Автор Тема: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)  (Прочитано 30710 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #25 : Июнь 25, 2013, 22:26:51 »
На CD издана запись "Симфонических танцев" 1973 года.
Самая лучшая интерпретация этого гениальнейшего произведения.
Для Евгения Федоровича это произведение как документальная кинохроника, которая оживает под его удивительными руками.
1917 года - гражданская война и "Белая гвардия" Михаила Афанасьевича Булгакова.
1941 - 1945 годы - Великая Отечественная Война.
И Китеж... И Поле Куликово...
« Последнее редактирование: Июнь 25, 2013, 22:56:33 от Svyatoslav »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #26 : Июнь 30, 2013, 09:12:10 »
Уже к сожалению не первый год в Театральном зале ММДМ проводится абонемент  «Искусство Евгения Светланова. Видеоантология». Я говорю к сожалению – потому что вряд ли в ближайшие годы будут повторы тех концертов, которые уже прошли в прошедшее время. Могу только привести программу 1-го цикла прошлого сезона 2012-2013г.г. и еще раз посетовать на то, что лично я эти вечера пропустила…

20 октября 2012 г.
Е. Светланов. Рапсодия №1, «Картины Испании»
                     Рапсодия №1, «Еврейская»
20 ноября 2012 г.
С. Рахманиннов «Колокола»

В этом сезоне 2013-2014г.  Дом Музыки продолжит цикл вечеров, посвященных искусству великого русского дирижера  -  Видеоантология «Искусство Евгения Светланова».  В сентябре этого года Евгению Федоровичу  исполнилось бы 85 лет.

Первая серия абонемента Видеоантология «Искусство Евгения Светланова». 
 
04.10.2013 пятница 19:00

И. Брамс. Симфония №3, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
Солисты: Олег КАГАН, скрипка
Наталия ГУТМАН, виолончель
   
05.11.2013 вторник 19:00

Х. Родриго. «Аранхуэзский концерт» для гитары с оркестром
Солист – Нарсисо ЙЕПЕС, гитара
   

Вторая серия абонемента Видеоантология «Искусство Евгения Светланова».     

28.01.2014 вторник 19:00

Р. Воан-Уильямс. Симфония №1, «Морская»
   
   
13.03.2014 четверг 19:00

Э. Элгар. Оратория «Сновидения Геронтиуса»
   

Из анонса к этому абонементу:
 «Когда видишь его за дирижерским пультом, удивляешься, как ему удается проникнуть в самую суть нотной записи и даже глубже – в мысли и чувства ее породившего» (Родион Щедрин)

«Каждый человек для чего-то живет, для чего-то родился, и должен сделать свое дело. Никто за него это дело не сделает. Такое дело я для себя определил, в частности, в создании антологии русской музыки, в грамзаписи и вообще в записи» (Е. Светланов).   

В новом сезоне Дом музыки продолжит цикл вечеров, посвященных искусству великого русского дирижера Евгения Светланова., Светланов руководил Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, был главным дирижером Большого театра, где поставил, в числе прочих, спектакли «Царская невеста», «Чародейка», «Отелло» и «Золотой петушок», возглавлял музыкальные коллективы Швеции и других стран. Маэстро оставил богатое творческое наследие как композитор и бесценные аудио и видеозаписи своих выступлений.

«Для меня дирижирование, – писал Светланов, – это форма пропаганды забытых сочинений, классических произведений, в первую очередь, русской музыки…  Вот здесь я вижу огромное непочатое поле, целину, для работы дирижера. Очень часто мы, дирижеры, думаем о себе, в первую очередь о том, как бы эффектно выглядеть, как бы подобрать такую программу, чтобы иметь шумный и яркий успех. Существует и другой путь. Ведь открывать музыку, которая давно не звучала или вообще не звучала – это уже какая-то миссия. Здесь можно остаться и без оваций, и без успеха, но не в этом дело. Главное, во имя чего все это происходит».

В абонемент войдут записи концертов, в которых Евгений Федорович исполнял музыку европейских композиторов. Наряду с двойным концертом Брамса прозвучат сочинения, которые Светланов практически открыл для российских слушателей. Среди них – «Сон Геронтиуса» Элгара, гитарный концерт Родриго и «Морская» симфония Воана-Уильямса.

Он исполнял их со страстью и упоением, потому что всегда выбирал для своих программ только ту музыку, которая его волновала и распаляла творческий азарт. Зрители-меломаны, бесспорно, оценят и редкостные кадры, запечатлевшие замечательных солистов-интрументалистов, уже давно ушедших из жизни, – скрипача Олега Кагана и испанского гитариста Нарсисо Йепеса.

