Автор Тема: Рихард Штраус, "Саломея" в Мариинском театре, премьера 9 февраля 2017 года  (Прочитано 3309 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Рихард Штраус, "Саломея"
Театр Мариинский-2, Санкт-Петербург, премьера 9 февраля 2017 года

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто композитора по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман

Режиссер-постановщик – Марат Гацалов
Дирижер-постановщик – Кристиан Кнапп
Художник-постановщик – Моника Пормале
Художники по костюмам: Роландс Петеркопс, Марите Мастина-Петеркопа (MAREUNROL'S)
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Катрина Нейбурга
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер – Валерий Гергиев
Партии готовят:
Саломея – Евгения Муравьёва, Елена Стихина, Млада Худолей
Иоканаан – Евгений Никитин, Эдем Умеров, Вадим Кравец
Ирод – Андрей Зорин, Олег Балашов, Андрей Попов
Иродиада – Ольга Савова, Лариса Гоголевская, Елена Витман, Наталья Евстафьева

9 февраля - дирижер Валерий Гергиев
10 февраля - дирижер Кристиан Кнапп
28 февраля - дирижер Валерий Гергиев
31 марта - исполнители будут объявлены позднее.

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/2/9/2_2000
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2017, 09:02:26 от kineskop »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Буду там 10 февраля, к сожалению, на первый состав не попадаю :'(
Будем надеяться, что кто-нибудь из участников форума побывает на сегодняшней премьере, и поделится впечатлениями.

Оффлайн Elka

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
9 февраля (начало в 20:00), в главных партиях выступят Елена Стихина (Саломея), Вадим Кравец (Иоканаан), Андрей Попов (Ирод) и Лариса Гоголевская (Иродиада). Дирижировать будет Валерий Гергиев.

10 февраля (начало в 19:00), в главных партиях выступят Евгения Муравьёва (Саломея), Эдем Умеров (Иоканаан), Олег Балашов (Ирод) и Ольга Савова (Иродиада). Дирижировать будет Кристиан Кнапп.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
9 февраля (начало в 20:00), в главных партиях выступят Елена Стихина (Саломея), Вадим Кравец (Иоканаан), Андрей Попов (Ирод) и Лариса Гоголевская (Иродиада). Дирижировать будет Валерий Гергиев.

Karl Buratinovich
20 ч ·
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/1278116068943020?pnref=story

В Мариинке – третье пришествие «Саломеи». После давнишней – приличной, но стандартной – версии американки Джулии Теймор (когда Казарновская еще не сошла с ума) недолго продержалось нудистское британо-израильское мыло Дэвида Фримена с пальмами и песочницей, напоминавшее мормонские комиксы для скаутов (помню чудесное название рецензии в Коммерсанте – «в Мариинском театре показали голую женщину»). И вот сегодня – концептуальный спектакль Марата Гацалова, которого я совсем не знаю.

В бывших императорских коридорах в последнее время угнездился принцип «поскользнулся – упал – очнулся – смотрю: Мариинка – не зайти ли чтонить тут поставить?». Любой прохожий получал деньги «под отчет», ехал в хозмаг, покупал там уцененку (полиэтилен садовый, брус некондиционный, бронежилет китайский, книжку «как перестать беспокоиться и поставить оперу за 5 минут» и проч), после чего появлялась очередная «премьера», умиравшая прямо во время презентации спектакля.

Новую «Саломею» можно похвалить за то, что она амбивалентна и в кои-то веки не случайна. И поругать за это же – за отсутствие безумия и почти идеальную рассудочную структурированность. Режиссер и примкнувшие к нему димусики, будучи людьми со здоровой психикой, видимо решили, что страсть в наше неспокойное время тотального нарушения нейромедиаторного баланса, должна быть спроецирована на сцену строго френологически – как сегментарный набор отдельных патологий, каждой из которых отведена своя ниша. В итоге на сцене – светящиеся короба, образующие слово «СОН» (наивный лексический «могучизм» я бы решительно изменил – из трех букв можно составить слова и пополисемантичней, гы), а в коробах – разные группы «тараканов»: белые, черные, красные; пугающе шизофреничные, недвижимые, с размытыми очертаниями – химеры, населяющие бессознание.

В этих же ячейках мечутся все персонажи оперы, но в отличие от тараканов, все они одеты строго в белое, отчего совершенно не дифференцируются. Ясно, что тотальный неоновый БЕЛЫЙ в лоб зрителю – что может быть патологичнее, галлюцинаторнее (а заодно и антиклерикальнее – говорят, что «философы» в психушках, склонные к религиозному бреду, «рисуют» именно белые листы). Но все же «девственно-мукомольный оттенок» поначалу придает сборищу оттенок клоунады. Единственный герой в ЧЕРНОМ – Иоканаан (нехаризматично спетый В. Кравецом): он типа сгустился до некоей самости, непрозрачен. Где появится КРАСНЫЙ – легко догадаться. Соблазнительный танец героини грамотно решен в духе Гринуэя – во всю высоту сцены транслируются эротические киноабрисы, покрытые красивыми буковками и архитипическими значками цивилизационных помутнений.

