Автор Тема: Рождественская сказка» Р. Щедрина в Мариинском театре (премьера 26 дек. 2015 г.)  (Прочитано 9786 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
26 декабря (19:30), 27 декабря (12:00), 31 декабря (18:30)

Мариинский-2 

Рождественская сказка

Опера-феерия в двух частях

Авторы и постановщики

 Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
 Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
 Художник по костюмам – Ирина Чередникова
 Художник-постановщик – Александр Орлов
 Художник по свету – Александр Сиваев
 Хореограф – Илья Устьянцев
 Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
 Главный хормейстер – Андрей Петренко
 Хормейстеры: Павел Петренко, Константин Рылов, Никита Грибанов
 Режиссеры-ассистенты: Илья Устьянцев, Кристина Ларина, Сергей Богославский

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/2_1930/

Композитор (а это Р.К. Щедрин) на сайте не указан. :o
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
26 декабря (19:30), 27 декабря (12:00), 31 декабря (18:30)

Мариинский-2 

Рождественская сказка

Опера-феерия в двух частях

Авторы и постановщики

 Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
 Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
 Художник по костюмам – Ирина Чередникова
 Художник-постановщик – Александр Орлов
 Художник по свету – Александр Сиваев
 Хореограф – Илья Устьянцев
 Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
 Главный хормейстер – Андрей Петренко
 Хормейстеры: Павел Петренко, Константин Рылов, Никита Грибанов
 Режиссеры-ассистенты: Илья Устьянцев, Кристина Ларина, Сергей Богославский

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/2_1930/

Партии готовят:

Замарашка – Анна Денисова, Пелагея Куренная, Наталья Андреева, Екатерина Гончарова
Царица – Злата Булычева, Варвара Соловьева, Екатерина Сергеева
Дровосек – Михаил Колелишвили, Олег Сычев, Григорий Карасёв
Злыдня – Лариса Юдина, Лариса Елина, Светлана Чуклинова
Мачеха – Анна Кикнадзе, Наталья Евстафьева, Марина Марескина
Великий канцлер – Сергей Романов, Владимир Мороз, Александр Герасимов, Виктор Коротич
Декабрь – Эдуард Цанга, Александр Герасимов
Январь – Ольга Легкова, Любовь Соколова
Февраль – Антон Перминов, Денис Беганский
Март – Людмила Дудинова, Маргарита Алавердян
Апрель – Олег Лосев, Александр Михайлов
Май – Михаил Троян, Денис Беганский
Июнь – Ирина Васильева, Жанна Домбровская
Июль – Виталий Янковский, Денис Беганский
Август – Михаил Макаров, Олег Лосев
Сентябрь – Татьяна Кравцова, Ирина Васильева
Октябрь – Михаил Латышев, Михаил Макаров
Ноябрь – Екатерина Крапивина, Марина Марескина
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
26 декабря (19:30), 27 декабря (12:00), 31 декабря (18:30)

Мариинский-2 

Рождественская сказка

Опера-феерия в двух частях

Авторы и постановщики

 Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
 Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
 Художник по костюмам – Ирина Чередникова
 Художник-постановщик – Александр Орлов
 Художник по свету – Александр Сиваев
 Хореограф – Илья Устьянцев
 Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
 Главный хормейстер – Андрей Петренко
 Хормейстеры: Павел Петренко, Константин Рылов, Никита Грибанов
 Режиссеры-ассистенты: Илья Устьянцев, Кристина Ларина, Сергей Богославский

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/2_1930/

Партии готовят:

