Автор Тема: «Иоланта» Чайковского в Большом театре (премьера — октябрь 2015)  (Прочитано 57615 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Щелкунчик, Иоланта
Симфоническая сюита, опера в одном действии


Историческая сцена

Премьера состоится 28 октября 2015 г.
Либретто Модеста Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»

Дирижер-постановщик — Владимир Федосеев
Режиссер-постановщик — Сергей Женовач
Художник-постановщик — Александр Боровский
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов

К 175-летию П.И. Чайковского

http://bolshoi.ru/performances/903/
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:03:34 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Владимир Федосеев: Музыкантами должен командовать авторитет, но демократично

- В грядущем сезоне ожидаема ваша постановка «Иоланты» Чайковского в Большом театре.

- Единственный формат, в котором меня привлекает опера, это концертное исполнение. В последнее время я сталкивался с такими режиссерами, которые совершенно не понимают, что они делают.
Есть лига режиссеров-вандалов, которые в поисках дешевой славы просто издеваются над оперой. Когда в Вене я ставил «Ивана Сусанина», по воле режиссера на сцене пили водку. Я говорю: «Не было водки в то время!» Режиссер меня не слышит. Иногда режиссерский беспредел доводил меня даже до расторжения контракта с театром.

- А с Сергеем Женовачом, с которым ставите «Иоланту», удалось найти общий язык?

- К счастью, да. Хотя сначала он сопротивлялся моему замыслу объединить «Иоланту» с сюитой из балета «Щелкунчик». Но именно так в один вечер исполнял сам Петр Ильич.

Я много опер поставил на Западе, а в Большом дирижировал лишь однажды, в молодости, «Евгением Онегиным», когда Мстислава Ростроповича «попросили» из театра… В Большом есть прекрасные баритоны, басы, а вот тенора на партию Водемона, извините, пока найти не удалось.

Подробнее: http://vm.ru/news/2015/08/04/vladimir-fedoseev-muzikantami-dolzhen-komandovat-avtoritet-no-demokratichno-293712.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Судя по всему, на премьере Рене будет петь Михаил Казаков. Ранее он сообщал в интервью следующее: "В начале сентября надеюсь принять участие в постановке «Иоланты» с Владимиром Федосеевым в Большом театре".

http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-01/i-kazakov.htm

Правда, с момента выхода этого интервью сроки премьеры передвинулись с начала сентября на конец октября.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Судя по всему, на премьере Рене будет петь Михаил Казаков.
Вообще, о том, кто будет занят в спектакле, хотелось бы знать не «судя по всему», а из официального сайта театра. Я понимаю, что задолго до премьеры не могут быть известны конкретные составы на конкретные дни (эти вещи наверняка утрясаются до последнего), но написать сообщение в духе: «готовится премьера, к репетициям приступили такие-то певцы», мне кажется, пресс-служба вполне могла бы. Более того, к моменту начала продажи билетов — имхо, просто обязана.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Судя по всему, на премьере Рене будет петь Михаил Казаков.
Вообще, о том, кто будет занят в спектакле, хотелось бы знать не «судя по всему», а из официального сайта театра. Я понимаю, что задолго до премьеры не могут быть известны конкретные составы на конкретные дни (эти вещи наверняка утрясаются до последнего), но написать сообщение в духе: «готовится премьера, к репетициям приступили такие-то певцы», мне кажется, пресс-служба вполне могла бы. Более того, к моменту начала продажи билетов — имхо, просто обязана.

Вы слишком многого хотите от БТ. Сказал же Федосеев в интервью 4 августа:
Владимир Федосеев: Музыкантами должен командовать авторитет, но демократично

... тенора на партию Водемона, извините, пока найти не удалось.

Подробнее: http://vm.ru/news/2015/08/04/vladimir-fedoseev-muzikantami-dolzhen-komandovat-avtoritet-no-demokratichno-293712.html

Так что ищут, ищут. Как найдут, так и приступят к репетициям. А Вам уже конкретные составы на конкретные дни подавай! ;D

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483

Вы слишком многого хотите от БТ. Сказал же Федосеев в интервью 4 августа:
Владимир Федосеев: Музыкантами должен командовать авторитет, но демократично

... тенора на партию Водемона, извините, пока найти не удалось.

