Автор Тема: «Иоланта» Чайковского в Большом театре (премьера — октябрь 2015)  (Прочитано 57703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Что же, вот некоторые впечатления от сегодняшней премьеры. Общее ощущение, что все сделано наспех (что подтверждает и вечерний сюжет в "Новостях культуры", где Екатерина Морозова рассказывает, как ее за неделю до премьеры сорвали с гастролей в Германии, и партию свою она учила на ходу). Совершенно абсурдно выглядит (и слушается) первая часть постановки. Насколько я помню, это была идея Федосеева - сделать своего рода вступление к "Иоланте", исполнив сюиту из музыки к "Щелкунчику", памятуя о том, что первоначально одноактная опера шла в паре с этим балетом) Соответственно, у маэстро наверняка был продуман в деталях весь замысел, и зная его работу по концертным исполнениям различных опер и литературно-музыкальным постановкам, всегда с точностью до последней ноты выверенным и "стреляющим" прямо в цель, уверена, что это должно было производить сильное впечатление на слушателя, открывая ему сказочный мир фантазий слепой принцессы.  Однако мы услышали и увидели нечто совершенно несуразное - пока оркестр играл какие-то разрозненные фрагменты балетной музыки, несчастная солистка бесцельно слонялась по выделенной ей режиссером темной "клетке", изредка пытаясь придать лицу некое соответствующее доносящимся из оркестровой ямы звукам - "лучшее", что у нее получилось, это выражение олигофренического изумления в одном из танцев. Оркестр играл отвратно на протяжении всего спектакля, а конкретно  в этой части он звучал либо глухо, либо бравурно-балетно (какой контраст с неоднократно мною слышанными исполнениями различных сюитных вариантов  "Щелкунчика", это и БСО, и РНО, да вот буквально на днях оркестр Московской филармонии под руководством Симонова  после исполнения сюиты из " Спящей красавицы" на бис так тонко и трогательно сыграл фрагмент "Елка растет" из "Щелкунчика", что буквально трудно было удержаться от слез). Здесь же прозвучал обычный балетный дивертисмент с затяжными паузами между частями, недаром некоторые из зрителей принимались в этих паузах аплодировать, неизвестно кому и чему, что вообще сводило идею картины"внутреннего мира" Иоланты на нет. Подозреваю, что именно на этом этапе и возникли трения между Федосеевым и остальной постановочной командой. Во всяком случае, подписаться под такой "халтурой" он точно не мог. Не менее нелепым был и переход собственно к опере - в зале зачем-то вполсилы включили освещение, а на сцену вышли две билетерши в униформе с корзиной искусственных цветов. Тут многие засобирались в буфет или еще куда, посчитав, что начался антракт. Ан нет, это был вынос реквизита - розовый куст превратился в подарочную корзину, и началось действие оперы.

Режиссерское решение самой оперы мне лично показалось какой-то пародией, что ли, на концертное исполнение (во всяком случае, мало чем от такового отличающейся). Единственное вкрапление какого'-то сценического действия заключалось в появлении хора в нижнем женском белье времен жизни композитора, где в руках у барышень были бокалы, предположительно с вином, которыми они без конца чокались, а также музыкантов (по-моему, это действительно была часть оркестра, одетая в сценические костюмы), которые расселись за бутафорскими пюпитрами и старались делать вид, что играют, в то время как барышни присаживались к ним на колени и томно лобзали как их, так и друг друга.(Чем-то это все это напоминало картины Семирадского). Видимо, для Женовача это единственно возможное воплощение веселья и радостей земной жизни. Все это происходило на правой половине сцены (представлявшей собой то ли вольер зоопарка, то ли теплицу в ботаническом саду), Иоланта же (для контраста облаченная в ночную сорочку - как никак слепота - она же ночь)все время находилась в гордом одиночестве на левой, темной стороне, даже тогда, когда это противоречила всякой логике. Что касается художественной концепции, то Боровский и есть Боровский, а черное с белым вообще его фирменный стиль.

Из солистов мне, честно говоря, понравился только Вячеслав Почапский в роли короля Рене. У Сегенюк было очень мало текста, а про исполнительницу главной роли я лучше промолчу. Объективно вокал у нее намного ниже, чем хотелось бы для этой партии.
И, наконец, пара слов о буклете - его, видно, тоже делали (или переделывали) впопыхах, ни одного слова про Федосеева в нем нет, и даже приведены фотографии с репетиций в "окончательном" составе постановщиков. Так что мое личное мнение, что конфликт был по существу, и,  вероятно, Владимир Иванович сам решил отстраниться от этой куцей (не по его вине) постановки.

