка в Новой Опере  (Прочитано 7569 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
10 марта 2015 г., вторник, 19:00

К.В. Глюк

«ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ»

Опера в концертном исполнении

Хор театра Новая Опера
Юношеский симфонический оркестр России имени Л.В. Николаева

Дирижер Василий Валитов
Хормейстер Юлия Сенюкова

Ифигения Марианна Приззон
Орест Даниэль Ин-Ку Ли
Пилад Себастьян Феррада
Тоас Евгений Ставинский
Диана Елена Терентьева
Первая жрица Ирина Костина
Вторая жрица Анна Синицына
Гречанка Ольга Ионова
Служитель храма Артем Гарнов
Скиф Михаил Первушин

«Ифигения в Тавриде» (1779) — последняя из выдаю­щихся реформаторских опер К.В. Глюка (1714–1787). Источником либретто стала трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, написанная в 414 году до н.э. Опера и типична, и — одновременно — необычна для Глюка: в ней отсутствует любовная интрига. Важное место занимает тема жертвенной дружбы: многие века имена античных Ореста и Пилада служили ее символом. В «Ифигении» велика роль картин природы, откликаю­щейся на душевное состоя­ние героев, — в XIX веке этот прием станет важнейшим в романтической опере. Активно развиваю­щее­ся драматическое действие задает декламационный склад музыки, лишенной привычных для того времени мелодических красот. Как писал один из современников, «не знаю, мелодия ли это, но, быть может, она гораздо лучше мелодии. Когда я слушаю «Ифигению», то забываю, что нахожусь в Опере, мне кажется, что я слышу греческую трагедию».

У Юношеского симфонического оркестра России имени Л.В. Николае­ва более чем двадцатилетняя история. В 1994 году по инициа­тиве певицы Ирины Архиповой и дирижёра Леонида Николае­ва был создан Всемирный детский симфонический оркестр; в 1999 году он получил своё нынешнее название. После смерти Л.В. Николае­ва (2009) коллективу было присвое­но имя отца-основателя. Для многих молодых музыкантов оркестр стал стартовой площадкой в профессиональную жизнь. Сегодня ЮСОР им. Л.В. Николае­ва — единственный постоянно действую­щий молодежный симфонический коллектив, объединяю­щий молодых талантливых исполнителей из ведущих музыкальных учебных заведений Москвы. С 2001 года художественный руководитель и главный дирижер оркестра — Василий Валитов.

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201503101900
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Опера Глюка «Ифигения в Тавриде»
http://www.belcanto.ru/tauride.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
«ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ» К.В. ГЛЮКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Наталия Антипова

Трудно представить, что «Ифигения в Тавриде» К.В. Глюка написана 235 лет назад. В этой опере уникально абсолютно всё – от самого сюжета до его музыкального воплощения.

Полностью:

Израиль XXI: Музыкальный журнал. № 45 (май 2014 г.)
http://www.21israel-music.com/Gluck_Ifigenia.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вопрос к Novopera: на каком языке будут исполнять оперу и будут ли титры с переводом?
Che mai sento!

Оксана Кир.

  • Гость
А какая разница, какой язык, если есть перевод? Глюк - наверно, это на итальянском, как "Орфей"?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
А какая разница, какой язык, если есть перевод? Глюк - наверно, это на итальянском, как "Орфей"?

Но "Орфея" же два - на итальянском и на французском!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 756
    • http://www.novayaopera.ru/
Вопрос к Novopera: на каком языке будут исполнять оперу и будут ли титры с переводом?

Да, опера будет идти с переводом в титрах.
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вопрос к Novopera: на каком языке будут исполнять оперу и будут ли титры с переводом?

Да, опера будет идти с переводом в титрах.

Спасибо за ответ! А всё-таки на каком языке будут петь? :)
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 756
    • http://www.novayaopera.ru/
Вопрос к Novopera: на каком языке будут исполнять оперу и будут ли титры с переводом?

Да, опера будет идти с переводом в титрах.

Спасибо за ответ! А всё-таки на каком языке будут петь? :)

На французском.
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оксана Кир.

  • Гость
Как экзотично...

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Ну, для кого-то это совсем не экзотично.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оксана Кир.

  • Гость
Для кого? Разве что для специалистов по творчеству Глюка...

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
... и знатоков французского.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оксана Кир.