Замарашка – Анна Денисова, Пелагея Куренная, Наталья Андреева, Екатерина Гончарова
Царица – Злата Булычева, Варвара Соловьева, Екатерина Сергеева
Дровосек – Михаил Колелишвили, Олег Сычев, Григорий Карасёв
Злыдня – Лариса Юдина, Лариса Елина, Светлана Чуклинова
Мачеха – Анна Кикнадзе, Наталья Евстафьева, Марина Марескина
Великий канцлер – Сергей Романов, Владимир Мороз, Александр Герасимов, Виктор Коротич
Декабрь – Эдуард Цанга, Александр Герасимов
Январь – Ольга Легкова, Любовь Соколова
Февраль – Антон Перминов, Денис Беганский
Март – Людмила Дудинова, Маргарита Алавердян
Апрель – Олег Лосев, Александр Михайлов
Май – Михаил Троян, Денис Беганский
Июнь – Ирина Васильева, Жанна Домбровская
Июль – Виталий Янковский, Денис Беганский
Август – Михаил Макаров, Олег Лосев
Сентябрь – Татьяна Кравцова, Ирина Васильева
Октябрь – Михаил Латышев, Михаил Макаров
Ноябрь – Екатерина Крапивина, Марина Марескина

Художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев говорит о «Рождественской сказке» как о «большой, яркой и сверкающей партитуре». Сказку Родиона Щедрина он назвал «музыкальным пиршеством и для солистов, и для хора, и для оркестра – настоящим оперным «Щелкунчиком».

«Здесь все перемешано – и проза жизни, и волшебство, и вневременье, и звездные дали. В этом-то и сложность для меня этой партитуры Щедрина, – прокомментировал режиссер-постановщик Алексей Степанюк. – В отличие от цельных «Левши» и «Очарованного странника» здесь есть кинематографичность замысла, обращение к самым разным жанрам и аллюзиям. Чтобы воплотить все это, приходится искать нестандартные решения».

http://www.mariinsky.ru/news1/news2/22_233dec1/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 758
"Рождественская сказка", опера-феерия в двух частях



Авторы и постановщики:

Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора по мотивам сказки Божены Немцовой в переводе Николая Лескова и русских народных сказок

Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
Дирижеры: Павел Петренко, Владислав Карклин
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Видеографика – Виктория Злотникова
Хореограф – Илья Устьянцев
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Андрей Петренко

ИСПОЛНИТЕЛИ 26 декабря 2015 года:

Дирижер – Валерий Гергиев

Замарашка – Пелагея Куренная
Царица – Екатерина Сергеева
Дровосек – Олег Сычёв
Злыдня – Лариса Юдина
Мачеха – Анна Кикнадзе
Великий канцлер – Сергей Романов
Декабрь – Эдуард Цанга
Январь – Любовь Соколова
Февраль – Денис Беганский
Март – Людмила Дудинова
Апрель – Александр Михайлов
Май – Евгений Чернядьев
Июнь – Елена Ушакова
Июль – Виталий Янковский
Август – Михаил Макаров
Сентябрь – Ирина Васильева
Октябрь – Михаил Латышев
Ноябрь – Екатерина Крапивина

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/2_1930/

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 758
Анекдот:
Конец декабря. Лежит на полуразваленном диване в квартире с ободранными обоями актер Остроумов. Жена ушла, работы нет, денег нет. Неизвестно даже, на что Новый год справлять. Раздается телефонный звонок:
- Господин Остроумов? Вас беспокоят по поводу съемок. Мы вам предлагаем сняться в Голливуде, у Спилберга. Роль, правда, не главная, главную Шварценеггер играет, но тоже серьезная. Тысячу долларов не предложим, но на восемьсот в день можете рассчитывать.
Вас это устроит?
- А когда съемки?
- С 25 декабря по 10 января.
- Ну-у нет... Я не могу. У меня елки...


Так вот, вчера в Мариинке подарки в виде пластмассовых будильников с шоколадными "Мишками" и "Белочками" внутри не раздавали. Ну или раздавали не всем. По крайней мере, я не видел, и на билете отрывного корешка с надписью "Подарок" не было. А зря. Потому как то, что вчера происходило на сцене - это и была самая настоящая ёлка. Только зрители не кричали из зала "раз-два-три, курица ёлочка гори!"

Впрочем, наверно, взяв за основу либретто сказку "Двенадцать месяцев", трудно сделать НЕ ёлку. Да и не нужно, наверное. По крайней мере, несмотря на позднее время, детей в зале было немало, но они не шумели и не ломились на выход, подыхая от скуки. Может, спали, как однажды дошкольник на "Лоэнгрине", которого мама с папой притащили приобщаться к прекрасному?