А что же музыка Чайковского? Пожалуй, это отдельный серьезный разговор. В данной постановке ее глубокая философская и даже мистическая подоплека едва просвечивает (спасибо, в том числе и оркестру, постоянно расходившемуся с хором и зачастую полным сумбуром сопровождавшему арии Иоланты). 
« Последнее редактирование: Октябрь 29, 2015, 02:34:00 от Ренне »

Оффлайн Наталья Леонидовна

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 187
Спасибо! А то кое-кто из моих знакомых выразил желание сходить на разрекламированное действо:)

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Я одного не могу понять: почему такое повальное стремление выбрать для оперной постановки режиссера драмтеатра. А что, у нас оперные режиссеры уже перевелись как класс? И прекращен их выпуск в ГИТИСе?

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Весьма любопытно представлен Женовач в буклете спектакля: "Режиссер Сергей Женовач, художественный руководитель ДОВОЛЬНО НЕОБЫЧНОГО московского театра"Студия театрального искусства"(здесь стоит ХОТЯ БЫ РАЗ побывать), выросшего из его первых ГИТИСовских выпускников и существующего вот уже десять лет, дебютирует в опере."

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Подозреваю, что именно на этом этапе и возникли трения между Федосеевым и остальной постановочной командой. Во всяком случае, подписаться под такой "халтурой" он точно не мог.

Ваше предположение не соответствует действительности. И ещё мне странно слышать, что Большой театр официально заявляет, что Федосеев отказался из-за состояния здоровья. Всё не так. А как именно обстоит дело - я уже писала в этом потоке ранее.

Из солистов мне, честно говоря, понравился только Вячеслав Почапский в роли короля Рене. У Сегенюк было очень мало текста, а про исполнительницу главной роли я лучше промолчу. Объективно вокал у нее намного ниже, чем хотелось бы для этой партии.

Я очень рада, что именно Вячеславу Почапскому в итоге дали спеть первый спектакль. Я считаю его одним из лучших, если не лучшим, басом для русской оперы в Москве. И уж из трёх Рене - он точно самый сильный. Я слышала его в предыдущей постановке.

А как Вам остальные исполнители – Долгов, Головатенко, Азизов?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Культура" сегодня объявила? Предполагаю, что "спонсоры" постарались .
А правду узнаем сегодня и завтра, кто же все-таки будет петь Иоланту.

Телеканал "Культура" уже давно "приметил" Алиеву.

Об Алиевой отозвались в превосходных степенях, кратко изложили её биографию: она начала петь в раннем детстве - как она сама сказала, чуть ли не в 2 года, когда начала говорить :) Рассказала, как голос, образно выражаясь, вёл её по жизни, как она переезжала из города в город ради продолжения певческой карьеры.
Но, по-моему, в конце сюжета перегнули палку, уподобив её Каллас! Это уж чересчур: я считаю, нельзя столь неосмотрительно бросаться сравнениями с мировыми легендами, ибо для этого нужно иметь серьёзнейшее основание.

Позже Предлогов сходил на её концерт и остался очень недоволен:

Коллеги, кто побывал вчера на Алиевой? Каковы ваши впечатления?
Мои собственные не очень хорошие: динамический диапазон небольшой, голос слабый и зал не наполняет, интонирование неустойчивое, дыхание короткое, подача звука неровная с проглотом слогов и слов, верхи проблемные и натужные, дикция плохая. Если бы я не знал текст, я бы вообще не понял, на каком языке она поёт. Короче, "каллас" из неё никак не получается - если только в воображении представителей Большого театра, которые готовили телепередачу "Билет в Большой".
Я обожаю романсы Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова, а также спетую на бис знаменитую "Песни матери" (Když mne stará matka) Дворжака (второй бис -  Summertime Гершвина), но удовольствия от выступления не получил.
Разочарован.

Я слышала эту певицу как раз в партии Микаэлы (16 июля) и ничего выдающегося не услышала. По моему оценочному суждению, это средняя вокалистка. (Уж на что я не люблю Анну Нечаеву, но она на порядок лучше спела Микаэлу на самом первом спектакле 15 июля). Исходя из того, как Алиева поёт, я не понимаю, откуда берутся такие восторги критиков и ТВ-Культура.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Людмила Широкова

" ИОЛАНТА". Опера П.И. Чайковского
Премьера в Большом театре 28 октября.
http://vk.com/wall208676785_856

Нынешняя премьера оперы "Иоланта" событием и, тем более, удачей явно не стала. Даже спектаклем увиденное сегодня назвать не могу. Спектакль все же предполагает хоть какое-то действие, перемещение по сцене, смену декораций и, конечно, режиссуру! К моему сожалению, ничего из перечисленного в сегодняшней премьере не было.