В общем, всё почти на месте, но спектаклю, по-моему имху, не хватило трех вещей:

1) СТРАСТИ (Гацалов накануне вещал что-то про выражение им столкновения «новых идей» в современном мире – не оч понял, каких именно);

2) НАЧАЛА – чо мы, собственно, заявляем – комедию масок или провал в бессознание? длительная субтильность прелюдии дюже расхолаживает;

3) КОНЦА – контрольного выстрела, все равно куда – в мозг или в сердце. А какой катарсис без выстрела? В итоге вся беременность спектакля вышла немного ложной, а финальная Саломея так и не отрезала никому голову.

Оркестр в целом соответствовал Штраусу в силу присутствия Гергиева, дюже голосистая Саломея спокойно покрывала благим матом огромный оркестр (многообещающая дебютантка Елена Стихина), оч неплох был Ирод (Попов). Не задалась Иродиада-Гоголевская – ни стоном, ни жестом.

В общем, любопытно, но холодновато.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Лодягина
https://vk.com/wall41653659_29840

Саломея. Рихард Штраус.
Оскар Уайльд.
Мариинский-2. 09.02.17

Премьера имела оглушительный успех.
Вокально-инструментальное представление было исполнено глубины и величия. Прекрасные сильные голоса, приморская находка — сладкозвучная русалка Елена Стихина, великий и грозный Пророк, что малейшим наречется в Царстве Божием, евангельские тексты, наш выдающийся в превосходной степени маэстро Валерий Абисалович за пультом и огромный, поражающий звучанием оркестр — всё оказалось величественным, великолепным, потрясающим.

С самого начала оперы повеяло влажной чувственной насыщенной атмосферой востока. Бархатная черная ночь, бледная луна, странные выбеленные люд в множестве странных многослойных белых одежд, прекрасная луноликая принцесса с царственными манерами завораживали некой сюрреалистичной красотой. Конструкция в центре, то ли буквы СОН, то ли просто ячейки общества, где у каждого есть выбранное им место, окошечки то прозрачные, то матовые, то светятся, то погружены во тьму должны были, наверное, символизировать человеческую жизнь, аксиому, что у каждого есть своё место в жизни.

У всех, кроме Иоканаана, выбеленные лица — сразу вспоминается грозное обличение: как гробы побеленные, снаружи украшенные, а внутри полные нечистот. И нежная принцесса в итоге оказывается страшным чудовищем всего лишь ради чувственной страсти. Пророк велик, грозен, чист, его обличения страшны, но полны надежды на спасение при условии поиска Сына Божия.

Танец семи покрывал оставил ощущение непонимания. Да, оказывается Р.Штраус призывал к неистовству в оркестре, но не на сцене или рядом с ней; оказывается, он видел танцовщицу статичной, и не она кружится в вихре танца, а весь мир кружит вокруг неподвижной танцовщицы. Оказывается, танец в опере — это отдельное явление, момент перехода к катастрофе, когда смертоносная энергия персонажей накопилась и изливается в танце через край...

Но всё же мельтешение на экране военных парадов, рушащихся зданий, истощенных детей — на фоне почесывающегося женского тела, как-то не совсем доходчиво. Что же имел ввиду режиссёр?..

Вопрос открыт.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Татьяна Беленькая
сегодня в 14:43
https://vk.com/wall182487847_1835

09.02.2017. Мариинский-2, премьера оперы «Саломея» Рихарда Штрауса, режиссер Марат Гацалов.

Премьеру «Саломеи» ждали, волновались, и, в итоге, вполне удачный спектакль получился! Спорный? Да! Интересный? Безусловно! Как всегда, многим любителям оперы пришлось слушать с закрытыми глазами)). Благо, оркестр и маэстро были прекрасны. А я вот если плохо вижу, то и слышу не очень)). Поэтому глаза держала открытыми, и очень многое мне понравилось!

Ну, во-первых, Елена Стихина (Саломея). Отважное сопрано с очаровательным лицом и потрясающим голосом. Уверена, очень немногие оперные певицы смогут делать то, что делала она вчера. Она рискнула и, по всей видимости, зажгла свою звезду на петербургской сцене Мариинского театра! Во-вторых, Андрей Попов. Я обожаю этого артиста, и вчера его Ирод был убедителен и омерзителен в своей шизофрении. Надо сказать, что артистам по ходу спектакля пришлось перемещаться по трехэтажной, очень высокой конструкции. Не всем это давалось легко, например, Ларисе Гоголевской (Иродиаде) было очевидно просто страшно в некоторых моментах. А Попов и Стихина вообще не замечали этой высоты!

Наоборот, создалось ощущение, что эти неуклюжие сооружения им помогали. Насколько впечатляющей была мизансцена, в которой Саломея стояла и светила луной с какой-то невообразимой высоты! Хочу отметить выступление Шоты Чибирова (Иудей), солиста Академии, очень была рада увидеть и услышать его в премьере)). Иоканаана не хватило, все время представлялся в этой роли Евгений Никитин.