До начала спектакля сцена выглядела так:



Ну а потом - третий звонок, как обычно, когда за пультом маэстро Гергиев, с задержкой минут на 15, гаснет свет, поднимается занавес  - и яркая веселая увертюра, во время которой на сцене городская площадь в предновогодней суете - кто-то куда-то что-то тащит, кто-то бежит, кто-то на роликах сквозь толпу пробирается...

Cкучно не было. Постановка получилась очень яркая, красочная, веселая, и при этом не пошлая, хотя местами на грани. В музыкальном плане - чем-то напомнило Римского-Корсакова, "Золотой Петушок". Есть пара-тройка запоминающихся тем, особенно в финале, есть и откровенно "провисающие" моменты, но в целом музыка более простая и понятная, чем в том же "Левше".

Несмотря на обилие действующих лиц, путаницы нет. Роли месяцев можно назвать эпизодическими, кроме хозяина предновогоднего времени - Декабря. И как раз он, в вокальном плане, в исполнении Эдуарда Цанги, мне понравился меньше всех. Хочется особенно выделить отличное исполнение роли Царицы Екатериной Сергеевой - ровный уверенный голос, и отличная игра. Остальные пели ровно, но без выдающихся моментов.

Оркестр - как обычно в Мариинском, огромный и мощный. В оркестровой яме было тесно - там и рояль, и колокола, и самая разнообразная и экзотическая перкуссия. В антракте я сделал пару фоток:





По залу было много больших профессиональных камер - снимали минимум с пяти точек, так что ждите видео-репортажи. 
Ну и после финала на сцену вышли все создатели спектакля, включая Родиона Щедрина и Алексея Степанюка. Вот эти большие елки с головами на втором плане - это и есть те самые 12 месяцев



Публика встретила их бурными и продолжительными овациями.

http://www.youtube.com/watch?v=iNwKvVfiizU&feature=player_detailpage

В общем, впечатления от премьеры очень положительные. Репертуар любимого театра пополнился еще одним названием, и радует то, что произведение это абсолютно новое, а не написанное 150 лет назад. Как говорится - дай бог не последняя.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
По залу было много больших профессиональных камер - снимали минимум с пяти точек, так что ждите видео-репортажи.

В Минском переулке вчера стояли несколько петеэсок, поэтому дело, наверное, не ограничится репортажами, видимо, велась полноценная запись спектакля.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Отклики на призыв МТ делиться впечатлениями:

Любовь Костянова

Худшее, что я слушала в этом сезоне в Санкт-Петербурге. На языке этой оперы  Визуально хорошо, особенно Двенадцать месяцев

сегодня в 9:44

Другие мнения по ссылке: http://m.vk.com/wall81344132_89722
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Отклики на призыв МТ делиться впечатлениями:

Любовь Костянова

Худшее, что я слушала в этом сезоне в Санкт-Петербурге. На языке этой оперы  Визуально хорошо, особенно Двенадцать месяцев

сегодня в 9:44

Другие мнения по ссылке: http://m.vk.com/wall81344132_89722

Людмила Ковалёва-Огороднова

Мне опера понравилась, постановка очень праздничная, волшебная. Музыка - тоже! в каждой нотке слышится доброта и светлое сердце автора. А вот сцена "12 месяцев" не соответствует сюжету. Сказка словацкая, славянская, и по сравнению со "Спящей красавицей" не всепланетная с её вариантами во всех странах, а именно славянская, уникальная, как уникален Оле-Лукойе из Скандинавии. Здесь "12 месяцев" как иллюстрация то ли к Гарри Поттеру, то ли к сцене с феями в той же "Спящей красавице", огорчили. Ведь это славянские, наши, языческие месяцы, и костюмы на них должны были быть славянские. Певцы же все великолепны, оркестр и Дирижёр - всё как всегда, высочайшего класса.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Елена Похомова
http://vk.com/wall10706887_1994

Мировая премьера оперы Р. Щедрина "Рождественская сказка". Для человека пережившего (или переживающего еще утрату) создание такого светлого произведения или особый талант или запредельное мужество.