В начале была исполнена сюита из балета "Щелкунчик". Оформление сцены представляло собой помещение в доме, разделённое на две части перегородкой. Левая часть - тёмная, правая - светлая. Так же одеты были и музыканты в оркестре - в тёмное и белое. На протяжении всей сюиты в темной половине сцены находилась Иоланта и временами совершала некие передвижения в этой части сцены, что, видимо, по замыслу режиссёра должно было раскрывать её внутренний мир. Это визуальный ряд... Что касается самого музыкального исполнения: если нет танцев на сцене, то исполнять сюиту в таком растянутом темпе и с такими паузами, конечно, нельзя. Закончили Вальсом ( под который я чуть не уснула).

Год назад я слушала эту сюиту в исполнении БСО с маэстро Федосеевым и у них в финале звучало Адажио. Это было грандиозно! Впечатления были потрясающие! Сегодня же осталось некоторое удивление от бесцветного звучания оркестра, беспомощности режиссёра и отсутствием какой бы то ни было постановочной фантазии. Ну неужели нельзя было придумать какие-то световые "игры" на заднике сцены? Или использовать 3D-эффекты? Столько технических возможностей сейчас!

После аплодисментов и поклонов дирижёра и оркестра и нелепого выноса на сцену корзины с цветами сразу началась опера "Иоланта". Без антракта... В той же декорации, без режиссуры, без мизансцен, в одних и тех же одеяниях, с одним и тем же светом, в абсолютной статике... Иоланта так весь спектакль и находилась в своей темной половине одна, как будто в клетке, а все остальные действующие лица толпились на другой половине. Хор девушек стоял в шеренгу, на Колыбельной только присели в ряд. Никаких движений и перемещений, никаких контактов партнёров между собой. Даже в кульминации оперы в дуэте Иоланты и Водемона герои стоят в разных половинах. Я бы это могла назвать концертным исполнением оперы , причём не самым интересным, но никак не спектаклем.

Теперь про исполнение. Состав солистов был достаточно ровный, но и только, что называется без потрясений. Никто ничем особенным не поразил, поэтому выделять никого не хочется. Хотя надо отметить, что у всех солистов и у хора хорошая дикция. Все остальное очень средне...

Сценография, костюмы, если это можно назвать костюмами Большого театра, световое оформление это вообще без комментариев.

В современном театре сейчас такой тренд - никакого сценического грима, никаких париков. У кого что есть, тот с тем и выходит. Здесь , конечно, очень хорош был Эльчин Азизов со своей восточной внешностью в образе мавританского врача.

В целом впечатление от сегодняшней премьеры удручающее. И смотреть не на что и слушать не очень интересно. Очень понимаю маэстро В. И . Федосеева! Часто хожу на концерты возглавляемого им БСО. Какое всегда высокое качество, сколько прекрасных эмоций после его концертов! Даже нет вопросов, почему он отказался от участия в этом проекте!

Очень грустно мне... И обидно ... За прекрасную музыку Чайковского, за Большой театр...

За нас за всех...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
OLGA_O_AGA

http://olga-o-aga.livejournal.com/10070.html

Иоланта два плюс: Щелкунчик; Женовач. Или «Посторонним вход воспрещен».

Пригласила я сегодня в Большой театр коллег из Волгограда, прибывших в Москву на химическую выставку, . Радовалась, предвкушала, как они будут впечатлены великолепием моего любимого театра. Тем более сегодня премьера – опера «Иоланта».

Прибыли в театр, осмотрели пространства фойе и направились в зал. Там сегодня отсутствовал привычный занавес. На сцене стояла какая-то палатка (шатер, ангар, сарай). Во всю сцену. Из деревянных реек. Левая половина палатки была черная, а вторая нет. В обеих половина стояли пюпитры. В черной половине – черные, а в белой белые.

Появился дирижер – Антон Гришанин. И одновременно в черной половине девушка Иоланта (Екатерина Морозова0. Оркестр начал играть симфоническую сюиту «Щелкунчик». А девушка изображать слепоту, то сидя, то шарахаясь вдоль стен, естественно черной половины. Короче, 40 минут, примерно столько длится симфоническая сюита, мы погружались в ужасы мира незрячих людей. Прониклись, по мере возможности. Народ был в таком… «охрене», что даже аплодировать не старался. Честнее всего был мальчик в первом ряду первого яруса, который дрынкал ногтями по защитной металлической сетке (от падений предметов). И этот звук сопровождал почти всю симфоническую сюиту и выражал общее настроение скуки, недоумения и обманутых ожиданий. А я еще переживала из-за своих коллег, у которых это был первый визит в БТ.