Каждый фильм по уже сложившейся традиции будет предварять рассказ авторитетного знатока музыки и исполнительского искусства Святослава Бэлзы.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #27 : Апрель 13, 2014, 23:45:25 »
Номер диска в каталоге: MEL CD 10 02160
Запись: 1959-1982
Выпуск: 2014

http://melody.su/catalog/classic/20463/



Концерт для фортепиано c оркестром № 1 Соль мажор: I. Allegramente
Яков Зак, Евгений Светланов: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)07:53..

2
   
Концерт для фортепиано c оркестром № 1 Соль мажор: II. Adagio assai
Яков Зак, Евгений Светланов: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)09:41..

3
   
Концерт для фортепиано c оркестром № 1 Соль мажор: III. Presto
Яков Зак, Евгений Светланов: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)04:04..

4
   
Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки № 2 Ре мажор
Александр Слободяник, Владимир Вербицкий: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)18:44..

5
   
Павана на смерть инфанты для оркестра
Яков Зак, Евгений Светланов: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)07:14..

6
   
Вальс хореографическая поэма для оркестра
Яков Зак, Евгений Светланов: Государственный академический симфонический оркестр СССР(Морис Равель)13:10..
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #28 : Апрель 14, 2014, 10:14:04 »
Хочу поделиться любопытной информацией.
К сожалению, в наше время издатели - не только дисков, а вообще чего бы то ни было - стали пренебрегать важными деталями. Например, указывают лишь год записи, но не число, как это всегда было принято! А в данном случае это важно!
И я объясню, почему, назвав сначала дату: "Вальс" Равеля Был записан Светлановым вживую 26 ноября 1982 года. Тем, кто жил тогда, эта дата скажет очень многое! Уже сам год говорит о многом, но дата: 10 ноября 1982 года умер Л.И.Брежнев - Генеральный секретарь советской компартии.
Для моего поколения это было потрясение, подобное смерти Сталина для предыдущего. О нет, мы не рыдали и не плакали, что уж там юродствовать: все мы видели, что представлял собой в последние годы своей жизни Брежнев, дряхлевший и разваливавшийся под объективами телекамер. Я имею в виду другое: было ощущение смены эпохи, какого-то катастрофизма.
И вот я могу отметить, что именно ЭТО ощущение каким-то чудом очень хорошо отразилось в исполнении равелевского "Вальса" Светлановым через 2 недели после смерти Брежнева. У меня такое ощущение, что нас до сих пор несёт в том бешеном вихре, который зародился в 1982-м. А ведь этот "Вальс" как раз и живописует катастрофу, гибель в блеске и кружении!
И Светланов передал эту идею столь адекватно, что я, прослушавший до и после того десятки и даже, наверное, сотни "Вальсов" в исполнении уймы дирижёров, и сегодня не могу назвать трактовку более впечатляющую и более удачно отвечающую замыслу автора, чем светлановская. Здесь и тончайшие переливы звучностей, едва уловимые дуновения, но здесь же и поразительная яркость красок, колоссальная мощь, невероятное какое-то "раздувание" звучности от пианиссимо до сокрушительного фортиссимо; здесь и ритмичное вальсовое колыхание, и изящная импровизационность, но здесь же и резкие темповые сдвиги, стихийные срывы, некоторые из которых столь осязаемы, что за ними безошибочно угадывается и делается почти зримым соответствующий дирижёрский жест.
Это самое потрясающее исполнение, которое мне известно - и при этом оно целиком и полностью находится в сфере музыки, т.е. не выходит за рамки стиля, хорошего вкуса и оркестрового благозвучия, несмотря на навеянное программой форсирование в кульминациях. О да, можно вообразить ещё большую мощь и какие-то ужасные, бьющие по нервам преувеличения, но если говорить о передаче французского аромата, духа оригинала, который, если воспользоваться словами Скрябина, сочетает "высшую грандиозность в сфере высшей утончённости" - то это исполнение Светланова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #29 : Июнь 26, 2014, 10:05:04 »
III Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова
24.06.2014