Конечно, спектакль со временем немного изменится, артисты привыкнут к декорациям, те будут скрипеть поменьше. Останется ли ощущение опасности? Ощущение, что спектакль «на грани»? Посмотрим, обязательно еще посмотрим))). Спасибо, Мариинский!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
http://opera-manka.livejournal.com/17558.html

Назад Поделиться
09.02.2017 Саломея в Мариинский-2

Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за $1.66 месяц!

Ирод – Андрей Попов
Иродиада – Лариса Гоголевская
Саломея – Елена Стихина
Иоканаан – Вадим Кравец
Нарработ – Александр Тимченко
Дирижер – Валерий Гергиев

Режиссер – Марат Гацалов. То, что новую постановку делает чисто театральный режиссер, немного напрягало: ну вот, опять будет что-то отдельное от музыки. Когда началось действие, первой мыслью было – придется ждать, когда что-нибудь напишут профессиональные критики, чтобы понять, что же хотел сказать режиссер. А потом появилась она, Саломея, и все странности в виде нелепых костюмов и многоэтажных конструкций из Тетриса постепенно отошли на второй план. Я так и не поняла, что какое отношение имеет слово «СОН» к происходящему к опере, может, это аббревиатура, а может, что-то напоминающее слова Пака из финала «Сна в летнюю ночь», но, если имелось в виду самое простое значение, то объяснений никаких не требуется. Надо было только позволить себе окунуться в предлагаемую вселенную, а дальше музыка и артисты несут до самого конца. Видеоряд и отсутствие собственно танца в «танце семи покрывал» оказались абсолютно подходящими к музыке и действию.

Елена Стихина – новое для меня имя и сразу в список «хочу еще». Ее Саломея – демон с нежным серебристым голосом, привыкла получать все, что хочет, и цена неважна. Попов - Ирод и Гоголевская - Иродиада, неприятные тембры, но это так подходит к их ролям. Семейные дрязги с привлечением зевак и заумных экспертов - что-то было в этом такое, бессмысленное, из телевизора. Но за всем этим, как фон, как совесть, которую не обмануть и не подкупить, был голос Иоканаана. Вадим Кравец звучал слишком ровно и как будто через вату, что-то странное было в этот вечер с акустикой, полнозвучно было слышно только тех, кто на авансцене, и, конечно, оркестр, который был просто великолепен.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Георгий Ковалевский
сегодня в 12:29
https://vk.com/wall1565131_1943

Действия
В Мариинке на новой сцене уже третья за последние 20 лет премьера "Саломеи" Р. Штрауса. Одна из самых радикальных в свое время опер, вызвавшая ажиотаж, сегодня - безусловная классика. Марат Гацалов и Моника Пормале решили в минималистичном пространстве сцены сделать ставку на статику. Вместо танца 7 покрывал - видеоклип, вместо отрубленой головы пророка - красные цветовые всполохи. Зато можно было полностью погрузиться в музыку. Оркестр играл стабильно прекрасно, Елена Стихина в главной партии - приятный сюрприз, вокальный марафон был пройден на ура. Из ярких фигур также бесподобный Андрей Попов, роли сладострастных негодяев получаются у него особенно хорошо
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Татьяна Беленькая
сегодня в 14:43
https://vk.com/wall182487847_1835

Премьеру «Саломеи» ждали, волновались

Прямо волновались? Ни есть, ни пить, ни спать не могли? ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Георгий Ковалевский
сегодня в 12:29
https://vk.com/wall1565131_1943

В Мариинке на новой сцене уже третья за последние 20 лет премьера "Саломеи" Р. Штрауса.

Ага, новой сцене 5 лет, поэтому точно за 20 лет там третья. Счетовод Вотруба! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Рихард Штраус, "Саломея".
10 февраля 2017 года, театр Мариинский-2



ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер –Кристиан Кнапп
Саломея – Евгения Муравьёва
Иоканаан – Эдем Умеров
Ирод – Олег Балашов
Иродиада – Ольга Савова
Нарработ - Александр Тимченко
Паж Иродиады - Екатерина Крапивина
Иудеи - Шота Чибиров, Владимир Бабокин, Андрей Илюшников, Станислав Леонтьев, Тимур Абдикеев
Назаретяне - Глеб Перязев, Михаил Латышев
Солдаты - Григорий Карасев, Григорий Чернядьев
Каппадокиец - Николай Каменский
Раб - Олег Лосев


Театр встретил чудесами в духе сказки о Царе Салтане. Первое чудо - огромная очередь перед входом. У охраны в очередной раз случился приступ бдительности, и они имитировали бурную деятельность, тщательно просматривая содержимое дамских сумочек, вплоть до просьб открыть баночки с косметикой. При этом связку ключей на цепочке, торчащую у меня из кармана штанов, и ножик-мультитул в кобуре на ремне они благополучно не заметили, а я и сам про него забыл, привык, что он у меня всегда на поясе. Так что при желании в театр можно пронести что угодно, хоть пистолет, хоть ракетницу. Только зачем?
Второе чудо ждало в фойе Стравинского - там квартет тромбонистов развлекал почтенную публику популярными мелодиями разных времен, от Россини до Гершвина, и продолжалось это до первого звонка.
В 19.00 случилось третье чудо - в зале по громкой связи сделали объявление, что по техническим причинам спектакль задерживается на 15 минут. Что с ними произошло? Когда задержка до получаса была у них чем-то таким, о чем надо объявлять?