Сюита закончилась ближе к восьми, и началась непосредственно Иоланта. В белую половину набились мужчины в камзолах и женщины в белых глубоко декольтированных платьях. Мужчины сели за пюпитры. А Дамы, так сказать, водрузились им на колени. Дамы были «со стаканАми». И вся это толпа челяди начала предаваться пьянству и разврату. Среди дам была кормилица Иоланты Марта (Евгения Сегенюк), которая вела диалог со слепой Иолантой (та была в черной комнате, естественно одна, больше про это писать не буду, все равно ничего нового за все три часа с несчастной не случится).

Марта сопереживала бедняжке, строго согласно либретто, вокалом, И... стебалась над подопечной пластически, томясь необходимостью изображать заботу и сострадание. Уж и не знаю, все ли смогли понять тонкий, глубокий, не на поверхности лежащий режиссерский замысел, и осознали насколько лживыми могут быть слова…

Потом в этом борделе появились король Рене (Вячеслав Почапский) - мужик в белом ниже колена кардигане крупной вязки, и еще несколько героев в таких же свитерах, мавританский врач Ибн-Хакия (Эльчин Азизов), его хламида, кстати, единственный костюм, который как-то возможно ассоциировать с исполняемой партией. Потом появились Роберт (Игорь Головатенко) и Водемон (Олег Долгов), принадлежность которых к более молодому поколению обозначалась трикотажными «трениками» с огромными накладными карманами и курточками «бомберами».

Ааа, как же я забыла. После окончания сюиты, в тишине, две капельдинерши вынесли огромную корзину роз, и поставили ее перед перегородкой палатки, перегородкой, которая разделяет черную и белую половину. Естественно Зал решил, что это презент оркестру за «Щелкунчика» и вежливо похлопал капельдинершам и оркестру.

Но!!!…ошибочка вышла. Нет. Это был не подарочный букет. Это был САДИК. Все же помнят, что Роберт и Водемон попадают в сад чудесный, где и встречают Иоланту, рвут розы и т.д. Так вот, не мудрствуя лукаво, эту миссию гении постановки возложили ту самую корзину.

На этом собственно все действие закончилось. Второй акт – Иоланта опять бродила между черных пюпитров, они применения практического так и не нашли, а в белой половине, народ в свитерах, декольте и рэпперских нарядах, благо весьма монохромных, просто пел выстроившись в хор. В конце Водемон открыл дверь в темницу, Иоланта прозрела, черная шторка уехала назад.

Что собственно можно добавить… Что если это представить как концертное исполнение, если ликвидировать этот цирк с дурацкими одеждами, убогой декорацией , да и самой постановкой, то действительно возможно насладиться и прекрасной симфонической сюитой, и бесподобной партитурой «Иоланты». А, главное, замечательным исполнением оперной труппы и оркестра.

Да, и последнее! Пользуясь либретто «Иоланты», хочу пожелать Большому театру изготовить таблички для всех входов и выходов: «Смерть ожидает всякого драматического режиссера, который со своими скудоумными идеями для малюсенького театрального подвала с тремя лавками решит покуситься на Историческую сцену Большого театра».

Доколе???
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Давайте для порядка скопируем все составы на премьерный блок.

29 октября 2015 г.

Дирижер     Антон Гришанин
Рене, король Прованса    Михаил Казаков
Роберт, герцог Бургундский     Андрей Жилиховский
Водемон, граф, бургундский рыцарь    Нажмиддин Мавлянов
Эбн-Хакиа, мавританский врач    Валерий Алексеев
Альмерик, оруженосец короля   Арсений Яковлев
Бертран                          Александр Рославец
Иоланта          Динара Алиева
Марта, кормилица Иоланты    Ирина Долженко
Бригитта, подруга Иоланты    Руслана Коваль
Лаура, подруга Иоланты    Юлия Мазурова

Всё-таки как полезно копировать на форум составы.

Мавлянов не смог допеть прогон, поэтому в составе на 29-е замена - Водемона поёт Ильгам Валиев. Театр почему-то специального объявления о замене не делает (во всяком случае, я не нашла).

http://www.bolshoi.ru/performances/903/roles/#20151029190000

Нажмиддину Мавлянову - здоровья и пожелание беречь себя и свой голос.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Светлана Исаева

http://vk.com/wall3611706_1359

Ну и была я в Большом! Если честно, не удивили. Билеты по заоблачным ценам, в партере буйство денег - кто круче.