25 июня в Париже в  Studio 104  Maison de Radio France стартует III Международный конкурс дирижеров им. Евгения Светланова. В нем примут участие 18 конкурсантов из 14 стран, в том числе четверо участников из России.
Официальный оркестр конкурса - Филармонический оркестр Радио Франс, возглавляемый его музыкальным руководителем Мюнг-Вун Чунгом. В связи с этим прослушивания первого и второго тура  (с 25 по 27 июня) пройдут в здании Радио Франс. Финальный тур 28 июня состоится  в одном из самых престижных парижских концертных залов - зале Плейель.
Возглавлять жюри конкурса вот уже в третий раз будет маэстро Владимир Ашкенази. Президент конкурса – Нина Светланова. Генеральный директор – Марина Бауэр. Артистический директор проекта - композитор и дирижер Рене Керинг.
Нина Светланова: «Я счастлива, что третий конкурс состоится в Париже, как о том мечтал Маэстро. С большой радостью и гордостью мы можем говорить сегодня о прошлых конкурсах и о профессиональных успехах его лауреатов, благодаря которым Конкурс Светланова завоевал мировое признание и репутацию настоящего трамплина в развитии международной карьеры молодых дирижеров. Третий конкурс состоится при участии оркестра Радио Франс, по итогам которого музыкальный руководитель оркестра Маэстро Мюнг-Вун Чунг выберет молодого  дирижера оркестра. Я благодарю от всего сердца жюри, состоящее из ведущих дирижеров мира и директоров оркестров, председателем которого по-прежнему является Владимир Ашкенази, за участие в Конкурсе. Я рада, что финал Конкурса состоится в зале Плейель, одном из любимых залов Маэстро. Это будет большим праздником для всех участников!»
Марина Бауэр: «Организовать конкурс в Париже было не просто, до тех пор, пока у смотра не появилось устоявшейся репутации высочайшего уровня. Но имя Евгения Светланова до сих пор невероятно значимо во Франции. Поэтому-то нам и удалось договориться о партнерстве с Оркестром Радио Франс, с которым маэстро долгое время сотрудничал. Да, собственно, и свою музыкальную жизнь он закончил с ним — уже будучи больным, записывал «Петрушку». Но еще ведь нужен был и зал для проведения третьего тура.  И когда я поговорила с  директором зала Плейель, то выяснилось, что он воспитывался на концертах Светланова, обожает его искусство и с удовольствием согласился поддержать нас и стать партнером конкурса».
Рене Керинг: «Евгений Светланов завершил гигантскую плеяду дирижёров, которой гордится ХХ век. Он был последним романтиком на нашей земле. И сейчас, уже после ухода из жизни, имя его чётко вписано в мировую музыкальную культуру и останется здесь навсегда. Он человек Вселенной. Россия должна гордиться, что дала миру такого гения».
Обращаем ваше внимание на то, что финальный тур конкурса будет транслироваться в прямом эфире Радио Франс с 14.00 до 17.00 и с 18.30 до 21.30. А в 22 часа по парижскому времени будут объявлены итоговые результаты и состоится церемония награждения лауреатов.

Сайт финальной трансляции конкурса: nvx.francemusique.fr/concours-svetlanov

Официальный сайт Конкурса дирижеров имени Евгения Светланова: www.svetlanov-evgeny.com

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/06/item9461.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #30 : Июнь 26, 2014, 23:15:57 »
Пианист и дирижер Владимир Ашкенази: "Часто многие из нас являются жертвами животного начала"

В Париже открылся конкурс дирижеров им. Светланова

http://www.mk.ru/culture/2014/06/26/pianist-i-dirizher-vladimir-ashkenazi-chasto-mnogie-iz-nas-yavlyayutsya-zhertvami-zhivotnogo-nachala.html

Это поистине главное музыкальное событие парижского лета - в только что реконструированном концертном зале Радио Франс открылся III международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова, по итогам которого - в частности - руководитель филармонического оркестра Радио Франс маэстро Мюнг-Вун Чунг выберет себе дирижера-ассистента. О грандиозности события свидетельствует хотя бы тот факт, что на конкурс было прислано 507 видеозаявок, из которых легендарный артдиректор Рене Керинг отобрал лишь 18 участников (четверо из России).

...Жеребьевка позади - идет первый тур. В течение 15-20 минут каждый кандидат демонстрирует свое виртуозное "владение" оркестром на примере заранее выбранных опусов. Самому молодому участнику - 27 (Иван Чередниченко, Украина), самому возрастному - 38 (Леандро Карвальо, Бразилия - Италия). И пока ребята готовятся к очередному выходу корреспондент "МК" терзает бессменного председателя жюри - легендарного пианиста и дирижера Владимира Ашкенази.

- Владимир, есть ли в стане дирижеров какие-то серьезные проблемы? Ну говорят же - "а где большие маэстро? А где Тосканини, где Караян?"

- Отвечу так. Когда я смотрю на человечество, то прихожу к выводам... не очень положительным. Если вы думаете, что все знаменитые дирижеры были гениями, - это ошибка. Это не так. Да, они стали звездами, но потому... что у них была воля и поистине животная первобытная сила. Жажда жизни, успеха, известности.

- Вы упомянули слово "животная"...

- Хоть мы и люди, но происходим из животного мира, не так ли? У нас есть разум, а есть сердце. Но как эти две вещи регулируется, и какая складывается пропорция - мы не знаем. Часто многие из нас являются жертвами животного, а не человеческого мира. Кстати, это явление бывает вполне успешным: потому что в таких людях много животной энергии - и то они делают, и это делают. И все говорят - "ах, какой молодец". Но серьезной, существенной положительной миссии я в них не вижу. Да, они были по жизни успешными, и оркестры у них хорошо играют, но доставили ли они нам духовной пищи?.. Не всегда .