Дальше чудес не было. Темная сцена, черный пол, матовые, подсвеченные изнутри короба в три яруса, образующие букву С, позже из глубины сцены выкатятся еще две буквы - "ОН".
В сцене, когда пророк трижды отвергает домогательства Иродиады, после каждой попытки передние стенки коробов одной из "букв" резко становятся прозрачными, и в них оказываются какие-то абстрактные, но при этом живые персонажи. На сайте мариинки фото как раз этой сцены.



Дальнейшее действие происходит на этих трех этажах. То Саломея поет на потолке этой конструкции, то в левом двойном окне появляются пять иудеев, бурно споря между собой и швыряя вниз страницы писания, не согласующиеся с их представлениями об истине, то Иродиада, пытаясь увидеть Саломею, чуть не по пояс высовывается  с высоты третьего этажа, напоминая при этом одеянием и лицом жену Бунши из "Ивана Васильевича", когда ее в психушку забрали. При этом во всех окнах сидели, стояли и лежали люди в белых одеждах рядом с огромными стопками бумаги, вызывая ассоциацию с пыльными скучными бухгалтерскими архивами. Люди живые, некоторые что-то листали и перекладывали из стопки в стопку.
Танец семи покрывал был отдан на откуп оркестру. На затемненные короба транслировались в большом увеличении черно-белые кадры то ли из какой-то эротики, то ли из кино "про немцев, но совсем не про войну" - из-за размазанной картинки подробности  остались неизвестны, одни намеки ;D. То и дело одно из окон становилось прозрачным, и в нем извивалась в танце девичья фигура, потом окно снова становилось матовым, и больше на сцене ничего не происходило.
Препирательства Ирода и Саломеи, капитуляция Ирода, истерика Саломеи...
Голову на блюде не принесли. Саломея обращалась к невидимой голове пророка, сидя на полу лицом к оркестровой яме. Финал абсолютно невнятный: внезапно появляется Ирод, "убейте эту женщину", все заливает красным светом, Саломея падает замертво, смазанные финальные аккорды, гаснет свет. Еще и какой-то зритель аплодировать начал раньше времени,  секунд на 5 - видимо терпения не хватило.
Очень понравился оркестр! После практически камерной "Новой оперы", это - феерия! Кристиан Кнапп - Браво!
Саломее сильно не хватало мощности голоса, Ирод вообще какой-то бледный во всех смыслах. Пророк неплох, но из-за режиссерских задумок почти всегда поет откуда-то из-за сцены. Больше всех понравилась Иродиада - просто изумительно исполнила роль. Жаль, конечно, что Ларису Гоголевскую не удалось увидеть, но Ольга Савова была прекрасна. Браво!



Дополнительные материалы: http://classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg188020#msg188020
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2017, 11:14:07 от kineskop »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«САЛОМЕЯ» РИХАРДА ШТРАУСА СНОВА В АФИШЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

ПРЕМЬЕРЫ 11 ФЕВРАЛЯ 2017 19:43   МАЙЯ КРЫЛОВА, С.-ПЕТЕРБУРГ

http://www.teatral-online.ru/news/17588/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Елена Левичкина
сегодня в 0:58
https://vk.com/wall7954147_1717

"Саломея"
1. Мне что-то в последнее время везет на скандальные постановки.

2. Я считаю, что где-то в первой трети любой оперы полезно кому-нибудь внезапно раздеться: меня лично это тут же избавило от необходимости бороться со сном.

3. Человека, отменившего в постановках Мариинки расшитые пышные костюмы, фанерные декорации и в целом ощущение сказки, нужно найти и отправить работать в заводскую бухгалтерию.

4. Конец мне понравился. Это был почти балаган.

5. Музыка и голоса бесподобны, тут нечего обсуждать.

(PS: костюмы явно навеяны одеянием народа из дельта-квадранта в "Звездном пути: Дальний космос - 9": 2/16)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Рихард Штраус, "Саломея".
10 февраля 2017 года, театр Мариинский-2



ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер –Кристиан Кнапп
Саломея – Евгения Муравьёва
Иоканаан – Эдем Умеров
Ирод – Олег Балашов
Иродиада – Ольга Савова
Нарработ - Александр Тимченко
Паж Иродиады - Екатерина Крапивина
Иудеи - Шота Чибиров, Владимир Бабокин, Андрей Илюшников, Станислав Леонтьев, Тимур Абдикеев
Назаретяне - Глеб Перязев, Михаил Латышев
Солдаты - Григорий Карасев, Григорий Чернядьев
Каппадокиец - Николай Каменский
Раб - Олег Лосев