На сцене - на 4-. Поют хорошо , но было бы удивительно, чтобы в первом театре страны пели плохо.

Костюмы - ужас. В "Иоланте" все ходили в дизайнерской коллекции из углового ЦУМа. С "Щелкунчиком" вообще сделали что-то невероятное. Бедная вокалистка ( Иоланта) - очень красивая девушка 30 минут, как идиотка, ползала по стенам и слушала в качестве " слепой" оркестровую сюиту, чем только мешала зрителю, так как музыка "Щелкунчика" всем знакома с детства, и сразу всплывают прелестные образы. В зале откровенно хихикали - зачем такой натурализм, так и непонятно.

Минимализм на сцене и хайтековская декорация тоже не придала "роскоши" постановке одного оз богатейших театров мира.

Так что не все то золото, что блестит!

Да, и по поводу блестит. В зале все действительно блестит как самовар , отчего ощущение что все только что покрасили. Есть такое выражение " ПО БОХГАТОМУ". Вот как-то так! Печалька.
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
К вопросу Papataci о других солистах - все пели ровно, на твердую четверку - добротныйй вокал, отличная на удивление дикция, ноль актерского мастерства, во всяком случае его прояаления (за что, конечно же, стоит благодарить режиссера), соответственно отсутствие эмоционального воздействия на слушателя. Некоторым исключением можно считать Азизова в роли врачевателя,создавшего более или менее запоминающийся образ (отчасти этому способствовал его этгически стилизованный костюм, хотя, клнечно, это была стилизация не под мавританский стиль, а под северного шамана).

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Что же, вот некоторые впечатления от сегодняшней премьеры...
Я тоже посетил сие действо. Отчет будет позже, но в целом мои впечатления схожи с Вашими.

Цитировать
...вечерний сюжет в "Новостях культуры", где Екатерина Морозова рассказывает, как ее за неделю до премьеры сорвали с гастролей в Германии, и партию свою она учила на ходу
Я думаю, целью этого сюжета было набить цену солистке: дескать, она не просто (как указано в программке) студентка Молодежной программы, а артистка у которой ни много, ни мало — гастроли в Германии. :) А то, что учила якобы «на ходу», — подстраховка на случай проколов. Ну впрочем, это нормально. Ненормально другое: этот сюжет — очередной ценный вклад в копилку организационных «достижений» администрации БТ.

Совершенно абсурдно выглядит (и слушается) первая часть постановки. Насколько я помню, это была идея Федосеева - сделать своего рода вступление к "Иоланте", исполнив сюиту из музыки к "Щелкунчику", памятуя о том, что первоначально одноактная опера шла в паре с этим балетом...
Да, сюита из «Щелкунчика» — несмотря ни на исторический прецедент времен Чайковского, ни на идею, которую, возможно, каким-то неожиданным образом хотел воплотить Федосеев, — непосредственно в «Иоланту» вписывается с очень большой натяжкой.

Я думаю, это связано, в частности, с тем, что во времена Чайковского эта музыка только-только была написана и сам факт ее исполнения играл бОльшую роль, нежели концептуальная стройность и стилистическая увязка между разными (впрочем, действительно имеющими определенную общность) произведениями.

Однако сейчас, когда музыка к «Щелкунчику» стала суперхитом, — который все слышали уже сто тысяч пятьсот раз и с которым у каждого еще с детства сложился свой набор ассоциаций, — уместность ее использования в качестве увертюры к опере, пусть даже и того же автора, не вполне очевидна.  По крайней мере, без дополнительных разъяснений — в буклете, в СМИ, в виде сценического решения. Но по-моему, не было ни того, ни другого, ни третьего.

Цитировать
Однако мы услышали и увидели нечто совершенно несуразное - пока оркестр играл какие-то разрозненные фрагменты балетной музыки...
Вот именно: все прекрасно знают, что эта музыка — балетная. По сути, сюита из «Щелкунчика» — это набор танцев. Причем танцев из совершенно другой, как говорится, оперы. Ну Арабский танец еще можно было увязать с Ибн-Хакиа и вообще с характером Интродукции к самой «Иоланте». Но я не очень понимаю, к какому месту здесь прикладывать, например, залихватский Трепак? При том, что я, к примеру, его обожаю и совершенно не против послушать его в очередной раз. :) Кстати, именно Трепак и стал инициатором разрушения «концепции»: некоторые зрители, узнав знакомую мелодию, подумали, что ее здесь играют просто для развлечения, ну типа в честь юбилея Чайковского, — захлопали. И увертюра тут же превратилась просто в концертный номер.