- А публика понимает это?

- Тоже не всегда. Так что вопрос ваш сложный. Успешных людей в разных областях полным полно. Но нам с вами они мало что дают, вот в чем дело. Я не хочу называть никакие фамилии и имена, не в этом дело. Я говорю о человечестве в общих чертах. Почему на таком маленьком земном шарике столько трагедий? Почему мы себя так ведем? Почему мы не можем иметь мир и уважение к друг другу? Я много об этом думаю, но прийти ни к каким выводам не могу.

- Происхождение дирижера имеет значение - из солистов ли он пришел в профессию или изначально учился на дирижера?

- Самое главное - чтобы человеку было что сказать. А это дарование от природы. Одной музыкальности тут мало. Надо уметь идти от духа композитора. А это не у всех получается. Увы, часто человек, будучи инструменталистом, взмахнет палочкой "раз-два-три" - а оркестр играет, и человек думает, что у него прекрасно все получается. Допустим, Рахманинов был исключением - гениальный композитор, исполнитель, да и дирижер неплохой - операми дирижировал. Даниил Баренбойм - и пианист замечательный, и дирижер.

- Для молодых российских музыкантов до сих пор актуален вопрос эмиграции... Это большая трагедия или в современном мире всевозможные перемещения не имеют никакого значения?

- Второе. Не имеет значения. В Советском Союзе, как вы знаете, свободы передвижения не было. Равно как и других свобод. Потом страна изменилась, люди, естественно, хотят посмотреть мир, хотят остаться в других странах. И это нормально. А потом в какой-то момент люди скажут - "а не плохо бы вернуться в Россию". Все непредсказуемо. Наша планета маленькая, цивилизованных стран много, но я хотел бы, чтоб их стало еще больше. Не буду вдаваться в подробности, но вы мой намек поняли. Все еще довольно сложно. Может когда-нибудь мы сможем избегать войн и революций.

- Для писателя отрыв языка - трагедия. А для музыканта?

- Писатели безумно зависят от менталитета и окружения. Поэтому, переехав в другую страну, он вряд ли будут успешными. Я не писатель и не композитор; исполнителям ассимилироваться гораздо легче. Я еще до отъезда из СССР неоднократно концертировал на Западе. Хотя поначалу и подумать не мог, что когда- нибудь уеду. Но получилось так, что я женился на западной девочке. И у меня ушло всего несколько месяцев на то, чтобы понять что тут и как. Быстро освоился.

- Как часто вам приходится говорить по-русски?

- Постоянных контактов очень мало. Хотя я читаю русские книги. И никогда не делаю ошибок в произношении и при написании. У меня всегда были пятерки по русскому. Моя учительница была мною горда.

- Все мечтают вас снова увидеть за роялем на концерте... Ваше первое амплуа многим не дает покоя.

- Вы не поверите, но я занимаюсь каждый день. По два часа. Сегодня вот на этом самом рояле в Радио Франс занимался с 10.30 до 12.30, и устал.

- А вот бы провести открытую репетицию...

- Я планирую записать СD Скрябина. Потому что скоро будет 100 лет со дня его смерти. Уже выбрал репертуар - но многих сочинений еще не играл, и они довольно трудные, потому что у меня руки небольшие. У Скрябина рука немножко больше, чем моя и он, знаете, так "летал по клавиатуре", - помните, он всегда хотел вырваться из окружения, всегда стремился к взлету, к взлету!.. Помню, как перед знаменитым конкурсом в Брюсселе, мы - кандидаты - играли для профессоров в Москве. Это 50-е годы. Я выбрал Пятую сонату Скрябина. Трудная вещь. И вот сидел один старый профессор, ворчал: неплохо ты сыграл, но вот пытаешься взлететь-взлететь, а не можешь взлететь! Это нужно чувствовать.

- Последний вопрос: как вам уровень Светлановского конкурса?

- Тут все замечательно: и оркестр прекрасный, и новый зал... Причем, оркестр гибкий и гибкий он именно на высоком уровне. Что до участников - жюри только проводят первые совещания и всех секретов я вам раскрывать не буду.

Ян Смирницкий

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26557 от 27 июня 2014
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Рахманинов-дирижёр
« Ответ #31 : Июнь 27, 2014, 00:55:50 »
Часто многие из нас являются жертвами животного, а не человеческого мира. Кстати, это явление бывает вполне успешным: потому что в таких людях много животной энергии - и то они делают, и это делают. И все говорят - "ах, какой молодец". Но серьезной, существенной положительной миссии я в них не вижу

Яркая оценка! Перед глазами прям сами собой возникли некоторые представители животно-музыкального мира, которых я видел множество на протяжении жизни. В этом он прав.