Так что ищут, ищут. Как найдут, так и приступят к репетициям. А Вам уже конкретные составы на конкретные дни подавай! ;D

Вот это меня удивило - если ищут среди московских, то неужели оба заняты?  :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вообще, о том, кто будет занят в спектакле, хотелось бы знать не «судя по всему», а из официального сайта театра. Я понимаю, что задолго до премьеры не могут быть известны конкретные составы на конкретные дни (эти вещи наверняка утрясаются до последнего), но написать сообщение в духе: «готовится премьера, к репетициям приступили такие-то певцы», мне кажется, пресс-служба вполне могла бы. Более того, к моменту начала продажи билетов — имхо, просто обязана.

Да что Вы говорите! А театры Урина считают, что зрители покупают билет не на исполнителей, а спектакль. :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Видео с репетиций и рассказ С. Женовача о концепции постановки

http://www.youtube.com/watch?v=KK4V8hf744k
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Да уж, стоило посмотреть... наши театральные режиссеры в опере. Полная беспомощность. Детский сад какой-то.

Оффлайн gorchiha

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 72
Даже слово "пьеса" использует... Одно радует, что не должно быть непотребств.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Даже слово "пьеса" использует... Одно радует, что не должно быть непотребств.

Непотребства вполне возможны, т.к. с точки зрения оперной режиссуры к ним относятся совсем не голые женщины и не имитация полового акта с резиновой куклой. Тут другое измерение непотребства )

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.

Поподробнее, пожалуйста. Со ссылками на источники :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.

Поподробнее, пожалуйста. Со ссылками на источники :)

Где ж я вам сейчас возьму ссылки. Но мне лично будет интересно наблюдать за тем, как Большой театр будет всё происходящее объяснять :)) Наверное, опять скажут, что дело в болезни. :) Только непонятно, чьей :))
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.

Поподробнее, пожалуйста. Со ссылками на источники :)

Где ж я вам сейчас возьму ссылки. Но мне лично будет интересно наблюдать за тем, как Большой театр будет всё происходящее объяснять :)) Наверное, опять скажут, что дело в болезни. :) Только непонятно, чьей :))

Для тех, кто в теме, уже ничего удивительного в очередном провале/срыве нет. Пора уже возвращать единую Дирекцию Императорских театров с понятно кем во главе.  ;) Тогда, по крайней мере, спектаклей будет много и разных. И будет рабочий процесс, а не парад разноцветных надувных слонов.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
А театры Урина считают, что зрители покупают билет не на исполнителей, а спектакль. :)
Да это я уже понял. По этому же принципу, в художественных галереях вместо полотен великих мастеров можно выставлять репродукции, копии, а то и вовсе работы художников-любителей на те же темы. Зачем, допустим, Русскому музею «Бурлаки на Волге» обязательно кисти Репина, когда художник Хрюкин может намалевать примерно таких же? Посетители-то покупают билет посмотреть на бурлаков, а не на Репина. На картине Хрюкина: Волга есть, баржа есть, мужики лямку тянут. В общих чертах мазня сюжету соответствует — что еще надо? Тем более, что самое главное в галерее даже не картины, а как поставлен свет залах. :)

Но это была преамбула. Вопрос, собственно:
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.
«Иоланта» что ли отменяется?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кажется, в Большом театре назревает ещё один скандал.
«Иоланта» что ли отменяется?

Под большим вопросом участие в этой постановке дирижёра Федосеева.
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Ой, только не это! Так радовалась за Владимира Ивановича, что, наконец-то, ему дали возможность что-то поставить в Большом...  Хотя при первом же упоминании Женовача как режиссера, закрались сомнения - сработается ли талант с модной бездарностью?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ой, только не это! Так радовалась за Владимира Ивановича, что, наконец-то, ему дали возможность что-то поставить в Большом...  Хотя при первом же упоминании Женовача как режиссера, закрались сомнения - сработается ли талант с модной бездарностью?

Дело не в Женоваче и не в постановке. Хотя вы определённо правы, говоря о чьей-то бездарности.
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Ой, только не это! Так радовалась за Владимира Ивановича, что, наконец-то, ему дали возможность что-то поставить в Большом...  Хотя при первом же упоминании Женовача как режиссера, закрались сомнения - сработается ли талант с модной бездарностью?

Дело не в Женоваче и не в постановке. Хотя вы определённо правы, говоря о чьей-то бездарности.

Догадаться, на самом деле, несложно :) Как гласит известный принцип, носящий имя принципа Питера - каждый руководитель достигает в карьерном плане уровня своей некомпетентности. Что ж, если речь об очередном странном управленческом решении, то этот уровень надо признать весьма высоким.