Опера в фирменном стиле композитора концептуальна и символична: с репликами, вставками, мостиками к истории народного и симфонического наследия и не только. Так интересно было смотреть, предвкушать следующую мизансцену - чем еше удивят, и ведь удивляли! Голоса звучали собрано, точно, особенно поразила Пелагея Куренная 100% в образе, чарующим голосом, тончайшей нитью, вышивала свою партию.

Но ещё загадочнее была музыка, которая появлялась, истончалась, исчезала, как по волшебству появлялась вновь, искрила ударными.

Прямая реплика "Seid umschlungen, Millionen" - "зайт умшлунген, миллионен", «обнимитесь, миллионы» слова из стихотворения Ф. Шиллера «К радости», которое вдохновляло Шуберта, Чайковского, Бетховена. Именно Бетховенская "Ода к радости" по духу близка к финалу "Рождественской сказки", аккустическая и эмоциональная динамика, выстраивалась таким образом, чтобы финал Щедринской "Оды к радрсти" был светлым, ярким, благоговейным. Так и получилось. Слепящий колокольный звон, оркестр, хор эта музыка не просто дарила радость, а благословляла! Думаю, что Щедрин выбрал 12 месяцев за основу не случайно, 12 месяцев, 12 сказочных апостолов, которые возвышались над житейской суетой, над мелочными страстями и призывали к добру и свету. И такое прямое "черное" и "белое", "добро побеждает" и прямое нравоучение, призыв сочувствовать, делать добрые дела с одной стороны так наивен и прост, а с другой - что может быть важнее? Не удержалась, посмотрела на глаза рядом сидящих детей, они всё поняли. Какие у них были глаза!!

Это была не "Рождественская сказка" это было рождественское благословение от Родиона Константиновича Щедрина и Маэстро Гергиева, всей команды, работавший над спектаклем и артистов. Спасибо!
__________________________________


А вот репортаж Первого канала http://www.1tv.ru/news/culture/299078
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Рождественская сказка" Щедрина стала вызовом для солистов и наслаждением зрителей

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2703092
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 758
Режиссер Алексей Степаненко...

Про режиссера Алексея Степаненко написали, а про Всеволода Бревнова забыли :D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Апрель наступит в Новый год

"Рождественская сказка" Родиона Щедрина в Мариинке
Текст: Ирина Муравьева

http://www.rg.ru/2015/12/29/skazka.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Пребываю под большим впечатлением от спектакля 31.12.2015. Великолепная опера (хотя кое-где, наверное, можно говорить и о длиннотах). Великолепная музыка. Очень удачно поставлено (разве что вторую сцену в лесу из первой части можно было сделать, наверное, интереснее). Прекрасное исполнение.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
26 декабря (19:30), 27 декабря (12:00), 31 декабря (18:30)

Мариинский-2 

Рождественская сказка

Опера-феерия в двух частях

Авторы и постановщики

 Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев
 Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
 Художник по костюмам – Ирина Чередникова
 Художник-постановщик – Александр Орлов
 Художник по свету – Александр Сиваев
 Хореограф – Илья Устьянцев
 Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
 Главный хормейстер – Андрей Петренко
 Хормейстеры: Павел Петренко, Константин Рылов, Никита Грибанов
 Режиссеры-ассистенты: Илья Устьянцев, Кристина Ларина, Сергей Богославский

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/2_1930/

Мариинка, по-моему, обзавелась прекрасным новогодним оперным спектаклем. Ещё до премьеры проводились аналогии между оперной "Рождественской сказкой" и балетным "Щелкунчиком". Совершенно справедливо, по-моему!

Конечно, "Щелкунчик" - новогодне-рождественский балет на все времена в обозримой перспективе. Судьбу оперы Р. К. Щедрина на ближайшие 100 лет предсказать не берусь, хотя некоторые аспекты/моменты/слова вызывали у публики вполне конкретные ассоциации с сегодняшними реалиями российской действительности: идиотизм и самодурство власти; покорность придворного чиновничества ("танец ожидания" ;D); санкции; всё импортное - полная дрянь; экраны мониторов, "транслирующие" новость о высочайшем указе; желание по-обезьяньи подражать селебрити, "элите" и т. д.