Дополнительные материалы: http://classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg188020#msg188020

Большое спасибо! А вот по этой ссылке есть доп. материалы с премьеры
http://opera-manka.livejournal.com/17558.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Сон без головы

Гюляра Садых-заде

Стихина стала открытием и главной удачей спектакля; нечасто вот так, вдруг в оперный мир врывается сверхновая, доселе никому не известная звезда.

http://m.vedomosti.ru/newspaper/articles/2017/02/12/677271-son-golovi

Звезда! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Саломея» в Мариинском: Застрелиться или запомнить мелодию? (рецензия)

В авангардном варианте оперы Штрауса, поставленном Маратом Гацаловым, певцы значительную часть времени поют полулёжа

http://www.interessant.ru/culture/salomieia-v-mariinskom
Che mai sento!

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 48
Я тоже побывала на премьере.
Не буду повторяться,  впечатления от премьерной постановки выложены  в ЖЖ http://i-n-t.livejournal.com/19594.html.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
28 февраля
вторник
19:00
Саломея
одноактная опера

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер – Валерий Гергиев
Саломея – Елена Стихина
Иоканаан – Евгений Никитин
Ирод – Андрей Попов
Иродиада – Лариса Гоголевская

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/2/28/2_1900
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Марат Гацалов объявил Валерия Гергиева пророком

Премьера оперы Рихарда Штрауса "Саломея" в Мариинском театре

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2017-02-27/7_6936_marat.html
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
Не представляю, как Муравьёва может вытянуть Саломею. Голос приятный и чистый, но небольшой. В скромной партии Гутруны в "Гибели богов" она безнадёжно потонула за оркестром. Её потолок - Татьяна в "ЕО", на мой взгляд.
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2017, 22:00:30 от Надя »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Саломея» за семью покрывалами

В Мариинке — опера Рихарда Штрауса в прочтении Марата Гацалова. «Православные активисты» могут не беспокоиться: весь эротизм спрятан в современную видеоинсталляцию

Мария Бабалова

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/27/71623-salomeya-za-semyu-pokryvalami
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ольга Воронова
https://vk.com/wall141065558_1987

Мариинский театр. Рихард Штраус "Саломея". 28.02.2017.

"Я знаю, ты полюбил бы меня, потому что тайна любви больше, чем тайна смерти. Лишь на любовь надо смотреть."
("Саломея" Оскар Уайльд).

Последний день календарной зимы и знакомство с "Саломеей" Рихарда Штрауса в Мариинском театре. В самом начале отторжение предложенной сценографии, но быстрое приятие прочтения музыкальной драмы режиссером и согласие с полной условностью костюмов, оформления всего спектакля. Уайльд создал пьесу-притчу, библейский сюжет о жертвенности вечен и смыслов в нем бездна. Самые простые, читаемые - противостояние духовного и чувственного, вечный поиск ценностей. Переход человечества в новое восприятие Вселенной...Это очень личная история...для каждого. Жертва и осознание противоречия двух начал в человеке, античное слияние души и тела и христианское разделение на высокое (духовное) и низменное (чувственное), "упрощение" Великого Учения людьми... Будь Иоканаан немного снисходительнее к несчастной Саломее, живущей в неведение... Что знала она: только тот мир, который был перед ней. Ирод и Иродиада, порок вокруг, царская жизнь в душевном заточении. Несчастная приносит жертву - голову Пророка, но и сама Саломея - только жертва, а не источник зла...В обвинительных словах Иоканаана нет понимания. Чтобы обвинять, нужно пытаться понять, осмыслить, но Иоканаан у Уайльда схематичен, он не обладает великодушной мудростью...

Спаситель понимал, прощал, а где прощение у Пророка Иоканаана.... Только осуждения грехам... Тонкий психологически портрет Принцессы иудейской: желание любви, чувственность восприятия мира.... Мать мучается ревностью к собственной дочери, отчим мечтает сделать падчерицу царицей - ей противно все это. Мне в голову приходят такие оттенки мыслей: Ирод, да и его последователи презирают женщин. Ведь Иродиада и Саломея, будучи приближенными к трону, ничего не решают... Один приказ Владыки Ирода и смерть им, бывшим царицам и царевнам. Ирод видел в Саломее прекрасное, юное создание, способное развлечь его, а взамен предлагал ей только "мишуру": камни, половину царства... что еще может желать это юное существо, по мнению иудейского царя...А ей нужна Голова Пророка... Дочери Лилит мало земных благ, она презирает недалекого отчима...Узнав настоящую Саломею, Ирод испытывает к ней истинную ненависть и страх... Он отдает приказ: "Убейте эту женщину". Вот и вся власть над царем... В спектакле кроме противопоставления Саломеи и Иконаана есть еще и противопоставление двух героев: Ирода и Саломеи. Саломея сильнее отчима и он понимает это только в конце, после исполнения страшного обещания.