Допустим, Рахманинов был исключением - гениальный композитор, исполнитель, да и дирижер неплохой - операми дирижировал. Даниил Баренбойм - и пианист замечательный, и дирижер

"Неплохой"! А вот это слишком панибратски по отношению к Рахманинову, которого современники называли дирижёром божьей милостью и уподобляли Малеру и Колонну. "Операми дирижировал" ! Да "Пиковая дама" была признана шедевром его дирижёрства - достаточно сказать, что однажды в этой опере под его управлением пел Шаляпин (Томского).
И уж поставить рядом с Рахманиновым Баренбойма - это верх безвкусицы! Какая пошлость.
Какой всё-таки в глубине души мелкий человек этот Ашкенази.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #32 : Июнь 30, 2014, 13:59:50 »
Победителя Конкурса дирижеров Светланова не оказалось

http://newsmuz.com/news/2014/pobeditelya-konkursa-dirizherov-svetlanova-ne-okazalos-31518

Первую премию Третьего Международного конкурса дирижеров имени Светланова, завершившегося 28 июня 2014 года в Париже, не присудили решением жюри во главе с маэстро Владимиром Ашкенази.

Вторую премию (10 тыс. евро) и Приз зрительских симпатий получил 33-летний китаец Лио Куокман. Третью премию (5 тыс. евро) вручили 33-летнему британцу Самюэлю Берстину. 30-летний эстонец Михаил Герц и 33-летний финн Калле Куусава стали дипломантами конкурса и получили его почетные дипломы.

Специальный приз главного дирижера и музыкального руководителя Филармонического оркестра Radio France Мюнг-Вун Чунга - контракт "молодого дирижера" получил Лио Куокман. 26 сентября 2014 г. он встанет за пульт Филармонического оркестра Radio France. Концерт, посвященный Евгению Светланову, пройдет на сцене Концертного зала Pleyel в Париже. Программу вечернего клавирабэнда составят Вторая "Еврейская" рапсодия Светланова, Концерт для скрипки с оркестром Беньямина Юсупова и Пятая симфония Шостаковича. Солистом выступит российский скрипач Вадим Репин.

Конкурс дирижеров имени Светланова учрежден в 2007 году и впервые прошел под прямым патронатом Великого Герцога Генриха Первого в Люксембурге. Второй раз его провели в Монпелье спустя три года. Россиянам пока не удалось выйти в финал престижного состязания. Из четверых наших соотечественников только Станислав Кочановский дирижировал во втором туре третьего конкурса.

Работу лауреата 2010 г. - 30-летнего британца Роберта Тревиньо можно увидеть воочию на исторической сцене Большого театра как раз в эти дни. Он дирижирует оперой Верди "Дон Карлос". После демарша бывшего музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа ему доверили премьеру 17 декабря 2013 г. и теперь пригласили продирижировать летней серией спектаклей еще раз.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #33 : Июль 03, 2014, 11:47:14 »
«Как-то получилось, что я стал дирижировать очень прилично»

3 июля 2014, 11:04   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

http://izvestia.ru/news/573314

Владимир Ашкенази — о даровании и о том, что делать людям, у которых его нет

III Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова в Париже раздал награды, но не все: вторая премия досталась Лио Куокману из Макао, третья — британцу Самюэлю Берстину, а первую законсервировали до лучших времен. О том, как отличить хорошего молодого дирижера от плохого, «Известиям» рассказал бессменный председатель жюри Владимир Ашкенази.

— Вам нужно видеть глаза и руки дирижера, чтобы оценить его мастерство?

— Честно говоря, можно совсем не смотреть. Когда всё плохо, смотреть нет смысла. Я слушаю, слежу по музыке. Поднимаю глаза на молодого дирижера, только когда есть намек на то, что он станет лауреатом и я смогу ему чем-нибудь помочь, что-нибудь подсказать.

— Насколько возможно научить дирижированию? Это в большей степени дар или ремесло?

— Во всех профессиях, во всех наших действиях главное — дар. Даже в отношениях между людьми: у кого-то от природы есть понимание, как себя вести, что нужно делать, а у кого-то нет. Часто бывает, что у человека есть любовь к искусству, но дарования нет, а делать ему что-то хочется. Он может развить какие-то свои способности и возможности и даже делать положительные вещи в искусстве. Но дарование всегда видно издалека, и ему научить невозможно. Я всё время об этом думаю. Знаете, столько дирижеров я видел на конкурсах: многие делают одно и то же, а звучит абсолютно по-разному! И как помочь, не знаешь. Потом видишь: вот тут есть дар от природы, вот этому человеку помочь можно. Чуть-чуть помочь. Проследить, подтолкнуть.

— Согласны ли вы с мнением, что дирижирование — профессия второй половины жизни?