Не подумайте, что это доминирует в опере! Всё это, конечно, очень метко, но тонко, элегантно, поэтому не разрушает предпраздничной атмосферы последнего дня года, а сам этот замечательный спектакль очень органично и гармонично в неё вписывается. В т. ч. и потому, что действие датировано 31 декабря, да и заканчивается опера предложением приступить к празднованию и новогодними здравицами. Понятно, что за насколько часов до курантов публику сильно уговаривать не приходится. :D Следовательно, оперный Новый год плавно переходит в Новый год вполне реальный. Позавчера на поклонах до выноса капельдинерами цветов буфетные официанты вынесли на сцену бокалы с шампанским. :)

С Новым годом!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Татьяна Николаева
31.12.2015, "Рождественская сказка", опера-феерия Родиона Щедрина, Мариинский театр (Новая сцена), мировая премьера

Коротко: Я в восторге!

Подробно: Я не знаю, как нужно слушать эту оперу, чтобы она не понравилась. Сразу оговорюсь, что я не являюсь яростной поклонницей музыки Родиона Константиновича, да и слушала далеко не все его оперы. Но! "Рождественская сказка" покорила меня. И в первую очередь - музыкой :) Хрустальная, акварельно-прозрачная музыка, с тщательно выписанными музыкальными акцентами, аккуратнейшей проработкой всех партий. Нежная, лирическая Замарашка контрастирует с откровенно буффонадными Мачехой и Злыдней (их "Мы хотим скупить весь мир!" - великолепна!), намеренно эпичная и гротескная партия Царицы (очень, очень актуально!:)) ), и наконец - сами Месяцы. У каждого Месяца своя тема, но самое восхитительное - гимн Двенадцати Месяцев (в финале мне хотелось подпеть! :))) ), как правильно отметили до меня - вызывающий аналогии с Девятой симфонией Бетховена! А какой прекрасный дуэт у Замарашки и Апреля, а?... Нет, можно разбирать долго, чудесная музыка.

Постановка Алексея Степанюка - красива! Я люблю его работы, несмотря на то, что их принято у некоторых поругивать :) Правда, думаю, что в "Рождественской сказке" придраться не к чему - сделано красочно и волшебно, как и полагается сказке :) Описывать смысла нет, надо видеть.

Есть и мелкие шероховатости, которые я бы убрала (детектор лжи мне не понравился), но о них и писать не хочется особенно - потому что осталось прекрасное общее впечатление и настроение, с которым пели и играли вчера. Мне оно передалось и из театра я выскочила с желанием обнять весь мир :)

Спасибо Родиону Константиновичу, Валерию Абисаловичу и всем-всем-всем исполнителям и участникам за такой шикарный новогодний подарок!

"Мы поем хвалу добру и свету
С Новым Годом, люди всей Земли!
СЧАСТЬЯ!" (С) Родион Щедрин и Двенадцать Месяцев :)

P.S. Полагаю, что значительное число отрицательных отзывов вызвано, как обычно, "не классичностью" музыки и постановки. Это нужно учитывать при выборе, но я привыкла к манере Щедрина и меня это не смущало.

P.P.S. Я хочу еще раз послушать :) Я бы вообще каждый год слушала - вот как любители балета ходят на "Щелкунчика" в конце декабря, я бы ходила на "Рождественскую сказку". И дорогой Мариинский театр, пожалуйста, сделайте запись оперы!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пребываю под большим впечатлением от спектакля 31.12.2015. Великолепная опера (хотя кое-где, наверное, можно говорить и о длиннотах). Великолепная музыка. Очень удачно поставлено (разве что вторую сцену в лесу из первой части можно было сделать, наверное, интереснее). Прекрасное исполнение.