  • Гость
Тысяча извинений в моей непросвещённости, но когда я услышала арию Орфея "Потерял я Эвридику" на французском языке, меня не оставляло ощущение вторичности этого языка, как некая кавер-версия (или это называется иначе?), настолько привычным (и первичным) воспринимался итальянский текст. Но, повторю, я не знаю истории этой оперы и причин, по которым она была написана на французское либретто (или всё-таки оно переведено на французский с первоначального варианта на ином языке - немецком? итальянском?)

Впрочем, мне в любом случае не оценить качества исполнения на французском: муж утверждал, что в "Ромео и Джульетте" французский у большинства певцов был хорош, текст ему был понятен со слуха. Правда, там были и некие досадные исключения в небольших партиях. Однако ему было проще: язык он знает как профессионал. Но на "Ифигению", к сожалению, придётся идти одной, а для меня (см. начало) французский язык и непонятен, и непривычен. Придётся надеяться на то, что перевод качественно отразит содержание оперы. Барочная музыка очень эмоциональна, поэтому хочется понимать смысл того, что поётся. А ещё любопытно (хоть и теоретически - на незнакомом языке я этого не замечу всё равно), есть ли какие-то отличия чисто стилистического характера (артикуляция и т.д.) между тем, как звучит язык в опере XVIII и XIX вв.? Или в современном исполнительстве это нивелируется?

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Тем временем, в сегодняшнем спектакле замена: Ифигения Оксана Аркаева (вместо Марианны Приззон).
« Последнее редактирование: Март 10, 2015, 16:09:49 от lgb »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На сегодня есть некоторое количество билетов:

Актуальное наличие билетов в кассах театра: 18 мест
http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=b201503101900
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Сама опера мне понравилась. Но мне всё нравится.  :) Очень понравились женские хоры. Замечательный был мужской хор, радостно певший что-то типа: "За наши грехи принесём в жертву справедливым судьям чужаков".
Ифигению заменили в связи с болезнью; новая Ифигения, правда, в начале производила впечатление тоже не вполне здоровой, но потом разошлась; вообще, в её исполнении я впервые заслушался речитативами - они были очень прочувствованы.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Опера прекрасная по музыке и очень интересная по форме. Однако с составом исполнителей нам явно не повезло. Начиная с Ифигении... Нет, я понимаю, что это экстренная замена... Но и плановые тенор с баритоном меня лично не особо порадовали своими голосами. Штатные солисты Новой Оперы пели намного лучше.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
И где их всех нашли? По объявлению?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Опера прекрасная по музыке и очень интересная по форме. Однако с составом исполнителей нам явно не повезло. Начиная с Ифигении... Нет, я понимаю, что это экстренная замена... Но и плановые тенор с баритоном меня лично не особо порадовали своими голосами. Штатные солисты Новой Оперы пели намного лучше.
Да, два пленника разочаровали, хотя Орест временами не так уж плох по сравнению со вторым. Ифигения лучше, но тоже со спадами. Несомненно, новооперные на голову лучше!!! Елена Терентьева, Ставинский, две богини - БРАВИ!!! Музыка замечательная. Исполнение не обошли вниманием известные в Москве вокалисты.
« Последнее редактирование: Март 11, 2015, 00:58:43 от Вольфрам »

Оксана Кир.

  • Гость
Странная "чехарда" с моим постом-впечатлением. Не получается отредактировать, несмотря на N-ную попытку. Интернет-провайдер тут "по прежнему в большом долгу". Попробую через небольшое время, может, ещё какие-нибудь воспоминания нагрянут :)