— Очевидно, что мы используем свой человеческий опыт в искусстве. Известно, что Моцарт сочинял замечательные произведения, будучи совсем юным. Но Реквием! Последние фортепианные концерты! Это же гораздо более высокий уровень. Когда есть и дарование, и опыт — вот замечательная комбинация.

— Как вы в целом оцениваете уровень нынешнего поколения дирижеров?

— Пропорция талантов и гениев всегда примерно одинакова. А на каждом конкретном конкурсе всё зависит от мелких вещей: кто-то не сумел приехать и так далее. Иногда бывает два-три особенных дарования, иногда вообще никого нет.

— В среде музыкантов принято ругать инструменталистов, переквалифицировавшихся в дирижеров. Как вы считаете, дирижер изначально должен учиться на профильном факультете?

— Вы знаете, мне неудобно отвечать на этот вопрос. Как-то получилось, что я стал дирижировать довольно прилично. Среди моих друзей, например, Даниэль Баренбойм, отличный дирижер, который всегда был пианистом. Почти все сначала учатся играть на каком-то инструменте и лишь потом становятся дирижерами. Многие из нынешних маэстро очень хотели сделать карьеру инструменталиста, но не получилось, и они сказали себе: «Тогда я стану дирижером». И им удалось: они понимают музыку, могут объяснить, как ее исполнять, и это дает результат.

— Ваши гастроли с Сиднейским оркестром в России сорвались. Планируете ли вы выступить на родине в ближайшем будущем?

— Руководство Московской консерватории пригласило меня принять участие в праздновании ее 150-летия, и я с удовольствием это сделаю: поработаю с молодежным оркестром консерватории. Это будет в мае 2015 года.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #34 : Июль 14, 2014, 21:44:29 »
В Москве появится улица Евгения Светланова

15 июля в 12.00 в сквере напротив нового здания библиотеки МГУ состоится мероприятие по поводу появления в столице улицы, названной именем великого русского дирижера Евгения Федоровича Светланова.

Событие планируют посетить префект Западного округа А.О. Александров, ректор МГУ В.А. Садовничий, ректор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова В.И. Ворона и др. Организаторы установят памятную доску.

26 сентября 2013 года постановлением Правительства г. Москвы проектируемому проезду № 3538, расположенному на западе города, было присвоено имя дирижера Е. Светланова. Улица Е. Светланова проходит от Ломоносовского проспекта на юго-запад столицы  и  поворачивает к Раменскому бульвару.

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/07/item9544.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #35 : Июль 14, 2014, 22:31:49 »
Ну конечно, ради Солженицына, который и "писателем" настоящим никогда не был, а пробавлялся на уровне средней журналистики с её дешёвым пафосом и, как апофеоз, в дружном коллективе политиков развалил страну, центральные улицы переименовывают, а для великого дирижёра, который всю жизнь на эту страну горбатился и составлял её славу, подходящего переулка не нашлось. От Светланова остались великие записи, а что осталось от писак-антикоммунистов? Геростратова слава?
Нет в мире совершенства.
Я предлагаю назвать именем Светланова центральную улицу, а Солжу хватит и проектируемого проезда. Тем более, что пройдёт время, и потомки наши Исаича проклянут как Иуду, а имя Светланова переживёт века.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #36 : Июль 17, 2014, 00:10:05 »
В районе МГУ официально открыта улица Евгения Светланова

http://www.mk.ru/culture/2014/07/15/v-rayone-mgu-oficialno-otkryta-ulica-evgeniya-svetlanova.html

Народный артист Евгений Герасимов: «Лично для меня Евгений Федорович стоит в ряду таких деятелей как Станиславский и Шаляпин»

От Ломоносовского проспекта (мимо библиотеки МГУ) вплоть до Раменского бульвара теперь проходит новая, зеленая, довольно длинная улица, названная в честь выдающегося дирижера Евгения Светланова, долгое время возглавлявшего Госоркестр СССР. Яндекс эту улицу уже «видит», хотя все жилые дома, стоящие на Светланова, пока еще официально относятся к Мичуринскому проспекту.

Поэтому чтобы зафиксировать в умах горожан новый городской объект, было принято решение в сквере, идущем параллельно улице, поставить гранитную памятную табличку — «улица названа в честь...». Позже, когда общежитие МГУ будет достроено, табличку переместят из сквера прямо на дом.

Разумеется, без доброй воли вдовы Евгения Федоровича — Нины Александровны, без конкретных инициатив Светлановского Фонда, без решений Мосгордумы, префектуры Западного округа ничего бы не случилось. Территория за библиотекой МГУ — только осваивается, и еще несколько лет назад здесь проходил узкий проектируемый проезд, по которому большей частью ездила строительная техника. Теперь это — прекрасная зеленая улица, идущая перпендикулярно Ломоносовскому и параллельно Мичуринскому проспектам.