Великий спектакль. Лаконичность сценографии совпадает с музыкальной и оказывает гораздо бОльшее воздействие на зрителя, чем мог бы оказать условно воссозданный сценический восток. Елена Стихина просто потрясла меня своим изумительным, уникальным голосом. Всей игрой, проживанием своей Саломеи. Спасибо! Ирод и Иродиада (Андрей Попов и Лариса Гоголевская) - замечательное проникновение в образы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет mara_kar (mara_kar)
2017-03-01 21:30:00

"Саломея". Премьра в Мариинском.
С-Пб. Мариинский театр. Новая сцена.
28.02.2017

"Саломея" Рихарда Штрауса
Дирижер - Валерий Гергиев
Премьера. Третий спектакль.

http://mara-kar.livejournal.com/73000.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)

28.02.2017 Саломея в Мариинский-2
Ирод – Андрей Попов
Иродиада – Лариса Гоголевская
Саломея – Елена Стихина
Иоканаан – Вадим Кравец
Нарработ – Александр Тимченко
Дирижер – Валерий Гергиев

Билет брался в расчете на Никитина, но опять не сложилось. Было очень досадно, конечно.
Без возбуждения, свойственного премьере, спектакль смотрится спокойнее. Но Стихина-Саломея – это опять ощущение чуда. В сцену с головой добавили видеоряд с картинами по теме – простоватый прием, отвлекающий от музыки. В отличие от видеопроекции к танцу, не понравилось.

Опять приходилось напрягаться, чтобы слышать, как поет Кравец-Иоканаан. Не звучит он в этом зале, голос не летит к слушателю. Причем дело не в конструкциях на сцене, в недавнем Золоте Рейна, где он пел одного из великанов, была та же история. Обидно, потому что голос красивый и даже похожий на никитинский. Правда, слышно это только в записи.

По ссылке рукопись http://opera-manka.livejournal.com/19322.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сны о чем-то большем

Ая МАКАРОВА | МО № 2 (409) 2017

На Новой сцене Мариинского театра в очередной раз поставили «Саломею» Р. Штрауса, невообразимый и обожаемый скандал fin de siecle

http://muzobozrenie.ru/sny-o-chem-to-bol-shem/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
2017-05-01 11:04:00
http://opera-manka.livejournal.com/23036.html (по ссылке рукопись)

30.04.2017 Саломея в Мариинский-2
Дирижер – Кристиан Кнапп
Саломея – Евгения Муравьёва
Иоканаан – Евгений Никитин
Ирод – Андрей Зорин
Иродиада – Наталья Евстафьева

Ура, получилось! Получилось сходить на Саломею, в которой Иоканаан был не фоном, а полнокровным, настоящим действующим лицом. Его партия даже как будто оказалась больше, чем мне запомнилось по первым посещениям. Никитин-Иоканаан – не портрет в рамке, в его почти неподвижной, надменной фигуре обнаружилась огромная внутренняя сила и, как ни странно, динамика. А в тот момент, когда он обращается к Саломее с призывом бросить все и идти искать Мессию, в голосе появляется теплота. Подытожу: Саломея с Никитиным и без него – это два разных спектакля.

А вот Саломея Муравьевой сравнение со Стихиной выдержала на отлично. Нет, конечно, первая любовь не ржавеет, и при прочих равных я выбрала бы Саломею Стихиной, но и Муравьева звучала просто прекрасно. Ее героиня – не испорченное дитя, а женщина, которая осознает свою власть, пользуется ею для удовлетворения своих желаний и становится одержима, если сталкивается с превосходящей силой.

Оркестр в этот раз никого не жалел и временами немилосердно заглушал певцов. Больше всего это было заметно в случае Зорина-Ирода. Евстафьева оказалась хорошей Иродиадой, резкой и истеричной. А в целом мне показалось, что спектакль устоялся и «оброс мясом». Возможно, и я со своей стороны тоже накопила необходимую массу прослушиваний, чтобы принять и прочувствовать это произведение. Даже появилось намерение расширить со временем свое знакомство с операми Штрауса, благо Мариинка этому способствует.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2017-05-16 00:51:00
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3584937.html

"Саломея" Р.Штрауса в Мариинском-2, реж. Марат Гацалов, дир. Кристиан Кнапп

Из критических рецензий после премьеры вообще ничего нельзя было понять про постановку кроме того, что Саломея в "танце семи покрывал" сбрасывает себя все и сразу. На самом деле "обнаженка", конечно, мнимая, имитированная, и суть совсем не в ней, хотя этот прием присутствует в спектакле не сам по себе, а лишь наиболее наглядно проявляет последовательность режиссерского и художнического (сценограф Моника Пормале, костюмы Роландса Петерхолса) замысла. Герои "Саломеи" заходятся в истериках и экстазах, но мизансцены в спектакле Мариинского театра подчеркнуто статичны, костюмы абстрактны, гамма очень сдержанная и ограниченная по цветам (в свете европейской моды традиционно: ЧБ и немного красного). Сценографическая конструкция состоит из блоков-ячеек, которые складываются в три буквы - С и ОН, к финалу объединяясь в СОН. Те "ячейки" наполняют "книжники" с горами талмудов, в них же на "танце семи покрывал" и появляется "обнаженная" Саломея.