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
В искусстве ничего нельзя просчитать заранее. Вот, например, сегодняшнее к.и. "Ифигении в Тавриде" в Новой опере должно было стать событием, но не стало. А ведь редкость редкостная - и не только у нас...
Об оркестре. Ну абсолютно школярское исполнение. Юношеский оркестр... ну, видимо, нельзя исполнять им такую музыку. Все так ровненько, аккуратненько, без полета, без страсти, без изысканной тонкости и томности... (шаг влево, шаг вправо - считается побег?). А местами еще и излишне громко. А вот хор просто изумительный, и это был настоящий праздник, ибо хоровых эпизодов здесь много. Первый раз вижу, чтобы певцы стояли ЗА оркестром, лицом к дирижеру, и это правильно.
Лучшим был китайский бас Даниэль Ин-Ку Ли-Орест, но и у него мне не хватило красоты голоса и интонационной гибкости, пусть и в ущерб драматической насыщенности, коей как раз было с избытком. Если б еще не китайский акцент, особенно на шипящих...
Тенор Себастьян Феррада, если честно, никакой, разве что дуэт Пилада с Орестом в начале 3 акта прозвучал вполне даже красиво. К счастью, партия у него в опере небольшая, можно было и перетерпеть.
О главной героине. Без Ифигении эта опера невозможна: героиня почти все время на сцене. Но вот тут-то нас и ждала засада в виде замены. Судя по всему, замена случилась в последний момент, и низкий поклон Оксане Аркаевой, но голос........... резкий, пронзительный, местами просто как ножовкой по металлу. Орала, визжала, вот только на пиано как-то удавалось звучать более менее достойно. То, что ближе к финалу она "выдала" в актерском плане, было за гранью хорошего вкуса.
А опера божественной красоты, хит на хите, и лучшее - это арии Ифигении:"O Toi, Qui Prolongeas Mes Jours", "O Malheureuse Iphigenie", "D'une Image, Helas". И практически ничего не "прозвучало"...
Компримарии спели достойно: кто-то лучше, как Елена Терентьева - Диана, кто-то хуже - как Ставинский - Тоас. Но в целом "в пределах санитарной нормы".
В общем, по дороге домой включила в плеере запись с Минковским – боже, какое ж ЭТО счастье!...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Здорово, что по горячим следам появилось столько мнений и ещё один отклик обещан.
Che mai sento!

Оксана Кир.

  • Гость
Ифигения была роскошная. Абсолютное богатство динамики, ясность речи и точность в оттенках. Партия сделана достаточно "рассудочно", но это как нельзя более уместно: чай, не Пуччини нам был явлен :)

Было ощущение, что штатные солисты, кроме некоторых ниженазванных, увы, стилистически не дотягивали до той палитры, которой так уверенно владеет она. Оба баса явили грубоватое прямолинейное пение, только, пожалуй, баритон А. Гарнов, промелькнувший в микроскопической роли (нечто вроде храмового распорядителя) пел мягче и адекватнее.

Не знаю, что там за богини были, помимо Дианы - красивый насыщенный для высокого сопрано голос, но отчётливостью своего указующего "высказывания", в отличие от премьер-сопрано и своих коллег, певших жриц, не блеснула. Те же двое были очень хороши, и я рада была услышать И. Костину, которая запомнилась красивым тембром в партии Джульетты, но оказалась выразительна и в крошечной роли. Вспомнилась и А. Синицына - высокое меццо с приятной мягкостью звуковедения, запомнившаяся в брючной партии там же в "Ромео и Джульетте". Хороша была О. Ионова с "игольчато"-тонким сопрано, она тоже прозвучала с уместной сдержанной экспрессией.

Что же касается двух центральных мужских персонажей, то такие дотошные вокальные работы в объёмных и наверняка непростых партиях как минимум заслуживают уважения.

Оркестровая работа, как мне показалось, была великолепна, что внушает особое уважение и даже восторг, потому что это было не дело рук матёрых оркестрантов Новой Оперы, а совсем ещё юных музыкантов. Очень впечатляло, как мгновенно и точно ловили, например, струнные группы динамические указания дирижёра В. Валитова. Из духовых больше всего впечатлили гобои, а также фагот, который с трогательной аккуратностью вёл свою длинную партию, аккомпанируя ламентациям главной героини (почему-то вспомнилась немного монотонная партия кларнета в одном фрагменте "Аиды", надо переслушать). Трубы были чуть-чуть более пронзительны в паре моментов, но только в самом начале, а в целом медь своей аккуратностью, пожалуй, дала бы фору некоторым вполне "взрослым" составам.

Хор на сей раз порадовал красивой дикцией и округлостью звука (наверно, это какой-то специфически французский штрих?) - благозвучность женских голосов, сопереживающих Ифигении и готовящих страшное жертвоприношение... и яркость и ювелирно точная в своей "разнузданности" мужская группа, под весёлый аккомпанемент ударных радующаяся кровавой церемонии.

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Кстати, про язык. Я эту оперу не слышал раньше, и меня никак не смутило, что исполнялось на французском. Мало того, если бы я не прочитал об этом, то вообще бы не обратил внимания. Явный французский слышался только у Ифигении; у остальных - некий оперный иностранный язык (для моего уха). :-)
Ora pro nobis beate pater Dominice