Ровно в полдень для открытия таблички (и улицы) в Светлановском сквере собрались представители прессы, народный артист и депутат Евгений Герасимов, главный детский невролог Татьяна Батышева (много делающая для нужд жителей Западного округа), зампрефекта ЗАО Константин Сидячев, ректор Московской консерватории Александр Соколов.

Народный артист Евгений Герасимов:

— Время идет, но день ото дня величие этого человека, понимание того вклада, который Светланов внес в культуру, только растет. Лично для меня Евгений Федорович стоит в ряду таких деятелей как Станиславский, Шаляпин, Рахманинов, Шостакович. Он и дирижер, и пианист, и композитор, и если представить себе всю ту работу, которую он сделал в музыке — равных ему (это мое мнение) нет. И сегодня — не столько даже для него, сколько для нас, для будущих поколений — мы открываем памятную доску: новая, прекрасная улица у информационного центра МГУ названа именем Светланова.

Я очень рад, что принимал в этом участие — мы искали эту улицу, и тут всё совпало — Светланов был почетным профессором МГУ.

Главный детский невролог Татьяна Батышева:

— Всё забывается, а имя великого Светланова не забудется никогда. Теперь есть улица его имени, сквер его имени, а значит — у наших детей есть будущее.

Ректор Московской консерватории Александр Соколов:

— Несмотря на то, что уже есть мемориальная доска на доме, где жил Евгений Федорович (он находится неподалеку от консерватории), мы очень рады тому, что новая улица в новом районе будет носить его имя — здесь нет какого-то переименования, нет конфликта между прошлым и настоящим, а есть лишь желание распространить весть о великом современнике. Для каждого, кто знал Светланова, он останется в памяти как очень многогранная личность, движимый всепоглощающей страстью, связанной не только с его музыкантской жизнью, но и жизнью «бытовой» (вспомнить о его страсти к рыбалке, например).

И я благодарю Фонд Светланова и лично Нину Александровну за все их инициативы (одно издание и распространение масштабной светлановской антологии чего стоит), будем сотрудничать и дальше.

...После добрых слов белая лента с доски была торжественно снята, и фланирующие с колясками мамы с любопытством останавливались около нее, обнаруживая имя великого музыканта.

Ян Смирницкий
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #37 : Июль 24, 2014, 13:09:00 »
Калининградской филармонии присвоили имя дирижера Евгения Светланова

http://www.kp.ru/online/news/1800581/

Впервые об этом заговорили еще в начале этого года, инициатором стала сама филармония. Идею поддержали Союз концертных организаций России и лично вдова знаменитого российского маэстро Нина Николаевна Светланова. И вот, в соответствии с приказом минкультуры Калининградской области нашей филармонии, которой в этом году исполняется 55 лет, присвоено имя выдающегося отечественного дирижера Евгения Светланова.

— Меня спрашивают – почему Светланов, ведь он не связан с Калининградом? Важно, что мы продвигаем имя этого замечательного музыканта. Наша калининградская культура еще только складывается. У нас есть школа имени Шостаковича, который тоже в Калининграде не работал, есть школа имени Дунаевского, колледж Рахманинова, - говорит директор филармонии Виктор Бобков. – Светланов – выдающийся человек, его именем назван один из самолетов «Аэрофлота» и малая планета № 4135.

Кроме того, имя Светланова в 2006 году присвоено Государственному академическому симфоническому оркестру. Его и ждут с большим концертом в Калининграде 1 октября.

В филармонии к переименованию готовятся: в фойе повесят портрет Светланова, а в 2015 году в подвальном помещении здания откроют репетиционный класс и малый концертный зал, который назовут Светлановским.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #38 : Июль 28, 2014, 16:19:15 »
Памяти Е. Ф. Светланова.

Госоркестр имени Светланова,
Михаил Юровский, Вадим Глузман
6 сентября 2014, начало в 19:00
Большой зал консерватории

http://meloman.ru/concert/pamyati-e-f-svetlanova/
     
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Дирижер – Михаил Юровский
Вадим Глузман (скрипка, Израиль)
В ПРОГРАММЕ:
Й. Гайдн
Симфония № 38 («Эхо»)
Прокофьев
Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Брукнер
Симфония № 9
« Последнее редактирование: Июль 28, 2014, 17:12:12 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #39 : Ноябрь 14, 2014, 23:41:12 »
Его музыки мощь богатырская

http://www.mk.ru/culture/2014/11/14/ego-muzyki-moshh-bogatyrskaya.html

Филармонии в Калининграде присвоили имя Светланова

...Феноменальная вещь: музыкальная слава прославленного дирижера Евгения Федоровича Светланова ширится и после его кончины: его именем назван большой зал Дома музыки (там же установлен бюст), недавно в районе МГУ появилась его улица, а теперь... эстафету подхватывает уникальная (находящаяся в кирхе) Калининградская филармония с прекрасной акустикой. Там в честь Е.Ф. играет Госоркестр (худруком которого Светланов был долгие годы), а местные оркестры готовы разучивать партитуры собственных светлановских произведений.