Ваш любимый Карл Буратинович собирается на этот спектакль 10 января. Ох, если мнения не совпадут... :))
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Любопытно... Если не совпадут, ему же хуже! :)) :)) :))
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Сказ о вере в добро

«Рождественская сказка» Щедрина в Мариинском театре

Нора Потапова
Оперный обозреватель

http://www.operanews.ru/16010406.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Роли месяцев можно назвать эпизодическими, кроме хозяина предновогоднего времени - Декабря.

А как же Апрель?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Цитата: Потапова
И Мариинскому театру, в стенах которого сегодня звучит весь музыкально-театральный Щедрин.
http://www.operanews.ru/16010406.html

Весь? Интересно, что/кто г-же Потаповой "навивает" http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8415.msg170527.html#msg170527 такой вывод? Незнание репертуара Мариинки или творчества  Р. Щедрина? Взявшись писать, могла бы и потрудиться сопоставить одно с другим.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пребываю под большим впечатлением от спектакля 31.12.2015. Великолепная опера (хотя кое-где, наверное, можно говорить и о длиннотах). Великолепная музыка. Очень удачно поставлено (разве что вторую сцену в лесу из первой части можно было сделать, наверное, интереснее). Прекрасное исполнение.
Ваш любимый Карл Буратинович собирается на этот спектакль 10 января. Ох, если мнения не совпадут... :))

Любопытно... Если не совпадут, ему же хуже! :)) :)) :))

Karl Buratinovich

https://www.facebook.com/buratinovich/posts/969377096483587?pnref=story
 
Заценил севодни в материнском театре №2 свежее творение Щедрина, приуроченное к Новому году – «Рождественскую сказку» по мотивам известной истории про 12 месяцев (вроде по Божене Немцовой в переводе Лескова, но следы обоих не очень просматриваются). Как говорил божественный Николай Семёныч, «разбить романтичнее, чем уберечь», такшта прям сразу и начнём. С хвоста аль с гривы, но всяко с коня, не сюжет же пересказывать.

Родион наш Константиныч почти целиком представлен на петербургских театрах – заведомо известно, что он может интересно работать с хором, отдельными голосами (особливо женскими) и фенечками. Поскольку продукт заявлен как «новый Щелкунчик», было ясно, что акцент в «опере-феерии» упадёт на фенечки (для хора и отдельных голосов в том числе). В итоге вышел некий гибрид «Петрушки» (ее карнавальной модели, смело содранной прямиком из Стравинского и Бенуа), корсаковского «Золотого петушка» (сатирически поданная императрица, ритмические остинато и колоратурные кунштюки), расейских страданий нещастной падчерицы (многократно освоенных Щедриным в сурьёзных жанрах) и подобия мюзикла, низведенного в конце почти к уровню финалов «Голубого огонька».

Музыкальный материал разваливается на несколько очевидных блоков: пара-тройка интересных вокальных номеров, лучший из которых – восхитительный дуэт Мачехи и Злючки (тут она - Злыдня), блестяще исполненный Ларисой Юдиной и Анной Кикнадзе; пара-тройка забавных хориков с текстовыми стреттами и прочими приколами; пара-тройка интересных оркестровых эффектов, и – всё остальное – нелепое унылое вокализирование в духе сочинений, написанных компьютерами. О главном дефекте Щедрина мы уже писали: наверное, грустно прожить большую творческую жизнь, так и не сумев выработать собственного, узнаваемого языка. Там, где композитор комикует (в особенности пародирует) – всё окей, постмодернизм попадает в десятку; где нужно выразить что-то посерьёзней – начинается немотивированная текстом тягомотина, слова в которой без ущерба для производимого эффекта можно менять произвольно, вставляя хоть Фета, хоть Баркова, хоть Мао Цзэдуна. Таковы 12 сольных выступлений «месяцев» – сколь интересными они могли бы быть, столь бесхребетными получились. Добрючка (ну или Золушка/Замарашка) почти непрерывно поёт в 4 октаве, изумляя слушателей выносливостью голоса и тонкостью нюансировки (всего лишь студентка консерватории Пелагея Куренная), но никак не может выбрести на дорогу сколь-нибудь оригинальной музыкальной речи, повторяя стократно использованные банальности фольклорных «страданий».