несчастная солистка бесцельно слонялась по выделенной ей режиссером темной "клетке", изредка пытаясь придать лицу некое соответствующее доносящимся из оркестровой ямы звукам - "лучшее", что у нее получилось, это выражение олигофренического изумления в одном из танцев.
Я сидел на верхнем ярусе слева, и Иоланты практически не видел. У меня сложилось впечатление, что в начале сюиты она вышла, села на стульчик, посидела, пару номеров послушала, заскучала и после вообще ушла, вернувшись только к финальным аккордам. :)

Мне кажется, важная проблема оперных постановок — полное отсутствие актерского мастерства и актерской пластики (и, судя по всему, полнейшее нежелание этим овладеть) у большинства оперных певцов (а такое ощущение — и у большинства отечественных драматических актеров). Поэтому любая, даже и не худшая режиссерская идея, все равно превратится в «„лучшее“, что у нее получилось, это выражение олигофренического изумления в одном из танцев». :)

Но здесь больше прокол режиссера: он поставил певице просто неподъемную задачу — минут 20 играть пантомиму. Это под силу мастеру жанра, но не никак не студентке Молодежной оперной программы. Не думаю, что что-то принципиально лучшее представят заслуженные артистки из других составов.

На мой взгляд, раз уж стали играть балетную музыку — ну так и разыгрывайте на сцене балет. Возможно, талантливая хореографическая зарисовка вполне могла бы интересным образом увязать «Щелкунчика» и  «Иоланту».

Цитировать
что вообще сводило идею картины"внутреннего мира" Иоланты на нет.

Мне кажется, идея, что внутрений мир Иоланты тёмен — абсолютно неправильна. Ясно же, что Иоланта — это чистая и светлая душа, светлая не солнечным, но божественным светом. Возможно, именно поэтому и удалось ее исцеление, которое в итоге пролилось светом и благодатью на всех героев оперы.

В принципе, деление сцены на темную и светлую здесь разумно и напрашивается, только я бы в сцене лечения перевел бы всех к Иоланте на темную строну. Чтобы изобразить идею сострадания и чтобы в итоге свет пролился не только на нее, но и на всех. В общем, думаю, можно было сделать здесь более интересное и трогательное решение.

Цитировать
Подозреваю, что именно на этом этапе и возникли трения между Федосеевым и остальной постановочной командой. Во всяком случае, подписаться под такой "халтурой" он точно не мог.
Вот и у меня (еще до спектакля) сложилось такое ощущение, что невозможность участия якобы по состоянию здоровья или даже отстранение по инициативе Урина за прогул репетиций — это именно хитрый ход самого Федосеева, который быстро понял, что с БТ кашу не сваришь. Ну или ему действительно нужно было месяца на два отменить все свои выступления и заниматься только Иолантой (что, естественно, невозможно).

Цитировать
Не менее нелепым был и переход собственно к опере - в зале зачем-то вполсилы включили освещение, а на сцену вышли две билетерши в униформе с корзиной искусственных цветов.
Я подумал, это режиссер спохватился, что корзину до начала вынести забыли — и вот ее вынесли за три секунды до начала действия. Уже хор «с дикими криками» высыпает на сцену, а «билетерши» все еще невозмутимо топают обратно за кулисы. :)

Если это действительно был косяк, а не «гениальная задумка», то в конце концов корзину можно было вынести в антракте: Водемон-то только во втором действии появляется.

Цитировать
Единственное вкрапление какого'-то сценического действия заключалось в появлении хора в нижнем женском белье 
Я думал, это такие платья. :)

Цитировать
а также музыкантов (по-моему, это действительно была часть оркестра, одетая в сценические костюмы)
Я видел в бинокль, как они они держат скрипки: это были точно не музыканты. :)

Цитировать
А что же музыка Чайковского? Пожалуй, это отдельный серьезный разговор. В данной постановке ее глубокая философская и даже мистическая подоплека едва просвечивает
Мне кажется, у музыки Чайковского (как и музыки Баха, например) есть такая особенность: окончательно ее не задушишь, не убьешь, как ни старайся. Не всё, конечно, но кое-что, даже в, мягко говоря, не лучшем вокальном исполнении, на мой взгляд, прозвучало. Утверждать, что музыки Чайковского совсем уж не было, я бы не стал. Но это — исключительно заслуга самого Чайковского.