Одних выдающихся после смерти называют слугами музыки, других — ее рыцарями, Светланов же был настоящим богатырем, заражающим своей страстью всех вокруг. И народ это помнит. И мы звоним директору Калининградской филармонии Виктору Бобкову:

— Для нас высокая честь взять себе имя прославленного музыканта, — говорит Виктор Васильевич, — Светланов — это визитная карточка отечественной музыкальной культуры второй половины XX века. Един в трех лицах: выдающийся дирижер, очень интересный композитор, прекрасный пианист. Мне посчастливилось быть на его концертах — до сих пор мурашки по коже, мощнейшее впечатление...

— Так вы же сами по специальности — дирижер. Как бы охарактеризовали манеру Светланова?

— Евгений Федорович — ярчайшее проявление русской дирижерской школы. В его руках была заложена богатырская мощь, что и было слышно в звучании оркестра. При этом — предельная утонченность в деталях. Уникальное владение формой сочинения. Трепетное отношение к композиторскому замыслу: четкое воплощение внутреннего сценария — подвести к кульминации, четко ее обозначить, создать контрасты. И сохранившиеся светлановские записи я считаю эталонными: именно так должна звучать эта музыка. Уж пусть не обижаются другие дирижеры и другие оркестры. Причем творческий подвиг Е.Ф. связан не только с хрестоматийной музыкой Чайковского...

— Он много работал с куда менее исполняемыми русскими классиками...

— Совершенно верно: пропагандировал несправедливо забываемого Мясковского (основоположника советского симфонизма), и более ранних — Танеева, Ляпунова, Аренского. Играл их опусы с высочайшим мастерством. А почему для нас важно называться именем Светланова, — тут все просто: наш регион географически отрезан от России — вокруг Германия, Литва, Польша. И здесь в культурном смысле происходят очень своеобразные процессы — Калининград ассоциируют с Кантом, Гофманом, Отто Николаи, Вагнером... А хочется утвердить здесь и российское присутствие. Причем навсегда. Подчеркнуть, что это — российская земля и здесь развивается и увековечивается в первую очередь наша культура. А Светланов — это, если угодно, символ лучших завоеваний СССР, России в культурной области. И его имя нас обязывает теперь к новым достижениям.

— Предполагает ли это более тесный контакт в будущем с Госоркестром?

— Я очень на это надеюсь — на будущие гастроли, мастер-классы. Ведь на первом концерте, когда исполнялись произведения самого Светланова, зал был набит битком — этого следовало ожидать. Кстати, недавно от вдовы маэстро — Нины Александровны мы получили уникальную музыкальную антологию (там все светлановские записи с Госоркестром), а также — ряд партитур Е.Ф., среди которых струнный квартет, квинтет для духовых, остроумные «Деревенские вечера», симфоническая поэма «Калина красная» и другие. Все это мы будем исполнять силами двух наших прекрасных оркестров — камерного и духового. Так что с удовольствием вас приглашаю!

Ян Смирницкий
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #40 : Ноябрь 14, 2014, 23:50:01 »
Сегодня слушал ГАСО имени Светланова - на мой взгляд, играют достойно. Но предполагаю, что их вымуштровал ещё Горенштейн :)) Сказалось ли мудрое руководство Владимира Юровского и если да, то в чём именно, определить затрудняюсь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #41 : Декабрь 05, 2015, 21:13:16 »
«Светланов будил в каждом солиста!»

В канун юбилея Госоркестра «МК» вспоминает о великом дирижере

http://www.mk.ru/culture/2015/12/04/svetlanov-budil-v-kazhdom-solista.html
Che mai sento!

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #42 : Апрель 16, 2017, 22:14:36 »
На фирме "Мелодия" в скором времени появится Антология русской музыки, которую создал Евгений Федорович Светланов.

http://melody.su/catalog/classic/36985/

Так же осенью будет издано продолжение этого замечательнейшего собрания. Причем будут изданы очень редкие записи:

"Фирма «Мелодия» расширяет временные границы, заданные в «Антологии» Светланова. Осенью 2017 года ожидается выход второго комплекта «Антологии» с полным собранием оркестровой музыки Глазунова, сочинениями Рахманинова и Скрябина, 14 симфониями Мясковского, записями классиков советской музыки – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, а также избранными сочинениями отечественных композиторов ХХ столетия (Щедрина, Эшпая, Хренникова, Вайнберга, Глиэра, Ан. Александрова, Галынина, Компанейца, Р. Бойко), большинство из которых публикуются впервые."