Если совсем общо – то как отдельный музыкальный продукт опера, конечно, не состоялась. Трудно представить, к примеру, ее «прослушивание» на компакт-диске. По крайней мере, творение следовало бы сократить минимум на треть – может, тогда точка усталости, маячившая на горизонте, не оказалась бы посредине сочинения, заставляя просто пережидать вторую половину.

Но не будем забывать, что на помощь Щедрину брошен целый театр, и «помощь зала» оказалась небесполезной. Во-первых, прекрасную, вполне волшебную сценографию придумал Александр Орлов, во-вторых, подвизающийся режиссером Алексей Степанюк почти не мешал художнику-постановщику в первом акте. В результате половина оперы смотрелась и слушалась с интересом – каждый компонент заявил «аз есмь» и несколько раз более-менее заметно подпрыгнул.

Во втором акте все трое устали – композитор и сценограф исчерпали фантазию, режиссер остался без соски и традиционно мутировал в голого короля. Дети в зале задергались и завертелись по сторонам, взрослые начали отвлекаться и болтать, я стал думать о завтрашней работе. Несмотря на то, что главная маэстра добротно управляла многопалубным кораблем и пели сегодня на редкость хорошо (огромная работа, конечно, слышна; особенно поразительна дикция молодых певцов, доносивших даже до галерки каждое слово).

В окончание затянувшегося недопанегирика могу воскликнуть разве что словами того же Лескова: «Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!». Как-то так.

Всем, кто любит блёстки и не боится трудностей – конечно, рекомендуем с опусом ознакомиться.

зы Может, кто пояснит – не очень просёк следующую фишку: в назидательном финале о победе добра над злом, в дублирующих пение русских титрах (для глухих?) посреди патетической кириллицы несколько раз возникала шиллеровская строка по-немецки – то самое «Seid umschlungen, Millionen!». Понятно, что в тему – но, наверное, титры композитор не сочинял? Или я что-то прослушал на сцене – там что, тоже цитировали Шиллера или Бетховена?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Буратинович не знает, куда податься - то ли к умным, то ли к красивым. ;) А на двух стульях сидеть не получается. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Буратинович не знает, куда податься - то ли к умным, то ли к красивым. ;) А на двух стульях сидеть не получается. ;D

Страшное всё-таки случилось - мнения не совпали :))
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 111
Ещё нет. Но всё идёт к нему. И страшное это - улетучивающееся искромётное остроумие Буратиновича.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Рождественская сказка" в Мариинском. Апрель в декабре, точно, как в Питере!
http://mara-kar.livejournal.com/45304.html
По ссылке много фотографий

Мариинский_2
С-Пб. Мариинский театр, новая сцена.
Мировая премьера 26.12.2015
"Рождественская сказка" опера-феерия Родиона Щедрина.
Дирижер - Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик - Алексей Степанюк

Вчерашний субботний день начался премерзопакостно - с утра был обложной дождь, за окном беспросветная тягомотина серого тяжелого неба. А на руках билеты на "Рождественскую сказку". Но к вечеру штормовой ветер разметал в клочья свинцовые тучи, высушил и приморозил лужицы на асфальте, на небе проявился огромный шар луны, а украшенный новогодний город с елками и гирляндами по дороге в театр слегка развеял депресняк. В театре тоже постарались - елочка в буфете и светящиеся деревца на входе (в конце поста будут фотки). Окончательным мотиватором приподнятого настроения оказались самые вкусные в городе эклеры в буфете Мариинки :-). Всё шло по восходящей. В общем, в зал вошли уже с ожиданием праздника.

Про предстоящую премьеру знало только то, что Родион Щедрин сам написал либретто по мотивам сказки чешской писательницы Божены Немцовой "Двенадцать месяцев". Были опасения, что на сцене будет что-то для детей в стиле старого советского мультика. Но случилось совсем иначе. Получилось современно, иронично, красиво.

Увертюра прошла под сцену массового народного гулянья. А потом появились две перевернутые кровати с Мачехой и родной доченькой Злыдней. Ночные вазы соседствуют с ноутбуками.  Анна Кикнадзе и Лариса Юдина ярко и гротескно пропели свои партии - коварная и меркантильная Мачеха и пустая толстушка Злыдня.