Кстати, о философской и мистической подоплеке музыки к «Иоланте»: как ее увязать со сказочными танцами из «Щелкунчика»? И надо ли?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
OLGA_O_AGA
http://olga-o-aga.livejournal.com/10070.html

Потом в этом борделе появились король Рене (Вячеслав Почапский) - мужик в белом ниже колена кардигане крупной вязки
Хорошо сказано. Так и было. :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Светлана Исаева
http://vk.com/wall3611706_1359

На сцене - на 4-. Поют хорошо , но было бы удивительно, чтобы в первом театре страны пели плохо.
На мой взгляд, заявление довольно смелое. :)
Но, возможно, это был взгляд из партера. Потому что до ярусов «хорошее пение» долетало зачастую уже в сильно урезанном виде.

Главная радость: субтитры были в том числе и на русском.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
отличная на удивление дикция,
Про Иоланту я бы так не сказал.
У остальных дикция была, но не у всех она сопровождалась силой звука, способной донести эту дикцию до ушей слушателей.
В опере много речитативного пения на невысокой звучности. Всё подобное пение было (кроме Рене, врача, Бертрана и Марты) — «сливай воду» (и читай субтитры).

Цитировать
ноль актерского мастерства, во всяком случае его прояаления (за что, конечно же, стоит благодарить режиссера)
Главное только понимать, что режиссер — это все-таки не педагог по актерскому мастерству. Так же как и дирижер — не педагог по вокалу.

Цитировать
соответственно отсутствие эмоционального воздействия на слушателя.
Согласен. Но самое смешное, дуэт Иоланты и Водемона с розами все-таки эмоциональное воздействие оказал. Но это — эффект Чайковского, а отнюдь не Долгова и Морозовой (которая, кстати, во втором отделении пела лучше).

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Ваше предположение не соответствует действительности. И ещё мне странно слышать, что Большой театр официально заявляет, что Федосеев отказался из-за состояния здоровья. Всё не так. А как именно обстоит дело - я уже писала в этом потоке ранее.
Как бы дело ни обстояло (или как бы ни старались представить его обстоятельства разные стороны), очевидно одно: для сохранения репутации, нервов и здоровья Федосееву выгоднее было отказаться от участия в этой постановке. Которая по сути (даже с т.з. режоперы) является халтурой во всех смыслах слова.

Отстранил ли его Урин или здоровье не позволило — всё это для Федосеева благовидные предлоги отказаться от участия в постановке, в которой он в итоге играл бы не более чем роль обычного Гришанина. Т.е. проблема не в том, каким конкретно образом, вышел из состава участников постановки, а в том, что ему не дали сделать эту постановку полностью своим проектом. А работать просто «по найму» на идеи других ему уже, мягко говоря, не пристало.

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
В моем личном списке опер, которые необходимо снять с треском из репертуара БТ к изуродованному "Князю Игорю" и тошнотворной "Пиковой даме" примкнула "Иоланта". Долой! >:(


Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
А я вот задаюсь вопросом, можно ли спектакль как-то спасти? Лично я бы попробовала сделать вот что:

Расстаться с "сюитой"
Перенести постановку на Новую сцену (что придаст ей камерности, более соответствующей "концертному исполнению")
Изменить наиболее нелепые с точки зрения логики сюжета сцены
Пригласить хорошего художника по свету (а то сейчас Иоланта, даже прозрев, остается в каком-полумраке, конраста между тьмой и светом практически нет, да и сцена превращения луны в  солнечный свет тоже решена весьма невыразительно)
Тщательно подобрать исполнитеьниц на заглавную роль (пока, на мой взгляд, больше всего подходит Екатерина Щербаченко с ее "ангельским" сопрано и такой же внешностью)
И, самое главное, довести до ума музыкальную часть, заставив оркестр звучать так, как он звучит в лучших постановках Большого.

Может получиться более или менее адекватная постановка в духе современной "европейской" традиции. А то ведь снять снимут, а когда еще возьмутся за постановку этого, безусловно, интересного произведения?
« Последнее редактирование: Октябрь 29, 2015, 18:30:17 от Ренне »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ваше предположение не соответствует действительности. И ещё мне странно слышать, что Большой театр официально заявляет, что Федосеев отказался из-за состояния здоровья. Всё не так. А как именно обстоит дело - я уже писала в этом потоке ранее.
Как бы дело ни обстояло (или как бы ни старались представить его обстоятельства разные стороны), очевидно одно: для сохранения репутации, нервов и здоровья Федосееву выгоднее было отказаться от участия в этой постановке. Которая по сути (даже с т.з. режоперы) является халтурой во всех смыслах слова.