Вместо активного действия - по сути "живая инсталляция", с видео (показавшимся мне несколько избыточным, особенно что касается кадров с марширующими японскими милитаристами; да и фрески с гравюрами на соответствующий библейский сюжет, пожалуй, здесь необязательны), выверенным светом, сложной машинерией. И в этой механистичной, статичной "среде" проживают каждый свою страсть главные герои. Все они жертвы своих страстей - от Иоканаана до Иродиады, и Саломея, разумеется, тоже жертва. Бросается в глаза, что Саломея и Иродиада - практически "двойники", обе героини - длинноволосые "блондинки", только Саломея юная и несколько "кукольная" поначалу, а Иродиада постарше. На самых премьерных показах спектаклем дирижировал Валерий Гергиев, у нас за пультом стоял Кристиан Кнапп, и солистам порой непросто было пробиться сквозь оркестр. Лучше всего это удавалось Евгению Никитину-Иоканаану за счет, видимо, того, что тихо он петь просто не может - убедительнее всего его голос звучал "за сценой". Евгения Муравьева-Саломея увереннее чувствовала себя в "низах", нежели в "верхах" (диапазона маловато а он для этой партии необходим). Андрей Зорин-Ирод временами куда-то пропадал, Иродиаду в нашем составе пела Наталья Евстафьева - говорят, попасть именно на нее большая удача. Для меня же большая удача попасть в принципе на премьерную питерскую "Саломею" - свежа на памяти недавняя московская версия Екатерины Одеговой под управлением Яна Латама-Кенига в "Новой опере" -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3183894.html

- тем интереснее мне было смотреть и слушать спектакль Марата Гацалова в таком контексте.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Маргарита Федорова
https://vk.com/wall5284716_63

3.07.2017, Саломея, Мариинский-2
- Ты Фрейда читал?
- Нет.
-Ну и правильно, меньше знаешь – лучше спишь.

Евангельский сюжет об усекновении головы Иоанна Крестителя, возможно, никогда бы не произвел такой фурор на оперной сцене, если бы не теории австрийского «отца психоанализа».

Согласно Библии, инициатором казни Иоанна была Иродиада. Почти за 20 лет до Штрауса оперу «Иродиада» написал Массне, где Саломея предстает типичной французской лирической героиней. Она влюбляется в Иоанна, тот отвечает ей взаимностью – по свидетельству очевидцев, была даже сцена, где герои занимались любовью. Потом Иоанна казнят по приказу Ирода, и Саломея, узнав о смерти возлюбленного, закалывает себя кинжалом. Но в начале ХХ века публику такие «высокие» отношения уже не устраивали, она хотела чего-нибудь погорячее. И вот появляется пьеса Уайльда, где акцент хотя и сделан на персонаже Ирода, но есть множество эпизодов, дающих пищу самому богатому и нездоровому воображению. Штраус тут же понял, что напал на золотую жилу. И когда один из друзей порекомендовал ему подумать о сюжете Уайльда, он ему ответил: «Уже пишу оперу!». Как показала история, Штраус не зря спешил: параллельно с ним за пьесу Уйальда ухватился французский композитор Антуан Мариотт, и к финишу они пришли практически одновременно. Но «Саломея» Мариотта была представлена публике позднее, и на ее долю выпал куда более скромный успех: «кто раньше встал – тому и тапки».

По легенде, жил-был в смутные времена пророк Иоанн (в опере – Иоканаан), который, как и полагается всем святым, ходил в рубище, питался диким медом и акридами и, «что самое ужасное», был девственником. Все это давало ему право клеймить руководство страны за аморальный образ жизни, чему он и предавался с редкой настойчивостью. Конечно, Фрейд сразу определил бы, что это сублимация, но нервное руководство обвинило Иоанна в оппозиции и посадило его в тюрьму.
Что же было неладно с руководством? Царь Ирод отбил свою жену Иродиаду у брата, тоже царя Ирода. Надо сказать, что Иродиада к тому же приходилась ему племянницей, поскольку отец Ирода – Ирод Великий – был ее дедом (вот откуда произошел статус «все сложно»). Из этой истории можно сделать вывод о том, что с именами и неродственниками тогда была крайняя напряженка. Фрейд скажет – инцест, но давайте посмотрим, чем в ту пору занимались такие харизматичные римские лидеры, как Нерон, Калигула и Тиберий.

Саломея приходилась падчерицей Ироду (кстати, впоследствии она вышла замуж за того самого брата Ирода, который был предыдущим мужем ее матери и у которого Ирод ее отбил – но это уже НАСТОЛЬКО сложные отношения, что тут сам Фрейд ногу сломит), и когда тому надоела мать, то он обратил внимание на дочь. А Саломея обратила внимание на Иоканаана, который был, наверное, единственным мужчиной, не обращавшим на нее никакого внимания. И это избалованную царевну сильно зацепило.