Бедная падчерица Замарашка послана в зимний лес за дровами. Замарашку изумительно спела Пелагея Куренная - чистый, нежный, хрустальный тембр.

Самой сказочной сценически и богатой музыкально была сцена появления двенадцати месяцев. Заснеженные существа в белом, похожие на йети, медленно выкатывали на сцену огромные постаменты, на вершине которых восседали братья месяцы в виде загадочных звездочетов. Рядом с каждой такой пирамидой шли певцы в шикарных костюмах, представляя свой месяц. Двенадцать арий, двенадцать образов. Всем руководил, конечно, Декабрь (Эдуард Цанга). Мне запомнился Май, похожий на наивного выскочку, и нежный, романтичный Апрель (Александр Михайлов). Про белые ночи пропел Июнь. Братья собрались проводить старый год и передать эстафету следующим месяцам. За это решили выпить немного красненького в бокалах. Но, видимо, что-то было намешано в этом светящемся напитке, что позволило дальше братьям сломать хронологию времени и объявить апрель среди зимы.

Сцена в дворце Царицы по праву можно отнести к жанру политической сатиры. Властная самодурка, восседающая на золотом троне, не желает наступления Нового года без фиалок (в мультике по сказке Маршака - подснежики). Голландские ей не нравятся, хочет свои - отечественные. Вот оно импортозамещение! И указ об отмене праздника издается "в целях демократизации". Невероятно талантливо Царицу сыграла и спела меццо Екатерина Сергеева. Глубокий, сильный голос. По образу - взрывная смесь властности Екатерины II и восточного шарма Шемаханской царицы. А вокруг статные красавцы-гвардейцы.

Указ мгновенно размножается на всех ТВ-экранах страны в виде говорящей головы. При ближайшем рассмотрении головой оказался режиссер спектакля Алексей Степанюк.

Посланной в лес за фиалками Замарашке помогают месяцы. Наступает Апрель, поляна расцветает фиалками.

Апрель, похожий на странствующего музыканта с гитарой за спиной, поет Замарашке романс.

Мачеха и Злыдня, принесшие во дворец фиалки, чтобы заполучить заветный миллион для покупки "виллы, яхты и футбольного клуба", пытаются на глобусе показать заветную поляну, но путаются в показаниях и Царица велит проверить их на детекторе лжи.

Гвардейцы посланы за Замарашкой. С бравой песней на мотив русской солдатской песни "Соловей, соловей, пташечка", пробиваясь сквозь пургу, они доставлют во дворец бедную девочку.

Правда торжествуют. Появляются Двенадцать месяцев. Царица милостиво прощает Мачеху и Злыдню, разрешает Новый год. Всем раздают фиалки. Наступает Декабрь, всё возвращается на круги своя. Многоголосьем звучит гимн добру и свету!


Мои впечатления.
Мне немного не хватило музыки. Вернее сказать, симфонической музыки, полифонии, полноценного звучания оркестра. Многие арии пелись практически "а капелльно" в сопровождении перкуссионной группы - трещеток, колокольчиков, молоточков, палочек. На плечи певцов легла самая тяжелая ноша. Солисты и хор были на высоте. Они сотворили музыку спектакля. Мне кажется, что такое камерное решение оперы лучше бы прозвучало в Концертном зале, чем в на огромной сцене Мариинки-2.

Смутили некоторые моменты сиюминутности в либретто - "санкции, импортозамещение и т.д.". Но это легко поправимо. Вот, что надо срочно изменить, так это речитативы - примитивные, практически неслышные, произносимые в полной тишине. Это создавало эффект неоправданных провалов в музыкальной канве спектакля, что понижало академическую оперу до уровня мюзикла. Их надо просто убрать - итак всё понятно.

Общее впечатление - волшебная, святочная история, вполне достойная сцены Мариинки. Стильный, шикарный спектакль! Фиалки расцвели не только на сцене, но и в сердцах зрителей...

http://mara-kar.livejournal.com/45304.html
Che mai sento!