Надеюсь, что В.И.Федосеев, как очень крупная фигура в нашей музыке, знаком с весьма высокими лицами в государстве, и выводы воспоследуют.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Что ж, если речь об очередном странном управленческом решении...
А на чем, хотя бы теоретически, может основываться управленческое решение — за две недели до ответственной премьеры (все-таки к юбилею автора) отстранить от постановки именитого дирижера?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Иоланта» плюс «Щелкунчик»

Опера и сюита стали единым спектаклем

http://bolshoi.ru/about/press/articles/premiere/5009/

Премьерная серия представлений пройдет 28-31 октября 2015 г.

На наши вопросы отвечает Сергей Женовач:

- Как начиналась история этого необычного спектакля?

- Сыграть «Иоланту» в один вечер с сюитой «Щелкунчик», как того хотел сам композитор, предложил Владимир Иванович Федосеев. Естественно, невозможно было бы предположить, что сначала оркестр сыграет сюиту при закрытом занавесе, а потом начнется сам спектакль – «Иоланта»! Перед нами стояла задача придумать единую историю, единую композицию. И сейчас мне даже кажется, что без «Щелкунчика» было бы не так интересно. Музыка сюиты «Щелкунчик» представляет нам внутренний мир Иоланты еще до начала событий оперы. Невероятно поэтическая, сказочная сюита – это внутренняя музыка нашей героини.

История эта вообще очень поэтическая. Первое, от чего хочется уйти в «Иоланте» – это от бытового натуралистического существования. Как только действие начинает приобретать бытовой характер, эта опера – тонкая, хрупкая, наивная – просто разваливается. Если говорить о пьесе «Дочь короля Рене», которая легла в основу оперы, то это слабое драматургическое произведение, поэтому оно и не выдержало испытания временем. А опера эту несколько надуманную историю превратила в настоящую поэзию. Поэтому самое главное, чтобы наш спектакль был поэтическим.

- Как вам кажется, почему после таких сочинений, как «Пиковая дама» и «Гамлет», Чайковский обращается к подобной истории?

- «Иоланта» – опера очень чистая, наивная, светлая, но вовсе не такая простая, как кажется. По характеру я бы ее сравнил с «Волшебной флейтой» Моцарта. Это фантастическая сказка со своим философским смыслом, с серьезным подтекстом. И ее философское содержание сегодня очень внятно и ясно. При всей наивности изложения в этой опере есть огромный скрытый драматизм. Ведь тот эксперимент, который Король Рене затеял со своей дочерью, очень жестокий. Это довольно сложные игры: обмануть девочку, внушить ей, что света нет, что темнота и есть естество, спрятать ее от всех и ждать, что она сама собой излечится, что приедет жених и все как по волшебству станет хорошо. Иоланта ведь воспринимает как данность, что света не существует. Вообще. Она и не хочет видеть, ведь ее убедили, что так и должно быть. А «плотский и духовный» миры, о которых поет Эбн-Хакиа в своей знаменитой арии, и правда переплетены в нас так тесно, что только человеческая воля может что-то изменить в этой жизни. Если нет желания жить, нет желания что-то изменить – уже ничто не поможет.

Иоланту вырастили в парнике, как растение. Она не знает, что такое свет, что такое жизнь, какой она может быть прекрасной, а какой может быть жесткой. И вот появляется Водемон, она влюбляется в его голос, потом прозревает, все восславляют свет – но как дальше сложится судьба этих людей? Сможет ли Иоланта любить не эфемерный голос, а живого конкретного человека? Так что все гораздо серьезней, чем кажется.

- Расскажите, пожалуйста, про пространственное решение спектакля.

- «Иоланта» – это сказка, притча. Эта история не привязана к конкретному времени или месту. И нам не хотелось делать ни физиологический очерк, ни абстрактную историю про средневековых принцев и принцесс. Нашей целью было найти реальную человеческую историю через эти поэтические образы: что такое свет, что такое тьма, что такое слепота и прозрение, что это за «два мира – плотский и духовный». Мы должны были, в первую очередь, найти образное пространственное выражение поэтического языка оперы. Создать на сцене мир тьмы и мир света. В чем, разумеется, мне очень помог мой друг и соавтор замечательный театральный художник Александр Боровский.

- Некоторые исследователи называют «Иоланту» оперой пред-символистской…


- Это вполне может быть правдой. Образный ряд этой оперы чувственно-символический.

- Но вам этот взгляд не близок?

- Я любую историю воспринимаю, прежде всего, как человеческую. Иначе нет смысла заниматься театром. Наша профессия состоит в том, чтобы рассказать историю, которая будет волновать, вызовет какие-то мысли о жизни, о себе. Интересно рассказывать про людей, про их судьбы, про их взаимоотношения – в той образной системе, которую предлагает автор.