Отстранил ли его Урин или здоровье не позволило — всё это для Федосеева благовидные предлоги отказаться от участия в постановке, в которой он в итоге играл бы не более чем роль обычного Гришанина. Т.е. проблема не в том, каким конкретно образом, вышел из состава участников постановки, а в том, что ему не дали сделать эту постановку полностью своим проектом. А работать просто «по найму» на идеи других ему уже, мягко говоря, не пристало.

Федосеев лично отбирал певцов (кстати, один из великих басов - любителей похвалить себя в инете и поругать других, которого привели на прослушивание, упоминал, что не попал в постановку из-за занятости в другом месте; однако Федосеев сказал про этого великого баса, что тот занижает интонацию и не понимает, о чём поёт, т.е. Федосеев его отверг в резкой форме).

По просьбе Федосеева Женовач делал простую постановку, чтобы не мешать маэстро творить музыку.

Что касается финальной части этой эпопеи, то Федосеев должен был присоединиться к работе над "Иолантой" 24 октября, но 13 октября ему сообщили, что в его услугах не нуждаются, так как есть в наличии другой дирижёр, который ведёт постановку с самого начала.

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я сидел на верхнем ярусе слева и Иоланты практически не видел. У меня сложилось впечатление, что в начале сюиты она вышла, села на стульчик, посидела, пару номеров послушала, заскучала и после вообще ушла, вернувшись только к финальным аккордам. :)

Ещё летом, когда стало известно, как будут устроены декорации в этой постановке, мне говорили, что значительной части зала будет просто не видно половину того, что происходит на сцене. Ну неужели постановщики не могли решить эту проблему за прошедшие 3-4 месяца? Или это ещё один признак высочайшего пренебрежения к зрителям, о котором часто приходится слышать от "творцов"? То есть совсем наплевать, что они (зрители) там (на сцене) увидят или вовсе не увидят?
« Последнее редактирование: Октябрь 29, 2015, 17:22:33 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На параллельном форуме интересный отзыв от Камелии:

...К солистам и хору никаких претензий нет, пели достойно, но.... В ограниченном пространстве сцены голоса некоторых артистов оглушались. Хорошо, что кто-то догадался рядом с английскими титрами разместить и русские, не всех артистов было хорошо слышно. Блестяще спели Вячеслав ПОЧАПСКИЙ, Игорь ГОЛОВАТЕНКО и Олег ДОЛГОВ - были и браво и аплодисменты, но в актерском плане все были сильно зажаты. Слышала этих замечательных артистов и в "Травиате", и в "Доне Карлосе" - там артисты смогли полностью раскрыть все свои вокальные и актерские качества. Что же произошло на этот раз? Не буду списывать все на премьеру - артисты суперпрофессиональные и о безумном премьерном волнении говорить глупо. Мне показалось, что и артистам неуютно в этой пустой постановке.

Никак не ожидала увидеть подобную низкопробную "поделку" в Большом. Я не просто разочарована, как зритель, откровенно не понимаю, зачем была нужна "такая" "Иоланта"? Если это действо приурочено к юбилею Чайковского, то большего оскорбления великому композитору нанести было нельзя. Прежняя постановка была гораздо лучше. Если будут сниматься достойные спектакли, такие как "Набукко" и "Тоска", а вместо них наскоро наклепают таких вот "поделок", то возникает вопрос: то ли с художественным вкусом в руководстве театра плохо, то ли это все абсолютно продуманно. Вместе с бездарным "Князем Игорем", "жуткой" "Пиковой дамой" эта "Иоланта" - уже система и составляет хорошую компанию на выброс.

Читайте полностью на этой странице http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=6128&postdays=0&postorder=asc&start=1065
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В моем личном списке опер, которые необходимо снять с треском из репертуара БТ к изуродованному "Князю Игорю" и тошнотворной "Пиковой даме" примкнула "Иоланта". Долой! >:(

Я застала предыдущую постановку "Иоланты". Она была простой и, наверное, непритязательной, но зачем было её заменять на нечто совсем нелепое? Да, а если ещё вспомнить, что сняли "Набукко" и "Тоску" и, похоже, ещё и "Турандот" – судя по перечню опер на официальном сайте ГАБТа http://www.bolshoi.ru/performances/opera/ – у меня вопрос, в Большом театре кто-нибудь в опере вообще разбирается???
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 491
В Большом театре никто в опере не разбирается, разбираются только те, кто пишет на нашем форуме. :D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Между делом поймала пару сторублёвок на завтра. Если не поленюсь, схожу. Конечно, с верхотуры ничего не видно (может, это и к лучшему? :) ), но хоть послушаю.
Che mai sento!