У Саломеи никак в голове не укладывалось: она, вся такая опалово-бледная и лунно-прекрасная, САМА пришла к этому оборванцу, наговорила ему целую поэму комплиментов и всего-то хотела поцеловать – а он отказался! (Иоканаана тоже можно понять – сидит он немытый, нечесаный и небритый, к тому же девственник, а к нему царская дочь с поцелуями пристает – возможно, он просто постеснялся не оправдать ее ожиданий).

История умалчивает о том, где и когда Саломея обучилась искусству эротического танца. Возможно, это входило в образовательную программу благородных девиц того времени. Во всяком случае, она настолько поразила своим выступлением видавшего виды отчима, что тот пообещал ей дать все, что она попросит. Даже мантию первосвященника и завесу ковчега. Но Саломея потребовала подарок пооригинальнее: голову Иоканаана. Пришлось сдержать слово. Теперь царевна могла целовать Иоканаана сколько угодно, если бы Уайльд не придумал Ироду отдать приказ ее убить (хотя в реальности, как было упомянуто, она жила после этой истории долго и счастливо – но в ХХ веке уже точно знали, что никаких хэппи-эндов в успешных произведениях быть не может).

Новая Мариинская постановка «Саломеи» произвела приятное впечатление. Постановщики не стали режоперазитировать на опере Штрауса, буквально следуя его завету: «Нельзя неистовствовать одновременно на и перед сценой – это слишком много! Хватит и того, что бушует оркестр!». Действие происходит в палатах (дворца Ирода) некой больницы (возможно, знаменитой клиники Фрейда), представители царской семьи облачены в подобие смирительных рубашек, а Ирод к тому же обмотан бинтами, как и положено душевнобольным. Внутри палат высятся стопки каких-то медицинских карточек, и люди в белых халатах их внимательно изучают. Внешне палаты складываются в слово «СОН» (тоже вполне в духе Фрейда). Когда его буквы сдвигаются вплотную, возникает маска кричащего человека, напоминающая известную картину Мунка, которая стала символом экспрессионизма. Как и опера «Саломея», ставшая символом экспрессионизма музыкального.

На примере «Саломеи» Штраус убедительно доказал, каким мощным выразительным средством может быть инструментовка. «Душа» этой музыки – не мелодия, не гармония, не ритм, а именно оркестр, то есть оркестровые эффекты. Взять появление Ирода, где на фоне едва слышного тремоло звучит соло контрафагота, рождая образ ветра в пустыне. По сравнению с Вагнером, инструментальная роскошь партитуры Штрауса более утонченная и изысканная, в венском стиле. А вот оригинальностью тематизма Штраус не озадачивался: в характеристике Саломеи есть что-то от вальса (тоже венского), и у Ирода появляется вальс сомнительного происхождения. В кульминации финала оперы вообще нагло звучит тема из первой части «Патетической» симфонии Чайковского (недаром говорил Пикассо: «Хорошие художники копируют, а великие – воруют»). Только уЧайковского в ней используется альтерированная субдоминанта, а у Штрауса – расщепленная: на альтерированную наложен субдоминантовый аккорд без альтерации.

Как известно, Рихард Штраус был не только выдающимся композитором, но и дирижером, и оставил несколько забавных правил по дирижированию. Например, такое: «Если тебе кажется, что медные духовые звучат недостаточно громко, немедленно приглуши их еще». Или такое: «Никогда не смотри поощрительно на медные – это лишь возбуждает их и они выходят за рамки дозволенного» (особенно интересно услышать такое от композитора, впихнувшего огромное количество меди везде, где только можно). Но маэстро Гергиев в кульминации бросил не просто поощрительный, а прямо-таки призывный взгляд, в ответ на который медные впились в эту расщепленную субдоминанту со страстью не меньшей, чем Саломея – в раскрытые губы отрубленной головы Иоканаана. Между тем, на сцене никаких отрубленных голов не было, и правильно: столь яркие музыкальные средства ни к чему усугублять соответствующим зрительным рядом.

Первая исполнительница Саломеи заявила, что она приличная женщина и петь эту партию не будет. Тем более что для правильного исполнения композитор велел ей идти в зоопарк и слушать, как воют гиены с тиграми. По-моему, Елене Стихиной можно сразу давать «Золотую маску» за вокальную и актерскую работу. Хотя ее голос слишком красивый. Впрочем, чары «цветов зла» обладают более сильным воздействием, чем зло в неприглядно-отталкивающем виде. Но не надо забывать, что партия Саломеи разрушает молодые красивые голоса не хуже вагнеровских. Вот Евгений Никитин (Иоканаан) и Андрей Попов (Ирод), уж на что закаленные в подобных ролях певцы, и то не всегда были способны выдерживать этот изматывающий режим по пробиванию огромного оркестра. Кстати, главный минус постановки – стенки периметра палат-ячеек дополнительно «гасят» силу голоса, когда солисты подходили к самому краю или пели из-за кулис (Иоканаан), то звучание становилось на порядок мощнее.
Che mai sento!