- Для вас очень важен сам текст?

- Конечно. Музыка все определяет, но текст обязательно должен с ней соединиться. В русской опере, как мне кажется, вообще очень важен текст, важны акценты, расставляемые в словах. Русский язык очень музыкален, и у наших композиторов он органично сплетается с музыкой. Здесь очень важно найти ударное слово, распределить перспективу фразы – и музыкальной, и словесной, – почувствовать событие и ситуацию. Это в какой-то степени поможет очистить оперу от штампов и общих мест.

- А как вы относитесь к радикальным режиссерским прочтениям?

- Эта тенденция существует не только в музыкальном театре, но и в драматическом. Не сказал бы, что это плохо, когда авторский текст становится только поводом для режиссерской фантазии. Если это талантливо, это может быть очень интересно. А если это глупо, то материал сопротивляется и трещит по швам. Театр – искусство очень условное, здесь очень важен момент убедительности. В «Иоланте», как мне кажется, история очень важна, потому что она плотно переплетена с музыкальной тканью. И если менять обстоятельства, надо быть очень осторожным. Я видел разные постановки «Иоланты», и в некоторых чувствуется сопротивление музыки. Мне кажется, что в музыкальном театре особенно важно почувствовать автора и пойти за ним. Конечно, мы никогда не узнаем, что вкладывал Чайковский в свое сочинение. Тогда была другая эстетика, другая культура, мир был другим. И сегодня нужно рассказывать эту историю языком современного театра. Но прислушиваться к автору нужно обязательно!

Но вообще мне кажется правильным, что драматических режиссеров приглашают ставить оперные спектакли. Что касается меня, музыкальные спектакли я уже ставил, но в опере это моя первая работа. Это очень интересно. И полезно – надеюсь, не только для меня.

- Какие у вас впечатления от работы с артистами?

- Сейчас, когда работа еще не закончена, об этом трудно говорить. В конце концов, все театральные люди немного суеверны. Могу пока только сказать, что мы все очень увлечены этой затеей.

Конечно, в музыкальном театре – своя специфика. К примеру, нельзя взять один состав и все время работать только с ним. Или нельзя на время репетиций освободить артистов от участия в других проектах: они параллельно репетируют и играют другие спектакли. А мне кажется, что в таком режиме творческому человеку работать очень трудно. К тому же, оперный артист в какой-то степени заложник своего голоса, ему нужно грамотно распределять свои силы. Но это правила игры, которые нужно принять, когда работаешь в музыкальном театре. В итоге, именно трудности и определяют работу, в их преодолении рождается спектакль.

Для меня сочинение любого спектакля – вещь интуитивная, поисковая. Каждая репетиция открывает что-то новое. Спектакль складывается в процессе работы, и определяют его личности исполнителей, их взгляд на эту историю. Мне нравится сочинять вместе с артистом на основе того, что мы уже придумали с художником. И если артист талантлив – неважно, это драматический актер или оперный певец – мне всегда будет с ним интересно. А самое главное – это азарт в работе.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В расписании Владимира Федосеева "Иоланта" в Большом не числится
http://www.fedoseyev.com/date/2015/10

В программке Большого театра дирижёр на первые показы "Иоланты" не указан, а в качестве дирижёра-постановщика стоит Антон Гришанин

Петр Чайковский
Иоланта
Опера в двух действиях
В спектакле исполняется симфоническая сюита «Щелкунчик» 12+


Историческая сцена

Премьера состоится 28 октября 2015 г.
Либретто Модеста Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин
Режиссер-постановщик — Сергей Женовач
Художник-постановщик — Александр Боровский
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов

К 175-летию композитора
http://bolshoi.ru/performances/903/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Есть мнение, что причина таких перестановок в том, что Федосеев, как и многие другие именитые дирижёры, плотно занят и приступил бы к работе над постановкой только примерно за примерно неделю до первого спектакля. До этого момента подготовку вел ассистент. Такая практика - плохая она или хорошая - существует во всех театрах, так работают и Сохиев, и Латам-Кёниг, и, не побоюсь этого слова, Коробов. Причём это планируется заранее, и все соглашаются на такую схему. А в данном случае театру это вдруг не понравилось, и они решили сменить постановщика в афише.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Слишком уж громкое имя у Федосеева (плюс почтенный возраст), чтобы по надуманному поводу поменять его на малоизвестного дирижера. Я бы не исключал, что это был хитрый ход самого Федосеева, который, предположим, понял, что с БТ каши не сваришь, и, поминая самоотвод Синайского, решил переложить ответственность за свой уход на плечи театра.